Главная страницаИнформационные материалыНоу-хауИнформационный бюллетеньМиссия ACTОбъявления

Социальное служение - know-how:  работа с детьми

Рекомендации социальным работникам по работе с молодежью

Проблемы духовно-нравственного и психологического развития молодежи волновали общество всегда, т.к. юноши и девушки составляют ту основную социальную группу, от состояния которой зависит будущее страны. Мера личностной зрелости и социальной активности молодых людей, начинающих свою самостоятельную жизнь, отражается на состоянии государственного и общественного порядка, интеллектуальном потенциале страны, трудовой занятости, способности создавать устойчивые семьи, рождать и воспитывать здоровых детей. Вот почему принципиально важно научиться взаимодействовать и общаться с молодежью. Первый съезд православной молодежи, состоявшийся весной 2001 года, подчеркнул, что клирики и миряне должны понять проблемы современной молодежи и активно содействовать процессу ее воцерковления.

Основное психологическое противоречие периода юности, как уже говорилось в предыдущей публикации(, состоит в том, что молодые люди стремятся выявить свой личностный и творческий потенциал ("чего я стою?"), притязая сразу на многое, на самый высший уровень достижений. "Максимализм" установок, а также "идеализация" представлений о себе и людях в сочетании с жизненной неопытностью, делает юношей и девушек чрезвычайно "хрупкими натурами". Они постоянно душой тянутся к "высшему" и "большему", не делая подчас самого простого и необходимого. "Идеальное Я" и "реальное Я" в сознании молодых людей постоянно конфликтуют друг с другом, повергая юную душу в состояние страха, уныния и неуверенности в себе.

По мнению прот. В.Зеньковского, юность - самый благоприятный период для начала церковной жизни, т.к. человек в это время жаждет совершенства во всем, но и постоянно чувствует личную ограниченность, обусловленную неискушенностью и неопытностью молодой души.

Самая большая опасность для молодых людей в сфере духовной жизни заключена в эгоцентризме их сознания, полагающего точку отсчета в собственном "Я". Тщеславие и честолюбие расцветают в душе молодых людей пышным цветом, поэтому священнику приходится постоянно переключать юношей и девушек от мнения о самих себе на объективные интересы дела. Очень важно, чтобы пастырь, уделяющий внимание духовному окормлению молодежи, хорошо чувствовал, куда направлены чувства и мысли его юных прихожан, и понимал, насколько их намерения адекватны. Очень часто для воцерковляющихся юношей и девушек привлекательным становится путь монашеской жизни. Испытав первые разочарования и потрясения от безответной любви, неудачной сессии в институте или от непонимания родителей, они настойчиво просят своих духовников благословить их на послушание в монастыре с намерением затем в нем остаться. Если вовремя не распознать за этими "благими порывами" болезненного состояния души как следствия уязвленного самолюбия, тщеславие и честолюбие могут привести молодых людей к жестоким и горьким разочарованиям.

Жизнь по принципу "все или ничего" в период юности разрушает также профессиональные интересы и склонности. Поступление в среднее специальное или высшее учебное заведение с намерением добиться известности, большой зарплаты или высокого социального статуса провоцирует молодого человека учиться с большим напряжением, все время ставить своеобразные "рекорды успеваемости", а также нравиться преподавателям, принимающим экзамены. Погоня за внешними достижениями разрушает естественную познавательную мотивацию, и главным становится уже не содержание, а форма учебной деятельности.

Педагогическая и психологическая помощь молодежи должна предполагать постоянное развитие предметных интересов учащихся и студентов. Знание истины как таковое, освоение умений и навыков на хорошем профессиональном уровне должно привлекать внимание юношей и девушек. Для этого необходимо, чтобы рядом с молодыми врачами, педагогами, инженерами и рабочими находились опытные наставники, педагоги, способные личным примером показать, как непросто достигаются настоящие мастерство и профессионализм. Трудовое сотрудничество со специалистом является для молодежи полезной школой практического освоения полезных умений и навыков. Важно только, чтобы наставник не позволял себе несерьезного отношения к задаче передачи опыта, был готов раскрыть свои профессиональные секреты и мог терпеливо объяснять молодому человеку, в чем состоят его ошибки. Дружественный настрой наставника, готовность прийти на помощь в трудную минуту, еще и еще раз объяснить и показать, каким путем можно получить заданный результат, снимает у юношей и девушек страх и неуверенность в своих собственных силах, а также побуждает их к дальнейшему профессиональному росту.

Личностная незрелость ("инфантилизм") и юношеский "максимализм" являются также серьезным препятствием для создания духовно-здоровой семьи, рождения и воспитания здоровых детей. В возрасте 19-21 года юноши и девушки еще не успевают серьезно задуматься о том, что есть настоящая семья и каково предназначение мужчины и женщины в браке. Появление детей, само по себе, еще не изменяет сознания молодых людей в нужную сторону. Нередко можно видеть, как юные родители пьют крепкие напитки, курят или одеваются так же, как они это делали до рождения ребенка. Не ощущая ответственности за свое "отцовство" и "материнство", молодые родители часто наносят невольный вред малышу. Вместо того, чтобы вкладывать душу в воспитание ребенка, они нередко забавляются им как куклой, и в итоге малыш не дополучает родительской любви, необходимой для его физического, психического и духовного созревания.

Социальным работникам, педагогам и психологам, соприкасающимся с молодежью, необходимо учитывать фактор "инфантилизма" юношей и девушек в отношении семейных вопросов и стремиться путем духовного и психологического просвещения подготовить их к выполнению родительских воспитательных функций. Важно обратить внимание на качество внутрисемейных отношений и постараться донести до молодых людей то, насколько важно достижение христианской любви и согласия в доме. Вместе с этим, рекомендуется объяснить молодым супругам, что семья - это, прежде всего, духовный союз (малая Церковь), а не просто совместное ведение хозяйства или проживание на одной жилплощади. Достижение "духовной сопричастности" членов семьи требует самоотверженного созидательного труда, направленного на благополучие близких людей. Понимание того, что семья, как малая Церковь, сама не образуется, а требует созидательных усилий, что ее надо непрестанно "строить и обустраивать", существенно меняет жизненную платформу молодых супругов и формирует у них психологическую готовность к терпеливому восприятию жизненных невзгод и обстоятельств.

Мошкова И.Н.,
кандидат психологических наук

К началу страницы


Главная
страница
Информационные
материалы
Ноу-хау Информационный
бюллетень
Миссия АСТ Объявления

Copyright (c) Круглый стол по религиозному образованию и диаконии, 1996-2000. Все права защищены.