Главная страницаИнформационные материалыНоу-хауИнформационный бюллетеньМиссия ACTОбъявления

Информационный бюллетень, июль 2020

Международная конференция "Попечение Церкви о душевнобольных: религиозный мистический опыт и психическое здоровье"

Ниже публикуются доклады участников конференции "Попечение Церкви о душевнобольных: религиозный мистический опыт и психическое здоровье", 7-8.11.2019 г., Москва (продолжение)

"Трезвое опьянение" как антипод пьянственной страсти

Протоиерей Алексий Бабурин

Здоровье, по определению Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ), - это состояние "полного физического, душевного и социального благополучия"1. Заметим, в этой дефиниции используется понятие "благополучие", восходящее, в свою очередь, к понятию "благо".

Со слов Христа Спасителя известно, что "Никто не благ, как только один Бог" (Мф. 19:17). Вместе с тем, Господь призывает Своих последователей уподобляться Богу, в Бога богатеть, говоря "будьте совершенны, как совершен Отец ваш Небесный" (Мф. 5:48).

Примечательно, что в IV в. до Р.Х. древнегреческий философ и врач Аристотель Стагирит пришел к выводу, "что конечной целью человека, а значит, и человеческого общества в целом (поскольку человек, как существо политическое, не может существовать вне общества), является достижение жизни, подобной Богу"2.

Стало быть, достижение полного благополучия, как для человека, так и для общества непосредственно связано с обновлением и обогащением нашего менталитета, с духовно-нравственным совершенствованием.

Обыденное, привычное, так называемое нормальное состояние сознания, а также особые состояния сознания, такие как сон, гипноз, медитации, интоксикация наркотиками, опьянение и т.п., не раскрывают всех возможностей человеческого потенциала. Обновление и обогащение менталитета означает признание мистических и религиозных форм сознания.

Религиозный и мистический опыт - не пустые понятия. "Многообразие описаний феноменов, кросс-культурность и историческая неизменность - первые веские причины считать описания мистических опытов правдоподобными", - считает религиовед А.М. Миронова3.

Американский философ и психолог Уильям Джеймс (род. 11 января 1842, Нью-Йорк - умер 26 августа 1910, Чокоруа, округ Кэрролл) в своей книге "Многообразие религиозного опыта" (1902) писал: "... наше нормальное, или, как мы его называем, разумное сознание представляет лишь одну из форм сознания, причем другие, совершенно от него отличные, сублиминальные формы, существуют рядом с ним, отделенные от него лишь тонкой перегородкой. Мы можем совершить наш жизненный путь, даже не подозревая об их существовании; но, как только будет применен необходимый для их пробуждения стимул, они сразу оживут для нас, представляя готовые и определенные формы духовной жизни, которые, быть может, имеют где-нибудь свою область применения. Наше представление о мире не может быть законченным, если мы не примем во внимание и эти формы сознания".

По Джеймсу, религиозные состояния являются более высокими, чем мистические. В мистических состояниях люди в меру своих сил только соприкасаются с областью таинственного, тогда как в религиозных происходит слияние с Божеством. Свидетельством такого единения могут быть слова апостола Павла: "…и уже не я живу, но живет во мне Христос" (Гал. 2:20).

Какое отношение эти рассуждения Уильяма Джеймса имеют к теме настоящего доклада?

Дело в том, что, окормляя страждущих душевными недугами, заботясь об их благе, мы нередко вынуждены сталкиваться с наличием у них аддиктивных расстройств. Так, в частности, согласно исследованиям ученых-медиков, "от 10 до 40% больных шизофренией обнаруживают пристрастие к алкоголю и наркотикам"4.

С каких позиций должен смотреть на эту проблему душепопечитель?

Подсказку мы находим у "отца современной психологии". Алкогольное опьянение он небезосновательно считал частью мистического сознания.

Вот как дословно он об этом говорил:

"Власть алкоголя над людьми, без сомнения, объясняется его способностью возбуждать к деятельности мистические свойства человеческой природы, обыкновенно подавляемые холодом и сухостью повседневной рассудочной жизни. Трезвый рассудок суживает, анализирует, говорит "нет!"; опьянение расширяет, синтезирует, говорит "да!". Оно поистине великий возбудитель чувств, говорящих "да". Оно переносит нас от холодной периферии вещей к их пылающему центру и на мгновение сливает сознание с самой истиной. Поэтому нельзя утверждать, что люди предаются опьянению только по слабости и порочности. Для бедных и лишенных образования людей опьянение заменяет собою симфонические концерты и литературу. Одну из трагических тайн жизни представляет то обстоятельство, что проблески высшей жизни, вызванные таким образом, оплачиваются столь низменными проявлениями, неизбежно связанными с состоянием опьянения. Тем не менее последнее представляет собою часть мистического сознания, и его нельзя упускать из виду, если мы хотим составить ясное представление о целом"5.

Между тем, как говорил святитель Иоанн Златоуст, "можно и не пивши вина быть пьяным, равно можно пить вино и быть трезвым"6. Оказывается, можно также находиться в состоянии духовного трезвого опьянения.

Какова же его мистика?

Размышляя над темой духовного опьянения в мистике прп. Симеона Нового Богослова, "весьма близкой теме экстаза и мистической радости", приснопамятный архиепископ Василий (Кривошеин) (род. 17 июля (30 июля) 1900, Санкт-Петербург - умер 22 сентября 1985, Ленинград), афонский подвижник и ученый-патролог, пишет, что "она знакома уже языческой поэзии и религиозной литературе греков, Плотину и гностикам, у которых, по-видимому, ее заимствовал Филон, постоянно использующий эту тему в своем аллегорическом толковании Библии. Филону, вероятно, принадлежит знаменитый оксюморон трезвое опьянение, столь живо воспринятое христианской патристикой"7.

Видный представитель еврейско-греческой философии Филон Александрийский (род. ок. 25 до н.э. - умер ок. 50 по Р.Х.) использовал оксюморон "трезвое опьянение" (греч. "Νηφάλιος μέθη"; лат. sobria ebrietas) в своём трактате "О бегстве и обретении" (Περί φυγής και ευρέσεως; De Fuga et Inventione).

"От чего бегут, что и как обретают библейские беглецы?" - его основная тема. Свой комментарий автор начинает с истории бегства Агари от Сары и нахождения её Ангелом Господнем у источника воды на дороге к Суру (Быт.16:6-12). По Филону, аналогично тому, как Ангел Господень, а не человек, обретает Агарь возле источника, означающего Премудрость Божию и Жизнь, и вразумляет её вернуться к госпоже своей и покориться ей, так и избранным без усилий с их стороны может быть ниспослана с небес мудрость, которой они упиваются, оставаясь в трезвом уме (διετέλεσε μεθύων τὴν μετ ὀρθότητος λόγου νήφουσαν μέθην)8.

У Филона есть и специальные сочинения, посвященные проблеме пьянства и трезвости - это "De ebrietate" (Об опьянении), "De sobrietate" (О трезвости).

Немецкий лингвист проф. Рихард Дж. Бруннер, разбирая труд Ханса Леви "Трезвое опьянение. Исследования по истории древнего мистицизма"9, опубликованный в 1929 году, показывает, что в оксюмороне "трезвое опьянение" Филон нашел подходящее выражение для обозначения границы между мудростью и рациональностью. В трактате "О трезвости" Филон различает рациональность софиста и мудрость истинного ученого. Бруннер замечает: "Эллинистическая рациональность, по мнению Филона, не постигает тайны человеческой жизни, она лишь средство от тупости, маскирующейся в религиозных оргиях и вакханалиях. Мудрость, основанная и закрепленная в аскетике, благодаря своему источнику и происхождению, представляет собой богоугодный образ жизни, способный привести к познанию истины Божественного Откровения и следованию заветам Божиим.

Подлинный смысл "разумности" Филон видит в том, чтобы сделать Слово Божие, которое всегда присутствует в завуалированной условной форме в Писании, традиции и исторических событиях, слышимым и понятным. Посредством истории и Писаний Бог говорит с нами, но то, что Он говорит, должно быть расшифровано трезвым умом.

Только в свете мудрости можно понять истину Писания и историю, записанную в ней. Таким образом, σοφία является источником истинной веры"10, - заключает аналитик Рихард Бруннер.

Как тут не вспомнить слова монаха Андроника (А.Ф.Лосева): "Вера… есть требование предельно развитого разума"11.

Начиная с Киприана Карфагенского (род. 210, Тунис - умер 14 сентября 258, Карфаген, Тунис), который в письме к Цецилию писал: "Чаша Господня так упоевает пиющих от нея, что делает их еще трезвее" (calix Dominicus sic inebriet ut sobrios faciat)12, темы "трезвого опьянения" касались очень многие известные святые. В основном, они аллегорически и символически истолковывали библейские тексты: об опьянении Ноя; о молитве Анны, матери пророка Самуила; о Чаше, которая опьяняет; об упоении от тука дома Божия; о вине, которое веселит сердце человека; о пире Премудрости; об "опьянении" Апостолов в день Пятидесятницы; о Тайной вечери; об упоении Святым Духом.

Боговдохновенные души в описаниях святых отцов испытывают неизреченную радость, восторг, усладу, ликование, исступление, изумление, самозабвенный экстаз, разумное и трезвое опьянение, когда пребывают в созерцании Единого, в благоговейном молитвенном единении с Богом, находятся в евхаристическом общении со Христом, упиваются Словом Божиим. "Это такая радость, которая не омрачена никакой греховной грязью"13. Экстатическое состояние боголюбивых и смиренных христиан - не самовозбуждение, а дар Святого Духа, "трезвое опьянение".

Наиболее впечатляюще оксюморон "трезвое опьянение" звучит в гимне святителя Амвросия Медиоланского (род. ок. 340, Августа-Треверорум, Белгика, Римская империя - умер 4 апреля 397, Медиоланум, Италия, Западная Римская империя) "Сияние Славы Отчей" (Splendor paternae gloriae):

"Христос, наша еда14
и питье наша вера,
напиток радости
трезвого опьянения дух"15.

В Четвертом Слове преподобного Макария Египетского (род. ок. 301, Нижний Египет, деревня Жижбер - умер 391), по другим данным Симеона Месопотамского, в его диалоге с собеседником, вопрошающим о возможности человеку постоянно входить в состояние истинного, нерассеянного, самозабвенного молитвенного переживания, подвижник отвечает, сравнивая молитву со светильником: "Когда-то пламя более разгорается и возжигается, когда-то - тише и слабее; и свет этот временами больше занимается и сияет, иногда - умаляется и меркнет, хотя светильник всегда горит и светит; когда же бывает очищен - более испытывается опьянением Божественной любви (ἐν μέθη ἐξετάζεται τῆς ἀγάπης τοῦ Θεοῦ); иной раз по домостроительству ослабевает - [тогда,] хотя [и] соприсущий, свет слабеет"16.

Богослов и патролог, доктор философии и богословия митрополит Иларион (Алфеев) в своей монографии о преподобном Исааке Сирине, епископе Ниневийском (род. ок. 640, Катар - умер ок. 700, Ниневия, Ирак) подробно останавливается на рассмотрении темы духовного опьянения в мистическом богословии великого отца Церкви.

Вот как говорит преподобный Исаак о действии молитвы на душу подвижника: "Хочешь ли ты украшать тело свое посредством утомительного стояния или, может быть, ты хочешь сделать душу свою угодной Богу? Тогда произнеси лишь пять слов с пониманием и будешь объят опьянением"17. Владыка Иларион в упоминании преподобного отца о "пяти словах" усматривает Иисусову молитву - краткую непрестанно повторяемую молитву, состоящую - в своей наиболее классической форме - из пяти слов: "Иисусе, Сыне Божий, помилуй мя"18.

Евсевий Памфил (род. 263 г., Палестина - умер май 339 г., Национальный парк Кейсария, Кесария, Израиль) использует это выражение в своем комментарии на 9 стих 35 псалма Давида: "Упиются от тука дому Твоего, и потоком сладости Твоея напоиши я". Дом Божий он называет Его Церковью. Под туком дома разумеет душеполезные богодухновенные речения, которые вызывают разумное и трезвое опьянение (μέθη δὲ σώφρων καὶ νηφάλιος)19.

А святитель Амвросий Медиоланский об обилии Дома Божия говорит, что оно - "изобилие благодати", а "поток услады - это Святой Дух"20.

Аналогично толкует этот же стих представитель александрийской богословской школы христианский писатель Дидим Слепец, говоря о доме Божием, как о Церкви, изобилующей церковным учением, содержание которого может привести к трезвому опьянению (νηφάλιον μεθυσθήσονται μέθην)21.

Святитель Иоанн Златоуст (около 347, Антиохия - 14 сентября 407, Команы Понтийские, Понт) говорил о том же истинном опьянении, цитируя слова апостола Павла к Ефесянам: "Не упивайтесь вином, в немже есть блуд: но паче исполняйтеся Духом"22. "Вот прекрасное опьянение; насыщай душу свою Духом, чтобы не насыщать её пьянством; наперёд займи этим свою душу, как чашу, чтобы диавол уже не мог вложить в неё ничего; нужно не просто причащаться Духа, но исполняться Духом, псалмами, гимнами, и песнями духовными, которыми вы исполнились сегодня", - проповедовал архипастырь своим возлюбленным прихожанам на Пасху в 395 году23.

Здесь следует отметить, что алкогольное опьянение вселенский учитель определяет "как неестественное исступление души, извращение помыслов, недостаток рассуждения, отсутствие соображения". И добавляет: "А это происходит не от одного опьянения вином, но и от опьянения гневом и непристойною похотью". И далее по тексту: "…никто, упивающийся вином, не может жаждать божественных изречений"24.

Преподобный Никодим Святогорец (1749-1809) в написанном им предисловии к "Добротолюбию" и переведенном преподобным Паисием Величковским на славянский язык, сравнивая чтение сей книги с духовным пиром, предлагает православным людям "упиться пьянством воистину трезвым" (και μεθύσετε από μέθη πραγματικά νηφάλια)25.

На рубеже 1-го и 2-го тысячелетия к описанию свойств божественного опьянения, исходя из личного мистического опыта, обратился преподобный Симеон Новый Богослов (род. 949, Галатия - умер 1022, Хрисополис) в своём 23-м Огласительном слове "О покаянии и страхе Божием". "Чтобы исцелеть от смертельной болезни, каким является грех, нужно прежде всего его осознать, страх Божий производит это действие, обратиться к Богу и умолять Его о своем спасении. Бог всегда отвечает на наш призыв, чудесно вмешивается, спасает, "таща нас за волосы", и награждает Своими дарами, плодами покаяния, миром, бесстрастием и экстатическою радостью, уподобляемой духовному опьянению, видением света или солнца", - так говорит иже во святых отец наш Симеон26.

К великому сожалению, люди часто подменяют свое врожденное стремление к благодатному трезвому опьянению любовью Божией и радостью взаимного общения в Боге опьянением греховным страстным, приводящим к погибели души. Человек вновь ставится перед нравственным судьбоносным выбором. Сквозь века продолжает звучать голос Божий: "…жизнь и смерть предложил я тебе, благословение и проклятие. Избери жизнь, дабы жил ты и потомство твое, любил Господа Бога твоего, слушал глас Его и прилеплялся к Нему; ибо в этом жизнь твоя и долгота дней твоих…" (Втор. 30:19-20).

Спасая человека, избравшего жизнь, от рабства греху, Господь наш Иисус Христос предлагает нам в таинстве Евхаристии приобщаться под видом хлеба и вина Истинного Тела и Истинной Крови Его, избавляющих нас от семени тли и питающих в блаженную жизнь вечную.

Слова Господа, сказанные апостолам: "Да ядите и пиете за трапезою Моею в Царстве Моем" (Лк. 22:30), по толкованию святых отцов, означают Любовь как пищу и питие, хлеб и вино, которых вкушают любящие Бога во Царствии Его. "Вот вино, которое веселит сердце человека. Блажен, кто испил этого вина! Испили его невоздержанные - и устыдились; испили грешники - и оставили пути преткновений; испили пьяницы - и стали постниками; испили богатые - и возжелали нищеты; испили убогие - и обогатились надеждой; испили больные - и стали здоровыми; испили невежды - и умудрились", - цитирует в этой связи преподобного Исаака Сирина митрополит Иларион (Алфеев) в своей работе о нем27.

Таким образом, святые отцы показывают нам, что покаяние, мольба о спасении, молитвенное делание, постижение Слова Божия, вкушение таинственной Снеди - Тела и Крови Иисуса Христа, стяжание Духа Святого и пребывания в Нем, приводят к всеобъемлющей радости, уподобляемой подвижниками благочестия духовному, разумному, трезвому опьянению и, наконец, к вожделенному обожению.

Сравним состояние опьянения, вызванное пристрастием к алкоголю, наркотикам, другим психоактивным веществам и психоактивным действиям, гневом, непристойной похотью и подобными им зависимостями, с упоением любовью к Богу.

Оба вида опьянения вызывают эйфорию, помогают отвлечься от житейских попечений, дают ощущение преодоления собственных границ. Разница состоит в том, что опьянение от пристрастий приводит к потере самоконтроля, помрачению ума, неадекватности восприятия, потере памяти, расстройству здоровья и личности, порабощает, нарушает межличностные отношения, вызывает беспокойство, чувство стыда, греховности и вины; а духовное опьянение, наоборот, просветляет ум, делает человека трезвым, целомудренным, благонадежным, ответственным, освобождает от печали и чувства вины, животворит, помогает ему превзойти самого себя, укрепляет в вере, одухотворяет, вселяет надежду на спасение, оставляет неизгладимые благодатные ощущения отрады и утешения.

Итак, будем же, честные отцы, братия и сестры, упиваться трезвенным упоением, а от хмельного - воздерживаться!


1Off. Rec. Wld Hlth Org., 2, 100 . Официальные документы Всемирной организации здравоохранения, N? 2, стр. 100. С 1948 г. это определение не менялось.

2Месяц С. В. Благо // П. П. Гайденко, М. А. Солопова, С. В. Месяц, А. В. Серегин, А. А. Столяров, Ю. А. Шичалин. Античная философия: Энциклопедический словарь. М.: Прогресс-Традиция, 2008. С.209.

3Миронова А.М. Методологические проблемы эссенциалистских определений понятия "мистический" опыт// А.М. Миронова. Научная мысль Кавказа. 2019. №2. С.20.

4Шлёмина И.В. Клиника и терапия шизотипического расстройства (малопрогредиентной шизофрении), сочетающегося с алкоголизмом // Психическое здоровье. 2009. №5. C.39.

5Цит. по: Джеймс У. Многообразие религиозного опыта / Пер. В.Г. Малахиевой-Мирович и М.В. Шика. М.: Наука, 1993.

6Иоанн Златоуст, свят. Слово против упивающихся и о воскресении. Творения святого отца нашего Иоанна Златоуста, Архиепископа Константинопольского, в русском переводе. Т. 2, книга 1. С.-Петербург, Издание С.-Петербургской Духовной Академии, 1896. С. 475.

7Василий (Кривошеин), архиепископ. Тема духовного опьянения в мистике преподобного Симеона Нового Богослова. URL: https://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Krivoshein/tema-duhovnogo-opjanenija-v-mistike-prepodobnogo-simeona-novogo-bogoslova/ (дата обращения 31.10.2019).

8[Электронный ресурс]. URL: https://el.wikisource.org/wiki/Περί_φυγής_και_ευρέσεως (дата обращения: 31.10.2019).

9Hans Lewy. Sobria ebrietas. Untersuchungen zur Geschichte der antiken Mystik. Gie?en: T?pelmann, 1929.- 174 S. [Ханс Леви: Трезвое опьянение. Исследования по истории древнего мистицизма. Гиссен, Альфред Тёпельманн, 1929. 174 С.].

10Brunner, Richard J.: Sobria ebrietas - Nuchterne Trunkenheit. Uber eine den Kirchenvater Augustinus stark beeindruckende rhetorische Figur. [Бруннер, Ричард Дж. Трезвое опьянение. Об одной впечатляющей риторической фигуре отца Церкви Августина]. [Электронный ресурс] URL: https://www.augustinus.de/einfuehrung/86-texte-ueber-augustinus/215-sobria-ebrietas-nuechterne-trunkenheit (дата обращения: 09.12.2018)

11Бабурин Алексий, протоиерей. "Бог всё предвидит и всё предопределяет". Извлечения из бесед монаха-философа Андроника (Лосева А.Ф.) с церковнослужителем-медиком Алексеем Бабуриным. 1980-1988 гг. //Сборник материалов Международной научной конференции "XVI Лосевские чтения - Философ и его время: К 125-летию со дня рождения А.Ф. Лосева", проходившей 17-20 октября 2018 г. М.: "МАКС Пресс", 2019. С.794.

12См.: Corpus scriptorum ecclesiasticorum latinorum (CSEL) Vol. III. Pars I. S. Thasci Caecili Cipriani Opera ex recensione G.Hartelii. Epistulae LXIII [Собрание церковных латинских писателей. T.III, ч. 1. Труды Св. Тасция Цецилия Киприана Карфагенского, обзор Г.Гартель. Послание LXIII].Cyprianus Caecilio Fratri S. - P. 710.

13Амвросий Медиоланский, епископ. Собрание творений [Текст] : на латинском и русском языках / свт. Амвросий Медиоланский ; [пер. с лат. Д. Е. Афиногенова, прот. А. Гриня, М. В.Герасимовой; пер. со старославян. Ф. Б. Альбрехта] ; Православный Свято-Тихоновский гуманитарный ун-т . Т. 1.- О таинствах. Беседа 5. 3. Слово: 17. Москва: Изд-во ПСТГУ, 2012. С. 241.

14Ср.: "Ибо Плоть Моя истинно есть пища, и Кровь Моя истинно есть питие" (Ин. 6:55).

15Christusque nobis sit cibus,
potusque noster sit fides;
laeti bibamus sobriam
ebrietatem Spiritus.
Амвросий Медиоланский, свт. Собрание творений [Текст]: на латинском и русском языках /; [пер. с лат. Д. Е. Афиногенова, прот. А. Гриня, М.В. Герасимовой ; пер. со старославян. Ф.Б. Альбрехта]; Православный Свято-Тихоновский гуманитарный ун-т. - Москва: Изд-во ПСТГУ, 2012. Т. 6 / [сост. Н.А. Кулькова]. - 2016. С. 322-325.

16Макарий Египетский, прп. (Симеон Месопотамский). Духовные слова и послания [Текст]: новое издание с приложением греческого текста, исследованиями и публикацией новейших рукописных открытий /подгот. А.Г.Дунаев и иеромонах Винсен Дэпрэ при участии М.М. Бернацкого и С.С. Кима. Москва:[б. и.], Святая Гора Афон: Изд. пустыни Новая Фиваида Афонского Русского Пантелеимонова монастыря; 2015. С.311-312.

17Иларион (Алфеев), епископ. Духовный мир преподобного Исаака Сирина. Издание второе, исправленное и дополненное. СПб.: Алетейя, 2002. С. 336.

18Там же.

19PG 23, 321АВ

20"Domus ergo Ecclesia est; ubertas domus, redundantia gratiarum, torrens voluptatis, Spiritus sanctus". Sancti Ambrosii Episcopi Mediolanensis Opera [SAEMO] [Собрание творений свт. Амвросия, епископа Медиоланского]: Opera omnia di Sant'Ambrogio. Vol.7. Commento a dodici salmi. Commento al salmo XXXV, 19. P. 135.

21Didymi Alexandrini. Expositio in psalmos. Psalmus XXXV. Vers. 9 A [Дидим Александрийский. Фрагменты толкования на псалмы. Псалом 35, 9а]//Patrologia cursus completus [Series Graca]: ... omnium ss. patrum, doctorum, scriptorumque ecclasiasticorum sive Latinorum sive Gracorum (Том 39), Jacques-Paul Migne, 1863. - P. 1336.

22Еф. 5:18.

23Иоанн Златоуст, архиепископ. Слово против упивающихся и о воскресении // Творения святого отца нашего Иоанна Златоуста, Архиепископа Константинопольского, в русском переводе. Т. 2, книга 1. С.-Петербург, Издание С.-Петербургской Духовной Академии, 1896. С. 477.

24Там же. С. 475.

25Цит по: О.А. Родионов. Предисловие к славянскому "Добротолюбию": история текста. Каптеревские чтения. Сборник статей. Выпуск 12. Москва, 2014. С. 180.

26Василий (Кривошеин), ахиепископ. Преподобный Симеон Новый Богослов. Часть II. Пути к Богу. 1. Покаяние. [Электронный ресурс] URL: https://azbyka.ru/otechnik/Simeon_Novyj_Bogoslov/prepodobnyj-simeon-novyj-bogoslov/2_1 (дата обращения: 31.10.2019)

27Иларион (Алфеев), епископ. Духовный мир преподобного Исаака Сирина. Издание второе, исправленное и дополненное. СПб.: Алетейя, 2002. С. 336.

Процветание человека как многообещающая концепция на стыке религии и психиатрии

Питер Ферхаген

Введение: Процветание

В настоящее время возрастает интерес к таким понятиям, как позитивная психология и позитивная психиатрия. Коротко говоря, сама идея позитивной психологии и позитивной психиатрии основана на переходе от мышления и практики, ориентированных преимущественно на слабость, к мышлению и практике, ориентированным на силу (Oades & Mossman, 2017, стр. 7-23). Здоровье, благополучие и процветание - это больше, чем облегчение симптомов болезни. В связи с этими изменениями в мышлении и практике перед нами встают новые вопросы. Какие факторы позволяют человеку процветать, даже в случае физического или психического заболевания? Каковы характеристики процветающего человека? Что делает человека процветающим внутриличностно (биологически, эмоционально, когнитивно), межличностно (отношения) и коллективно (культурно, даже глобально)? По моему мнению, это очень важное и перспективное направление. Поэтому хотелось бы остановиться на вопросе о смысле человеческого процветания как концепции благополучия и связать его с религией и духовностью, поскольку религия и духовность, несомненно, являются составляющими человеческого процветания (см. также Schotanus-Dijkstra и др., 2016).

Существует несколько концепций благополучия: благополучие (в сочетании с различными определениями, как то гедоническое, эвдемоническое, психологическое, социальное, позитивное и оптимальное), психическое здоровье, удовлетворение от жизни, счастье и процветание (Oades & Mossman, 2017, стр. 8-10). Как отмечают Oades и Mossman, все концепции так или иначе соединяют понятия "хорошо себя чувствовать и успешно функционировать" (2017, стр. 8). Я предпочитаю концепцию процветания, потому что, по мнению VanderWeele, понятие процветания более ёмкое, чем концепции благополучия и удовлетворения от жизни. Он пишет, что понятие процветания человека несет в себя "нечто, выходящее за рамки психологии", "нечто большее, чем психическое состояние человека, его ощущения относительно различных аспектов жизни" (2017, стр. 8149). Процветание является показателем состояния целостности, в отличие от прозябания (Chan и др., 2017). Хотелось бы найти концепцию, которая охватывает не только психологическое благополучие. На мой взгляд, процветание человека и может стать такой концепцией, как мы увидим далее.

Клиническое, функциональное и личное выздоровление

Для начала хотелось бы отметить одно интересное и многообещающее проявление сильного мышления. Это важное изменение, происходящее в психиатрии в отношении нашего понимания выздоровления! До недавнего времени под выздоровлением понималось клиническое выздоровление. И клиническое выздоровление означало и до сих пор означает, прежде всего, излечение как уменьшение клинических симптомов и признаков. Уменьшение, которое можно измерить объективно. И на самом деле это уменьшение измеряется клиницистами, и этот метод применяется практически в каждом клиническом случае. Выходя за рамки клинического выздоровления, мы сталкиваемся с функциональным выздоровлением: восстановлением преморбидного уровня социального функционирования (например, занятость, образование, социальная занятость и ежедневное функционирование).

Однако обнаружилось, что некоторые пациенты сообщают, что выздоровели, даже если у них по-прежнему проявляются симптомы заболевания. Это новый подход, новое понимание выздоровления, называемое личным выздоровлением. Это очень важно и представляет собой фундаментальное изменение ценностей в психиатрической помощи. Конечно, никто не умаляет значения клинического и функционального выздоровления. Оно важно, но оно, в основном, ориентировано на слабость, и сегодня это уже не единственный подход к выздоровлению. Несмотря на клинические и функциональные нарушения, можно жить полноценной жизнью.

Итак, что мы понимаем под личным выздоровлением и чем оно отличается от клинического и функционального выздоровления? Начнем с того, что личное выздоровление имеет иную направленность, нежели клиническое и функциональное. Понятие личного выздоровления подчеркивает значение надежды, идентичности, смысла и личной ответственности. Личное выздоровление - это не состояние ремиссии симптомов, а процесс, который субъективно определяется и оценивается самим человеком, который считается экспертом по своему выздоровлению. И, конечно, при таком подходе выздоровление означает для каждого что-то свое, хотя большинство его аспектов являются общими для многих людей (Chan и др., 2018; Slade & Wallace, 2017, стр. 25).

Чтобы как-то пояснить эту мысль, приведу одно из многих определений: "Выздоровление - это глубоко индивидуальный, уникальный процесс изменения установок, ценностей, чувств, целей, навыков и / или ролей ввиду физического и психического заболевания. Это способ жить с ощущением удовлетворения, надеждой и соучастия с окружающими даже в условиях ограничений, даже несмотря на ограничения, вызванные болезнью. Выздоровление приводит к появлению новых смыслов и целей в жизни по мере того, как человек преодолевает катастрофическое влияние психического заболевания" (Slade, 2009, стр. 38; Slade & Wallace, 2017, стр. 25). Такая позиция означает фундаментальный сдвиг во взглядах в области психиатрии и в нашем терапевтическом подходе. Речь идет не только о слабости (например, симптомы, расстройства и болезни); речь идет о проявлении силы (например, общение, идентичность, расширение прав и возможностей, обретение смысла и цели).

Процветание человека: детерминанты и пути

Можно выразиться иначе. Благополучие или процветание человека - это не просто вопрос о течении какого-то заболевания или положительный результат по каким-то клиническим показателям. Человеческое благополучие или процветание состоит из гораздо более широкого спектра аспектов жизни, включая, конечно, психическое и физическое здоровье, а также счастье, удовлетворенность жизнью, смысл и цель, близкие отношения. Основываясь на эмпирических исследованиях, можно определить основные детерминанты благосостояния и процветания человека. Существуют пять основных детерминантов, определяющих благополучие (VanderWeele, 2017, стр. 8149):

1) счастье и удовлетворение от жизни;
2) психическое и физическое здоровье;
3) смысл и цель;
4) характер и добродетели [ценности];
5) близкие отношения.

Основываясь на эмпирических исследованиях, можно также различать пути, ведущие и поддерживающие процветание в контексте этих пяти детерминантов. Под путями VanderWeele подразумевает те аспекты человеческой жизни, которые имеют относительно большое влияние на каждую из пяти сфер. Существуют четыре основных пути (VanderWeele, 2017, стр. 8150):

1) семья;
2) работа;
3) образование;
4) религиозная община.

Эти пути способствуют процветанию, и влияние каждого из них подкрепляется эмпирическими доказательствами. Каждый путь связан с пятью сферами человеческого процветания. Из этого следует вывод, что поддержка человека на каждом из этих путей оказывает влияние на его процветание.

Таким образом, личное выздоровление можно определить как собственный путь к благополучию и процветанию, несмотря на сохраняющиеся признаки и симптомы психического заболевания. И хотя людям с психическими расстройствами зачастую сложнее следовать такими путями, чем тем, кто не страдает такими расстройствами, эти пути не различаются для обеих групп и должны быть включены в план лечения, чтобы расширить рамки выздоровления за пределы просто клинического и функционального выздоровления. Фактически, личное выздоровление само по себе может оказывать влияние на процветание человека независимо от его клинической стабильности и функционирования (Chan и др., 2018).

Если семья, работа, образование и религиозная община действительно являются важными путями к различным аспектам человеческого процветания и благополучия, то этот факт должен отражаться в социальной политике психического здоровья. Ведь организации, политика, законы, финансы, вносящие свой вклад в сферах семьи, работы, образования и жизни религиозных общин, вносят важный вклад либо создают препятствия для процветания самого общества! (VanderWeele, 2017, стр. 8153).

Человеческое процветание и религиозная община

Теперь перейдем к вопросу о значении религиозной общины или церковного прихода с точки зрения процветания человека, особенно когда дело касается человека с психическими расстройствами.

Множество эмпирических исследований показывает, что участие человека в религиозной общине или церковном приходе связано со сферой процветания. Посещение церковных служб оказывает положительное действие на здоровье, продлевает жизнь, снижает частоту случаев депрессии и облегчает выход из нее, влияет на сокращение числа случаев самоубийств, способствует выживанию при раке, приводит и к другим положительным результатам (Koenig et al., 2012; VanderWeele, 2017, стр. 8152). Полезна именно общинная форма религиозной практики, причем во многих отношениях. Она может помогать к исцелению, а случается так, что религиозная община становится безопасным убежищем, или помогает человеку контролировать и направлять свое девиантное поведение.

Участие в религиозной общине связывается с более глубоким осознанием смысла жизни, ощущением счастья и удовлетворенностью жизнью. Связь религии с добродетелями положительно влияет на просоциальное поведение, отзывчивость и социальную активность. Обращение к молитве усиливает возможности человека прощать, благодарить и доверять. И, наконец, посещение богослужений связано с обретением новых друзей, прочных отношений и социальной поддержки.

Хотелось бы подробнее рассмотреть эти выводы. Выздоровление - это не только избавление человека от психического заболевания, но также и освобождение от эмоциональных, физических, интеллектуальных, социальных, религиозных и духовных последствий болезни. Сегодня мы все больше осознаем, что службы психиатрической помощи могут способствовать исцелению в этом широком смысле, включая религиозное и духовное развитие. Slade представляет перечень известных духовных (и религиозных) тезисов, важность и польза которых очевидна (Slade, 2009, с. 94-97):

  • взращивать или восстанавливать зрелую самооценку, связанную в т.ч. с сочувствием к себе по поводу трудностей и неудач;
  • жить по вере: читать Священное Писание, молитвы, посещать религиозную общину, прощать других людей;
  • поощрять приобретение нерелигиозного опыта через знакомство с искусством, литературой, поэзией, музыкой, наукой и природой;
  • создавать возможности для самопознания в лечении, в ведении дневника, в письмах кому-то важному, в составлении своего жизнеописания;
  • отблагодарить других людей добровольным трудом, принятием ответственности за что-то или кого-то;
  • научиться другим мыслям, например, научившись медитировать;
  • заниматься социальной и культурной деятельностью;
  • участвовать в группах взаимной поддержки;
  • заниматься по индивидуальному плану выздоровления;
  • учиться уделять время размышлениям;
  • учиться участвовать в жизни, а не отрываться от нее.

Из этого перечня сразу становится ясно, что понятие духовности используется в широком смысле. Если не быть внимательным, все станет духовным. Поэтому нужно внимательно относиться к тому, какой смысл тот или иной пациент вкладывает в понятие духовности. В то же время такой подход требует иного отношения к работе в области охраны психического здоровья, но это того стоит. И эта работа требует совместных усилий психиатров, других медицинских работников и специалистов по уходу, священнослужителей, духовников, а также волонтеров.

В такой работе могут принимать участие религиозные общины или церковные приходы, и, на мой взгляд, они должны этим заниматься. Не потому, что церковь знает лучше и убеждена в своей правоте, а потому, что церковь является именно тем сообществом, где можно обрести богатство выбора для решения всех человеческих проблем. И тем самым церковь будет выполнять свою важную и спасительную миссию, являться источником благодати для тех, кто ищет убежища и поддержки, помогая им найти непреложную истину: сила Господа совершается в нашей немощи.

Религиозный и мистический опыт

Что касается религиозного и мистического опыта, рассказы избранных людей об их мистическом опыте следует воспринимать как поучительные, а не как исключительные, единичные или редко встречающиеся (Steinbock, 2007, стр. 31). Это "уже существует в межЛичностной сфере" - Личностное с большой буквы - (межЛичностная сфера со Святыней), это уже происходит "со всеми нами и, в принципе, открыто для всех нас" (Steinbock, 2007, стр. 31), включая слабых, инвалидов и людей, страдающих психическими заболеваниями. Мистический опыт - это не только для здоровых; иначе это означало бы стигматизацию.

Религиозный и мистический опыт также не ограничиваются лишь ощущением гармонии; "Скорее он заключается в служении Богу, искуплении мира и участии в установлении любви и справедливости" (Steinbock, 2007, стр. 26).

Процветание человека: богословская тема

Тема процветания человека также стала богословской, и некоторые богословы (например, K?rkk?inen, 2015; Kelsey, 2009) уделили ей большое внимание. Хотелось бы остановиться на работе Volf и Croasmun (2019) и на том, что они предлагают в недавно опубликованной книге.

На самом деле тема человеческого процветания не нова в богословской мысли. Тема хорошей жизни является классической богословской темой. Volf и Croasmun, на мой взгляд, развивают идею позитивного богословия. Позитивное богословие ориентировано на позитивную цель: хорошая жизнь, как образ жизни в Боге. Эта идея соотносима с тем, что называется позитивной психологией и позитивной психиатрией: переходом от мышления, ориентированного на слабость, к мышлению, ориентированному на силу, без желания впадать в крайности. В то же время авторы утверждают, что богословие, как они его понимают, является незаменимым партнером в (научном) поиске "подлинно процветающей жизни" (Volf & Croasmun, 2019, стр. 51).

Отправной точкой, вдохновившей их, стало утверждение апостола Павла в его Послании к Римлянам (Рим. 14:17): "Ибо Царствие Божие не пища и питие, но праведность и мир и радость во Святом Духе". Volf и Croasmun указывают на параллель между словами святого апостола Павла в Послании к Римлянам (Рим. 14:17) и в Послании Галатам (Гал. 5: 22) (любовь, радость и мир; 2019, с. 164-170). С христианской точки зрения, любовь, в которой воплощается суть закона, вкупе с миром и радостью во Святом Духе, опираясь на нашу свободу через спасение в Иисусе Христе, означают процветающую жизнь, несмотря на грехопадение человека. Это значит, что мы ведем жизнь правильно (праведность, любовь), живя благополучно (мир) и чувствуя себя хорошо (радость). Любовь - это сердце, мир - это состояние процветания, особенно в отношениях, а радость - это эмоциональное процветание. Таким образом, подход Volf и Croasmun помогает связать нашу концепцию процветания человека с глубоким богословским пониманием! Более того: с Евангелием.

Вывод

Процветание человека - это обогащающая концепция; она расширяет перспективы выздоровления. Личное выздоровление оказывает спасительное влияние на процветание человека. Религиозная община может оказывать значительное влияние, наряду с семьей, работой и образованием. Требуются серьезные изменения в системе охраны психического здоровья и в ее методологии, а также в междисциплинарном сотрудничестве, в том числе с духовенством, духовными попечителями и попечителями-гуманистами.

Использованная литература:

  1. Chan, R.C.H., Mak, W.M.S., Chio, F.H.N., & Tong, A.C.Y (2018). Flourishing with psychosis: A prospective examination on the interactions between clinical, functional, and personal recovery processes on well-being among individuals with schizophrenia spectrum disorders. // Schizophrenia Bulletin, [Процветание при психозе: проспективное исследование взаимосвязей между клиническими, функциональными и личностными процессами восстановления благополучия людей с расстройствами спектра шизофрении. // Бюллетень шизофрении]. 44(4), 778-786. doi:10.1093/schbul/sbx120.
  2. Karkkainen, V-M. (2015). Creation and humanity. A constructive Christian theology for the pluralistic world. (Vol. 3). Grand Rapids: William B. Eerdmans Publishing Company. [Творчество и человечество. Конструктивное христианское богословие для плюралистического мира (Том 3). Гранд-Рапидс: издательская компания William B. Eerdmans]
  3. Kelsey, D.H. (2009). Eccentric existence. A theological Anthropology (Vol. 1). Louisville: Westminster John Knox Press [Эксцентричное существование. Богословская антропология Том 1. Луисвилл: Вестминстер Джон Нокс Пресс].
  4. Koenig, H.G., King, D. & Benner Carson, V. (2012). Handbook of religion and health (2nd ed.) New York: Oxford University Press. [Справочник по религии и здоровью. 2-е изд Нью-Йорк: издательство Оксфордского университета].
  5. Oades, L.G., & Mossman, L. (2017). The science of wellbeing and positive psychology. // M. Slade, L. Oades, & A. Jarden (Eds.), Wellbeing, recovery and mental health (pp. 7-23). Cambridge: Cambridge University Press. [Наука о благополучии и позитивной психологии // M. Slade, L. Oades, & A. Jarden (Eds.), Благосостояние, восстановление и психическое здоровье, стр. 7-23. Кембридж: издательство Кембриджского университета].
  6. Schotanus-Dijkstra, M., Pieterse, M.E., Drossaert, C.H.C., Westerhof, G.J., de Graaf, R., ten Have, M., Walburg, J.A. & Bohlmeijer, E.T. (2016). What factors are associated with flourishing? Results from a large representative national sample // Journal of Happiness Studies, 17, 1351-1370 [Какие факторы связаны с процветанием? Результаты большой репрезентативной национальной выборки // Журнал Исследований Счастья 17, 1351-1370].
  7. Slade, M. (2009). Personal recovery and mental illness. A guide for mental health professionals. Cambridge: Cambridge University Press [Личная реабилитация и психические заболевания. Руководство для специалистов в области психического здоровья. Кембридж: издательство Кембриджского университета].
  8. Slade, M. & Wallace, G. (2017). Recovery and mental health // M. Slade, L. Oades, & A. Jarden (Eds.), Wellbeing, recovery and mental health, pp. 24-34. Cambridge: Cambridge University Press. [Восстановление и психическое здоровье. // М. Слейд, Л. Оадес, и А. Джарден (ред.), Благополучие, восстановление и психическое здоровье, стр. 24-34. Кембридж: издательство Кембриджского университета].
  9. Steinbock, A.J. (2007). Phenomenology of mysticism. The verticality of religious experience. Bloomington & Indianapolis: Indiana University Press. [Феноменология мистики. Вертикальность религиозного опыта. Блумингтон и Индианаполис: издательство Индианского университета].
  10. VanderWeele, T.J. (2017). On the promotion of human flourishing // Proceedings of the national Academy of Sciences of the United States of America. Retrieved from www.pnas.org/cgi/doi/10.1073/pnas.1702996114 [На пути продвижения процветания человека. // Труды Национальной академии наук Соединенных Штатов Америки. Получено с www.pnas.org/cgi/doi/10.1073/pnas.1702996114].
  11. Volf, M., & Croasmun, M. For the life of the world. Grand Rapids: Brazos Press. [За жизнь мира. Гранд-Рапидс: Бразос Пресс]. 2019.

TopК началу страницы
Главная
страница
Информационные
материалы
Ноу-хау Информационный
бюллетень
Миссия АСТ Объявления

Copyright (c) Круглый стол по религиозному образованию и диаконии, 1996-2020. Все права защищены.