Главная страницаИнформационные материалыНоу-хауИнформационный бюллетеньМиссия ACTОбъявления

Информационный бюллетень, март 2019

Конференция по работе с наркозависимыми

Ниже публикуются доклады участников
конференции "Богословское осмысление проблем зависимости: православный и католический взгляд",
1-2.10.2018 г., С.-Петербург (продолжение)

Богословские аспекты зависимости от психоактивных веществ

Прот. Максим Плетнев

Богословские рассуждения о явлении зависимости от психоактивных веществ (ПАВ), как мне видится, допустимо вести в трех направлениях:

Первое - зависимость от ПАВ как страсть (Христианская антропология).

Второе - зависимость от ПАВ как религиозное явление (Сравнительное богословие).

Третье - духовное окормление страждущих от наркомании и винопития (Пастырское богословие).

Зависимость от ПАВ как страсть

Рассуждая о зависимости от ПАВ как о страсти, необходимо начать с краткого рассмотрения христианского учения о зле, грехе и страсти.

Бог, сотворив мир, даёт характеристику творению: "хорошо весьма" (Быт. 1:31). Весь тварный мир сотворен совершенным. Творение онтологически не имеет в себе ничего злого. Зло изначально не создавалось. Зло не имеет сущности. Св. Афанасий Великий в "Слове на язычников" учит: "Зло не от Бога и не в Боге, его не было в начале и нет у него какой-либо сущности" [1].

Зло коренится не в сущностях, но в личностях. "Зло - это не некая богоданная сущность или свойство сущности, а своевольное отвращение от естественного к противоестественному, что, в действительности, и есть грех. Грех - это изобретение свободной воли диавола" [2], - говорит преп. Иоанн Дамаскин.

Зло - это состояние личности. Свт. Григорий Богослов замечает: "Божество по естеству благое, нимало не виновно во зле, и злые дела принадлежат произвольно избирающему злое…" [3].

"Каждый искушается, увлекаясь и обольщаясь собственной похотью" (Иак. 1:14), - говорит ап. Иаков.

Последствия зла: грех, тление, болезни, страдания, разрушения и смерть. Творящий зло становится богоборцем.

"Зло и грех неразрывно соединены… Когда личность решается совершить поступок вопреки воле Божией (тем самым порождая в себе зло), то производит соответствующее действие - грех и навлекает на себя всю полноту последствий… грех - это богоотступническое деяние, или актуализация зла" [4].

Для наших рассуждений важно осознавать, что греховное действие неразрывно связано с сатаной и демоническим миром. "Совершение греха отчуждает от Господа и сродняет с диаволом" [5], - учит свт. Василий Великий. Человеческое существо изначально ограничено из-за своего тварного происхождения. Человек ограничен в удовлетворении своих естественных потребностей, которые, возрастая, превращаются в источник страданий.

Святоотеческая традиция разделяет естественные и противоестественные страсти. Естественные страсти (это, прежде всего, потребности человека: в пище, воздухе, отдыхе, сне, жилище, одежде и т. д.) не находятся в нашей власти, и их удовлетворение не несет в себе чего-либо греховного.

Противоестественные страсти - это греховные состояния, которые возникают в результате извращения естественных страстей. Обычно в религиозной литературе под термином "страсть" имеются в виду именно противоестественные страсти.

Страсти (противоестественные страсти), как и зло, не сотворены Богом. У каждой страсти одно или несколько естественных оснований, извращением которых она и является. Страсти паразитируют на человеческой природе, уродуя ее и разрушая.

Человек изначально создан Богом для блаженства. Желание счастья в человеке настолько естественно, что часто люди его не осознают.

Свт. Феофан Затворник, толкуя 118-й псалом, учит: "Быть блаженным есть столь великое благо, что его желают и добрые, и недобрые; и то не дивно, что добрые ради его добры; но то достойно всякого удивления, что и недобрые недобры из желания быть блаженными. И преданный чувственным удовольствиям, и ищущий богатства и почестей, и опутавшийся всякими пороками - все ищут блаженства" [6].

Истинное счастье - бытие с Богом, вечное блаженство. Не живя Богом, не имея твердого основания в вере, человек, пытаясь обрести счастье, обретает суррогаты счастья, подмены. Вместо истинного блаженства, которого возможно достичь трудом и благодатью Божией, человек получает антиблаженство - греховное удовольствие.

Для наглядности различий блаженства и греховного наслаждения обратимся к сравнительным характеристикам, приведенным в "Основах православной антропологии" протоиерея Вадима Леонова [4].

Блаженство в Боге:

  • вечно и даруется один раз и навсегда;
  • возрастает по мере совершенствования человека;
  • усиливает любовь к Богу и дарует жизнь вечную.

Греховное наслаждение:

  • кратковременно, поэтому грехи приходится повторять много раз;
  • уменьшается при каждом повторении греха, из-за чего приходится не просто повторять, но постоянно увеличивать меру греховности, чтобы вновь пережить желаемое наслаждение;
  • порождает страдание, приближает смерть и ад.

Все вышеизложенные рассуждения в полноте применимы к страстям наркомании и винопития.

На чем же паразитируют именно эти страсти? Нам видится, что страсти наркомании и винопития паразитируют на онтологическом стремлении человека обрести блаженство. А испытываемое наслаждение в результате употребления ПАВ суть антиблаженство, возбуждаемое антиблагодатью, приводящее человека не только к смерти, но и к бесообщению.

В свете данных рассуждений, основная задача в оказании помощи зависимым - это привести человека к истинному пониманию блаженства.

Зависимость от ПАВ как религиозное явление

Зададимcя вопросом: "Оправданы ли рассуждения о зависимости от ПАВ как о религиозном явлении"?

Подобные рассуждения оправданны в отношении любой страсти, и особенно в отношении страстей наркомании и винопития.

В подтверждение данного высказывание приведем слова современного богослова Рафаила (Карелина): "Грех человека относится не столько к антропологии, сколько к демонологии… Мистика греха заключается в его богоборчестве… Объяснение греха мы можем найти только в том, что грех - это не изолированное действие человека, а условие демонообщения" [7].

Обращают на себя внимание особые разрушительные последствия зависимости от ПАВ, также нельзя не заметить неосознанное, иррациональное, а иногда и осознанное стремление зависимого к саморазрушению.

Прот. Сергей Булгаков, русский философ и богослов, в статье "На пиру богов. Pro и contra. Современные диалоги" говорит о русской революции, как о "небывалом" "черном чуде" [8]. Мне видится и зависимость от ПАВ "черным чудом".

Часто высказывается мысль, что основанием зависимости от ПАВ является бездуховность. Несмотря на кажущуюся очевидность данной мысли, выскажем антитезис: основанием зависимости от ПАВ является не бездуховность, а ложная духовность.

В 2002 году на одной из конференций прозвучал доклад протодиакона Игоря Ивонина, магистра богословских наук "Богословское осмысление проблемы наркомании в свете православного вероучения".

Приведу основной вывод его доклада: "Совершенно очевидно, что наркомания - это религиозный феномен, представляющий одну из форм идололатрии (т.е. - идолопоклонства), в котором главная цель религиозного поиска - Истина - бессознательно подменяется поиском удовольствия и наслаждения" [9].

Представляется обоснованным утверждение, что страсти наркомании и винопития являются особым видом идолослужения.

Если обратиться к истории употребления ПАВ, то мы увидим, что человечество на протяжении всей своей истории употребляло ПАВ, в том числе и в сакральных, религиозных целях. Это магическое употребление ПАВ не прекратилось и до сих пор, оно осуществляется и в настоящее время в некоторых сектах, в неоязыческих культах, современными магами и колдунами.

Это постоянство в сакральном употреблении ПАВ не случайно. Оно происходит вследствие способности данных веществ приводить употребляющего их к бесообщению.

Попробуем осмыслить эту способность.

После грехопадения человек наследовал смерть, "…ибо в день, который ты вкусишь от него (древа познания добра и зла), смертию умрешь" (Быт. 2:17). Грехопадение изменило и душу, и тело человека, всю его природу. В собственном смысле грехопадение стало вместе и смертию. Мы рождаемся уже убитыми первородным грехом, мы не чувствуем, что мы убиты, так же как мертвые не чувствуют, что мертвы.

"В этом состоянии мертвости, по причине крайней дебелости и грубости, телесныя чувства неспособны к общению с духами, не видят их, не слышат их, не ощущают… Святые духи уклонились от общения с человеками, как с недостойными такого общения; духи падшие, увлекшие нас в свое падение, смесились с нами… чувственно являющиеся духи человекам, пребывающим в греховности и падении, суть демоны, а никак не святые Ангелы" [10] - пишет свт. Игнатий Брянчанинов.

Преп. Исаак Сирин наставляет: "Душа оскверненная не входит в чистое царство и не сочетавается с духами святых" [11].

В Священном Писании в книге Бытия описывается, как Бог после грехопадения первых людей, еще до изгнания их из рая "сотвори им ризы кожаны и облече их" (Быт. 3:21). "Ризы кожаныя", по объяснению святых Отцов (Св. Иоанн Дамаскин. Точное изложение Православной веры, книга 3, глава 1), означают нашу грубую плоть, которая при падении изменилась: утратила свою тонкость и духовность, получила настоящую свою дебелость… чрез допущение дебелости нашему телу, мы сделались неспособными к чувственному видению духов, в область которых мы ниспали" [10].

"Дебелость" не является чем-то конечным - человек способен преображаться, и в этом и есть смысл религиозного бытия. Человек может обретать способность видения духов. Есть чувственное видение, а есть духовное. Человек, духовно соединяясь с Богом и в благочестии очищая свое сердце, приобретает возможность духовного видения духов. И тогда уже чувственное видение духов происходит с рассуждением. Но есть и другой путь, ведущий к видению духов.

Снова приведу слова свт. Игнатия Брянчанинова: "Духовного видения духов достигают одни истинные христиане, а к чувственному наиболее способны люди самой порочной жизни. Кто видит духов и находится в чувственном общении с ними? Волхвы, отрекшиеся от Бога, … люди, предавшиеся страстям и, для удовлетворения их, прибегшие к волхвам, при посредстве их вступившие в явное общение с падшими духами, … люди, истощенныя пьянством и развратной жизнью…" [10].

Другой путь, ведущий к видению духов - истощение во грехе

То, что происходит с зависимыми от ПАВ, нельзя объяснить просто болезнью. Любая другая болезнь не изменяет таким кардинальным образом природу человека.

Человек по своей природе религиозен, т.е. в нас заложено Господом онтологическое свойство веровать, почитать Бога. И снова обратимся к наследию свт. Игнатия Брянчанинова: "Сатана не удовлетворился тем, что он покорил человека с землею под власть свою, что держал его в плену, возбуждая в нем различные страсти и ими оковывая его... Мысль, обуявшая ангела на небе, не оставляла его и в поднебесной… мысль соделаться равным Богу. Он привел ее в исполнение введением на земле идолопоклонства… Человеки, потонув в земных попечениях и наслаждениях, соделавшись исключительно плотию, потеряли самое понятие об истинном Боге. Но чувство богопочитания есть чувство неотъемлемое от сердца человеческого, как врожденное и естественное ему: оно не уничтожено падением - лишено правильности. Водимые этим бессознательным чувством, человеки воздали божеское поклонение изобретателю и родителю греха - падшему ангелу и сонмищу его демонов. Человек обоготворил убивший его грех во всех его видах, обоготворил представителей греха - демонов" [12].

Понимание онтологической религиозности человека по отношению к бытию необходимо для истинного осмысления феномена зависимости от ПАВ.

Наша эпоха - это эпоха появления псевдорелигиозных культов. Например, корпоративные культы, культы, основанные на психологических практиках, или политические культы, основанные на идеологии.

Идеологию коммунизма и его воплощение в недавнем прошлом нашего государства возможно осмыслить как религиозное явление. Своеобразная тоталитарная секта, пришедшая к власти: свои догматы, свои "святые", обряды и таинства.

Так же происходит и в современном нам мире: если в сердце нет Бога, то в нем происходит идолослужение. Мы начинаем служить не Богу, но бесам в каком-либо образе.

Потеряв христианскую систему мировосприятия, человек рождает стихийные неосознанные религии. Сегодня можно говорить, что мы живем в век преобладающего и побеждающего гедонизма.

"Отныне не первенство истины, даже не приоритет пользы, а приоритет и первенство наслаждения господствует над умами и чувствами людей, как некий языческий гедонизм, который извращает сам модус бытия человека. Наркозависимость - есть логическое следствие этого гедонизма, назидательное разрушение жизни, нивелирующее свободу и уничтожающее главные составляющие личности человека - его самосознание и инаковость" [9], - пишет протодиакон Игорь Ивонин.

Страждущий наркоманией или винопитием - не просто раб страсти, он становится служителем страсти. Существует даже своеобразная аскеза - зависимый от ПАВ может многое преодолеть и многое сделать для того, чтобы найти и приобрести и желаемое вещество.

Поведение зависимых, строй их психики, замкнутость, отношение к внешнему миру напоминают сознание сектантов. Но зависимый человек не осознают религиозную подоплеку собственных действий и поступков.

Впрочем, в ХХ веке были примеры и осознанного поклонения психоактивному веществу. Это происходило в сектах, где наркотик почитался "богом", а первая инъекция - инициацией новообращенного.

Исходя из вышеприведенных рассуждений, полагаю, что зависимость от ПАВ есть одна из форм неосознанного, а иногда и осознанного идолопоклонства, возникающая в современном религиозном пространстве вследствие утраты человеком традиционных религиозных ценностей.

Духовное окормление страждущих от наркомании и винопития

Рассмотрение и изучение опыта духовного окормления страждущих от наркомании и винопития входит в сферу богословской дисциплины "Пастырское богословие".

В России существует более чем вековая церковная традиция оказания помощи страждущим от недугов наркомании и алкоголизма. К 1910 году в России действовало более 1700 церковных обществ трезвости, в которых состояло около 500 тыс. членов.

При всем многообразии церковных обществ трезвости все они были объединены тем, что их деятельность была сосредоточена около церкви, под ближайшим руководством священнослужителей и осуществлялась способами религиозно-нравственного и просветительского характера.

Первый реабилитационный центр для наркозависимых в Российской Империи был открыт на территории нынешней Финляндии в конце XIX века.

В конце 80-х - в начале 90-х годов ХХ века активно возрождается церковное социальное служение, в том числе и служение в деле оказания помощи зависимым от ПАВ.

Сегодня в Русской Православной Церкви действуют около 70 реабилитационных центров для наркозависимых, более 400 церковных проектов, направленных на оказание помощи алкозависимым и их близким.

Исходя из вышесказанного, мы можем говорить о серьезной церковно-пастырской традиции в оказании помощи зависимым от употребления ПАВ.

Этот значительный церковный опыт осмысляется и изучается, создаются методологические пособия, разрабатываются учебные курсы для Духовных школ.

Одним из основополагающих текстов в деле духовного окормления наркозависимых является документ, принятый на заседании Священного Синода Русской Православной Церкви 26 декабря 2012 года (журнал № 128). "Об участии Русской Православной Церкви в реабилитации наркозависимых".

В данном документе выделяются три основных принципа церковного понимания реабилитации зависимого человека:

"Принцип первый. Реабилитация в Церкви есть, в первую очередь, результат действия Божественной благодати, являемой во всей полноте церковной жизни.

Принцип второй. Включение реабилитационного процесса в жизнь церковной общины.

Принцип третий. Компетентность (профессионализм) членов церковной общины, участвующих в реабилитации" [13].

Думаю, что данные принципы применимы не только к реабилитации наркозависмых, но и ко всему спектру деятельности Церкви в деле оказания помощи зависимым от ПАВ и противодействия наркомании и алкоголизму.

Также необходимо указать на различия религиозного и светского подходов в оказании помощи зависимым.

Приведу цитату из вышеуказанного документа: "Наркомания - это хроническое, прогрессирующее, трудно поддающееся лечению заболевание, проявляющееся на биологическом, психологическом, социальном и духовном уровнях. Для того чтобы вывести наркозависимого в устойчивую ремиссию, требуется, прежде всего, его собственное желание и усилия, а также компетентная комплексная помощь специалистов: медиков, психологов, социальных работников и священнослужителей" [13].

Сегодня можно констатировать факт существования запроса на формирование единого комплексного методологического подхода, единой концепции видения зависимости от психоактивных веществ как био-психо-социо-духовного заболевания.

В концепции "зависимость от психоактивных веществ - био-психо-социо-духовное заболевание" видится потенциал для развития комплексной помощи специалистов, для сотрудничества Церкви и общества. Однако в этой концепции есть и свои "подводные камни", и прежде всего это не конкретизированное определение "духовного уровня", "духовности" и "духовного".

В христианской парадигме "духовное", "духовность" немыслимо без Христа и Церкви. Лечение "духовного заболевания" - это возрождение в человеке образа Божия, которое обусловлено участием человека в жизни Церкви, сопричастностью человека Богу. По слову апостола Петра: "Дабы… сделались причастниками Божеского естества" (2 Пет. 1:4). А само "духовное заболевание" является следствием страстей, которые возбуждаемы в душе человека темными духами.

Как понимает термины "духовное" и "духовность" секулярное сознание? В частности, как понимают данные термины светские специалисты, участвующие в оказании помощи в преодолении зависимости от ПАВ? Очевидно, что четкого ответа на этот вопрос мы дать не можем. Ответ будет зависеть от степени религиозности специалистов, рассматривающих данную проблему.

Заканчивая свое выступление, приведу слова св. апостола Иакова: "Братия! если кто из вас уклонится от истины, и обратит кто его, пусть тот знает, что обративший грешника от ложного пути его спасет душу от смерти и покроет множество грехов" (Иак. 5:19-20).

Мне кажется, что эти новозаветные слова подчеркивают ценность и спасительность милосердного служения христиан в оказании помощи страждущим от наркомании и алкоголизма.

Литература:

  1. Афанасий Великий, свт. Слово на язычников // Творения: в 4 т. Репринт. Т. 1. - М., 1994. С. 133.
  2. Иоанн Дамаскин, преп. Точное изложение Православной веры. Кн. 4. Гл. 20. - М., 1992.
  3. Григорий Богослов, свт. Слово 4. Первое обличение на царя Юлиана // Собрание творений: В 2 т. Репринт. Т. 1. - СТСЛ, 1994.
  4. Леонов Вадим, прот. Основы православной антропологии. - М., изд. Московской патриархии. 2019.
  5. Василий Великий, свт. Избранные творения. Нравственные правила. Правило 22. Гл. 1. - М., Сретенский монастырь. 2008.
  6. Феофан Затворник, свт. Псалом Давида 118-й. Толкование беседовательное. - М., Правило веры. 2008.
  7. Рафаил (Карелин), архим. О вечном и преходящем. - М., 2007.
  8. Булгаков Сергий, прот. На пиру богов. Pro и contra. Современные диалоги // http://www.vehi.net/bulgakov/napirubogov.html
  9. Ивонин Игорь. протодияк. Богословское осмысление проблемы наркомании в свете православного вероучения // Теория и практика противодействия наркомании, выпуск первый. - СПб, 2003.
  10. Игнатий Брянчанинов, свт. Слово о чувственном и о духовном видении духов // Собр. сочинений. Т. 3. - М., 2001.
  11. Исаак Сирианин преп. Слово 74 // Цит. по: Игнатий Брянчанинов, свт. Слово о чувственном и о духовном видении духов // Собр. сочинений. Т. 3. - М., 2001.
  12. Игнатий Брянчанинов, свт. Слово о человеке // Собр. сочинений. Т. 3. - М., 2001.
  13. Об участии Русской Православной Церкви в реабилитации наркозависимых. - М. 2015.

TopК началу страницы
Главная
страница
Информационные
материалы
Ноу-хау Информационный
бюллетень
Миссия АСТ Объявления

Copyright (c) Круглый стол по религиозному образованию и диаконии, 1996-2019. Все права защищены.