Главная страницаИнформационные материалыНоу-хауИнформационный бюллетеньМиссия ACTОбъявления

Информационный бюллетень, июль 2019

Конференция по работе с наркозависимыми

Ниже публикуются доклады участников
конференции "Богословское осмысление проблем зависимости: православный и католический взгляд",
1-2.10.2018 г., С.-Петербург (продолжение)

Зависимость как отчужденность

Рыдалевская Е.Е.

Человек имеет различные потребности, и одна из них - это потребность в любви.

Если рассмотреть, как реализуется любовь в отношениях между людьми, можно привести следующие цитаты:

Э. Фромм: "Любовь - это активная заинтересованность в жизни и развитии объекта любви" [1].

"Любить - значит слушать другого, ставить себя на его место, понимать его, интересоваться им. Любить - значит отвечать на его зов и на его самые глубокие потребности. Это значит сопереживать ему, страдать вместе с ним, плакать, когда плачет он, радоваться, когда радуется он. Любить - значит также быть счастливыми, когда он рядом, грустными, когда его нет; это значит взаимопроникать друг в друга, обретая прибежище друг в друге. "Любовь представляет собой силу объединяющую", - говорит Дионисий Ареопагит"" [2].

Для человека, попавшего в плен химической зависимости, подобные отношения становятся невозможными. Рассмотрим почему.

Во-первых, зависимый более не хозяин самому себе. В словаре, составленном Владимиром Ивановичем Далем, читаем: "ЗАВИСЕТЬ от чего, от кого, быть под властью, под полным влияньем, быть в чьей воле". У такого человека нет свободы, без наличия которой не может быть любви.

Во-вторых, такие люди, по словам св. ап. Павла (Еф.4:18-19): "…помрачены в разуме, отчуждены от жизни Божией, по причине их невежества и ожесточения сердца их. Они, дойдя до бесчувствия, предались распутству так, что делают всякую нечистоту с ненасытимостью". А это значит, отчуждены от Любви, ибо: "… Бог есть Любовь".

В перечне признаков аддикции, как в ХХ веке ее описал проф. Менделевич В.Д., указаны, в том числе, следующие:

  • нарушение способности контролировать поступки;
  • прогрессирующее забвение альтернативных интересов.

Таким образом, человек, утрачивая свободу в результате злоупотребления психоактивными веществами (ПАВ), вместе с утратой возможности контролировать свои поступки утрачивает интерес к чему или кому-либо, кроме вещества. Поэтому если любовь - сила объединяющая, то ее утрата приводит к потере связи с другими людьми, восприимчивости к их чувствам, страданиям, слезам, горю. В конечном итоге можно говорить об отчуждении от самого себя, от своей души во всех ее частях - разумной, чувствительной и вожделевательной. В случае развития зависимости до стадии болезни (а сегодняшнее врачебное понимание обосновывает, что не любое злоупотребление ПАВ есть болезнь) айсберг трехсоставной человеческой души переворачивается, и вверху оказывается вожделевательная часть души человека, ее потребность в ПАВ становится фактором, определяющим поведение человека; душа, страдая от чувства стыда и вины, подчиняется все же вместе с разумом своей страсти в обслуживании этой потребности. Зависимый может совершать безумные и бессовестные поступки, поскольку для него существует только одна приемлемая логика - логика потребления ПАВ прежде всякого другого действия. Силы души, как пишет св. Феофан Затворник, в греховном человеке "потеряли взаимную помощь, они приняли некоторое враждебное друг против друга направление, одна отрицает другую, как бы поглощает ее и снедает".

Помимо того, что извращается иерархия и соподчиненность сил души, патологически меняется ее разумная сила.

Разумная сила души называется у святых отцов "естественным" разумом, а после грехопадения - "плотским" разумом. Он служит целям приспособления к окружающему миру. Он анализирует, рассуждает, мыслит, вступает в диалог, создает понятия и представления, но его суждения в основном ограничены чувственным миром.

Поскольку чувственный мир зависимого тесно связан с жаждой переживания "химической радости" или снятием тягостных переживаний и дискомфорта, вызванных синдромом отмены, то и разум в такой ситуации будет обслуживать эти потребности, прибегая к самым изощренным формам лжи и манипуляции до полной потери здравого смысла. В Священном Писании мы находим подтверждение тому, что здравый рассудок можно потерять: "Ибо они народ, потерявший рассудок, и нет в них смысла" (Втор. 32:28). Человек может настолько извратить свой рассудок, что может именоваться безрассудным (Лев. 5:4; 1 Пар. 21:8; Пс. 106:17; Мф. 7:26 и др.) или сделать свой рассудок лукавым: "Виноградари, увидев его, рассуждали между собою, говоря: "это наследник; пойдем, убьем его, и наследство его будет наше"" (Лк. 20:14).

Согласно учению святого Дионисия Ареопагита о сверхчувственном мире, рассудок догадывается или получает ведение от ума: "Разум делает заключения об умосозерцаемых вещах, но не сам по себе, а связавшись с умом (νους)".

В случае зависимости есть предположение, что человек оказывается пленником духа злобы поднебесной, и потому рассудок помрачается демоническим образом, максимально отдаляя его от понимания воли Божией. Священник Сергий Гончаров так размышляет об этом: "Не только страсть к наркотикам, но и любая другая противоестественная страсть есть в мистическом смысле духовный блуд с падшими духами… Лишь некоторая интуиция подсказывает, что наркомания - это особый вид блуда, особый вид контакта с бесами…". Избавиться же от ошибочности в рассуждениях человек может лишь тогда, когда имеет внутреннее единение с неповрежденным источником Истины - Христом.

В связи с отчужденностью от самого себя человеку, который живет в употреблении ПАВ самым бесчестным путем - грабежом, убийством, насилием, - переживания человека, имеющего контакт с самим собой, испытывающего муки совести, становятся малодоступны. Он теряет возможность "зрети свои прегрешения" (молитва св. Ефрема Сирина) в той мере, которая доступна человеку, не зависимому от ПАВ. Это происходит в связи с наступившим "ожесточением сердца", которое некоторые психологи называют психологической защитой. Зависимость еще называют болезнью "замороженных чувств", поскольку человек не может жить, испытывая запредельную боль. Он должен найти способ спрятаться от нее: "[Адам,] где ты?...Я наг и скрылся" (Быт. 3:9-10). Соответственно, придя в "бесчувствие", человек утрачивает адекватный контакт и с самим собой, и с окружающим миром. Ибо только с помощью чувств мы можем вступать с окружающими в отношения любви, когда привязанность рождается именно из совместного разделения переживания, а не из простого пространственного соседства или совместных действий. В случае зависимости сердце совершает шаг от любви к максимальному, запредельному патологическому эгоизму, переживаемому как предельное одиночество, когда оно слышит только свою потребность. А потребность эта заключается в увеличивающейся дозе вещества в связи с тем, что меняется еще и биохимизм тела, меняется толерантность (переносимость вещества), формируется феномен тяги. Отсюда и упомянутая апостолом "ненасытимость".

Сама перевернутость иерархичной пирамиды человеческой души, где и ум и душа подчинены вожделевательной природе и повредились в этом положении, что в емком и метком русском языке именуется "рас-с-троенн-остью", приводит к тому, что главная цель человеческой жизни - достижение единства всех сил души, которые организованы вокруг личности, как образа Божия, - становится недостижима. Только на этом пути собирания к подлинному "Я" человек может ощущать внутреннее единство, гармонию и цельность. "Ибо вот, Царствие Божие внутрь вас есть" (Лк. 17:21).

Здесь важно упомянуть о том, что святые отцы различали у человека природу и личность (ипостась). "… Как и в догмате Троичности, суть заключается в различении природы и ипостаси. Но в Троице - одна природа в трех Ипостасях, во Христе - две различные природы в одной Ипостаси. Ипостась заключает в себе и ту, и другую природу: Она остается одной, становясь другой: "Cлово стало плотью"…" [3].

По мнению В. Лосского, "личность, не должна определяться своей природой, но сама может определять природу, уподобляя ее своему Божественному Первообразу" [3].

В случае развития зависимости как болезни происходит обратный процесс. Зависимые теряют свою личностную идентичность и становятся похожими друг на друга. Особенно это сходство заметно в зависимости от специфики вещества, которое становится предметом выбора. Опийные наркоманы отличаются от злоупотребляющих психостимуляторами, алкоголики от "солевых". Портрет человека тускнеет и теряется под специфической маской болезни. Из чего можно сделать вывод, что зависимый, теряя собственную личность, в своих поступках максимально определен природой, поврежденной заболеванием. А поскольку природа (в том числе биохимические изменения в организме, поведенческие стереотипы, психологические проблемы, неврологические повреждения) у зависимых от схожего вида вещества повреждается сходным образом, то они становятся похожими друг на друга сообразно с теми изменениями, которые происходят в их поврежденной болезнью природе, то есть в психологических изменениях, социальных проблемах и прочих расстройствах, сопутствующих заболеванию. Врачи так и говорят: "HABITUS" или внешний вид человека, который помимо телосложения складывается из осанки, цвета кожи, особенности в выражении лица, взгляда, характеризующих душевное состояние обследуемого, по которым можно судить о состоянии здоровья человека, имеющемся у него заболевании.

Однако было бы ошибкой утверждать, что личности уже как бы и не существует. "Как существо личностное, человек может принять или отвергнуть волю Божию. Он остается личностью даже тогда, когда далеко уходит от Бога, когда становится по своей природе Ему неподобным. Это означает, что образ Божий неразрушим в человеке. Однако поскольку личность неотделима от существующей в ней природы, постольку всякое природное несовершенство, всякое ее "неподобие" ограничивает личность, затемняет образ Божий... Познавая и желая по своей несовершенной природе, личность практически слепа и бессильна; она больше не умеет выбирать и слишком часто уступает побуждениям природы, ставшей рабом греха" [4].

Итак, зависимость от ПАВ приводит человека к отчуждению от своей личной идентичности, к одиночеству в связи с утратой возможности любить кого-либо и находиться в эмоциональной привязанности к кому-либо. Но важно понимать, что это обратимый процесс. Есть способы помочь такому человеку, есть последовательность действий, при которой возможно прояснение образа Божия в нем, возможно шаг за шагом вернуть человеку его утраченное достоинство.

Создание терапевтической среды (ТС) в реабилитационном центре для зависимых и будет правильным ответом на преодоление этой отчужденности. Созидание ТС идет через уважительное отношение к человеку, обратившемуся за помощью, формирование внимания к нему и его переживаниям, мало-помалу становящееся вовлечённостью в его судьбу; оказание ему поэтапной помощи в возвращении к себе, Богу и людям, возрастании в любви и преодолении отчуждённости от самого себя и от других людей.

Литература

  1. Эрих Фромм. Искусство любить. - М.: Издательство АСТ, 2019.
  2. Жан Ванье. Община - место прощения и праздника. - М.: Цэрис, 2000.
  3. В. Лосский. Очерк мистического богословия Восточной Церкви. Догматическое богословие. - M., 1991.
  4. Св. Феофан Затворник. Начертание христианского нравоучения. - М., 1885.

TopК началу страницы
Главная
страница
Информационные
материалы
Ноу-хау Информационный
бюллетень
Миссия АСТ Объявления

Copyright (c) Круглый стол по религиозному образованию и диаконии, 1996-2019. Все права защищены.