|
|
Социальное служение - know-how: уход за больными |
Четыре принципа оказания духовной помощиГрете Шерфе Перевод с английского Что требуется от нас, сестер милосердия, для того, чтобы помочь умирающему пациенту жить и умереть в мире с самим собой, окружающими, со своим будущим и Богом? Важно не только то, что мы делаем, но даже в большей степени то, какие мы. Важно и то, и другое - быть и делать. 1. Будьте смиренныДатский философ Сёрен Кьеркегор, (1813-1855) писал о подлинной помощи: "... всякая подлинная помощь начинается со смирения. Помощник должен сначала смириться перед человеком, которому он хочет помочь, и тем самым понять, что помогать - это значит не доминировать, а служить, что помогать - значит быть не самым важным, а самым терпеливым, что помогать - значит быть готовым временно смириться с тем, что ты неправ и не понимаешь того, что понимает другой" [1]. В моем понимании, чтобы стать настоящим помощником, нужно признать пациента экспертом в своей жизни, а себя - его слугой, независимо от того, сколь великим экспертом в своей профессии я являюсь. Что это значит в практическом плане? Это может означать:
2. Будьте инициативныПод этим я имею в виду: "Проявляйте инициативу". Еще в 1980-х я провела исследование на тему духовных потребностей пациентов и сравнила свои выводы с результатами других исследований [2]. Позже некоторые выводы были подтверждены другими авторами [3]. Я узнала, что пациенты очень внимательны к сигналам, посылаемым сестрой. И что эти сигналы влияли на то, доверит ли пациент сестре свои духовные потребности. Я выяснила, что мы, медсестры, можем посылать три типа сигнала: красный, желтый и зеленый. Красный означает "стоп!", "не говори со мной ни личные темы". Почему мы производим на пациента такое впечатление? Потому что мы заняты ("не буду досаждать занятой медсестре такими вопросами", - сказал один пациент), или грубы, или бесцеремонны. Желтый означает "подожди!". Мы ждем, чтобы пациент сам пригласил нас к разговору на духовные темы. Я спросила одну сестру, говорит ли она со своими пациентами на духовные темы. Она ответила: "Не хочу давить на пациента. Он должен первым заговорить на эту тему". Забавно, но когда я задала этот же вопрос пациентам, то получила похожий ответ: "Буду говорить с сестрой об этих вещах, только если она первая заведет разговор". Они все ждали, чтобы другая сторона выступила с инициативой. Но я полагаю, что для пациента, особенно умирающего, это непомерный груз. Это подводит нас к третьему сигналу. Зеленый означает "иди!". Этого сигнала от нас ждут многие пациенты. Они ждут, что мы проявим больше инициативы в оказании духовной помощи. Этот сигнал означает: "Я с тобой. Я хочу знать, что же для тебя действительно важно. Я готова выслушать твои сомнения и страхи, твой гнев и отчаяние, твои надежды и мечты". Как послать этот сигнал?
Согласно результатам исследования, пациенты ждут от нас инициативы, но не хотят проповедей или развернутых свидетельств: хотят, чтобы мы задавали им вопросы, что-то предлагали, давали информацию для информированного выбора [4]. 3. Будьте гибкимиВам когда-нибудь приходилось видеть пациента, который говорит, что полностью сознает, что ему осталось всего несколько недель, а через минуту утверждает, что в следующем месяце собирается кататься на лыжах? Как вы реагируете? Здесь полезны следующие соображения. Когда мы слышим от пациента что-то, что представляется нам нереалистичным, то обычно стараемся отвлечь его от подобных мыслей. Однако таким образом мы только еще больше подталкиваем его в сторону нереального. Ведь пациент мыслит нереалистично потому, что у него есть в этом потребность. Это защитный механизм, потому что реальность причиняет ему слишком сильную боль. Мечтая, он "подзаряжается", чтобы обрести силы жить в суровой реальности. Вместо того, чтобы пытаться увести пациента от нереалистичных мыслей, мы должны пойти ему навстречу и, например, сказать: "Мне бы правда хотелось, чтобы ты смог покататься на лыжах. Что лыжи значат для тебя?" и т.д. Я часто видела, что поговорив некоторое время о своей мечте и почувствовав, что нет ничего противозаконного в том, чтобы иметь такие мысли, пациент в конце говорит: "Но я знаю, что никогда уже не смогу делать этого". 4. Быть самим собойВажно, чтобы умирающий пациент имел возможность быть самим собой. Но и мы - сестры милосердия - должны оставаться собой. Умирающему человеку, чтобы обрести покой, не нужны роботы. Ему нужна настоящая плоть и кровь. Ему нужна ты - настоящая. Куда обратиться, когда нужна помощь в том, чтобы понять, как правильно строить отношения с пациентом? Как научиться сочетать личные, духовные и профессиональные аспекты собственной личности в своей сестринской практике? Я горжусь, что работаю в нашем хосписе, потому что у нас есть группа, где мы размышляем о своей профессиональной практике вместе с психологом, нашим священником или специально подготовленной медсестрой. У вас есть такая возможность? Можно было бы создать нечто подобное там, где вы работаете? Литература
|
Главная
страница |
Информационные материалы |
Ноу-хау | Информационный бюллетень |
Миссия АСТ | Объявления |
|