Главная страницаИнформационные материалыНоу-хауИнформационный бюллетеньМиссия ACTОбъявления

Информационный бюллетень, ноябрь 2020

Международная конференция "Попечение Церкви о душевнобольных: религиозный мистический опыт и психическое здоровье"

Ниже публикуются доклады участников конференции "Попечение Церкви о душевнобольных: религиозный мистический опыт и психическое здоровье", 7-8.11.2019 г., Москва (продолжение)

Религиозный бред конца света. Пилотажное исследование

Борисова О.А., Орехова П.В.

Для обозначения религиозного бреда конца света в психиатрии исторически использовались в качестве синонимов два термина: бред апокалиптический и бред эсхатологический.

Однако при проведении пилотажных исследований клинических случаев бреда конца света были выявлены значительные различия как в психопатологической картине эти состояний, так и в механизме бредообразования, типе течения заболевания, остроте состояния, в синдромологических особенностях, типе исхода заболевания, в степени социальной опасности и последствиях.

По предварительным данным мы считаем возможным выделить два вида религиозного бреда конца света (2 разновидности): эсхатологический (семантически - как учение о конце света) и апокалиптический, как непосредственное переживание конца света в настоящий момент или его неминуемого приближения.

Апокалиптический бред (12 больных) наблюдался, в основном, у больных с чувственным бредом. Он сопровождался выраженным чувственным компонентом - больной переживал ощущение происходящего в данный момент конца света, гибели всего мира. Обычно это сопровождается антагонистическим бредом. Больные чувствуют себя находящимися в центре мировой борьбы добра и зла, видят предвестников надвигающегося конца света. В окружающих людях распознают преображенных пособников антихриста, которые следят за ними либо хотят нанести больным какой-либо вред. Эти состояния сопровождаются выраженным чувством страха, ощущением надвигающейся катастрофы, изменения окружающей их в действительности обстановки, разыгрывающейся вокруг них инсценировки. В некоторых случая на высоте состояния они могут не реагировать на обращенную к ним речь, их действия обусловлены только внутренними патологическими переживаниями и обычно не целенаправлены. Больные могут ползать, извиваясь, по полу, обнажаться или прятаться. При этом они могут быть агрессивными, хватать людей за волосы, толкать их с высоты. Одна из наших больных предприняла попытку выпрыгнуть из окна с маленькой дочерью, "чтобы спастись от Страшного Суда".

Больные видели угрожающие видения, сгущающиеся вокруг них тучи. Они ощущали перемещение в пространстве: погружение во тьму, проваливание куда-то, попадание в пространство без воздуха. Мир рушился, они ощущали присутствие дьявола, пытались спастись.

Эсхатологический бред (6 больных) - это интерпретационной бред, в основе которого лежит своеобразное понимание какого-нибудь варианта толкования конца света, какого-нибудь нового прочтения Священного Писания с последующим нахождением бредовых подтверждений этого варианта в реальной жизни и в действиях окружающих. Этот вид бредовых расстройств представляет собой искаженное, патологическое учение о конце света, которое не поддается коррекции, с выделением предвестников, предсказаний конца света, выявлением отдельных персонажей будущих событий и возможных вариантов поведения, которые позволили бы избежать погибели. Преобладает интерпретативный механизм бредообразования, когда больные постепенно формируют свое представление о Втором Пришествии Христа. Один из клинических примеров: сведения о том, что концу света должно будет предшествовать появление 2-х зверей, были расценены как грядущее появление не одного, а 2-х антихристов; больной понял, что один появится в России, а второй в ООН. Манера поведения, улыбка настоятеля монастыря позволили больному предположить, а затем убедиться, что тот является одним из антихристов. В дальнейшем отдельные факты, общественные события и прочитанные книги лишь укрепляли возникшие убеждения. Так, в новой книге название монастыря было набрано крупным шрифтом из заглавных букв, что расценивалось как изменение названия монастыря, и, следовательно, предание имени Спасителя поруганию. Через некоторое время больной сделал вывод, что поругание имени Спасителя может привести к изменению традиционного покрытия Чаши [воздухом] во время литургии и превращении Евхаристии в театральное действие, лишение ее самой сути и т.д. В дальнейшем развитие паранойяльной симптоматики характеризовалось систематизацией паранойяльных идей с усложнением, открытием новых деталей, например, при более детальном изучении Священного Писания, либо же находками новых подтверждений прежних убеждений. Развитие паранойяльной симптоматики длились достаточно долго - от 5 до 8 лет.

Необходимо отметить такую особенность, как диссонанс, разрыв, противоречие между тем, как эти больные вели себя, и какие убеждения они исповедовали. Они следуют традиционным правилам церковной жизни (регулярно посещают церковь, поддерживают отношения с прихожанами и иногда даже активно участвуют в жизни церкви и общин, занимаясь организацией благотворительной деятельности, помощью больным). Они могут соблюдать посты, исповедоваться, причащаться, но при этом избегают сообщать на исповеди имеющиеся у них особые мнения и убеждения, касающиеся толкования основных догм православной веры. При наличии у больных стенических черт, они могут индуцировать своими идеями окружающих.

Синдромологически эсхатологические состояния можно расценивать как бредовые расстройства паранойяльного уровня. В нозологическом плане обычно такие состояния развиваются в постприступный период после перенесенного аффективно-бредового приступа в рамках приступообразной шизофрении либо в рамках легированной формы шизофрении.

Сопоставление двух разновидностей бреда конца света

Эсхатологический Апокалипсический
Механизм бредообразования Интерпретационный Чувственный
Синдромологические характеристики Паранойяльный бред Бред инсценировки, антагонистический бред, острый фантастический бред, орейройдно- кататонические состояния
Степень систематизации Систематизированный Слабосистематизированный
Временное направление На будущее На настоящий момент, переживается непосредственно в настоящий и непосредственно-грядущий момент
Тип течения болезни Непрерывный, малопрогредиентный или легированный Приступообразный
Острота состояния Хроническое Острое
Срок выявления и обращения к психиатру После длительного течения Сразу после развития острого приступа
Социально опасные последствия Индуцирование окружающих, бредовое поведение Неадекватное поведение в приступе

Таким образом, при исследовании больных с бредовыми идеями конца света была выявлена неоднородность данных бредовых состояний, целесообразность разделения их на две группы, различающиеся по механизму бредообразования, типу течения заболевания, остроте состояния, синдромологическим особенностям, социальной опасности и последствиям, типу исхода заболевания. Это требует дальнейшего изучения данных разновидностей бреда конца света для разработки тактики ведения этих больных и профилактики социально значимых нарушений поведения.

Слышание голосов: как отличить психическую патологию от сверхъестественных явлений?

Священник Хосе Антонио Фортеа Кукурулл

Как различить, действительно ли человек слышит голос Божий или же он стал жертвой самообмана, испытывает галлюцинации? С одной стороны, необходимо учитывать, что Бог, удивляя нас, может вести Себя неожиданно, непредсказуемо. С другой - понятно, что есть случаи явной патологии, очевидной для людей здравомыслящих, когда все голоса и образы исходят из поврежденного, неправильно мыслящего рассудка. Подобные патологии, связанные с религиозной тематикой, характерны для многих больных шизофренией.

В то же время мы, верующие, вполне допускаем, что Бог может с нами говорить. И верим: если Он желает нам сообщить что-то, то в качестве "передатчика" выберет человека, которому мы доверяем, а не такого, кому никто не поверит из-за его грехов - из-за его лживости, или похоти, или склонности к воровству. Многим и так трудно поверить, что Бог послал нам какое-то сообщение, а уж если "передатчик" не лучшего качества, то вера в это вообще исключена.

Итак, человек, услышавший голос Божий, должен быть того достоин. И, говоря с нами, Бог в Своей безграничной мудрости всегда действует наиболее разумно. Поэтому нам, как и при встрече с явной патологией, достаточно ясны и те случаи, когда голос Божий слышит человек, чья святость не вызывает сомнений, который творит чудеса и имеет пророческий дар от Бога.

Однако между двумя этими крайними вариантами - явной патологии и несомненной святости - имеются не столь очевидные случаи, когда мы не можем определенно решить, то ли перед нами Божий пророк, то ли человек, внимающий болезненным галлюцинациям. В большинстве подобных случаев прийти к окончательному выводу помогает время: некоторые "пророки" день ото дня передают нам все больше и больше несуразных, беспочвенных посланий. С такими людьми говорит не Бог, а их помешательство, их поврежденный рассудок.

Как уже было сказано, Бог может нас удивлять, ибо Его непостижимость простирается несоизмеримо дальше наших мыслей, представлений, планов. Бог неподвластен нашему ограниченному мышлению, и потому мы обязаны подходить к каждому случаю слышания голоса Божьего максимально смиренно.

Бывает, что со временем становится видна святость человека, слышащего голос. Так что исходно помимо проблемы критериев и уровня нашей собственной проницательности мы всегда должны учитывать, что для верной оценки нам нужно время. Ибо со временем в человеке, понять состояние которого мы пытаемся, откроется, с чем именно мы имеем дело: с патологией или святостью. Иногда для этого нужны месяцы, иногда - даже более года. В центральной части распределения подобных случаев есть и такие, что представляют собой сочетание подлинно духовной жизни с психической проблемой.

Психически больной человек может жить чудесной духовной жизнью в молитве, в самопожертвовании. В то же время его мозг - орган вполне материальный - работает плохо, генерируя образы или голоса. Но еще раз вспомним: мы всегда должны учитывать, что когда речь идет о невидимом, нематериальном, Бог способен нас удивить.

Вообще говоря, обсуждаемый нами вопрос не входит в компетенцию психиатра. Психиатр может прекрасно отличить норму от патологии. Действительно, во многих случаях ему достаточно оценить положение дел, так сказать, стратегически, определить - да, этот человек болен.

Но если мы рассматриваем именно послание, полученное кем-то, кто производит впечатление нормального, кто благополучно живет в своей семье, успешно работает, то это момент мистический. И такой случай должен анализироваться человеком духовным. Он имеет опыт. Его знания получены из этого опыта, накопленного им по мере продвижения по духовной стезе, а не из ученых книг.

Необходимо заметить, что порой пути и цели Господни остаются неисповедимы и для высокодуховного человека. Поэтому и для него смирение есть необходимое условие верного различения. Смирение предостерегает от поспешных выводов. Верное суждение придет, оно будет становиться все яснее и понятнее. Можно сравнить этот процесс с восходом солнца: оно поднимается ввысь, и его свет становится все ярче.

Если причина - в нарушении работы мозга, то через месяц из-за того, что праведности у человека, слышащего голос, явно не прибавляется, эта причина станет очевиднее. Если же святость человека возрастает, то со временем это тоже будет для нас все яснее. К примеру, при одномоментном взгляде на восход или закат их легко перепутать. Точно так же нельзя за короткий миг точно решить, видим ли мы зарю дня святости или сумерки наступающей ночи - ночи рассудка.

Иногда определить истину затруднительно даже священнику из-за имеющихся у него личных проблем. Представим: спускаются сумерки, свет то меркнет, то, отражаясь от горных склонов, ненадолго становится ярче, долины наполняются зыбкими тенями… То же самое происходит и в душе человека - а священник ведь человек. В идеале он должен беспристрастно подходить к каждому - и к монахине, и к замужней женщине, имеющей детей. Независимо от того, общаются ли те с Богом или нет, он обязан признать, что беспристрастному подходу препятствуют его собственные предрассудки. От предрассудков и прочих помех личного характера свободны лишь очень чистые святые люди. Остальным мешает предвзятость, предрассудки, искаженное восприятие. Мы должны быть начеку, всегда думать о том, что, возможно, как раз этот случай изменит наш взгляд и на это, и на другие мистические события.

Аналогичные рассуждения уместны и в случаях, связанных с проявлением темных сил, бесоодержимостью, демоническим влиянием, различными негативными мистическими личностями. Многие полагают, что в таких случаях очень легко разобраться, ибо человек, взаимодействующий с демонической силой, будет ходить по потолку, или левитировать, или изложит мне все мои грехи. На самом деле столь очевидные явления встречаются крайне редко.

К случаям возможного влияния на человека демонических сил необходимо подходить комплексно: мы должны учесть, как этот человек работает, как у него обстоят дела в семейной жизни, в быту, как он ведет себя в иных ситуациях. Можно предложить ему, чтобы он приходил каждую неделю: я буду молиться о тебе особыми молитвами, и мы посмотрим, не проявит ли себя лукавый чем-нибудь необычным. И, конечно, в большинстве случаев, заставляющих подозревать вмешательство темных духов, для окончательного вывода тоже нужно время.

Итак, хотя изредка попадаются люди с очень яркими проявлениями бесоодержимости, когда все ясно с самого начала, по большей части мы должны наблюдать за человеком в течение определенного времени, а не ставить ему диагноз исходя из наших теоретических знаний. Что именно с ним происходит, нам подскажут усиленная молитва и его реакции. Этот подход следует применять не только в случаях возможной бесоодержимости, но и при оценке любых мистических проявлений у человека.

Лучшим основанием для окончательных выводов служит наш здравый смысл. Полагаясь же на некий набор критериев, мы сужаем мистическое поле, уменьшаем богатство и разнообразие явлений, связанных с активностью демонов.

О большинстве случаев, когда отсутствуют наглядные свидетельства бесоодержимости, следует судить, опираясь лишь на здравый смысл, веру и опыт и признавая, что бесовское влияние, от которого страдают люди, - оно именно таково, а не такое, каким видится нам. Когда в епархии появляется новый, только окончивший обучение экзорцист, у него всегда есть свои представления. Но набираясь опыта, он обнаруживает: демоны и их деятельность есть то, что есть, а не то, о чем он думал, читая книги с описанием множества необычных событий.

Нам все представляется более наглядным, отчетливым, ясным - таким, что никак не перепутаешь с психической патологией. Но бывает, что иногда бесоодержимому требуется экзорцист, а иногда - еще и психиатр, потому что у несчастного происходят нарушения психики. Такому человеку необходимы молитвы, но одновременно нужен и врач, который будет заниматься им в долгосрочной перспективе, так как его психика искажена неправедной жизнью и грехами. И для исцеления этот человек нуждается не только в священнике.

Если мы убедились, что человек получает послания от Бога, тогда, как правило, можем быть уверены: у него нет психической патологии. Неразумно ставить в один ряд Божьи послания и психические проблемы. Бог понимает, что если послание от Него получит сумасшедший, мы этому человеку не поверим

Но иногда у людей, с которыми общается Бог, имеются некие моральные недостатки. Безусловно, чем более человек свят, тем скорее мы поверим, что через него с нами говорит Бог. Однако в Библии описаны пророки с подобными недостатками - например, пророк Иона, который сопротивлялся Богу (см. Иона 1-3). И в то же время он был подлинным пророком.

Необходимо еще раз подчеркнуть: тайна Божия намного превосходит наше разумение. Следовательно, мы должны понимать, что Его "способы связи" могут быть такими, что нам и не вообразить, тем более что послание Божие напрямую связано с человеком, который его получил. Бог выражает Себя тАинственным образом, и нам следует отнестись к Его возможному посланцу со всем смирением. Это не значит, что мы с первого момента поверим человеку, который заявит нам: "Бог мне сказал…" Но мы должны воздержаться от постановки диагноза, от вынесения приговора до того момента, пока не придем к окончательному выводу, поскольку здесь суждение - это вопрос "ясного видения", а не интеллектуального решения. Вот почему мы должны относиться к человеку, с которым работаем, с уважением и большой осторожностью.

Некоторые священники, как и некоторые психиатры, выносят безапелляционные суждения - словно судит о своем подчиненном большой начальник, уверенный в собственной правоте. Такой высокомерный подход - прямое нарушение богоданной свободы человека, да еще в момент, когда Бог решил открыть ему нечто.

В заключение повторю, что вернее всего рассудит, с чем мы имеем дело, святой человек. Обычно его святость позволяет ему определить, насколько свят другой. Он поймет, состоит ли другой человек в таких отношениях с Богом, которые не исключают, что Бог может с ним общаться.

Еще раз обращу ваше внимание, что даже в многочасовой беседе различение между слышанием истинного гласа Божия и галлюцинациями практически невозможно. Чаще всего на это требуются месяцы при условии еженедельного общения. Иногда обычный священник рядового прихода, наблюдая за человеком, поймет, в чем дело, правильнее, чем крупный психиатр или ученый богослов, выносящие свой вердикт после однократной беседы.

Милосердный Господь проявил Свою святость в этом мире, использовав способы, описанные в Библии. Это, к примеру, заговорившая ослица Валаама (см. Числ. 22:28) или странные, загадочные события с пророком Илией (см. 3 Цар. 17:6; 19:5-7; 4 Цар. 2:11 и др.). Священное Писание всегда служит наилучшим руководством, которое учит нас видеть, насколько сложны и непонятны бывают чудесные явления, которые подчас случаются в нашем земном мире.

TopК началу страницы
Главная
страница
Информационные
материалы
Ноу-хау Информационный
бюллетень
Миссия АСТ Объявления

Copyright (c) Круглый стол по религиозному образованию и диаконии, 1996-2020. Все права защищены.