Главная страницаИнформационные материалыНоу-хауИнформационный бюллетеньМиссия ACTОбъявления

Социальное служение - know-how:  работа с детьми

Особенности работы с "неконтактными" детьми

Психология как наука не может дать педагогу готовых "рецептов" из сферы педагогической психологии. Такие навыки приобретаются в процессе непосредственного контакта с детьми. Русский педагог Ушинский говорил: "Мы не говорим педагогам - поступайте так или иначе; мы говорим им: изучайте законы тех психических явлений, которыми вы хотите управлять, и поступайте соображаясь с этими законами и теми обстоятельствами, в которых вы хотите их приложить".

Присоединяясь к словам известного педагога, хочется отметить, что в последнее время число детей с психической недостаточностью и различными отклонениями в развитии увеличилось, и многим воспитателям и учителям приходится обращаться к психологам с просьбой описать виды нарушений и дать конкретные рекомендации для оказания квалифицированной помощи детям.

К нарушениям в личностном развитии относятся формирование антисоциальных мотивов (протест против подчинения общим правилам, стремление к воровству, лжи и пр.), проявление эмоциональных нарушений (неуравновешенности, страхов, агрессивности), нарушения волевой сферы (слабоволие, капризы, упрямство) и многое другое.

В данной статье будет рассмотрено такое нарушение, как ранний детский аутизм, которое относится к эмоциональным расстройствам дошкольного возраста.

Актуальность проблемы аутизма обусловлена многими причинами. С подобной патологией приходится часто встречаться педагогам общеобразовательных и специальных учреждений, воспитателям в детских домах и специалистам в области семейного консультирования. Зачастую у них отсутствуют необходимые психолого-педагогические знания и нет доступа к специальной литературе, что, конечно, мешает правильно проводить работу по обучению и воспитанию детей. Грамотное и своевременное педагогическое воздействие позволило бы большинству аутичных детей не только обучаться в школе, но и проявить одаренность в какой-либо области. Ранний детский аутизм проявляется в избирательности общения или отсутствии потребности в нем, отгороженности от внешнего мира, склонности к стереотипиям (многократному повторению одних и тех же действий) и непереносимости изменений в окружающей обстановке.

Родители или педагоги попадают в затруднительные ситуации, когда им приходится быть участниками или свидетелями тяжелых сцен, которые демонстрирует ребенок при необходимости общаться с незнакомыми людьми. Например, ребенка нужно показать врачу. Там он должен дать возможность себя посмотреть, ответить на вопросы и т.п., а он прячется за родителя (или замещающее его лицо), отворачивается, не идет на контакт, вырывается, может начать кричать или царапаться. Ни строгость, ни доброжелательное и ласковое отношение не могут его организовать.

В церковной среде такая проблема может возникнуть тогда, когда ребенку, достигшему соответствующего возраста, нужно начать исповедоваться, что ставит его перед необходимостью разговаривать с незнакомым человеком. Бывает так, что типичное для аутичного ребенка поведение воспринимается как стеснительность, проявление смирения или, напротив, упрямства и нежелания признаваться в проступках.

Аутичный ребенок не "допускает" к себе других людей, что часто вызывает негативное отношение к нему и родителей, и сверстников. Будучи дома с родными или в детском коллективе, он большей частью ведет себя так, как будто находится один или "около" детей, нередко разговаривает сам с собой, а чаще молчит. Аутичные дети не переносят взгляда в глаза, их взгляд направлен мимо или "сквозь" людей. Своеобразие проявляется также и в особенностях движений. Наряду с неловкостью и слабостью, особенно рук, для них характерны манерность и вычурность движений, склонность к гримасничанью, неожиданным и своеобразным жестам.

Отмечаются особенности и в речевом развитии. Нередко при потенциально большом словарном запасе и способности к сложным оборотам, дети не пользуются речью для общения, часто говорят о себе в третьем лице, избегают обращений к кому-либо, на поставленные вопросы отвечают односложно. Если они и стремятся к взаимодействию, то общение часто приобретает агрессивный характер. В играх преобладают стереотипные манипуляции с предметами неигрового характера (шнурками, гайками, бутылками и т.п.) или с игрушками, которые используются не по назначению. Ребенок может часами сидеть, однообразно расставляя или перекладывая предметы в определенном порядке, причем попытки оторвать его от этой деятельности вызывают бурный протест.

При потенциально сохранном интеллекте, а иногда и рано выявляющейся одаренности (музыкальной, математической) эти дети на просьбы продемонстрировать их дают негативную реакцию.

Причины этого нарушения разнообразны. Чаще всего - это органическая недостаточность нервной системы, реже - самостоятельная аномалия, на которую повлиял или длительный стресс (например, развод родителей), или недостаток общения (длительные пребывания в больнице, ситуация, когда ребенок является в семье нежданным, нежелательным и т.д.), а также индивидуальные особенности (сверхвозбудимость, инертность психических процессов и т.п.).

Аутизм может быть выражен в разной степени - от легкой как некоторое своеобразие личности, до тяжелой, приводящей к инвалидности. В любом случае необходимо отметить первостепенную важность правильной и своевременной педагогической работы, а также постоянного наблюдения врача.

С тяжелыми проявлениями детского аутизма воспитателям встречаться, как правило, не приходится - такие дети обучаются в специальных группах или психоневрологических стационарах. В случаях, когда проявления аутизма выражены не сильно, можно воспользоваться следующими рекомендациями:

  • Начальные этапы обучения любым навыкам и умениям должны проходить в эмоционально комфортной обстановке, в приятных для ребенка условиях.
  • Необходимо избегать прямых вопросов ("Как тебя зовут?", "Что у тебя в руках?" и пр.), заглядываний ребенку в глаза, "тормошения" его с тем, чтобы вывести из "задумчивости", а также телесных воздействий. В контактах не должно быть давления и нажима. Рекомендуется на ранних этапах использовать выжидательную тактику.
  • Организуя общение, необходимо выяснить, какие игры доставляют ребенку удовлетворение (например то, что мяч не скачет, а катится по полу и пр.), чтобы повторить их вместе с ребенком. При этом нужно стараться смотреть не в глаза, а на игрушку.
  • Для повышения мышечного тонуса рекомендуется использовать массаж кистей рук, кончиков пальцев, лица, игры с пальцами рук и ног, сопровождая их словесными потешками, четверостишиями.
  • Когда появляются первые успехи, нередко кажется, что коррекционная работа подходит к концу. Но именно в этот момент наступает длительный этап скрупулезной работы по восстановлению у ребенка потребности в эмоциональном контакте. Форсирование этого этапа может привести к негативным последствиям.
  • Педагог должен стремиться организовать сюжетную игру, которая позволит перейти к более совершенным способам взаимодействия и активизировать речевые контакты. Желательно, чтобы партнерами аутичных детей по играм были здоровые, доброжелательные дети. Нужно постараться организовать совместные действия детей вокруг одного предмета (например, с одним куском глины, с одним сосудом воды, с мячиком). В этом случае у них возникнет необходимость сочетать свою активность с действиями партнера.
  • Разрабатывая программу занятий с аутичными детьми, нужно определить оптимальное для занятий время дня (например, если ребенок обычно возбужден во второй половине дня, занятия на это время назначать не следует). Обучение необходимо проводить в определенном и постоянном месте.
  • Речь лучше всего активизировать в процессе игры, используя наиболее выраженные интересы и пристрастия ребенка: так, например, если объектом его пристрастия являются электроприборы (это встречается очень часто), то используется именно эта тематика. Формы работы могут быть разными: подбор книг с соответствующим сюжетом, рисование на эту тему, игры с электроконструктором, в ходе которых стимулируется целенаправленное речевое взаимодействие. Ребенка необходимо упражнять в целенаправленном речевом действии, все это время побуждать, объяснять, обосновывать свои конкретные требования.

Вообще необходимо много разговаривать с ребенком, объясняя ему все происходящее вокруг, говорить новые слова, стараться вовлекать его в обсуждение планов на день, вечером вспоминать и обсуждать прошедший день.

Прогноз состояния при раннем детском аутизме неоднозначен. При грамотном педагогическом воздействии и проведении (при необходимости) медикаментозного лечения его развитие не имеет тенденции к нарастанию, психическая недостаточность не усиливается, а напротив, с годами нередко уменьшается, так, что ребенок становится более контактным, легче адаптируется среди сверстников.

Шантаренкова М.Н.,
психолог,
преподаватель Свято-Тихоновского
богословского института

К началу страницы


Главная
страница
Информационные
материалы
Ноу-хау Информационный
бюллетень
Миссия АСТ Объявления

Copyright (c) Круглый стол по религиозному образованию и диаконии, 1996-2000. Все права защищены.