Главная страницаИнформационные материалыНоу-хауИнформационный бюллетеньМиссия ACTОбъявления

Информационный бюллетень, ноябрь 2020

Конференция по проблемам зависимости

Ниже публикуются доклады участников
конференции "Богословское осмысление проблем зависимости: православный и католический взгляд",
1-2.10.2019 г., С.-Петербург (продолжение)

Проблема применения насилия в реабилитационных центрах для зависимых

Радик Галияхметов, РО КБЦ "Каритас Санкт-Петербург", руководитель программы "Информационно-консультативный центр по проблемам насилия и зависимого поведения"

В данном докладе мы рассмотрим проблему применения насилия в реабилитации зависимых и вопрос о распространенности этой проблемы. Говорю "мы", поскольку выступаю от имени группы профессионального объединения "Ассоциация специалистов в области психотерапии и консультирования зависимостей" (без образования юридического лица). На данный момент наша Ассоциация состоит из 14 человек, часть из них присутствует на этой конференции. Назову несколько имен: Елена Рыдалевская, Светлана Мосеева, Екатерина Савина, Василий Аккузин, Виталий Осипчук и др. Все они имеют значительный опыт в оказании помощи зависимым и их близким. Вот уже более 4-х лет мы на наших встречах обсуждаем актуальные вопросы реабилитационного процесса и более половины времени вынуждены уделять проблеме применения насилия во многих реабилитационных центрах.

Начну с истории: в конце 80-х гг. прошлого столетия (а это всего лишь 40 лет назад) реабилитационных центров в Советском Союзе не было; была государственная наркология, опирающаяся в своей работе на психиатрию. В том числе существовали ЛТП (лечебно-трудовые профилактории).

Первые реабилитационные центры появились в первой половине 90-х годов. В Санкт-Петербурге это было 10-е отделение реабилитации при Городской наркологической больнице и негосударственный реабилитационный центр "Дом надежды на горе". У их истоков стояли энтузиасты, всей душой переживавшие за дело помощи химически зависимым. Они и их коллеги обучались у специалистов из Польши и Соединенных Штатов Америки. Таким образом, эти центры сочетали профессионализм с искренним настоящим переживанием за реабилитацию. Центров было мало, была очередь на поступление в них.

Во второй половине 90-х и начале нового тысячелетия открылось много новых реабилитационных центров (коммерческих и некоммерческих, государственных и негосударственных, христианских и светских). Некоторые из них продолжают работать, какие-то центры уже закрылись. Возникла конкуренция, которая имела свои плюсы и минусы. Но во всех этих центрах были программы реабилитации, т.е. они в своей работе опирались на некоторую методическую базу. Очереди на поступление на реабилитацию в известных центрах стали меньше, в малоизвестных ее не было вовсе.

Около 10 лет назад началась новая волна открытия центров. Если сейчас задаться целью составить перечень всех реабилитационных центров нашего региона (Санкт-Петербург и Ленинградская область), то этот список будет неполным в связи с тем, что их много, и информацию о некоторых из них не найти.

На данный момент мы имеем в России значительное число центров (будет неправильным называть их реабилитационными), основная деятельность которых заключается в длительном удержании пациента. Для этого часто используются медикаменты (не обусловлено состоянием пациента) и еще чаще насилие: запирание в комнате / в подвале, пристегивание наручниками, бессмысленные задания под страхом наказания, избиения и разные другие виды и формы насилия.

Если посмотреть на определения разных видов насилия (физического, сексуального, психоэмоционального, духовного), то все их объединяет один момент: это действия/слова/отношение, направленные против личности человека, против его достоинства.

Взаимосвязь насилия и зависимости можно образно сравнить с деревом. Корни этого дерева - это страх, гнев, одиночество, стыд, вина, горе (обычные вообще-то переживания для каждого человека), но почва, в которой растет это дерево, - это насилие во всех его проявлениях. И эти переживания в такой почве дают рост дереву зависимостей и плоды, отравляющие самого человека и всех, кто находится рядом с ним. Например, ребенок, растущий в алкогольной семье, испытывает чувство вины, когда он возвращается с улицы после игры с друзьями и застает ссору своих родителей. Это происходит неоднократно и в разных ситуациях, и в последующем его радость и другие замечательные переживания всегда отравлены страхом и виной.

Возникает вопрос: можно ли насилием лечить болезнь, которая является следствием насилия? Ответ очевиден. В этом месте уместно вспомнить слова из песни Сергея Чигракова ("Чижа"):

"Мама, я очень болен,
Мама, нас лечат не те врачи.
Те, кто нас заразил этим,
врачуют нам раны,
Именно поэтому я неизлечим.
Те, кто нас заразил этим,
врачуют нам раны,
Именно поэтому я неизлечим".

Почему применение насилия в центрах стало возможным? Можно предположить следующее:

  • это отвечает желанию родственников "куда-нибудь уже его/ее сдать" (сдать так, что зачастую родственники не знают адреса данного центра, а на сайте его нет);
  • родственники прекрасно знают, что "сам он (наркоман/алкоголик) ни на какое лечение не согласен", а значит "его надо заставить/обмануть";
  • возникает идея, что отрицание, свойственное зависимости, оправдывает применение насилия;
  • на бытовом уровне неверно понимается термин "принудительное лечение";
  • возникает идея, что страх может остановить развитие зависимости;
  • межведомственная разобщенность привела к тому, что одновременно реабилитацией занимаются все и в то же время никто;
  • данная деятельность не определена и не регулируется законодательством.

Все вышеперечисленные пункты создают условия, при которых кто-то может быстро заработать:

  • такая "реабилитация" не требует наличия подготовленных специалистов и программы; требуются решетки, замки и крепкие молодцы, а это означает меньше затрат на открытие, содержание, выше прибыль;
  • длительное удержание - длительный период оплаты "лечения" родственниками.

Что будет решением проблемы применения насилия в реабилитационных центрах?

  • Продолжение просветительской работы относительно понимания сути алкоголизма, наркомании и других химических и нехимических зависимостей. Эта работа должна вестись в том числе, а может и прежде всего, среди представителей помогающих профессий.
  • Реабилитация и деятельность реабилитационных центров должны быть определены законодательно и соответственно регулироваться.
  • Принятие этического кодекса, регулирующего взаимоотношения "специалист - пациент", "специалист - родственник пациента", "специалист - специалист", "пациент - пациент" и все другие уровни отношений в реабилитации.

Нам всем предстоит большая работа по осмыслению насилия, его распознаванию и отказу от него.

Что является здоровой альтернативой насилию? Это отношения, построенные на уважении и любви.

О любви. Казалось бы тут все просто. Но бывает, что любовь приводит к представлению, "что я лучше знаю, как тебе жить и каким быть", и это уже почва для насилия.

Есть замечательное слово "смирение". Оно очень важно в процессе реабилитации зависимого человека, потому что "гордыня" является одним из самых первых и основных препятствий к изменениям, к выздоровлению. Надо учить смирению. Как? Через страх мы получим смирение раба, но раба не Божия. Смирение через любовь делает его свободным. И получается, что есть любовь, которая делает нас зависимыми, и есть любовь, которая делает нас свободными. Не так просто в этом вопросе разобраться. Это не вопрос теории, это вопрос отношения к человеку.

Исключительная ценность 12-шаговых программ в сочетании с православным подходом в лечении зависимости

Священник Кристоф Лепутр, настоятель прихода храма в честь иконы Божией Матери Неупиваемая Чаша, Нэчурал Бридж Стейшн, штат Вирджиния, США, Русская Православная Церковь Заграницей; специалист по христианскому консультированию (степень магистра); исполнительный директор некоммерческой организации "Содружество Неупиваемой Чаши".

Моя специализация - лечение всевозможных видов зависимости, особенно сексуальной зависимости, созависимости, помощь жертвам изнасилований.

Мой доклад состоит из двух частей. Хотелось бы, в первую очередь, рекомендовать всем вам и тем, кто занимается лечением зависимости, принять во внимание важность 12-шаговой реабилитационной программы как основы лечения различных видов зависимости.

Как вы знаете, 12-шаговая реабилитационная программа появилась в Америке много лет назад. Началом послужило создание групп анонимных алкоголиков и анонимных наркоманов для лечения алкоголизма и наркомании, а также для лечения созависимости людей, живущих или имеющих отношения с алкоголиками и наркоманами; групп сексоголиков (сайт sexaholicsanonymous.com) для лечения сексуальной зависимости, бессилия перед страстью, которые приводят к хронической мастурбации, увлечению порнографией, прелюбодеяниям и т.д. И, наконец, создание групп для лечения людей с расстройством пищевого поведения, включая пищевую зависимость.

Реабилитационные программы 12-шагового сообщества по-прежнему дарят зависимым людям трезвость, которая начинается с физической трезвости. Она дает возможность людям, страдающим от зависимости, обратиться к эмоциональным и духовным аспектам трихотомийного лечения, в котором они нуждаются. Я также прошу обратить особое внимание на замечательную программу Красной книги ВДА (взрослые дети из алкогольных/дисфункциональных семей) по лечению нездоровых отношений - созависимости. Эта программа выводит то, что предлагает Ал-Анон - базовое лечение созависимости - на совершенно новый, более высокий уровень. Сегодня остановлюсь лишь на том, что важность 12-шаговой программы, и особенно первых трех шагов, заключается в том, что она позволяет многим людям с зависимостью восстановить функциональные и активные отношения со Всемогущим Господом и людьми. Людям с зависимостью особенно необходимо иметь в виду, что зачастую их представление о Боге было разрушено родителями и авторитетными для них людьми на протяжении поколений и нуждается в исцелении и восстановлении. Большинство зависимых не готово принять Тело Христово в церкви, пока не излечат свое представление о Боге. Данная проблема эффективно решается через участие в собраниях, помощь спонсора и следование 12-шаговой программе реабилитации. Эта программа предлагает путь, на котором люди учатся и приобретают средства для примирения со Всемогущим Богом и теми, кто наносил им вред или разрушал их жизнь на протяжении многих лет. Они также получают основополагающие навыки для восстановления доверия во всех жизненно важных взаимоотношениях, включая некоторое смирение и послушание, чтобы отказаться от самодостаточной жизни и оторванности от Бога и людей, корень которых в гордыне. Трезвость / реабилитация включает в себя освобождение и избавление от обиды и страха - двух основных причин зависимости каждого зависимого и созависимого человека.

Мы обобщили тридцатилетний опыт реабилитационной работы, сотни часов пастырского консультирования / психотерапии, которые сочетают в себе 12-шаговую реабилитацию и православные методы лечения. Для получения дополнительной информации зайдите на сайт Радио Древней Веры и найдите раздел "Исцеление зависимостей, православный метод лечения", часть I и "Продолжение реабилитации", часть 2, которые я разработал милостью Божией. Вся работа по реабилитации и трезвости также проводилась под тщательным руководством и по молитвам одного из величайших православных миссионеров Америки. Его зовут протоиерей Гордон Уокер (блаженной памяти) Антиохийской Православной Церкви в Америке.

Особенно хочу обратить внимание на первый подкаст после Введения в "Продолжение реабилитации", часть 2 под названием "Слушайте наших епископов". В этой части я обсуждаю значение иконы "Неупиваемая чаша", явившейся в 1878 году в г. Серпухове, Россия, и Общества трезвости, которое было основано вскоре после явления иконы. Там же я привожу высказывания покойного Святейшего Патриарха Алексия II, Святейшего Патриарха Кирилла, Высокопреосвященного Митрополита Илариона (Алфеева) и Первоиерарха Русской Православной Церкви Заграницей. В этих высказываниях они помогают понять значение 12-шаговой программы реабилитации, побуждают участвовать в ней всех, кто нуждается в лечении зависимости; и по-своему ясно дают благословение православным на участие в ней.

Понимая важность 12-шаговой программы реабилитации, необходимо осознавать, что она является всего лишь средством и имеет свои недостатки. Цель же - Господь Бог, откровение Единого Бога Живаго, Пресвятой Троицы, Отца, Сына и Святого Духа. Сейчас я попытаюсь кратко представить православную точку зрения на лечение зависимости, в частности, выходящей за рамки формальной трезвости.

За рамками формальной трезвости ...

Обретение физической трезвости является великим даром для человека, страдающего зависимостью, но только этого недостаточно. Многие люди, участвующие в 12-шаговой программе реабилитации, в том числе православные христиане, достигают такого момента в своей жизни, когда они нуждаются в исцелении на более глубоком уровне. Им нужно вновь обрести свободу, главным образом, эмоциональную и духовную трезвость.

12-шаговые программы заслуживают одобрения, однако, они не решают проблему полностью. Кто-то может показаться трезвым снаружи, но без внутренних перемен, которым в 12-шаговой программе не уделяется должное внимание, реабилитирующийся зависимый будет проявлять черты эгоизма, обиды и страха, возникающие из-за недостатка веры в любящего Бога. Они остаются несчастными, злыми, подавленными, склонными жалеть себя, их терзают беспокойство, неудовлетворенность. Они застревают в состоянии отрицания, готовы обвинять всех вокруг вместо того, чтобы принимать более полную ответственность на себя.

12-шаговая программа рассматривает феномен "синдрома сухого пьянства". Это понятие относится к человеку, не достигшему глубокого уровня трезвости, имеющего эмоциональную и духовную природу. Чувство удовлетворения приходит через поддержание физической трезвости на протяжении определенного количества дней. Эти люди "сухие" (не пьющие), но у них сохраняются привычки зависимых. Это часто включает двойную жизнь и большое количество "скелетов в шкафу".

Эта проблема усугубляется тем обстоятельством, что более половины всех алкоголиков страдают множественными зависимостями. Один из страшных секретов алкоголиков и наркоманов - это наличие сексуальной зависимости, которую они реализуют втайне, и имеют деструктивные привычки, такие как мастурбация, интернет-порнография и/или супружеская неверность.

В значительной степени из-за того, что достижение полноты трезвости не ставится на первое место, жизнь тех, кто страдает "синдромом сухого пьянства" и много лет участвует в 12-шаговом сообществе, проходит по печальному сценарию. Некоторые из этих людей после длительных периодов физической трезвости заканчивают рецидивом и совершают самоубийство. Это происходит потому, что они имеют дополнительную зависимость, которая не лечилась. По некоторым оценкам, которые подтверждаются и моим собственным профессиональным опытом, многие зависимые люди, страдающие алкоголизмом, наркоманией, сексуальной зависимостью, перееданием и трудоголизмом, сами выросли в алкогольных/дисфункциональных семьях.

В число многих различных зависимостей входит "созависимость" - болезнь взаимоотношений. Очевидные симптомы этой болезни заключаются в том, что страдающий человек глубоко вовлечен в управление, исправление и контроль над другими людьми. Эта болезнь всегда определяется необходимостью добиваться одобрения себя окружающими. Люди помогающих профессий, особенно врачи, медсестры, терапевты и священнослужители, являются наиболее уязвимыми людьми и часто маскируют эту разрушительную тенденцию под помощь во имя других.

Православная психотерапия: наука свв. Отцов и трезвость

Православная Церковь обладает самыми чистыми, всеобъемлющими и целостными методами лечения, доступными человечеству для исцеления души и тела. Более глубокие уровни духовной и эмоциональной трезвости даны всем ищущим Господа в Святой Православной Церкви, которую отцы считают "духовной врачебницей".

Митрополит Иерофей (Влахос), игумен монастыря Рождества Богородицы в Навпактосе, Греция, пишет в своей работе "Наука духовной медицины: православная психотерапия в действии": "Сам терапевтический метод православной церкви направлен не просто на то, чтобы сделать людей морально и социально сбалансированными, но на восстановление отношений с Богом и друг с другом. Это происходит благодаря исцелению душевных ран и излечению страстей посредством Таинств и аскетической практики Церкви".

Православная психотерапия. Святоотеческий курс врачевания души

Это утверждение отражает суть православного взгляда на тему исцеления, который сильно отличается от западного подхода к терапии. Православная психотерапия - это наука об исцелении, которая существует в Единой, Святой и Апостольской Православной Церкви. Ее главная цель - примирить человека и восстановить его общение сначала с Богом, а затем с ближним и самим собой. Такой подход позволяет правильно понять первую заповедь Господа нашего: "Возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим, и всей душею твоею, и всем разумением твоим" (Мф. 22:37).

В результате исцеления первичных отношений с Господом Богом человек может возлюбить своего ближнего как самого себя. Принципы православной психотерапии подчеркивают также необходимость исцеления души и сердца. В результате этого процесса будет исцелен и ум, так как он отражает состояние внутреннего сердца.

Святые Отцы описывают душу как nous (око сердца), которая выполняет первостепенную функцию - дать человеку духовную способность "видеть" Бога или приобщаться к Его нетварному свету. Способность этого ока нашего сердца видеть зависит от степени очищения, которое прошла душа. Это очищение необходимо, чтобы освободить душу от тьмы, возникшей в результате грехопадения человека, а также от мирского влияния, которое нас окружает.

Помимо nous, есть еще две стороны человеческой души. Они определены Святыми Отцами как разумное начало и яростное начало. Это сложное богословское понятие, требующее отдельного освещения. Однако укажу очень кратко, что разумное начало не следует путать со знанием о Боге, которое достигается интеллектом, скорее, это знание из глубины Божественных тайн. Яростное начало позволяет нам по собственной воле соблюдать заповеди Господа, различать, что хорошо, а что плохо, и понимать Божию волю о нас.

Все начала души перестали действовать в результате отделения человека от Бога при грехопадении. Это также заставило человека жить вне гармонии с творением Господа и со своими ближними.

Но методы лечения, найденные в Православной Церкви, предназначены для устранения из наших сердец грехов и препятствий, мешающих нам испытать полноту близости с нашим любящим Богом.

Святитель Григорий Палама назвал первое из трех начал души "вожделевательным". Слово "вожделение" означает жажду (врожденную тягу), голод и жажду к Богу. Мы могли бы задаться вопросом, почему Бог сперва создал именно это начало в душе? До грехопадения эта потребность была удовлетворена Общением с нашим Богом и Творцом. С этой точки зрения ясно, что все зависимости имеют свои корни в нарушении "вожделевательного начала" души. Человечество, склонное ко греху, предпочитает заполнять пустоту и довольствоваться рукотворными вещами, нежели чем получать и удовлетворяться живой водой и манной небесной (пищей), которую может дать только Всемогущий Бог. Нам всем нужно преодолеть это ненасытное желание и наши тщетные попытки заполнить пустоту в наших душах бесчисленными рукотворными вещами. Наш неверный выбор, который мы постоянно делаем, только усугубляет отделение от Бога и других людей, усиливает неудовлетворенный голод и жажду, ведет к саморазрушительному поведению (зависимости).

С чего начать

Один из недостатков 12-шагового сообщества заключается в следующем: важно уделять особое внимание устранению недостатков характера, которые мешают нашим отношениям с Богом и людьми. Однако сообщество уделяет недостаточно внимания замене этих недостатков добродетелями. Таким образом, возникает вакуум, пустота, которая ничем не заполняется и тяготит человеческую душу.

С другой стороны, важнейшее достижение сообщества заключается в том, что программа настаивает на необходимости совершать дела трезвости. Программа строго учит, что никто не становится трезвым, полагаясь на свой собственный мыслительный процесс. Трезвость достигается трезвыми поступками. Примерами трезвых поступков являются посещение собраний группы, беседы со спонсором, работа по шагам, чтение литературы и участие в сообществе. Люди, проходящие реабилитацию, а также члены Православной Церкви могут многое узнать о том, как улучшить свою духовную жизнь, если сосредотачиваться на том, чтобы что-то делать для этого, а не просто рассуждать.

Человеку, будь то реабилитант или нет, принявшему серьезное решение получить доступ к полноте "методов лечения" в Православной Церкви, можно дать несколько советов, с чего начать:

  • Преодолеть свой духовный голод и жажду, начав осознавать свои грехи. Многие люди находятся в состоянии отрицания своих личных грехов, и только кризис заставляет их задуматься. Другие довольны своими пустыми попытками заполнить пустоту в своей душе рукотворными вещами. Для всех нас каждый акт непослушания (греха) по отношению к нашему любящему Богу и ближнему имеет свои последствия. Большую часть своей боли и скорби мы причиняем себе сами.
  • Признать, что своеволие и самонадеянность питают нашего общего врага, называемого гордыней и высокомерием. Пришло время признать, что мы ведем себя как дети-сироты, не испытавшие чувство полноты сыновства, которое Бог, наш Отец, дает каждому из нас.
  • Мы должны признать, что устранение наших грехов и обретение чистоты сердца будут включать в себя получение от Господа того, чего нам не хватает. Наш любящий Бог, Отец, желает утолить наш голод и духовную жажду.
  • Совершайте практические дела трезвости: будьте смиренными, будьте искренними как дети; ищите или возобновляйте окормление у духовного отца или приходского священника и будьте готовы начать под его руководством ежедневное молитвенное правило дома; отводите как минимум полчаса каждый день для личной молитвы и включайте в нее сердечную молитву Иисусову.
  • Потратьте пять минут в день, чтобы помолиться за других.

Содружество Неупиваемой Чаши

Приглашаю вас присоединиться к Содружеству Неупиваемой Чаши - к молитвенному служению. Это служение молитвы за других людей посвящено Богородице и ее святой иконе "Неупиваемая Чаша". Для участия в Содружестве требуется всего 5-6 минут в день на чтение акафиста, включая поминание имен из молитвенного списка, чтобы присоединиться к молитвам Богородицы, которая сама является Царицей заступничества. Дополнительную информацию об этом служении и о службе пастырского консультирования, которое предоставляется в рамках этой некоммерческой деятельности, можно найти на сайте www.inexhaustiblecup.org.

Мы начали наш разговор с обсуждения о некоторых основных проблем, общих для всех реабилитирующихся зависимых людей, а именно: преодоление эгоизма / эгоистичности, обиды и страха. Для преодоления как эгоизма, так и обиды у нас нет лучшего метода лечения, чем молитва за других. Благодать Господа нашего Иисуса Христа нисходит на тех, кто готов смиренно и послушно идти, уподобляясь Ему, а также следовать примеру Богоматери, которая постоянно молится за нуждающихся.

Моя матушка Синклитикия, с которой мы женаты 32 года, и я, узнали на своем опыте о великом благе ежедневной молитвы за других, как живых, так и усопших. Я заверяю всех, кто читает этот доклад, что любая жертва, которую мы приносили во имя этой постоянной, ежедневной молитвы, с лихвой компенсировалась благами, дарованными нам. Наш любящий Отец всегда рад тем детям, которые уподобляются нашему Господу и Его матери, молясь за других. Он изливает на нас щедрые и обильные милости в ответ на наши "поступки любви" ради других людей.

Прошу вас подумать о том, чтобы присоединиться к нашему Содружеству в чтении акафистов Богородице, иконе Неупиваемой Чаши, не занимающем много времени, и вносить небольшое ежемесячное пожертвование; оно поможет нам, живущим по вере, проводить больше работы в борьбе с врагом, насаждающим разные виды зависимости и их разрушительные последствия. Для получения дополнительной информации перейдите в раздел "членство" на нашем веб-сайте (www.inexhaustiblecup.org). Если у вас есть какие-либо вопросы или вы хотите получить дополнительную информацию по этому докладу или о профессиональном пастырском консультировании (оказании услуг), вы можете связаться с о. Кристофом напрямую по адресу: orhorspsychotherapy@gmail.com, а также позвонить или написать по номеру телефона 540-676-7484 (США). Большое спасибо за внимание, благослови и храни вас Господь.

TopК началу страницы
Главная
страница
Информационные
материалы
Ноу-хау Информационный
бюллетень
Миссия АСТ Объявления

Copyright (c) Круглый стол по религиозному образованию и диаконии, 1996-2020. Все права защищены.