Главная страницаИнформационные материалыНоу-хауИнформационный бюллетеньМиссия ACTОбъявления

Информационный бюллетень, январь 2021

Международная конференция "Попечение Церкви о душевнобольных: религиозный мистический опыт и психическое здоровье"

Ниже публикуются доклады участников конференции "Попечение Церкви о душевнобольных: религиозный мистический опыт и психическое здоровье", 7-8.11.2019 г., Москва (продолжение)

Биполярные расстройства и религиозные переживания

Ева Аувеханд

Вступление

Для меня большая честь поделиться с вами некоторыми результатами своей кандидатской диссертации - проекта по биполярному расстройству и религиозному опыту. Я изучала богословие в восьмидесятых годах и с 1988 года являюсь капелланом в области психиатрии и пастором Протестантской Церкви в Нидерландах. В нашей стране сложилась такая ситуация, когда духовное попечение является частью общей больничной помощи, оплачиваемой страховыми компаниями или государством. Наша страна очень секуляризирована в том смысле, что около двух третей населения не относят себя ни к какому религиозному институту (церкви или мечети), и чуть меньше половины населения не считают себя религиозными или верующими. В то же время повсюду расцветают всевозможные формы индивидуализированной духовности. Этот контекст определенно накладывает отпечаток на результаты исследования, которые в России, вероятно, были бы иными.

Как больничный капеллан, я часто встречала людей с биполярным расстройством, которые поступали в больницу и рассказывали о своем религиозном опыте. Моя докторская диссертация началась с вопроса о том, как пациенты после выздоровления, будучи стабильными, будут оценивать свой религиозный опыт.

Предмет исследования

Общий вопрос исследования: как стабильные пациенты с биполярным расстройством интерпретируют религиозные переживания, возникающие во время эпизодов заболевания, а также в стабильные периоды, и какого отношения к таким переживаниям они ожидают?

Этот вопрос был разделен на различные подвопросы, относящиеся к разным типам религиозного опыта, который могут иметь люди с биполярным расстройством. Во-вторых, о том, как они интерпретируют переживания, которые они имели во время мании и депрессии. И в-третьих, как часто возникали такие переживания и интерпретации и были ли они достоверно связаны с расстройством и религиозностью пациентов.

Биполярное расстройство

Биполярное расстройство (БР) - это психическое заболевание, которым страдает 1-2% населения. Ранее его называли маниакально-депрессивным психозом. Биполярные расстройства характеризуются двумя отличительными чертами: полярностью и цикличностью. Маниакальные или гипоманиакальные эпизоды чередуются с депрессивными эпизодами с периодами без симптомов в периодическом циклическом ритме. Мания и в меньшей степени гипомания характеризуются повышенным и экспансивным, иногда раздражительным настроением, часто сопровождающимся чувствами грандиозности и чрезмерной разговорчивостью, сниженной потребностью во сне, скачкой идей и стремлением к чрезмерной активности, которая зачастую имеет болезненные последствия. Двумя основными вариантами заболевания являются биполярное расстройство I, характеризующееся возникновением мании, и биполярное расстройство II, характеризующееся гипоманией. Мания подразумевает более серьезную дисфункцию в социальной жизни, чем гипомания, и может иметь психотические признаки. Лица с биполярным расстройством I чаще госпитализируются, чем пациенты с биполярным расстройством II. Тем не менее, социальное и психологическое бремя депрессии при обоих типах заболевания является весьма серьезным.

Теоретическая основа

Теоретическая основа исследования восходит к работе Клейнмана (1988, 1991), психиатра и специалиста по культурной антропологии. Он различает три типа объяснительных моделей болезней. В настоящем исследовании его концепция объяснительных моделей применяется к религиозному опыту, связанному с БР.

  1. Личные объяснительные модели связаны с тем, как сами пациенты и их родственники объясняют болезненные переживания, в данном случае религиозные переживания, связанные с биполярным расстройством. Личные объяснительные модели часто имеют религиозные или духовные аспекты. Например, у кого-то в развивающейся мании может быть опыт переживания присутствия Бога. Психиатр, вероятно, будет рассматривать это как галлюцинацию.
  2. Второй тип объяснительной модели, на которую ссылается Кляйнман, - это народные представления о здоровье и болезни. Это представления, существующие в обществе, которые объясняют болезнь часто более целостным образом, чем медицинская модель; это может быть альтернативная медицина или церковное целительство или народное благочестие и обряды в церквах и т. д.
  3. Третий тип относится к биомедицинской модели, которую клиницисты используют в своей повседневной работе: взгляд практикующего врача или психиатра на заболевание, знание нозологии и этиологии заболеваний, течение болезни и возможное лечение.

В качестве примера объяснительной модели можно привести следующую: люди с маниакальным состоянием часто ощущают прилив энергии и тепла; и люди, связанные с новой духовностью, объясняют это явление как опыт кундалини, ощущение сильной энергии, идущей вверх и вниз по позвоночнику. Это часть кундалини-йоги, и концепция берет свое начало в Упанишадах, философских сочинениях индуистской традиции. Однако психиатр может диагностировать это явление как развивающуюся манию.

В некоторых исследованиях БР и религиозности сообщается о конфликтах или разногласиях в отношении лечения, например, применения лекарств (Mitchell & Romans, 2003, Stroppa & Moreira Almeida, 2013). Для самих пациентов различие между патологией и подлинной религиозностью проблематично, согласно качественному исследованию Michalak и коллег (2006).

Методы

В исследовании применялся смешанный метод; было проведено 34 качественных интервью о религиозных переживаниях и их интерпретациях; есть также количественная часть, состоящая из вопросника, построенного на качественных результатах. Интервью, часть аналитической работы и описание осуществлялись капелланом больницы и стажерами-психиатрами. Опрос проводился в специализированном отделении для больных с БР в психиатрической клинике Альтрехт, Нидерланды (число респондентов N = 196).

Результаты

В таблице 1 приведены религиозные характеристики качественных и количественных выборок по сравнению с населением Нидерландов в целом.

Таблица 1. Религиозные характеристики качественных и количественных выборок по сравнению с населением в целом.

Качественные показатели (N=34). Психиатрическая клиника Альтрехт, ассоциация пациентов www.psychosenet.nl Количественные показатели (N=196). Выборка Альтрехт, БР Доля от общего населения Нидерландов (илл. 2015)1
Религиозная принадлежность в настоящее время
Католик 15% 19% 12%
Протестант 41% 20% 13%
Другая христианская конфессия - 1% 1%
Ислам 9% 3% 5%
Другие религии - 5% 2%
Отсутствует религиозная принадлежность 35% 52% 68%
Новая или гибридная духовность2 47% - -
Изначальная религиозная принадлежность
Католик 26% 34% 33%
Протестант 47% 30% 24%
Иное или непонятно - 3% -
Ислам 9% 4% -
Отсутствует религиозная принадлежность 18% 29% 35%
Новая или гибридная духовность 2 человека
Самоопределение
Не религиозный, не духовный - 28% 47%
Только религиозный - 9% 22%
Только духовный - 28% 11%
Религиозный и духовный - 35% 20%
Религиозное участие
Большое значение веры3 - 30% 18%
Большое значение духовности - 30% 10%
Личное участие ежедневно - 28% 19% (молитва)
Личное участие ≥ еженедельно - 16% 11% (регулярно)
Личное участие ≥ ежемесячно - 26% -

1God in the Netherlands [Бог в Нидерландах], 2015 // in Bernts & Berghuijs 2016.

2Часто упоминается вместе с другой принадлежностью.

3Как сказано в книге "Бог в Нидерландах", большое значение - это суммирование баллов за очень большое значение и большое значение по шкале Ликерта от 1 до 4.

Религиозные переживания в мании и их длительное влияние

В видео на YouTube показаны результаты качественной части исследования (https://www.youtube.com/watch?v=MxrGvWr2zMg).

В таблице 2 приведены различные виды религиозных переживаний (качественные результаты, левый столбец), их частота в количественной части исследования и частота во время мании (самооценка). В правой колонке можно увидеть, как часто они встречаются среди населения в целом. Теперь можно легко сказать: эти переживания являются просто симптомами мании, а не истинными религиозными переживаниями.

Таблица 2. Типы религиозного опыта во время мании и частота по сравнению с населением в целом (Ouwehand et al. 2019). Качественные показатели - N=34; количественные показатели - N=196.

Тип опыта Из всей выборки Мания (у людей с таким религиозным опытом) Доля от общего населения Нидерландов
Интенсивное переживание любви, мира, счастья, красоты, свободы 77% 66% -
Осмысленность, синхроничность 68% 77% 53-55%
Переживание единения, мистический опыт 57% 66% 29%
Призвание/миссия 51% 77% -
Присутствие Бога/света 44% 76% 32-50%
Озарение, видение 37% 67% 30-31%
Призраки 22% 55% -
Важная рел./сек. персона 20% 89% -
Голоса 12% 54% -
Негативный опыт (только качественное исследование в силу небольшой выборки)

В таблице 3 показана оценка участниками длительного влияния религиозного опыта. Продолжительное влияние на жизнь людей является показателем религиозного характера этого опыта. Во всех религиозных и духовных традициях подчеркивается преобразующая сила религиозного опыта. Уильям Джеймс (1902/1908) рассматривал плоды религиозного опыта как важный критерий их подлинности.

Таблица 3. Типы религиозных переживаний и их продолжительное влияние (ПВ) на основании самоотчетов (Ouwehand et al. 2019). Качественные показатели - N=34; количественные показатели - N=196.

Тип опыта Из всей выборки ПВ (из всей выборки) Доля от общего населения Нидерландов
Интенсивное переживание любви, мира, счастья, красоты, свободы 77% 36% -
Осмысленность, синхроничность 68% 25% 53-55%
Переживание единения, мистический опыт 57% 28% 29% (12% ПВ)
Призвание/миссия 51% 17% -
Присутствие Бога/света 44% 22% 32-50%
Озарение, видение 37% 17% 30-31%
Призраки 22% 11% -
Важная рел./сек. персона 20% 4% -
Голоса 12% 8% -
Негативный опыт (только качественное исследование в силу небольшой выборки)

Отмечу два переживания: переживание единения или мистическое переживание, которое можно сравнить с показателями по населению в целом. А также ощущение, что ты значимая религиозная персона. С психиатрической точки зрения, это переживание наиболее ясно определяется как бред величия. И действительно, сами участники не очень часто оценивали его как религиозный опыт, оказавший продолжительное влияние на их жизнь. В таблицах 2 и 3 вы можете видеть, что мистические переживания встречаются в два раза чаще у людей с БР, чем в общей популяции. Они определенно связаны с расстройством, так как встречаются у 66% людей с таким опытом во время мании. И все же половина людей с мистическим опытом считает, что он оказывает длительное влияние на их жизнь. Это очень отличается от переживаний, когда человек ощущает себя важной религиозной персоной; по подсчетам, эти ощущения возникают во время мании у 89% людей с таким опытом. Тем не менее, только одна пятая из них считает, что этот опыт оказывает длительное влияние на их жизнь. Это показывает, что (1) религиозные переживания, связанные с этим расстройством, могут иметь как патологические, так и религиозные особенности. И (2) люди, страдающие БР, после выздоровления сами анализируют свои переживания и различают эти патологические и религиозные особенности.

Отсутствие религиозности во время депрессии

В таблице 4 показано, что наиболее частым переживанием во время депрессии было переживание отсутствия какой-либо формы веры или духовности и, во-вторых, переживание отсутствия Бога. Вы также можете увидеть, считали ли респонденты, что это оказывало долгосрочное воздействие на их жизнь. Во время депрессии участники часто ставили под сомнение прежние суждения о характере религиозного опыта, произошедшего во время мании. Религиозные сомнения были важной темой в интервью во время депрессии.

Таблица 4. Религиозные переживания во время депрессии (Ouwehand et al. 2019). Качественные показатели - N=34; количественные показатели - N=196.

Тип опыта Из всей выборки ПВ (из всей выборки)
Отсутствие веры/духовности 43% 10%
Божественное отсутствие 36% 8%
Присутствие зла/дьявола (только качественное исследование в силу небольшой выборки)
Грех и вина (только качественное исследование в силу небольшой выборки)

Пояснительные модели для религиозного опыта

Пережив этот опыт, многие люди начинают искать его религиозный смысл. В таблице 5 показаны различные объяснительные модели, которые участники использовали для интерпретации своего опыта. Наиболее часто встречалось мнение, что религиозные переживания, даже если они возникали во время мании, были частью духовного развития, а также мнение, что эти переживания могли иметь как патологические, так и духовные черты.

Таблица 5. Частота типов интерпретации религиозных / духовных переживаний во время эпизодов биполярного расстройства в голландской биполярной амбулаторной выборке (Ouwehand et al. 2020).

Тип интерпретации N1 Да, % Нет, % Не знаю, %
Это часть моего духовного развития, они углубили мою веру 125 46 38 16
Такие переживания имеют как религиозные / духовные, так и патологические ("болезненные") черты 124 42 33 25
Стараюсь избегать таких переживаний 121 31 53 16
Сомневаюсь, являются ли они подлинными ("реальными") религиозными переживаниями или относятся к биполярному расстройству 125 30 53 17
Такие переживания относятся исключительно к моей болезни 123 15 63 22
Такие переживания на самом деле являются признаком духовного кризиса или кризиса веры 124 10 70 20
Лучше я буду вообще держаться подальше от веры или духовности, потому что такие переживания возникают из-за моей болезни 124 4 81 15

1Включает участников, которые сообщили, что имели религиозные или духовные переживания во время эпизодов болезни.

Выводы

Некоторых пациентов из этой группы религиозный поиск, связанный с религиозным опытом во время болезни, приводит к (более активному) приобщению к религии, особенно в контексте новой духовности.

Содержание религиозных переживаний, возникающих во время мании, часто не отличается от религиозных переживаний, описанных в литературе по социологии или психологии религии; они являются частью религиозной идиомы общества.

Некоторые переживания напоминают психиатрические категории.

Экзистенциальная скорбь явно присутствует во время депрессии при биполярном расстройстве, но она не всегда описывается в религиозных терминах. Одними это воспринимается как отсутствие Бога, а другими - как отсутствие религиозного опыта или религиозности в целом, тем более, ели это люди верующие.

Процесс интерпретации религиозного опыта - это непрерывный, непрекращающийся процесс, на который влияют перепады настроения, течение заболевания, изначальная и актуальная религиозность человека и общение с другими: родственниками, специалистами по психическому здоровью, духовенством. Длительное влияние переживаний следует рассматривать в свете этого процесса на протяжении многих лет.

Стабильное состояние - это прекрасная возможность поразмышлять о религиозных переживаниях, которые были во время обострений, и о длительном их влиянии. Религиозность, по-видимому, влияет на оценку переживаний и определяет их длительное влияние.

Основной вывод заключается в том, что люди с БР могут иметь переживания, связанные с манией, которые имеют для них религиозное значение в долгосрочной перспективе. Оценка религиозного значения переживаний важна для пастырского душепопечения, для того чтобы найти сбалансированное отношение к таким переживаниям.

Вопросы пастырского попечения

  • непризнание или недооценка патологии;
  • переоценка религиозного опыта;
  • чрезмерная или интенсивная религиозная практика;
  • сведение религиозного опыта к патологии;
  • религиозная идентичность в контексте перепадов настроения;
  • нахождение баланса между различными аспектами религиозности;
  • девиантный опыт религиозной традиции;
  • подходящий момент для размышлений;
  • священство, монашество;
  • стигма / изоляция людей с психическими расстройствами.

Использованная литература:

  1. James, W. (1902/1908). The varieties of religious experience. A study in human nature. New York, London, Bombay: Longmans, Green, And Co. URL: https://archive.org/details/
  2. Kleinman, A. (1988). The illness narratives. New York, NY: Basic Books.
  3. Kleinman, A. (1991). Rethinking psychiatry. From cultural category to personal experience. New York: The Free Press.
  4. Michalak, E. E., Yatham, L. N., Kolesar, S., & Lam, R. W. (2006). Bipolar disorder and quality of life: A patient-centered perspective. Quality of Life Research, 15, 25-37. URL: www. ncbi.nlm.nih.gov/pubmed/16411028.
  5. Mitchell, L., & Romans, S. (2003). Spiritual beliefs in bipolar affective disorder: Their relevance for illness management // Journal of Affective Disorders, 75, 247-257. doi: 10.1016/S0165-0327(02)00055-1.
  6. Ouwehand, E., Wong, K., Boeije, H., & Braam, A. (2014). Revelation, delusion or disillusion: subjective interpretation of religious and spiritual experiences in bipolar disorder // Mental Health, Religion and Culture, 17(6), 615-628.
  7. Ouwehand, E., Muthert, J.K., Zock, T.H., Boeije, H. & Braam, A.W. (2018). Sweet Delight and Endless Night: A Qualitative Exploration of Ordinary and Extraordinary Religious and Spiritual Experiences in Bipolar Disorder // The International Journal for the Psychology of Religion, 28(1), 31-54.
  8. Ouwehand, E., Braam, A. W., Renes, J.W., Muthert, J. K., Stolp, H. A., Garritsen, H. H., & Zock, T. H. (2019). Prevalence of religious and spiritual experiences and the perceived influence thereof in patients with bipolar disorder in a Dutch specialist outpatient center // The Journal of Nervous and Mental Disease, 207(4), 291-299.
  9. Ouwehand, E., Zock, T. H., Muthert, J. K., Boeije, H., & Braam, A. W. (2019a). The Awful Rowing Toward God. Interpretation of Religious Experiences by Individuals with Bipolar Disorder // Pastoral Psychology 68 (4): 437 462.
  10. Ouwehand, E., Braam, A. W., Renes, J. W., Muthert, J. K., Zock, T. H. (2020). Holy Apparition or Hyperreligiosity. Prevalence of Explanatory Models for Religious and Spiritual Experiences in Patients with Bipolar Disorder and their Associations with Religiousness // Pastoral Psychology, 69, 29-45.
  11. Stroppa, A., & Moreira-Almeida, A. (2013). Religiosity, mood symptoms and quality of life in bipolar disorder // Bipolar Disorders, 15, 385-393. doi: 10.1111/bdi.12069.

TopК началу страницы
Главная
страница
Информационные
материалы
Ноу-хау Информационный
бюллетень
Миссия АСТ Объявления

Copyright (c) Круглый стол по религиозному образованию и диаконии, 1996-2021. Все права защищены.