Главная страницаИнформационные материалыНоу-хауИнформационный бюллетеньМиссия ACTОбъявления

Информационный бюллетень, январь 2019

Секция, посвященная попечению Церкви о депрессивных больных

26 января 2019 года в Москве прошла секция XVII Международных Рождественских образовательных чтений на тему "Попечение Церкви о депрессивных больных". Встреча была организована совместно Синодальным отделом по церковной благотворительности и социальному служению Русской Православной Церкви (ОЦБСС), Отделом внешних церковных связей Московского Патриархата и Комиссией по церковному просвещению и диаконии Межсоборного Присутствия, в рамках которой действует рабочая группа по пастырскому попечению о душевнобольных.

Заседание возглавил председатель упомянутой рабочей группы митрополит Воронежский и Лискинский Сергий. Кураторы секции - секретарь Комиссии по церковному просвещению и диаконии, сотрудница ОВЦС М.Б. Нелюбова и член рабочей группы по пастырскому попечению о душевнобольных, руководитель направления помощи инвалидам ОЦБСС В.В. Леонтьева.

В работе секции приняли участие более 50 чел. из 14 епархий - священнослужители и миряне Русской Православной Церкви, ученые-психиатры, сотрудники Научного центра психического здоровья (НЦПЗ) РАН, врачи, церковные социальные работники.

В своем вступительном докладе митрополит Воронежский и Лискинский Сергий отметил, что одна из задач секции - побудить священнослужителей на местах откликнуться на проблему, которой посвящена встреча, чтобы они не боялись психически больных людей, и оказывали помощь и больным, и медицинским специалистам, которые, со своей стороны, также нуждаются в поддержке и понимании. Помогая людям, страдающим психическими расстройствами, необходимо находить сбалансированные подходы и не сводить все проявления таких расстройств исключительно к психическим заболеваниям, или лишь к бесоодержимости.

Митрополит Сергий отметил, что депрессия является одним из проявлений "общей греховной поврежденности человеческой природы, которое развивается в результате сложного взаимодействия социальных, психологических и биологических факторов". К самым значимым причинам распространения депрессии в современном обществе относятся утрата традиционных религиозных ценностей и кризис семьи. "Депрессия - это душевная болезнь человека, уставшего от страстей. В этом обнаруживаются духовные корни депрессий. Печаль и уныние одолевают человека, когда он не может достигнуть того желаемого, к которому он привязан страстью. Переживание тоски и горя всегда сопровождают утрату человеком того, что он не имел возможности удержать. Духовное совершенство человека, свободного от страстей, - это наиболее радикальное средство от депрессии". "Депрессия, - какую бы причину она не имела, - является не только областью клинической практики психиатров и психологов, но также и предметом пастырской заботы и богословских рассуждений Церкви. Больные с депрессиями особенно чувствительны к пастырскому вниманию, в связи с чем сочетание пастырской и психиатрической помощи, - при надлежащем разграничении сфер компетенции врача и священника, - оказывается очень плодотворной при терапии психических заболеваний", - отметил митрополит Сергий.

В заключение своего доклада Владыка Сергий подчеркнул: "Депрессии - одно из самых частых заболеваний, с которыми встречаются как психиатры, так и священнослужители. Надеюсь, что сегодня мы сможем плодотворно продолжить диалог духовенства с врачебным сообществом, чтобы дать душевнобольным с депрессивными расстройствами возможность избавиться от страдания при помощи благодати Бога".

Доктор медицинских наук, заместитель директора НЦПЗ по развитию и инновационной деятельности, профессор кафедры практического богословия ПСТГУ В.Г. Каледа в своем выступлении на тему "Депрессии и понятие печали и уныния в святоотеческой литературе" отметил, что от депрессии в мире страдает 250 млн. человек, а в России около 9 млн. Ученые называют ее убийцей №1, поскольку нередко она становится причиной суицида. Выступающий рассказал о видах депрессии, ее формах и причинах. Перечисляя критерии депрессии, он отметил, что о психическом расстройстве можно говорить, когда сниженное настроение длится не менее двух недель, и при этом человек ощущает его на протяжении большей части дня. Нарушение сна, низкая самооценка, отсутствие энергии, повышенная утомляемость, отсутствие аппетита, беспричинное чувство самоосуждения и чрезмерное чувство вины, нежелание жить - вот некоторые критерии, указывающие на развитие депрессии. Он отметил, что женщины чаще подвержены депрессии, чем мужчины. В силу ряда эндокринных изменений, более 20% женщин подвержены послеродовой депрессии.

Физическая составляющая депрессии проявляется в ощущении грусти, печали, тоски; нарушении двигательной активности, когда человек становится заторможенным, а также в психических изменениях, когда мысли человека текут медленно и вяло. К духовным проявлениям депрессии относятся ощущение "окамененного нечувствия", когда человек обращается к Богу с молитвой и не чувствует никакого ответа; приступает к таинствам и не ощущает себя их участником; не в силах читать духовную литературу; испытывает ощущение "холода на сердце" и поэтому не может молиться. Это всё следствия депрессии.

Говоря о том, что писали святые отцы о печали, унынии - проявлениях депрессии, - профессор Каледа отметил, что святые отцы подробно описывают симптомы и духовные причины депрессии. "И самое удивительное для нас, психиатров XXI века, к примеру, то, что Иоанн Кассиан Римлянин описывал, что печаль может быть беспричинной. Сейчас мы сказали бы, что это эндогенная депрессия, когда причина находится на биологическом уровне, когда депрессия возникает без какого-либо провоцирующего фактора". По мнению докладчика, во многих случаях именно духовные причины приводят к депрессии, и поэтому заболевание требует не только лекарственного, но и духовного лечения.

Кандидат медицинских наук, заместитель директора по научной работе НЦПЗ Г.И. Копейко в докладе "Возрастные аспекты депрессий" показал, что в настоящее время депрессия как заболевание все чаще встречается у молодых людей, особенно актуальна проблема суицидов в молодежной среде. Зафиксировано немало случаев попыток суицида даже у детей 10-12 лет. 91% лиц, предпринимающих суицидальную попытку, страдают от психического заболевания, а наибольший риск связан с депрессией.

Статистические пики с большим суицидальным риском приходятся на подростковый период и возраст после 40 лет, около четверти пожилых людей подвержены депрессии. Понимание возрастных особенностей депрессии позволяет выбрать верный подход как к лечению, так и к душепопечению больных.

Протоиерей Илия Одяков, клирик храма иконы Божией Матери "Целительница" при НЦПЗ в своем докладе на тему "Помощь пастыря при депрессиях" отметил, что многие священнослужители считают, что депрессии как заболевания не существует, а "есть лишь проявление страстей, печали, уныния, лени, слабоволия; они говорят, что у истинно верующего человека не может быть депрессии". Это в корне неверно, и в случае депрессии человек непременно должен обращаться к медикам. Священник "может и должен в случае необходимости убедить своего прихожанина обратиться к врачу". Нередко случается, что при слове "психиатр" больной человек замыкается, может перестать доверять священнику и даже ходить в церковь. Поэтому, по мнению отца Илии, священник в этом случае должен действовать особенно осторожно и стараться привлекать для решения подобных ситуаций родных больного. Докладчик подробно перечислил те жалобы, своего рода маркеры в речи или в поведении, которые должны насторожить священника и дать ему понять, что его прихожанин действительно нуждается во врачебной помощи. Больной может говорить об "ощущении богооставленности", "отсутствии чувства благодати", могут быть "жалобы на окамененное нечувствие", "пустоту в душе", "потерю смысла жизни", "утрату веры в Бога". Человек ощущает безразличие ко всем и ко всему, испытывает "сердечную тоску". "Иногда говорят о тяжелых мыслях. И при расспросах выясняется, что это мысли о суициде. Присутствует ощущение своей "особенной вины", "повышенной греховности", "никчёмности", чувство безмерного "стыда за свою прошлую жизнь", доходящее до отчаяния. При угрозе суицида "категорически нельзя использовать или поддерживать отношение к болезни, как к наказанию за греховную жизнь или наследственные пороки… Желательно не делать никаких упреков больному человеку, касающихся церковной жизни. Надо помнить, что больной человек очень раним и легко усматривает в любых словах мысль, что его считают никчемным и ни на что не способным. Священник не должен давать больному банальных советов, типа: "Ты должен взять себя в руки" или "ты мог бы легко справиться, если бы захотел" и т.д. Надо избегать плоских утешительных высказываний, "относиться со вниманием к любым жалобам больного человека и ни в коем случае не игнорировать их как безделицу, а со вниманием выслушивать всё, что он говорит", - подчеркнул отец Илия.

Надо постоянно доносить до сознания человека, что это депрессия виновата в том, что его жизнь кажется такой мучительный, пустой, тягостной. Надо поддерживать и укреплять больного в стремлении к благодатной помощи Божией через церковные Таинства.

Кандидат медицинских наук, ведущий научный сотрудник НЦПЗ О.А. Борисова выступила с докладом "Религиозные способы совладения с депрессивными состояниями". В докладе рассматривались проявления эндогенной депрессии и были представлены результаты научных исследований НЦПЗ относительно психокоррекционной работы, основанной на религиозных ценностях личности больного.

Докладчица выделила и подробно проанализировала четыре способа совладания с депрессивными состояниями (так называемый копинг стратегии): религиозный способ "консервации традиционных ценностей и смыслов"; социальная поддержка со стороны религиозной общины или верующих родственников; религиозное переосмысление ситуации и собственной личности; так называемый объединяющий религиозный способ, т.е. обретение эмоционально комфортного состояния, которое дает религиозная вера: утешение, успокоение, прощение, примирение. Очень важно духовно-ориентированное общение, которое ведет к гармонизации личности пациента и изменению его поведения и образа жизни. В отличие от других психических заболеваний, депрессия имеет начало и конец. Для помощи депрессивным больным необходим мультидисциплинарный подход, подразумевающий наряду с терапией также обязательное пастырское попечение священнослужителя, поддержку религиозной общины, организацию специальных условий терапевтического общения с одновременным участием в программе пациентов их родственников, глубокую ценностно-смысловую переориентацию личности вследствие актуализации духовного компонента, улучшение межличностных отношений в семье в процессе групповой психотерапии и перехода их на иной качественный уровень.

Выступление студента магистратуры Сретенской духовной семинарии А.А. Матиенко было посвящено теме "Пастырское душепопечение о депрессивных больных (по святоотеческой литературе)". В трудах святых отцов есть описание состояний печали и уныния, которые не являются собственно депрессией. Например, святитель Иоанн Златоуст в "Письмах к Олимпиаде" пишет об унынии, которое святой удалось преодолеть, и о необходимости в дальнейшем "ревностно наблюдать за тем, чтобы приобрести для тебя полный мир…". Авва Дорофей, обращаясь к юноше, которого донимала блудная страсть и который боялся впасть в отчаяние, подробно разбирает его состояние и выстраивает "стратегию" духовной борьбы. Прежде всего, он снимает с юноши чувство вины за это состояние: "Виновник твоей брани - диавол"; наставляет его избегать ситуаций, провоцирующих блудные помыслы; намечает для него пути дальнейшего совершенствования, а также учит молиться об этой ситуации, сам обещает молиться за юношу и делится собственным опытом духовных борений.

Докладчик отметил, что святые отцы не говорили о смерти и Страшном Суде с людьми, которые находились в тяжелом психологическом состоянии и которых посещали суицидальные мысли. Они часто делились собственным опытом преодоления тяжелых душевных состояний. "Если пастырь делится своим опытом, это увеличивает доверие и имеет большой психотерапевтический эффект", - отметил выступающий.

У святых отцов - особенно в патериках, письмах, воспоминаниях святых - есть описание случаев с определенным набором симптомов, которые похожи на депрессию. Выступающий провел параллель между описанными святыми отцами признаками и симптомами депрессии из Международной классификацией болезней: "идеаторное торможение" - отчаяние, ощущение богооставленности, мысли и попытки самоубиения; "тревожный аффект" - отчаявшаяся душа, которая носится всюду и внушает ужас встречным, и т.д.

Говоря о попечении святых отцов о страдающих, докладчик назвал следующие его виды: молитва пастыря за страждущего, призыв и научение молитве; сострадание, эмоциональная поддержка; призыв к терпению и надежде на Бога; правильное отношение к страданиям и трудотерапия. По мнению выступающего, некоторые подходы святых отцов сопоставимы с методами, которые используют современные психологи, например, с активным слушанием, побуждением к рефлексии, самораскрытием и пр.

Кандидат педагогических наук, клинический психолог, ведущий научный сотрудник НЦПЗ Е.А. Казьмина выступила с докладом на тему "Особенности психотерапевтического ведения больных с депрессией. Психометрические методики для анализа депрессивных состояний". Докладчица остановилась на трех основных направлениях изучения депрессии: когнитивно-поведенческом, психодинамическом и экзистенциальной психотерапии, и представила психометрические методики для диагностики уровня тяжести депрессивных расстройств. Она подробно описала психотерапевтические методы, которые используются при упомянутых модельных подходах. Е.А. Казьмина отметила, что при работе с верующими пациентами важным лечебным фактором выступает общность религиозных ценностей, которые придают смысл болезни и страданиям. При лечении депрессивных больных важен "бригадный" подход - сотрудничество врача-психиатра, психотерапевта и священника.

Кандидат философских наук, врач-терапевт высшей квалификационной категории, сотрудник медицинского отдела управления Воронежской епархии А.А. Шевченко в докладе "Причины депрессивных расстройств в богословской перспективе" отметил проблемы диалога между психиатрией и богословием в понимании опыта переживания психических расстройств. "Опыт науки может быть описан с точки зрения богословия, но языком науки невозможно адекватным образом описать религиозный опыт богообщения", - отметил докладчик. Он рассказал о некоторых направлениях зарубежных исследований в области психиатрии, которые пытались найти в генах человека и головном мозге не только причину депрессий, но и источник религиозных переживаний, и объективными методами описать религиозный опыт человека. Докладчик подчеркнул, что высоко ценит сам факт диалога между Церковью и наукой в области помощи душевнобольным, но считает, что современной психиатрии все же не хватает богословской преданности.

Кандидат медицинских наук, научный сотрудник НЦПЗ Е.В. Гедевани в докладе "Депрессивные расстройства и религиозность" представила обзор мировой научной литературы о влиянии религиозности на депрессивные состояния. Зарубежными исследователями накоплены значительные данные о защитном влиянии религиозности и духовности на депрессивные расстройства и уровень самоубийств. Имеются многочисленные исследования, свидетельствующие об улучшении общего психического благополучия и здоровья, связанном с религиозным мировоззрением.

В исследованиях ученые подразделяют пациентов на людей с "внутренней религиозностью", рассматривающих религию как основу своего бытия и следующих ей в течение жизни, и на людей с "внешней религиозностью", для которых религиозные убеждения не столь значимы и "подстраиваются" под иные жизненные цели, например, под социальные отношения или под задачу достижения личного комфорта.

Исследования показывают, что внешняя религиозность связана с повышенным риском депрессивного расстройства и более высокой степенью депрессивной симптоматики. Напротив, внутренняя религиозность имеет тенденцию отрицательно относиться к депрессивным симптомам.

Протекторный эффект религиозности более выражен у лиц, перенесших психотравмирующую ситуацию: нередко травма становилась толчком к более глубокому духовному развитию человека.

Согласно исследованиям американского ученого Харольда Кёнига, который в течение 47 недель наблюдал за 87 пожилыми пациентами с депрессией, внутренняя религиозная мотивация приводит к скорейшей ремиссии. После исключения ряда факторов депрессии (эмоциональное состояние, социальное влияние, эндогенные факторы и пр.) каждое повышение внутренней религиозности на 10 баллов (по принятой в исследовании шкале) сопоставимо с повышением скорости наступления ремиссии на 70%.

Докладчица привела результаты американских, австралийских, латиноамериканских и европейских исследований, свидетельствующие о положительном влиянии религиозной жизненной мотивации на выздоровление депрессивных больных.

Зарубежные и отечественные авторы указывают на важность смыслообразующей роли религии для выздоровления больных: "Участие в жизни религиозных институтов связано с более высокой религиозно-социальной идентичностью и вследствие этого с более высоким уровнем субъективного психологического благополучия". Об этом свидетельствует исследование 2007 года профессора Гринфилда, в котором участвовали 3032 чел. в возрасте 25-74 лет.

Исследования другого автора (Г. Киров, 1998) свидетельствуют о большом значении смыслообразующей роли религии для пациентов, перенесших психические расстройства: "Психическое заболевание, как правило, сопровождающееся аффектом страха, чувствами хаоса и беспомощности, нарушает внутренний порядок личности. С помощью веры в Бога может восстанавливаться равновесие и целостность личности, расщепленной болезнью, что переживается субъектом как оживление, обретение источника счастья, мира и уверенности… Многие пациенты сознательно используют молитву во времена больших страданий и отчаяния, другие рассматривают свою болезнь как испытание (положительная переоценка), или полагаются на свою церковную деятельность (увеличение социализации)". "Наиболее явным протекторным фактором, препятствующим реализации самоубийства, является, по мнению многих исследователей, его религиозное этическое осуждение, ведь большинство религиозных учений признают безусловную ценность человеческой жизни. Эта идея является смыслообразующей и отражается на общем отношении к жизни и к чувству собственного достоинства больного человека. Важным протекторным фактором является вера в загробную жизнь и любящего Бога. Во всех религиях есть образцы для подражания для верующих, демонстрирующие как справляться с кризисом и стрессом, с мыслями о самоубийстве, и способствующие развитию ресурсов, которые помогают справляться с жизненными трудностями. Важно личное участие больного в религиозных обрядах - это способствует снижению депрессогенных эффектов в стрессовых жизненных ситуациях".

В заключение встречи митрополит Воронежский и Лискинский Сергий отметил, что все поднятые в ходе докладов и обсуждения вопросы будут включены в повестку будущих научно-практических семинаров и конференций, посвященных теме "Попечение Церкви о душевнобольных".

Служба коммуникации ОВЦС

Ниже публикуются материалы выступлений участников секции

Вступительное слово митрополита Воронежского и Лискинского Сергия

Дорогие отцы, братья и сестры, уважаемые участники нашей встречи!

Парадоксальной и, одновременно, величественной задачей психиатрии является изучение безумия усилиями разума. О мудрости, дарованной Богом человеку, неоднократно говорится в Священном Писании. Так, по словам царя Соломона "Человек мудрый силён, и человек разумный укрепляет силу свою" (Прит. 24:5). Однако мы должны отдавать себе отчет в том, что науки о душевных проявлениях человеческой жизни создаются разумом человечества, познавательные способности которого искажены после грехопадения. Ум человека не может постигнуть бездны самого себя. Поэтому, любые науки о душе ограничены в своей возможности дать исчерпывающее представление о тайне своего бытия: "человек не может постигнуть дел, которые делаются под солнцем. Сколько бы человек не трудился в исследовании, он всё-таки не постигнет этого" (Еккл. 8:17). К сожалению, современные психологи и психиатры обращают мало внимания на источник Божественного откровения - Священное Писание. Однако предметом Откровения является не только Сам Бог, но также и человек.

Священная история свидетельствует о том, что разум без Бога обыкновенно совершает совсем неразумные преобразования жизни, которые приводят к разрушениям в мире и обществе, к утрате ощущения целостности жизни, единства с другими людьми и миром в целом. Такое состояние делает человека уязвимым, способствует возникновению психических заболеваний, среди которых одной из самых распространенных патологий являются депрессии. По данным специалистов Всемирной Организации Здравоохранения, в настоящее время депрессиями страдают более 300 млн. человек [1].

Депрессии, как одно из проявлений общей греховной поврежденности человеческой природы, развиваются в результате сложного взаимодействия социальных, психологических и биологических факторов. Однако одна из самых значимых причин распространения депрессии в современном обществе - это утрата традиционных религиозных ценностей. Ведь человек, не имеющий религиозных жизненных ориентиров, теряет возможность отнестись к своим невзгодам как к испытаниям, которые посылает ему Спаситель, и вместе с Господом противостоять им.

Другой значимой причиной депрессий становится кризис семьи. Он выражается, прежде всего, в том, что семья всё хуже выполняет свое главное предназначение - воспитание детей. Общество, в котором христианская религиозность либо вовсе не принимается во внимание, либо где ей отводится второстепенное место хранительницы неких полезных нравственных ценностей, не способно согласовать волю людей друг с другом, потому что не ведает воли Бога. В семье это приводит к конфликтам и насилию, к проблемам, угрожающим не только благополучию и психическому здоровью членов семьи, но и самой их жизни. Хорошо известно, что дети, растущие в дефиците любви, наблюдающие вражду между родителями, склонны к различным формам саморазрушительного поведения. Они тяготеют к социальным группам, характеризующимся фанатичным поведением, к химическим зависимостям, самопровреждениям и самоубийствам. Ежегодно в мире около 800 000 человек погибают в результате суицидов - второй по значимости причины смерти среди молодых людей в возрасте 15-29 лет [1]. Такое поведение является ответом молодежи не на страдание, а на отсутствие смысла жизни, который они не смогли обрести в семье. Усилия людей по созданию семейных отношений в любви, но без Бога оказываются тщетными и противоречивыми: "Когда я чаял добра, пришло зло; когда ожидал света, пришла тьма" (Иов. 30:26).

Депрессия - это душевная болезнь человека, уставшего от страстей. В этом обнаруживаются духовные корни депрессий. Печаль и уныние одолевают человека, когда он не может достигнуть того желаемого, к которому он привязан страстью. Переживание тоски и горя всегда сопровождают утрату человеком того, что он не имел возможности удержать. Духовное совершенство человека, свободного от страстей, - это наиболее радикальное средство от депрессии. По словам Иоанна Лествичника, "кто возненавидел мир, тот избежал печали. Если же кто имеет пристрастие к чему-либо видимому, то ещё не избавился от неё; ибо как не опечалиться, лишившись любимой вещи?" [2]. Человек без Бога - это эгоистичное существо, которое делает себя центром мирозданья. Но этого упорно не признают другие люди, - что подрывает веру эгоиста в свои силы, в возможность достичь чего-либо в будущем, заставляет видеть причину своих неудач в препятствиях, создаваемых ближними. Не случайно, человек, страдающий депрессией, как правило, низкого мнения и о себе, и о своём окружении, не видит своего будущего, живя своим прошлым.

Размышления о печали и унынии в святоотеческой литературе обращает нас к самой природе человека: к его не самодостаточности, к ограниченным возможностям, к конечности его существования, к смерти. Поэтому депрессия, - какую бы причину она не имела, - является не только областью клинической практики психиатров и психологов, но также и предметом пастырской заботы и богословских рассуждений Церкви. Больные с депрессиями особенно чувствительны к пастырскому вниманию, в связи с чем сочетание пастырской и психиатрической помощи, - при надлежащем разграничении сфер компетенции врача и священника, - оказывается очень плодотворной при терапии психических заболеваний. Не принимающие во внимание церковный опыт противодействия тоске и унынию, говоря словами пророка Иеремии, "врачуют раны народа Моего легкомысленно, говоря: "мир! мир!", а мира нет" (Иер. 6:14).

В православном богословии существует традиция, не позволяющая рассматривать образ Божий как сочетание совершенств человеческой природы. Что связано с опасностью умаления внеприродного, личностного начала в человеке, которое имеет не биологическое, а религиозное происхождение. Наша духовная жизнь, имея своим источником общением с Богом, отображается и в душе, и в теле, сочетается с ними так, что духовное трудно отличить от душевного и телесного. Поэтому, грех (личный и первородный), - как искажение в сфере духовной жизни, - отображается в человеческой природе как болезнь: телесная или душевная. К сожалению, игнорируя связь духовной жизни человека с душевным расстройством, развоцерковлёное общество хочет отказаться от понятия "грех" и подменить его понятием "болезнь". Сказанное относится и к депрессиям. Разумеется, никакую болезнь нельзя приписывать просто греховности, своей или своих родственников. Бывает, что Господь дает человеку болезнь как путь ко спасению (Ин. 9:1-38). Но это не отрицает причинную связь греха и болезни. Этой связи зачастую не видят пациенты, страдающие депрессиями, которые хотят вылечиться очень быстро и полностью - не понимая того, что душевное или телесное заболевание в своей основе имеет нравственно-аскетическое несовершенство, исцеление которого может продолжаться всю жизнь.

Камнем преткновения для современной психиатрии является бесоодержимость, которая часто бывает именно у психически больных. Одержимость усугубляет психическое заболевание, а то, в свою очередь, способствует усилению влиянию бесов. Для различения психического расстройства и одержимости есть только одна предпосылка - вера в бытие ангелов и бесов. Бесовский мрак - это то, что чувствует личность, находящаяся в Боге. Действие Божие переживается как мир, радость, смирение и забвение о себе. Влияние бесов переживается как тревога, безрадостность, помрачение ума, сосредоточенность на себе, презрение и высокомерие по отношению к другим. Существование бесов, как и бытие Бога, - это то, что не подлежит доказательству разумом. Если не верить в существование дьявола, то бесоодержимость всегда будет восприниматься только как проявление психического заболевания. Дифференциальный диагноз вряд ли всегда возможен на основании исследования симптомов или поведения пациентов в присутствии святынь. Ведь бесы - это личности, способные весьма изощренно обманывать тех, кто их испытует.

Сегодня много говорят о кризисе медицины. Но речь идет не о состоянии некоего социального института. Это кризис человечности, любви и милосердия в медицинской среде. Исцеляя больных и изгоняя бесов, Спаситель не принимал во внимание вопросы вознаграждения, экономики здравоохранения и медицинского права. Сострадание, милосердие и любовь - это призыв Бога из вечности к любому врачу, но в особенной мере к психиатрам, врачующим душевные недуги. И хотя не существует дисциплины, которая обучала бы студентов-медиков любви, милосердию и состраданию, престиж и деньги не должны становятся основными мотивами врачебной деятельности. Призывая следовать принципу наименьшего ограничения свободы пациента, Церковь не вмешивается в конкретные формы медицинского вмешательства, необходимого психически нездоровому пациенту. Однако следует признать достойным внимательного изучения опыт психиатрического сообщества ряда стран, изменивших систему оказания психиатрической помощи путем преобразования специализированных психиатрических клиник в психиатрические отделения больниц. Такие изменения делают психиатрическую помощь более человечной не только по отношению к пациентам, но и к медицинскому персоналу. Гуманизацию психиатрической помощи нужно начинать с гуманизации работы врача-психиатра. Ведь повседневная встреча с безумием, напряженный рабочий ритм и поистине диавольское поспешение разрушительны и могут быть остановлены только внутренней духовной работой и любовью к больным. Убежден в том, что медикам, работающим в психиатрии, особенно сложно сохранить свое душевное здоровье без молитвы, без Церкви и церковных таинств.

Год назад на нашей секции мы говорили о новых проблемах пастырской работы с душевнобольными, которые требуют серьезного осмысления. Обсуждение этих проблем было продолжено нами на международной конференции "Попечение Церкви о душевнобольных", которая была проведена 13-14 ноября 2018 г. по инициативе Комиссии по церковному просвещению и диаконии Межсоборного присутствия Русской Православной Церкви и Отдела внешних церковных связей (ОВЦС) при поддержке международного фонда "Помощь Церкви в нужде". В работе этой конференции приняли участие священники, врачи-психиатры, эксперты из Греции, Нидерландов, Испании, Великобритании, Италии, специалисты Научного центра психического здоровья Российской Академии Наук. Состоялся плодотворный диалог представителей Церкви и медицины, относящийся к различным проблемам психиатрии. Кроме того, в минувшем году наша рабочая группа представила проект документа, который называется "Пастырское попечение Русской Православной Церкви о психически больных", на рассмотрение Комиссии по церковному просвещению и диаконии Межсоборного присутствия Русской Православной Церкви. Мы обеспокоены тем, что нравственный кризис всё чаще и сильнее отражается на состоянии психического здоровья населения, что свидетельствует о чрезвычайно сильном отступлении общества от нравственных норм. Депрессии - одно из самых частых заболеваний, с которыми встречаются как психиатры, так и священнослужители. Надеюсь, что сегодня мы сможем плодотворно продолжить диалог духовенства с врачебным сообществом, чтобы дать душевнобольным с депрессивными расстройствами возможность избавиться от страдания при помощи благодати Бога, - по словам Псалмопевца Давида: "Что унываешь ты, душа моя, и что смущаешься? Уповай на Бога, ибо я буду еще славить Его, Спасителя моего и Бога моего" (Пс. 41:6).

Литература

  1. https://www.who.int/ru/news-room/fact-sheets/detail/depression
  2. Преподобный Иоанн Лествичник. Лествица или Скрижали духовные. Часть 7. Слово 2.7

Помощь пастыря при депрессиях

протоиерей Илия Одяков, клирика храма Божией Матери во имя иконы ее "Целительницы" при Научном центре психического здоровья РАН

Заявленная тема моего доклада априори предполагает утверждение о знании священником такого психического расстройства, как депрессия. Как ни грустно констатировать, многие священнослужители самых разных уровней убеждены, что депрессии, как таковой, не существует, а есть лишь проявление страстей печали и уныния, лени и слабоволия, капризов и пресыщенности. И что у истинно верующего человека не может быть депрессии. Нужно же мужественно переносить нападения злой силы, которые, по Священному Писанию, прогоняет лишь пост и молитва. А таблетки и вовсе вредны для здоровья.

Благодарение Богу, что Церковь ведет постоянную просветительскую работу в области разумного отношения к медицине вообще и к психиатрии в частности. Помним, что в Евангелии ничего не сказано о клинической депрессии. Мы признаем, что отказ от лечения аппендицита у хирурга или флюса у стоматолога не есть акт мученичества. Точно так же боль и гной в душе часто являются проявлениями психической патологии, и нужно не "переносить на ногах" эти состояния, а лечиться.

Итак, нужно начать с того, что довольно часто священник может быть первым, кто поймет, что человек, так или иначе доверяющий ему свои душевные проблемы, болен психическим расстройством.

При этом, вне всякого сомнения, не дело духовника диагностировать конкретное заболевание. Однако он может и должен правильно отличать нормальные переживания от болезненных. В этой связи необходимо учиться понимать, что есть душевная болезнь, учиться, так сказать, "узнавать ее в лицо". Это очень важный этап подготовки будущего пастыря и его дальнейшего служения.

Зачастую в приходских храмах прихожане, имеющие психические проблемы и общающиеся со священником, не понимают тяжести своих состояний. Поэтому другим важным аспектом пастырства является помощь человеку в осознании болезненного характера тех или иных его переживаний и содействие в обращении к врачу-специалисту.

На этом пути часто возникают существенные трудности из-за опасности, что больной человек может вообще замкнуться по отношению к людям, уйти из Церкви. В связи с этим возникает необходимость "подключать" родственников для того, чтобы мягко, но настойчиво объяснить необходимость врачебной помощи. Данная проблема на приходах вызывает большие сложности, т.к. обычно люди воспринимают "в штыки" попытку привести их за руку к врачу-психиатру. Некоторую помощь может оказать психолог, если такой имеется при храме. Он параллельно со священником со своей стороны (уже на языке психологии) может объяснить человеку имеющиеся у него психические расстройства и порекомендовать обратиться ко врачу.

В отличие от этого люди, приходящие в храм при НЦПЗ, имеют более ясное и критическое отношение к своему состоянию, поскольку они уже находятся в стационаре и, как правило, признают наличие болезни. На языке аскетики это видение себя можно назвать более трезвенным, что, без сомнения, представляет большую возможность священнослужителю давать необходимые советы и рекомендации.

Сигнал бедствия S.O.S.

Люди, страдающие депрессией, нередко на Исповеди или в "беседе по душам" произносят так сказать "особые", некоторые определенные слова, по которым священнослужитель может понять, что речь идет о тяжелом депрессивном состоянии, которое нуждается в серьезной врачебной помощи. Постараюсь привести некоторые наиболее часто встречающиеся высказывания:

  1. Ощущение богооставленности, утрата чувства благодати.
  2. Жалобы на "окамененное нечувствие", бессилие, на невозможность молиться, читать Священное Писание и душеполезную литературу.
  3. Может идти речь о "пустоте внутри души", о потере смысла жизни, об утрате веры в Бога.
  4. Сетования на "ослабление" или "отсутствие" чувств, как физиологических (всё бесцветное, безвкусное), так и духовных (любовь, нежность, привязанность), безразличие ко всем и ко всему; полное "окаменение души", чувство пустоты, неспособность ни радоваться, ни плакать.
  5. Нередко приходится слышать жалобы на "сердечную тоску", "загрудинные боли", как будто "кол в груди", "кошки скребут на душе", "плита лежит на сердце".
  6. Порой говорится просто о так называемых "тяжелых мыслях". При подробных расспросах удается выяснить, что речь идет о мыслях о суициде.
  7. Мучительное ощущение своей особенной вины, греховности, никчемности, чувство безмерного стыда за свою жизнь, отчаяние.
  8. Желание, как говорят, "сдохнуть" или хотя бы "тихо исчезнуть". В этом же ряду: "без меня было бы всем лучше" или "мне было бы лучше без вас".
  9. Внезапное резкое погружение в так сказать "философские размышления", рассуждения о смысле жизни, неизбежности смерти. Ощущение неприятия и непонимания со стороны окружающих.
  10. Жалобы на снижение интеллектуальных способностей, "отупение".
  11. Отсутствие желания совершать любые физические нагрузки, ощущение разбитости, слабости, бессилия.
  12. Констатация появления мрачной угрюмости, брюзжания, претензий ко всему вокруг. При этом часто возникают вспышки раздражения, гнева, ярости. Человеку кажется, что все вокруг делают всё из вредности. А всё то, что раньше было дорого и радовало, сейчас лишь бремя и мучение.
  13. Возникновение проблем со сном: трудность засыпания, частое пробуждение в течение ночи, раннее пробуждение без чувства отдыха.
  14. Нежелание и неприятие супружеских отношений.
  15. Мучительное ожидание скорого будущего несчастья, катастрофы, надвигающегося конца света.
  16. В некоторых случаях о депрессивном состоянии могут свидетельствовать как многочасовое слушание рок-музыки со специфическими мелодиями и текстами, так и сидение в сети на сайтах с суицидальной направленностью (например, "синие киты").
  17. Высказывания о негативном восприятии своего прошлого, настоящего и будущего: "вся жизнь - цепь ошибок", "всё в жизни было не так, сейчас - мрак и в будущем ничего хорошего".
  18. Наконец, нередко священник встречается с речами о нежелании учиться, попытках бросить работу, семью; при этом больные говорят, что "тягостно учиться" и "тошно работать". Это тоже может свидетельствовать о наличии депрессии.

Необходимо понимать, что, если хотя бы часть высказанных маркеров состояния держится от двух недель до месяца, речь почти без сомнения идет о болезни.

Итак, надо помочь человеку осознать, что он болен. Предельно бережно и деликатно объяснить необходимость лечения, которое не терпит отлагательств и может затянуться на некоторое время.

Чем может помочь пастырь при депрессии?

С точки зрения Церкви, Единым врачом является Христос Спаситель, который исцеляет все немощи, недуги и страдания людей. Только у ног Спасителя можно найти настоящее исцеление от грехов, болезни и страданий. Тем не менее, если мы обратимся к святоотеческому наследию, то можем найти ценные советы и рекомендации, которые святые отцы излагали в соответствующих случаях.

В Древнем Патерике существует такое высказывание Великого аввы Исхириона: "Некоторые монахи египетского скита беседовали о последнем времени.

- Что сделали мы? - говорили они.

Авва Исхирион ответил:

- Мы исполнили заповеди Божии.

- А что сделают те, которые будут после нас? - спросили его.

- Они, - сказал авва, - примут делание вполовину против нас.

Еще спросили они:

- А что будут делать, которые после них?

Авва ответил:

- Они не будут иметь нашего делания, но им попустятся скорби и страдания, и те из них, которые устоят, будут выше нас и отцов наших".

Авва Пимен Великий говорил: "Если трое человек живут в одном месте, и один из них хорошо молится и безмолвствует, другой болен и благодарит Бога, а третий служит им с чистым расположением, то все трое трудятся одинаково".

Преподобный Серафим Саровский, один из величайших подвижников нашего времени, говорил, что "тот, кто переносит болезнь с терпением и благодарением, тому она вменяется вместо подвига или даже более".

Преподобный Амвросий Оптинский, который сам нес тяжелую болезнь на протяжении пятидесяти лет, наставлял, что "от человека болящего Бог много не требует - лишь бы нес свою болезнь с упованием на Бога и, если может, благодарил".

В этих случаях священнику важно подчеркнуть то, что одним из духовных рецептов борьбы с депрессией является терпение, принятие воли Божией и обращение к врачу. При этом можно сослаться на тексты Священного Писания, а именно, на книгу "Премудрости Иисуса, сына Сирахова", глава 38, стихи с 1 по 14: "Почитай врача честью по надобности в нем ибо Господь создал его, и от Всевышнего - врачевание… Господь создал из земли врачевства и благоразумный человек не будет пренебрегать ими. Не от дерева ли вода сделалась сладкою, чтобы познана была сила Его. Для того Он и дал людям знание, чтобы прославляли Его в чудных делах Его: ими Он врачует человека и уничтожает болезнь его. Приготовляющий лекарства делает из них смесь… и чрез него бывает благо на лице земли. Сын мой! В болезни твоей не будь небрежен, но молись Господу, и Он исцелит тебя… Дай место врачу, ибо и его создал Господь, и да не удаляется он от тебя, ибо он нужен. В иное время и в их руках бывает успех; ибо и они молятся Господу, чтобы Он помог им подать больному облегчение и исцеление к продолжению жизни".

Таким образом, надо помочь больному человеку понять, что его болезнь не является проявлением богооставленности. Бог продолжает любить его и заботиться о нем. Важно помочь ему понять, что его болезнь не отрывает его от Бога, от себя и от окружающего мира (так, как отрывает грех). Болезнь - это путь Креста, который дан нам ко спасению, который возводит нас к Богу. Болезнь - это путь Промысла Божия, это путь изменения и возрастания.

Нужно укрепить уверенность человека в том, что депрессия, при соблюдении указаний врача, часто имеет благоприятное течение. Можно и нужно убеждать больного в необходимости доверия врачу, в действенности приема препаратов. При возможности, помочь преодолеть страх перед медикаментозным лечением, сделав акцент на отсутствии привыкания к антидепрессантам.

Необходимо регулярно напоминать и о том, что жизнь христианина есть постоянное соработничество человека и Бога. В этой связи долг больного - усердно молиться не только о себе самом, но и о своем враче (какой бы национальности и вероисповедания он ни был), чтобы Господь "через ум и руки лекаря управил лечение", даровал ему мудрость, помог правильно подобрать лекарства; а также просить Бога о том, чтобы назначения врача помогли справиться с болезнью.

Надо поддерживать и укреплять больного в стремлении к благодатной помощи Божией через церковные таинства (Соборование, Покаяние, Причастие).

Необходимо указывать на наше призвание, прежде всего, в самом себе быть "воинами Христовыми", на активную борьбу со злом и недугом, на мобилизацию всех своих сил. Надо заставлять и тело, и душу работать (Больному часто кажется, что единственное спасение - лежать на диване, лицом к стене. Между тем, спасение от болезни - в труде. Душа болит, а тело надо понуждать работать, иначе - смерть).

Некоторые методики современной поведенческой психотерапии (назову две такие техники: лечение активностью и лечение мастерством и радостью) имеют свои корни в святоотеческих рекомендациях. Так, лечение активностью предполагает, что, чем больше даст себе человек покоя, тем глубже будет депрессия. В этой связи лозунг монашества, выраженный преподобным Венидиктом Нурсийским, "молись и трудись" как нельзя кстати. Пастырский совет о постоянной занятости будет очень важен, как только пройдет острота болезни.

Также уместен совет составить список дел, которые ранее (до болезни) реально приносили радость. И методично, как епитимью, выполнять их (например, рисование, музыка, прогулки по парку, физкультура и т.п.).

Так, святитель Иннокентий Херсонский пишет: "Занятие себя трудом телесным… прогоняет уныние. Пусть начнет трудиться, даже нехотя; пусть продолжает труд, хотя без успеха: от движения оживает сначала тело, а потом и дух, и почувствуется бодрость; мысль среди труда неприметно отвратится от предметов, наводящих тоску, а это уже много значит в состоянии уныния".

Приведу еще рассказ из Древнего Патерика: "Святой авва Антоний, пребывая некогда в пустыни, впал в уныние и в большое омрачение помыслов. И говорил Богу: Господи! Я хочу спастись, а помыслы не позволяют мне. Что мне делать в скорби моей? Как спасусь? И вскоре встав, Антоний вышел вон, и вот видит кого-то, похожего на себя, который сидел и работал, потом встал из-за работы и молился; после опять сел и вил веревку; далее опять стал на молитву. Это был ангел Господень, посланный для наставления и подкрепления Антония. И сказал ангел Антонию: и ты делай так и спасешься! Услышав сие, Антоний возымел великую радость и дерзновение - и, поступая так, спасался".

Следующий вопрос, который необходимо разобрать, звучит примерно так: чего не надо делать священнику, когда он видит больного с депрессией? Какие пастырские ошибки бывают в этих случаях?

Как известно, при депрессиях наиболее частыми видами помыслов, которые нападают на сознание больного человека, бывают следующие:

  1. Мысли о собственной неполноценности, уродливости, ущербности.
  2. Мысли о собственной вине, греховности, нередко доходящие до бреда.
  3. Суицидальные помысли и намерения.

В этих случаях священник не должен не только обвинять, но и поддерживать убежденность больного в его собственном грехе, виновности и наказании от Бога за грехи. Надо постараться показать Господа не как сурового Судию, который наказует за каждую ошибку, прегрешение и грехопадение, а показать, что Христос - это любовь, свет, доброта, милосердие, всепрощение, и даже в таком состоянии Он стучится в душу больного человека.

Категорически нельзя использовать или поддерживать отношение к болезни, как к наказанию за греховную жизнь или наследственные пороки.

Желательно не делать никаких упреков, замечаний больному человеку, особенно, касающихся церковной жизни. Необходимо помнить, что больной человек очень чувствителен ко всему и раним и легко усматривает в любых словах подтверждение того, что его считают никчемным и ни на что не способным. Следует подчеркнуть и дать больному почувствовать, что он не виновен в том болезненном состоянии, которое развилось в настоящее время. Надо постоянно доносить до сознания, что это депрессия виновата в том, что жизнь кажется такой пустой и тягостной.

Не следует давать банальных советов депрессивному больному, таких как: "ты должен взять себя в руки", "ты мог бы справиться, если бы захотел". Не допускать никаких плоских, примитивных утешительных высказываний или тривиальных подбадриваний. Следует относиться со всяким вниманием к любым жалобами и ощущениям депрессивного больного, ни в коем случае не игнорировать их как безделицу, а внимательно и с терпением выслушивать все, что он говорит.

Также нельзя поддерживать желание человека выдавать болезненное видение своей жизни за реальность. Задача пастыря - показать, что Бог по какой-то определенной причине дал нам именно эту страну и семью, учебу и работу, друзей и недругов, радости и скорби, здоровье и болезни. Именно в этой ситуации есть нечто важное, подчас скрытое, но "божественное". Важно убедить человека, что наше спасение совершается (по слову апостола Павла) "здесь и сейчас".

Чрезвычайно важно настоятельно советовать депрессивному больному в этом состоянии не принимать кардинальных решений в отношении учебы, работы, семьи, выбора духовника. Этот совет связан с тем обстоятельством, что в период депрессии нарушается адекватное восприятие мира, и правильное решение больной принять в таком состоянии не может. Только после выхода из болезненного состояния возможно вернуться к решению этих социальных вопросов (то, что на языке аскетики называется "сидением в келии").

Нередко в период депрессии больной не может молиться, читать Молитвослов или Священное Писание. Иногда даже участие в богослужениях и в таинствах не приносит облегчения. Священник должен найти слова утешения, в идеале постараться молиться вместе с больным; помочь увидеть тайну милосердия Божия; объяснить, что Бог ищет в нас любовь, а не самобичевание.

Также неверным советом является указание "отвлечься от печали" погружением в общество жизнерадостных людей, отправиться в дом отдыха, паломническую поездку, монастырское послушание и т.п. Это может еще больше загнать человека в тоскливое состояние.

При мыслях и намерениях о самоубийстве, которыми может поделиться человек, очень важно не высказывать ужас и критику по поводу услышанного. Нельзя ни спорить, ни отговаривать, ни убеждать, что "есть для чего жить". Необходимо спокойно и внимательно выслушать и выразить свое сопереживание. В идеале - вместе помолиться. В зависимости от ситуации, можно дать нравственную оценку этих побуждений; указать на их внешний, болезненный характер ("В болезни не желай себе смерти - это грешно" - преподобный Пимен Многоболезненный).

В то же время нельзя соглашаться с желанием больного замкнуться в себе, оставаться "бесчувственным". Необходимо внушать мысль о важности добродетелей щедрости, милосердия, благотворительности, различных внешних форм проявления любви. Все это помогает не зацикливаться целиком на своей слабости и никчемности. А также помогает учиться видеть и благодарно принимать ответную помощь со стороны.

Надо отметить, что часто люди в депрессивных состояниях ищут ответы на свои вопросы, консультируясь на форумах, занимаясь самолечением, хождением "по бабкам", "по гомеопатам", "по отчиткам" и т.п. Надо отметить бесперспективность таких действий, указав на вредность такого подхода вместо своевременного обращения к специалисту.

Другой крайностью являются отчаянные попытки найти "православного психиатра", "православного психотерапевта", "православного психолога" или "священника с психиатрическим образованием". Необходимо убедить как больного, так и его родственника в необходимости молитвенного поиска не "православного", а хорошего и внимательного врача.

В этом же ряду стоит поиск как "волшебной таблетки", так и "чудотворного образа от депрессии". Следует указать на ложный и магический характер этого пути и посоветовать встать на путь личного молитвенного подвига в деле исцеления.

И наконец, самое важное - священнику желательно вспомнить опыт тех святых подвижников, которые сами переносили депрессивное состояние, и воспользоваться их духовными советами.

В качестве примера приведу выписки из писем святителя Игнатия Брянчанинова, который в своей жизни много страдал и, проведши всю свою жизнь в страданиях, почитал сострадание страждущим своим священным долгом. Ниже приводятся отрывки из его писем к своим духовным чадам.

"И ты все болен! Что сделаешь! Больной не может быть вполне причислен к живым, потому что он живет полужизнью, какою-то тенью жизни. Самые душевные способности его цепенеют, не действуют так, как им должно б было действовать. Ныне не страдают христиане от оков и мечей; потерпим мучение от болезней и других скорбей. Всякому времени даны своего рода страдания: нашему времени даны страдания мелочные. Претерпим их. Весы и мзда у Бога" [1].

"Находящийся в болезненном состоянии подобен закованному в тяжкие оковы извне и внутри" [2]. "…Cостояние лечащегося от хронической болезни труднее, нежели состояние болящего: отнимает все время, действие лекарств поставляет тело в ненатуральное положение, отнимает способности телесные и душевные, … держит в состоянии непрерывающейся усталости, какого-то онемения и усыпления" [3].

"Власы глав наших изочтены у Бога; ни одна из птиц бессловесных не падает без воли Творца своего: неужели без той воли могло приблизиться к Вам искушение? - Нет! Оно приблизилось к Вам по попущению Бога. Недремлющее око Промысла постоянно бдит над Вами; всесильная десница Его охраняет Вас, управляет судьбою Вашею. По попущению или мановению Бога приступили к Вам скорби, как мучители к мученику... Не предавайтесь печали, малодушию, безнадежию! Скажите… Вашим унывающим помыслам, скажите Вашему пронзенному скорбью сердцу: "Чашу, юже дает ми Отец, не имам ли пити от нея?" (Ин.18:11) … Оставим людей в стороне: точно - они посторонние! Обратим взоры наши к Богу, повергнем к ногам Его воздымающиеся и мятущиеся помыслы наши, скажем с благоговейной покорностию: "Да будет воля Твоя!"" [4].

Чаша скорбей, "Чаша Христова отверзает вход в страну разума духовнаго, состояния духовнаго, вшедший туда… начинает совершать свое земное странствование, как бы несущийся по воздуху превыше всего, - на крыльях веры… Вера подымает с земли, освобождает от оков, изъемлет из среды мучений, возносит к небу, вводит в покой духовный" [5].

"Радуйтесь! - И паки реку: радуйтесь! Вы для того на берегу моря скорбей, чтобы переплыть в страну радостей… Достигшие этого блаженного берега забывают, в упоении наслаждением, все скорби, претерпенные ими на море. Становитесь бестрепетной ногой в легкую ладью веры… Скорее, нежели предполагаете, нежели можете себе представить, перенесетесь через море, перенесетесь в рай. Но между духовным раем и жизнью плотской, душевной, обыкновенной, которой живут вообще все люди, положены в разграничение… - крест и распятие" [5].

"Вот оружия, которые святое буйство проповеди Христовой вручает рабу Христову для борьбы с … мрачными помыслами и ощущениями печали, являющимися душе в образе страшных исполинов, готовых стереть ее, поглотить ее:

1-е - слова: "Слава Богу за все".

2-е - слова: "Господи! Предаюсь Твоей Святой Воле! Буди со мной Воля Твоя".

3-е - слова: "Господи! Благодарю Тебя за все, что Тебе благоугодно послать на меня".

4-е - слова: "Достойное по делам моим приемлю; помяни мя, Господи, во Царствии Твоем"" [5].

"При явлении печального помысла или тоски в сердце начинайте от всей души, от всей крепости Вашей произносить одно из вышеозначенных предложений, произносите его тихо, неспешно, не горячась, со вниманием, во услышание одних Вас - произносите до тех пор, доколе… не известится сердце Ваше в пришествии благодатной помощи Божией… Эти оружия… наделают дела более, нежели все вкупе собранные глубокомысленные суждения и изыскания богословов-теоретиков, сказателей букв: германских, испанских, английских, американских!" [5].

Литература

  1. Святитель Игнатий (Брянчанинов). Полное собрание сочинений. Том 7. Избранные письма. Письмо 113. К некоторому священноиноку, духовному сыну. О болезнях и душевном ожесточении, URL: http://брянчанинов.рф/tom7/113.shtml
  2. Святитель Игнатий (Брянчанинов). Полное собрание сочинений. Том 7. Избранные письма. Письмо 279. О претерпении болезни телесной. URL: http://брянчанинов.рф/tom7/279.shtml
  3. Святитель Игнатий (Брянчанинов). Полное собрание сочинений. Том 7. Избранные письма. Письмо 266. О своем телесном и душевном состоянии. URL: http://брянчанинов.рф /tom7/266.shtml
  4. Святитель Игнатий (Брянчанинов). Полное собрание сочинений. Том 7. Избранные письма. Письмо 75. К некоторому священноиноку, находящемуся в скорбных обстоятельствах. URL: http:// брянчанинов.рф/tom7/75.shtml
  5. Святитель Игнатий (Брянчанинов). Полное собрание сочинений. Том 7. Избранные письма. Письмо 114. К отцу, постигнутому скорбными обстоятельствами. О борьбе с помыслами. URL: http://брянчанинов.рф/tom7/114.shtml

TopК началу страницы
Главная
страница
Информационные
материалы
Ноу-хау Информационный
бюллетень
Миссия АСТ Объявления

Copyright (c) Круглый стол по религиозному образованию и диаконии, 1996-2019. Все права защищены.