Главная страницаИнформационные материалыНоу-хауИнформационный бюллетеньМиссия ACTОбъявления

Информационный бюллетень, май 2018

Богословие зависимости. Путь к симфонии

Е.Рыдалевская,
врач-нарколог, исполнительный директор Благотворительного фонда "Диакония", С.-Петербург

Человек не любит себя в этой жизни. Он любит, а точнее, думает, что любит свои страсти и, потому не имеет внятного представления о себе самом. Главное противоречие человеческого бытия - одно: "Бог сотворил человека правым, а люди пустились во многие помыслы" (Еккл. 7:29).

Страсть же - это не только влечение, но и страдание, которое в случае химической зависимости проявляется физической и душевной болью и не может быть излечено медикаментозно или путем хирургического вмешательства.

Наркомания или алкоголизм приводят к максимальному расстройству всех сил души человека: умной, чувственной и вожделевательной. Наиболее точное определение состояния зависимых от алкоголя и наркотиков находим у св. ап. Павла: "…помрачены в разуме, отчуждены от жизни Божией, по причине их невежества и ожесточения сердца их. Они, дойдя до бесчувствия, предались распутству так, что делают всякую нечистоту с ненасытимостью" (Еф.4: 18-19).

Удивительно, что это описание во многом совпадает с определением шести признаков аддикции, описанных проф. Менделевичем В. Д. в ХХ веке [1]:

  • продолжение употребления, несмотря на вредные последствия;
  • потребность в приеме вещества или возбуждении определенной активности (в случае игромании);
  • нарушение способности контролировать поступки;
  • состояние отмены;
  • признаки толерантности;
  • прогрессирующее забвение альтернативных интересов.

Остановимся более подробно на рассмотрении этих признаков, поскольку, чтобы воздействовать на проявления и причины заболевания, нужно понимать, с чем мы имеем дело.

Что означает "помрачены в разуме"?

Разумная сила души называется у святых отцов "естественным" разумом, а после грехопадения - "плотским" разумом. Он служит цели приспособления к окружающему миру. Он анализирует, рассуждает, мыслит, вступает в диалог, создает понятия и представления, но его суждения, в основном, ограничены чувственным миром.

Поскольку чувственный мир зависимого человека тесно связан с жаждой переживания "химической радости" или снятием тягостных переживаний и дискомфорта, вызванных синдромом отмены, то и разум в такой ситуации будет обслуживать эти потребности, прибегая к самым изощренным формам лжи и манипуляции до полной потери здравого смысла. В Священном Писании мы находим подтверждение тому, что здравый рассудок можно потерять: "Ибо они народ, потерявший рассудок, и нет в них смысла" (Втор. 32:28). Человек может настолько извратить свой рассудок, что может именоваться безрассудным (Лев.5:4; 1 Пар.21:8; Пс.106:17; Мф.7:26 и др.) или сделать свой рассудок лукавым: "Виноградари, увидев его, рассуждали между собою, говоря: это наследник; пойдем, убьем его, и наследство его будет наше" (Лк.20:14; Мф.21:25-27).

Согласно учению св. Дионисия Ареопагита о сверхчувственном мире, рассудок догадывается или получает ведение от ума: "Разум делает заключения об умосозерцаемых вещах, но не сам по себе, а связавшись с умом (????)" [2].

В случае зависимости, есть предположение, что человек оказывается пленником духа злобы поднебесной, и потому рассудок помрачается демоническим образом, максимально отдаляя его от понимания воли Божией. Священник Сергий Гончаров так размышляет об этом: "Не только страсть к наркотикам, но и любая другая противоестественная страсть есть в мистическом смысле духовный блуд с падшими духами… Лишь некоторая интуиция подсказывает, что наркомания - это особый вид блуда, особый вид контакта с бесами…". Избавиться же от ошибочности в рассуждениях человек может лишь тогда, когда имеет внутреннее единение с неповрежденным источником Истины - Христом.

В случае развития зависимости до стадии болезни (а сегодня медицинская наука считает, что не любое злоупотребление психоактивными веществами (ПАВ) есть болезнь) айсберг трехсоставной человеческой души переворачивается, и вверху оказывается вожделевательная часть души человека, ее потребность в ПАВ становится фактором, определяющим поведение человека; душа, страдая от чувства стыда и вины, все же вместе с разумом подчиняется своей страсти в обслуживании этой потребности. Зависимый человек может совершать безумные поступки, поскольку для него существует только одна приемлемая логика - логика потребления ПАВ прежде всякого другого действия: "...отчуждены от жизни Божией, по причине их невежества и ожесточения сердца их. Они, дойдя до бесчувствия, предались распутству так, что делают всякую нечистоту с ненасытимостью" (Еф.4:18-19).

Отчужденность от Бога в практической жизни приводит к совершению греха, нарушению заповедей Божиих без раскаяния и без ясного понимания, что есть добро и что есть зло. Человек в нравственном и духовном отношении опускается до первобытного состояния, его логика становится пещерной, как в известной притче: миссионер, приехавший к папуасам, спросил у них, знают ли они что такое добро, а что такое зло. Папуасы ответили ему, что когда соседнее племя нападает, уводит жен и скот - это зло, а когда сами они нападают на соседей и забирают их имущество - это добро".

В процессе злоупотребления ПАВ болезнь превращает человека в такого папуаса, поэтому если зависимый украл, и его не догнали, он чувствует себя ловким и удачливым молодцом. Чувствует азарт и удовлетворение, поскольку напряжение, связанное с абстиненцией, разряжается, наконец, в употреблении. Если кто-то в квартире зависимых умер от передозировки, его выносят на лестницу и продолжают употребление. Если деньги на ПАВ добыты любым самым бесчестным путем - грабежом, убийством, насилием, то переживания обычного человека, муки совести, были бы запредельными, если бы не наступившее "...ожесточение сердца…", которое психологи назовут психологической защитой. Зависимость называют болезнью "замороженных чувств", поскольку человек не может жить, испытывая запредельную боль. Он должен найти способ спрятаться от нее. "[Адам,] где ты?... Я наг, и скрылся" (Быт.3: 9-10). Соответственно, придя в "бесчувствие", человек утрачивает способность к различению чувств, а следовательно, и к управлению ими. Он не в состоянии ни назвать их, ни соответственно осознать свои переживания. А значит, утрачивает адекватный контакт и с самим собой, и с окружающим миром. Ибо только с помощью чувств мы можем вступать с окружающими в отношения любви, когда привязанность рождается именно из совместного разделения переживания, а не из простого пространственного соседства или совместных действий. Поскольку "… любить - значит слушать другого, ставить себя на его место, понимать его, интересоваться им. Любить - значит отвечать на его зов и на его самые глубокие потребности. Это значит сопереживать ему, страдать вместе с ним, плакать, когда плачет он, радоваться, когда радуется он. Любить - значит также быть счастливыми, когда он рядом, грустными, когда его нет; это значит взаимопроникать друг в друга, обретая прибежище друг в друге. "Любовь представляет собой силу объединяющую", - говорит Дионисий Ареопагит" [3].

В случае зависимости сердце совершает шаг от любви к максимальному, запредельному патологическому эгоизму, переживаемому как предельное одиночество, когда оно слышит только свою потребность. А потребность эта заключается в увеличивающейся дозе вещества в связи с тем, что меняется биохимизм тела, меняется толерантность (переносимость вещества), формируется феномен тяги. Отсюда и упомянутая апостолом "ненасытимость".

Сама перевернутость иерархичной пирамиды человеческой души, где и ум и душа подчинены вожделевательной природе и повредились в этом положении, что в емком и метком русском языке именуется "рас-с-троенн-остью", приводит к тому, что главная цель человеческой жизни - достижение единства всех сил души, которые организованы вокруг личности, как образа Божия - становится недостижима. Только на этом пути собирания к подлинному "Я" человек может ощущать внутреннее единство, гармонию и цельность. "Ибо вот, Царствие Божие внутрь вас есть" (Лк. 17:20-21).

Здесь важно упомянуть о том, что святые отцы различали у человека природу и личность (ипостась). "… как и в догмате Троичности, суть заключается в различении природы и ипостаси. Но в Троице - одна природа в трех Ипостасях, во Христе - две различные природы в одной Ипостаси. Ипостась заключает в себе и ту, и другую природу: Она остается одной, становясь другой: " Cлово стало плотью"…" [4].

По мнению В. Лосского "Личность, не должна определяться своей природой, но сама может определять природу, уподобляя ее своему Божественному Первообразу" [4].

В случае развития зависимости как болезни, происходит обратный процесс. Зависимые теряют свою личностную идентичность и становятся похожими друг на друга. Особенно это сходство заметно по специфике вещества, которое становится предметом выбора. Опийные наркоманы отличаются от злоупотребляющих психостимуляторами, алкоголики от "солевых". Портрет человека тускнеет и теряется под специфической маской болезни. Из чего можно сделать вывод, что зависимый, теряя собственную личность, в своих поступках максимально определен природой, поврежденной заболеванием. А поскольку природа (в том числе биохимические изменения в организме, поведенческие стереотипы, психологические проблемы, неврологические повреждения) у зависимых от схожего вида вещества повреждается сходным образом, то они становятся похожи друг на друга сообразно с теми изменениями, которые происходят в их поврежденной болезнью природе, то есть в психологических изменениях, социальных проблемах, и прочих расстройствах, сопутствующих заболеванию. Врачи так и говорят: "HABITUS" или внешний вид человека, который помимо телосложения складывается из осанки, цвета кожи, особенностей выражения лица, взгляда, характеризующих душевное состояние обследуемого, по которым можно судить о состоянии здоровья человека, об имеющемся у него заболевании.

Однако было бы ошибкой утверждать, что личности уже как бы и не существует. "Как существо личностное, человек может принять или отвергнуть волю Божию. Он остается личностью даже тогда, когда далеко уходит от Бога, когда становится по своей природе Ему неподобным: это означает, что образ Божий неразрушим в человеке. Однако поскольку личность неотделима от существующей в ней природы, постольку всякое природное несовершенство, всякое ее "неподобие" ограничивает личность, затемняет "Образ Божий"… Познавая и желая по своей несовершенной природе, личность практически слепа и бессильна; она больше не умеет выбирать и слишком часто уступает побуждениям природы, ставшей рабом греха" [5].

Соответственно, чтобы помочь зависимому, нужно определить последовательность действий, при которой возможно прояснение "Образа Божия". Собственно путь созидания должен быть ступенчатым, чтобы шаг за шагом вернуть человеку его утраченное достоинство.

Первым шагом к исцелению, понимаемому как восстановление "Образа Божия" в человеке, будет помещение человека, при его на то согласии, в безопасное пространство, где не будет насилия и доступа к веществу, от которого сформировалась зависимость.

Главным фактором, без которого немыслимо все остальное, будет создание терапевтической среды. Ее отличительные свойства:

  • уважительные, теплые, принимающие межличностные отношения (наподобие семейных);
  • чувство принадлежности к терапевтической общине и осознание того факта, что люди здесь вместе стремятся к одной цели.

В терапевтической среде обязательно присутствует внимание к другому, мало помалу становящееся вовлечённостью в его судьбу, признание связи с другими членами общины. "Любить - значит слушать другого, ставить себя на его место (а события из жизни разных зависимых людей имеют много схожего), понимать его, интересоваться им" [3]. Поэтому одним из инструментов будет "малая группа" как пространство слушания и любви, где обратная связь организована так, чтобы каждый почувствовал это. Помогать - это значит участвовать в жизни другого, участвовать в его эмоциональном опыте. У каждого человека, ставшего воспитанником в терапевтической общине, есть потребность в привязанности как способе выйти из одиночества. Привязанность - ощущение психологической связи между людьми. Она основана на пережитом и - что очень важно - разделенном совместном эмоциональном опыте. Одна из важнейших наших эмоциональных потребностей - это потребность увидеть свое отражение в другом, почувствовать, что другой человек реагирует на нас, распознает и разделяет наши переживания.

В книге Виктора Франкла "Человек в поисках смысла" есть размышления о том, что нужно делать человеку, оказавшемуся в аду концентрацио?нного лагеря. Собственно примерно то же необходимо делать человеку, попавшему в ад зависимости. "Что было действительно необходимо - это коренное изменение нашего отношения к жизни. Мы должны были научиться, и более того, учить отчаявшихся людей, что на самом деле имеет значение не то, что мы ждем от жизни, а то, что жизнь ожидает от нас… Наш ответ должен состоять не в разговорах и размышлениях, а в правильных поступках и правильном поведении. В конечном счете жить означает брать на себя ответственность за выбор правильного ответа на проблемы жизни, и выполнять задачи, которые она постоянно дает каждому человеку".

Четкие границы, которые определены в реабилитационном центре для зависимых, помогают человеку сформировать навыки правильного поведения, которого ждет от него жизнь. Это уважение к другим, умение договориться без насилия и обсце?нненной ле?ксики, умение успевать и своевременное участие во всех программных мероприятиях, ответственное выполнение порученной работы. И далее - от простого к более сложному - к умению рефлексировать, брать на себя ответственность, к формированию доверия, поиску веры и осмысленных отношений с Богом. И здесь будут нужны и размышления, и разговоры, как терапевтические мероприятия для просветления помраченного рассудка, улучшения коммуникативных навыков, поиска новых идей, мыслей, смыслов.

Так постепенно мы можем способствовать восстановлению расстроенной личности, исцелению поврежденной природы, возвращению человека к своей личности во всей ее уникальности, достоинстве и присущих ей дарах.

В условиях терапевтической среды обеспечивается еще и подготовка личности к самоопределению в основных сферах жизнедеятельности: духовной, психологической, трудовой, семейно-бытовой. Важно помочь человеку сформулировать новые ценностно-смысловые жизненные ориентиры, дать почувствовать вкус к новой жизни, свободной от психоактивных веществ, насилия и одиночества. Кроме этого, развиваются способности к самореализации, к формированию среды общения, осуществляется подготовка к самостоятельной и ответственной деятельности в различных сферах, происходит обучение организации досуга, формирование способности к саморегуляции и структурированию своего свободного времени.

В широком смысле, сама Церковь Христова - это изначально благодатное терапевтическое пространство для больного зависимостью от греха человечества. Поэтому ничего нового в нашем процессе реабилитации, кроме специализации по наиболее асоциальным проявлениям зависимости, нет. Но есть неизбежно новый язык определений и подробная разработка аскетических действий, то есть конкретных упражнений в самодисциплине, самоограничении, рефлексии, направленных на внутреннее преображения и изменение, сообразных реалиям современности, которые в конечном итоге приводят к полному и глубокому осмыслению и изменению собственной искажённой природы человека, предпринимающего эти действия.

Основную информацию, умения и навыки, которые нужно получить за время реабилитационного процесса, можно сгруппировать в три этапа: "Прийти в себя", "Прийти к Богу", "Вернуться к людям". Более подробно с содержанием этих этапов можно познакомиться в авторской программе "Метанойя" на сайте Благотворительного Фонда "Диакония" (www.diaconiafond.ru).

Литература

  1. Руководство по аддиктологии / Под ред. проф. В. Д. Менделевича. СПб.: Речь, 2007, с. 7.
  2. Михаил Пселл. De anima // PG 122, 1029.
  3. Жан Ванье. Община - место прощения и праздника.
  4. В. Лосский. Очерк мистического богословия Восточной Церкви. Догматическое богословие. - M., 1991.
  5. Св. Феофан Затворник. Начертание христианского нравоучения. - М., 1885.

TopК началу страницы
Главная
страница
Информационные
материалы
Ноу-хау Информационный
бюллетень
Миссия АСТ Объявления

Copyright (c) Круглый стол по религиозному образованию и диаконии, 1996-2018. Все права защищены.