Главная страницаИнформационные материалыНоу-хауИнформационный бюллетеньМиссия ACTОбъявления

Информационный бюллетень, январь 2020

Конференция по проблемам зависимости

Ниже публикуются доклады участников
конференции "Богословское осмысление проблем зависимости: православный и католический взгляд",
1-2.10.2019 г., С.-Петербург (продолжение)

Духовная дилемма священника-алкоголика

Архимандрит Мелетий (Веббер), настоятель прихода храма святителя Николая Мирликийского в Амстердаме, Русская Православная Церковь (Нидерланды)

В начале семидесятых годов Владимир Волков написал роман "Le Tretre" (Священнопредатель), очень популярный среди русских эмигрантов в Европе. В этой книге говорится о том, как тогда еще коммунистическое российское государство попыталось внедриться в Русскую Православную Церковь, рукоположив одного из своих шпионов.

Кульминацией книги стало то, что, став священником, этот человек невольно претерпел очень глубокое духовное изменение: однажды он, убежденный атеист, совершая Божественную литургию, осознал, что распростирается перед Телом и Кровью Христа.

Ежедневно священник-алкоголик испытывает нечто подобное, но совершенно противоположным образом.

Вполне вероятно, что в ходе Божественной литургии священник-алкоголик будет распростираться не перед Святой Чашей, а перед большой чашей вина. Не потому, что он так верит, а скорее потому, что он так чувствует. Он смотрит на Кровь Христа и не видит ничего, кроме вина.

Жизнь священника-алкоголика в Православной Церкви наполнена большой болью. Имея возможность видеть красоту Божественного откровения вблизи, тем не менее, он осознает, что каким-то разрушительным образом отрезан от Царствия Божия. Богословие, будь то догматическое или пастырское, ничего ему не говорит. Священное Писание, учения Святых Отцов, Священные Каноны, даже слова самого Иисуса Христа в Евангелии - все это теряет смысл для него. Он застрял в тюрьме, в стенах своей собственной болезни.

В этой небольшом докладе я хочу рассмотреть тему алкоголизма среди священников как важную проблему, стоящую перед пастырским богословием. Природа Христова врачевания заключается в том, чтобы сосредоточить внимание на заблудшей овце, ведь пьющий священник является заблудшей овцой больше, чем кто-либо другой.

Позвольте мне раскрыть эту тему немного подробнее. В основном существуют три группы священнослужителей, которые употребляют слишком много алкоголя:

Во-первых, есть те, кто по разным причинам пьет много алкоголя в течение своей повседневной жизни. Эти люди могут даже утверждать, что такого поведения требует их работа, по крайней мере, время от времени. Они могут пить слишком много в определенных случаях и очень страдать от этого на следующий день. Тем не менее, ничего плохого, кажется, не происходит. Жизнь продолжается. Злоупотребление они считают едва ли не добродетелью, а не серьезным недостатком.

Вторая группа - это безнадежные алкоголики. Эти люди могут пить каждый день, поддерживая дозу алкоголя на определенном уровне: они и не пьяны откровенно, но и не хотят испытывать какие-либо из многочисленных болезненных и опасных абстинентных симптомов, которые слишком хорошо знакомы, чтобы подвергаться им. Они не пытаются что-либо изменить в своей жизни и не видят проблемы, потому что боятся разрушить свой карточный домик. Они живут притворством и боятся быть уличенными. Однако у них нет никакого желания изменить свою жизнь, и большинство из них умирает от симптомов, связанных с действием алкоголя. По сути, это медленная и довольно неэффективная форма самоубийства.

И затем есть третья группа, которая находится в центре внимания данного доклада. Эти люди живут от кризиса к кризису, пытаясь вспомнить, кому и в чем они лгали, осознавая, что их жизнь полностью вышла из-под контроля, но желая, чтобы все сложилось иначе. Они живут в мире, полном гнева, потому что гнев - это реакция большинства людей на алкоголиков. Их семейная жизнь, скорее всего, проходит в тяжелом напряжении, а их отношения с духовным руководством, а также с их духовной паствой натянуты сверх меры.

Они могут справляться со своими ежедневными обязанностями и худо-бедно выполнять иные священнические задачи, но внутри у них пустота. Как ни странно, обычно их можно назвать людьми "религиозными" - они знают православные правила и обеспечивают их соблюдение, но в них самих нет ничего духовного, т.е. ничего, указывающего на то, что у них есть какие-то отношения с Богом. В своей жизни они избегают неудобных вопросов, прибегают к уловкам, манипулируя окружающими, чтобы оставаться в безопасности в своем коконе эгоцентризма и безумия.

Злоупотребление алкоголем может привести к ужасному похмелью, но, что еще хуже, в самом человеке возникает внутреннее осознание того, что боль и хаос гораздо более реальны, чем что-либо, что может дать Царство Небесное. Деньги куда-то пропадают, машина разбивается, от кредиторов нужно прятаться, семейные проблемы игнорируются, приглашения на похороны выпадают из памяти... список бесконечен. Просыпаться в непонятных местах со странными людьми становится нормой, и никакая глубокая духовная молитва не имеет вообще никакого смысла.

И жизнь добавляет в этот список все новые и еще более болезненные темы.

Плохо, когда в четыре или пять часов утра приходится принимать решение "пить или не пить".

Если человек выпьет, то он знает, что следующие двадцать четыре часа станут для него еще одним хаотичным кошмаром, и он попытается закачать в свое тело достаточно алкоголя, прилагая абсолютный минимум усилий, чтобы сделать мир вокруг себя чуть менее злым.

Если он не выпьет, то он понимает, что следующие несколько часов, возможно, и не доставят ему более глубоких проблем, чем уже есть, но он будет испытывать постоянную физическую и психическую боль, вызываемую не чем иным, как тягой к алкоголю, желанием выпить снова. И если этот человек выпьет, он также осознает, что не убьет в себе боль ... он просто откладывает ее на потом.

Возникает боль физическая, умственная и духовная. Появляется ощущение бессмысленности, отчуждения, неизбежности смерти и (что хуже всего) появляется большое пустое пространство, где должна была бы быть его вера. Этот человек может утверждать, что он является человеком Божиим, и при этом, не иметь никаких отношений с Богом, с Которым он, оказывается, не знаком. Его главные (в конечном счете, единственные) отношения, представляющие какую-то ценность, это отношения с алкоголем.

Алкоголики довольно быстро отходят от Бога, даже священники-алкоголики. В конце концов, их единственной молитвой, имеющей смысл, остается: "Господи, помоги"! Но Господь, похоже, не хочет им помогать.

Очень часто проблема заключается в том, что алкоголик НЕ хочет бросать пить.

То, что он действительно желает - это пить без проблем.

И Богу, похоже, эта идея не интересна.

Пьющий священник осознает, что эта боль, в конце концов, поглотит его. Это глубокое знание, которое он находит внутри себя там, где должна была бы быть его вера.

И постоянно мучит мысль, эта глубокая неотступная мысль о том, что он неудачник: неудачник (полный и откровенный) не только как священник, но и как человек.

Я рассказываю об этом так подробно, потому что не могу забыть свой личный опыт. Это случилось довольно давно, но я помню это, по крайней мере, частично.

Если это случилось со мной, может это случилось и с другими. Возможно со многими людьми.

***

В последние несколько лет, служа на большом русском православном приходе, я часто бывал в поездках, во время которых встречался с выздоравливающими православными священниками-алкоголиками, то есть с теми которые, являясь алкоголиками, уже не пьют.

Я не могу со всей ответственностью утверждать, как другие люди должны поступать, решая проблему алкоголизма, но беседуя с теми, кто находился или сейчас находится в подобной ситуации, я понял, что растет понимание того, что можем сделать мы, православные священники, страдающие алкоголизмом.

Я пришел в Православие в конце 1960-х годов. Это произошло в Великобритании. Моими наставниками были одни из лучших духовных учителей: архимандрит Софроний Эссексий, митрополит Каллист Диоклийский и митрополит Антоний Сурожский.

Однажды во время исповеди именно митрополит Антоний довольно убедительно дал мне понять, что я пойти к Анонимным Алкоголикам. Те из вас, кто имел личный опыт общения с митрополитом Антонием, вероятно, помнят, что значит, когда митрополит "дает понять". Он мог пригвоздить тебя взглядом (что само по себе могло быть уже достаточно болезненно) и с любовью направить делать что-то, чего ты вовсе не хотел.

Оглядываясь назад, я понимаю, что это была скорее не богословская позиция, а пастырская необходимость. Он был глубоко духовным человеком и в то же время врачом. Он умел применять любые лекарственные средства для лечения своих пациентов. Это лечение он проводил и как врач, и как священник, порой в весьма непростых ситуациях.

Я испытывая глубокое уважение к митрополиту Антонию, но все же не хотел следовать его наставлениям во всем. В своем сознании, пораженном алкоголем, я хотел найти исцеление только в Церкви, где я и чувствовал себя в безопасности, и имел (по крайней мере, в своем собственном понимании) какой-то статус. Я, конечно же, не желал находиться среди людей, которые никогда не слышали о Православной церкви, и говорить с ними о Боге.

Митрополит Антоний велел мне не рассказывать, что я священник. "Лечить нужно не Ваше священство, - сказал он, - лечите свою личность".

После этих слов я не находил себе места, но все же искал и использовал все возможные оправдания, чтобы не идти в группу Анонимных Алкоголиков. Сегодня я часто слышу множество подобных отговорок: программы групп Анонимных Алкоголиков не достаточно православные, они не достаточно русские, греческие или сербские, они слишком независимые, чуждые… и отпугивающие.

К сожалению, все свелось к тому, что моя жизнь становилась все хуже и хуже, как это обычно бывает в такой ситуации.

В конце концов, я пошел в группу Анонимных Алкоголиков на некоторое время, наверное, на несколько недель, но я был полон обиды и не переставал пить. Именно в этот период произошли худшие события в моей жизни, о которых я много раз упоминал на исповеди. Чувства вины и стыда преследовали меня, потому что я - священник-алкоголик, и это было невыносимо.

Если вы хотите получить более литературную интерпретацию этой истории, прочитайте книгу "Сила и слава" Грэма Грина. В этой книге речь идет об алкоголике, католическом священнике, живущем в Мексике. Но это единственное различие с тем, что случилось со мной. У всех священников-алкоголиков история одна и та же.

Я вернулся к митрополиту Антонию, надеясь, что он скажет мне что-то вроде: "Ну да, ты пытался…". Но все произошло иначе. "Возвращайся в группу Анонимных Алкоголиков!" - вот совет, который я получил.

Я все еще не хотел идти в группу.

Но, наконец, я решился.

В ходе многочисленных встреч я стал осознавать реальное положение дел, обретать знания, которые могут изменить всю мою жизнь.

В конце концов, в последний день февраля, много лет назад, я выпил свой последний бокал и не пью по сей день.

И милостью Божией не буду пить и сегодня.

Анонимные Алкоголики - это не идеальная организация, но коллективный опыт ее членов - этот как раз то, что необходимо алкоголику для выздоровления.

Было бы ошибочно утверждать, что всем нужно обязательно идти к Анонимным Алкоголикам или интересоваться ее подходами к лечению от алкоголизма. Есть и другие пути.

Безусловно, нужно идти к духовнику, если такой найдется. Он сможет помочь вам, если у него есть опыт врачевания алкоголизма. Если у духовника нет такого опыта, и он относится к алкоголизму как к любому другому нравственному падению, он может причинить больше вреда, чем пользы, независимо от того, насколько он духовен. Большая часть знаний, которую должен постичь алкоголик, может оказаться парадоксальной даже для самого опытного духовника. Митрополит Антоний Сурожский знал об этом. Вот почему он направил меня к Анонимным Алкоголикам.

Обязательно обращайтесь к психологам и врачам, если возникнет такое желание. Они тоже смогут оказать вам помощь. Есть много доступных методов лечения, и некоторые из них действительно помогают, особенно в сочетании с другими методами терапии.

И, самое главное, нужно расти в православной вере. Углубление собственной веры - это совершенно разумный ответ на получение исцеления, которое Господь с радостью дает нам.

***

Это всего лишь мое личное мнение, мнение одного человека. Однако я хочу сказать алкоголиками, борющимися со своим пьянством: чтобы обрести трезвость, мне пришлось пойти к Анонимным Алкоголикам. Можно одновременно активно лечиться по различным методикам, но важно, чтобы АА в той или иной форме входила в эту систему.

Мне нужно было вступить в группу, чтобы излечиться. Без АА я бы давно уже умер, стал бы очередной жертвой алкоголя, как и многие другие до меня.

Если это справедливо в моем случае, то это может оказаться справедливым и для вас или ваших знакомых.

И еще одно: находясь в АА, я услышал, на мой взгляд, интересное выражение: "Возьми то, что тебе нужно, и оставь остальное".

В тяжелейшей борьбе с влиянием алкоголя на жизнь человека мы должны сосредоточиться не на теоретических методах, а на практических действиях: как кого-то вылечить. Теория не имеет большого значения для мозга алкоголика. Практические шаги гораздо эффективнее.

***

Одним из очевидных и важных фактов, который необходимо подчеркнуть на нашей конференции, является то, что священник-алкоголик (то есть священник или другой священнослужитель, который больше не пьет и участвует в постоянной программе реабилитации либо через реабилитационный центр, либо в АА), сам становится образцом для окружающих. Более того, именно этот человек, скорее всего, окажет наибольшее влияние на других пьющих священников. Если бы в каждой епархии (хотя бы) один священник знал проблему алкоголизма изнутри, из личного опыта и мог официально или неофициально предложить помощь по реабилитации своим нуждающимся братьям-священникам, то во многом подход к решению проблемы был бы найден.

Богатство Православия заключается в служении Богочеловека Иисуса Христа. Он даровал исцеление окружавшим Его людям, и через исцеление открыл человечеству путь в Царство Небесное. Исцеление, дарованное Иисусом Христом, было не субпродуктом, не какой-то игрой на публику для привлечения внимания толпы к новому религиозному учению. Исцеление было явлением Царства Божия (ср. Лк. 13:32).

С пьющим алкоголиком можно поступить двумя способами: наказать его или лечить.

Наверно правильнее всего было бы позволить Христу исцелить алкоголика так, как Он считает нужным.

Библиография

Vladimir Volkoff. Le Tretre [Волков В.Н. Священнопредатель]. Paris. Julliard, 1972.

Bill Wilson. Alcoholics Anonymous [Билл Уилсон. Анонимные Алкоголики]. Alcoholics Anonymous World Services, 1939.

Meletios Webber. Steps of Transformation [Архимандрит Мелетий (Веббер). Шаги Преображения]. 2003.

Наркотики и зависимости в молодежной среде

Кьяра Амиранте, основательница и президент Ассоциации "Новые Горизонты" ("Nuovi Orizzonti")

Мой опыт на жизненных окраинах

Я хотела бы поделиться с вами своим опытом, приобретенным в те годы, когда тысячи беспризорных детей, находящихся в тяжелой жизненной ситуации, стали моей новой семьей. Растущее желание услышать крик тех, кого я называю "людьми ночи", привело меня тридцать лет назад к решению пойти ночью на улицу, чтобы встретиться с многочисленными молодыми людьми, находящимися в трагической ситуации. Я обнаружила, что существует много новых видов бедности: "бедные" дети, возможно даже зажиточные, но испытывающие отчаянную жажду любви; у них хороший дом, но они чувствуют себя одинокими и бездомными даже среди тысяч людей. На вид они свободны, но на самом деле закованы в ужасные цепи многочисленных новых зависимостей; они носят дизайнерскую одежду, но чувствуют себя лишенными своего достоинства, оскорбленными и изнасилованными, израненными в глубине сердца.

Когда я начала ходить по "пустыням" наших мегаполисов, я не представляла себе, что можно встретить такое огромное количество ребят, опустошенных наркотиками, проституцией, алкоголем, девиантным поведением, множеством соблазнов общества потребления, смертельным ядом релятивизма, гедонизма, консюмеризма. Сколько молодых людей, обманутых предложениями лжепророков мира, ищут счастья на путях удовольствия, секса, денег, погони за внешностью, а получают грусть, депрессию, "ад" и смерть! Сколько парней и девушек вынуждены продавать свои тела непорядочным случайным людям. Сколько молодых людей превратилось в живые скелеты в погоне за иллюзией искусственного рая, который заключает душу в тюрьму и смертельно ранит ее. Сколько детей, лишенных невинности, сколько одиночества, страданий! Как много, слишком много безразличия!

Сколько отчаявшихся ребят, начиная с самых первых встреч на улице, обнимали меня, умоляя со слезами на глазах: "Пожалуйста, Кьяра, забери меня из этого ада!". Я чувствовала себя слишком маленькой, хрупкой, бессильной перед пронзительным криком людей ночи... И вдруг - луч света, уверенность: "Любовь сильнее, любовь побеждает. Любовь творит чудеса, потому что Бог есть Любовь!". Это дало мне идею принимающей общины, где я могла бы предложить путь самопознания, исцеления сердца, психологического и духовного возрождения.

Промыслом Божиим в 1994 году я создала простую принимающую общину для моих новых братьев и сестер с улицы, основанную на Евангелии. Реакция принятых ребят на предложение попытаться жить буквально по Евангелию была поистине удивительной.

Опыт "Новых Горизонтов"

Я бы никогда не могла представить себе, что тысячи молодых людей, открыв любовь к Богу и пройдя путь исцеления сердца и обучения, станут, в свою очередь, свидетелями любви Божией среди своих сверстников и посвятят себя делу евангелизации. Именно из "людей ночи" Господь создал через несколько лет "новых людей", более 700 000 "Рыцарей Света", которые посвятили себя тому, чтобы жить по Евангелию (как можно более буквально) и нести радость о Воскресшем Христе как можно большему количеству людей.

Благодаря работе многих молодых людей возросло и количество Центров и инициатив евангелизации: 228 центров приема, обучения евангелизации, духовности и открытых для приема семей; 5 "Небесных Городков" ("Cittadelle Cielo") в процессе строительства (небольшие деревни по приему людей и обучению международному волонтерству и евангелизации); более 1000 Команд Служения, которые всецело заняты вопросами новой евангелизации в сферах коммуникации и средств массовой информации, развлечений и анимации, культуры и издательского дела, профилактики и проповеди, международного сотрудничества и социальных услуг, гостиничного бизнеса, профессиональной ориентации, экономики и труда, молитвы и духовности. Это позволило нам встретиться с тысячами молодых людей в странах, где сегодня работает Община, приходить в школы, на улицы, в горячие точки, в места скопления молодежи, и, таким образом, мы убедились, что положение молодежи дает все больше оснований для тревоги.

Несколько фактов

  • Растет число различных форм зависимости и неблагополучия среди молодежи. Около 80% подростков, с которыми мы встречаемся даже в школах самых богатых районов, демонстрируют, по крайней мере, один из тревожных симптомов, которые характеризуют "новую бедность" в молодежном мире: употребление наркотиков и злоупотребление ими (так называемые синтетические наркотики продолжают распространяться даже среди самых юных; 20% потребителей от 12 до 15 лет), злоупотребление алкоголем, анорексия и булимия, разные виды депрессии и расстройства психики с серьезными нарушениями поведения. Кроме того, усиливается тревожность, отклонения в поведении и формы травли (буллинга) на различных уровнях с эскалацией насилия; проявляются глубокие эмоциональные раны, злоупотребления в области сексуальности, очень опасны порнография и эротические чаты. Семья переживает глубокий кризис идентичности, она утратила свою воспитательную функцию и больше не имеет жизненных планов. Число расставшихся и разведенных людей продолжает расти в геометрической прогрессии, неся с собой страдания для них самих и их детей. Гендерная теория принудительно распространяется и порой навязывается во многих странах, кроме того, она начинает все более опасно утверждаться в школах.
  • Растет число людей, зависимых от секса, это приводит к ужасным последствиям в их жизни. Вызывает беспокойство распространение насильственной проституции, педофилии, абортов (по некоторым оценкам ВОЗ, в год делается 56 миллионов абортов). Отмечается рост сексуального насилия и вытекающие из этого драматические последствия: 150 миллионов девочек и 73 миллиона мальчиков в возрасте до 18 лет подвергались принудительному сексуальному контакту в течение одного года (данные ЮНИСЕФ). 29% людей утверждают, что стали жертвами сексуальных надругательств в детстве (данные ООН).
  • Данные о порнографии тоже вызывают тревогу: ежедневно в поисковой системе делается 68 миллионов запросов по теме порнографии, это 25% от общего числа запросов. Девять из десяти детей в возрасте от 8 до 16 лет сталкиваются с порнографией в Интернете.
  • Увеличивается зависимость от Интернета и социальных сетей (интернет-зависимость и зависимость от азартных игр, игровых приставок, видеоигр, видео-покера, социальных сетей): согласно данным, представленным в отчете "Digital, Social & Mobile" ("Цифровые, Социальные и Мобильные технологии") за 2017 год агенства "We Are Social", описывающем цифровой рынок более чем 240 стран, мы проводим в Интернете в среднем 6 часов в день. Эти данные означают, что восприятие подростками и, в более общем смысле, новыми поколениями границы между реальным и виртуальным миром становится все более размытым, вызывая серьезные психологические и социальные проблемы. Задумайтесь, сколько времени многие подростки проводят за жестокими видеоиграми. Уже доказано, что наш мозг стремится регистрировать живо воображаемый опыт как реально существующий. Информация, полученная из сети и из средств массовой информации в целом, часто бывает негативной, противоречивой и содержать насилие, и это конечно же обуславливает рост насилия и проблем в отношениях. Кажется, все идет в направлении "жидкого" общества, которое формирует "все более жидкие идентичности".
  • Многие молодые люди вынуждены иммигрировать, спасаясь от голода и войны: они прибывают в западные страны в поисках работы, но затем часто становятся жертвами организованной преступности и тоже попадают в сети множественной зависимости.

Это лишь некоторые данные, вызывающие тревогу и касающиеся ужасных проблем, к которым мы призваны подходить с огромным чувством ответственности. Мы действительно переживаем "третью мировую войну", которая приводит к гибели, и не только физической, миллионов людей, и мы не всегда видим эти смерти. Культура смерти и террора продолжает поражать нас все сильнее и сильнее; нельзя недооценивать опасности многих коварных идеологий, которые отравляют умы и сердца людей каждый день, разрушая целые поколения.

"Новые яды", формирующие личность молодых людей

Опыт, полученный за эти годы общения со многими молодыми людьми, в том числе из хороших семей, которые демонстрируют все более тревожные признаки неблагополучия, привел меня к мысли, что все это является результатом действия многочисленных ядов, которыми питаются новые поколения, в основном по незнанию.

Релятивизм. Больше нет границы между "хорошо" и "плохо", можно делать все, что угодно, потому что так делают все; распространяются опасные идеологии, выдаваемые за великие демократические достижения, которые, по факту, во имя защиты "прав" подрывают этические основы общества.

Потребительство. Принцип "одноразовости" (от итальянского "usa e getta" - "используй и выброси") все чаще отравляет и человеческие отношения, оставляя очень глубокие и разрушительные раны. Во имя "бога денег" мы готовы попирать фундаментальные права каждого человека, его личное достоинство.

Гедонизм. Мы перешли от того "что хорошо", к тому, "что мне нравится", это приводит к стремительному росту употребления алкоголя, наркотиков и различных видов зависимости.

Нарциссизм. Все больше и больше люди вкладываются в то, чтобы "казаться", а не "быть". Стремление быть в центре внимания во что бы то ни стало становится опасной обсессивно-компульсивной потребностью, особенно среди молодежи.

Индивидуализм: конкуренция все больше заменяет сотрудничество и солидарность. Именно в обществе коммуникации мы наблюдаем растущие трудности истинного общения. В семье мы все меньше и меньше делимся друг с другом, то же самое происходит в новых местах сбора молодежи. Вызывает тревогу, что виртуальные отношения заменяют собой реальные отношения, увеличивается число молодых людей, которые чувствуют себя глубоко одинокими, даже если они постоянно находятся в окружении множества людей.

Это тревожные данные, которые касаются всех нас, каждого лично. В свете стольких сложных вызовов неотложной задачей становится умножение совместных усилий, чтобы решительно противопоставить распространению этой новой нищеты наши предложения и эффективные ответные меры. Надо противостоять тем ядам, которыми мы питаемся каждый день, при помощи силы евангельского преображения, которое принес Христос и которое сегодня необходимо и своевременно более чем когда-либо, чтобы крик столь многих молодых людей не остался не услышанным.

Заключение

Я хотела бы закончить словами папы Франциска в апостольском обращении Evangelii gaudium ("Радость Евангелия"): "Любой христианин и любая община призваны быть орудиями Бога в деле освобождения и развития бедных, чтобы те смогли полностью интегрироваться в общество; это заставляет нас кротко и внимательно прислушиваться к крику бедняка и помогать ему. [...] Оставаться глухими к этому воплю, хотя мы орудия Божии, чтобы слышать бедного, означает нарушать волю Отца и Его замысел" (EG 187).

Католический взгляд на богословие и духовность наркомании и выздоровления

Священник Иван Филиппович, Община "Тайная Вечеря" (Cenacolo), священник Марко Латтаруло, Община "Тайная Вечеря" (Cenacolo)

Мы глубоко благодарны Господу за этот момент общения - общения нашей жизни и наших Церквей, за это время, когда мы можем остановиться и как добрый самарянин вместе склониться над ранами людей, находящихся в "рабстве зависимостей", людей, "израненных" злом, чтобы услышать их крики боли, чтобы сравнить различные взгляды и опыт, рассказывающие об этом измерении человеческих страданий и этом поле миссии верующих во Христа.

Мы хотим искренне поделиться с вами опытом нашей общины и нашими личными историями воскресения.

Прежде всего, мы передаем вам приветствие матери Эльвиры Петроцци, монахини, которая подарила жизнь нашей общине и которая ныне - 82-летняя "бабушка". Ее жизнь отмечена тайной Креста, она щедро и без остатка "растратила" себя ради молодых людей, страдающих зависимостями, и их семей. Теперь она больше не может путешествовать и ей трудно говорить, но ее сияющие глаза и ее улыбка все еще говорят нам сегодня о большой, великой "Любви к жизни".

Наша община - маленькое явление в Церкви, но и "большая семья", которая изо дня в день идет с приходящими к нам людьми путем покаяния, который они сами с самого начала назвали дорогой "от тьмы к Свету". Община "Тайная Вечеря" родилась в июле 1983 года в заброшенном доме на холме Салуццо в провинции Кунео, на северо-западе Италии. С течением лет такие дома распространились по всей Италии, потом по Европе, а затем и в других странах мира: в настоящее время действует 71 община в 21 стране, и они принимают тысячи нуждающихся людей.

Лично я очень рад возможности присутствовать здесь сегодня как священник, служащий Господу и Церкви, чтобы славить милость Божию, но в молодости я тоже был человеком, израненным злом и находился в плену наркотической зависимости. Поэтому я несу сюда, к вам - через себя самого - боль, раны, ожидания и надежды всех людей, которые, как и я в прошлом, страдают от рабства наркомании и ждут "благоприятного времени, … дня спасения" (2 Кор. 6:2).

Я родом из Хорватии и изначально получил христианское воспитание в семье. В нашем доме сильно чувствовалось отсутствие отца, который работал за границей, чтобы содержать нас: мы видели его только по большим праздникам. С пятнадцати лет я стал бунтарем. Я не принимал образа жизни, который мне предлагали общество и семья; все мне казалось слишком "тесным" и бессмысленным. Школа, университет, карьера, деньги, семья, дом... Я хотел чего-то большего. Я начал искать это "большее": уходил из дома, бросал учебу, уезжал за границу, и на дорогах мира я находил столько зла и так скверно жил, что попал в плен наркотической зависимости.

Мое отчаяние из-за наркотиков и непрестанная молитва моей матери привели меня к воротам общины "Тайная Вечеря", чтобы попросить о помощи. Это было 27 сентября 1994: в одном из наших братств возле Сплита, в Хорватии началось мое воскрешение. Прежде всего, меня поразило, как меня приняли ребята; их лица и их взгляды дали мне надежду. Я почувствовал себя не "неким случаем для изучения или анализа", а раненым братом, которого принимают, любят и учат. Они были со мной, когда я с трудом делал первые шаги; их верная и истинная дружба наполнили мое сердце надеждой. Я сказал себе: "Если они с этим справились, я тоже смогу". Я открывался понемногу, доверившись тому добру, которое мне дарили, и я ощутил необходимость открыть свое сердце и Господу: я почувствовал великое доверие к Богу и огромное желание жить. Я обратился к вере, и таким образом милостью Божией приближаясь к Нему, я нашел в общинной и личной молитве тот мир и спокойствие, которых мне так не хватало в последние годы моей жизни. Слушая вместе с другими Слово Божие, участвуя в таинствах Покаяния, Евхаристии, чтение Розария, - все это начало определять мой ежедневный жизненный ритм, и с течением времени я как будто "влюбился" в христианскую веру.

Я примирился со своим прошлым, доверил его милости Божией, мне кажется, я никогда не был так счастлив и безмятежен: я просыпался, чтобы с радостью молиться, работать, быть с другими, жить в истине... Я нашел то, что всегда искал, и все приобрело новый смысл, даже прошлые страдания и совершенные ошибки. Во мне росло желание поделиться этой радостью с братьями, которые пришли из такого же отчаяния, как и я. Я пытался привлечь их к молитве, чтобы жить опытом спасения Христа, разделяя с ними жертвы, борьбу и радости повседневной жизни.

После нескольких лет движения по пути добра во мне созрело желание отдать всю свою жизнь Господу и братьям. После учебного курса, благодаря Богу и Церкви, с 2004 года я живу особым даром служения Господу, служа братьям. Я свидетельствую о том, что благодать Божия, поддержка живой Общины и собственное усердие могут совершить чудо и помочь людям изменить свою жизнь. После краткого рассказа о собственном воскрешении к жизни я попытаюсь представить основные моменты нашего понимания мира зависимостей.

Наш взгляд на мир зависимостей

Наш взгляд на мир зависимостей - в разных странах, где есть наши общины - это результат простого наблюдения, которое начинается с реальности, "снизу", через встречи, беседы и рассказы принимаемых людей и их семей. Мы видим, что зависимость всюду находит жертв, особенно среди молодежи. С одной стороны, появляются все новые формы неблагополучия и зависимостей (Интернет, социальные сети, порнография, азартные игры, синтетические наркотики...), а с другой стороны, возвращаются "классические" наркотики, модифицированные и "скроенные" таким образом, чтобы они оказывали наиболее разрушительное действие на людей, особенно, на их психику.

Мы замечаем, что в западных странах становится все более популярной тенденция признать "нормальной" саму зависимость: часто - как в семьях, так и в другой социальной среде - молодым людям предлагается "принять" состояние зависимости как "нормальную вещь", которую, в крайнем случае, надо заместить или вылечить с использованием специальных лекарств или терапии. Таким образом, проблема "закрыта" и "переведена" почти исключительно на медицинский уровень, который, безусловно, важен, но ограничен. Есть тонкое искушение найти некий "внешний путь", который не вовлекает активно самого человека, семью и общество, который оставляет всех в "ложном спокойствии", как будто все "нормально" или как если бы решение проблемы зависело от кого-то другого, а не от самого человека, от меня, от каждого из нас.

Мы не должны поддаваться этому искушению задушить, уничтожить или заглушить "крик боли" множества зависимых людей и их семей, боли, которая должна всколыхнуть нашу совесть и подвигнуть всех - семьи, общество, Церковь - искать, верить, надеяться, любить жизнь и предлагать пути освобождения, обращения, возможных изменений.

Мы глубоко благодарны за все шаги, предпринятые наукой и медициной в исследовании и лечении заболеваний, порожденных огромным миром зависимостей, но мы убеждены, что одного этого недостаточно, потому что, как часто повторяла мать Эльвира на протяжении многих лет, "ни одна таблетка не может вернуть человеку душевный покой, желание начать все заново, смысл жизни и радость жить!".

Необходимо активно вовлекать зависимых людей в осознание своих проблем и, следовательно, необходимости обращаться за помощью, предпринимать серьезные шаги для перерождения, которые помогают всему человеку, человеку в целом в его различных аспектах, освободиться от рабства зависимостей и заново открыть для себя радость свободы, в которой живет ответственность. Именно из-за духовной пустоты сегодня человек чувствует себя потерянным и опустошенным, слабым и уязвимым в борьбе со злом, легкой жертвой ложных иллюзий мира, неспособным пройти путь подлинного освобождения и искупления. Но именно из этого опыта ложных иллюзий, слабости и ран человек может понять, что сам себя он не сможет спасти, что он нуждается в спасении: он может взывать к Богу и попросить братьев о помощи.

Как община мы считаем, что подлинный путь освобождения от зла, уврачевания ран, обращения в новую жизнь может быть только там, где есть истинная встреча с Господом, который пришел, потому что "не здоровые имеют нужду во враче, но больные; [Он] пришёл призвать не праведников, но грешников к покаянию" (Мк. 2:17).

И мы являемся свидетелями того, что там, где это происходит, человек возрождается!

TopК началу страницы
Главная
страница
Информационные
материалы
Ноу-хау Информационный
бюллетень
Миссия АСТ Объявления

Copyright (c) Круглый стол по религиозному образованию и диаконии, 1996-2020. Все права защищены.