Главная страницаИнформационные материалыНоу-хауИнформационный бюллетеньМиссия ACTОбъявления

Социальное служение - know-how:  работа с детьми

"Вечный" ребенок или проблемы запаздывания развития

Некоторые дети взрослеют медленнее, чем их сверстники. Имеется в виду не их рост и размер обуви, а то, что психические качества у них формируются с опозданием. Свойственные этим ребятам особенности принято называть психическим инфантилизмом.

Термин "инфантилизм" используется для обозначения личностной незрелости, особенно ее эмоционально-волевых качеств. Такие ребята отличаются наивностью, беспечностью, у них преобладают игровые интересы и стремления к удовольствиям. Они не способны к волевым усилиям, не учитывают последствий собственных поступков, не умеют сдерживать свои чувства. У инфантильных детей часто меняется настроение: от бурных проявлений радости и восторга они легко переходят к слезам, рыданиям и отчаянию.

Психический инфантилизм - это не общая задержка умственного развития. При его наличии дети осваивают речь в обычные сроки, задают вопросы и нормально рисуют, своевременно осваивают чтение, счет, психически активны и даже бойки.

Родителей и воспитателей дошкольных учреждений смущают их непосредственность, несоответствие поведения возрасту и неприспособленность к реальности. Их неосмотрительность, неосторожность - результат не умственного отставания, а наивности, жизнерадостности ребенка, который не представляет, что его могут обидеть.

Отсутствие представлений о том, что можно и чего нельзя рождает манеру вольного, и даже бесцеремонного отношения со взрослыми. Они предлагают взрослому побегать, поиграть с ними в животных и т.п. Они неизменно веселы, безмятежны, шаловливы, а если и всплакнут, то на миг, не помня зла.

Помню, как во время перемены я увидела горько плачущего Юру, привела его в класс, пытаюсь понять причину слез, утешить. Оказывается, старшие мальчики называют его "почтальон-Печкин" из-за сумки, которую Юра носит через плечо, представляя себя сыщиком. Жалуясь на мальчиков, Юра вспомнил и о какой-то девочке, которая его называла Юрием Гагариным. Внезапно, лицо его озаряется: - А знаете, я однажды себя на причастии назвал Юрий Гагарин, - и, вспомнив, засмеялся, утирая мокрые ресницы.

Такое быстрое эмоциональное переключение, выразительность мимики и впечатлительность подкупает и умиляет взрослых. И часто, за такой детскостью им не становится очевидной поверхностность чувств, неадекватная реакция и эмоциональная несдержанность.

Основная трудность, с которой сталкивается учитель или воспитатель, - это неумение инфантильного ребенка включиться в общую работу: он не пытается выполнять задания, задает вопросы, не имеющие отношения к делу. Часто такое поведение сочетается с искренним желанием соответствовать собственным представлениям о "хорошем ученике". Он старается ровно сидеть, как можно выше поднимает руку, радостно вскакивает, когда его спрашивают. Но непосредственные желания через довольно короткое время пересиливают, и ребенок перебивает учителя, разговаривает с соседом, ходит по классу. Такие дети склонны к дурашливости и клоунаде, в школе отличаются неусидчивостью, расторможенностью, неумением вести себя на уроке. Легкие в общении, внешне доброжелательные, они не ценят слова и не держат обещаний.

Для инфантильного ребенка сама ситуация общения с взрослым или сверстником является более важной, и любое задание имеет значение лишь постольку, поскольку оно вплетено в эту ситуацию общения. Например, он изо всех сил тянет руку, просит, чтобы его спросили. Когда учитель его вызывает, он встает, гордый тем, что его вызвали и радостно улыбаясь, молчит. Оказывается, вопрос уже забыт, но ребенок и не думает об этом, ведь его "вызвали"!

От заданий такого ребенка отвлекают и посторонние звуки, и внезапно нахлынувшие воспоминания, и шаги в коридоре, и фломастеры соседа, что, естественно, затрудняет его обучение, а педагоги отмечают его отвлекаемость. Необходимость упорного систематического труда вызывает различные реакции пассивного протеста. Детей привлекает только игровая деятельность.

Дети-инфантилы, как правило, неистощимы в фантазиях и играх, но в учебе быстро устают и пресыщаются. Нередко они предпочитают общество младших детей или, напротив, взрослых, покровительствующих им. Стараются максимально завладеть их вниманием: показывают им принесенные игрушки, хвалятся вещами, жалуются на конфликты со сверстниками.

Незрелость у детей выражается и в повышенной внушаемости (они легко верят вымыслам, шуткам), беспечности, недостаточной критичности к своему поведению и результатам своей деятельности.

Игорь заплакал, когда его наказали за то, что он побил девочку. - Я ее не бил, правда. Она сама ударилась о мою ногу!

Говоря об инфантильности детей, нужно помнить, что незрелость касается эмоционально-волевых проявлений, ничуть не затрагивая интеллектуальную сферу: "вечно молодой" субъект может быть вполне способным и талантливым. В отдельных сферах человеческой деятельности (музыка, изобретательство, сочинительство, актерство) высокие достижения как раз и возможны вследствие известной яркости, образности, живости мышления, выразительной эмоциональности и непосредственности поведения.

Положительных изменений в развитии инфантильных детей можно ожидать к 10-12-летнему возрасту. Однако так происходит не всегда, и в ряде случаев темп созревания бывает настолько медленным, что и в ожидаемый период (младший подростковый возраст) инфантильные ребята рвутся в путешествия, воображают себя известными персонажами, грезят подвигами и открытиями. Из-за постоянного стремления к новым впечатлениям незрелые ребята нередко убегают из дома, ночуют у случайных знакомых, попадают в разные авантюрные истории. Тяга к легким, недорогим, доступным удовольствиям часто заканчиваются весьма трагически.

Иногда процесс взросления затягивается настолько, что и по прошествии подросткового периода субъект остается возмутительно юным, опрометчиво и бездумно принимает решения, безответственно выполняет поручения, его суждения поражают наивностью и поверхностностью. Последствия несамостоятельности в подростковом возрасте гораздо серьезнее, чем у младших школьников.

Работа с инфантильными детьми должна строиться, учитывая следующие рекомендации:

  • Педагогам или родителям желательно проконсультироваться с ребенком у психоневролога, возможно, ему требуется медикаментозное лечение. Лечение может упорядочить поведение, сделать ребенка более продуктивным в учебной деятельности, улучшить память, внимание, работоспособность. Однако только таблетками помощь ребенку не исчерпывается. Ему необходим индивидуальный подход, учитывающий особенности его психической организации.
  • Воздействие педагогов на психически инфантильного ребенка реализуется через игру. С ним нужно играть во все, что встречается в его жизни: в "детский сад", в "больницу", "транспорт", где он должен выступать в сильной, положительной роли. В такой игре высмеивается безответственность, эгоизм, непродуманность поступков и т.д.
  • Учитывая, что инфантильный ребенок стремится к детям младше себя, следует побуждать его к общению со сверстниками, учить сотрудничать с ними, прощать обиды, улаживать конфликты. Нужно разъяснять последствия его ошибок, побуждать преодолевать трудности, помогая и радуясь вместе с ним его победам.
  • Рекомендуется вменять ему систематические обязанности, которые он будет четко знать, а также хорошо помнить, что ему будет за их невыполнение.
  • Несмотря на то, что такие дети могут быть очень обременительны своей навязчивостью, следует избегать по отношению к ним так называемого "отрицательного внимания" - окриков, высмеивания, угроз наказаний и т.п., так как ребенок может довольствоваться этими формами внимания и в дальнейшем стремиться вызвать их.
  • Всячески поощрять стремление детей к самостоятельности, принятию собственных решений, ответственному отношению к порученному делу. Совершенно необходимо участие в этих делах отца, особенно при воспитании мальчиков. Для таких детей особенно вредны безразличие и недостаток внимания со стороны взрослых, расхождение в требованиях, предъявляемых школой и семьей или разными членами семьи.
  • Если ребенок окажется не готов к школе к 7 годам, лучше задержать его на год и в 8 лет отправить в школу со сформировавшейся позицией школьника. Желание учиться, стремление к умственному труду, ответственность необходимо формировать сначала на легком, доступном материале. Успех пробуждает веру в свои силы, снимает напряженность и создает эмоциональный комфорт.
  • Вообще, таких детей рекомендуется обучать в условиях коррекционно-развивающего класса, который предполагает индивидуальные занятия и способствует полноценному усвоению учебной программы.
  • Инфантильные ребята - личности слабовольные и внушаемые, поэтому родители и воспитатели должны быть начеку: надо следить, чтобы дети не попали под влияние плохой компании, а имели достойные занятия - спорт, туризм, чтение.

Шантаренкова М.Н.,
психолог,
преподаватель Свято-Тихоновского
богословского института

К началу страницы


Главная
страница
Информационные
материалы
Ноу-хау Информационный
бюллетень
Миссия АСТ Объявления

Copyright (c) Круглый стол по религиозному образованию и диаконии, 1996-2000. Все права защищены.