Главная страницаИнформационные материалыНоу-хауИнформационный бюллетеньМиссия ACTОбъявления

Информационный бюллетень, июль 2019

Секция, посвященная попечению Церкви о депрессивных больных

Ниже публикуются доклады участников секции XVII Международных Рождественских образовательных чтений на тему "Попечение Церкви о депрессивных больных"
26.01.2019 года, Москва (продолжение)

Депрессивные расстройства и религиозность

Гедевани Е.В.

В данном докладе представлены данные обзора мировой научной литературы, посвящённой исследованию влиянию религиозности на депрессивные состояния.

Влияние фактора религиозности на психическое здоровье

На настоящий момент имеются многочисленные исследования, свидетельствующие об улучшении общего психологического благополучия, связанного с религиозным мировоззрением, описаны различные копинг-стратегии при вышеупомянутых расстройствах [1, 2, 3, 4, 5, 6, 7]. Существует связь между религиозной вовлечённостью и более низким уровнем депрессивных расстройств, суицидальных попыток и самоубийств [8, 9, 10, 11, 12, 13].

Мета-анализ 143 независимых исследований представленный T.Smith et al. [14] показал, что религиозность умеренно, но надежно связана с более низким уровнем депрессивных симптомов. При этом защитная роль религиозности более выражена у лиц, перенесших психотравмирующую ситуацию. Некоторые исследователи полагают, что травма становится толчком к более глубокому духовному развитию индивида, и способствует обретению внутренней устойчивости и осознанному проживанию жизни, признанию ее ценности [15, 16, 17, 18].

В более позднем анализе H. G. Koenig et al. [19] всех количественных исследований, опубликованных в рецензируемых академических научных журналах на английском языке за 1872-2010 годы, было выявлено, что в 272 из 444 исследований (61%) регистрировалось уменьшение тяжести депрессивных симптомов и укорочение длительности депрессивных фаз под влиянием религиозности. В 106 из 141 исследований (75%) отмечалось, что религиозность коррелирует с меньшим количеством суицидов и негативным отношением к ним. Этот анализ свидетельствует о существовании достоверных данных множества исследований, наглядно демонстрирующих обратную корреляцию между религиозной активностью или личным участием в религиозных обрядах с депрессивными симптомами и депрессогенными эффектами стрессовых жизненных событий, а также уровнем самоубийств.

В ходе мультицентрового перекрестного исследования, проведенного в поликлиниках пяти университетских больниц Кореи, было установлено, что тревожные и депрессивные симптомы более выражены в подгруппе с низкой религиозностью, в отличие от подгруппы с высокой или нулевой религиозностью (p<0,01), и фактор благополучия достигает более высоких значений в подгруппе с высокой или низкой религиозностью, в отличие от нерелигиозной подгруппы (р<0,05) [20].

L.Mitchell, S.Romans [21] провели исследование религиозности пациентов с биполярным аффективным расстройством, находящихся в ремиссии. Большинство пациентов отличались высокой религиозностью или имели сильные духовные убеждения (78%) и часто уделяли внимание религиозным практикам (81,5%). Большинство видели прямую связь между собственными убеждениями и совладанием с болезнью. Многие использовали религиозные копинг-стратегии. Выводы, к которым приходят исследователи заключаются в том, что мысли религиозного или духовного содержания имеют большое значение для многих пациентов с биполярным расстройством и определяют способы восприятия своей болезни.

D.Anyfantakis c соавторами была поставлена цель изучения протекторной роли религиозности в отношении депрессии. Целевая группа была представлена 220 пациентами из группы SPILI III (1988-2012 гг.), посещавших учреждение первичной медицинской помощи в сельском городе Спили на Крите, большинство из которых (98,5%) были православными христианами. Высокорелигиозные участники сельского Крита представили более низкую вероятность развития депрессии. Помимо этого, D.Anyfantakis c соавторами указали на то, что участие в религиозных мероприятиях способствует усилению социальных контактов, развитию чувств оптимизма и принадлежности к группе, и непосредственно приводит к более высокому уровню социальной ответственности и меньшей вероятности депрессии [22].

В современной зарубежной литературе, посвященной влиянию религиозности на здоровье, часто встречаются такие понятия как внешняя (extrinsic) и внутренняя религиозная ориентация (intrinsic religiosity). Эти термины были впервые описаны Gordon Allport с коллегами в 1960-х годах [23]. Согласно их данным индивиды, обладающие внутренней религиозной ориентацией, рассматривают религию как основу своего бытия, и следуют ей в течение жизни. Тогда как внешняя религиозная ориентация в первую очередь служит другим, более конечным целям, а не центральным религиозным убеждениям как таковым. Таким образом, люди, которых характеризует внешняя религиозная ориентация, используют свою религию для удовлетворения тех или иных базовых потребностей, таких как социальные отношения или личный комфорт.

Клиницисты, используют эти понятия в своей исследовательской работе, и часто находят корреляции внутренней религиозной ориентации с чувством общего благополучия и положительными исходами заболевания [24, 25, 26, 27, 28, 29, 30, 31, 32, 33].

Так, например Michael E. McCullough из университета Майами [34] в ходе обзора 80 литературных источников приходит к заключению о том, что внешняя религиозная ориентация связана с повышенным риском депрессивного расстройства и более высокой степенью депрессивной симптоматики. Напротив же, внутренняя религиозная ориентация имеет отрицательную взаимосвязь с депрессивными симптомами.

Отдельного внимания заслуживают исследования пожилых пациентов с депрессией. Проспективное исследование влияния религиозности на течение депрессивных расстройств у 87 пожилых людей, госпитализированных по поводу депрессии, позволило выявить, что внутренняя религиозная ориентация была связана с более быстрым наступлением ремиссии (на 70%) при средней длительности наблюдения 47 недель. Среди пациентов, у которых инвалидность вследствие соматических нарушений сохранялась на том же уровне тяжести в течение одного года наблюдения (что означает невысокий ответ на лечение или его отсутствие), скорость наступления ремиссии после депрессии увеличивалась на 106% [35].

Другая ситуация наблюдалась, например, в Австралии, где уровень религиозности значительно ниже чем в США, что может объясняться сохранившейся культурой аборигенов, которая имеет достаточно широкое распространение [36]. Австралийский ученый V.Payman и соавторами [37] провел исследование о влиянии религиозного копинга на течение депрессии у лиц пожилого возраста. Только 25% всех опрошенных регулярно посещали церковь, и 57% не посещали вообще или посещали редко. Анализ данных со многими переменными продемонстрировал значимую взаимосвязь между индивидуальной молитвой и высоким уровнем физической недееспособности. Внутренняя религиозная ориентация (intrinsic religiosity) обнаруживалась чаще у пациентов с нарастающим уровнем физической недееспособности и высоким уровнем социальной поддержки. Результаты сопоставлялись с результатами, аналогичных исследований, проводимых американскими коллегами [35, 38]. Учеными было выявлено положительное влияние религиозных копинг-стратегий на протекание лечебного процесса, и сделан вывод о необходимости введения в клиническую практику методик социальной поддержки пожилых, в частности религиозных копинг-стратегий.

В исследовании Mosqueiro B. P. et al. [39], выборка которого составила 143 пациента с депрессией, было установлено, что внутренняя религиозная ориентация связана с психологической устойчивостью, качеством жизни и меньшим количеством предшествующих попыток самоубийства. E.S.Fradelos et al. указывают на то, что повышение значимости религиозных убеждений индивида положительно влияет на степень его психологической устойчивости, что, в свою очередь, имеет позитивное воздействие на психическое здоровье, в виде значительного уменьшения депрессивных симптомов. Согласно результатам исследования, пациенты с терминальной стадией рака и те, кто перенес мастэктомию, обнаруживали более высокий уровень религиозности, и чаще выражали духовные и религиозные потребности [40].

Результаты исследования 100 амбулаторных больных с депрессивным расстройством C.Ozawa et al. [41] показывают, что психологическая устойчивость может служить определенным маркером выраженности депрессивного состояния, и определяется скорее индивидуальными характеристиками, чем семейной средой. Кроме того, ученым удалось выявить, что духовность и/или религиозность представляют собой значимый усиливающий элемент для формирования психологической устойчивости.

Помимо внутренней религиозной ориентации важной составляющей позитивного воздействия религии на психическое и соматическое здоровье является общее психологическое благополучие (well-being). Donahue и Benson, в результате исследования 34 129 подростков, пришли к выводу, что общее психологическое благополучие реализуется в трех наиболее актуальных для подростков областях: 1) социальные ценности и действия (помощь другим людям, волонтерство), 2) психическое состояние (суицидальные мысли и попытки, самооценка), 3) факторы риска (алкоголь, табак, применение ПАВ; вовлечение в насильственные или другие формы деликвентного поведения; ранняя половая жизнь) [42].

К похожим выводам, при изучении протекторной роли религии, приходят и другие авторы [43, 44, 45, 46], указывая на негативное отношение основных традиционных религий к табакокурению и употреблению алкоголя - серьезных факторов риска большинства известных заболеваний. Помимо этого, большинство религий подразумевает следование традиционной культуре питания и употребление качественной и полезной пищи. Немаловажным механизмом профилактики заболеваний авторы полагают само воздействие религиозной среды и собственной духовности на стресс и на психо-эмоциональное состояние верующего.

Некоторые авторы указывают на значимые гендерные и личностные различия в проявлении отдельных аспектов религиозности и духовности, что соотносится и с некоторыми психосоциальными показателями. В то же время чувство духовной близости и привязанности к Богу неизменно коррелируют с такими показателями как общее психологическое благополучие и другими позитивными психологическими маркерами, даже с учетом описанных характеристик [47]. Данные исследователей Duke University - Van Cappellen еt al. [48] так же свидетельствуют о том, что религия или духовность связаны с общим психологическим благополучием человека, что опосредованно чувствами благоговения, благодарности, любви и мира, но не положительными эмоциями, вызванными развлечением или гордостью.

Бразильскими учеными было проведено перекрестное исследование, направленное на оценку роли смысла, миролюбия, веры и религиозности в области психического здоровья. Была установлена связь этих показателей с качеством жизни и общим психологическим благополучием у 782 взрослых. Результаты демонстрировали тесную связь смысла и миролюбия с положительным состоянием здоровья и уровнем благополучия [49].

Влияние религии на суицидальную активность

Одной из значимых глобальных проблем психиатрии в настоящее время является проблема самоубийств. По данным эпидемиологов ВОЗ к 2020 году риск суицидов в мире составит приблизительно 1,53 миллиона человек [50]. Согласно данным мировой статистики уровень совершаемых самоубийств определяется как гендерными и возрастными факторами, так и культуральными, включающими религиозную принадлежность [51]. В 1995 году было зафиксировано 900 000 завершенных суицидов, соотношение между мужчинами и женщинами составило 3,2:1, за исключением Китая, где уровень суицидов выше среди женщин [52]. Отмечен также возрастной фактор: большее количество суицидов совершается после 45 лет, а пик суицидальной активности приходится на возраст cтарше 75 лет [53].

К настоящему моменту накоплено множество исследований по самоубийствам, однако, по мнению A.Moreira-Almeida и некоторых других авторов, в большинстве медицинских и психологических исследований религиозные факторы надлежащим образом не рассматриваются [54, 55].

В американском исследовании [56] истории лиц, умерших в возрасте 50 лет и старше (584 самоубийств и 4279 естественных смертей), после проведения анализа, с учетом гендерных, расовых факторов, а также семейного положения, возраста и частоты социальных контактов, было установлено, что уровень самоубийств среди лиц, которые не посещали религиозные мероприятия, был в 4 раза выше в сравнении с теми, кто имел высокий уровень религиозной активности.

Помимо того, что религиозная активность связана с более низким уровнем самоубийств, выявлена ее взаимосвязь с негативным отношением к самоубийству и меньшим количеством совершаемых суицидальных попыток, даже у больных с клиническими депрессиями. В исследовании 371 стационарного больного с депрессией было обнаружено, что пациенты, не имеющие религиозной принадлежности, несмотря на тот же уровень тяжести депрессивного состояния, совершали больше попыток самоубийства в течение жизни (66,2% против 48,3%). Эти пациенты считали, что имеют меньше оснований для продолжения жизни и практически не демонстрировали морального неприятия самоубийства, в отличие от больных, связанных с религией [57].

При изучении национальной репрезентативной выборки из 16306 подростков в США, было обнаружено, что личная религиозность связана с низким уровнем суицидальных мыслей или попытками совершить самоубийство [58]. Аналогичные результаты были получены при обследовании 420 подростков в Турции. Подростки с религиозным образованием, в обследовании демонстрировали меньшее количество суицидальных идей и меньшее принятие идеи самоубийства. При этом они были готовы оказывать помощь и выражали сочувствие своим близким друзьям с суицидальными мыслями, не имевшими религиозного образования [59].

В исследовании P.Huguelet [60] при помощи полуструктурированного интервью была изучена религиозность у 115 амбулаторных пациентов с шизофренией или шизоаффективными расстройствами и 30 стационарных больных без психотических симптомов. Помимо данных, полученных в ходе проведения стандартного полуструктурированного опроса, принималась во внимание их субъективная оценка роли религии (защитной или стимулирующей) в решении совершить самоубийство. Было выявлено, что 43% пациентов с психозом ранее пытались покончить жизнь самоубийством. 25% всех обследованных признали защитную роль религии, которую связали как с морально-нравственным осуждением самоубийства, так и с личным использованием религиозных копинг-стратегий. Только один из десяти пациентов сообщил о стимулирующей роли религии, что объяснил вызывающими отрицательные ассоциации вопросами, и надеждой на лучшую жизнь после смерти. В данной работе было показано, что религиозность может играть значимую роль в непринятии психотическим пациентом решения о самоубийстве, хотя известно, что такие пациенты характеризуются высоким риском тяжелых суицидальных попыток.

Рядом авторов, в разные годы, были выполнены систематические обзоры, явно свидетельствующие о наличии положительного влияния религии на депрессивную симптоматику, и о протекторной роли религии, способствующей снижению уровня суицидальной активности. В своем обзоре социологической литературы из 130 источников за 15-летний период, посвященной сиуциду, S.Stack рассматривает различные теории возникновения суицидальной активности в популяции. Он однозначно указывает на положительное влияние религиозного фактора, который предполагает использование множества приемов копинга и подразумевает негативное отношение к суициду [61].

Духовная жизнь общества создает важный экзистенциальный контекст для индивидуума. Некоторые исследователи видят проблему самоубийств среди молодежи в отсутствии значимого духовного опыта, связанного с имеющимся в современном мире "общественным духовным вакуумом", что приводит к потере смысла и вследствие этого к возможности самоубийства [62, 63].

Поэтому одним из наиболее адекватных путей предотвращения самоубийств могут быть программы вовлечения религиозных общин в государственные проекты. Примером такой программы является Scottish Choose Life Strategy (The Scottish Executive, 2002) - Шотландские Стратегии Выбора Жизни (Шотландский орган Исполнительной власти, 2002 г.). Целью этой организации является существенное снижение уровня самоубийств и совместная работа по тренингу навыков реагирования членов религиозных общин и религиозных лидеров, в ответ на смерть от самоубийства и суицидальное поведение [64]. H.Mowat et al. [65], также в Шотландии, разработали движения церковных приходских медсестер (на основе более ранней американской модели Westberg [66], в которой медсестра-специалист нанимается на работу в приход, членом которого она является). До сих пор эта работа была ограничена христианскими группами, и исследования в отношении других религиозных общин не проводились.

Отдельного внимания заслуживает смыслообразующая роль религии, на что указывает G.Kirov et al. [67] при изучении пациентов, перенесших психотические состояния. Авторы указывают на то, что психотическое заболевание, как правило, сопровождающееся аффектом страха, чувствами хаоса и беспомощности, нарушает внутренний порядок личности. С помощью веры в Бога может восстанавливаться равновесие и целостность личности, расщепленной болезнью, что переживается субъектом как оживление, обретение источника счастья, мира и уверенности. Таким образом, вера с точки зрения психологии является особой формой защиты, и способствует реализации адаптивных копинг-стратегий. Многие пациенты сознательно используют молитву во времена больших страданий и отчаяния, другие рассматривают свою болезнь как испытание (положительная переоценка), или полагаются на свою церковную деятельность (увеличение социализации).

Смыслообразующий аспект представляется важным, так как религиозность тесно сопряжена с процессом самоидентификации [68]. Это положение подтверждают данные исследования 3032 респондентов в возрасте от 25 до 74 лет, обработанные с использованием многофакторной регрессионной модели, которые свидетельствуют, что регулярное участие в жизни религиозных институтов связано с более высокой религиозной социальной идентичностью, и вследствие этого - с более высоким уровнем чувства общего благополучия [69].

Некоторые авторы обозначают наиболее явный протекторный фактор, препятствующий реализации самоубийства - его религиозное этическое осуждение [70]. Несмотря на некоторые различия в отношении к самоубийствам в основных религиозно-нравственных учениях, во всех из них имеется общая идея, заключающаяся в признании безусловной ценности человеческой жизни. Эта идея является смыслообразующей, и отражается на общем отношении к жизни и чувстве собственного достоинства.

Таким образом, протекторный эффект религиозности на депрессивные состояния и суицидальные тенденции может объясняться наличием внутренней религиозности, определяющей смысл жизни верующего. Определенное значение имеют конкретные способы совладания с болезнью и с мыслями о самоубийстве, способствующие адаптации индивида и развитию у него чувства общего благополучия. Определенную протекторную роль играет религиозно-этическое осуждение самоубийства. Необходимо также отметить важность личного участия в религиозных обрядах, так как подобная практика способствует уменьшению депрессогенных эффектов стрессовых жизненных ситуаций [71, 72, 73].

Использованная литература:

  1. Koenig H. G., Bussing A. The Duke University Religion Index (DUREL): a five-item measure for use in epidemological studies // Religions. - 2010. V. 1. № 1. P. 78-85. Doi: 10.3390/rel1010078
  2. Park, J. I., Hong, J. P., Park, S., & Cho, M. J. The relationship between religion and mental disorders in a Korean population // Psychiatry investigation. - 2012. V. 9. № 1. P. 29. Doi: 10.4306/pi.2012.9.1.29
  3. Carpenter T. P., Laney T., Mezulis A. Religious coping, stress, and depressive symptoms among adolescents: A prospective study // Psychology of religion and Spirituality. - 2012. V. 4. № 1. P. 19. Doi: 10.1037/a0023155
  4. Tedrus, G. M., Fonseca, L. C., Hoehr, G. C., & Magri, F. Religious-spiritual coping in epileptic patients: correlation with clinical aspects: P1428 // European Journal of Neurology. - 2012. V. 19. P. 246.
  5. Zinnbauer B.J., Pargament K.I.,Cole B., Rye M.S., Butfer E.M., Belavich T.G., Hipp K., Scott A.B., Kadar J.L. (2015). Religion and spirituality: Unfuzzying the fuzzy. In Sociology of Religion (pp. 29-34). Routledge.
  6. Rosmarin, D. H., Pirutinsky, S., Greer, D., & Korbman, M. Maintaining a grateful disposition in the face of distress: The role of religious coping // Psychology of Religion and Spirituality. - 2016. V. 8. № 2. P. 134. Doi: 10.1037/rel0000021
  7. B.J.Sadock, V.A.Sadock, P.Ruiz. Comprehensive textbook of psychiatry, 10th edition. V.2. - Wolters Kluwer, 2017.
  8. Moreira-Almeida, A., Sharma, A., Van Rensburg, B. J., Verhagen, P. J., & Cook, C. C. WPA Position Statement on Spirituality and Religion in Psychiatry // Actas espanolas de psiquiatria. - 2018. V. 46. № 6. P. 242-248. Doi:10.1002/wps.20304
  9. Whalen E. A. Religion and suicide // Review of Religious Research. - 1964. V. 5. № 2. P. 91-110. Doi: 10.2307/3510501
  10. Pritchard C., Amanullah S. An analysis of suicide and undetermined deaths in 17 predominantly Islamic countries contrasted with the UK // Psychological Medicine. - 2007. V. 37. № 3. P. 421-430. Doi: 10.1017/S0033291706009159.
  11. Dein S. Spirituality, psychiatry and participation: A cultural analysis // Transcultural Psychiatry. - 2005. V. 42. № 4. P. 526-544. Doi:10.1177/1363461505058909
  12. Hilton S. C., Fellingham G. W., Lyon J. L. Suicide rates and religious commitment in young adult males in Utah // American journal of epidemiology. - 2002. V. 155. № 5. P. 413-419. Doi: 10.1093/aje/155.5.413
  13. Barber C. W., Miller M. J. Reducing a suicidal person's access to lethal means of suicide: a research agenda // American journal of preventive medicine. - 2014. V. 47. № 3. P. S264-S272. Doi: 10.1016/j.amepre.2014.05.028
  14. Smith T. B., McCullough M. E., Poll J. Religiousness and depression: evidence for a main effect and the moderating influence of stressful life events //Psychological bulletin. - 2003. V. 129. №. 4. P. 614. Doi: 10.1037/h0087878
  15. Hagberg J. O., Guelich R. A. The critical journey: Stages in the life of faith. - Sheffield Publishing, 2011.
  16. Linley P. A., Joseph S. Positive change following trauma and adversity: A review // Journal of Traumatic Stress: Official Publication of the International Society for Traumatic Stress Studies. - 2004. V. 17. № 1. P. 11-21. Doi: 10.1023/B:JOTS.0000014671.27856.7e
  17. Tedeschi R. G., Calhoun L. G. The Posttraumatic Growth Inventory: Measuring the positive legacy of trauma //Journal of traumatic stress. - 1996. V. 9. № 3. P. 455-471. Doi: 10.1007/BF02103658
  18. Harris, J. I., Erbes, C. R., Engdahl, B. E., Olson, R. H., Winskowski, A. M., McMahill, J. Christian religious functioning and trauma outcomes // Journal of Clinical Psychology. - 2008. V. 64. № 1. P. 17-29. Doi: 10.1002/jclp.20427
  19. Koenig, H., Koenig, H. G., King, D., & Carson, V. B. (2012). Handbook of religion and health. Oxford University Press, USA.
  20. Lee, S. A., Ryu, H. U., Choi, E. J., Ko, M. A., Jeon, J. Y., Han, S. H., Jo, K. D. Associations between religiosity and anxiety, depressive symptoms, and well-being in Korean adults living with epilepsy // Epilepsy & Behavior. - 2017. V. 75. P. 246-251. Doi: 10.1016/j.yebeh.2017.06.005
  21. Mitchell L., Romans S. Spiritual beliefs in bipolar affective disorder: their relevance for illness management // Journal of affective disorders. - 2003. V. 75. № 3. P. 247-257. Doi: 10.1016/S0165-0327(02)00055-1
  22. Anyfantakis, D., Symvoulakis, E. K., Linardakis, M., Shea, S., Panagiotakos, D., & Lionis, C. Effect of religiosity/spirituality and sense of coherence on depression within a rural population in Greece: the Spili III project // BMC psychiatry. - 2015. V. 15. № 1. P. 173. Doi: 10.1007/BF03401304
  23. Allport, G. W., Ross, J. M. Personal religious orientation and prejudice // Journal of personality and social psychology. - 1967. V. 5. № 4. P. 432. Doi: 10.1037/h0021212
  24. Mickley J. R., Soeken K., Belcher A. Spiritual well?being, religiousness and hope among women with breast cancer // Image: The Journal of Nursing Scholarship. - 1992. V. 24. № 4. P. 267-272. Doi: 10.1111/j.1547-5069.1992.tb00732.x
  25. Nelson P. B. Intrinsic/Extrinsic Religious Orientation of the Elderly Relationship to Depression and Self-Esteem // Journal of Gerontological Nursing. - 1990. V. 16. № 2. P. 29-35. Doi: 10.3928/0098-9134-19900201-09
  26. Patock-Peckham J. A. et al. Effect of religion and religiosity on alcohol use in a college student sample // Drug and Alcohol Dependence. - 1998. V. 49. № 2. P. 81-88. Doi: 10.1016/S0191-8869(97)00164-5
  27. Nelson, C., Jacobson, C. M., Weinberger, M. I., Bhaskaran, V., Rosenfeld, B., Breitbart, W., & Roth, A. J. The role of spirituality in the relationship between religiosity and depression in prostate cancer patients // Annals of Behavioral Medicine. - 2009. V. 38. № 2. P. 105-114. Doi: 10.1007/s12160-009-9139-y
  28. Caribe, A. C., Studart, P., Bezerra-Filho, S., Brietzke, E., Noto, M. N., Vianna-Sulzbach, M., Miranda-Scippa, ?. Is religiosity a protective factor against suicidal behavior in bipolar I outpatients? //Journal of Affective Disorders. - 2015. V. 186. P. 156-161. Doi: 10.1016/j.jad.2015.07.024
  29. Mahmoodabad S. S. M. et al. Extrinsic or intrinsic religious orientation may have an impact on mental health // Research Journal of Medical Sciences. - 2016. V. 10. №. 4. P. 232-236.
  30. Foong H. F. et al. Moderating effect of intrinsic religiosity on the relationship between depression and cognitive function among community-dwelling older adults // Aging & mental health. - 2018. V. 22. № 4. P. 483-488. Doi: 10.1080/13607863.2016.1274376
  31. Shattuck E. C., Muehlenbein M. P. Religiosity/Spirituality and Physiological Markers of Health // Journal of religion and health. - 2018. P. 1-20. Doi: 10.1007/s10943-018-0663-6
  32. Charlemagne-Badal S. J., Lee J. W. Intrinsic Religiosity and Hypertension Among Older North American Seventh-Day Adventists // Journal of religion and health. - 2016. V. 55. № 2. P. 695-708. Doi: 10.1007/s10943-015-0102-x
  33. Morawa E., Erim Y. Health-Related Lifestyle Behavior and Religiosity among First-Generation Immigrants of Polish Origin in Germany // International journal of environmental research and public health. - 2018. V. 15. № 11. P. 2545. Doi: 10.3390/ijerph15112545
  34. McCullough M. E., Bono G., Root L. M. Religion and forgiveness // Handbook of the psychology of religion and spirituality. - 2005. P. 394-411.
  35. Koenig H. G., Pargament K. I., Nielsen J. Religious coping and health status in medically ill hospitalized older adults // The Journal of nervous and mental disease. - 1998. V. 186. № 9. P. 513-521. Doi: 10.1097/00005053-199809000-00001
  36. Tse, S., Lloyd, C., Petchkovsky, L., Manaia, W. Exploration of Australian and New Zealand indigenous people's spirituality and mental health // Australian Occupational Therapy Journal. - 2005. V. 52. № 3. P. 181-187. Doi: 10.1111/j.1440-1630.2005.00507.x
  37. Payman V., George K., Ryburn B. Religiosity of depressed elderly inpatients // International Journal of Geriatric Psychiatry: A journal of the psychiatry of late life and allied sciences. - 2008. V. 23. № 1. P. 16-21. Doi: 10.1002/gps.1827
  38. Bosworth, H. B., Park, K. S., McQuoid, D. R., Hays, J. C., & Steffens, D. C. The impact of religious practice and religious coping on geriatric depression // International Journal of Geriatric Psychiatry. - 2003. V. 18. № 10. P. 905-914. Doi: 10.1002/gps.945
  39. Mosqueiro B. P., da Rocha N. S., de Almeida Fleck M. P. Intrinsic religiosity, resilience, quality of life, and suicide risk in depressed inpatients // Journal of affective disorders. - 2015. V. 179. P. 128-133. Doi: 10.1016/j.jad.2015.03.022
  40. Fradelos, E. C., Kourakos, M., Zyga, S., Tzavella, F., Tsaras, K., Christodoulou, E., Papathanasiou, I. V. Measuring Religiosity in Nursing: Reliability, Validity and Psychometric Properties of the Greek Translation of the Centrality of Religiosity Scale-15 // American Journal of Nursing. - 2018. V. 7. № 3-1. P. 25-32. Doi: 10.11648/j.ajns.s.2018070301.14
  41. Ozawa, C., Suzuki, T., Mizuno, Y., Tarumi, R., Yoshida, K., Fujii, K., Uchida, H. Resilience and spirituality in patients with depression and their family members: A cross-sectional study // Comprehensive psychiatry. - 2017. V. 77. P. 53-59. Doi: 10.1016/j.comppsych.2017.06.002
  42. Donahue M. J., Benson P. L. Religion and the well?being of adolescents // Journal of social issues. - 1995. V. 51. № 2. P. 145-160. Doi: 10.1111/j.1540-4560.1995.tb01328.x
  43. Timio M. Blood pressure trend and psychosocial factors: the case of the nuns in a secluded order // Acta physiologica scandinavica. Supplementum. - 1997. V. 640. P. 137-139. PMID: 9401626
  44. Krause N. Religion and health: Making sense of a disheveled literature // Journal of religion and health. - 2011. V. 50. № 1. P. 20-35. Doi: 10.1007/s10943-010-9373-4
  45. Newlin, K., Dyess, S. M., Allard, E., Chase, S., & Melkus, G. D. E. A methodological review of faith-based health promotion literature: advancing the science to expand delivery of diabetes education to Black Americans //Journal of religion and health. - 2012. V. 51. № 4. P. 1075-1097. Doi: 10.1007/s10943-011-9481-9
  46. Al-Kandari Y. Y. Religiosity and its relation to blood pressure among selected Kuwaitis //Journal of Biosocial Science. - 2003. V. 35. № 3. P. 463-472. Doi: 10.1017/S0021932003004632
  47. Werdel, M. B., Dy-Liacco, G. S., Ciarrocchi, J. W., Wicks, R. J., & Breslford, G. M. The unique role of spirituality in the process of growth following stress and trauma // Pastoral Psychology. - 2014. V. 63. № 1. P. 57-71. Doi: 10.1007/s11089-013-0538-4
  48. Van Cappellen, P., Toth-Gauthier, M., Saroglou, V., Fredrickson, B. L. Religion and well-being: The mediating role of positive emotions // Journal of Happiness Studies. - 2016. V. 17. № 2. P. 485-505. Doi: 10.1007/s10902-014-9605-5
  49. Peres M. F. P. et al. Mechanisms behind religiosity and spirituality's effect on mental health, quality of life and well-being // Journal of religion and health. - 2018. V. 57. № 5. P. 1842-1855. Doi: 10.1007/s10943-017-0400-6
  50. Bertolote J. M., Fleischmann A. A global perspective in the epidemiology of suicide // Suicidologi. - 2015. V. 7. № 2.
  51. Lester D. The role of shame in suicide // Suicide and Life?Threatening Behavior. - 1997. V. 27. № 4. P. 352-361. Doi: 10.1111/j.1943-278X.1997.tb00514.x
  52. Phillips M. R., Li X., Zhang Y. Suicide rates in China, 1995-99 // The Lancet. - 2002. V. 359. № 9309. P. 835-840. Doi: 10.1016/S0140-6736(02)07954-0
  53. Pritchard C., Baldwin D. S. Elderly suicide rates in Asian and English?speaking countries // Acta Psychiatrica Scandinavica. - 2002. V. 105. № 4. P. 271-275. Doi: 10.1034/j.1600-0447.2002.1014.x
  54. Moreira-Almeida A. Религия и здоровье: чем больше мы знаем, тем больше мы должны узнать / под ред. Борисовой О. А // World Psychiatry (на русском). - 2011. Т. 12. № 1. С. 34-35.
  55. Mitchell L., Romans S. Spiritual beliefs in bipolar affective disorder: their relevance for illness management //Journal of affective disorders. - 2003. V. 75. № 3. P. 247-257. Doi: 10.1016/S0165-0327(02)00055-1
  56. Nisbet, P. A., Duberstein, P. R., Conwell, Y., Seidlitz, L. The effect of participation in religious activities on suicide versus natural death in adults 50 and older // The Journal of nervous and mental disease. - 2000. V. 188. № 8. P. 543-546. Doi: 10.1097/00005053-200008000-00011
  57. Dervic, K., Oquendo, M. A., Grunebaum, M. F., Ellis, S., Burke, A. K., Mann, J. J. Religious affiliation and suicide attempt // American Journal of Psychiatry. - 2004. V. 161. № 12. P. 2303-2308. Doi: 10.1176/appi.ajp.161.12.2303.
  58. Nonnemaker J. M., McNeely C. A., Blum R. W. Public and private domains of religiosity and adolescent health risk behaviors: evidence from the National Longitudinal Study of Adolescent Health // Social science & medicine. - 2003. V. 57. № 11. P. 2049-2054. Doi: 10.1016/S0277-9536(03)00096-0
  59. Eskin M. The effects of religious versus secular education on suicide ideation and suicidal attitudes in adolescents in Turkey // Social Psychiatry and Psychiatric Epidemiology. - 2004. V. 39. № 7. P. 536-542. Doi: 10.1007/s00127-004-0769-x
  60. Huguelet, P., Mohr, S., Jung, V., Gillieron, C., Brandt, P. Y.,Borras, L. Effect of religion on suicide attempts in outpatients with schizophrenia or schizo-affective disorders compared with inpatients with non-psychotic disorders // European Psychiatry. - 2007. V. 22. № 3. P. 188-194. Doi: 10.1016/j.eurpsy.2006.08.001
  61. Stack S. Suicide: a 15-year review of the sociological literature part I: cultural and economic factors //Suicide and Life?Threatening Behavior. - 2000. V. 30. № 2. P. 145-162. Doi: 10.1111/j.1943-278X.2000.tb01073.x
  62. Eriksson C. B., Yeh D. Grounded transcendence: Resilience to trauma through spirituality and religion //Individual trauma: Recovering from deep wounds and exploring the potential for renewal. - 2012. P. 53-71.
  63. Tacey D. The spirituality revolution: The emergence of contemporary spirituality. - Routledge, 2004. Doi: 10.4324/9780203647035
  64. Platt S. et al. Evaluation of the first phase of choose life, the national strategy and action plan to prevent suicide in Scotland // Psychiatria Danubina. - 2006. V. 18. № Suppl. 1. P. 103-103. PMID: 16964046
  65. Mowat H. Ageing Health Care and the Spiritual Imperative: A View from Scotland // Journal of Religion, Spirituality & Aging. - 2006. V. 18. № 2-3. P. 3-17. Doi: 10.1300/J496v18n02_01
  66. Westberg G. E., McNamara J. W. The parish nurse: Providing a minister of health for your congregation. - Augsburg Books, 1990.
  67. Kirov, G., Kemp, R., Kirov, K., David, A. S. Religious faith after psychotic illness // Psychopathology. - 1998. V. 31. № 5. P. 234-245. Doi: 10.1159/000029045
  68. Beit-Hallahmi B. Psychological perspectives on religion and religiosity. - Routledge, 2014. Doi: 10.4324/9781315749846
  69. Greenfield E. A., Marks N. F. Religious social identity as an explanatory factor for associations between more frequent formal religious participation and psychological well-being // The international journal for the psychology of religion. - 2007. V. 17. № 3. P. 245-259. Doi: 10.1080/10508610701402309
  70. Moreira-Almeida, A., Lotufo Neto, F., Koenig, H. G. Religiousness and mental health: a review // Brazilian Journal of Psychiatry. - 2006. V. 28. № 3. P. 242-250. Doi: 10.1590/S1516-44462006005000006
  71. Nooney J., Woodrum E. Religious coping and church?based social support as predictors of mental health outcomes: Testing a conceptual model // Journal for the Scientific Study of Religion. - 2002. V. 41. № 2. P. 359-368. Doi: 10.1111/1468-5906.00122
  72. Ellison C. G., Levin J. S. The religion-health connection: Evidence, theory, and future directions // Health Education & Behavior. - 1998. V. 25. № 6. P. 700-720. Doi: 10.1177/109019819802500603
  73. Bradley E. Religious involvement and social resources: evidence from the data set "Americans' changing lives" // Journal for the scientific study of Religion. - 1995. P. 259-267. Doi: 10.2307/1386771
TopК началу страницы
Главная
страница
Информационные
материалы
Ноу-хау Информационный
бюллетень
Миссия АСТ Объявления

Copyright (c) Круглый стол по религиозному образованию и диаконии, 1996-2019. Все права защищены.