|
|
Информационный бюллетень, январь 2021 |
Международная конференция "Попечение Церкви о душевнобольных: религиозный мистический опыт и психическое здоровье"Ниже публикуются доклады участников конференции "Попечение Церкви о душевнобольных: религиозный мистический опыт и психическое здоровье", 7-8.11.2019 г., Москва (продолжение) Биполярные расстройства и религиозные переживанияЕва Аувеханд ВступлениеДля меня большая честь поделиться с вами некоторыми результатами своей кандидатской диссертации - проекта по биполярному расстройству и религиозному опыту. Я изучала богословие в восьмидесятых годах и с 1988 года являюсь капелланом в области психиатрии и пастором Протестантской Церкви в Нидерландах. В нашей стране сложилась такая ситуация, когда духовное попечение является частью общей больничной помощи, оплачиваемой страховыми компаниями или государством. Наша страна очень секуляризирована в том смысле, что около двух третей населения не относят себя ни к какому религиозному институту (церкви или мечети), и чуть меньше половины населения не считают себя религиозными или верующими. В то же время повсюду расцветают всевозможные формы индивидуализированной духовности. Этот контекст определенно накладывает отпечаток на результаты исследования, которые в России, вероятно, были бы иными. Как больничный капеллан, я часто встречала людей с биполярным расстройством, которые поступали в больницу и рассказывали о своем религиозном опыте. Моя докторская диссертация началась с вопроса о том, как пациенты после выздоровления, будучи стабильными, будут оценивать свой религиозный опыт. Предмет исследованияОбщий вопрос исследования: как стабильные пациенты с биполярным расстройством интерпретируют религиозные переживания, возникающие во время эпизодов заболевания, а также в стабильные периоды, и какого отношения к таким переживаниям они ожидают? Этот вопрос был разделен на различные подвопросы, относящиеся к разным типам религиозного опыта, который могут иметь люди с биполярным расстройством. Во-вторых, о том, как они интерпретируют переживания, которые они имели во время мании и депрессии. И в-третьих, как часто возникали такие переживания и интерпретации и были ли они достоверно связаны с расстройством и религиозностью пациентов. Биполярное расстройствоБиполярное расстройство (БР) - это психическое заболевание, которым страдает 1-2% населения. Ранее его называли маниакально-депрессивным психозом. Биполярные расстройства характеризуются двумя отличительными чертами: полярностью и цикличностью. Маниакальные или гипоманиакальные эпизоды чередуются с депрессивными эпизодами с периодами без симптомов в периодическом циклическом ритме. Мания и в меньшей степени гипомания характеризуются повышенным и экспансивным, иногда раздражительным настроением, часто сопровождающимся чувствами грандиозности и чрезмерной разговорчивостью, сниженной потребностью во сне, скачкой идей и стремлением к чрезмерной активности, которая зачастую имеет болезненные последствия. Двумя основными вариантами заболевания являются биполярное расстройство I, характеризующееся возникновением мании, и биполярное расстройство II, характеризующееся гипоманией. Мания подразумевает более серьезную дисфункцию в социальной жизни, чем гипомания, и может иметь психотические признаки. Лица с биполярным расстройством I чаще госпитализируются, чем пациенты с биполярным расстройством II. Тем не менее, социальное и психологическое бремя депрессии при обоих типах заболевания является весьма серьезным. Теоретическая основаТеоретическая основа исследования восходит к работе Клейнмана (1988, 1991), психиатра и специалиста по культурной антропологии. Он различает три типа объяснительных моделей болезней. В настоящем исследовании его концепция объяснительных моделей применяется к религиозному опыту, связанному с БР.
В качестве примера объяснительной модели можно привести следующую: люди с маниакальным состоянием часто ощущают прилив энергии и тепла; и люди, связанные с новой духовностью, объясняют это явление как опыт кундалини, ощущение сильной энергии, идущей вверх и вниз по позвоночнику. Это часть кундалини-йоги, и концепция берет свое начало в Упанишадах, философских сочинениях индуистской традиции. Однако психиатр может диагностировать это явление как развивающуюся манию. В некоторых исследованиях БР и религиозности сообщается о конфликтах или разногласиях в отношении лечения, например, применения лекарств (Mitchell & Romans, 2003, Stroppa & Moreira Almeida, 2013). Для самих пациентов различие между патологией и подлинной религиозностью проблематично, согласно качественному исследованию Michalak и коллег (2006). МетодыВ исследовании применялся смешанный метод; было проведено 34 качественных интервью о религиозных переживаниях и их интерпретациях; есть также количественная часть, состоящая из вопросника, построенного на качественных результатах. Интервью, часть аналитической работы и описание осуществлялись капелланом больницы и стажерами-психиатрами. Опрос проводился в специализированном отделении для больных с БР в психиатрической клинике Альтрехт, Нидерланды (число респондентов N = 196). РезультатыВ таблице 1 приведены религиозные характеристики качественных и количественных выборок по сравнению с населением Нидерландов в целом. Таблица 1. Религиозные характеристики качественных и количественных выборок по сравнению с населением в целом.
1God in the Netherlands [Бог в Нидерландах], 2015 // in Bernts & Berghuijs 2016. 2Часто упоминается вместе с другой принадлежностью. 3Как сказано в книге "Бог в Нидерландах", большое значение - это суммирование баллов за очень большое значение и большое значение по шкале Ликерта от 1 до 4. Религиозные переживания в мании и их длительное влияние В видео на YouTube показаны результаты качественной части исследования (https://www.youtube.com/watch?v=MxrGvWr2zMg). В таблице 2 приведены различные виды религиозных переживаний (качественные результаты, левый столбец), их частота в количественной части исследования и частота во время мании (самооценка). В правой колонке можно увидеть, как часто они встречаются среди населения в целом. Теперь можно легко сказать: эти переживания являются просто симптомами мании, а не истинными религиозными переживаниями. Таблица 2. Типы религиозного опыта во время мании и частота по сравнению с населением в целом (Ouwehand et al. 2019). Качественные показатели - N=34; количественные показатели - N=196.
В таблице 3 показана оценка участниками длительного влияния религиозного опыта. Продолжительное влияние на жизнь людей является показателем религиозного характера этого опыта. Во всех религиозных и духовных традициях подчеркивается преобразующая сила религиозного опыта. Уильям Джеймс (1902/1908) рассматривал плоды религиозного опыта как важный критерий их подлинности. Таблица 3. Типы религиозных переживаний и их продолжительное влияние (ПВ) на основании самоотчетов (Ouwehand et al. 2019). Качественные показатели - N=34; количественные показатели - N=196.
Отмечу два переживания: переживание единения или мистическое переживание, которое можно сравнить с показателями по населению в целом. А также ощущение, что ты значимая религиозная персона. С психиатрической точки зрения, это переживание наиболее ясно определяется как бред величия. И действительно, сами участники не очень часто оценивали его как религиозный опыт, оказавший продолжительное влияние на их жизнь. В таблицах 2 и 3 вы можете видеть, что мистические переживания встречаются в два раза чаще у людей с БР, чем в общей популяции. Они определенно связаны с расстройством, так как встречаются у 66% людей с таким опытом во время мании. И все же половина людей с мистическим опытом считает, что он оказывает длительное влияние на их жизнь. Это очень отличается от переживаний, когда человек ощущает себя важной религиозной персоной; по подсчетам, эти ощущения возникают во время мании у 89% людей с таким опытом. Тем не менее, только одна пятая из них считает, что этот опыт оказывает длительное влияние на их жизнь. Это показывает, что (1) религиозные переживания, связанные с этим расстройством, могут иметь как патологические, так и религиозные особенности. И (2) люди, страдающие БР, после выздоровления сами анализируют свои переживания и различают эти патологические и религиозные особенности. Отсутствие религиозности во время депрессии В таблице 4 показано, что наиболее частым переживанием во время депрессии было переживание отсутствия какой-либо формы веры или духовности и, во-вторых, переживание отсутствия Бога. Вы также можете увидеть, считали ли респонденты, что это оказывало долгосрочное воздействие на их жизнь. Во время депрессии участники часто ставили под сомнение прежние суждения о характере религиозного опыта, произошедшего во время мании. Религиозные сомнения были важной темой в интервью во время депрессии. Таблица 4. Религиозные переживания во время депрессии (Ouwehand et al. 2019). Качественные показатели - N=34; количественные показатели - N=196.
Пояснительные модели для религиозного опыта Пережив этот опыт, многие люди начинают искать его религиозный смысл. В таблице 5 показаны различные объяснительные модели, которые участники использовали для интерпретации своего опыта. Наиболее часто встречалось мнение, что религиозные переживания, даже если они возникали во время мании, были частью духовного развития, а также мнение, что эти переживания могли иметь как патологические, так и духовные черты. Таблица 5. Частота типов интерпретации религиозных / духовных переживаний во время эпизодов биполярного расстройства в голландской биполярной амбулаторной выборке (Ouwehand et al. 2020).
1Включает участников, которые сообщили, что имели религиозные или духовные переживания во время эпизодов болезни. ВыводыНекоторых пациентов из этой группы религиозный поиск, связанный с религиозным опытом во время болезни, приводит к (более активному) приобщению к религии, особенно в контексте новой духовности. Содержание религиозных переживаний, возникающих во время мании, часто не отличается от религиозных переживаний, описанных в литературе по социологии или психологии религии; они являются частью религиозной идиомы общества. Некоторые переживания напоминают психиатрические категории. Экзистенциальная скорбь явно присутствует во время депрессии при биполярном расстройстве, но она не всегда описывается в религиозных терминах. Одними это воспринимается как отсутствие Бога, а другими - как отсутствие религиозного опыта или религиозности в целом, тем более, ели это люди верующие. Процесс интерпретации религиозного опыта - это непрерывный, непрекращающийся процесс, на который влияют перепады настроения, течение заболевания, изначальная и актуальная религиозность человека и общение с другими: родственниками, специалистами по психическому здоровью, духовенством. Длительное влияние переживаний следует рассматривать в свете этого процесса на протяжении многих лет. Стабильное состояние - это прекрасная возможность поразмышлять о религиозных переживаниях, которые были во время обострений, и о длительном их влиянии. Религиозность, по-видимому, влияет на оценку переживаний и определяет их длительное влияние. Основной вывод заключается в том, что люди с БР могут иметь переживания, связанные с манией, которые имеют для них религиозное значение в долгосрочной перспективе. Оценка религиозного значения переживаний важна для пастырского душепопечения, для того чтобы найти сбалансированное отношение к таким переживаниям. Вопросы пастырского попечения
Использованная литература:
|
Главная
страница |
Информационные
материалы |
Ноу-хау | Информационный
бюллетень |
Миссия АСТ | Объявления |
|