Главная страницаИнформационные материалыНоу-хауИнформационный бюллетеньМиссия ACTОбъявления

Социальное служение - know-how:  уход за больными

Четыре принципа оказания духовной помощи

Грете Шерфе

Перевод с английского

Что требуется от нас, сестер милосердия, для того, чтобы помочь умирающему пациенту жить и умереть в мире с самим собой, окружающими, со своим будущим и Богом? Важно не только то, что мы делаем, но даже в большей степени то, какие мы. Важно и то, и другое - быть и делать.

1. Будьте смиренны

Датский философ Сёрен Кьеркегор, (1813-1855) писал о подлинной помощи:

"... всякая подлинная помощь начинается со смирения. Помощник должен сначала смириться перед человеком, которому он хочет помочь, и тем самым понять, что помогать - это значит не доминировать, а служить, что помогать - значит быть не самым важным, а самым терпеливым, что помогать - значит быть готовым временно смириться с тем, что ты неправ и не понимаешь того, что понимает другой" [1].

В моем понимании, чтобы стать настоящим помощником, нужно признать пациента экспертом в своей жизни, а себя - его слугой, независимо от того, сколь великим экспертом в своей профессии я являюсь. Что это значит в практическом плане? Это может означать:

  • готовность учиться у пациента;
  • признаться перед пациентом в своей неуверенности, и, конечно, попросить у пациента прощения, если обидел его;
  • попросить у беспомощного пациента разрешения помочь ему, прежде чем помогать;
  • спросить разрешения, прежде чем задать пациенту личный вопрос;
  • сказать пациенту о том, чем в нем искренне восхищаешься;
  • благодарить пациента за то, что он мне дает. Например, за то, что он разрешает помогать себе, за его доверие, открытость, хороший разговор или добрый смех (и когда это я последний раз благодарила пациента?).

2. Будьте инициативны

Под этим я имею в виду: "Проявляйте инициативу".

Еще в 1980-х я провела исследование на тему духовных потребностей пациентов и сравнила свои выводы с результатами других исследований [2]. Позже некоторые выводы были подтверждены другими авторами [3].

Я узнала, что пациенты очень внимательны к сигналам, посылаемым сестрой. И что эти сигналы влияли на то, доверит ли пациент сестре свои духовные потребности. Я выяснила, что мы, медсестры, можем посылать три типа сигнала: красный, желтый и зеленый.

Красный означает "стоп!", "не говори со мной ни личные темы". Почему мы производим на пациента такое впечатление? Потому что мы заняты ("не буду досаждать занятой медсестре такими вопросами", - сказал один пациент), или грубы, или бесцеремонны.

Желтый означает "подожди!". Мы ждем, чтобы пациент сам пригласил нас к разговору на духовные темы. Я спросила одну сестру, говорит ли она со своими пациентами на духовные темы. Она ответила: "Не хочу давить на пациента. Он должен первым заговорить на эту тему". Забавно, но когда я задала этот же вопрос пациентам, то получила похожий ответ: "Буду говорить с сестрой об этих вещах, только если она первая заведет разговор". Они все ждали, чтобы другая сторона выступила с инициативой. Но я полагаю, что для пациента, особенно умирающего, это непомерный груз. Это подводит нас к третьему сигналу.

Зеленый означает "иди!". Этого сигнала от нас ждут многие пациенты. Они ждут, что мы проявим больше инициативы в оказании духовной помощи. Этот сигнал означает: "Я с тобой. Я хочу знать, что же для тебя действительно важно. Я готова выслушать твои сомнения и страхи, твой гнев и отчаяние, твои надежды и мечты". Как послать этот сигнал?

  • сядь (покажи, что у тебя есть время, можешь сказать пациенту, каким временем ты располагаешь);
  • без обиняков расскажи пациенту о возможностях получить духовную помощь;
  • без обиняков (но тактично) задавай прямые вопросы (не бойся спрашивать о духовном; не спеши давать ответы!);
  • можешь немного рассказать о своей вере, чтобы пациент представлял себе, с кем разговаривает.

Согласно результатам исследования, пациенты ждут от нас инициативы, но не хотят проповедей или развернутых свидетельств: хотят, чтобы мы задавали им вопросы, что-то предлагали, давали информацию для информированного выбора [4].

3. Будьте гибкими

Вам когда-нибудь приходилось видеть пациента, который говорит, что полностью сознает, что ему осталось всего несколько недель, а через минуту утверждает, что в следующем месяце собирается кататься на лыжах? Как вы реагируете? Здесь полезны следующие соображения.

Когда мы слышим от пациента что-то, что представляется нам нереалистичным, то обычно стараемся отвлечь его от подобных мыслей. Однако таким образом мы только еще больше подталкиваем его в сторону нереального. Ведь пациент мыслит нереалистично потому, что у него есть в этом потребность. Это защитный механизм, потому что реальность причиняет ему слишком сильную боль.

Мечтая, он "подзаряжается", чтобы обрести силы жить в суровой реальности. Вместо того, чтобы пытаться увести пациента от нереалистичных мыслей, мы должны пойти ему навстречу и, например, сказать: "Мне бы правда хотелось, чтобы ты смог покататься на лыжах. Что лыжи значат для тебя?" и т.д.

Я часто видела, что поговорив некоторое время о своей мечте и почувствовав, что нет ничего противозаконного в том, чтобы иметь такие мысли, пациент в конце говорит: "Но я знаю, что никогда уже не смогу делать этого".

4. Быть самим собой

Важно, чтобы умирающий пациент имел возможность быть самим собой. Но и мы - сестры милосердия - должны оставаться собой. Умирающему человеку, чтобы обрести покой, не нужны роботы. Ему нужна настоящая плоть и кровь. Ему нужна ты - настоящая.

Куда обратиться, когда нужна помощь в том, чтобы понять, как правильно строить отношения с пациентом? Как научиться сочетать личные, духовные и профессиональные аспекты собственной личности в своей сестринской практике? Я горжусь, что работаю в нашем хосписе, потому что у нас есть группа, где мы размышляем о своей профессиональной практике вместе с психологом, нашим священником или специально подготовленной медсестрой. У вас есть такая возможность? Можно было бы создать нечто подобное там, где вы работаете?

Литература

  1. Кьеркегор С. (1963), Точка зрения, 2 ч., глава 1А, Эстетическое письмо, стр.45
  2. Шерфе Г. (1988), Духовное попечение - роль медсестры? Анализ литературы. Dansk Sygeplejerad.
  3. Грасаас K.K. (1997): "Они могли хотя бы спросить…" (статья об уходе и духовных потребностях) Vard i Norden 4/1997, выпуск 4, стр. 32-35.
  4. Нильсен, Рита. Во время урока 22 сентября 2005 года Рита Нильсен заявила, что ее исследование подтвердило гипотезу Грете Шерфе 1988 года, "что "зеленый свет" со стороны сестры поощряет духовные нужды пациента".

К началу страницы


Главная
страница
Информационные
материалы
Ноу-хау Информационный
бюллетень
Миссия АСТ Объявления

Copyright (c) Круглый стол по религиозному образованию и диаконии, 1996-2018. Все права защищены.