|
|
Социальное служение - know-how: работа с детьми |
"Вечный" ребенок или проблемы запаздывания развитияНекоторые дети взрослеют медленнее, чем их сверстники. Имеется в виду не их рост и размер обуви, а то, что психические качества у них формируются с опозданием. Свойственные этим ребятам особенности принято называть психическим инфантилизмом.Термин "инфантилизм" используется для обозначения личностной незрелости, особенно ее эмоционально-волевых качеств. Такие ребята отличаются наивностью, беспечностью, у них преобладают игровые интересы и стремления к удовольствиям. Они не способны к волевым усилиям, не учитывают последствий собственных поступков, не умеют сдерживать свои чувства. У инфантильных детей часто меняется настроение: от бурных проявлений радости и восторга они легко переходят к слезам, рыданиям и отчаянию. Психический инфантилизм - это не общая задержка умственного развития. При его наличии дети осваивают речь в обычные сроки, задают вопросы и нормально рисуют, своевременно осваивают чтение, счет, психически активны и даже бойки. Родителей и воспитателей дошкольных учреждений смущают их непосредственность, несоответствие поведения возрасту и неприспособленность к реальности. Их неосмотрительность, неосторожность - результат не умственного отставания, а наивности, жизнерадостности ребенка, который не представляет, что его могут обидеть. Отсутствие представлений о том, что можно и чего нельзя рождает манеру вольного, и даже бесцеремонного отношения со взрослыми. Они предлагают взрослому побегать, поиграть с ними в животных и т.п. Они неизменно веселы, безмятежны, шаловливы, а если и всплакнут, то на миг, не помня зла. Помню, как во время перемены я увидела горько плачущего Юру, привела его в класс, пытаюсь понять причину слез, утешить. Оказывается, старшие мальчики называют его "почтальон-Печкин" из-за сумки, которую Юра носит через плечо, представляя себя сыщиком. Жалуясь на мальчиков, Юра вспомнил и о какой-то девочке, которая его называла Юрием Гагариным. Внезапно, лицо его озаряется: - А знаете, я однажды себя на причастии назвал Юрий Гагарин, - и, вспомнив, засмеялся, утирая мокрые ресницы. Такое быстрое эмоциональное переключение, выразительность мимики и впечатлительность подкупает и умиляет взрослых. И часто, за такой детскостью им не становится очевидной поверхностность чувств, неадекватная реакция и эмоциональная несдержанность. Основная трудность, с которой сталкивается учитель или воспитатель, - это неумение инфантильного ребенка включиться в общую работу: он не пытается выполнять задания, задает вопросы, не имеющие отношения к делу. Часто такое поведение сочетается с искренним желанием соответствовать собственным представлениям о "хорошем ученике". Он старается ровно сидеть, как можно выше поднимает руку, радостно вскакивает, когда его спрашивают. Но непосредственные желания через довольно короткое время пересиливают, и ребенок перебивает учителя, разговаривает с соседом, ходит по классу. Такие дети склонны к дурашливости и клоунаде, в школе отличаются неусидчивостью, расторможенностью, неумением вести себя на уроке. Легкие в общении, внешне доброжелательные, они не ценят слова и не держат обещаний. Для инфантильного ребенка сама ситуация общения с взрослым или сверстником является более важной, и любое задание имеет значение лишь постольку, поскольку оно вплетено в эту ситуацию общения. Например, он изо всех сил тянет руку, просит, чтобы его спросили. Когда учитель его вызывает, он встает, гордый тем, что его вызвали и радостно улыбаясь, молчит. Оказывается, вопрос уже забыт, но ребенок и не думает об этом, ведь его "вызвали"! От заданий такого ребенка отвлекают и посторонние звуки, и внезапно нахлынувшие воспоминания, и шаги в коридоре, и фломастеры соседа, что, естественно, затрудняет его обучение, а педагоги отмечают его отвлекаемость. Необходимость упорного систематического труда вызывает различные реакции пассивного протеста. Детей привлекает только игровая деятельность. Дети-инфантилы, как правило, неистощимы в фантазиях и играх, но в учебе быстро устают и пресыщаются. Нередко они предпочитают общество младших детей или, напротив, взрослых, покровительствующих им. Стараются максимально завладеть их вниманием: показывают им принесенные игрушки, хвалятся вещами, жалуются на конфликты со сверстниками. Незрелость у детей выражается и в повышенной внушаемости (они легко верят вымыслам, шуткам), беспечности, недостаточной критичности к своему поведению и результатам своей деятельности. Игорь заплакал, когда его наказали за то, что он побил девочку. - Я ее не бил, правда. Она сама ударилась о мою ногу! Говоря об инфантильности детей, нужно помнить, что незрелость касается эмоционально-волевых проявлений, ничуть не затрагивая интеллектуальную сферу: "вечно молодой" субъект может быть вполне способным и талантливым. В отдельных сферах человеческой деятельности (музыка, изобретательство, сочинительство, актерство) высокие достижения как раз и возможны вследствие известной яркости, образности, живости мышления, выразительной эмоциональности и непосредственности поведения. Положительных изменений в развитии инфантильных детей можно ожидать к 10-12-летнему возрасту. Однако так происходит не всегда, и в ряде случаев темп созревания бывает настолько медленным, что и в ожидаемый период (младший подростковый возраст) инфантильные ребята рвутся в путешествия, воображают себя известными персонажами, грезят подвигами и открытиями. Из-за постоянного стремления к новым впечатлениям незрелые ребята нередко убегают из дома, ночуют у случайных знакомых, попадают в разные авантюрные истории. Тяга к легким, недорогим, доступным удовольствиям часто заканчиваются весьма трагически. Иногда процесс взросления затягивается настолько, что и по прошествии подросткового периода субъект остается возмутительно юным, опрометчиво и бездумно принимает решения, безответственно выполняет поручения, его суждения поражают наивностью и поверхностностью. Последствия несамостоятельности в подростковом возрасте гораздо серьезнее, чем у младших школьников. Работа с инфантильными детьми должна строиться, учитывая следующие рекомендации:
Шантаренкова М.Н.,
психолог, преподаватель Свято-Тихоновского богословского института
|
Главная
страница |
Информационные материалы |
Ноу-хау | Информационный бюллетень |
Миссия АСТ | Объявления |
|