Главная страницаИнформационные материалыНоу-хауИнформационный бюллетеньМиссия ACTОбъявления

Информационный бюллетень, июль 2019

Международная конференция "Попечение Церкви о душевнобольных"

Ниже публикуются доклады участников международной
конференции "Попечение Церкви о душевнобольных",
13-14.11.2018 г., Москва (продолжение)

Психические заболевания и одержимость

Священник Хосе М. Вегас

1. Общие предпосылки: верить с верой Церкви и пастырское попечение о людях

Распознать точно, когда человек находится под подлинным чрезвычайным влиянием дьявола, а когда у него лишь физическое или психическое заболевание - это непростая задача. Симптомы могут быть не только схожими, но и могут иногда перемешиваться. Во всяком случае, первое условие для того, чтобы установить, духовная это болезнь или психическая, - это признать, что на самом деле существуют истинные явления духовного характера, которые не сводятся к психической сфере. То есть, первое условие - это принять целостно веру Церкви, которая признает существование ангелов - личностных чистых духов, а также павших ангелов, демонов или дьяволов, которые как-то и когда-то восстали против Бога и ведут постоянную борьбу против Него.

Некоторым образом мы выражаем это признание в исповедании христианской веры, когда, читая апостольский Символ веры, говорим: "Верую в Бога, Отца всемогущего, Творца неба и земли", или же (в Никео-Цареградском Символе веры): "…Творца неба и земли, видимого и невидимого".

Католическая Церковь прямо признает существование ангелов и демонов в своём Катехизисе:

"Существование ангелов - истина веры. Есть бесплотные духовные существа, в Священном Писании обычно называемые ангелами: это истина веры. Свидетельство Писания об этом столь же чётко, как и единодушие Предания" (Катехизис католической Церкви 328, далее - ККЦ).

"За выбором непослушания, который сделали наши прародители, слышен голос искусителя, воспротивившегося Богу (ср. Быт. 3:1-5) и из зависти толкнувшего их в смерть (ср. Прем. 2:24). Писание и церковное Предание видят в этом существе падшего ангела, называемого сатаной или Диаволом (ср. Ин. 8:44; Откр. 12:9). Церковь учит, что изначально он был добрым ангелом, сотворённым Богом. Диавола и других бесов Бог, разумеется, сотворил природно хорошими, но они сами сделали себя дурными"" (ККЦ 391).

"Писание говорит, что эти ангелы согрешили (ср. 2 Петр. 2:4). Их "падение" состоит в том, что эти сотворённые духи по свободному выбору категорически и необратимо отвергли Бога и Царствие Его. Мы находим отражение этого мятежа в словах искусителя нашим прародителям: "...и вы будете, как боги" (Быт. 3:5). Диавол "сначала (...) согрешил" (1 Ин. 3:8), он "отец лжи" (Ин. 8:44)" (ККЦ 392)1.

Если не верить, что реально существует этот вид духовных проблем, то автоматически любое явление, которое выходит за рамки "нормальности", приписывается к области психических болезней, и люди, страдающие от этих проблем, не находят понимания в Церкви. Очень часто из-за этого они обращаются к "бабкам", колдунам, экстрасенсам, целителям и тому подобному, и в результате их состояние только еще больше ухудшается.

Конечно, вполне возможно, что эти люди на самом деле страдают психическими заболеваниями и думают, что в них какой-то злой дух. Но даже если это так, речь идёт о людях, которые страдают и нуждаются в нашей помощи, которая может заключаться в том, чтобы дать им понять с терпением и пониманием, что они нуждаются в психологической поддержке. Больные тоже часть нашей паствы и объект нашего пастырского попечения.

Следовательно, если первое условие распознавания (между духовными и психическими проблемами) - верить, что существуют дьявол и злые духи, которые могут повлиять на человека, то второе - это безусловное принятие тех, кто к нам приходит с такими проблемами.

Нужно ещё добавить одно важное замечание: всё это (признание существования дьявола и пастырское принятие людей) делается в рамках веры в превосходство и победу Христа. Исключительно в этой четкой христологической перспективе можно говорить о дьяволе и его влиянии, не впадая в иррациональные страхи, преувеличение власти дьявола и некоторые формы суеверия и магические подходы к этим проблемам.

Но рассуждая о таких духовных проблемах, о чём мы на самом деле говорим? Какие виды влияния дьявола могут быть?

2. Уровни влияния дьявола

Католическая Церковь и особенно те, кто занимается служением экзорцизма, различают четыре уровня влияния дьявола, один обычный, обыденный и три чрезвычайных.

2.1. Обыденный уровень: искушение

Обыденный уровень влияния дьявола - это искушение. В искушении можно всё же найти один естественный аспект, связанный с тем, что свобода человека ограничена, и он сам (с помощью благодати и других людей) должен совершенствоваться. У человека есть разные уровни существования (физический, психологический, душевный, духовный) и, следовательно, есть и разные потребности, нужды и требования, которым соответствуют разные ценности.

"Человек испытывает искушение тогда, когда низшие ценности притягивают его настолько, что от этого страдают высшие.

Итак, удовольствие, выгода, богатство, сила, красота и пр. не несут в себе никакого зла. Они по своей природе ценности положительные, человек может законно к ним стремиться. Но нравственный здравый смысл подсказывает, что нельзя стремиться к ним, например, в ущерб справедливости и достоинству личности (собственной и чужой) или законным правам и ожиданиям других людей.

Поэтому уважение наивысших ценностей и требований является условием поиска низших.

Когда не соблюдается такой порядок, тогда человек начинает воспринимать и выбирать для себя как хорошее (приятное, выгодное и т.д.) то, что на самом деле таковым не является, - наркотики, пьянство, секс без любви, власть без справедливости и т.п.

Чтобы правильно понять роль искушения в совершении зла, необходимо добавить, что оно не принуждает свободу человека до такой степени, чтобы она перестала действовать. Настоящее искушение всегда преодолимо, поэтому зло совершается, если есть согласие со стороны человека"2.

В этом виде искушения мы видим несовершенство человека и его слабость. Но в искушении есть ещё один аспект, который можно связывать прямо с влиянием дьявола3. В слабости можно ещё сохранить ясное осознание добра и зла. Но есть вид искушения более радикального, где присутствует некий обман: это тогда, когда добро называют злом и зло добром4. Дьявол - искуситель и отец лжи - старается соблазнить человека, чтобы отвести его не только от пути истины и добра, но и чтобы он больше не осознал, что такое хорошо и что такое плохо, даже чтобы он думал, что то, что плохое, на самом деле является хорошим, и наоборот.

В рассказе о грехопадении (см. Быт. 3:1-22) очень хорошо виден этот способ поведения искусителя: во-первых, он сеет смущение запутанным, двусмысленным вопросом: Бог только запрещает и запрещает всё ("не ешьте ни от какого дерева в раю", ст. 1), ограничивает произвольно своими заповедями нашу свободу, не даёт нам быть свободными… Во-вторых, он представляет зло как добро: есть от дерева приятно, это даёт знание, власть. Таким образом он размывает границы добра и зла и смещает моральное суждение. В-третьих, он оскорбляет Бога: старается доказать, что Бог не добрый, что он ограничивает нас и, кроме того, нас обманывает ("нет, не умрёте, но знает Бог…"). Наконец, он обещает непосредственное субъективное удовлетворение, и ещё больше - невозможное - личное развитие ("вы будете, как боги, знающие добро и зло"), которое даёт нам всемогущество, так, что будет хорошо то, что нам угодно - свободу безграничную, без всякой ответственности. Такое искушение, которое влечёт за собой отказ от Бога, от доверия к Нему, означает одновременно отказ от самого себя, от своего бытия, от своей истины, от своего истинного добра5, ведь человек желает стать тем, кем он не является и являться не может. В этом как раз отражается сам радикальный грех Сатаны и его демонов: отказ и непринятие ограниченного существования твари, то есть, отказ занять свое место внутри божественного порядка6. Поэтому Сатана борется против Бога, старается доказать (себе и другим), что Бог не добрый, но делает это не прямо против Него (слишком высоко для него), но через того, кто есть Его образ на земле, через человека: показывая, что никто по-настоящему не добр, что всякое добро скрывает какой-то грязный интерес, что, в конце концов, все продаются. Это особенно ясно видно в диалогах между Сатаной и Богом в начале книги Иова (см. Иов. 1:7-11; 2:1-5). Но в этой борьбе заключается трагедия и противоречие радикального греха гордыни: это выбор в пользу того, чтобы не быть сконфигурированным согласно мере сотворённой прочности, зависимой от Бога, то есть это выбор отрицания своего истинного существа, истины и добра, выбор того, чтобы не быть собой. Отсюда - глубочайшее неудовлетворение, в котором живёт дьявол и все, кто решается жить как он7.

Нужно сразу сказать, что не дьявол ответственен за грех: он - искуситель (который "мотивирует" нас через обман), но решение принимает сам человек. Поэтому и считается, что этот вид влияния дьявола, хоть и обыденный, но вместе с тем и самый страшный, потому что, если оно оказывается успешным, то отделяет нас от Бога и его благодати.

2.2. Чрезвычайные уровня влияния дьявола

В католическом богословии и в практике экзорцизма отличают три уровня чрезвычайного влияния дьявола:

Угнетение - это действие злых духов, оказывающих давление на человека извне, и следствием этих действий становится подавленное состояние, усталость, боли и болезни, но без определённых причин. Например, когда человек, страдающий от угнетения, ходит к врачу, тот не находит в нем болезни, объясняющей его/её физическое состояние.

Специалисты говорят, что дьявол угнетает некоторых людей таким физическим образом, когда ему не удается их искусить. Нужно ещё отметить, что довольно часто (хотя и не всегда) угнетение - это результат действия злого духа, вызванного злыми людьми из-за зависти, ненависти, желания отомстить и т.д. Бывали случаи, когда святые страдали от такого дьявольского искушения8.

Некоторые авторы считают, что в случае угнетения достаточно повелеть злым духам выйти во имя Иисуса Христа9. Но другие (и я, в том числе) считают, что тут нужна молитва освобождения.

Наваждение (obsession). "В отличие от того смысла, который современная психология вкладывает в слово "обсессия", Церковь использует это понятие в более древнем значении - "осада" (лат. obsidere - осаждать), т.е. под понятием "наваждение" понимается бесовское нападение, которое, в некотором смысле, является внутренним, но все же уступает одержимости"10.

В случае наваждения дьявол действует на уровне воображения (то есть, на психическом уровне) и старается провоцировать в человеке адские чувства, крайне отрицательные мысли и желания: отчаяние, недоверие, навязчивые мысли о самоубийстве, неоправданные состояния паники, пустоты, одиночества, бессмысленности, непонятную ненависть к любимым людям, к святым предметам и т.д. Наваждение - состояние не постоянное. Для него типично, что есть время покоя и есть моменты сильного нападения11.

"Авторы расходятся во взглядах на то, где пролегает грань между наваждением и одержимостью. "Наваждение представляет собой ряд необычно сильных и устойчивых искушений" (о. А. Танкерей). Во время наваждения дьявол как бы осаждает человека и способен "нападениями извне вызвать серьёзные нарушения и хаос в душе. Наваждение - это не просто сильное искушение. Оно имеет свои собственные кризисные периоды. В эти периоды свобода воли в значительной степени уменьшается, но не упраздняется полностью. Страдающий от наваждения может активно противостоять эмоциональному давлению, которое хочет оказать дьявол" (о. Адольф Родевик). О. Майкл Сканлан ставит наваждение посередине между одержимостью и угнетением (oppression): "При наваждении злые духи осаждают какую-то область личности человека. Они, однако, не овладевают самой личностью человека. С другой стороны, причиняя человеку беспокойство, они действуют не извне, а как бы изнутри""12.

"В целом принято считать, что малый экзорцизм может помочь избавиться от наваждения, но он не является абсолютно необходимым - достаточно для этого обычных средств Церкви. Эти "обычные средства", конечно, обычны лишь в смысле их постоянного использования - слово Божие, таинства, молитва и членство в Церкви - все это так же сверхъестественно, как Воплощение и Воскресение (…) Наваждение обычно требует молитвы освобождения"13.

Одержимость (possession). Человек, одержимый дьяволом, ощущает обычно также все симптомы, свойственные угнетению и наваждению, но кроме того, дьявол присутствует внутри тела человека и может им управлять, иногда даже полностью, хотя проявления одержимости могут быть очень разными. Католическая Церковь в чине экзорцизма говорит об этих признаках следующее:

"Согласно испытанной практике, знаками одержимости демоном являются: говорение многими словами на не известном ранее одержимому языке или понимание им говорящего на этом языке; ясновидение; проявление одержимым сил, превышающих его возраст или состояние. Эти знаки могут послужить неким показанием. Поскольку же подобные знаки не обязательно могут происходить от дьявола, то следует обращать внимание и на другие знаки, особенно относящиеся к нравственному и духовному порядку, которые иным образом выявляют дьявольское вмешательство, как, например, сильное отвращение к Богу, Пресвятому Имени Иисуса, Пресвятой Деве Марии и святым, Церкви, слову Божию, вещам, обрядам, особенно сакраменталиям, и святым иконам. И наконец, в некоторых случаях следует тщательно оценить отношение всех этих признаков к вере и духовной битве в христианской жизни, поскольку лукавый является, в первую очередь, врагом Бога и всего того, что верующие связывают со спасительным действием Божиим"14.

"В сравнении с наваждением, одержимость характеризуется большей степенью демонического влияния, большим масштабом, более внутренним и более принудительным характером. За исключением тех случаев, когда человек сознательно предал себя в руки злых духов ("совершенная одержимость" - perfect possession), бесовская одержимость всегда носит частичный характер, и степень её бывает весьма различной. Часто область одержимости как бы замуровывается, как в случае нарыва, отделяясь от остального бытия человека, так что он может функционировать с некоторой свободой, если не затрагивается поражённая область. Иногда различаются три отдельных области, в которых он живёт, представляющие собой как бы три концентрические окружности. Во внешнем круге человек как бы нормален, в промежуточном круге тот, кто его хорошо знает, может различить некоторые черты, которые кажутся нехарактерными (например, расовые предрассудки); и только тогда, когда затрагивается внутренний круг, можно ожидать припадка одержимости (выплеска демонической энергии)".

"Два элемента составляют одержимость: во-первых, присутствие демона в теле одержимого и, во-вторых, власть, осуществляемая демоном непосредственно над телом и психикой одержимого, а также, опосредованно, над душой" (о. А. Танкерей). Одержимость означает, что "дьявол захватил 'город' и контролирует его внутренние укрепления" (о. Адольф Родевик). "Быть одержимым может означать, что Сатана привёл в полное смятение разум человека (см. Мк. 5:5). В некоторых случаях одержимости, описанных в Новом Завете, удручение (посягательство) дьяволом проявляется в различных недугах человеческого тела, например, когда дьявол приобретает контроль над зрением человека (Мф. 12:22: 'Тогда привели к Нему бесноватого слепого и немого; и исцелил его, так что слепой и немой стал и говорить и видеть'), слухом (Мк. 9:25-26), речью (Мф. 9:32) или над всем организмом (Мк. 5:1-22)" (о. Филипп Веллер)"15.

Нужно сказать, что истинные случаи одержимости бывают крайне редко.

Совершенная одержимость или подчинение. Джереми Дэвис говорит о "совершенной одержимости" в случае, когда сам человек посвятил себя Сатане, например, через сатанинские обряды или другими путями. Но другие специалисты считают, что в этом случае нужно говорить не об "одержимости", но о "подчинении" ("soggezione" или "assoggettamento diabolico")16. В отличие от одержимости, которая может случиться не по вине страдающего, и, если так, может быть, что он уже раскаялся и отдалился (отрекся) от Сатаны и от причин своего состояния, и, следовательно, может жить в благодати Господа, хотя дьявол присутствует в его теле и владеет им частично, но против его воли, в случае подчинения сам человек свободно отдал себя дьяволу, открыл ему свою волю и старается осознано жить и действовать согласно планам и воле злого духа. Поэтому не нужно, чтобы дьявол присутствовал в его теле, раз сам человек подчиняется замыслам Сатаны. То есть в отличие от одержимости, подчинение всегда влечёт за собой собственную ответственность подчинённого. И все же, когда человек, посвятивший себя Сатане, раскаивается и старается отделиться от дьявола и приблизиться ко Христу, обычно тогда имеет место одержимость, ведь дьявол не оставит легко свою добычу и мстит за "предательство".

Инфестация (инвазия или заражение) - это когда присутствие дьявола касается не личности, а животных, мест или предметов. Признаками инфестации могут быть передвигающиеся вещи: иногда ударят как пули, падают без воздействия на них и, возможно, возвращаются на своё место; двери открываются и закрываются сами собой; явления с электричеством; ощущение, что до нас дотрагиваются или шепчут в ухо; запах (вонь) уборной, серы или горения; непонятные звуки и т.д. В римском требнике экзорцизма есть приложение с молитвами, в том числе, для таких случаев17.

2.3. Причины чрезвычайного влияния дьявола

Кроме случая подчинения, где ответственность несет сам подчинённый человек, в других случаях причины могут быть самыми разными.

В общем-то можно считать, что человеческий грех даёт всегда повод для этого влияния. Но чрезвычайный характер этих форм присутствия дьявола говорит о том, что обычно есть ещё другие специфические причины.

Самый обычный и прямой путь, который даёт повод дьяволу, - это контакт активный или пассивный с оккультным: оккультизмом, сатанизмом, спиритизмом, астрологией, магией, целительством, колдовством и т.д. Но есть и другие способы, которые внешне представляются менее вредными или опасными, потому что кажутся истинными путями духовности, но которые влекут за собой большие опасности, поскольку отделяют от истинного Бога, деформируют Его истинный Образ (который Он сам нам открыл в Откровении, окончательно - в Иисусе Христе) и заменяют Его на безличные идеи о Боге, как о положительной энергии, на некий безликий пантеизм и т.д. Мир Новой Эры (New Age), некоторые формы восточной духовности, направления альтернативной медицины (рейки и другие) относятся именно сюда. Иногда эти контакты происходят косвенно, не прямо, например, через некоторые музыкальные рок-группы, которые распространяют сатанинские тексты.

Но нередко человек страдает некоторыми формами чрезвычайного влияния дьявола по инициативе других людей, которые стараются навести порчу, сглаз, проклятия, приворот или другие формы колдовства по самым разным причинам: зависть, ненависть, вампиризм или даже просто для того, чтобы присвоить себе чужую квартиру и т.д.

Состояние человека, обусловленное этими причинами (угнетение, наваждение или одержимость), совместимо с благодатью Божией, если он раскаялся и старается вести жизнь, связанную со Христом через молитву и таинства.

Мы признаем все эти виды чрезвычайного действия дьявола, но знаем, что на практике их распознать совсем не просто. Многие симптомы этих явлений сходны с симптомами физических (в случае угнетения) или психических заболеваний. Как их различать? Кроме того, иногда могут сосуществовать одновременно в одном человеке духовные и физические или психические проблемы.

Прежде, чем говорить о роли врачей и, особенно, психиатров и психологов в распознавании этих недугов, хотел бы представить простую типологию людей, которые приходят обычно к экзорцисту (конечно, в упрощенном виде - уж очень много разных сложных случаев).

3. Типология людей, обращающихся к экзорцисту

Различают четыре группы людей, обращающихся к экзорцисту в поисках помощи, считающих, что в них действует злой дух.

Первая группа - это люди однозначно больные. Я, конечно, не врач и не имею права определять болезни. Но всё же здравый смысл помогает понять, когда у человека в какой-то степени присутствует психическое заболевание. Бывает, что случай ясный просто потому, что сам человек признаёт, что ему поставили диагноз, и он находится в процессе лечения. Хотя это не всегда так однозначно, особенно когда врачи не верят в существование таких духовных проблем, и они всегда будут ставить какой-то общий диагноз, например, нервное расстройство. Но если сам человек признаёт свою болезнь, то всё получается легче. Люди все равно приходят, считая, что молитва может им помочь, и это на самом деле правда, только при условии, что человек принимает болезнь и не убегает от неё. Однако иногда случается и такое. У меня было несколько случаев, когда семья не хотела примириться с тем, что сын или дочь психически больны, и пытались удостовериться, что в них был какой-то злой дух, в надежде, что тогда можно будет решить проблему с помощью молитвы, тогда как в случае тяжёлого психического заболевания эта надежда сильно ослабеет. В этом случае, конечно, очень важно обратиться за помощью к хорошему (верующему) психиатру, который сможет профессионально поставить диагноз. Хотя семья не всегда готова его принять.

Вторая группа - это люди не больные, но со слабой психикой и некоторой нездоровой религиозностью. Это люди, которые видят дьявола везде и приписывают всё, что у них происходит (плохого), его влиянию. Они часто считают, что кто-то, нередко родственники, навели на них порчу или сглаз или ворожбу… с разными целями. О них говорится в Вводных замечаниях Требника экзорцизма Католической Церкви:

"Надо тщательно различать случаи дьявольского нападения от ложного мнения, следуя которому некоторые люди, в том числе и верующие [принадлежащие к Церкви], считают себя объектом ведовства, чар или проклятий, которые наведены [злыми] людьми на них самих, на их родственников или на их имущество. Таковым не следует отказывать в духовной помощи, но прибегать к экзорцизму при этом не нужно; следует же прочесть подобающие молитвы, за них и с ними, чтобы они обрели мир Божий. (…) Эта помощь может быть предоставлена также пресвитером, не являющимся экзорцистом, а также дьяконом, который должен прочесть соответствующие молитвы и прошения" (№ 15).

Хотя я сказал, что эти люди не больные, иногда можно найти у них некую манию преследования, а также магический подход к религии и к священнику-экзорцисту. Доказать им это очень трудно, и тем более отправить их к врачу-психиатру (в частности потому, что не всегда есть возможность обращаться к неиу по таким мелким случаям). Бывает очень трудно их убедить в том, что происходящее с ними находится в пределах нормы.

Но именно тут я нахожу один из критериев для различения между истинными духовными и психическими или просто психологическими проблемами. Человек, по-настоящему страдающий от влияния злого духа, хочет непременно освободиться, тогда как человек, имеющий проблемы, не связанные со злым духом, "желает" на самом деле "иметь что-то в этом роде" и постоянно ищет признаки присутствия злого духа. Часто речь идёт о людях глубоко израненных (в детстве, в течение жизни), которые нуждаются во внимании, заботе, попечении. Ими нужно, конечно, заниматься, но нужно вести с ними пастырскую работу, говоря им истину и направляя их к нормальной и здоровой религиозной практике и жизни, к труду и самостоятельности (нередко это люди, которые ничем не занимаются и постоянно крутятся вокруг церкви). Иногда также желательно, чтобы они получили какую-то психотерапевтическую помощь. Признаю, что убедить этих людей в том, что у них нет истинных духовных проблем, связанных с дьяволом, чрезвычайно трудно. С ними можно совершить молитвы исцеления (духовного и физического) и даже иногда освобождения, но всегда нужно ясно им сказать правду об их состоянии и не позволять, как они часто пытаются делать, чтобы они указывали, какие молитвы должен читать экзорцист.

Относительно часто приходят люди, у которых есть истинные проблемы угнетения и наваждения. Это третья группа. Либо потому, что у них были контакты с некоторыми формами оккультизма (сами занимались, практиковали магию, ходили по "бабкам" или экстрасенсам, были в группах восточных религий, Новой Эры и т.д.), либо потому, что на них наводили порчу, сглаз, приворот… Существуют разные признаки подлинности этих проблем: например, они сами считают невероятным то, что у них происходит (часто начинают, говоря: "Отец, Вы подумаете, что я сумасшедший…"); у них есть ясное желание освободиться от проблемы и как можно быстрее; они готовы и открыты ко всем советам и указаниям священника… С ними нужно также провести пастырскую работу, небольшую катехизацию, если они не практикующие верующие (не воцерковленные), чтобы они встали на путь обращения ко Христу через личную молитву и участие в литургии и в таинствах. Нужно им дать понять, что без этого действия экзорциста бесполезны - это как принимать витамины, не кушая нормально каждый день. Над ними нужно совершать молитвы освобождения и исцеления и очень редко можно провести экзорцизм.

Наконец, четвёртая группа - это случаи истинной одержимости. Как я уже сказал, эти случаи крайне редки. Я в течение больше 10 лет своего служения встретил три-четыре таких случая. Тут есть особенные трудности в уточнении и распознавании, потому что часто симптомы одержимости и психических заболеваний бывают схожими и совпадают. Хотя есть признаки довольно ясные, как те, о которых говорит чин экзорцизма (№ 16, см. выше), всё равно они проявляются не всегда, не сразу, не всегда ясно. Тут нужно иметь в виду, что обман может происходить как со стороны дьявола, так и со стороны страдающего:

"Экзорцист в случае какого-либо так называемого демонического вмешательства должен прежде всего проявить необходимую и величайшую предусмотрительность и благоразумие. Во-первых, он не должен легко принимать на веру, что всякий, страдающий от какого-либо заболевания, особенно из разряда психических, одержим демоном (ККЦ 1673). Тем более он не должен верить, что имеет место случай одержимости, когда кто-то сам утверждает, что он особым образом искушаем дьяволом, переживает богооставленность, а потому является мучимым [дьяволом]; ибо всякий человек легко может быть введен в заблуждение собственным воображением. Он должен также внимательно следить, чтобы не быть обманутым теми ухищрениями и трюками, которые использует демон для обмана человека, в частности, для убеждения одержимого, чтобы тот не подвергал себя экзорцизму, на том основании, что его болезнь якобы является природной или поддающейся обычному лечению. Священник должен старательно и точно исследовать, действительно ли мучим демоном человек, о котором такое утверждают"18.

Здесь мы ясно видим, что распознание истинного присутствия злого духа - это непростая задача, что можно довольно легко ошибиться, и что важный элемент такого распознавания - это исключение присутствия психических заболеваний, что требует сотрудничества с психиатрами, психотерапевтами и часто - со врачами другого профиля.

4. Роль врачей и психиатров в служении экзорцизма

В Требнике экзорцизма Католической Церкви, в Вводных замечаниях, п. № 17 говорится:

"О необходимости применить ритуал экзорцизма экзорцист должен благоразумно решить после тщательного исследования, во всех случаях сохраняя тайну исповеди, консультируясь, насколько это возможно, со специалистами в предметах духовных, и, насколько это необходимо, также с учёными медиками и психиатрами, которые разбираются в духовных проблемах".

Такая необходимость связана с требованием, содержащимся в предыдущем пункте - о моральной уверенности, что лицо, прибегающее к экзорцизму, действительно одержимо демоном19. Но имея в виду, что священник-экзорцист обычно не психиатр и не способен поставить гарантированно диагноз, исключающий присутствие психических расстройств (и также физических - в случае угнетения), для того, чтобы достичь такой моральной уверенности, нужно обратиться к тому, кто может сказать компетентно, болен человек или нет.

Для того, чтобы этот предварительный шаг был успешным, нужно соблюдать некоторые условия. Первое из них, чтобы психиатр и психотерапевт были верующими20. Это важно, ведь неверующий специалист будет толковать всегда симптомы одержимости и наваждения как признаки психической болезни, раз он не признает других возможностей. Обычно, когда он не может понять, что именно происходит с человеком, но и не может признать неестественные причины, он ставит общий и неопределённый диагноз, типа "пациент с бредом", "диссоциативная картина", "психоз", "нервное расстройство" и тому подобное.

Но недостаточно, чтобы психиатр был верующим, скажем, "вообще". Нужно, чтобы он верил также, что есть дьявол, демоны, и что они могу повлиять на человека чрезвычайным образом21. Мы знаем, что часто верующие и практикующие христиане (даже священники) как раз не верят в существование ангелов и демонов. Для них дьявол, Сатана и т.д. - это лишь символические фигуры ("персонификации") зла, не имеющие объективного содержания. В этом именно они "неверующие" и также склонны сводить все эти проблемы к чисто психологическому уровню.

Можно сказать, что эти два первых условия являются необходимыми. Есть ещё третье условие, не обязательное, но (очень) желательное: чтобы такие профессионалы были постоянными сотрудниками экзорциста, членами его команды. Если они могут участвовать систематически в процессе распознавания и в обряде экзорцизма (или в молитвах освобождения), они могут на опыте убедиться в истинности таких явлений, что им существенно поможет расширить свои взгляды и со временем легче отличать болезни от чрезвычайного влияния дьявола. Всё это включает интенсивную духовную жизнь, осознание смысла своей миссии как христианина и как врача, участие в таинствах Церкви и, по возможности, в молитвенных группах, связанных со служением экзорцизма.

Обо всём этом говорится в приведенной выше выдержке из Требника: "Психиатры, которые разбираются в духовных проблемах".

К сожалению, очень трудно найти таких психиатров: вообще верующих и верующих в возможность действия дьявола. Поэтому это сотрудничество является чрезвычайно трудным. Но всё равно, такие психиатры и психотерапевты существуют. Некоторые из них, именно столкнувшись с этими проблемами, испытывали истинное обращение. В разных странах (лично я знаю случаи в Италии, Аргентине и Мексике) есть психиатры и психотерапевты, интегрированные в команды экзорцистов, которые работают в группе приёма людей, то есть первые контактируют со страдающими. Некоторые из них входят в Международную Ассоциацию Экзорцистов22 как медицинские советники и стараются распространять их служение, расширять ментальность других психиатров, организовывать просветительские курсы и информировать об этих проблемах, часто сталкиваясь с сильным непониманием со стороны своих коллег.

В чем состоит их роль? По словам одного из них23, их задача заключается в том, чтобы предоставлять психиатрические или психологические аргументы, которые бы не позволили легко приписать психическим проблемам те признаки и симптомы, которые произведены демоническими действиями. Вопреки общему мнению, специалисты в области психологического здоровья говорят, что эти люди (одержимые, находящиеся под некоторым влиянием дьявола) не сумасшедшие, не больные.

Задача психиатра исключительно вспомогательная и не состоит в том, чтобы определить присутствие дьявола у страдающего человека, ведь это, во-первых, вне компетенции психиатра, и, во-вторых, это определяет только сам экзорцист. Психиатр должен просто ответить на вопросы такого рода: "Может ли иметь психическую причину то, что рассказывает этот человек, или то, что я сам могу наблюдать? А если это так, к какой клинической (психиатрической) картине относится?" Эта задача, следовательно, имеет "отрицательный" смысл: не открыть реальное присутствие дьявола, но лишь исключить (или подтвердить) наличие психических заболеваний.

Для этого психиатр сообщает (желательно, в письменном виде), во-первых, о наличии или отсутствии проблем с психическим здоровьем у страдающего, и, если они имеются, ставит диагноз; и, во-вторых, есть ли естественнонаучное объяснение тому, что он наблюдает или о чем ему рассказывает пациент. Психолог, в свою очередь, информирует, во-первых, о характеристиках личности человека и диагнозе; во-вторых, есть ли естественное объяснение тому, что он наблюдает или о чем рассказывает пациент.

Это задача "отрицательная", профилактическая, но чрезвычайно полезная для экзорциста, когда он может услышать от профессионалов в области психического здоровья, что то, что случилось со страдающим, имеет ясные естественные (патологические) причины или наоборот, то, что происходит с данным человеком, не объясняется психическим заболеванием.

Очень важно иметь эти отчёты в письменном виде, чтобы избегать того, что называется "эрозия памяти", то есть когда по прошествии времени забудутся изначальные доводы, которые привели экзорциста к заключению о присутствии чрезвычайного влияния дьявола, особенно когда есть однозначное улучшение состояния человека, и могут возникнуть сомнения об истинном духовном характере проблем.

5. Различение психических болезней и экстраординарного влияния дьявола - некоторые признаки24

Хотя картина психических заболеваний, которые можно спутать с различными уровнями чрезвычайного влияния дьявола, очень широка25, и поэтому всегда необходим диагноз специалистов в области психического здоровья, можно определить некоторые характерные черты этих заболеваний, которые позволяют их выявлять и отличать от явлений экстраординарного действия дьявола.

В случае психических заболеваний отмечается, что патологическое состояние больного практически постоянно, хотя бывают и моменты кризиса, в которые болезнь становится более острой; в случае чрезвычайных действий дьявола вне моментов кризиса человек действует вполне нормально и может вести обычную жизнь.

При психических заболеваниях часто происходит прогрессивная социальная изоляция человека, постепенное ухудшение отношений с окружающими, в то время как в случае экстраординарного действия дьявола отношения с окружающими совершенно нормальны вне моментов кризиса.

Психические заболевания, как правило, имеют корни в подростковом возрасте и в молодости, а после кризиса наступает так называемое "остаточное ухудшение". В случаях экстраординарного действия дьявола обычно есть точная дата начала (например, когда происходит контакт с оккультизмом), и нет остаточного ухудшения.

Психические болезни или симптомы ослабевают при приеме лекарств, в то время как от экзорцизма никаких изменений не наступает (может быть, даже ухудшение). В случаях чрезвычайного действия дьявола, наоборот, нет улучшения (может быть ухудшение) при приеме лекарств, в то время как наступает улучшение после экзорцизма (или молитвы освобождения).

Использованная литература:

Вегас Х. М., Основы христианской этики. Санкт-Петербург: Studia Petropolitana, 2014.

Amorth G. Esorcisti e Psichiatri. Bologna: Edizioni Dehoniane. 2007.

Babolin S. L'esorcismo. Ministero della consolazione. Padova: Edizioni Messaggero. 2014.

Burgo P. La soggezione diabolica. // Atti Convegno Internazionale AIE. 7-12 settembre 2015, Roma.

Cascioli V. Esorcistica e psichiatria a confronto. Modalit? di dialogo. Problemi interpretative e diagnosi differenziale. // Atti Convegno Internazionale AIE. 20-25 ottobre 2014, Roma.

Davies J. Exorcism. Understanding exorcism in scripture and practice. London: Catholic Truth Society. 2008.

Ezcurra H. La tarea de un psiquiatra en el equipo de auxiliares de un exorcista, рукопись доклада, прочитанного в Convegno Internazionale AIE. 24-29 settembre 2018, Roma.

Lavatori R. Satana e il mistero del male nel mondo // Atti Convegno Internazionale AIE. 20-25 ottobre 2014, Roma.


1Ещё Катехизис Католической Церкви (ККЦ 2851) утверждает, что лукавый - зло - не является абстракцией, но означает личность - сатану, ангела, который восстаёт против Бога.

2Вегас Х.М. Основы христианской этики. Санкт-Петербург: Studia Petropolitana, 2014. С. 169.

3Говорим прямо, в том смысле, что косвенно можно всегда найти присутствие дьявола, который использует слабость человека, чтобы соблазнять его.

4"Горе тем, которые зло называют добром, и добро - злом" (Ис. 5:20).

5См. Lavatori R. Satana e il mistero del male nel mondo // Atti Convegno Internazionale AIE. 20-25 ottobre 2014, Roma, pp. 96-97.

6Ibid, p. 98.

7Ibid, p. 99.

8Babolin S. L'esorcismo. Ministero della consolazione. Padova: Edizioni Messaggero. 2014, p. 175.

9Davies J. Exorcism. Understanding exorcism in scripture and practice. London: Catholic Truth Society. 2008, p. 27.

10Ibid, pp. 25-26.

11Babolin S. Ibid, p. 175-176.

12Davies J. Ibid, p. 26

13Ibid.

14Требник экзорцизма Католической Церкви. Вводные замечания № 16.

15Davies J. Ibid, p. 27-28. См. Babolin S. Ibid, p. 176.

16См. Burgo P. La soggezione diabolica // Atti Convegno Internazionale AIE. 7-12 settembre 2015, Roma, pp. 175-188. См. Babolin S. Ibid, p. 177.

17Babolin S. Ibid, p. 174-175.

18Там же, № 14.

19Там же говорится - и это важно, - что кроме этой моральной уверенности необходимо и согласие одержимого человека. Это означает, что без такого согласия нельзя практиковать экзорцизм (например, на расстоянии и без ведома человека, страдающего от влияния дьявола). Это важно потому, что часто родственники просят о совершении экзорцизма без участия страдающего. Кроме того, такой экзорцизм бесполезен, ведь невозможно лечить того, кто от лечения отказывается.

20В случае врача, это не так важно, ведь речь идёт о физических симптомах, о которых он может судить независимо от того, верующий ли он или нет.

21См. Cascioli V. Esorcistica e psichiatria a confronto. Modalit? di dialogo. Problemi interpretative e diagnosi differenziale // Atti Convegno Internazionale AIE. 20-25 ottobre 2014, Roma, p. 108.

22Одной из целей этой Ассоциации является именно "способствовать сотрудничеству между людьми, экспертами в медицине и психиатрии, и тоже компетентными в духовных проблемах" (Устав ст. 3.6).

23См. Ezcurra H. La tarea de un psiquiatra en el equipo de auxiliares de un exorcista, рукопись доклада, прочитанного в Convegno Internazionale AIE. 24-29 settembre 2018, Roma.

24См. Ezcurra H. La tarea de un psiquiatra en el equipo de auxiliares de un exorcista, рукопись доклада, прочитанного в Convegno Internazionale AIE. 24-29 settembre 2018, Roma.

25Некоторые примеры: шизофрения, бредовые расстройства, общее психотическое расстройство, изменённые состояния сознания из-за употребления наркотиков, истерическое расстройство личности, расстройство конверсии, диссоциативное расстройство идентичности, депрессия, маниакальный синдром, обсессивно-компульсивное расстройство и т. д.

TopК началу страницы
Главная
страница
Информационные
материалы
Ноу-хау Информационный
бюллетень
Миссия АСТ Объявления

Copyright (c) Круглый стол по религиозному образованию и диаконии, 1996-2019. Все права защищены.