Главная страницаИнформационные материалыНоу-хауИнформационный бюллетеньМиссия ACTОбъявления

Информационный бюллетень, январь 2019

Конференция по работе с наркозависимыми

Ниже публикуются доклады участников
конференции "Богословское осмысление проблем зависимости: православный и католический взгляд",
1-2.10.2018 г., С.-Петербург (продолжение)

Различное влияние современных и архаичных представлений о зависимости и созависимости на формирование богословских представлений об этих феноменах

Евгений Проценко, психолог, руководитель Христианского благотворительного фонда "Старый Свет".

Болезнь зависимости и грех злоупотребления

Болезнь зависимости отличается от внешне очень похожего на нее злоупотребления тем, что зависимость является врожденной особенностью конкретного организма. Она лишь в небольшой степени обусловлена социальными или психологическими факторами, которые могут влиять только на возраст, в котором проявляется зависимость, а также на некоторые особенности ее проявления.

Зависимость как болезнь, в отличие от злоупотребления, является Non self-inflicted (не самовызываемой, не причиненной самому себе), т.е. проявляется не в результате тех или иных "греховных" форм поведения индивидуума, а в результате генетически обусловленных особенностей организма. Поэтому нет оснований объяснять ее личным грехом (например, пьянством) и надеяться, что выздоровление может достигаться только через отказ от употребления.

"Удобопреклонность души ко греху", как это называется в святоотеческой литературе, - несомненно, свойство, присущее каждому человеку.

Однако специфика биологических особенностей организма (в первую очередь, строения и функционирования центральной нервной системы) определяется, прежде всего, генетически. Поэтому наличие или отсутствие конкретных видов зависимости - именно зависимости, а не установок по отношению к тем или иным веществам или процессам - (например, от алкоголя или других психоактивных веществ) зависит от генетического фактора, являясь врожденным.

Уже с конца 80-х годов стали появляться исследования (напр. Sharon Popovich, 1988, MA: Lexington Books или Schaef, Anne Wilson. Co-Dependence: Misunderstood-Mistreated. - New York: Harper & Row, 1986), показывающие, что чем дольше специалист-аддиктолог работает в сфере практической помощи зависимым, тем реже он придерживается мнения, что зависимость является "самовызываемым" заболеванием, а напротив, чаще считает ее болезнью врожденной, обусловленной, прежде всего, генетикой (при этом понимая, что возраст, в котором начинают проявляться ее симптомы, их особенности и темп развития определяются духовными, а также микро- и макросоциальными факторами).

Таким образом, "обеты трезвости" или другие подходы, сосредоточенные исключительно на отказе от употребления ПАВ, но никак не решающие проблемы, которые вызывают это употребление, могут в каких-то случаях решить или сделать менее серьезными проблемы злоупотребляющего человека, но не могут никого избавить от зависимости или устранить причины зависимости.

Понятие созависимости в современной науке

Термин "созависимость" в последние несколько десятилетий все прочнее входит в лексикон специалистов разных направлений и приобретает популярность в сознании массового читателя. Однако, к сожалению, в абсолютном большинстве появляющихся у нас публикаций до сего дня преобладают и продолжают все шире тиражироваться архаичные, давно изжитые мировой наукой взгляды на созависимость как на проблему, связанную с наличием в семье алкогольной или наркотической зависимости. При этом созависимыми называются родственники и другие люди из окружения зависимого, а причиной проявления у них симптомов созависимости зачастую видится их реакция на "неправильное" поведение зависимого человека.

Надо сказать, что такой взгляд возник и был очень популярен в западной литературе в середине 50-х годов прошлого века. Однако уже к концу 80-х годов, т.е. 30-35 лет назад по мере изучения проблем зависимости в мировой науке стало складываться понимание созависимости как универсального свойства каждого человека, рожденного в нашем падшем мире. Это свойство, в противоположность отношениям подлинной общности, является психологической основой и условием формирования любых патологических форм поведения, в том числе зависимости.

Проблемы же родственников алкоголиков, наркоманов и других зависимых при ближайшем рассмотрении оказываются специфической формой зависимости, где объектом этой зависимости, в отличие от, например, героина для наркомана, является другой человек. Важно понимать, что природа такой зависимости - точно такая же, как и разрушительные для личности зависимого, его семьи и всего общества последствия, к которым она приводит. При этом зависимость формируется от различных видов отношений - психологических, смысловых, сексуальных с конкретным человеком, какой-то группой людей или же с другими людьми вообще.

При таком архаичном понимании термина "созависимость" происходит смешение и подмена понятий, искажение реальной картины этой проблемы, что самым серьезным образом мешает ее адекватному практическому решению и отражается на теоретическом, в том числе и богословском, осмыслении этого явления.

Так, например, усваивая подобную систему взглядов, созависимый человек начинает ощущать свою моральную несостоятельность, личную вину за проявления симптомов созависимости в своей жизни и пытается искупить эту вину вместо того, чтобы признать невозможность самостоятельно справиться с этой болезнью и обратиться за помощью к Богу и людям.

Мало того, подобный взгляд на свои проблемы взращивает в человеке обиды на Бога и упрочение представлений о Нем либо как о злобном и мстительном тиране, либо как о далеком, недоступном и равнодушном к конкретным людям Вершителе судеб.

Созависимость же в современном научном словоупотреблении (в западной профессиональной и популярной литературе) означает гораздо более универсальное понятие и относится к восприятию человеком самого себя через "кривое зеркало" реакций на него других людей, прежде всего тех, кто окружал его с раннего детства. Такое восприятие является сильно искаженным, не соответствующим реальности, и поэтому именно из него вырастают разные виды патологии и, прежде всего, различные виды конкретных зависимостей.

Общепринятого определения созависимости нет до сих пор. Есть множество разных определений, и каждое из них отмечает лишь один из аспектов проблемы (см. напр. Schaef, Anne Wilson. Co-Dependence: Misunderstood-Mistreated. - New York: Harper & Row, 1986). Как метко отметил один из отечественных исследователей созависимости, священник Сергий Николенко, познакомившись с зарубежными и нашими исследованиями созависимости, "созависимость - психологический механизм передачи первородного греха".

TopК началу страницы
Главная
страница
Информационные
материалы
Ноу-хау Информационный
бюллетень
Миссия АСТ Объявления

Copyright (c) Круглый стол по религиозному образованию и диаконии, 1996-2019. Все права защищены.