|
|
Информационный бюллетень, июль 2019 |
Секция, посвященная попечению Церкви о депрессивных больныхНиже публикуются доклады участников секции XVII Международных Рождественских образовательных чтений на тему "Попечение Церкви о депрессивных больных" Депрессивные расстройства и религиозностьГедевани Е.В. В данном докладе представлены данные обзора мировой научной литературы, посвящённой исследованию влиянию религиозности на депрессивные состояния. Влияние фактора религиозности на психическое здоровьеНа настоящий момент имеются многочисленные исследования, свидетельствующие об улучшении общего психологического благополучия, связанного с религиозным мировоззрением, описаны различные копинг-стратегии при вышеупомянутых расстройствах [1, 2, 3, 4, 5, 6, 7]. Существует связь между религиозной вовлечённостью и более низким уровнем депрессивных расстройств, суицидальных попыток и самоубийств [8, 9, 10, 11, 12, 13]. Мета-анализ 143 независимых исследований представленный T.Smith et al. [14] показал, что религиозность умеренно, но надежно связана с более низким уровнем депрессивных симптомов. При этом защитная роль религиозности более выражена у лиц, перенесших психотравмирующую ситуацию. Некоторые исследователи полагают, что травма становится толчком к более глубокому духовному развитию индивида, и способствует обретению внутренней устойчивости и осознанному проживанию жизни, признанию ее ценности [15, 16, 17, 18]. В более позднем анализе H. G. Koenig et al. [19] всех количественных исследований, опубликованных в рецензируемых академических научных журналах на английском языке за 1872-2010 годы, было выявлено, что в 272 из 444 исследований (61%) регистрировалось уменьшение тяжести депрессивных симптомов и укорочение длительности депрессивных фаз под влиянием религиозности. В 106 из 141 исследований (75%) отмечалось, что религиозность коррелирует с меньшим количеством суицидов и негативным отношением к ним. Этот анализ свидетельствует о существовании достоверных данных множества исследований, наглядно демонстрирующих обратную корреляцию между религиозной активностью или личным участием в религиозных обрядах с депрессивными симптомами и депрессогенными эффектами стрессовых жизненных событий, а также уровнем самоубийств. В ходе мультицентрового перекрестного исследования, проведенного в поликлиниках пяти университетских больниц Кореи, было установлено, что тревожные и депрессивные симптомы более выражены в подгруппе с низкой религиозностью, в отличие от подгруппы с высокой или нулевой религиозностью (p<0,01), и фактор благополучия достигает более высоких значений в подгруппе с высокой или низкой религиозностью, в отличие от нерелигиозной подгруппы (р<0,05) [20]. L.Mitchell, S.Romans [21] провели исследование религиозности пациентов с биполярным аффективным расстройством, находящихся в ремиссии. Большинство пациентов отличались высокой религиозностью или имели сильные духовные убеждения (78%) и часто уделяли внимание религиозным практикам (81,5%). Большинство видели прямую связь между собственными убеждениями и совладанием с болезнью. Многие использовали религиозные копинг-стратегии. Выводы, к которым приходят исследователи заключаются в том, что мысли религиозного или духовного содержания имеют большое значение для многих пациентов с биполярным расстройством и определяют способы восприятия своей болезни. D.Anyfantakis c соавторами была поставлена цель изучения протекторной роли религиозности в отношении депрессии. Целевая группа была представлена 220 пациентами из группы SPILI III (1988-2012 гг.), посещавших учреждение первичной медицинской помощи в сельском городе Спили на Крите, большинство из которых (98,5%) были православными христианами. Высокорелигиозные участники сельского Крита представили более низкую вероятность развития депрессии. Помимо этого, D.Anyfantakis c соавторами указали на то, что участие в религиозных мероприятиях способствует усилению социальных контактов, развитию чувств оптимизма и принадлежности к группе, и непосредственно приводит к более высокому уровню социальной ответственности и меньшей вероятности депрессии [22]. В современной зарубежной литературе, посвященной влиянию религиозности на здоровье, часто встречаются такие понятия как внешняя (extrinsic) и внутренняя религиозная ориентация (intrinsic religiosity). Эти термины были впервые описаны Gordon Allport с коллегами в 1960-х годах [23]. Согласно их данным индивиды, обладающие внутренней религиозной ориентацией, рассматривают религию как основу своего бытия, и следуют ей в течение жизни. Тогда как внешняя религиозная ориентация в первую очередь служит другим, более конечным целям, а не центральным религиозным убеждениям как таковым. Таким образом, люди, которых характеризует внешняя религиозная ориентация, используют свою религию для удовлетворения тех или иных базовых потребностей, таких как социальные отношения или личный комфорт. Клиницисты, используют эти понятия в своей исследовательской работе, и часто находят корреляции внутренней религиозной ориентации с чувством общего благополучия и положительными исходами заболевания [24, 25, 26, 27, 28, 29, 30, 31, 32, 33]. Так, например Michael E. McCullough из университета Майами [34] в ходе обзора 80 литературных источников приходит к заключению о том, что внешняя религиозная ориентация связана с повышенным риском депрессивного расстройства и более высокой степенью депрессивной симптоматики. Напротив же, внутренняя религиозная ориентация имеет отрицательную взаимосвязь с депрессивными симптомами. Отдельного внимания заслуживают исследования пожилых пациентов с депрессией. Проспективное исследование влияния религиозности на течение депрессивных расстройств у 87 пожилых людей, госпитализированных по поводу депрессии, позволило выявить, что внутренняя религиозная ориентация была связана с более быстрым наступлением ремиссии (на 70%) при средней длительности наблюдения 47 недель. Среди пациентов, у которых инвалидность вследствие соматических нарушений сохранялась на том же уровне тяжести в течение одного года наблюдения (что означает невысокий ответ на лечение или его отсутствие), скорость наступления ремиссии после депрессии увеличивалась на 106% [35]. Другая ситуация наблюдалась, например, в Австралии, где уровень религиозности значительно ниже чем в США, что может объясняться сохранившейся культурой аборигенов, которая имеет достаточно широкое распространение [36]. Австралийский ученый V.Payman и соавторами [37] провел исследование о влиянии религиозного копинга на течение депрессии у лиц пожилого возраста. Только 25% всех опрошенных регулярно посещали церковь, и 57% не посещали вообще или посещали редко. Анализ данных со многими переменными продемонстрировал значимую взаимосвязь между индивидуальной молитвой и высоким уровнем физической недееспособности. Внутренняя религиозная ориентация (intrinsic religiosity) обнаруживалась чаще у пациентов с нарастающим уровнем физической недееспособности и высоким уровнем социальной поддержки. Результаты сопоставлялись с результатами, аналогичных исследований, проводимых американскими коллегами [35, 38]. Учеными было выявлено положительное влияние религиозных копинг-стратегий на протекание лечебного процесса, и сделан вывод о необходимости введения в клиническую практику методик социальной поддержки пожилых, в частности религиозных копинг-стратегий. В исследовании Mosqueiro B. P. et al. [39], выборка которого составила 143 пациента с депрессией, было установлено, что внутренняя религиозная ориентация связана с психологической устойчивостью, качеством жизни и меньшим количеством предшествующих попыток самоубийства. E.S.Fradelos et al. указывают на то, что повышение значимости религиозных убеждений индивида положительно влияет на степень его психологической устойчивости, что, в свою очередь, имеет позитивное воздействие на психическое здоровье, в виде значительного уменьшения депрессивных симптомов. Согласно результатам исследования, пациенты с терминальной стадией рака и те, кто перенес мастэктомию, обнаруживали более высокий уровень религиозности, и чаще выражали духовные и религиозные потребности [40]. Результаты исследования 100 амбулаторных больных с депрессивным расстройством C.Ozawa et al. [41] показывают, что психологическая устойчивость может служить определенным маркером выраженности депрессивного состояния, и определяется скорее индивидуальными характеристиками, чем семейной средой. Кроме того, ученым удалось выявить, что духовность и/или религиозность представляют собой значимый усиливающий элемент для формирования психологической устойчивости. Помимо внутренней религиозной ориентации важной составляющей позитивного воздействия религии на психическое и соматическое здоровье является общее психологическое благополучие (well-being). Donahue и Benson, в результате исследования 34 129 подростков, пришли к выводу, что общее психологическое благополучие реализуется в трех наиболее актуальных для подростков областях: 1) социальные ценности и действия (помощь другим людям, волонтерство), 2) психическое состояние (суицидальные мысли и попытки, самооценка), 3) факторы риска (алкоголь, табак, применение ПАВ; вовлечение в насильственные или другие формы деликвентного поведения; ранняя половая жизнь) [42]. К похожим выводам, при изучении протекторной роли религии, приходят и другие авторы [43, 44, 45, 46], указывая на негативное отношение основных традиционных религий к табакокурению и употреблению алкоголя - серьезных факторов риска большинства известных заболеваний. Помимо этого, большинство религий подразумевает следование традиционной культуре питания и употребление качественной и полезной пищи. Немаловажным механизмом профилактики заболеваний авторы полагают само воздействие религиозной среды и собственной духовности на стресс и на психо-эмоциональное состояние верующего. Некоторые авторы указывают на значимые гендерные и личностные различия в проявлении отдельных аспектов религиозности и духовности, что соотносится и с некоторыми психосоциальными показателями. В то же время чувство духовной близости и привязанности к Богу неизменно коррелируют с такими показателями как общее психологическое благополучие и другими позитивными психологическими маркерами, даже с учетом описанных характеристик [47]. Данные исследователей Duke University - Van Cappellen еt al. [48] так же свидетельствуют о том, что религия или духовность связаны с общим психологическим благополучием человека, что опосредованно чувствами благоговения, благодарности, любви и мира, но не положительными эмоциями, вызванными развлечением или гордостью. Бразильскими учеными было проведено перекрестное исследование, направленное на оценку роли смысла, миролюбия, веры и религиозности в области психического здоровья. Была установлена связь этих показателей с качеством жизни и общим психологическим благополучием у 782 взрослых. Результаты демонстрировали тесную связь смысла и миролюбия с положительным состоянием здоровья и уровнем благополучия [49]. Влияние религии на суицидальную активностьОдной из значимых глобальных проблем психиатрии в настоящее время является проблема самоубийств. По данным эпидемиологов ВОЗ к 2020 году риск суицидов в мире составит приблизительно 1,53 миллиона человек [50]. Согласно данным мировой статистики уровень совершаемых самоубийств определяется как гендерными и возрастными факторами, так и культуральными, включающими религиозную принадлежность [51]. В 1995 году было зафиксировано 900 000 завершенных суицидов, соотношение между мужчинами и женщинами составило 3,2:1, за исключением Китая, где уровень суицидов выше среди женщин [52]. Отмечен также возрастной фактор: большее количество суицидов совершается после 45 лет, а пик суицидальной активности приходится на возраст cтарше 75 лет [53]. К настоящему моменту накоплено множество исследований по самоубийствам, однако, по мнению A.Moreira-Almeida и некоторых других авторов, в большинстве медицинских и психологических исследований религиозные факторы надлежащим образом не рассматриваются [54, 55]. В американском исследовании [56] истории лиц, умерших в возрасте 50 лет и старше (584 самоубийств и 4279 естественных смертей), после проведения анализа, с учетом гендерных, расовых факторов, а также семейного положения, возраста и частоты социальных контактов, было установлено, что уровень самоубийств среди лиц, которые не посещали религиозные мероприятия, был в 4 раза выше в сравнении с теми, кто имел высокий уровень религиозной активности. Помимо того, что религиозная активность связана с более низким уровнем самоубийств, выявлена ее взаимосвязь с негативным отношением к самоубийству и меньшим количеством совершаемых суицидальных попыток, даже у больных с клиническими депрессиями. В исследовании 371 стационарного больного с депрессией было обнаружено, что пациенты, не имеющие религиозной принадлежности, несмотря на тот же уровень тяжести депрессивного состояния, совершали больше попыток самоубийства в течение жизни (66,2% против 48,3%). Эти пациенты считали, что имеют меньше оснований для продолжения жизни и практически не демонстрировали морального неприятия самоубийства, в отличие от больных, связанных с религией [57]. При изучении национальной репрезентативной выборки из 16306 подростков в США, было обнаружено, что личная религиозность связана с низким уровнем суицидальных мыслей или попытками совершить самоубийство [58]. Аналогичные результаты были получены при обследовании 420 подростков в Турции. Подростки с религиозным образованием, в обследовании демонстрировали меньшее количество суицидальных идей и меньшее принятие идеи самоубийства. При этом они были готовы оказывать помощь и выражали сочувствие своим близким друзьям с суицидальными мыслями, не имевшими религиозного образования [59]. В исследовании P.Huguelet [60] при помощи полуструктурированного интервью была изучена религиозность у 115 амбулаторных пациентов с шизофренией или шизоаффективными расстройствами и 30 стационарных больных без психотических симптомов. Помимо данных, полученных в ходе проведения стандартного полуструктурированного опроса, принималась во внимание их субъективная оценка роли религии (защитной или стимулирующей) в решении совершить самоубийство. Было выявлено, что 43% пациентов с психозом ранее пытались покончить жизнь самоубийством. 25% всех обследованных признали защитную роль религии, которую связали как с морально-нравственным осуждением самоубийства, так и с личным использованием религиозных копинг-стратегий. Только один из десяти пациентов сообщил о стимулирующей роли религии, что объяснил вызывающими отрицательные ассоциации вопросами, и надеждой на лучшую жизнь после смерти. В данной работе было показано, что религиозность может играть значимую роль в непринятии психотическим пациентом решения о самоубийстве, хотя известно, что такие пациенты характеризуются высоким риском тяжелых суицидальных попыток. Рядом авторов, в разные годы, были выполнены систематические обзоры, явно свидетельствующие о наличии положительного влияния религии на депрессивную симптоматику, и о протекторной роли религии, способствующей снижению уровня суицидальной активности. В своем обзоре социологической литературы из 130 источников за 15-летний период, посвященной сиуциду, S.Stack рассматривает различные теории возникновения суицидальной активности в популяции. Он однозначно указывает на положительное влияние религиозного фактора, который предполагает использование множества приемов копинга и подразумевает негативное отношение к суициду [61]. Духовная жизнь общества создает важный экзистенциальный контекст для индивидуума. Некоторые исследователи видят проблему самоубийств среди молодежи в отсутствии значимого духовного опыта, связанного с имеющимся в современном мире "общественным духовным вакуумом", что приводит к потере смысла и вследствие этого к возможности самоубийства [62, 63]. Поэтому одним из наиболее адекватных путей предотвращения самоубийств могут быть программы вовлечения религиозных общин в государственные проекты. Примером такой программы является Scottish Choose Life Strategy (The Scottish Executive, 2002) - Шотландские Стратегии Выбора Жизни (Шотландский орган Исполнительной власти, 2002 г.). Целью этой организации является существенное снижение уровня самоубийств и совместная работа по тренингу навыков реагирования членов религиозных общин и религиозных лидеров, в ответ на смерть от самоубийства и суицидальное поведение [64]. H.Mowat et al. [65], также в Шотландии, разработали движения церковных приходских медсестер (на основе более ранней американской модели Westberg [66], в которой медсестра-специалист нанимается на работу в приход, членом которого она является). До сих пор эта работа была ограничена христианскими группами, и исследования в отношении других религиозных общин не проводились. Отдельного внимания заслуживает смыслообразующая роль религии, на что указывает G.Kirov et al. [67] при изучении пациентов, перенесших психотические состояния. Авторы указывают на то, что психотическое заболевание, как правило, сопровождающееся аффектом страха, чувствами хаоса и беспомощности, нарушает внутренний порядок личности. С помощью веры в Бога может восстанавливаться равновесие и целостность личности, расщепленной болезнью, что переживается субъектом как оживление, обретение источника счастья, мира и уверенности. Таким образом, вера с точки зрения психологии является особой формой защиты, и способствует реализации адаптивных копинг-стратегий. Многие пациенты сознательно используют молитву во времена больших страданий и отчаяния, другие рассматривают свою болезнь как испытание (положительная переоценка), или полагаются на свою церковную деятельность (увеличение социализации). Смыслообразующий аспект представляется важным, так как религиозность тесно сопряжена с процессом самоидентификации [68]. Это положение подтверждают данные исследования 3032 респондентов в возрасте от 25 до 74 лет, обработанные с использованием многофакторной регрессионной модели, которые свидетельствуют, что регулярное участие в жизни религиозных институтов связано с более высокой религиозной социальной идентичностью, и вследствие этого - с более высоким уровнем чувства общего благополучия [69]. Некоторые авторы обозначают наиболее явный протекторный фактор, препятствующий реализации самоубийства - его религиозное этическое осуждение [70]. Несмотря на некоторые различия в отношении к самоубийствам в основных религиозно-нравственных учениях, во всех из них имеется общая идея, заключающаяся в признании безусловной ценности человеческой жизни. Эта идея является смыслообразующей, и отражается на общем отношении к жизни и чувстве собственного достоинства. Таким образом, протекторный эффект религиозности на депрессивные состояния и суицидальные тенденции может объясняться наличием внутренней религиозности, определяющей смысл жизни верующего. Определенное значение имеют конкретные способы совладания с болезнью и с мыслями о самоубийстве, способствующие адаптации индивида и развитию у него чувства общего благополучия. Определенную протекторную роль играет религиозно-этическое осуждение самоубийства. Необходимо также отметить важность личного участия в религиозных обрядах, так как подобная практика способствует уменьшению депрессогенных эффектов стрессовых жизненных ситуаций [71, 72, 73]. Использованная литература:
|
Главная
страница |
Информационные
материалы |
Ноу-хау | Информационный
бюллетень |
Миссия АСТ | Объявления |
|