Главная страницаИнформационные материалыНоу-хауИнформационный бюллетеньМиссия ACTОбъявления

Социальное служение - know-how:  работа с детьми

О психологическом консультировании детей

Чем занимается детский психолог, каковы его возможности в консультировании, нужно ли к нему обращаться православным - вопросы, волнующие современных христиан. Тем более, что при многих детских учреждениях сейчас введены штатные ставки психологов, и большинство проблем, связанных с приемом в группу или школу, переводом из класса в класс, трудностями в поведении и обучении детей, решаются при участии психолога. Это значит, что воспитатели или родители могут воспользоваться его помощью.

Нередко при общении с родителями или воспитателями психологам приходится сталкиваться или с активным недоверием ("А зачем психолог-то? У нас духовник есть!", "Нам не нужен психолог, у нас мальчик не псих, а здоровый" и т.д.), или, наоборот, с такой безграничной верой в его авторитет, что родители, особенно мамы, обращаются к нему с каждым пустяком.

В каких же случаях стоит к обращаться к детскому психологу?

Родители и учителя обращаются к психологу за консультацией в самых различных ситуациях, начиная с того, что ребенок неправильно держит ручку, дерется с братом или боится темноты, и кончая тем, что он или она отказываются ходить в школу, ни с кем не дружат, агрессивны или ленивы.

Иногда случается, что жалоба, с которой обращаются родители, бывает необоснованной, т.е. у ребенка нет той проблемы, по поводу которой они обращаются к психологу. Например, жалоба на то, что ребенок плохо учится, может быть вызвана завышенными требованиями родителей, которых не устраивают вполне нормальные, средние успехи дочери или сына.

Проблемы, при наличии которых рекомендуется проконсультироваться у психолога, условно можно разделить на несколько блоков:

  • проблемы обучения и умственного развития: плохая память, нарушение внимания или логики мышления и т.п.;
  • проблемы поведения: неуправляемость, грубость, лживость, воровство, страхи, безволие и пр.;
  • проблемы общения: замкнутость, стремление командовать, повышенная обидчивость, неумение "постоять за себя" и т.п.;
  • неврологические проблемы: навязчивые движения, энурез, повышенной утомляемость, нарушение сна и т.п.

Для того чтобы лучше подготовиться к консультации и более четко представлять себе, чего от нее можно ожидать, полезно иметь информацию о том, как проходит консультирование и какие методы применяет психолог в своей работе.

Обычно консультация включает в себя несколько этапов: первичное обращение, диагностика развития ребенка и заключительная беседа. В зависимости от особенностей ребенка, а также от поставленной задачи, этапы могут быть разнесены во времени, а могут быть включены в одно посещение.

В ходе первичного обращения происходит знакомство с родителями или воспитателями ребенка и формулируется запрос, т.е. предположительная проблема, которая беспокоит близких.

Родители или воспитатели должны быть готовы ответить на вопросы, связанные с составом семьи, работой и образованием родителей, особенностями семейного воспитания, наследственными заболеваниями, характером протекания беременности и родов, развитием ребенка до года, перенесенными им заболеваниями и т.д. В ходе беседы психологом намечается предварительная программа дальнейшего сотрудничества, график встреч, характер используемых методов обследования и пр.

Второй этап - это непосредственная работа с ребенком: знакомство, беседа, использование диагностических материалов, прежде всего тестов, или других методов, которыми владеет психолог.

В качестве конкретного примера такой работы удобно рассмотреть нейропсихологические методики, которыми пользуется психолог для выявления трудностей в овладении учебными навыками. Почему именно нейро-? Нейропсихологическое обследование направлено на изучение мозговой организации психических функций, т.е. позволяет сделать точные выводы о том, как работает мозг, все ли его функции сформированы, нет ли нарушений в его развитии. Например, как человек решает арифметическую задачу, считает, читает, припоминает и узнает знакомые предметы.

В нейропсихологическом обследовании применяется комплекс методик, в который входит:

  1. Исследование памяти. Оно проводится на речевом и зрительном материале и направлено на изучение самого процесса запоминания. Для этого предлагают запомнить ряд из 5-10 слов или две серии слов (например, дом- лес- кот; ночь- игла- пирог). Зрительная память изучается при запоминании пяти нарисованных фигур.
  2. Исследование восприятия включает различные методики: опознание изображенных на рисунках предметов, портретов известных лиц; повторение заданного ритмичного стука; опознание предметов путем осязания; чтение букв и цифр, наносимых на тыльную сторону ладоней.
  3. Исследование произвольных движений требует: воспроизведения различных поз пальцев рук (с закрытыми глазами), движений, выполняющихся одновременно двумя руками, копирование контуров.
  4. Исследование пространственных функций. Сюда относятся: рисование по инструкции простых геометрических фигур, называние пространственных отношений фигур (треугольник справа от квадрата), срисовывание сложных фигур с образца, определение времени по часам.
  5. Исследование речевой сферы включает в себя: письмо под диктовку, чтение, звуко-буквенный анализ слова, понимание фразы, текста, проверку словарного запаса.
  6. Исследование мышления проводится с помощью таких заданий как выполнение счетных операций, решение арифметических и логических задач, понимание сюжетных картинок, переносного смысла рассказов и пословиц.

В ходе тестирования психолог отмечает, легко ли ребенок переключается от одного задания к другому, выслушивает ли до конца инструкцию или импульсивно принимается за работу. Как часто отвлекается на побочные ассоциации, может ли выполнить задание без наводящих вопросов и развернутых подсказок.

Особенности выполнения всех проб, характер допускаемых ошибок, реакция ребенка на ошибки дают возможность оценить состояние отдельных психических функций и процессов и позволяют судить о степени их нарушения.

Нормальным считается быстрое выполнение заданий без ошибок. Нарушения будут оцениваться как грубые, если при выполнении проб допускается много ошибок, доступных коррекции только с помощью психолога.

На основании полученных данных проводится анализ результатов обследования и составление психологического портрета ребенка.

И, наконец, заключительный этап психологического консультирования - это беседа с воспитателями или родителями, в которой излагаются результаты тестирования и даются советы по преодолению выявленных проблем. Если, помимо психологической, подозревается неврологическая или дефектологическая проблема, психолог для уточнения своих предположений направляет к другим специалистам: невропатологу, психоневрологу или психиатру. В каждом конкретном случае бывает по-разному.

В целом, в ходе консультации, наряду с необходимой информацией о соответствии ребенка своему возрастному уровню, об имеющихся у него нарушениях или их отсутствии, воспитатели или родители могут получить и ряд дополнительных рекомендаций. Например, по оптимальному виду обучения (общеобразовательная, специальная школа или индивидуальные занятия), по вопросам воспитания (как играть перед сном, имеет ли смысл в данный момент отдавать ребенка в школу) и т.п.

Шантаренкова М.Н.,
психолог,
преподаватель Свято-Тихоновского
богословского института

К началу страницы


Главная
страница
Информационные
материалы
Ноу-хау Информационный
бюллетень
Миссия АСТ Объявления

Copyright (c) Круглый стол по религиозному образованию и диаконии, 1996-2000. Все права защищены.