Главная страницаИнформационные материалыНоу-хауИнформационный бюллетеньМиссия ACTОбъявления

Информационный бюллетень, январь 2021

Конференция по проблемам зависимости

Ниже публикуются доклады участников
конференции "Богословское осмысление проблем зависимости: православный и католический взгляд",
1-2.10.2019 г., С.-Петербург (продолжение)

Протоиерей Максим Плетнев

"Более же всего имейте усердную любовь друг ко другу; потому что любовь покрывает множество грехов" (1 Петр. 4:8).

"Братия! если кто из вас уклонится от истины, и обратит кто его, пусть тот знает, что обративший грешника от ложного пути его спасет душу от смерти и покроет множество грехов" (Иак. 5:19-20).

Эти две цитаты наиболее полно отражают принципы работы программы помощи зависимым "Фавор". Действительно, мы стараемся руководствоваться в своей работе любовью, как бы высокопарно это ни звучало, и надеемся, что, по слову апостола Иакова, наши труды помогают зависимым обретать истинный путь. Мы уверены, что наш труд изменит и нашу собственную духовную жизнь.

Отвечая на вопрос "почему и зачем человек употребляет ПАВ", христианское богословие указывает на безбожие, греховное повреждение человеческой природы, страсть, грех, плен души, рабство греху. Ответ психологии: человек употребляет ПАВ в силу особых психологических причин, которые формируются в результате психотравм, дисфункциональной семьи и т. д. Эти два подхода можно объединить одним понятием - "неполнота бытия". Эта неполнота, в конечном счете, восходит к отсутствию/нехватке любви: любви Бога, любви к Богу, любви между людьми.

Итак, неполнота бытия - неполнота любви - вот истинная и глубинная причина употребления психоактивных веществ. И мы хотим, чтобы наша программа "Фавор" становилась ответом на эту неполноту.

В своей деятельности мы руководствуемся био-психо-социо-духовной моделью зависимости. Этой моделью можно руководствоваться не только в проблематике зависимости, но и в некоторых церковно-пастырских вопросах: ведь нередко те вопросы, с которыми люди приходят к священнику, имеют ответы в области психологии.

Наша программа помощи зависимым действует с 2015 года: сначала с названием "Городской Буксиръ", а с 2018 - "Фавор". Она была учреждена сотрудниками Координационного центра по противодействию наркомании и алкоголизму (КЦ), входящего в структуру Отдела церковной благотворительности и социального служения Санкт-Петербургской епархии, учрежденного 11 сентября 2014 года.

Сегодня в структуру КЦ помимо Благотворительной общественной организации "Фавор" входят консультационный центр, телефон доверия, курсы трезвости, группы для созависимых, программы профилактики девиантного поведения, "Братский Совет" (объединение братств и обществ трезвости Санкт-Петербургской митрополии) и ряд клубов: духовно-просветительский "Ортодокс", киноклуб "Зеркало" и волонтерский "Доброе дело".

С организационной точки зрения, программа помощи зависимым "Фавор" осуществляется одновременно и БОО "Фавор", и КЦ. Она действует семь дней в неделю, предоставляется помощь бесплатно и конфиденциально мужчинам и женщинам в возрасте от 18 до 60 лет. Положительный ВИЧ-статус не является препятствием для прохождения реабилитации. Занятия проходят в группах: дневная группа с 14:00 до 17:00, вечерняя с 19:00 до 22:00. Главное условие участия в программе - трезвость во время прохождения реабилитации.

Общая цель нашей деятельности - служение Богу и людям - служение любви; а конкретная - оказание помощи зависимым и их близким через создание "духовно-терапевтической среды" (ДТС), в которой формируются навыки трезвости и духовной жизни. В идеале, это среда любви/приятия/понимания, среда как община, как общая жизнь. ДТС создается в реабилитационном процессе как среда сотрудников и участников программы (соработников). Но мы пытаемся создавать среду и вне реабилитации: ДТС как возможность иной жизни.

В ходе нашей работы появился термин "открытая реабилитация", поясняющий то, что мы делаем: если "закрытая реабилитация" - это реабилитация в центрах круглосуточного пребывания, то "открытая", соответственно, - это амбулаторные программы.

По сути, у нас создан полноценный амбулаторный центр оказания помощи зависимым и их близким, куда входят:

  • консультационный центр: телефон доверия, первичные консультации;
  • реабилитационная работа: курсы трезвости (две группы - дневная и вечерняя), реабилитация три месяца, семь дней в неделю;
  • работа с родственниками: две терапевтические группы в неделю;
  • индивидуальные консультации с зависимыми и их близкими;
  • постреабилитационная программа: группы взаимопомощи, киноклуб "Зеркало", просветительский клуб "Ортодокс" и т. д.;
  • профилактическая программа.

Вернемся к термину "открытая реабилитация". Существует значительная разница в работе центра реабилитации загородного/круглосуточного типа и амбулаторного центра.

Если в круглосуточных стационарах важно, чтобы человек не ушел с реабилитации, то в нашей работе реальность такова, что наш подопечный от нас уходит каждый день. И перед нами стоит задача сделать так, чтобы участник программы к нам возвращался, тоже каждый день. Перед нами стоит задача выстроить работу так, чтобы зависимому было интересно, чтобы происходящее для него было ценно.

Мы создаём духовно-терапевтическую среду, в которой формируются навыки трезвости. Их можно разделить на социально-психологически и духовные.

К социально-психологическим навыкам относятся следующие:

  1. Разморозка чувств, распознавание чувств - знакомство с собой. И здесь мы не оригинальны. Наши воспитанники ведут дневник самонаблюдения. Для ведения дневника используется таблица, в которую для различных чувств (гнев, страх, печаль, радость, благодарность, любовь) заносится следующая информация: ситуации; принятие/непринятие; реакция тела, как отреагировал; ожидания. Благодаря ежедневному ведению дневника, участник программы узнает себя и понимает, кто он, учится распознавать чувства, реакции тела в разных ситуациях, осознавать собственные поступки в контексте разных ситуаций и ощущений.
  2. Осознание своей жизни, рефлексия. Это важнейший навык трезвости. Выработка этого навыка является одной из главных задач реабилитации.
  3. Умение обращаться за помощью. В условиях реабилитации человек учится рассказывать о своей проблеме товарищам, специалисту, священнику.
  4. Самоорганизация. Она подразумевает навык планирования событий недели, сроков выполнения заданий, дежурств и пр.
  5. Саморазвитие, самообразование. Сюда входит также изучение информации о болезни, симптомах, срывах.
  6. Творчество.

Прежде чем перейти к духовным навыкам, расскажу ещё об одном термине, появившемся в ходе нашей реабилитации, - "мягкое воцерковление". Что это такое? Мы выступаем за осознанное участие в реабилитации - это основа успеха. Соответственно и церковная/духовная жизнь должна быть тоже осознанной. Есть обязательные моменты церковной жизни, они носят дисциплинарный характер: посещение храма согласно расписанию занятий (в выходные дни); молитвы перед занятиями, молебны. Присутствие на этих молитвах обязательно, остальное по желанию. В духовных беседах делается акцент на реальном религиозном опыте, на построении личных отношений с Богом.

К духовным навыкам трезвости относятся следующие:

  1. Искренность. Один из самых важных навыков трезвой жизни. Искренность и честность необходимы в духовной жизни и во взаимоотношениях с Богом. Искренность и честность перед собой, а потом и перед другими.
  2. Благодарность. Для некоторых участников нашей программы благодарить, уметь увидеть повод для благодарности оказывается непросто.
  3. Послушание. Выполнение правил программы и указаний специалистов.
  4. Навык молитвы. Перед началом групповых занятий прочитывается краткое молитвенное правило, участники читают молитвы по очереди. Для многих это первый молитвенный опыт, так сказать первые шаги.
  5. Участие в таинствах. Мы проводим основную свою работу на территории Александро-Невской Лавры в помещениях Епархиального управления, поэтому к нам обращаются те, кто понимает, что реабилитация основана на христианских принципах. Но воцерковленных участников программы не много - процентов 20. Мы подводим человека к участию в таинствах, знакомим с теорией и предлагаем перейти к практике. Участие в таинствах совершается добровольно, оно должно быть осознанным. Обычно вхождение в практику церковной жизни для наших реабилитантов становится событием, и постепенно приобретается навык и потребность в этом участии.
  6. Радость бытия. Это то, что часто отсутствует у участников нашей программы. Зачастую зависимый человек - это человек, который разучился радоваться. Мы пытаемся заново научить его и радоваться, и сорадоваться.
  7. Богомыслие. Это умение всё, что происходит в этом мире, увидеть духовным взглядом, соотнести со Христом, в том числе и свою жизнь. Этот навык формируют духовные занятия, опыт молитвы, опыт церковной жизни и также задание "Моя духовная биография", смысл которого заключается в том, чтобы рассказать о своем пути к Богу. С чего начались мои отношения с Богом, мои первые религиозные переживания, первая молитва, первое сердечное обращение к Господу. Душа человека - это поле битвы ангелов и бесов, добра и греха, и духовная биография должна описать историю этой борьбы; историю того, как в душе росло и развивалось стремление к Богу, к Церкви, к добру, к победе над грехом. И историю того, как развивались мои отношения с грехом и со злом.

Помимо уже упомянутого дневника самонаблюдения и составления "духовной биографии", участники программы выполняют и другие письменные задания, целью которых является развитие навыков самоанализа и здравого критического мышления. В программу реабилитации входят и другие формы занятий: лекции о разных аспектах зависимости и выздоровления, индивидуальные консультации, беседы на духовные темы, терапевтические занятия, групповая терапия.

Около 20% участников нашей реабилитационной программы - люди воцерковленные. Но если верующий человек употребляет, то это значит, что его духовная жизнь находится в глубоком кризисе. Мы помогаем участникам программы "перезагрузить" свою духовную жизнь, даем возможность духовного возрождения.

Многие из участников - люди глубоко одинокие. Часто их жизнь как выжженное поле. Одна из задач, которую мы перед собой ставим, - это создание духовно-терапевтической среды вне реабилитации. По сути, создание в городе Санкт-Петербурге "пространства христианской жизни", где будет решена проблема одиночества.

TopК началу страницы
Главная
страница
Информационные
материалы
Ноу-хау Информационный
бюллетень
Миссия АСТ Объявления

Copyright (c) Круглый стол по религиозному образованию и диаконии, 1996-2021. Все права защищены.