Главная страницаИнформационные материалыНоу-хауИнформационный бюллетеньМиссия ACTОбъявления

Информационный бюллетень, январь-февраль 2017

Четыре принципа оказания духовной помощи

Грете Шерфе

Перевод с английского

Что требуется от нас, сестер милосердия, для того, чтобы помочь умирающему пациенту жить и умереть в мире с самим собой, окружающими, со своим будущим и Богом? Важно не только то, что мы делаем, но даже в большей степени то, какие мы. Важно и то, и другое - быть и делать.

1. Будьте смиренны

Датский философ Сёрен Кьеркегор, (1813-1855) писал о подлинной помощи:

"... всякая подлинная помощь начинается со смирения. Помощник должен сначала смириться перед человеком, которому он хочет помочь, и тем самым понять, что помогать - это значит не доминировать, а служить, что помогать - значит быть не самым важным, а самым терпеливым, что помогать - значит быть готовым временно смириться с тем, что ты неправ и не понимаешь того, что понимает другой" [1].

В моем понимании, чтобы стать настоящим помощником, нужно признать пациента экспертом в своей жизни, а себя - его слугой, независимо от того, сколь великим экспертом в своей профессии я являюсь. Что это значит в практическом плане? Это может означать:

  • готовность учиться у пациента;
  • признаться перед пациентом в своей неуверенности, и, конечно, попросить у пациента прощения, если обидел его;
  • попросить у беспомощного пациента разрешения помочь ему, прежде чем помогать;
  • спросить разрешения, прежде чем задать пациенту личный вопрос;
  • сказать пациенту о том, чем в нем искренне восхищаешься;
  • благодарить пациента за то, что он мне дает. Например, за то, что он разрешает помогать себе, за его доверие, открытость, хороший разговор или добрый смех (и когда это я последний раз благодарила пациента?).

2. Будьте инициативны

Под этим я имею в виду: "Проявляйте инициативу".

Еще в 1980-х я провела исследование на тему духовных потребностей пациентов и сравнила свои выводы с результатами других исследований [2]. Позже некоторые выводы были подтверждены другими авторами [3].

Я узнала, что пациенты очень внимательны к сигналам, посылаемым сестрой. И что эти сигналы влияли на то, доверит ли пациент сестре свои духовные потребности. Я выяснила, что мы, медсестры, можем посылать три типа сигнала: красный, желтый и зеленый.

Красный означает "стоп!", "не говори со мной ни личные темы". Почему мы производим на пациента такое впечатление? Потому что мы заняты ("не буду досаждать занятой медсестре такими вопросами", - сказал один пациент), или грубы, или бесцеремонны.

Желтый означает "подожди!". Мы ждем, чтобы пациент сам пригласил нас к разговору на духовные темы. Я спросила одну сестру, говорит ли она со своими пациентами на духовные темы. Она ответила: "Не хочу давить на пациента. Он должен первым заговорить на эту тему". Забавно, но когда я задала этот же вопрос пациентам, то получила похожий ответ: "Буду говорить с сестрой об этих вещах, только если она первая заведет разговор". Они все ждали, чтобы другая сторона выступила с инициативой. Но я полагаю, что для пациента, особенно умирающего, это непомерный груз. Это подводит нас к третьему сигналу.

Зеленый означает "иди!". Этого сигнала от нас ждут многие пациенты. Они ждут, что мы проявим больше инициативы в оказании духовной помощи. Этот сигнал означает: "Я с тобой. Я хочу знать, что же для тебя действительно важно. Я готова выслушать твои сомнения и страхи, твой гнев и отчаяние, твои надежды и мечты". Как послать этот сигнал?

  • сядь (покажи, что у тебя есть время, можешь сказать пациенту, каким временем ты располагаешь);
  • без обиняков расскажи пациенту о возможностях получить духовную помощь;
  • без обиняков (но тактично) задавай прямые вопросы (не бойся спрашивать о духовном; не спеши давать ответы!);
  • можешь немного рассказать о своей вере, чтобы пациент представлял себе, с кем разговаривает.

Согласно результатам исследования, пациенты ждут от нас инициативы, но не хотят проповедей или развернутых свидетельств: хотят, чтобы мы задавали им вопросы, что-то предлагали, давали информацию для информированного выбора [4].

3. Будьте гибкими

Вам когда-нибудь приходилось видеть пациента, который говорит, что полностью сознает, что ему осталось всего несколько недель, а через минуту утверждает, что в следующем месяце собирается кататься на лыжах? Как вы реагируете? Здесь полезны следующие соображения.

Когда мы слышим от пациента что-то, что представляется нам нереалистичным, то обычно стараемся отвлечь его от подобных мыслей. Однако таким образом мы только еще больше подталкиваем его в сторону нереального. Ведь пациент мыслит нереалистично потому, что у него есть в этом потребность. Это защитный механизм, потому что реальность причиняет ему слишком сильную боль.

Мечтая, он "подзаряжается", чтобы обрести силы жить в суровой реальности. Вместо того, чтобы пытаться увести пациента от нереалистичных мыслей, мы должны пойти ему навстречу и, например, сказать: "Мне бы правда хотелось, чтобы ты смог покататься на лыжах. Что лыжи значат для тебя?" и т.д.

Я часто видела, что поговорив некоторое время о своей мечте и почувствовав, что нет ничего противозаконного в том, чтобы иметь такие мысли, пациент в конце говорит: "Но я знаю, что никогда уже не смогу делать этого".

4. Быть самим собой

Важно, чтобы умирающий пациент имел возможность быть самим собой. Но и мы - сестры милосердия - должны оставаться собой. Умирающему человеку, чтобы обрести покой, не нужны роботы. Ему нужна настоящая плоть и кровь. Ему нужна ты - настоящая.

Куда обратиться, когда нужна помощь в том, чтобы понять, как правильно строить отношения с пациентом? Как научиться сочетать личные, духовные и профессиональные аспекты собственной личности в своей сестринской практике? Я горжусь, что работаю в нашем хосписе, потому что у нас есть группа, где мы размышляем о своей профессиональной практике вместе с психологом, нашим священником или специально подготовленной медсестрой. У вас есть такая возможность? Можно было бы создать нечто подобное там, где вы работаете?

Литература

  1. Кьеркегор С. (1963), Точка зрения, 2 ч., глава 1А, Эстетическое письмо, стр.45
  2. Шерфе Г. (1988), Духовное попечение - роль медсестры? Анализ литературы. Dansk Sygeplejerad.
  3. Грасаас K.K. (1997): "Они могли хотя бы спросить…" (статья об уходе и духовных потребностях) Vard i Norden 4/1997, выпуск 4, стр. 32-35.
  4. Нильсен, Рита. Во время урока 22 сентября 2005 года Рита Нильсен заявила, что ее исследование подтвердило гипотезу Грете Шерфе 1988 года, "что "зеленый свет" со стороны сестры поощряет духовные нужды пациента".

TopК началу страницы
Главная
страница
Информационные
материалы
Ноу-хау Информационный
бюллетень
Миссия АСТ Объявления

Copyright (c) Круглый стол по религиозному образованию и диаконии, 1996-2017. Все права защищены.