Главная страницаИнформационные материалыНоу-хауИнформационный бюллетеньМиссия ACTОбъявления

Социальное служение - know-how:  уход за больными

Выявление нарушения потребностей пациента

В современной практике сестринского дела принято рассматривать любое патологическое состояние пациента - будь то болезнь, травма или возрастные анатомо-физиологические изменения - с позиций возникающих при этом нарушений жизнедеятельности. Эти нарушения в той или иной степени, в том или ином объеме, в зависимости от различных обстоятельств не позволяют пациенту самостоятельно поддерживать свою повседневную жизнедеятельность на качественном уровне. Говоря иными словами, пациент не способен самостоятельно удовлетворять свои жизненно важные потребности. Это состояние порождает чувство дискомфорта у пациента и свидетельствует о низком качестве оказываемой медицинской помощи. Степень возникающих нарушений может быть различна. Она зависит как от тяжести и особенностей заболевания, так и от ряда других факторов: возраста, окружающей среды, знаний, умений, желаний и способностей человека. Зависит она и от профессионализма медицинского персонала, наличия специальных средств реабилитации, позволяющих свести последствия возникающих нарушений к минимуму.

Чем точнее и полнее будут определены проблемы пациента по удовлетворению его повседневных потребностей, чем больше при уходе за больным будет применено средств реабилитации, тем в большей степени пациент будет ощущать свою независимость.

Определение проблем пациента, инвалида или человека пожилого или старческого возраста называется медико-социальной диагностикой (оценкой). Для проведения полной, последовательной и систематической медико-социальной диагностики Всемирная организация здравоохранения (ВОЗ) рекомендует использовать модель сестринского дела Вирджинии Хендерсон. Эта модель акцентирует внимание при уходе за пациентом на 14 основных физиологических потребностях, самостоятельное удовлетворение которых может быть нарушено в связи с заболеванием:

  1. Нормально дышать.
  2. Употреблять достаточное количество пищи и жидкости.
  3. Выделять из организма продукты жизнедеятельности.
  4. Двигаться и поддерживать нужное положение.
  5. Спать и отдыхать.
  6. Самостоятельно одеваться и раздеваться.
  7. Поддерживать температуру тела в пределах нормы.
  8. Соблюдать личную гигиену, заботиться о внешнем виде.
  9. Обеспечивать свою безопасность.
  10. Поддерживать общение с другими людьми.
  11. Отправлять религиозные обряды.
  12. Заниматься любимой работой.
  13. Отдыхать.
  14. Удовлетворять любознательность, обучаться и развиваться.

При общении с больным и его родственниками необходимо провести медико-социальной диагностику, для того чтобы определить, в какой степени пациент может эти потребности удовлетворять самостоятельно, и какую помощь ему необходимо предоставить, чтобы данные потребности были удовлетворены. В качестве инструментов такой диагностики используются:

  • опрос пациента и его близких;
  • осмотр пациента;
  • проведение тестов, позволяющих выявить способность пациента выполнить то или иное действие;
  • проведение тестов и заполнение специальных форм, в которых отражаются полученные данные.

В разных лечебных учреждениях приняты разные формы выявления нарушения потребностей больных. Это объясняется, прежде всего, тем, что у нас в стране пока нет общепринятых сестринских стандартов обследования больного.

В качестве примера диагностической шкалы можно привести достаточно популярную во всем мире и у нас в стране шкалу Бартела для определения активности в повседневной жизни. По шкале диагностируются некоторые важные аспекты повседневной жизнедеятельности.

Шкала Бартела (в сокращенном виде)

  1. Прием пищи
    • не нуждается в помощи, способен самостоятельно пользоваться всеми необходимыми столовыми приборами;
    • частично нуждается в помощи, например, при разрезании пищи;
    • полностью зависим от окружающих (необходимо кормление с посторонней помощью).
  2. Персональный туалет (умывание лица, причесывание, чистка зубов, бритье)
    • не нуждается в помощи;
    • нуждается в помощи.
  3. Одевание
    • не нуждается в посторонней помощи;
    • частично нуждается в помощи, например, при одевании обуви, застегивании пуговиц и т.д.;
    • полностью нуждается в посторонней помощи.
  4. Прием ванны
    • принимает ванну без посторонней помощи;
    • нуждается в посторонней помощи.
  5. Контроль тазовых функций (мочеиспускание, дефекация)
    • не нуждается в помощи;
    • частично нуждается в помощи (при использовании клизмы, свечей, катетера);
    • постоянно нуждается в помощи в связи с грубым нарушением тазовых функций.
  6. Посещение туалета
    • не нуждается в помощи;
    • частично нуждается в помощи (удержание равновесия, использование туалетной бумаги, снятие и одевание брюк и т.д.);
    • нуждается в использовании судна, утки.
  7. Вставание с постели
    • не нуждается в помощи;
    • нуждается в наблюдении или минимальной поддержке;
    • может сесть в постели, но для того, чтобы встать, нужна существенная поддержка;
    • не способен встать с постели даже с посторонней помощью.
  8. Передвижение
    • может без посторонней помощи передвигаться на расстояния до 500 м;
    • может передвигаться с посторонней помощью в пределах 500 м;
    • может передвигаться с помощью инвалидной коляски;
    • не способен к передвижению.
  9. Подъем по лестнице
    • не нуждается в помощи;
    • нуждается в наблюдении или поддержке;
    • не способен подниматься по лестнице даже с поддержкой.

Особое внимание необходимо обратить на пункты, свидетельствующие о частичной способности пациента выполнять ту или иную функцию жизнедеятельности. В каждом таком случае нужно определить, с помощью каких средств реабилитации пациент может в максимально возможном объеме выполнить те или иные действия.

Например, если пациент не может самостоятельно сесть в кровати, то может быть, он может это сделать, если кровать снабжена Балканской рамой или настенным поручнем. Причем здесь надо быть очень внимательным. Больной может не использовать поручень, если он расположен со стороны слабой руки, или, если ухаживающий не разъяснил должным образом, как этим поручнем пользоваться, или если поручень расположен в неудобном для эффективного подтягивания месте.

Поэтому после подбора необходимых средств реабилитации нужно обучить пациента ими пользоваться и корректировать в процессе обучения качество и количество средств реабилитации для достижения наилучшего результата.

На основании полученных данных составляется план действий по оказанию помощи и подбираются необходимые средства реабилитации. План обязательно должен быть обсужден и согласован с самим пациентом. Необходимо помнить, что без активного участия пациента уход вряд ли будет эффективным.

И еще - только при наличии в распоряжении пациента средств реабилитации он может активно участвовать в удовлетворении своих потребностей, реабилитируя свои способности по ходу заболевания. В случае же отсутствия средств реабилитации или при слишком "заботливом" уходе, исключающем максимальное использование возможностей самого больного и создающим для него "тепличные" условия, пациент занимает пассивную позицию, вынужден пользоваться помощью ухаживающего персонала, не развивает, а, наоборот, часто теряет навыки повседневной деятельности.

Флинт А.В.
Руководитель информационно-образовательного центра "Соучастие",
начальник отдела развития сестринского дела
Центра профессиональной подготовки кадров и
последипломного образования
Департамента здравоохранения г. Москвы
docflint@mtu-net.ru

К началу страницы


Главная
страница
Информационные
материалы
Ноу-хау Информационный
бюллетень
Миссия АСТ Объявления

Copyright (c) Круглый стол по религиозному образованию и диаконии, 1996-2000. Все права защищены.