Главная страницаИнформационные материалыНоу-хауИнформационный бюллетеньМиссия ACTОбъявления

Информационный бюллетень, июль-сентябрь 2017

Семинар по работе с наркозависимыми

1 сентября 2017 года в Санкт-Петербурге в высшей католической семинарии "Мария - Царица апостолов" прошел семинар "Богословское осмысление проблем зависимости: православный и католический взгляд". Накануне, 31 августа, участники форума посетили реабилитационные центры Санкт-Петербургской митрополии Русской Православной Церкви - в поселках Сапёрное, Красноармейское и Торфяное.

Модерировал работу семинара руководитель Координационного центра по противодействию наркомании и алкоголизму Санкт-Петербургской епархии протоиерей Максим Плетнев. С приветственным словом к участникам встречи обратился ректор семинарии "Мария - Царица Апостолов" священник Константин Передерий.

Глава Русского отдела фонда "Помощь Церкви в нужде" Петр Гуменюк, также приветствуя собравшихся, сообщил, что инициатором проведения семинара выступила православно-католическая рабочая группа, которую курируют с православной стороны митрополит Волоколамский Иларион, с католической - ординарий архиепархии Божией Матери в Москве архиепископ Павел Пецци, а также руководство фонда "Помощь Церкви в нужде". П.Гуменюк представил членов этой группы - сотрудника Отдела внешних церковных связей (ОВЦС) Московского патриархата Маргариту Нелюбову, сотрудницу Культурного центра "Покровские ворота" Джованну Парравичини, Игоря Вербицкого - тех, "кто помог осуществить эту встречу". На семинаре присутствовал также руководитель Британского отдела фонда Невилл Кёрк-Смит.

Историческая встреча Папы Франциска и Патриарха Кирилла в Гаване в феврале прошлого года, сказал далее Петр Гуменюк, стала импульсом для проведения различных мероприятий и встреч между православными и католиками в направлениях, зафиксированных в итоговом документе. Первое направление - помощь гонимым христианам на Ближнем Востоке, и второе, по которому проходит сегодняшняя встреча в Санкт-Петербурге - общехристианские ценности, вопросы семьи и социального служения. Петр Гуменюк выразил благодарность митрополиту Санкт-Петербургскому и Ладожскому Варсонофию, благословившему проведение этого семинара.

Руководитель сети противонаркотических реабилитационных центров Выборгской епархии Русской Православной Церкви протоиерей Сергий Бельков в докладе "Опыт пастырского окормления наркозависимых в православном реабилитационном центре" особо отметил, что исцеление возможно только с помощью духовно ориентированных программ. Программа, с помощью которой оказывается помощь наркозависимым, находится на стыке богословия, педагогики и психологии, ее основные этапы - мотивационный, социальная реабилитация в загородных учреждениях, ресоциализация, постреабилитационное сопровождение. Основной этап - загородный - осуществляется в приходских или монашеских общинах, ключевая роль здесь принадлежит священнику, хотя предполагается участие и светских специалистов. Один из компонентов реабилитационной работы - духовный, в центре которого - богослужения, таинства, причастие, индивидуальные духовные беседы. Второй компонент - психолого-педагогический. При этом пастырская психология не отвергает светских методов, отметил о. Сергий.

Священник Педро Кинтела (Лиссабон, Португалия) рассказал о деятельности основанной им общины "Дверь надежды". В общине 125 человек, и еще 50 человек приходят каждую неделю за поддержкой. "Мы выходим к людям, которые колются прямо на улицах, ходим также в тюрьмы", - рассказал участник семинара. Есть и другие пути, которыми в общину приходят нуждающиеся: через государственное здравоохранение, а также по рекомендации ранее участвовавших в программе. Педро Кинтела коснулся и богословского аспекта проблемы, отметив, что наркозависимость - явление антиевхаристическое. "Иисус Христос дает свое Тело, а наркозависимый принимает яд в свое тело… Наркозависимые являются детьми потребительского общества. Наркозависимость - это попытка быть в раю без отношений со Христом", - подчеркнул священник.

Руководитель Координационного центра по противодействию наркомании Синодального отдела по церковной благотворительности и социальному служению епископ Каменский и Алапаевский Мефодий в докладе "Подготовка пастырей к работе с зависимыми людьми" поделился размышлениями, каким должен быть семинарский курс по проблеме наркомании. Архиерей с сожалением отметил, что в настоящее время этой проблеме в программе семинарского образования не уделяется должного внимания. Курс должен быть кратким и лаконичным, в нем должно быть прописано то, о "чем нельзя не сказать". Епископ предложил отделить проблему наркомании от проблемы алкоголизма; указал на необходимость присутствия богословского осмысления проблемы. Курс должен также содержать информацию о системе поддержки наркозависимых в РПЦ. В курсе должно быть отмечено, что наркомания - это грех и болезнь, а также что стоит за термином "неизлечимость наркомании". Необходимо рассказать о приоритетной методике основного этапа - реабилитация в церковной общине, пояснить основные принципы, по которым Православная Церковь занимается этой проблемой, сообщил епископ Мефодий.

Протоиерей Владимир Хулап, проректор по учебной работе, зав. кафедрой церковно-практических дисциплин Санкт-Петербургской православной духовной академии и семинарии, продолжил обсуждение вопроса присутствия тематики наркозависимости в учебных планах. Пока есть возможность рассматривать ее только в рамках пастырского курса. Так, в рамках бакалавриата введена обязательная социальная практика, которая особенно эффективна на первом курсе. Наша задача - сориентировать будущих священников, которые в своем пастырском служении столкнутся с проблемой наркозависимости, отметил о. Владимир.

Жозе Бердини, основатель Общины PARS (Мачерата, Италия) выступил с докладом "Отчаянная жизнь наркоманов и христианская жизнь как опыт воскресения". Бердини рассказал о своем опыте освобождения от наркотической зависимости в общине "Встреча", а также о последующем знакомстве с общиной Луиджи Джуссани. "Наша община живет как ответ современному обществу, чтобы сделать очевидным присутствие Христа", - отметил он.

Участники семинара коснулись такой проблемы, как использование метадона в практике лечения наркозависимости (синтетический опиоидный наркотик, используемый в "заместительной терапии"). Участники высказали отрицательное отношение к использованию метадона, отметив его негативные последствия. "Те, кто приходит в нашу общину, должны расстаться с метадоном", - сообщил священник Педро Кинтела.

Доктор психологических наук, профессор кафедры церковно-практических дисциплин Санкт-Петербургской духовной академии и семинарии Лариса Шеховцова продолжила разговор о богословских и психологических аспектах зависимости как страсти. Современный человек, свободный от "религиозных предрассудков", не знает своей зависимости от Творца. Зависимость от Бога дает человеку чувство защищенности, и эта идея дает основание считать такую зависимостью положительным феноменом. Таким образом, смена зависимости от мира зависимостью от Творца мира делает человека свободным, отметила она.

Лора Бальдассарри (Община Св. Михаила Архангела, Мачерата, Италия), поделилась необычным свидетельством - как нашла свое призвание в деятельности семьи и общины. Докладчица рассказала, как из небольшой семьи рождается братство мирян, в котором каждый работает на своем месте.

Джованна Парравичини зачитала доклад Роберто Минео, председателя Итальянского центра солидарности им. О. Марио Пикки (Рим).

В завершение работы семинара сотрудник ОВЦС Маргарита Нелюбова предложила более углубленно рассмотреть проблему зависимости с богословской точки зрения, тем более что "богословие наших Церквей в этом плане близкое".

На основе материала Елены Бажиной на сайте blagovest-info.ru

Возможен ли феномен положительной зависимости: богословско-психологические аспекты

Шеховцова Л.Ф.,
д-р психол. наук, профессор кафедры церковно-практических дисциплин Санкт-Петербургской духовной академии и семинарии

Проблема зависимости тесно связана с проблемой свободы и ответственности.

Сущность абсолютной свободы заключается в отсутствии всякого ограничения и необходимости. По определению богословов, свободно то, что есть причина для самого себя. Такой абсолютной свободой обладает только Сущий, Бог.

Человек, как тварное существо (не сущий, в смысле, не являющийся причиной самого себя), хотя и создан свободным, имеет ограничения своей человеческой свободы. Тело человека подчинено, детерминировано законами материальной природы, душа - социальными законами общественной жизни, и только дух человеческий, данный Богом, "дышит, где хочет" (Ин. 3, 8).

Человек, тварь, созданная Богом, бытие которой по замыслу Творца осуществляется в онтологически неразрывной связи с Творцом - совместном бытии, со-бытии Творца и твари.

Адам ходил пред Богом и должен был возрастать в союзе с Ним.

Поддавшись дьявольскому искушению в раю, Адам, не осознавая своей зависимости от Бога-Творца, как неразумный 3-летний ребенок сказал: "Я сам". Бог, уважая его свободный выбор (своеволие ребенка), предоставил ему возможность самостоятельного существования, но как разумный и ответственный Отец, оберегает его от гибели и ждет его возвращения в Отчий дом.

Отрицание тварью своей зависимости от Творца не приводит к исчезновению этой зависимости: не по своей воле человек был Создан, не по своей воле рожден. Даже если он "по своей воле" уйдет из жизни, он не перестанет быть.

Человек не может быть одним, вместо со-бытия с Богом он возрастает в со-бытии с другим человеком - вначале с близким, затем с более широким кругом людей, затем с человечеством (В.И. Слободчиков).

Совместное бытие с Богом или другим человеком не предполагает независимости человека.

Современный человек опутан многочисленными зависимостями в мире: привычки, система питания, семейные отношения, профессиональные нормы, не говоря уже о навязываемых в СМИ ценностях.

Отсутствие совместного бытия с Богом, отрицание того, что человек зависит от Бога, ведет к духовной смерти, отсутствие зависимости как совместного бытия и единства с человеческим обществом ведет к телесной и душевной гибели. Современный человек, "свободный от религиозных предрассудков", не знает, как правило, о своей онтологической зависимости от Творца и не осознает своей тотальной зависимости от мира, оберегая иллюзию своей независимости. Понимание того, что человек зависим от Бога, дает ему чувство безопасности, защищенности, принятия мира и любви. Это, по словам прот. Михаила Бравермана, дает основание считать такую зависимость положительным феноменом.

По учению святых отцов в результате грехопадения произошло искажение природы человека и его единое чувство распалось на чувства наслаждения и страдания. Когда человек подменяет положительную зависимость от Бога многочисленными зависимостями от другого человека, от вещества, технических средств, страстей, подчиняющих его виртуальному миру, то он стремится получить наслаждение, игнорируя и надеясь избежать сопровождающего это состояние страдания. Если до грехопадения он владел своей природой, то после грехопадения страсти неразумной природы овладели им. Единичный интерес, чрезмерно разросшись в ущерб другим, подчинил своему деспотическому господству волю человека, страсть становится болезнью, так как, приходя в страстное движение, душа оказывается "вне своего естества", поскольку приводится в движение чем-то чуждым, внешним, а не своим собственным желанием; страсти - недуг, а не естество природы.

С.Л.Рубинштейн определял страсть как состояние пассивно-активное: пассивное - потому, что человек пленен страстью, не может вырваться из этого состояния, а активное - потому, что человек может развивать большую активность для удовлетворения своей страсти.

В секулярной жизни, обыденной практике, свобода часто понимается как вседозволенность и произвол - "что хочу, то и делаю". Отказаться от самости и этого рабства страсти, освободиться, по мнению святых отцов, труднее, чем завоевать, например, социальную свободу. Поэтому вся аскетика - православная духовная практика - сосредоточена, в основном, на этом: как помочь человеку наиболее эффективно и действенно освободиться от зависимости, несвободы страстей.

Рабство греху, страсти - это высший вид рабства человека, - нарушение иерархии в естестве человека.

Если материалистическая и гуманистическая философия и психология подчеркивают, акцентируют мысль о зависимости человека от внешнего мира, его детерминированность биологическими и социальными законами, то святоотеческая мысль больше обращает внимание на несвободу человека от внутреннего мира, несвободу его от собственных страстей, влечений, потребностей.

На каком-то этапе своего духовного пути человек начинает осознавать имманентность Бога наряду с Его трансцендентностью и понимать свою зависимость от Бога, - писал Ясперс. Человек, созданный Богом в неразрывном онтологическом единстве с Творцом, единичный в своей экзистенции, обретает свободу и независимость от мира через свое единение с трансцендентным Богом, говорил он.

Человек осознает свою неразрывную онтологическую связь с Богом и, как ни парадоксально это звучит для современного сознания, такую связь-зависимость можно назвать положительной.

Господь ждет от человека осознания его онтологической несамостоятельности и желания восстановить утраченную связь.

Осознание и понимание Адамом со-зависимости со своим Творцом и добровольное принятие ее с любовью делает его независимым от всех других зависимостей в мире: от другого человека, от вещества, от князя мира сего.

В современной психологии и психотерапии проблема зависимого поведения человека выходит на ведущие позиции, что обусловлено духовными и социальными проблемами современного общества. Когда признают, что алкоголизм и наркомания - это болезнь, то человек как бы не несет ответственности за свое заболевание - его надо лечить. Таким образом, человек из ответственного за свою жизнь субъекта превращается в объект, с которым "другие" что-то делают.

В христианской психологии подход к решению проблемы зависимого поведения принципиально иной. Если Творец, пойдя на "риск", сотворил человека свободным, то Он не покушается на эту свободу даже в деле спасения человека для жизни вечной: "Се, стою у двери и стучу. Если кто услышит голос Мой и отворит дверь, войду к нему, и буду вечерять с ним, и он со Мною" (Откр. 3, 20). Союз человека с Богом может быть только по добровольному изъявлению человека, результатом свободной любви человека к Богу. Ответственность христианина как субъекта проявляется в "ответственном", т.е. добровольном и осознанном отказе от своеволия и своей самости в доверии к Высшей Мудрости и подчинении Его Воле.

Свобода духа человеческого проявляется, в том числе, и в его господстве над своей плотью и страстными зависимостями. Христиане называют себя рабами Божьими, ибо понимают, что только послушание Всевидящему и Всезнающему Богу ведет человека к истинной свободе. Это добровольное подчинение своей воли Воле Божьей есть проявление доверия к Его премудрости и благости, Его любви к каждому из нас.

Одна из главных христианских добродетелей - добровольное послушание Воле Божией: "Да будет Воля Твоя, а не моя". В добровольном согласии человека строить свою жизнь по Воле Божией, а не по самоволию и самохотению, заключается высшая христианская добродетель - смирение. И если Кант полагал, что "свобода - это подчинение самому себе", то для христианина свобода - это добровольное подчинение Богу-Творцу. Высший пример такого послушания являет нам Христос в молении о чаше в Гефсиманском саду: "Авва Отче! Все возможно Тебе; пронеси чашу сию мимо Меня; но не чего Я хочу, а чего Ты" (Мк. 14, 36). Отречение от своей самости и своей греховной воли происходит путем самоукорения и смиренномудрия.

Таким образом, путь исцеления от страстной зависимости - это отказ от зависимости от мира и признание и принятие своей Зависимости от Творца мира.

Свободен тот человек, который владеет собой, своими страстями, своими талантами и строит свою жизнь, освободившись от зла смерти. Свободен тот, кто способен быть самим собой, освободить свою сущность, свое "Я" от всего чуждого, того, что подавляет и искажает его сущность. Подлинная свобода - это сотворение своей жизни в соответствии со своим "логосом" - Замыслом Божиим о тебе. Быть самим собой - это значит соответствовать своей природе, которая есть Образ Божий.

Литература

  1. Михаил Браверман, прот. Роль Церкви в социализации и воспитании делинквентных подростков. - Магистерская диссертация. СПбДА, 2011.
  2. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. - М., 1989.
  3. Слободчиков В.И., Исаев Е.И. Психология развития человека. - М., 2000.
  4. Ясперс К. Общая психопатология. - М., 2001.

TopК началу страницы
Главная
страница
Информационные
материалы
Ноу-хау Информационный
бюллетень
Миссия АСТ Объявления

Copyright (c) Круглый стол по религиозному образованию и диаконии, 1996-2017. Все права защищены.