|
|
Социальное служение - know-how: работа с детьми |
Рекомендации социальным работникам по работе с подросткамиКогда речь заходит о взаимодействии с подростками 13-15 лет, как правило, взрослые люди тяжело вздыхают: "Так с ними трудно"! Период отрочества, по классификации протоиерея Василия Зеньковского, простирается от 11 до 16 лет, и все это время в общении с подростками возникает множество трудных проблем. Социальным работникам, педагогам и родителям бывает трудно находить общий язык с детьми-подростками, когда они не готовы правильно понять психологическую специфику "отрочества" как особого периода становления и развития личности человека. Во многом поведение подростков непредсказуемо для взрослых людей. Они порой буквально шокируют окружающих своим внешним видом, циничными суждениями или дерзкими поступками. Если все это воспринять буквально, то взрослым людям становится страшно от соприкосновения с "такими молодыми людьми". Мы говорим: "Они неуправляемы! Они нас не слышат! Они не принимают никаких советов и упрямо настаивают на своем!" Поэтому общаться с подростками очень и очень трудно. Но, с другой стороны, не будем забывать о том, что "отрочество" чрезвычайно сложный период жизни для самих детей. В возрасте от 11 до 16 лет наступает период выраженного психологического кризиса растущей личности. В это время подростки плохо понимают самих себя, свои желания, потребности и настроения, остро ощущают свое одиночество, свою беспомощность и непонятость со стороны взрослых и очень склонны к импульсивным, безотчетным поступкам. В период "отрочества" дети очень ранимы, потому что чрезвычайно противоречиво их субъективное ощущение самих себя. С одной стороны, в это время подростки претендуют "на взрослость", а с другой, - ведут себя как дети. В период от 11 до 16 лет происходит половое созревание человека и окончательное формирование всей физиологической основы его жизни. В это время происходит изменение всех антропометрических параметров человека: увеличивается рост и вес организма, меняются внешние данные, голос, появляются выраженные признаки их половой принадлежности. Подростки сами ощущают и видят эти перемены, иногда радуются им, иногда пугаются и расстраиваются. В этот период им особенно хочется, чтобы их любили, чтобы взрослое сообщество приняло их в свою жизнь как полноправных членов. Подростки еще не знают и не учитывают того, что жизнь общества постоянно предъявляет по отношению к человеку весьма жесткие требования. Нужно брать на себя добровольные обязательства, необходимо проявлять ответственность за слова и поступки, нужно проявлять разумную осторожность и избегать опасностей, необходимо постоянно учиться жизни и способам ее организации, набираться опыта общения с другими людьми. Подростки же хотят, чтобы их любили и принимали такими, какие они есть, по-детски наивно рассчитывая на снисходительность и прощение со стороны взрослых. Однако очень скоро убеждаются, что социум, регулируемый общественными законами, достаточно жесток, а порой и безжалостен. Сталкиваясь с этим, молодые души считают мир несправедливым, коварным и мечтают его переделать по-своему. Так, с одной стороны, подростки мечтают сблизиться с другими людьми, а, с другой, постоянно их от себя отталкивают протестным или вызывающим поведением. "Отрочество" представляет тем самым некий "загадочный" период жизни человека, входя в который, он может радикально и неожиданно для себя и всех окружающих измениться. Часто от родителей можно услышать такие слова: "Я своего сына (или дочь) не могу узнать! А ведь раньше он (или она) был(а) таким милым и послушным ребенком. Его (или ее) буквально подменили!" Что же происходит в период "отрочества" в сознании молодого человека? Во-первых, в подростковом возрасте происходит становление внутреннего мира человека. Подросток начинает вглядываться внутрь своей души и постепенно замечает, что она чем-то заполнена, что-то переживает или к чему-то стремится. Постепенно он начинает эти ощущения дифференцировать и научается вычленять свое специфическое отношение ко всему происходящему вокруг. В это время у человека впервые рождается осознание строго индивидуального, субъективного мироощущения, с которым ему придется жить дальше. Во-вторых, сталкиваясь с требованиями социума, подросток должен постепенно привыкнуть и адаптироваться к ним, преодолевая чрезмерный субъективизм своего внутреннего "Я" и желание подчеркнуть его своеобразие. Внутренний мир должен войти в согласие с внешним миром, человек должен уметь смириться с некоторыми объективными законами человеческого бытия в обществе. Не умея решить эту задачу, сознание подростка накапливает болезненные ощущения от столкновения с социумом, формируя у него так называемый "комплекс неполноценности". Вместе с его нарастанием в сознании молодого человека появляется ощущение "я не такой как все", травмирующее чувство одиночества, желание замкнуться внутри себя и никого в свой внутренний мир не впускать. Это состояние глухой защиты, "замкнутости" сознания человека чрезвычайно опасно для его последующей жизни, т.к. в данный момент человеком руководит его самолюбие и гордость. Ощущая свою "внутреннюю недостаточность" и погружаясь во мрак самолюбия, подросток подсознательно ищет выход из создавшегося положения. Выходов не так много. Замыкание в себе приводит: либо к саморазрушению (развитию склонности к душевному заболеванию или самоубийству), либо к браваде и бунтарству (склонности к безответственному, протестному и противоправному поведению), либо к бегству от действительности в некий параллельный мир (уходу в мир мечты, мир ложных удовольствий, получаемых от алкоголя или наркотиков, виртуальный мир компьютера), либо, наконец, что бывает очень редко, - добровольному согласию пересмотреть свои взгляды с учетом конструктивного опыта других людей. В-третьих, переживание "комплекса неполноценности" формирует в душе подростка тягостные чувства собственной несостоятельности, незащищенности и бесполезности существования, с которыми его самолюбию нелегко справиться. Желая преодолеть ограниченность собственного "Я", любой подросток стремится к самоутверждению, доказательству себе и другим, что он еще на что-то способен или еще что-то может значить для окружающих. Стремление заявить о себе толкает подростков подчас на самые неожиданные, нелепые и импульсивные действия, связанные с внешней демонстрацией своих обид, страданий, претензий "на взрослость", протестов против окружающей действительности и т.п. Поэтому ребята-подростки часто шокируют окружающих: вычурно и безвкусно одеваются, делают замысловатые прически, громко кричат и смеются, нецензурно ругаются, выбирают для себя опасные и рискованные увлечения, грубо и дерзко разговаривают с учителями и родителями, нарушают дисциплину и, подчас, даже общественные законы, проявляют распущенность в половом поведении, увлекаются курением, спиртными напитками или наркотиками, ведут ночной образ жизни, отказываясь от учебы и работы. Характерным для подростков является то, что в поиске способов самоутверждения они собираются в группы и компании, составленные из таких же незрелых в личностном отношении людей. Возможность свободной "тусовки" и общения со сверстниками в этих компаниях создает иллюзию социализации и надолго отрывает молодых людей от полноценной общественной жизни. Сказанное выше об особенностях мироощущения подростков и состояниях их сознания показывает, насколько взрослые люди (родители, учителя и социальные работники) ошибаются, когда пытаются воздействовать на ребят в приказном или назидательном тоне. Как только взрослый человек повышает голос на подростка, начинает жестко контролировать его действия или что-то категорически запрещать, происходит беда: молодые люди тут же обижаются на то, что им не доверяют и их не любят, срабатывает скрытый в их душе "комплекс неполноценности", а, вместе с этим, автоматически формируется защитная реакция, направленная на то, чтобы отреагировать на авторитарность взрослого ответной агрессией. Таким образом, необходимо запомнить, что в общении с подростками "сила действия равна противодействию". Чем жестче давление на сознание и душу отроков со стороны взрослых, тем яростнее и упорнее будет сопротивление. Иногда неправильные или несправедливые замечания взрослых, их назойливое и бестактное вмешательство во внутренний мир подростков прямо подталкивает их к уходу из дома и школы на улицу, в дурные компании, или же к попыткам самоубийства. Родителям, педагогам и социальным работникам, соприкасающимся с подростками, необходимо знать, что предотвратить беду можно только на основе установления и поддержания с ребятами доброжелательного и дружеского контакта. С подростками обязательно надо дружить, открыто беседовать, всячески показывая уважение и доверие к принятой ими позиции. Если же эта жизненная позиция неправильна, нужно пытаться ненавязчиво их переубеждать, приводя в доказательство конкретные факты и аргументы. Взрослый человек, если он действительно желает подросткам добра, должен уметь войти в общение с ними как старший, понимающий друг, проявляющий готовность выслушать, понять, простить и поправить допущенные ими жизненные ошибки. Разумная, требовательная доброта, проявленная по отношению к подросткам, поможет родителям, педагогам и социальным работникам почувствовать болезненные изломы их души, а также направить их энергию и творческий потенциал не на самоутверждение, а на подлинное развитие личности. Мошкова И.Н.,
|
Главная
страница |
Информационные материалы |
Ноу-хау | Информационный бюллетень |
Миссия АСТ | Объявления |
|