Главная страницаИнформационные материалыНоу-хауИнформационный бюллетеньМиссия ACTОбъявления

Информационный бюллетень, сентябрь 2020

Конференция по проблемам зависимости

Ниже публикуются доклады участников
конференции "Богословское осмысление проблем зависимости: православный и католический взгляд",
1-2.10.2019 г., С.-Петербург (продолжение)

Формирование понятия духовности в западной и восточной христианской традициях и обзор различного использования этого термина в контексте выздоровления от зависимости

Е.Н. Проценко, учредитель и член совета Христианского благотворительного фонда "Старый свет", руководитель реабилитационных программ фонда, психолог

Позвольте мне начать свое выступление цитатой из доклада нашего коллеги из Румынии, много лет работающего с зависимыми, православного священника Юлиана Негру, с которым он выступил на конференции по проблемам зависимости в 2016 году:

"Убрав Бога из нашей жизни, мы остаемся с огромнейшей духовной пустотой, которая не может быть заполнена ничем на свете, кроме Бога. "О Господь, Ты создал нас для Себя, и не знает покоя сердце наше, пока не успокоится в Тебе", - восклицал Блаженный Августин. Поэтому можно сказать, что даже человек, который идет в бар, чтобы напиться, бессознательно и безнадежно находится в поисках Бога. Просто ищет он не в том месте…" ("The Spirituality of the alcohol addiction", by Fr. Julian Negru, 2016).

Сегодня наиболее распространенным в профессиональном сообществе пониманием зависимости является такое: "Зависимость - это заболевание, имеющее биологические, психологические и социальные причины и проявления, но в основе своей обусловленное нарушениями ДУХОВНОЙ сферы человека и общества".

Но очень важно понимать, что именно имеется в виду под словом "духовный", когда мы говорим о "духовном аспекте проблемы зависимости", о "духовно ориентированных программах", о "духовном подходе к лечению болезни" и т.д.

Ведь у кого-то "духовность" может ассоциироваться, например, с культурой, историей, философией, живописью, музыкой, литературой и т.д., представляться в виде некого сплава образованности, интеллекта и "ориентации на общечеловеческие ценности", "гуманистические идеалы человечества"; причем эти ценности и идеалы также остаются весьма неопределенными. Кто-то за важнейший критерий духовности предлагает принять поведенческие проявления, например, вежливость и доброжелательность в общении.

В различных словарях мы находим следующие значения слова "дyxoвнocть":

  • свoйcтвo дyши, cocтoящee в пpeoблaдaнии дyxoвныx, нpaвcтвeнныx и интeллeктyaльныx интepecoв нaд мaтepиaльными (словарь Ожегова);
  • отрешенность от низменных, грубо чувственных интересов, стремление к внутреннему совершенствованию, высоте духа (словарь Ушакова);
  • духовная, интеллектуальная природа, сущность человека, противополагаемая его физической, телесной сущности; стремление к совершенствованию, высоте духа (словарь Ефремовой);
  • Духовность - в самом общем смысле - совокупность проявлений духа в мире и человеке. В социологии, культурологии и публицистике "духовностью" часто называют объединяющие начала общества, выражаемые в виде моральных ценностей и традиций, сконцентрированные, как правило, в религиозных учениях и практиках, а также в художественных образах искусства. В рамках такого подхода, проекция духовности в индивидуальном сознании называется совестью, а также утверждается, что укрепление духовности осуществляется в процессе проповеди (увещания), просвещения, идейно-воспитательной или патриотической работы (Википедия).

Очевидно, что корень слова "духовность" - "дух", и что эти понятия тесно между собой связаны. О каком же духе идет речь, и что это такое? Несомненно, исходное значение слова "духовность" соотносилось с религиозным пониманием духа, с тем взглядом на духовность, который выражала и выражает Церковь.

В античной философии парадигму духовности начал разрабатывать Платон, хотя самого слова "духовность" он не использовал.

В христианском же богословии понятие "духовности" начинало формироваться в первые века христианства как "защитная реакция" на появление и развитие еретического учения гностиков. В последующие века в западной традиции эта "противогностическая" установка сохранялась.

Парадоксально при этом, что с XIX в. термин "духовность" стал активно использоваться и наполняться новым содержанием именно гностическими религиозными движениями (теософией Елены Блаватской, Рерихами, позже сайентологией Рона Хаббарда и многими другими представителями Нью-Эйдж). Кстати говоря, ставшее у нас популярным определение зависимости аббревиатурой "БПСД" (т.е. био-психо-социо-духовное явление) также отражает, прежде всего, мировоззрение Нью-Эйдж, так как ставит духовное в один ряд, да еще и в конце этого ряда, с другими факторами.

В современном западном религиоведении духовность характеризуют как жизнь, проживаемую в полноте уникального опыта внутренних переживаний человека, в которых могут присутствовать традиционные западные культурные символы и другие значимые для человека образы.

Все чаще духовность в англоязычной среде обозначается и переводится не как spirituality, а как mind, т.е. разум, психика.

Западной традиции свойственно разделять понятия духовности и религиозности. Источником религиозности часто считают внешний мир в виде предписаний и традиций, а источником духовности - внутренний опыт человека.

В восточном православном богословии понятие "духовность" отсутствовало вплоть до XVI в. Когда в XVIII столетии в России появились учебные заведения, где готовили духовенство, богословов (академии, семинарии), эти заведения стали называться, и называются так по сей день, духовными - так у нас перевели латинский термин "theological - богословские".

В XVII в. выражение "быть в духовности у кого-либо" означало иметь кого-то духовником. Так называли, прежде всего, человека, который не столько руководит внутренней жизнью или мистическим опытом человека, сколько объясняет, когда можно пить молоко во время поста, а когда нет, регулирует обрядовую, бытовую сторону жизни.

И только в XIX в. в работах русских богословов, значительная часть которых выросла в стенах Киево-Могилянской духовной школы, на которую, как известно, сильное влияние оказала западная христианская традиция, стало появляться понимание духовности, приближенное к современному.

Одним из известнейших богословов, много писавших о духовности, был свт. Феофан Затворник.

В новейшее время это понятие стало снова использоваться в специальных дисциплинах - философии, психологии, медицине, в частности, в психиатрии.

Много внимания понятию духовности уделял в своих работах известный психиатр советского времени, один из немногих психиатров, кто имел мужество даже в 30-е годы не скрывать своего христианского мировоззрения - Дмитрий Евгеньевич Мелехов.

Современный греческий православный богослов архимандрит Иерофей (Влахос) так пишет о духовности: "… смысл термина "духовность" применительно к Православной Церкви лучше было бы передать словосочетанием "духовная жизнь", поскольку речь идет не о каком-то абстрактном состоянии, (как в западном богословии), но о действии Святого Духа в человеке. … Православная духовность четко отличается от какой-либо другой духовности восточного и западного типа ..., ибо средоточием православной духовности является Богочеловек, в то время, как другие религии замыкаются на человеке. Различие видно, главным образом, в догматах, в учении". "...Духовность - это состояние духовного человека. У духовного человека определенный тип поведения, определенный образ мыслей".

При этом архимандрит Иерофей считает, что православная духовность не есть плод внутреннего усилия человека и не абстрактная религиозная жизнь. Он пишет, что, по учению Апостола Павла, духовный человек четко отличается от человека душевного. Духовный имеет в себе действие Святого Духа, тогда как душевный - это тот, у кого есть душа и тело, но кто не стяжал Святого Духа, дающего жизнь душе.

"Душевный человек не принимает того, что от Духа Божия, потому что он почитает это безумием; и не может разуметь, потому что о сем надобно судить духовно. Но духовный судит о всем, а о нем судить никто не может (1 Кор. 2: 14-15).

И в том же Послании к Коринфянам Апостол Павел проводит различие между духовным человеком и плотским. Плотской человек не имеет Святого Духа в своем сердце, но сохраняет все другие духотелесные функции человеческого существа. Поэтому очевидно, что термин "плотской человек" относится не к телу, но означает душевного человека, который лишен Всесвятого Духа и в своих действиях соотносится только со своим так называемым биологическим "я".

"Итак, братия, мы не должники плоти, чтобы жить по плоти; ибо если живете по плоти, то умрете, а если духом умерщвляете дела плотские, то живы будете. Ибо все, водимые Духом Божиим, суть сыны Божии. Потому что вы не приняли духа рабства, чтобы опять жить в страхе, но приняли Духа усыновления, Которым взываем: "Авва, Отче!" Сей самый Дух свидетельствует духу нашему, что мы - дети Божии" (Рим. 8: 12-16).

Духовным является тот человек, который свидетельствует о Святом Духе внутри своего сердца и твердо знает, что он является жилищем Святого Триединого Бога.

Святитель Василий Великий, исследуя, что значат слова: "человек становится храмом Всесвятого Духа", богодухновенно учит, что храмом Святого Духа является человек, чей ум не подвержен смущениям от искушений и от постоянных забот, но стремится к Богу и общается с Ним. Таким образом, духовный человек имеет внутри себя Духа Святого, что подтверждается его непрестанным памятованием о Боге.

Согласно святителю Григорию Паламе, подобно тому как человек, наделенный разумом, называется разумным, так и тот, кто обогащен Святым Духом, называется духовным. Итак, духовным называется "новый человек", возрожденный благодатью Всесвятого Духа.

Эту точку зрения разделяют все святые отцы. … По слову преподобного Симеона Нового Богослова, пока рассудок (логикон) и ум (нус) как части человеческой души в познании и чувствах не "облеклись" в образ Христов, человек называется плотским, поскольку у него нет духовного разумения. Этот плотской человек похож на слепого, который не может видеть солнечного света. В самом деле, он и слеп, и мертв. Напротив, человек духовный, который приобщился энергиям Духа Святого, жив по Богу…

Таким образом, православная духовность - это опыт жизни во Христе, атмосфера нового человека, возрожденного благодатью Божией. Речь идет не об абстрактном эмоциональном и психологическом состоянии, но о единении человека с Богом". Характерные черты православной духовности - это христоцентричность, триадоцентричность, церковноцентричность. "Православная духовность невозможна без Таинств и подвижнической жизни" (митрополит Иерофей (Влахос), Православная духовность. URL: https://azbyka.ru/otechnik/Ierofej_Vlahos/pravoslavnaja-duhovnost).

Для нашего рассмотрения можно определить духовность, как наполненность Духом Божиим, единение с этим Духом, стремление к тому, чтобы, распознавая в себе жажду Духа, утолять эту жажду именно с помощью Духа, а не иных "суррогатных" заполнителей.

В заключение подчеркнем, что даже наше краткое рассмотрение показывает важность периодического пересмотра и уточнения терминов и понятий, тем более таких фундаментальных, как "духовность".

Иначе есть опасность очень серьезных подмен. Так, например, все чаще можно услышать, как сожительство вне брака называют "ДУХОВНЫМ браком", пытаясь этим уйти от понимания такого сожительства как блудного греха.

Поясним, какое отношение имеет все сказанное к проблеме лечения зависимости.

Поиски ответа на вопрос, почему же люди ищут наркотик, начались еще с древнейших времен, и продолжаются до сих пор. Философы с древности до наших дней чаще всего пытались объяснить зависимость изначальной склонностью, предрасположенностью к ней. Они обращались к врожденным особенностям организма, которые выводятся из самой человеческой природы. Этот вопрос интересовал Канта, Декарта, Лейбница, Кьеркегора, Шопенгауэра, Хайдеггера, Сартра, Франкла и других крупнейших и менее известных мыслителей прошлого и настоящего. Так, Кант, например, писал, что в человеке существует изначальная тоска по недостижимому, и именно ее пытается человек заглушить наркотиком.

С христианской точки зрения, человек создан, чтобы стремиться к духовной полноте. Но, вследствие первородного греха, он с самого зачатия несет в себе пустоту, не заполненную Духом, как бы некий "объем бездуховности". Такая пустота, "духовная каверна" может в процессе развития уменьшаться в благоприятных для духовной жизни условиях, и увеличиваться в неблагоприятных. Условия эти включают в себя множество факторов самого разного рода: имеющаяся генетическая предрасположенность, традиции семьи, нормы, существующие в обществе в целом.

По мере того, как ребенок осознает себя отдельной, обособленной от других людей (родителей, окружающих) личностью, к нему приходит и осознание (а еще раньше - неосознанное ощущение) собственной духовной неполноты. А вместе с ним появляется и сильная потребность, также чаще всего неосознанная, эту пустоту чем-то заполнить. Сложность, однако, в том, что восполнить недостаток Духа можно ничем иным, как только Духом, причем сделать это доступно не самому человеку, а лишь Тому, от Кого исходит этот Дух - Богу. Человек же может лишь захотеть (или не захотеть) целиком отдаться этой Божественной воле. А вслед за этим желанием появляется стремление устранить все преграды, сознаваемые и неосознанные, которые эгоизм и гордыня воздвигают на пути единения человека с Богом, другими людьми и с самим собой.

Если же все факторы (био-психо-социо), влияющие на развитие и формирование человеческой личности, сложились таким образом, что желания следовать воле Бога у человека не возникает, то сильное, хотя и неосознанное стремление заполнить внутреннюю пустоту, "духовную каверну", рождает попытки (также обычно бессознательные) заместить, "засыпать" ее материальными объектами ("вещами мира сего") или психическими процессами, которые на более или менее продолжительное время дают иллюзию полноты жизни, собственной духовной полноты и гармоничности.

Эту иллюзию могут давать самые разнообразные "заменители" среди них и те, что безусловно порицаются обществом (наркотики, насилие, стяжательство), и те, что не вызывают в обществе однозначной отрицательной реакции (алкоголь, азарт, пища, секс, власть), и даже те, что безоговорочно утверждаются в качестве социальных ценностей (работа, дружба, человеческая любовь, благотворительность, религия).

Любое из перечисленного может превратиться в наркотик, если человек впадает в зависимость от него, утрачивая дарованную ему Богом свободу.

Это создает непреодолимую преграду для духовного роста личности, разрушает социальную, психологическую и биологическую жизнь человека.

Плачевные последствия зависимости наступают не только для самого человека (разрушение и преждевременное старение организма, психосоматические заболевания, психические расстройства, нарушение семейных и социальных связей и т.д.), но и для его потомков, часто на протяжении многих поколений (социальные катастрофы, войны, экологические бедствия и другие явления подобного рода).

Психологический механизм нарушений духовности - созависимость, проявляющаяся как стремление человека решать духовные проблемы недуховными средствами, - замещать свою духовную неполноту посредством недуховных заполнителей: химических веществ, материальных объектов, психических процессов или человеческих отношений.

Последовательность реабилитационных мероприятий и ее обоснование с духовно-психологической точки зрения

Отец Давидэ Банцато, духовный наставник "Новых Горизонтов" ("Nuovi Orizzonti" - www.nuoviorizzonti.org) и миссионер милосердия

Введение. Мой личный опыт

С Кьярой Амиранте, основательницей общины "Новые горизонты", я познакомился, когда мне было 14 лет, я учился в начальной семинарии. Её опыт общения с молодыми людьми, которые впали в ту или иную зависимость, поразил меня. Я был потрясен безумием этой девушки, которая решила пойти ночью одна на улицу, чтобы выслушать их крик. Она рисковала своей жизнью ради них.

Но еще более шокирующим был опыт несколько лет спустя, когда я посетил общину, принимающую этих молодых людей, и увидел реальность, в которой было неясно, кто наркоман, алкоголик или проститутка, а кто - волонтер или ответственный работник. Чувствовалась настоящая семейная атмосфера. Но самое главное, у ребят, отмеченных уличной жизнью и тюрьмой, в глазах был свет, плод молитвы и духовного пути, основанного на Евангелии, которое привело их к подлинному обращению. Многие из преступников и богохульников, из приверженцев сатанинских сект или просто разгула и уличной жизни, превратились в миссионеров, которые отправились искать других молодых людей в уличных миссиях, организованных "Новыми Горизонтами". Они ходили всюду - в школы на профилактические собрания, в места скопления людей, на вокзалы. И их сила была в свидетельстве их жизни и умении говорить на том же языке, на котором говорят те, с кем они встречались. Многие присоединились к общине, говоря: "Если ты это сделал, я тоже смогу!".

Итак, в возрасте 18 лет я покинул свой город, Падую, я оставил свою семью и все остальное, чтобы жить в общине. С 18-летнего возраста я живу в доме общины с ребятами, которых мы там принимаем, и вместе с ними занимаюсь миссионерскими и профилактическими проектами, которым мы посвящаем все свое время с момента основания "Новых Горизонтов", то есть уже 25 лет.

Я постараюсь поделиться с вами своим простым опытом священника и брата среди других братьев, которые так многому меня научили. Например, я узнал, что нет плохих людей, есть только раненые, которые, в свою очередь, ранят других и нуждаются в любви, чтобы их сердца исцелились. Я узнал, что невозможно преодолеть зависимость, если не работать над ее глубинной причиной через самопознание. Я узнал, что одного этого пути недостаточно, потому что современный мир слишком агрессивен, и поэтому для разрушения механизмов ухода от реальности необходимо нечто более мощное, чем сам наркотик. Вот почему Кьяра Амиранте изобрела целостный человеческий терапевтический путь, который объединяет тело, психику и дух и называется "Духотерапией": путь, определяемый как "искусство любить", включающий в себя самопознание и исцеление сердца, опорой которого является Слово Евангелия. Только Иисус Христос является "врачом врачей", способным "исцелять раны разбитых сердец". Только инвестируя в духовность и заботясь о потребностях души, можно преодолеть новые ранения чувств или разочарования в жизни, которые, наслаиваясь на старые раны, ведут к образу жизни, находящему в наркотиках "паллиатив" для решения проблем.

В Италии почти ни одно аккредитованное терапевтическое сообщество не является конфессиональным, даже те, которые основаны священниками. Насколько мне известно, только "Новые горизонты" и община "Тайная Вечеря" (Cenacolo, ит.) помещают Евангелие в центр жизни.

Большинство ребят, которые входят в наши общины, являются атеистами или агностиками, почти всегда антиклерикалами. Однако мы всем предлагаем этот путь, объясняя причины и предлагая Иисуса как образец. Могу сказать, что сосредоточение внимания на человечности Иисуса для всех является точкой притяжения и контакта; на самом деле, многие молодые люди соглашаются "попытаться" опереться на личность Иисуса, открывая для себя новизну и полноту Его жизни, которая ознаменовала историю человечества. Почти все, проходя этот путь, встречают Его лично как Господа своей жизни. Но даже тот, кто не получает дар веры, обновляется истинами Евангелия, над которыми мы каждый день размышляем и которые пытаемся проживать буквально.

1. Модель педагогического и реабилитационного процесса "Новых Горизонтов" и основные ценности, на которых базируется и которыми обосновывается процесс

Исходя из понимания человека, лежащего в основе различных психологических школ, и благодаря междисциплинарному диалогу между гуманитарными науками, философией и теологией, мы решили выработать комплексное видение человека, которое включает и тесно связывает его основные измерения: физическое, психическое и духовное. Таким образом, мы приобретаем собственную интегрированную модель, которая, хотя и черпает свое начало в гуманистической экзистенциальной психологии, провозглашает формирование целостного человека, уважающее психологические законы человеческого развития, открытое для трансцендентности, внимательное к вкладу научного сообщества, пребывающее в диалоге с современной культурой.

Наше представление о человеке, процессе его роста или о крахе его жизненного проекта можно изложить следующим образом: все, что касается человека, его роста, его исцеления и его самореализации, связано с врожденной потребностью любить и быть любимым; если эта потребность разрушена, она становится источником неблагополучия и началом психологических проблем, которые могут поставить под угрозу самореализацию человека.

Самореализация, как непрерывная реализация потенциальных возможностей, способностей и талантов, как выполнение миссии, осуществляется через процесс осознания и самопознания, который позволяет контактировать с подлинным "я" и открывает его к Трансцендентности как силе смысла и абсолютной новизне. Путь, связанный с "самопознанием", составленный Кьярой Амиранте, пересекается и гармонирует с проектами роста благополучия, основанными на рекомендациях ВОЗ (Источник ВОЗ, 1993, 1998), выраженных в деятельности по обучению жизненным навыкам, взаимному просвещению и социально-эмоциональному воспитанию.

Каково наше видение неблагополучия и патологии?

Преодоление трудностей основывается не на выявлении симптомов с целью их устранения или управления ими, хотя с ними мы тоже целенаправленно работаем с самого начала; но мы считаем, что неблагополучие необходимо рассматривать и трактовать, исходя из всей сложности жизни человека, пытаясь выявить причины неблагополучия, чтобы противостоять им.

В то же время мы полагаем, что долговременные и последовательные изменения и преодоление неблагополучия достигаются настолько, насколько человек готов к широкому пересмотру собственной жизни, чтобы придать смысл своему существованию и реалистично выбрать подлинный и здоровый жизненный проект. С этой точки зрения, на нашем пути очень важно поощрять и развивать открытие и применение в жизни своих сильных сторон, талантов, наклонностей и способностей (поддерживать союзников роста), помогать людям в осознании смысла их собственной жизни. Этиология неблагополучия считается сложной и многофакторной; мы сосредоточены на способности индивида делать выбор и на его ответственности, которую его окружение отнюдь не всегда стимулировало. Но именно потому, что ответственность присутствует всегда - даже если ее применяют плохо или совсем не применяют, - она может дать сегодня возможность заново свободно и независимо делать выбор, во взаимной связи и обусловленности с другими людьми.

Схемы, избранные модели поведения, которые являются нефункциональными или даже вредными, рассматриваются в контексте отношений, особенно семейных. Поэтому образ жизни в общине способствует возможности испытывать и выбирать новые методы как результат новых отношений, в которых человек переживает по-новому свои подавленные потребности или части себя, которые он не мог проявлять раньше.

2. Пять столпов реабилитационной программы

Опыт

Община - это модель, основанная на опыте, рожденная, скорее, внутри непосредственного опыта, чем в виде теоретического размышления, она предлагает в качестве центрального метода пути метод "применения на практике", "попыток жить".

Не всегда необходимо "понимать все", чтобы начать изменения. Измерение, которое может побудить к изменению отношения, к новому выбору, - даже если понимание не является полным, - это увидеть, почувствовать, ощутить изменение жизни другого, которое началось с того же состояния-ситуации смерти. Отсюда рождается чувство доверия, поскольку человек доверяет свидетельству жизни тех, кто готов сопровождать других на пути перемен и черпает силы в союзе, который создается между всеми.

Отношение

Для людей, пострадавших от дисфункционального и полностью негативного опыта отношений, цель состоит в том, чтобы создать новые и иные отношения, основанные на подлинности, свободе и доверии, признании другого как ценности, уважении к себе и другим. Конкретное проживание здоровых отношений становится ключом к изменениям и масштабу роста, ориентированному на личный путь, который побуждает к установлению дружеских и братских отношений.

Общинная жизнь

Сущностный и простой образ жизни в общине помогает человеку вернуть истинную ценность вещам, побуждает к материальному и духовному обмену, ведет к открытию потребности в другом и учит обращаться за помощью, прививает дух безвозмездности, внимание к тому, что отличается от тебя самого, самоотверженность и дух жертвенности, понимание правильной шкалы ценностей.

Профессиональное обучение

Мы предлагаем помогать людям при помощи сложного процесса, основанного на взаимодействии и сотрудничестве внутри самой общины. Как инструмент, имеющий терапевтическую ценность, работа пробуждает и поддерживает нарушенные социальные установки, стимулирует психические способности человека и стремится уменьшить потерю контакта между человеком и объективной реальностью.

Духовная терапия

Один из фундаментальных ответов, который основатель "Новых Горизонтов" Кьяра Амиранте разработала за эти 25 лет деятельности, - это путь исцеления сердца, основанный на духовной терапии и исходящий из понимания того, что, чтобы конкретно воздействовать на раны сердца, необходимо нацеливаться на ту часть, которая имеет больший потенциал в человеке, чем разум, то есть на дух: ту божественную искру, которая есть образ и подобие Божие и которая содержит в себе огромный и еще неисследованный духовный потенциал, способный исцелить любую рану! Этот путь, основанный на духовности, который является путем самопознания для усвоения искусства любви, действителен для всех, потому что он дает возможность любить то, что отличает нас от других существ. За прошедшие годы мы осознали, как духовная терапия может дать необычайные плоды и ощутимые результаты, позволяя нам стать свидетелями конкретного заживления ран сердца и чрезвычайно стремительного роста.

3. Цели программы реабилитации

В жилых центрах, принимающих людей, программа представляет собой педагогическо-реабилитационный путь борьбы с зависимостью от токсичных веществ и преследует следующие цели:

  • предоставить образовательные инструменты для противостояния и решения проблемы зависимости;
  • приобрести здоровую самооценку и заново раскрыть свой потенциал;
  • возрастать в ответственности и в навыках общения;
  • развивать навыки выбора, суждения и планирования;
  • развивать подлинное, автономное и способное к построению жизненных планов "я";
  • открыться для встречи с живым Богом в лице Иисуса Христа.

4. Последовательность или этапы программы

Программа разделена на пять этапов:

I ЭТАП: Конкретная цель: ориентир и мотивация

Он соответствует первичному приему и размещению человека в общине и длится один - два месяца в зависимости от индивидуального проекта, который для этого человека определяют. На этом этапе человек начинает находить и развивать адекватную мотивацию, чтобы двигаться по пути перемен и роста и ориентироваться на образ жизни общины. Эта первая фаза состоит из ряда терапевтических занятий и интервью когнитивного характера для определения основных проблем и нахождения наиболее подходящих ответов. Человека сопровождают в воздержании и возможной коррекции препаратов для детоксикации.

II ЭТАП: Конкретная цель: осознание собственных дисфункциональных установок

Человека сопровождают в процессе повышения осведомленности о его собственных дисфункциональных и ослабляющих отношениях и поведении, а также признания своей личной ответственности в отношении выбора, сделанного в прошлом. В основном, это поведенческая работа, в которой мы стараемся приучить человека выполнять свои обязательства, воспитать в нем ответственность, самодисциплину, творческий подход, аутентичность, уважение к себе и другим, понимание правильной шкалы ценностей.

Кроме того, предпринимаются попытки раскрыть и усилить потенциал и качества, которые остались невыраженными, и дать человеку уловить красоту внутренней свободы.

III ЭТАП: Конкретная цель: самопознание и приобретение инструментов, необходимых для изменений

Продолжается описанная выше поведенческая работа и начинается более глубокий - посредством интроспективных и основанных на опыте техник - путь "самопознания", решающий момент для приобретения инструментов, необходимых для изменений. Четко определяются множественные аспекты дискомфорта, возникшие из-за "капканов" и укоренившейся на протяжении многих лет динамики; внимание сосредотачивается на задачах, необходимых для развития и усвоения функциональных установок и привычек, расширяющих возможности человека.

По этой причине много места уделяется командной работе и обучению, чтобы поддержать человека на пути роста, понимаемом как:

  • становление своей ответственности в повседневных обязательствах и динамике отношений;
  • растущее осознание динамики, связанной со сферой эмоций, чувств и психических процессов;
  • приверженность и последовательность в нахождении "здесь и сейчас";
  • приобретение здоровой самооценки и открытие заново своего позитивного потенциала;
  • истинный диалог и сравнение;
  • примирение с собственной историей и собственными границами и способность быть свободным от ограничений и суждений со стороны других или своих собственных;
  • знание и интеграция своей гендерной идентичности и эмоциональности;
  • приобретение растущего осознания ценности своего духовного измерения.

IV ЭТАП: Конкретная цель: ответственность и принятие решений

Работа на этом этапе фокусируется на росте собственной ответственности, которая осуществляется в труде, в координации и организации повседневной деятельности, в реализации навыков отношений через многочисленные аспекты общинной жизни. Действительно, человек берет на себя функции повышения ответственности в работе, в организации дня, в поддержке только что принятых людей и в участии в различных предлагаемых мероприятиях.

Беря на себя все большую ответственность, человек тренируется в самостоятельности, которая открывает для него личную свободу благодаря приобретению навыков принятия решений и разрешения проблем, способности структурировать здоровые отношения с другими на основе искренности и честности.

И, наконец, проверяется его способность управлять эмоциями, эффективно и свободно общаться. На этом этапе человек также начинает заниматься - если чувствует такое желание - профилактикой (встречи в школах и молодежных группах) и уличной работой.

V ЭТАП: Конкретная цель: автономия, восстановление социальной структуры и интеграция в мир работы

Человека сопровождают в социальной и трудовой интеграции. В зависимости от оценки способностей человека и спроса со стороны работодателей, индивидуальный проект может предусматривать трудоустройство в социальных кооперативах, входящих в Ассоциацию, или трудовые послушания на территории общины. Человека постепенно сопровождают в восстановлении отношений и интересов в социальном контексте и в поиске дома для самостоятельной жизни. На этом этапе контролируются навыки здорового личного планирования, выполнения рабочих обязанностей, управления свободным временем и личными ресурсами и социально-эмоциональной сферой.

5. Реабилитационные мероприятия

а. Трудотерапия

Труд рассматривается в его учебно-воспитательном значении. Сферы занятости - это работа по дому (уборка и текущее обслуживание, кухня, прачечная, склады), а также деятельность, направленная на приобретение профессиональных навыков, а также развитие личных и творческих навыков (ремесленные мастерские). Кроме того, на этапе интеграции в мир труда люди могут быть включены в рабочую среду кооперативов, входящих в Ассоциацию (садоводство, выращивание оливок, плотницкие работы, строительство, организация питания и мероприятий).

б. Воспитательные группы

Вводные беседы и сопровождение; поддержка и терапевтические интервью; моменты диалога и сопоставления; группы самопознания и обучения; группы обмена опытом; эмоционально-релаксационные тренинги; духовные группы. Эта воспитательная работа осуществляется еженедельно, и каждый месяц вся община принимает участие в дне образования, организованном национальной Ассоциацией по вопросам человеческого роста, солидарности и духовности.

в. Духовность и молитва

Программа "Новые горизонты" рассматривает духовное измерение человека как поиск смысла и полную реализацию своей жизни. Поэтому в расписании общины предусмотрено время для размышления над евангельским чтением дня, для евхаристической мессы, для личной и общинной молитвы, для исповеди. Программа основывается на католической вере, но уважает и дает возможность любому исповедовать свои религиозные убеждения.

г. Отражение и углубление

Ежедневно отводится разумное время для размышлений и чтения (личный дневник). Все, чем человек живет каждый день, должно быть осмысленно; это позволяет ежедневно балансировать жизненный опыт и более глубоко объединять личный и общественный путь.

д. Спортивные мероприятия

В нашей общине есть помещения, оборудованные для занятий спортом (спортивные залы и спортивные площадки), а там, где их нет, можно воспользоваться районными спортивными сооружениями. Индивидуальные и командные спортивные занятия - не менее двух раз в неделю - являются неотъемлемой частью программы; каждый человек имеет возможность заниматься этим сообразно состоянию здоровья и личным интересам.

е. Творческие и развлекательные мероприятия

Для создания атмосферы сотрудничества и гармонии в общине важное значение имеют моменты общения и организация досуга (вечеринки, экскурсии, кинофорумы и т. д.), а также участие в творческих мероприятиях (пение, танцы, музыка, живопись, театр и т. д.). Эти мероприятия также важны как "здоровое" развлечение, альтернатива потребительской модели, доминирующей в нашем обществе.

ж. Свободное время

В течение дня есть личное свободное время, чтобы каждый человек учился управлять им самостоятельно в соответствии со своими желаниями и потребностями, но и в соответствии с правилами сообщества.

з. Деятельность Ассоциации

Среди услуг Ассоциации - центры по обучению международному волонтерству. Они соседствуют с центрами приема, и взаимодействие между этими двумя реальностями является мощным инструментом роста для тех и других. Некоторые виды деятельности, в которых происходит это взаимодействие:

  • профилактические проекты в школах и в работе на улице;
  • тренинги по профилактике;
  • центры консультирования;
  • зарубежные миссии (Бразилия, Босния и Герцеговина).

5. Подход

К принятому в общину молодому человеку всегда применяется индивидуальный подход. Для каждого человека специальная команда готовит проект в сотрудничестве с соответствующими местными службами, чтобы у человека была возможность решать свои проблемы и ставить перед собой цели и задачи.

6. Преемственность в конце программы и рождение миссионерских призваний

После завершения программы человека сопровождают в мир труда (для этого создаются кооперативы и социальные предприятия). Многие ребята решают вступить в Ассоциацию и посвятиться себя служению "Малой Радости" ("Piccoli della Gioia"), становясь миссионерами за границей или служа нуждам нашего дела в ее структурах или в местных группах.

Заключение

Педагогическо-реабилитационная программа, осуществляемая в общине "Новые горизонты", направлена не исключительно на наркоманов или людей с социальными проблемами; она предлагает человеку возрастание, которое подходит для любого, кто желает полностью прожить все измерения самого себя.

В контексте нашей Ассоциации предлагается тот же терапевтический путь:

  • тем, кто обращается к нам за помощью, потому что находятся в зависимости от токсичных веществ или других отклонений;
  • тем, кто намеревается пройти обучение на добровольца, чтобы нести служение в профилактических мероприятиях, в миссиях или для оказания помощи, в самой Ассоциации или в других организациях (структурах);
  • для тех, кто переживает поиск жизненного призвания, чтобы придать жизни смысл и направление.

Курсы различаются в зависимости от времени и условий прохождения, а также от специфики каждой темы, но цели совпадают, поскольку конечной целью является восстановление человека в его способности любить так, как любил Иисус: "Сия есть заповедь моя, да любите друг друга, как Я возлюбил вас" (Ин. 15:12).

Оценка психологических аспектов программы

Облегчение самоанализа благодаря излечению сердца.

Поддержка индивидуальных психолого-воспитательных консультаций, посредством которых корректируются дисфункциональные аспекты.

Активная динамика встречи с терапевтической группой и общения в ней, жизнь в общине.

После консолидации своего подлинного "я" духовное измерение или обращение к трансцендентному становятся важной возможностью дополнить и расширить ощущение себя самого, жизни и собственной плодотворности. Усилия нацелены на формирование ряда навыков принятия решений, реализации, действий, которые приобретают большое значение благодаря способности самостоятельно строить прочную идентичность, в непрерывной связи между прошлым и будущим, в стабильном и конструктивном "я".

Заключительные замечания

В этом кратком изложении весьма сложной реальности отсутствует описание отдельных этапов пути духовной терапии, которые можно углубить с помощью книги Кьяры Амиранте "Исцеление сердца. Духовная терапия: искусство любви и самопознания" (издательство Piemme), которое стало бестселлером в Италии и доступно в переводе на несколько языков.

TopК началу страницы
Главная
страница
Информационные
материалы
Ноу-хау Информационный
бюллетень
Миссия АСТ Объявления

Copyright (c) Круглый стол по религиозному образованию и диаконии, 1996-2020. Все права защищены.