Главная страницаИнформационные материалыНоу-хауИнформационный бюллетеньМиссия ACTОбъявления

Информационный бюллетень, сентябрь-октябрь 2019

Международная конференция "Попечение Церкви о душевнобольных"

Ниже публикуются доклады участников международной
конференции "Попечение Церкви о душевнобольных",
13-14.11.2018 г., Москва (продолжение)

Восприятие психически больными церковных таинств: Исповеди, Евхаристии и Елеосвящения

Монах Досифей (Горбачевский)

I. Богословское осмысление болезни, страдания и исцеления

I.1. Болезни, грех и хрупкость человеческого естества

Любая религия ставит перед собой задачу дать ответ личному поиску, вызванному болезнью и неминуемостью смерти. Христианство выделяется в этом смысле через страдающий образ Христа, находящегося на Кресте, через мысль, что Его жертва избавляет от смерти и открывает человеческому существу возможность вечной жизни. Христианская духовность предлагает исцеление человеческой природы, глубокое её изменение. Дорога к Богу, однако, означает усвоение страдания, личного креста, который нужно нести до рубежа смерти.

Перед лицом болезни духовность может предложить значимое лекарство, так как христианская вера подразумевает мысль о том, что Бог изменяет природу тех, которые выбирают следовать Ему. В то же самое время болезнь может стать пропастью восстания против Бога, может подавить оптимизм выздоровления.

Установление происхождения болезни позволяет найти лечение, проложить траекторию выздоровления. Истоки страдания и смерти установлены христианским богословием в грехопадении первых людей. Будучи созданными в физической форме, которая не знала болезни, и имея возможность быть бессмертными, Адам и Ева выбирают войти через грех в мир разложения и смерти. "Речь идет не о нравственных недостатках, а о вселенской трагедии, и не о большом или малом списке недолжных деяний, а о всеохватывающем искажении содержания жизни. Это, собственно говоря, - схождение в небытие, гибель, ощущаемая человеком как отсутствие Бога, как отсутствие личностей окружающих и своей собственной, как потеря реальности и вообще - как стирание цели и смысла, переходящее в неизбывную оставленность и тревогу"1.

Поднятие из греха должно быть тождественно выздоровлению, возвращению человека в самого себя. Грех, значит, воспринимается как источник страдания, боли и как причина смерти - последняя конкретизация упаднического состояния. Таким образом, зло является удалением от источника жизни. Смерть является естественным следствием греха. "Так, не Бог сотворил смерть, но мы сами навлекли ее на себя лукавым соизволением. Бог не воспрепятствовал нашему разрушению по причинам, объясненным выше, чтобы самого недуга не сохранить в нас бессмертным, как и горшечник такого глиняного сосуда, который течет, не захотел бы положить в огонь, пока переделкою не будет исправлен находящийся в нем недостаток"2.

Смертное состояние, которое доминирует человеческие жизнь и существование, является постоянным источником несчастия. Отныне бытие перемешано со смертью, а обеспеченное грехом наслаждение, таким образом, имеет необратимое соответствие. "...Душа бо человеческая, - говорит святой Тихон Задонский (XVIII в.), - яко дух от Бога созданный, ни в чем ином удовольствия, покоя, мира, утешения и отрады сыскать не может, как только в Бозе, от Которого по образу Его и подобию создана; а когда от Него отлучится, принуждена искать себе удовольствия в созданиях, и страстями различными, как рожцами, себя питать, но надлежащего упокоения и отрады не обретает, и так от гладу следует умрети, духу бо духовная пища потребна есть"3. Дух должен был найти свою пищу в Боге, должен был жить в Боге; душа должна была питаться духом; тело должно было жить душой. Это было изначальным чином бессмертного естества. Но "Отвратившись от Бога, дух вместо того, чтобы давать пищу душе, начинает жить за счет души, питаясь ее сущностью (тем, что мы обычно называем "духовными ценностями"); душа, в свою очередь начинает жить жизнью тела, это - происхождение страстей; и, наконец, тело, вынужденное искать себе пищу вовне, в бездушной материи, находит в итоге смерть. Человеческий состав распадается"4.

Очень сложную картину рисует нам св. Максим Исповедник, изучая начала и смысл зла. Падшее существование открывается как постоянная цепь наслаждения и боли. Человеческая жизнь течёт между этими двумя элементами5. Человек отныне находит себе пристанище в наслаждении, в котором пытается провести своё существование. Только это наслаждение не имеет другого эффекта, как только онтологическое оскудение, перенесённое в форме страдания6.

Физическое зло, осуществлённое грехом, предстаёт нам в виде многочисленных смыслов или аспектов. Вообще, он является тем, что генерирует минус в существовании, или тем, что постепенно его уменьшает вплоть до смерти. Помимо мгновенного эффектa грех разрушает существование; его концом является сознание недостаточности, смерти, страдания. С точки зрения христианской духовности, это состояние отчуждения. Это неудача существования7, из которой человек должен быть спасён. Здесь мы имеем источник несчастья, онтологической неполноценности, из которой человек не может больше подняться самостоятельно. Это удаление от жизни, удаление, которое зачастую порождает ад. "Осуждение или наказание есть свободный выбор человека, который сам себя заключает в пыточном отсутствии жизни, в свободном отказе общаться с вселюбящей Божьей добротой, с "истинной жизнью"8.

Существует сознание, которое угнетает человека, и стеснительное состояние существования, которое мучает его и заставляет его оплакивать свои грехи и желать их прощения. Здесь включено желание вселенского примирения, противостоящего вселенскому разрушению, порождённому грехом. Тяготение к ближнему и к Богу требует избавления от разделяющего греха. Это избавление начинается и заканчивается Христом. Первым спасительным актом является возрождение через Крещение. Таинства, которые следуют за Крещением, открываются человеку как избавление от неудачи страдания. Через это имеет место постепенное единение с Христом, постоянный процесс выздоровления.

I.2. Страдание и исцеление

В христианской духовности духовная жизнь определяется положительно как восхождение к обожению, а с отрицательной точки зрения - обращённой к человеческой природе, ослабленной грехом, - как постоянная духовная брань.

Традиция Православной Церкви очень настаивает на этом аспекте борьбы с грехом, на усилиях по стяжанию благодатной свободы, в которой человеческая природа не только не стеснена более страстями, но и постепенно причащается жизнью Христа, проливающейся через Крест и Воскресение.

Христианская жизнь, вообще, предполагает смерть ветхого человека, смерть по отношению к этому миру для того, чтобы возродиться в Царствии Божьем. Не только мученик идентифицируется с жертвой Христовой, но и любой христианин. В этом смысле, "христианский подвиг - это постепенная смерть с Христом, как проявление силы, смерть ветхого человека, продление Крещения через волю; она есть не только подражание Христу, но и героическое омертвление с Христом и во Христе. Мы едины с Христом ещё до мистического воскрешения, ещё в акте нашего омертвения. Мы не только воскресаем с Христом, но и умираем с Ним; или не воскресаем с Ним, если сначала не умираем с ним"9.

Страдание, боль и смерть могут превратиться в противоядие злу, если они будут правильно поняты. Понимание этого возможно только во Христе, который Сам их терпит, порывая цепь боли и наслаждения. Реальность спасения состоит в непродолжении поиска наслаждения и в терпении боли. Зло, таким образом, излечимо только путём интенсивных духовных усилий.

"Если сатана скомпрометировал тело и его человеческую чувственность и чувствительную поверхность мира, Христос восстановил значимость его и чувствительного мира. Он сделал так, чтобы душа была носителем Божественности, и через это восстановил чистоту тела и его чувственности и роль мира как Божьей прозрачности. Он показал, что зло не привязано фатально к телу и к миру. Он в то же самое время восстановил силу человеческой воли, держать тело неподвластным через чувственность поверхности мира. Тело и его чувства стали в нём тем, чем должны были быть, - орган чистого восприятия чувственного мира; а последний - прозрачное место присутствия Бога"10.

В конце концов, зло вылечено посредством человеческой воли, поддержанной на этот раз благодатью. Речь идёт о терпении вместе с Христом болей и смерти, а также о сошествии в ад. Таким образом, это видение указывает на цену человеческой природы, которая онтологически не может быть привязана к греху и злу, а также на свободу человеческого, которое не может потерять свою личность лика Божьего, как бы оно не отдалялось от источника жизни или от своего божественного Архетипа. Страдание и смерть, в итоге, распространяются несчастным образом на человеческое существование, но свобода призывает человека быть ответственным по отношению к своим собственным поступкам, отделяя зло, смерть, страдание от Божьего деяния творения. Все эти последствия необъяснимы, если бы Бог был их причиной. "Нет, не Бог сотворил его [человека] таковым; иначе Он и не наказал бы его. Если и мы не обвиняем рабов своих за то, в чем сами бываем виновны, тем более не может делать этого Бог всяческих"11.

Жизнь мира, в котором живём, может стать полем зла и демонов. Нигде зло так не явно, как в повседневном равнодушии, в которое нас вовлекает мир.

Как брать на себя за других ад и боль, видно из опыта святых: "Возможно, самое гибельное оружие против Лжеца - это именно молитва святого, и участь ада зависит еще и от милосердия святых. Человек сам уготовляет себе ад, закрываясь от божественной Любви, пребывающей неизменной"12.

I.3. Церковь - пространство исцеления через св. таинства

Отец Думитру Станилоэ (1903-1993) подчёркивал, что "Церковь в своей полноте есть в широком смысле таинство. Если таинство в широком смысле есть соединение Бога с видимой реальностью, в первую очередь, с таинством человечности, то Церковь сама по себе в полноте своей - таинство как расширение и продолжение во времени, или как среда испускания изначального таинства, которым является Христос"13.

Тайная реальность Церкви провозглашает спасение как постоянное единение с Христом. Для православной Церкви "спасение не заканчивается смертью Христа на кресте, как юридический эквивалент оскорбления, нанесённого человечеством Богу, а соединениeм Христа Распятого и Воскресшего с людьми, которые верят в Него, для того чтобы и они смогли умереть греху и воскреснуть"14. А это возможно через таинства, что делает их очень важными. Через них воссоздаётсся человеческое таинство, восстанавливается и возвращается из анонимности индивидуальной природы, в которую ввёл его грех. Они открывают бесконечную тайну существования личности.

Только посредством св. таинств, совершённых в Церкви, верующие могут вкусить Таинство Воплощения Спасителя. Отец Думитру Раду (1926 - 2014) утверждает в этом смысле, что "житие Христа в нас и с Христом в Святом Духе через св. Таинства, осуществляется только в Церкви потому, что только здесь Христос осуществляет через Свой Дух наше спасение вместе с нами..."15.

Тот же отец Станилоэ, описывая взаимную зависимость между таинствами и Церковью, делает следующее замечание. "...Церковь в своём качестве таинства является в полноте своей непрерывным результатом таинств как совершающихся актов... Но если Церковь в полноте своей как таинство была бы результатом таинств, то это бы означало, что те, которые становятся её членами, попадают в неё через таинства, совершаемые вне её. На самом деле, таинства есть деяния Церкви; это значит, что насколько таинственна Церковь, настолько церковными являются таинства"16.

Но и действие св. таинств на тайное Тело Спасителя, распространённого в Своих членах, постоянно порождает общее таинство, которое есть Церковь. Одним словом, форматом проявления св. таинств является Церковь, которая рождается постоянно и, более того, все члены тайного тела совершенствуются постоянным образом до свершения веков.

Церковь, с одной стороны, "есть общение посредством таинств, основывается на них, описана таинствами, но она (Церковь) является их совершителем"17.

I.4. Исцеление через св. таинства

Крещение - это первые врата, открытые в сторону Бога. Практически, это деяние, через которое человек рождается вновь для того, чтобы участвовать в жизни Христа. Но, на этот раз, он рождается из своего архетипа - Бога. Мгновение крещения отделяет ветхого человека от нового. Оно является не только рождением человека, но и рождением Христа в душе, переделыванием лика посредством возвращения в благодатное состояние. А это не зависит от естественных сил человека, так как благодать даётся Богом. Различие между состоянием до крещения в условиях подготовки к нему и состоянием возрождённого человека подчёpкивается такими отцами, как Диадох Фотикийский. Таким образом, "... до возрождения благодать действует на душу извне, а через возрождение укрывается в ней самой. Напротив, сатана действует до Крещения внутри дyши, а с того мгновения действует извне. Это надо понимать так, что до Крещения человек чувствует побуждения, чтобы выйти из панциря своего эгоизма, но не может осуществить эти побуждения. С момента Крещения благодать Христа укрепляет решение человека разбить темницу своего эгоизма так сильно, что он и в самом деле добивается этого"18.

Благодать, присутствующая в Крещении, помимо этого стирает прародительский грех. Но эта благодать не обеспечивает окончательного состояния. Даже будучи возрождённым и воссозданным, человек склонен к падению. Поэтому спасение предполагает активное участие человека, что касается благодати, содействия с ней, благодать этого таинства - только точка отправления личного (субъективного) спасения. Так, Диадох говорит о двух благах, данных посредством Крещения: "Первый даруется нам мгновенно потому, что обновляет нас в самой воде и освещает все черты души, то есть то, что по образу, омывая всякое пятно греха нашего. Другой выжидает, чтобы вместе с нами совершить то именно, что по подобию... святая божественная благодать возвращает сначала через Крещение лик человеческий в то состояние, в котором он был при его создании, а когда видит настойчивое желание, красу подобия, расцветает добродетель за добродетелью и возносит лик души от сияния к сиянию, даруя ему печать подобия"19.

II. Двадцатичетырёхлетний опыт пастырства в психиатрической клинике

В Ясском Институте психиатрии Сокола одновременно проходят лечение 1310 больных. Из них 870 лечатся в многодневном стационаре, а 440 - в однодневном. Из них 123 хронические - без возможности быть выписанными по следующим причинам: отсутствие документов, удостоверяющих личность, брошены родственниками, невозможно лечение в домашних условиях (см.таблицу). Доминирующая патология - различные формы шизофрении.

Тип коек Местонахождение Количество
Койки (I-VIII oтделения острой патологии) Общие 435 487
Токсикомания 30
Педиатрия 22
Койки хронической патологии Основной больничный корпус 50 260
1-ое внешнее отделение 150
2-ое внешнее отделение 60
Койки паллиативного лечения Основной больничный корпус 30 123
1-ое внешнее отделение 93
Койки однодневного лечения Однодневный стационар 440 440
ИТОГО 1310

Представляем многолетний опыт Протосинкелла Юстина Нягу, доктора богословия, который окормляет этих больных уже 24 года. Согласно этому опыту, 30% больных религиозно восприимчивы; 30% в силу своего состояния не очень восприимчивы, но впоследствии становятся таковыми; 40% рефрактерны из-за отсутствия религиозного воспитания и личных грехов.

II.1. Таинство Исповеди

В таинстве Исповеди ярко проявляется действие свободного диалога, как ответственности человека перед Богом и Церковью. Это таинство "есть средство, через которое верующие вызволяются из темницы эгоизма, в которую их ввергает грех для того, чтобы быть приведёнными опять к общению с Богом и ближним"20. В нём присутствуют три существенных компонента: исповедание грехов перед священнослужителем, покаяние в них и прощение, предоставленное Христом через иерея или епископа. Об этом свидетельствует Дидахе: "Исповедуй в церкви согрешения свои и не приступай к молитве своей с худою совестью", верующие будучи призваны: "В день Господень, собравшись вместе, преломите хлеб и благодарите, исповедавши прежде грехи свои, дабы чиста была ваша жертва"21. Здесь мы видим связь: исповедь перед Евхаристией. Так же и в Послании Варнавы: "Признавайся во грехах своих. Не приступай к молитве с злою совестию"22, потому, что "лучше исповедаться в грехах человеку, нежели ожесточать свое сердце"23, как советует нам св. Климент Римский потому, что самый тяжёлый грех против покаяния есть ожесточение души. Что касается способа, от него мы получаем наставление: "Повинуйтесь пастырям (I Пет. 5:5) и дайте себя воспитать в покаянии, преклонив колена сердца вашего"24. Свт. Игнатий Богоносец рекомендует личную исповедь перед епископом25.

У Ермы в Пастыре искреннее, полное покаяние, проявленное не только в сознании, но и в деяниях, совершённое с сокрушением сердца, является условием покаяния. Он говорит нам, что покаянием ты можешь воспользоваться один только раз: "Если кто после этого великого и святого призвания, будучи искушен диаволом, согрешил, то он имеет одно покаяние; но если он будет постоянно грешить и каяться, то бесполезно для такого человека покаяние и жизнь его будет трудной"26. Конечно, эти слова надо понимать в контексте веры того времени, когда второе Пришествие Христа считалось очень близким.

Климент Александрийский, называя покаяние "вторым крещением", обращает внимание на то, что оно должно совершаться только в Церкви и через Церковь27.

Другим результатом совершения таинства Исповеди должна быть милость Божия вследствие простирания ниц и унижения, говорит Тертуллиан28.

Что касается правила, даваемого грешнику, тот же автор говорит, что должен иерей иметь в виду: "Обряд сей именуется у нас обыкновенно исповедью, посредством которой мы исповедуем пред Богом грехи наши, не потому, чтоб Он не знал их, но потому, что исповедание сие есть начало исправления и удовлетворения за грехи. Исповедание привлекает раскаяние, а раскаяние умиряет Господа. Исповедание сокрушает и уничижает человека: оно примиряет его и делает достойным небесного Божия милосердия"29. Этот Писатель Церкви проводит аналогию между таинством Исповеди и распознаванием врачами язв больных, которые, "стыдясь показать медикам тайные свои язвы, умирают от постыдных болезней"30.

Свт. Иоанн Златоуст советовал духовнику, чтобы тот внимал, как кающийся приходит к нему. С этой точки зрения существуют несколько категорий кающихся:

  • подготовленный или неподготовленный,
  • приходящий по собственной воле или нет,
  • сознательно и искренно или будучи обязанным,
  • в состоянии покаяния или невнимания.

Таким образом, духовник, имея всё это в виду, ищет пользу и исправление верующего с пониманием и любовью.

В отличие от психически здоровых людей, которые могут стать рано или поздно причастниками, мы имеем 2 исключительные категории.

1. Психически больные верующие (90 %), которые имеют отягощённое сознание, но очень желают после исповеди причаститься.

Из них:

  • 70% - причастники, т.е. те, которые после катехизации могут совершать своё правило. Действие дьявола на душу человека совершается непредсказуемо, так что больной не осознаёт ни степени тяжести, ни времени, ни частоты этого действия;
  • 30% - непричастники, т.е. те, которые обнаруживают полную бессознательность и неспособность осознавания важности евхаристического акта. К таким больным надо относиться с отеческой любовью и с большим вниманием по сравнению с предыдущей категорией. Но и их можно причастить перед смертью, но только с их согласия.

2. Психически больные верующие (10%), у которых существует преувеличенное благочестие, вызванное некой генетической наследственностью, которая проявляется в форме повышенной ответственности. Эти больные сами отказываются или временят с причастием.

Из них:

  • 70% надо причащать против их воли (но с их согласия во время умственного просветления);
  • 30% - соглашаемся с их отказом, чтобы не спровоцировать духовных травм, особенно у больных шизофренией: ярко выраженную грусть, прерывание связи с духовником, усиление неблагоприятного течения болезни.

Что касается восприятия таинства Исповеди, то можно сказать, что у абсолютного большинства наблюдается ускоренная и, можно сказать, сиюминутная, динамика к улучшению состояния (снижение интенсивности и частоты обострений) и даже к выздоровлению. Но существуют и случаи, когда таинство Исповеди невозможно: больные, находящиеся в состоянии постоянного бессознания и рациональной неспособности. За такими нужно вести внимательное наблюдение, чтобы не упустить возможность причастить их перед смертью.

Духовник психиатрической больницы должен быть всеcторонне и основательно подготовлен и иметь особое призвание, в центре которого должна быть добродетель бескорыстной любви, вплоть до самопожертвования. Сам духовник такой клиники, по сравнению с обычным духовником, должен как можно чаще и сознательнее применять к себе таинство Исповеди. Он должен быть сродни духовнику монастыря. Только так исполняются обе цели этого таинства: отпущение грехов и исправление верующего.

II.2. Таинство Елеоосвящения

Елеосвящение - это святое таинство, через которое посредством помазания освящённым елеем тела больных и молитв священников осуществляется прощение грехов и исцеление болезней, а также люди черпают от Христа Распятого силу для того, чтобы нести крест своих плотских недугов, пребывая в терпении, облегчённом радостью Воскресения Христова, которое воскресит их самих.

Это мужественное терпение, поддерживаемое надеждой на Воскресение, собирает силы плоти, которые c помощью благодати, данной свыше, могут привести к выздоровлению или, если воля Божия иная, дают больному спокойствие и смирение перед кончиной31.

Оно может дополнять Исповедь в некотором роде, как Миропомазание дополняет Крещение.

Таинство Eлеосвящения не предполагает только заботу о душе верующего, но, естественно, и о его телесном здоровье. Это так, как "Церковь знает цену телу, через которое душа выполняет свои обязанности, знает таинство тела, которое преображается посредством благих усилий души и участвует в соединении христианина со Христом. Елеосвящение учитывает таинство тела, которым более всего патетически живёт (больной - прим. авт.) во время болезни и перед смертью"32.

Согласно православному учению, таинство Елеосвящения предполагает соединение молитвы в Церкви и проявляет это соединение. Совершение таинства семью священниками означает число даров св. Духа. Присутствуют верующие, которые молятся вместе с совершителями таинства. Это всеобщее единение увеличивает жизненные силы больного или укрепляет его своим теплом до черты мгновений холодного одиночества расставания со всеми и со всем на земле33.

Таинство это рекомендуется администрировать пациенту учреждения по охране психического здоровья лично, номинально и желательно после исповеди, так как в этом случае действие этого таинства приносит больше пользы. Чем пренебрегает клир и народ - это болезнь души; Елеоосвящение обычно совершается для биологической болезни.

Согласно преданию Церкви, до ХХ века включительно общее Елеосвящение совершалось во время постов, засух, катаклизмов, эпидемий. В некоторых Поместных Церквах распространилась практика более или менее частого совершения общего Елеосвящения. В психиатрической клинике течение болезни не позволяет общего соборования. По требованию руководства больницы во время совершения таинства около больного должны присутствовать родственники первой или второй степени, которые должны помогать больному выдержать длительность богослужения. Но во время 4-х постов мы совершаем по одному общему Соборованию. Священники должны проявлять терпимость и терпение по отношению к поведению пациента, которое может быть даже буйным.

II.3. Таинство Евхаристии

Павел Евдокимов замечает, что "и впрямь, человек есть то, что он ест: "запрещённый плод" или "евхаристическая материя своего Царя" и Его даров"34. Вся жизнь человека колеблется между конкретикой запрещённого плода (боль греха) и конкретикой Евхаристии. Таким образом, эти две реалии обнаруживают различные состояния человечности, которая либо разлагает своё существование через грех, либо находит своё целое во Христе. А единственный конкретный метод доступа ко Христу представлен в Церкви таинствами, Церковь и сама есть уникальное таинство соединения божественного с человеческим.

Творения отцов периода, следующего непосредственно за апостольским, свидетельствуют изначальную веру Церкви в отношении Евхаристии, веру, которая объяснена указаниями, находящимися в Писании. Из этих текстов становится ясно, что Евхаристия занимала центральное место в первичной Церкви. Христианская жизнь питается путём причащения телом и кровью Спасителя, практикой Евхаристии. Свт. Игнатий Богоносец, например, так описывает это таинство: "…особенно, если Господь мне откроет, что все вы до единого, без исключения по благодати Божией соединены в одной вере и в Иисусе Христе, происшедшем по плоти от рода Давидова, Сыне Человеческом и Сыне Божьем, так что повинуйтесь епископу и пресвитерству в совершенном единомыслии, преломляя один хлеб, это врачевство бессмертия, не только предохраняющее от смерти, но и дарующее жизнь во Иисусе Христе"35.

Также находим у Свт. Игнатия: "Они удаляются от евхаристии и молитвы, потому что не признают, что евхаристия есть плоть Спасителя нашего Иисуса Христа, которая пострадала за наши грехи, но которую Отец воскресил, по Своей Благости. Таким образом, отметая дар Божий, они умирают в своих прениях. Им надлежало бы держаться в любви, чтобы воскреснуть"36.

У того же автора мы находим, что Евхаристия - это то, что соединяет и укрепляет Церковь: "Старайтесь чаще собираться для евхаристии и славословия Бога. Ибо, если вы часто собираетесь вместе, то низлагаются силы сатаны, и единомыслием вашей веры разрушаются гибельные его дела"37.

В послании к Филадельфийцам говорится, что вера в Евхаристию является надёжной и существенной для личности христианина. Реальное присутствие Спасителя в евхаристических составляющих исповедуется в очень простых и надёжных терминах: " Старайтесь иметь одну евхаристию. Ибо одна плоть Господа нашего Иисуса Христа и одна чаша в единение Крови Его, один жертвенник, как и один епископ с пресвитером и дьяконами, сослужителями моими, дабы все, что делаете, делали вы о Боге"38.

Святая Евхаристия есть центр нашей возрождённой, восстановленной жизни, а Христос евхаристический есть сердце этой жизни, потому что из сердца идёт чувство личного и любви. Поэтому она, в сущности своей, бессмертна. "Ибо как Христос восста из мертвых, ктому уже не умирает, смерть Им ктому не обладает (Рим. 6:9), так и члены Христовы смерти не имут видети во веки (Ин. 8:51). Ибо как вкусят смерть они, всегда соединенные с живым сердцем?"39 Только грех мог бы отделить человека от того сердца, отдать его греху.

Согласно многовековым традициям, существует частое или редкое причащение, причащение во время четырёх постов. Психически больным, которые могут умереть в любой момент, рекомендуем причащаться не реже одного раза в 40 дней. Причащать больного надо внимательно, так как у него часто могут наблюдаться движения, не контролируемые сознанием. Особое внимание надо проявлять в отношении молодых больных (20%), которые могут несознательно выплюнуть причастие или перевернуть чашу. Для этого рекомендуются присутствие двух диаконов или двух верующих в качестве помощников. 80% причастников причащаются без происшествий. Большинство причастников - номинальные верующие. Курящих причащаем после однонедельного перерыва.

Также надо проверять способность больного проглатывать пищу. Только после этого можно давать причастие. После причастия медицинский персонал должен следить за тем, чтобы пациент не отрыгнул таинства.

Изменение душевного состояния психически больных, наблюдаемoе после причастия:

  1. Сразу наступает состояние равновесия в мышлении, поведении и психической деятельности.
  2. В течение долгого периода болезнь не прогрессирует.
  3. Общение и диалог могут привести к единению, что раньше было невозможно.
  4. Видны ясность и просветление ума, возобновление человеческих отношений дружбы и близости с родственниками и благодетелями.
  5. Наблюдается всё более сознательное и прилежное приближение к молитве и к святыням.
  6. Появляются проявления благочестия (крестное знамение, поклоны, милостивое поведение), которых не было до тех пор.

Хотя врачи клиники не препятствуют осуществлению окормления больных, только 15% из них готовы сотрудничать со священнослужителем в его труде по наблюдению за изменением состояния больных, которые принимают св. таинства, в сравнении с теми, которые не принимают их.

III. Выводы

Как видно, согласно нашему православному учению о вере, Христос является целителем душ и тел наших. Так как наше соединение с Богом совершается посредством св. таинств, надо уделять большое внимание участию в них психически больных, которые, как и соматические больные, да и как все христиане, должны наследовать Царство Божие, к которому должны стремиться (Мф. 6:33). Однако в отличие от остальных верующих, им нужен особый подход в окормлении, в соответствии с их заболеванием и его стадиями. Во всяком случае, грамотный подход (в сотрудничестве с лечащим врачём) в преподании таинств Исповеди, Елеосвящения и Евхаристии не только способствует продвижению больного по пути кo спасению, но и улучшает течение болезни, что само по себе помогает больному идти путём Царства Небесного. Поэтому соработничество между священиком и врачём играет важную роль не только в лечении больного, но также в деле духовного спасения и искупления.


1Panayotis Nellas, Omul - animal indumnezeit. Perspective pentru o antropologie ortodoxa, trad. diac. Ioan I. Ica jr., Ed. Deisis, Sibiu, 1999, p. 198.

2Sf. Vasile cel Mare, Omilii si cuvantari, in: vol. Scrieri I, trad. D. Fecioru, Ed. Institutului Biblic, Bucuresti, 1986, p. 443.

3Vladimir Lossky, Teologia mistica a Bisericii de Rasarit, trad. V. Raduca, Ed. Anastasia, 1993, p. 156

4Vladimir Lossky, Teologia mistica…, p. 156.

5Sf. Maxim Marturisitorul, Raspunsuri catre Talasie, in Filocalia, vol. 3, trad. Dumitru Staniloae, Ed. Humanitas, Bucuresti, 1999, p. 29.

6Sf. Maxim Marturisitorul, Raspunsuri catre Talasie, p. 30.

7Christos Yannaras, Libertatea moralei, trad. Mihai Cantuniari, Ed. Anastasia, Bucuresti, 2004, p. 23.

8Christos Yannaras, Libertatea moralei, p. 27.

9Dumitru Staniloae, Sensul ascezei monahale, Ed. Reintregirea, Cluj, 2005, p. 15.

10Dumitru Staniloae, Teologia dogmatica ortodoxa, vol. 1, p. 317-318.

11Sf. Ioan Gura de Aur, Omilii la Matei, in: vol. Scrieri III, trad. D. Fecioru, Ed. Institutului Biblic, Bucuresti, 1994, p. 684.

12Paul Evdokimov, Varstele vietii spirituale, trad. Ion Buga, Ed. Christiana, Bucuresti, 1993, p. 84.

13Pr. Prof. Dumitru Staniloae, Din aspectul sacramental al Bisericii, in: Studii Teologice, 1966, nr. 9-10, p. 531-532.

14Idem, Teologia Dogmatica Ortodoxa, vol. 3, Edit. Institutului Biblic..., Bucuresti, 1997, p. 7.

15Pr. Prof. Dumitru Radu, Sfintele Taine in viata Bisericii, in: Studii Teologice, 1981, nr.3-4, p. 172.

16Idem, Din aspectul sacramental al Bisericii..., p. 533.

17Pr. D. Radu, Sfintele Taine in viata Bisericii..., p. 177.

18Idem, Teologia Dogmatica..., vol. 2, p. 229.

19Diadoh al Foticeii, Cuvant ascetic, cap. 89, in: Filocalia, vol. 1, trad. Pr. D. Staniloae, Sibiu, 1947, p 379, apud Drd. Stefan N. Sandu, art. cit., p. 237.

20Pr. Asist. Dumitru Popescu, Pocainta ca refacere a legaturii credinciosilor cu Dumnezeu si cu semenii, in: Biserica Ortodoxa Romana, 1971, nr. 9-10, p. 1022.

21Didahia, cap. IV, 14; XIV, 1, in: vol. Scrierile Parintilor Apostolici..., p. 29-34.

22Epistola lui Barnaba, cap. XIX, 12, in: Scrierile Parintilor Apostolici…, p. 163.

23Sfantul Clement Romanul, Epistola catre Corinteni (I), cap. LI, 3, in: Scrierile Parintilor Apostolici…, p. 83.

24Ibidem, cap. LVII, 3, in: Scrierile Parintilor Apostolici…, p. 86.

25Sfantul Ignatie Teoforul, Epistola catre Filadelfieni, cap. VIII, 1, in Scrierile Parintilor Apostolici…, p. 217.

26Magistrand Stefan C. Alexe, Eclesiologia parintilor apostolici, in: Studii Teologice, 1955, nr. 5-6, p. 374.

27Pr. Ilarion Felea, Pocainta, Edit. Scara, Bucuresti, 2000, p. 48.

28Tertulian, Liber de penitentia, cap. 9, in Migne, P.L. I, col. 1354, apud Pr. Prof. D. Staniloae, Marturisirea pacatelor si pocainta in trecutul Bisericii, in: Biserica Ortodoxa Romana, 1955, nr. 3-4, p. 224.

29Idem, Liber de penitentia, cap. 9, in: Migne, P.L. I, col. 1354, apud D. Staniloae, Marturisirea pacatelor si pocsinta…, p. 224.

30Ibidem.

31Pr. D. Radu, Caracterul ecleziologic al Sfintelor Taine..., p. 306.

32Pr. D. Staniloae, Din aspectul sacramental..., p. 556.

33Ibidem, p. 557.

34Paul Evdokimov, Rugaciunea in Biserica de Rasarit, trad. Carmen Bolocan, Edit. Polirom, Iasi, 1996, p. 17.

35Sf. Ignatie Teoforul, Catre Efeseni, in vol. Scrierile P?rin?ilor Apostolici (PSB 1), trad. Pr. D. Fecioru, Edit. Institutului Biblic..., Bucuresti, 1979, p. 164.

36Sf. Ignatie Teoforul, Catre Smirneni, in vol. Scrierile Parintilor Apostolici,…, p. 184.

37Idem, Catre Efeseni, p. 161.

38Idem, Catre Filadelfieni, in vol. Scrierile Parintilor Apostolici,…, p. 179.

39Nicolae Cabasila, Talcuirea dumnezeiestii Liturghii si Despre viata in Hristos, traducere si studiu introductiv de Pr. Prof. Dr. Ene Braniste si Pr. Prof. Teodor Bodogae, Edit. Arhiepiscopiei Bucurestilor, Bucuresti, 1989, p. 204.

TopК началу страницы
Главная
страница
Информационные
материалы
Ноу-хау Информационный
бюллетень
Миссия АСТ Объявления

Copyright (c) Круглый стол по религиозному образованию и диаконии, 1996-2019. Все права защищены.