|
|
Социальное служение - know-how: работа с детьми |
О психологическом консультировании детейЧем занимается детский психолог, каковы его возможности в консультировании, нужно ли к нему обращаться православным - вопросы, волнующие современных христиан. Тем более, что при многих детских учреждениях сейчас введены штатные ставки психологов, и большинство проблем, связанных с приемом в группу или школу, переводом из класса в класс, трудностями в поведении и обучении детей, решаются при участии психолога. Это значит, что воспитатели или родители могут воспользоваться его помощью. Нередко при общении с родителями или воспитателями психологам приходится сталкиваться или с активным недоверием ("А зачем психолог-то? У нас духовник есть!", "Нам не нужен психолог, у нас мальчик не псих, а здоровый" и т.д.), или, наоборот, с такой безграничной верой в его авторитет, что родители, особенно мамы, обращаются к нему с каждым пустяком. В каких же случаях стоит к обращаться к детскому психологу? Родители и учителя обращаются к психологу за консультацией в самых различных ситуациях, начиная с того, что ребенок неправильно держит ручку, дерется с братом или боится темноты, и кончая тем, что он или она отказываются ходить в школу, ни с кем не дружат, агрессивны или ленивы. Иногда случается, что жалоба, с которой обращаются родители, бывает необоснованной, т.е. у ребенка нет той проблемы, по поводу которой они обращаются к психологу. Например, жалоба на то, что ребенок плохо учится, может быть вызвана завышенными требованиями родителей, которых не устраивают вполне нормальные, средние успехи дочери или сына. Проблемы, при наличии которых рекомендуется проконсультироваться у психолога, условно можно разделить на несколько блоков:
Для того чтобы лучше подготовиться к консультации и более четко представлять себе, чего от нее можно ожидать, полезно иметь информацию о том, как проходит консультирование и какие методы применяет психолог в своей работе. Обычно консультация включает в себя несколько этапов: первичное обращение, диагностика развития ребенка и заключительная беседа. В зависимости от особенностей ребенка, а также от поставленной задачи, этапы могут быть разнесены во времени, а могут быть включены в одно посещение. В ходе первичного обращения происходит знакомство с родителями или воспитателями ребенка и формулируется запрос, т.е. предположительная проблема, которая беспокоит близких. Родители или воспитатели должны быть готовы ответить на вопросы, связанные с составом семьи, работой и образованием родителей, особенностями семейного воспитания, наследственными заболеваниями, характером протекания беременности и родов, развитием ребенка до года, перенесенными им заболеваниями и т.д. В ходе беседы психологом намечается предварительная программа дальнейшего сотрудничества, график встреч, характер используемых методов обследования и пр. Второй этап - это непосредственная работа с ребенком: знакомство, беседа, использование диагностических материалов, прежде всего тестов, или других методов, которыми владеет психолог. В качестве конкретного примера такой работы удобно рассмотреть нейропсихологические методики, которыми пользуется психолог для выявления трудностей в овладении учебными навыками. Почему именно нейро-? Нейропсихологическое обследование направлено на изучение мозговой организации психических функций, т.е. позволяет сделать точные выводы о том, как работает мозг, все ли его функции сформированы, нет ли нарушений в его развитии. Например, как человек решает арифметическую задачу, считает, читает, припоминает и узнает знакомые предметы. В нейропсихологическом обследовании применяется комплекс методик, в который входит:
В ходе тестирования психолог отмечает, легко ли ребенок переключается от одного задания к другому, выслушивает ли до конца инструкцию или импульсивно принимается за работу. Как часто отвлекается на побочные ассоциации, может ли выполнить задание без наводящих вопросов и развернутых подсказок. Особенности выполнения всех проб, характер допускаемых ошибок, реакция ребенка на ошибки дают возможность оценить состояние отдельных психических функций и процессов и позволяют судить о степени их нарушения. Нормальным считается быстрое выполнение заданий без ошибок. Нарушения будут оцениваться как грубые, если при выполнении проб допускается много ошибок, доступных коррекции только с помощью психолога. На основании полученных данных проводится анализ результатов обследования и составление психологического портрета ребенка. И, наконец, заключительный этап психологического консультирования - это беседа с воспитателями или родителями, в которой излагаются результаты тестирования и даются советы по преодолению выявленных проблем. Если, помимо психологической, подозревается неврологическая или дефектологическая проблема, психолог для уточнения своих предположений направляет к другим специалистам: невропатологу, психоневрологу или психиатру. В каждом конкретном случае бывает по-разному. В целом, в ходе консультации, наряду с необходимой информацией о соответствии ребенка своему возрастному уровню, об имеющихся у него нарушениях или их отсутствии, воспитатели или родители могут получить и ряд дополнительных рекомендаций. Например, по оптимальному виду обучения (общеобразовательная, специальная школа или индивидуальные занятия), по вопросам воспитания (как играть перед сном, имеет ли смысл в данный момент отдавать ребенка в школу) и т.п. Шантаренкова М.Н.,
|
Главная
страница |
Информационные материалы |
Ноу-хау | Информационный бюллетень |
Миссия АСТ | Объявления |
|