|
|
Информационный бюллетень, сентябрь-октябрь 2019 |
Секция, посвященная попечению Церкви о депрессивных больныхНиже публикуются доклады участников секции XVII Международных Рождественских образовательных чтений на тему "Попечение Церкви о депрессивных больных" Религиозные способы совладания с депрессивными состояниямиБорисова О.А., Самсонов И.С. В этом сообщении речь пойдёт об оказании помощи пациентам, страдающим эндогенными депрессиями, т.е. расстройствами, которые имеют под собой биологическое основание. Лечение депрессивного состояния и помощь, которую можно оказать человеку, страдающему депрессивным расстройством, обычно представляют собой комплекс как психофармакологической терапии, включающей назначения антидепрессантов и других необходимых психотропных препаратов, так и психотерапевтической, психокоррекционной работы и реабилитационной программы. Религиозные способы совладания с депрессивными состояниями относятся к двум последним составляющим оказания помощи. Под религиозными способами совладания с депрессивными состояниями подразумевается психотерапевтическая работа определённой направленности, которая основана на религиозных ценностях личности и которая позволяет выработать адаптивные формы поведения, поддерживающего психологическое равновесие в ситуации психической болезни. При проведении настоящего исследования нами была использована классификация копинг-стратегий, предложенная Pargament K., Koenig H., Perez L., 2000, в её более современном, модифицированном варианте Pargament K., 2013. В идеале такая работа должна проводиться совместно священнослужителем, психиатром, психологом, родственниками больных, членами религиозной общины и социальными работниками. На основании анализа научной литературы, результатов проведённого в Научном центре психического здоровья (НЦПЗ) исследования возможности применения так называемых религиозных копинг-стратегий в психокоррекционной работе с депрессивными больными и изучения их места в комплексной системе реабилитационных мероприятий можно выделить следующие направления:
1. Религиозный способ совладания направлен на сохранение базовых ценностей жизни верующего человека. Этот подход основывается на том, что религиозная вера играет ключевую роль в поиске и сохранении базовых ценностей жизни. Этот так называемый сохраняющий (консервационный) способ позволяет охранить или защитить имеющийся смысл жизни перед лицом серьезной болезни или потери. С точки зрения философии, религия решает один из основополагающих вопросов бытия - отношение между жизнью и смертью. Благодаря тому, что трансцендентное (духовное, божественное) рассматривается как непрерывное (и не прерываемое смертью), религия позволяет переносить точку отсчета за порог смерти. В этой системе координат перенесение страданий, болезни приобретает смысл для подведения итога за порогом жизни. В мировоззрении верующих больных в общий контекст их духовной, душевной и телесной жизни изначально включены понятия о болезни как одном из видов жизненных испытаний, и поэтому факт появления психического заболевания не привносит столь критических изменений в картину мира этих больных. Это было подтверждено результатами исследования (сравнительный анализ ценностно-смысловых структур личности больных). Болезнь не разрушает картину мира у больного. В этом контексте нельзя не упомянуть слова, сказанные в 1992 году Святейшим Патриархом Алексием II при освящении больничного храма в Научном центре психического здоровья: "Смысл человеческого существования, когда человек окружен скорбями и страданиями, чувствует свою обреченность, безнадежность и безысходность, когда самое бытие теряет свое значения, может быть открыт только в вере. Вера является величайшей святыней человеческой души, она есть главная ценность жизни, без которой жизнь и смерть теряют смысл, становятся унижением и бесславием. В состоянии безнадежности, обреченности, одиночества человек открывает для себя веру и обретает в ней источник полноценного осмысления бытия. Находясь в обладании веры, личность способна преодолеть присущие человеческой природе немощи и болезни, осознать свою самобытную ценность и осуществить свое индивидуальное предназначение. Смысл человеческих скорбей и страданий находит свое оправдание в вере, которая является самой глубокой и таинственной основой каждой человеческой личности". 2. Вторая стратегия - религиозная поддержка через общину, стратегия социальной поддержки. Основанием для использования этой стратегии послужили результаты исследования особенностей социальной поддержки в религиозной общине как закрытого, так и открытого типов, проведенного сотрудниками Отделения особых форм психической патологии совместно с Отделением клинической психологии НЦПЗ. Религиозная община существует при храме во имя иконы Божией Матери "Целительница" при НЦПЗ для больных, прошедших лечение в клинике НЦПЗ, и функционирует под духовным руководством опытных священнослужителей, имеющих в качестве базового высшее медицинское или психологическое образование и специализацию по психиатрии. По полученным данным, эмоциональная, проблемно-неориентированная поддержка резко снижена у больных с секулярным мировоззрением; она значительно выше у больных с религиозным мировоззрением, принадлежащих к общине открытого типа, и достигает максимума у больных с религиозным мировоззрением, относящихся к общине закрытого типа, превышая нормативные показатели. Этот тип поддержки оказывается ведущим в христианской православной общине, что помогает больным с религиозным мировоззрением не чувствовать свою ущербность и оставленность (Казьмина О.Ю., Поляков Ю.Ф., 2000). Ведущим типом социальной поддержки у больных с религиозным мировоззрением является эмоциональная, проблемно-неориентированная поддержка - "чувство любви", полное принятие со стороны окружения, ощущение самодостаточности, интегративной целостности личности индивида, включенность в повседневную жизнь, обретение смысла существования. Результаты проведенного исследования показали, что: 2.1. Общее количество связей в социальной сети у больных с религиозным мировоззрением, принадлежащих к устойчивой религиозной общине (закрытого типа), значительно больше, чем у больных с секулярным мировоззрением, и несколько превышает нормативные показатели, что дает больше ресурсов для адекватного выбора социальной поддержки. Из этого следует повышение уровня социального функционирования. 2.2. В социальной сети больных с религиозным мировоззрением представлены все виды социальной поддержки, [как проблемно-ориентированная поддержка (советы, утешения, обсуждение личных тем), так и проблемно-неориентированная (ощущение того, что тебя любят, в тебе нуждаются и т.п.), социально-психологическая поддержка, в том числе инструментальная (материальная), эмоционально-психологическая и ценностно-смысловая], в то время как у больных с секулярным мировоззрением превалирует лишь социальная поддержка со стороны ближайших родственников. 2.3. Нередко вся социальная сеть у больных с секулярным мировоззрением состоит из одних родственников. 2.4. Общность интересов также выше у больных с религиозным мировоззрением, принадлежащих к религиозной общине, и даже превышает нормативные показатели, так как эта система межличностных взаимодействий связана единым религиозным мировоззрением и канонами христианства. 2.5. Плотность социальной сети выше у больных с религиозным мировоззрением и также превышает нормативные показатели, она прямо пропорциональна религиозности. Таким образом, проведенное исследование показало, что религиозная община позволяет оказывать эффективную поддержку больным с депрессивными состояниями и улучшить (повысить) качество их жизни. Большую роль в поддержке депрессивного больного играет социальное окружение, и, в первую очередь,- семья, члены которой имеют религиозное мировоззрение. Больной для обычной православной семьи не является изгоем. Это человек, призванный идти к Богу, хотя и своим, несколько иным путем. С другой стороны, для самих членов семьи ухаживание за больным осмысляется как проявление деятельной любви в жизни и ведет к личному духовному росту, эмоциональной стабильности, твердой системе религиозных убеждений, психологической выносливости, умению увидеть смысл в деятельности. Поддержка и уход за тяжело болеющим родственником могут благоприятствовать развитию добродетелей и уничтожению греха, страстных движений в себе. Это осознается как новый смысл жизни: родственники в процессе ухода не только трудятся, но и активно духовно борются со всем негативным в самих себе: с раздражением, гордостью, унынием, тщеславием. Больные благодаря этому получают поддержку, причем постоянную. Родственники принимают их такими, какие они есть, ухаживают, не разводятся, не уезжают, не оставляют, оказывают возможную помощь: эмоциональную, бытовую, лекарственную, материальную. Подытоживая, можно сказать, что религиозные и духовные взгляды и поведение - хорошее основание для борьбы со стрессом при уходе за больным членом семьи, любимым человеком. Эти типы поведения, как правило, связаны с более глубоким значением и целью, более позитивной оценкой, большим благополучием/здоровьем и более быстрой адаптацией к роли человека, ухаживающего за больным. Следовательно, психологический результат такого переосмысления - иное отношение к смерти, страданиям, болезни, помощи другому человеку. 3. Следующим способом религиозного совладания, используемым в индивидуальной психокоррекционной работе, является преобразующий способ совладания, подход религиозно-трансформационного копинга. По результатам сравнительного анализа ценностно-смысловых образований у больных с эндогенными депрессивными расстройствами, у религиозных пациентов было выявлено снижении стремления к активному общению и некоторое "замыкание", которое сопровождалось увеличением дифференцированности отношения к окружающему и своему внутреннему миру, что и обуславливало необходимость специально созданной индивидуальной психотерапевтической системы работы, осуществляемой бригадой специалистов (психиатр, психолог, священнослужитель). Преобразующий трансформационный копинг складывается из нескольких аспектов: 3.1. Переосмысление ситуации. В индивидуальной и в групповой психотерапевтической работе с больными учитывалось, что события, которые с точки зрения обыденной жизни оцениваются только как негативные, в религиозном понимании могут получить новое измерение и другое положительное значение, которое позволяет эффективно справляться с проблемами, прийти на помощь к другим, смотреть на вещи более оптимистически. Так, например, произошедшее негативное событие может быть переоценено как событие, предотвращающее более тяжелую и ужасную ситуацию. Тяжелая хроническая болезнь может быть в ряде случаев оценена как предотвращение дальнейшего развития греха, осознание которого приходит в процессе духовного роста пациента. Переоценка ситуации может проявляться и в религиозной переоценке негативных событий с благоприятной точки зрения, то есть негативным событиям придается потенциально благотворное и благоприятное значение как попущенным от Бога для исправления, усовершенствования, ограждения от ошибок и падений. Кроме того, в этом случае переосмыслить ситуацию, ценности и смыслы помогает то обстоятельство, что больные с позиций своего мировоззрения могут расценивать негативные события как результат действия темных сил, что подразумевает, что Бог имеет власть изменить стрессовую ситуацию на благоприятную. В любом случае, при переосмыслении ситуации учитывается положение, что Бог не попускает человеку страданий сверх возможной для него меры. 3.2. Переосмысление себя, собственной личности. По результатам сравнительного анализа ценностно-смысловых образований у больных с религиозным мировоззрением ряд ценностей несут специфическую, нетрадиционную (с точки зрения психологии) смысловую нагрузку. В этом типе переосмысления несчастья и неудачи, происходящие с человеком/больным, воспринимаются как трагедии, однако, их причины приписываются самому человеку, а не божественным силам. Бог предлагает возможность переосмыслить себя и свою жизнь, дает возможность духовного роста. В нашем исследовании использовался диалогический метод духовно ориентированной психотерапии по Т.А.Флоренской, 2000 как наиболее адекватный метод психокоррекционной работы в этом плане. Действие человека против голоса совести, голоса духовного "Я" способно привести к предельной дисгармонии психического состояния. И задачей психотерапевтического воздействия является осознание и поддержание голоса совести пациента, осознание различных вытесняемых совестных/нравственных проблем, что способствует исцелению и обретению цельности духовного мира пациента, утраченной из-за переступления через совесть. В процессы работы идет переосмысление жизни и болезни "в контексте" религиозной веры: смысл человеческой жизни, действие промысла Божия в конкретном больном, утешение-направление через опыт тяжко болевших подвижников благочестия, на примере жизни которых возможно понять, что болезнь имеет смысл, что возможна осмысленная (в религиозном понимании) жизнь с болезнью, понимание пути, как можно жить с болезнью полноценно. Это способствует восстановлению позитивного духовного ресурса, нормализации социального окружения пациента и его психологического состояния. 3.3. Объединяющий религиозный способ - поиск решения проблем контроля через установление тесных отношений с Богом через молитву. Это может проявляться во многих аспектах. Даже так называемая религиозная капитуляция - активная передача контроля над жизнью Богу - отдаться в руки Божии - позволяет больным справиться с чувством напряжения и тревоги, принять психическую болезнь, как промысл Божий, согласиться с необходимостью лечения у врачей, приема лекарств, госпитализации в психиатрический стационар. Этот путь совладания (смирение) идет через принятие болезни, через осмысление и вычленение ее в общей ценностно- смысловой структуре личности; через нахождение смысла существования в условиях болезни; через нахождение путей реализации этого смысла и через поддержку на выбранном пути. Болезнь рассматривается в контексте всего пути человека - пути цельного, неразрывного (до - во время - и после болезни), имеющего смысл, и, таким образом, дающего возможность преодолеть себя, болезненные проявления, расстройства. Несмотря на отсутствие должного критического отношения к своему состоянию, наши пациенты принимают оценку духовником проявлений своей болезни как патологических с духовно-религиозной точки зрения, дисциплинированно относятся к приему поддерживающей терапии и даже госпитализацию в психиатрический стационар воспринимают как послушание. Это позволяет осуществлять длительную многолетнюю поддерживающую терапию современными антидепрессивными средствами, предупреждать рецидивы болезни, улучшать социальное функционирование больных и повышать качество их жизни. 3.4. Последний аспект трансформационного способа совладения, используемый в нашей практике, касается методов достижения жизненного преобразования, здесь акцент делается на групповой и семейной психокоррекционной работе. Так называемая религиозная конверсия (Pargament, 1997) позволяет найти новое направление в жизни, когда старое, возможно, уже нежизнеспособно; она помогает найти в религии смысл для радикальных изменений в жизни; найти то, что помогает жить дальше и бороться с болезнью. Следовательно, психологический результат такого переосмысления - другое отношение к смерти, страданиям, болезни. Это приводит к переоценке прежней деятельности, работы, поступков, а иногда к смене рода деятельности на иной, имеющий более альтруистическую направленность. Кроме этого, вследствие переоценки межличностных отношений в семье наблюдается восстановление разрушенных в депрессивном состоянии семейных отношений, отказ от принятых ранее решений о разводе, оказание большего внимания близким. Нередко человек начинает участвовать в благотворительной деятельности. 4. Религиозные способы совладания для приобретения эмоционально комфортного состояния включают в себя участие в традиционных религиозных таинствах - Покаянии, Евхаристии - и богослужениях, что дает чувство примирения, очищения. Религиозное очищение выполняет важную психологическую функцию, вызывая чувство облегчения и комфорта, успокоения, прощения, примирения через любовь и заботу Бога и дает облегчение при страданиях. Наряду с врачебным ведением больных, индивидуальной и групповой формами психотерапии, одной из важных форм внебольничной работы с нашими пациентами являются ежегодные паломнические психотерапевтические поездки с организацией выездного лагеря с длительным сроком пребывания, где явно реализуется многодисциплинарный подход к реабилитационной работе силами бригады специалистов (психиатра, психолога, священнослужителя, среднего медицинского персонала); семейный подход за счет участия членов семей больных; у больных меняются стереотипы, они приобретают навыки самостоятельной жизни, меняются устойчивые деструктивные паттерны эмоционального и поведенческого реагирования и приобретаются новые навыки, необходимые для жизнеобеспечения. ВыводыВ настоящее время для облегчения состояния пациента необходимы комплексные медико-реабилитационные методы, включающие наряду с традиционным медикаментозным лечением также психокоррекционное воздействие, учитывающее религиозную составляющую проблемы пациента. Мы предполагаем, что для достижения положительных результатов в помощи депрессивным больным необходимо обеспечить следующие условия: а) мультидисциплинарный подход; б) обязательное пастырское попечение (священнослужителя) и поддержка религиозной общины; в) организация специальных условий терапевтического общения с одновременным участием в программе пациентов и их родственников; г) глубокая ценностно-смысловая переориентации личности вследствие актуализации ее духовного компонента; улучшение межличностных отношений в семье в процессе групповой психотерапевтической работы и перехода их на иной качественный уровень; д) духовно-ориентированное общение в специально организованной психотерапевтической среде, ведущее к гармонизации личности пациента; е) изменение поведения пациента, сопровождающееся изменением всего образа жизни. К началу страницы |
Главная
страница |
Информационные
материалы |
Ноу-хау | Информационный
бюллетень |
Миссия АСТ | Объявления |
|