Главная страницаИнформационные материалыНоу-хауИнформационный бюллетеньМиссия ACTОбъявления

Информационный бюллетень, сентябрь-октябрь 2019

Секция, посвященная попечению Церкви о депрессивных больных

Ниже публикуются доклады участников секции XVII Международных Рождественских образовательных чтений на тему "Попечение Церкви о депрессивных больных"
26.01.2019 года, Москва (продолжение)

Религиозные способы совладания с депрессивными состояниями

Борисова О.А., Самсонов И.С.

В этом сообщении речь пойдёт об оказании помощи пациентам, страдающим эндогенными депрессиями, т.е. расстройствами, которые имеют под собой биологическое основание. Лечение депрессивного состояния и помощь, которую можно оказать человеку, страдающему депрессивным расстройством, обычно представляют собой комплекс как психофармакологической терапии, включающей назначения антидепрессантов и других необходимых психотропных препаратов, так и психотерапевтической, психокоррекционной работы и реабилитационной программы. Религиозные способы совладания с депрессивными состояниями относятся к двум последним составляющим оказания помощи.

Под религиозными способами совладания с депрессивными состояниями подразумевается психотерапевтическая работа определённой направленности, которая основана на религиозных ценностях личности и которая позволяет выработать адаптивные формы поведения, поддерживающего психологическое равновесие в ситуации психической болезни. При проведении настоящего исследования нами была использована классификация копинг-стратегий, предложенная Pargament K., Koenig H., Perez L., 2000, в её более современном, модифицированном варианте Pargament K., 2013.

В идеале такая работа должна проводиться совместно священнослужителем, психиатром, психологом, родственниками больных, членами религиозной общины и социальными работниками.

На основании анализа научной литературы, результатов проведённого в Научном центре психического здоровья (НЦПЗ) исследования возможности применения так называемых религиозных копинг-стратегий в психокоррекционной работе с депрессивными больными и изучения их места в комплексной системе реабилитационных мероприятий можно выделить следующие направления:

  1. Религиозный способ сохранения базовых ценностей жизни - консервация традиционных религиозных ценностей и смыслов.
  2. Способ социальной поддержки через религиозную общину.
  3. Религиозный преобразующий способ совладания - религиозное переосмысление ситуации, переосмысление собственной личности и так называемый объединяющий религиозный способ.
  4. Религиозный способ совладания через обретение эмоционально-комфортного состояния, которое дает религиозная вера (утешение, успокоение, прощение, примирение).

1. Религиозный способ совладания направлен на сохранение базовых ценностей жизни верующего человека. Этот подход основывается на том, что религиозная вера играет ключевую роль в поиске и сохранении базовых ценностей жизни. Этот так называемый сохраняющий (консервационный) способ позволяет охранить или защитить имеющийся смысл жизни перед лицом серьезной болезни или потери. С точки зрения философии, религия решает один из основополагающих вопросов бытия - отношение между жизнью и смертью. Благодаря тому, что трансцендентное (духовное, божественное) рассматривается как непрерывное (и не прерываемое смертью), религия позволяет переносить точку отсчета за порог смерти. В этой системе координат перенесение страданий, болезни приобретает смысл для подведения итога за порогом жизни.

В мировоззрении верующих больных в общий контекст их духовной, душевной и телесной жизни изначально включены понятия о болезни как одном из видов жизненных испытаний, и поэтому факт появления психического заболевания не привносит столь критических изменений в картину мира этих больных. Это было подтверждено результатами исследования (сравнительный анализ ценностно-смысловых структур личности больных). Болезнь не разрушает картину мира у больного.

В этом контексте нельзя не упомянуть слова, сказанные в 1992 году Святейшим Патриархом Алексием II при освящении больничного храма в Научном центре психического здоровья: "Смысл человеческого существования, когда человек окружен скорбями и страданиями, чувствует свою обреченность, безнадежность и безысходность, когда самое бытие теряет свое значения, может быть открыт только в вере. Вера является величайшей святыней человеческой души, она есть главная ценность жизни, без которой жизнь и смерть теряют смысл, становятся унижением и бесславием. В состоянии безнадежности, обреченности, одиночества человек открывает для себя веру и обретает в ней источник полноценного осмысления бытия. Находясь в обладании веры, личность способна преодолеть присущие человеческой природе немощи и болезни, осознать свою самобытную ценность и осуществить свое индивидуальное предназначение. Смысл человеческих скорбей и страданий находит свое оправдание в вере, которая является самой глубокой и таинственной основой каждой человеческой личности".

2. Вторая стратегия - религиозная поддержка через общину, стратегия социальной поддержки. Основанием для использования этой стратегии послужили результаты исследования особенностей социальной поддержки в религиозной общине как закрытого, так и открытого типов, проведенного сотрудниками Отделения особых форм психической патологии совместно с Отделением клинической психологии НЦПЗ. Религиозная община существует при храме во имя иконы Божией Матери "Целительница" при НЦПЗ для больных, прошедших лечение в клинике НЦПЗ, и функционирует под духовным руководством опытных священнослужителей, имеющих в качестве базового высшее медицинское или психологическое образование и специализацию по психиатрии.

По полученным данным, эмоциональная, проблемно-неориентированная поддержка резко снижена у больных с секулярным мировоззрением; она значительно выше у больных с религиозным мировоззрением, принадлежащих к общине открытого типа, и достигает максимума у больных с религиозным мировоззрением, относящихся к общине закрытого типа, превышая нормативные показатели. Этот тип поддержки оказывается ведущим в христианской православной общине, что помогает больным с религиозным мировоззрением не чувствовать свою ущербность и оставленность (Казьмина О.Ю., Поляков Ю.Ф., 2000). Ведущим типом социальной поддержки у больных с религиозным мировоззрением является эмоциональная, проблемно-неориентированная поддержка - "чувство любви", полное принятие со стороны окружения, ощущение самодостаточности, интегративной целостности личности индивида, включенность в повседневную жизнь, обретение смысла существования.

Результаты проведенного исследования показали, что:

2.1. Общее количество связей в социальной сети у больных с религиозным мировоззрением, принадлежащих к устойчивой религиозной общине (закрытого типа), значительно больше, чем у больных с секулярным мировоззрением, и несколько превышает нормативные показатели, что дает больше ресурсов для адекватного выбора социальной поддержки. Из этого следует повышение уровня социального функционирования.

2.2. В социальной сети больных с религиозным мировоззрением представлены все виды социальной поддержки, [как проблемно-ориентированная поддержка (советы, утешения, обсуждение личных тем), так и проблемно-неориентированная (ощущение того, что тебя любят, в тебе нуждаются и т.п.), социально-психологическая поддержка, в том числе инструментальная (материальная), эмоционально-психологическая и ценностно-смысловая], в то время как у больных с секулярным мировоззрением превалирует лишь социальная поддержка со стороны ближайших родственников.

2.3. Нередко вся социальная сеть у больных с секулярным мировоззрением состоит из одних родственников.

2.4. Общность интересов также выше у больных с религиозным мировоззрением, принадлежащих к религиозной общине, и даже превышает нормативные показатели, так как эта система межличностных взаимодействий связана единым религиозным мировоззрением и канонами христианства.

2.5. Плотность социальной сети выше у больных с религиозным мировоззрением и также превышает нормативные показатели, она прямо пропорциональна религиозности.

Таким образом, проведенное исследование показало, что религиозная община позволяет оказывать эффективную поддержку больным с депрессивными состояниями и улучшить (повысить) качество их жизни.

Большую роль в поддержке депрессивного больного играет социальное окружение, и, в первую очередь,- семья, члены которой имеют религиозное мировоззрение. Больной для обычной православной семьи не является изгоем. Это человек, призванный идти к Богу, хотя и своим, несколько иным путем. С другой стороны, для самих членов семьи ухаживание за больным осмысляется как проявление деятельной любви в жизни и ведет к личному духовному росту, эмоциональной стабильности, твердой системе религиозных убеждений, психологической выносливости, умению увидеть смысл в деятельности. Поддержка и уход за тяжело болеющим родственником могут благоприятствовать развитию добродетелей и уничтожению греха, страстных движений в себе. Это осознается как новый смысл жизни: родственники в процессе ухода не только трудятся, но и активно духовно борются со всем негативным в самих себе: с раздражением, гордостью, унынием, тщеславием. Больные благодаря этому получают поддержку, причем постоянную. Родственники принимают их такими, какие они есть, ухаживают, не разводятся, не уезжают, не оставляют, оказывают возможную помощь: эмоциональную, бытовую, лекарственную, материальную. Подытоживая, можно сказать, что религиозные и духовные взгляды и поведение - хорошее основание для борьбы со стрессом при уходе за больным членом семьи, любимым человеком. Эти типы поведения, как правило, связаны с более глубоким значением и целью, более позитивной оценкой, большим благополучием/здоровьем и более быстрой адаптацией к роли человека, ухаживающего за больным.

Следовательно, психологический результат такого переосмысления - иное отношение к смерти, страданиям, болезни, помощи другому человеку.

3. Следующим способом религиозного совладания, используемым в индивидуальной психокоррекционной работе, является преобразующий способ совладания, подход религиозно-трансформационного копинга. По результатам сравнительного анализа ценностно-смысловых образований у больных с эндогенными депрессивными расстройствами, у религиозных пациентов было выявлено снижении стремления к активному общению и некоторое "замыкание", которое сопровождалось увеличением дифференцированности отношения к окружающему и своему внутреннему миру, что и обуславливало необходимость специально созданной индивидуальной психотерапевтической системы работы, осуществляемой бригадой специалистов (психиатр, психолог, священнослужитель).

Преобразующий трансформационный копинг складывается из нескольких аспектов:

3.1. Переосмысление ситуации. В индивидуальной и в групповой психотерапевтической работе с больными учитывалось, что события, которые с точки зрения обыденной жизни оцениваются только как негативные, в религиозном понимании могут получить новое измерение и другое положительное значение, которое позволяет эффективно справляться с проблемами, прийти на помощь к другим, смотреть на вещи более оптимистически. Так, например, произошедшее негативное событие может быть переоценено как событие, предотвращающее более тяжелую и ужасную ситуацию. Тяжелая хроническая болезнь может быть в ряде случаев оценена как предотвращение дальнейшего развития греха, осознание которого приходит в процессе духовного роста пациента. Переоценка ситуации может проявляться и в религиозной переоценке негативных событий с благоприятной точки зрения, то есть негативным событиям придается потенциально благотворное и благоприятное значение как попущенным от Бога для исправления, усовершенствования, ограждения от ошибок и падений. Кроме того, в этом случае переосмыслить ситуацию, ценности и смыслы помогает то обстоятельство, что больные с позиций своего мировоззрения могут расценивать негативные события как результат действия темных сил, что подразумевает, что Бог имеет власть изменить стрессовую ситуацию на благоприятную.

В любом случае, при переосмыслении ситуации учитывается положение, что Бог не попускает человеку страданий сверх возможной для него меры.

3.2. Переосмысление себя, собственной личности. По результатам сравнительного анализа ценностно-смысловых образований у больных с религиозным мировоззрением ряд ценностей несут специфическую, нетрадиционную (с точки зрения психологии) смысловую нагрузку. В этом типе переосмысления несчастья и неудачи, происходящие с человеком/больным, воспринимаются как трагедии, однако, их причины приписываются самому человеку, а не божественным силам. Бог предлагает возможность переосмыслить себя и свою жизнь, дает возможность духовного роста. В нашем исследовании использовался диалогический метод духовно ориентированной психотерапии по Т.А.Флоренской, 2000 как наиболее адекватный метод психокоррекционной работы в этом плане. Действие человека против голоса совести, голоса духовного "Я" способно привести к предельной дисгармонии психического состояния. И задачей психотерапевтического воздействия является осознание и поддержание голоса совести пациента, осознание различных вытесняемых совестных/нравственных проблем, что способствует исцелению и обретению цельности духовного мира пациента, утраченной из-за переступления через совесть.

В процессы работы идет переосмысление жизни и болезни "в контексте" религиозной веры: смысл человеческой жизни, действие промысла Божия в конкретном больном, утешение-направление через опыт тяжко болевших подвижников благочестия, на примере жизни которых возможно понять, что болезнь имеет смысл, что возможна осмысленная (в религиозном понимании) жизнь с болезнью, понимание пути, как можно жить с болезнью полноценно.

Это способствует восстановлению позитивного духовного ресурса, нормализации социального окружения пациента и его психологического состояния.

3.3. Объединяющий религиозный способ - поиск решения проблем контроля через установление тесных отношений с Богом через молитву. Это может проявляться во многих аспектах. Даже так называемая религиозная капитуляция - активная передача контроля над жизнью Богу - отдаться в руки Божии - позволяет больным справиться с чувством напряжения и тревоги, принять психическую болезнь, как промысл Божий, согласиться с необходимостью лечения у врачей, приема лекарств, госпитализации в психиатрический стационар. Этот путь совладания (смирение) идет через принятие болезни, через осмысление и вычленение ее в общей ценностно- смысловой структуре личности; через нахождение смысла существования в условиях болезни; через нахождение путей реализации этого смысла и через поддержку на выбранном пути. Болезнь рассматривается в контексте всего пути человека - пути цельного, неразрывного (до - во время - и после болезни), имеющего смысл, и, таким образом, дающего возможность преодолеть себя, болезненные проявления, расстройства.

Несмотря на отсутствие должного критического отношения к своему состоянию, наши пациенты принимают оценку духовником проявлений своей болезни как патологических с духовно-религиозной точки зрения, дисциплинированно относятся к приему поддерживающей терапии и даже госпитализацию в психиатрический стационар воспринимают как послушание. Это позволяет осуществлять длительную многолетнюю поддерживающую терапию современными антидепрессивными средствами, предупреждать рецидивы болезни, улучшать социальное функционирование больных и повышать качество их жизни.

3.4. Последний аспект трансформационного способа совладения, используемый в нашей практике, касается методов достижения жизненного преобразования, здесь акцент делается на групповой и семейной психокоррекционной работе. Так называемая религиозная конверсия (Pargament, 1997) позволяет найти новое направление в жизни, когда старое, возможно, уже нежизнеспособно; она помогает найти в религии смысл для радикальных изменений в жизни; найти то, что помогает жить дальше и бороться с болезнью. Следовательно, психологический результат такого переосмысления - другое отношение к смерти, страданиям, болезни. Это приводит к переоценке прежней деятельности, работы, поступков, а иногда к смене рода деятельности на иной, имеющий более альтруистическую направленность. Кроме этого, вследствие переоценки межличностных отношений в семье наблюдается восстановление разрушенных в депрессивном состоянии семейных отношений, отказ от принятых ранее решений о разводе, оказание большего внимания близким. Нередко человек начинает участвовать в благотворительной деятельности.

4. Религиозные способы совладания для приобретения эмоционально комфортного состояния включают в себя участие в традиционных религиозных таинствах - Покаянии, Евхаристии - и богослужениях, что дает чувство примирения, очищения. Религиозное очищение выполняет важную психологическую функцию, вызывая чувство облегчения и комфорта, успокоения, прощения, примирения через любовь и заботу Бога и дает облегчение при страданиях.

Наряду с врачебным ведением больных, индивидуальной и групповой формами психотерапии, одной из важных форм внебольничной работы с нашими пациентами являются ежегодные паломнические психотерапевтические поездки с организацией выездного лагеря с длительным сроком пребывания, где явно реализуется многодисциплинарный подход к реабилитационной работе силами бригады специалистов (психиатра, психолога, священнослужителя, среднего медицинского персонала); семейный подход за счет участия членов семей больных; у больных меняются стереотипы, они приобретают навыки самостоятельной жизни, меняются устойчивые деструктивные паттерны эмоционального и поведенческого реагирования и приобретаются новые навыки, необходимые для жизнеобеспечения.

Выводы

В настоящее время для облегчения состояния пациента необходимы комплексные медико-реабилитационные методы, включающие наряду с традиционным медикаментозным лечением также психокоррекционное воздействие, учитывающее религиозную составляющую проблемы пациента.

Мы предполагаем, что для достижения положительных результатов в помощи депрессивным больным необходимо обеспечить следующие условия:

а) мультидисциплинарный подход;

б) обязательное пастырское попечение (священнослужителя) и поддержка религиозной общины;

в) организация специальных условий терапевтического общения с одновременным участием в программе пациентов и их родственников;

г) глубокая ценностно-смысловая переориентации личности вследствие актуализации ее духовного компонента; улучшение межличностных отношений в семье в процессе групповой психотерапевтической работы и перехода их на иной качественный уровень;

д) духовно-ориентированное общение в специально организованной психотерапевтической среде, ведущее к гармонизации личности пациента;

е) изменение поведения пациента, сопровождающееся изменением всего образа жизни.

TopК началу страницы
Главная
страница
Информационные
материалы
Ноу-хау Информационный
бюллетень
Миссия АСТ Объявления

Copyright (c) Круглый стол по религиозному образованию и диаконии, 1996-2019. Все права защищены.