Главная страницаИнформационные материалыНоу-хауИнформационный бюллетеньМиссия ACTОбъявления

Религиозное образование:  Информационные технологии
Интернет и религиозное образование
Компьютерные классы в православных школах
Учебник "Родная история" на CD-ROM
Электронный читальный зал

Использование информационных технологий в религиозном образовании

Проникновение информационных технологий и компьютеров практически во все сферы современной жизни не обошло стороной и религиозное образование. Вычислительная техника и телекоммуникации уже находят здесь довольно разнообразное применение. Во многих случаях они позволяют не только повысить эффективность системы религиозного образования, но и сделать ее более понятной и интересной для современного человека, особенно для молодежи. Существенно и то, что в современных условиях само по себе освоение технологий и технических средств обработки и передачи информации является важной частью любого образовательного процесса, также как, например, изучение правил правописания.

Как же именно используются информационные технологии в религиозном образовании? Как и в других областях, наиболее распространенным их применением является подготовка различных текстовых материалов - сочинений, рефератов, курсовых и дипломных работ. Причем даже это относительно простое применение требует использования и, соответственно, освоения целой технологической цепочки - нужно научиться пользоваться сканером, программой распознавания текстов, текстовым редактором, программами обработки изображений, принтером и др. Зато после приобретения подобных навыков процесс подготовки материалов становится гораздо более быстрым и интересным, чем с помощью "ножниц и клея".

Осознавая важность освоения компьютерной грамотности, руководители ряда православных гимназий создали у себя компьютерные классы. Здесь проводятся уроки информатики, входящей в качестве обязательной дисциплины в школьную программу. Кроме того, компьютеры стараются использовать и при изучении других предметов - как для уже упоминавшейся подготовки рефератов, так и для доступа к учебным материалам, размещенных на CD-ROM, а иногда и в сети Интернет (хотя доступ в Интернет для православных гимназий пока скорее исключение, чем правило). Компьютерные классы ценны и тем, что в семьях многих учащихся православных школ компьютеров нет, и уроки информатики для таких детей и подростков - основной или даже единственный способ познакомиться на практике с информационными технологиями.

Большие возможности для использования компьютеров в образовании - в том числе и религиозном - открылись в последние годы в связи с появлением мультимедиа возможностей. Речь идет об использовании компьютеров для интеграции текстовых, аудио и видео материалов в едином электронном учебнике. Уже появились учебные программы для православных школ, специально разработанные с учетом мультимедиа возможностей. В качестве примера можно привести CD-ROM "Родная история", созданный в православной гимназии во имя преподобного Сергия Радонежского Академгородка Новосибирска.

Помимо мультимедиа-учебников, CD-ROM используются для создания библиотек православной литературы. Так, Синодальной библиотекой Московского Патриархата выпускается серия CD-ROM под общим названием "Библиотека русской религиозно-философской и церковно-исторической мысли: На исходе XX века". Вэб-Центром "Омега" подготовлен CD-ROM "Православные проекты в Интернете", содержащий раздел "Библиотека православного христианина", в котором размещены более 250 электронных книг по различной православной тематике.

Постоянно увеличивается число православных сайтов в сети Интернет. Многие из них содержат материалы, непосредственно относящиеся к религиозному образованию - библиотеки духовной литературы, программы учебных курсов, методические разработки, сведения о православных учебных заведениях, электронные версии православных газет и журналов и многое другое.

К сожалению, доступ в Интернет сейчас имеет лишь небольшая часть российской православной общественности. Интересное решение этой проблемы нашли в Нижегородском православном братстве св. Александра Невского. В библиотеке братства был открыт специальный компьютерный класс с подключением к Интернет. Любой желающий, записавшийся в библиотеку, может здесь воспользоваться православными и другими ресурсами Интернет.

Большие перспективы на современном уровне развития электронных коммуникаций открываются перед дистанционным образованием (ДО). Являясь развитием заочного обучения, ДО открывает недоступные ранее возможности: загрузка учебных материалов с институтских серверов через Интернет, передача по электронной почте выполненных заданий, общение с преподавателями по каналам Интернет (обмен почтовыми сообщениями, участие в онлайновых конференциях), отслеживание в реальном времени результатов освоения учащимися учебных программ и подгонка темпа изложения курса под каждого студента, и ряд других. К настоящему времени уже существует множество светских учебных заведений, применяющих различные формы ДО.

Использовать возможности ДО должны, по-видимому, в обозримом будущем и православные учебные заведения. Первые шаги в этом направлении уже сделаны. Так, в Свято-Тихоновском богословском институте практикуется рассылка по электронной почте заданий студентам-заочникам и получение от них рефератов и сочинений. В скором времени планируется использование и более развитых форм ДО, например, размещение на институтском сайте учебных пособий и других материалов для обеспечения учебного процесса.

Более подробно о некоторых примерах использования информационных технологий в религиозном образовании рассказывается в материалах этого бюллетеня.

К началу страницы


Интернет и религиозное образование

Число российских православных сайтов растет достаточно быстрыми темпами и сейчас их, по приблизительным оценкам, порядка двухсот. На многих сайтах присутствуют разделы, предназначенные для людей, желающих больше узнать о Церкви. В них помещаются проповеди, беседы, душеполезные поучения, статьи. Правда, в большинстве случаев подобная информация носит фрагментарный характер и полезна скорее для общего воцерковления, нежели для систематического изучения какого-либо предмета. Однако, все же постепенно появляются и наполняются содержимым сайты, ориентированные и на более серьезную аудиторию. Хотя этот процесс находится скорее на начальной стадии, есть основания надеяться, что в ближайшие годы число и уровень таких сайтов будет возрастать.

Что же сегодня предлагает Интернет людям, не просто интересующимся церковной жизнью, но стремящимся получить более или менее систематическое образование в области духовных дисциплин, а также преподавателям этих предметов?

Во-первых, это сайты информационного характера, на которых можно найти сведения о православных учебных заведениях, методические материалы, объявления и т.п. В данной категории можно выделить сайт Отдела религиозного образования и катехизации Русской Православной Церкви, целиком посвященный образовательной проблематике (www.rel.org.ru). Там содержится довольно широкий спектр сведений: сводная информация о православных ВУЗах, лицеях, гимназиях и воскресных школах; методические разработки; программы учебных дисциплин; материалы по нормативно-правовой базе религиозного образования и многое другое. Сайт, несомненно, полезный и достаточно удобно структурированный.

Есть свои информационные сайты и у некоторых православных учебных заведений, например, Московской духовной академии (www.mpda.ru), Свято-Тихоновского богословского института (www.pstbi.ccas.ru/kuzn/index.htm), Екатеринбургского православного духовного училища (www.seminary.newmail.ru), Православной классической гимназии "Ясенево" (www.orthodoxy.ru/classicschool).

Для любого серьезного образования необходим доступ к хорошей библиотеке. Конечно, пока Интернету далеко до крупных книгохранилищ. Вместе с тем, есть несколько русскоязычных сайтов, специально созданных как электронные библиотеки православной литературы. Наиболее полный и хорошо организованный из них - "Библиотека православного христианина" (www.wco.ru/biblio/). Здесь присутствует более 20 разделов по самой разной православной тематике: от богословия и апологетики до современных искушений и конца света. Каждую книгу можно посмотреть как непосредственно в Интернет, так и загрузить на свой компьютер в виде zip-архива. Вторая опция так и называется: "выдача zip-книги". Посетителям сайта предлагается также получить во временное пользование CD-ROM с полным фондом библиотеки для бесплатного копирования. Еще одна электронная православная библиотека находится на сайте "Мрежа" (www.librarium.orthodoxy.ru/).

Довольно обширные on-line собрания богословской литературы существуют на английском языке. Один из наиболее полных их каталогов можно найти по адресу www.ocf.org/OrthodoxPage/reading/St.Pachomius/globalindex.html.

Библиотеки литературы по православной тематике размещены также на некоторых специализированных сайтах. Например, на "Православном медицинском сервере" есть библиотека литературы по актуальным для православной общественности проблемам медицины и биоэтики. Такая литература может быть полезна, например, студенткам училищ сестер милосердия, в программы которых наряду с медицинской подготовкой входит изучение духовных дисциплин.

Наконец, следует сказать об использовании Интернет как средства коммуникаций. О важности развития данного направления для церковных нужд в целом говорил на Юбилейном Архиерейском соборе 13-16 августа 2000 года Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II: "Настало время подумать о создании в нашей Церкви единой системы внутрицерковного обмена информацией с использованием в ней современных коммуникационных технологий".

Средства коммуникации находят свое место и в религиозном образовании. Сейчас в образовательном процессе активно используется электронная почта. Все более широко распространяются различные формы телеконференций и так называемых "чатов" (бесед). Уже сейчас они играют определенную духовно-просветительскую роль, способствуя распространению знаний о Церкви и приобщении далеких от нее людей, особенно молодежи, к Православию. С развитием дистанционного обучения, такие формы общения должны найти свое место и в систематическом образовательном процессе.

К началу страницы


Компьютерные классы в православных школах

Когда два года назад я пришел преподавать информатику в православную школу-пансион "Плесково", большинство православных педагогов и родителей считали, что компьютер это во-первых, игрушка, во-вторых плохая игрушка, а в третьих вредная игрушка. Да еще от него излучение, да еще искушения и т.п. Еще большее неприятие вызывала сеть Интернет. Причиной подобных воззрений был, по-видимому, недостаток общего образования и понимания роли информационных технологий в современном мире. Но нередко появлялись и статьи "ученых" мужей "от православия" о вреде компьютерных технологий. Переубеждать в такой ситуации смысла не имело. Был единственный путь: учить учеников, а через них образовывать их родителей и учителей. Аргументами в пользу освоения компьютера служили также общепринятые на сегодняшний день стандарты школьного образования и современные требования при приеме на работу.

Сейчас ситуация в целом изменилась к лучшему. Администрация школы-пансиона "Плесково" приветствует большой спектр компьютерных начинаний и, более того, сама использует в своей повседневной работе информационные технологии все более и более широко. Существенно улучшилось и техническое оснащение классов. Морально устаревшие 486-е и 386-е компьютеры удалось заменить "Пентиумами", появились лазерные и цветные струйные принтеры, отличный сканер, модем.

В 1999 году я начал преподавать также в гимназии Свято-Владимирского учебного центра. Там уже существовал компьютерный класс и было, в основном, уже сформировано мнение о полезности и необходимости компьютера в современном образовании и в повседневной жизни.

Структура и техническое оснащение компьютерных классов в обеих гимназиях примерно одинаковые. Это десять компьютеров класса "Пентиум", объединенных в сеть, принтеры, сканер, модем.

В обеих гимназиях преподаваемый мною курс прописан как "Основы информатики и вычислительной техники". Он включает изучение основ формальной логики, систем счисления, алгоритмики, программирования, инструментов работы с текстом, графикой, электронными таблицами и базами данных, а также краткое знакомство с устройством и принципом работы компьютера. В качестве методической основы используется программа, разработанная в Санкт-Петербурге авторским коллективом во главе с Н.В.Макаровой и сопровождаемая великолепным учебником.

Занятия проходят по два часа в неделю в 9, 10, 11 классах. Это очень мало. Если добавить по два часа спецкурса вне расписания, уже кое-что можно давать уверенно. Но все равно необходимо время для самостоятельной работы ученика. Без этого компьютеру не научишь.

Хотелось бы остановиться на некоторых особенностях и проблемах преподавания. Сейчас много компьютерных приложений, инструментов, языков программирования и т.п. Изучение их важно само по себе, но необходимо также видеть и показывать учащимся общее направление развития информационных технологий, то, куда мы идем по мере их развития: к информационным системам, все более и более дружественным к человеку, к накоплению знаний в глобальных базах данных, и как следствие, к возможности более эффективного использования их во благо.

Важно также помнить о том, что изучение информатики не должно ограничиваться освоением способов ее обработки на компьютерах. Образование по информатике должно дать человеку в руки реальные инструменты для работы с аудио, видеоинформацией, для расширения круга общения, и, конечно же, для более оперативной работы с печатными изданиями, библиотеками.

Представляется интересным и эффективным применять компьютерные технологии во всем образовательном процессе. В настоящее время использование информационных технологий в рамках преподавания предметов ограничивается не уровнем техники в компьютерном классе, а общим уровнем культуры педагогов-предметников в области информационных технологий и в области организации современного урока, прежде всего. И здесь я имею в виду не только компьютеры.

Вести уроки по старинке для учителя, долго проработавшего в школе, и понятно, и комфортно. Таких учителей в школе преобладающее количество. Это учителя, которые несут в школу сложившиеся за многие годы традиции, свой опыт, наработки. И это прекрасно. Школа всегда основывалась на традициях. Но нынешний ученик, в отличие от такого учителя, более адаптирован к современным средствам коммуникации, готов более интенсивно поглощать знания с помощью тех инструментов, которые заполняют его повседневную жизнь и для него привычны так же, как книга, ручка, тетрадь, доска. Я имею в виду видео, компьютер, сети. Традиционный урок для современного ученика часто неинтересен. Большинство из этих учеников видят, как можно было бы сделать урок интереснее, применяя информационные технологии. Чего не скажешь об учителях.

И все же примеры использования компьютеров вне уроков информатики уже существуют. Например, мы с ребятами создали компьютерный альбом орнаментов и графических примитивов. Сканировали, редактировали, размещали. Подбирали по стилям, по форме, по традициям и т.п. Подобным же образом можно использовать компьютер в мастерских по резьбе, вышивке, бисероплетению. Это даст прекрасный способ для исследования отечественных ремесленных традиций.

Компьютеры находят применение и при издании школьных газет. С их помощью можно верстать не хуже профессиональных издателей.

Сейчас близится к завершению подготовка страничек и сайтов в Интернет. Надеемся, что они не только помогут ребятам познакомится на практике с современными технологиям представления и распространения информации, но и добавят еще немного "светлых пятен" в противовес огромному количеству негативной информации, заполняющей сейчас "всемирную паутину".

А.В. Васильков

К началу страницы


Учебник "Родная история" на CD-ROM

Православная Гимназия во имя Преподобного Сергия Радонежского Академгородка Новосибирска была открыта в 1992 году. Как общеобразовательное учебное заведение, Православная Гимназия нуждалась в добротной постановке всех учебных дисциплин - и математики, и географии, и физкультуры. Но если, например, по математике, прежде всего, требовался преподаватель, который бы прекрасно знал и любил свой предмет, если по физике и другим естественным дисциплинам требовалось исключить ставшую и для других школ не обязательной тему "достижения научного атеизма", то в таких образовательных областях, как Русская словесность и Родная история, буквально с первых же дней существования Православной Гимназии потребовалась большая исследовательская и научно-педагогическая работа.

В том же 1992 году в рамках программы "Обновление гуманитарного образования в России" был объявлен общероссийский трехступенчатый конкурс на написание новых учебников и учебных пособий. К участию в конкурсе были привлечены все желающие, жюри составляли специалисты, отобранные Министерством образования Российской Федерации и Госкомитетом по высшему образованию, имена авторов и авторских коллективов были зашифрованы. В конкурсе приняло участие более полутора тысяч авторов и авторских коллективов.

Преподавателями только что учрежденной Православной Гимназии были спешно написаны два учебника - "Русская словесность" (Т.С. Борисова, С.О. Чернова-Мисюра) и "Родная история" (Н.Г. Горелова и Б.И. Пивоваров). Оба учебника успешно прошли все три ступени общероссийского конкурса и в 1994-95 гг. в числе победивших на конкурсе работ были опубликованы для их апробации в школах России.

Учебник "Родная история" предназначен для учащихся 5 класса (четвертый год обучения в средней школе). Он содержит начальный курс отечественной истории, охватывая большой исторический период - от первых сохранившихся упоминаний о славянах до становления Московского государства при Иване III. О концепции учебника до некоторой степени можно судить уже по названиям глав: 1. Как изучают родную историю? 2. На заре русской истории. 3. Просвещение Руси. 4. Раздоры и междоусобицы на Руси. 5. Расширение Руси. 6. Щит и слава Руси. 7. Испытания земли Русской. 8. Возрожденная Русь - Россия. Всего в учебнике 34 параграфа и ряд интересных приложений.

Учебник "Родная история" разошелся по многим регионам страны, используется в различных учебных заведениях и получил самые добрые отзывы. По мере распространения учебника усиливался и спрос на него, но тираж его довольно скоро истощился. И когда Православная Гимназия уже не имела возможности высылать по заказу этот учебник то, слава Богу, открылась возможность переиздать его, но уже в совершенно новом виде - в электронном варианте для распространения на CD-ROM.

Подготовка издания мультимедиа-учебника "Родная история" проводилась Издательством Православной Гимназии совместно с Мультимедиа-центром Новосибирского государственного университета. Обширная и кропотливая работа была сделана в очень короткий срок, и перед Пасхой нынешнего года был изготовлен первый тираж "Родной истории" по новейшей технологии. Первыми новое учебное пособие получили те школы, которые уже проводили обучение по книге "Родная история", изданной в 1995 году.

Теперь воспитанники Православной Гимназии и других школ, пользующиеся этим универсальным и уникальным учебником, имеют возможность не только осваивать тексты учебных параграфов, но и пользоваться новыми многочисленными разделами и приложениями, в которых собран и систематизирован огромный и разнообразный учебный, научный и методический материал.

Споры о компьютере продолжаются... Компьютер, конечно, может принести вред и здоровью, и воспитанию, и, к сожалению, при ненадлежащем его использовании приносит. Но компьютер уже вошел в школу, вошел в педагогическую науку и становится неотъемлемой частью новых образовательных технологий. Более того, при надлежащем использовании компьютерной техники открываются и новые возможности, как для преподавателей, так и для учащихся. В настоящее время использование компьютера в преподавании исторических дисциплин в школе весьма ограничено, а для младших и средних классов необходимые программы и пособия вообще пока отсутствуют. Между тем использование программ, оснащенных мультимедиа-компонентами, актуально именно для изучения истории учащимися младших и средних классов, где разнообразие и наглядность учебного материала, а также богатство и доступность справочного материала имеют важнейшее значение для процесса обучения.

Текст мультимедиа-учебника "Родная история" дается не только в удобном формате для чтения с экрана, но и озвучен, причем читают его частично специалисты-ученые, а частично дети, воспитанники Гимназии. В текстах уроков имеется большое количество выделенных голубым цветом слов - через них дается проводка (гиперссылка) к справочному материалу. Это имена знаменитых людей, наименования памятников литературы и искусства, выдающиеся исторические события, важные исторические термины.

Первый же раздел учебника - "Уроки" - предлагает выбор способов освоения исторического материала: прямо из текста урока при помощи гиперссылок можно легко обратиться к другим разделам мультимедиа-учебника: "Справочник ученика", "Музей "Древняя Русь"" и "Библиотека".

"Справочник ученика" содержит информацию об исторических событиях, о русских князьях, о выдающихся деятелях отечественной истории, об исторических памятниках, а также сведения о знаменитых русских историографах.

"Музей "Древняя Русь" имеет несколько подразделов: "Искусство Древней Руси", "Архитектура Древней Руси", "Древнерусская книга", "Материальная культура Древней Руси", "Историческая тема в искусстве". Учащиеся имеют возможность совершить экскурсию по древнерусским городам, увидеть великолепные храмы Древней Руси, ознакомиться с творениями величайших русских иконописцев - Преподобного Андрея Рублева, Феофана Грека, Дионисия, соприкоснуться с книжным искусством и другими сокровищами Древней Руси. Подраздел "Историческая тема в искусстве" представляет картины знаменитых русских художников на исторические темы.

"Библиотека" мультимедиа-учебника содержит тексты целого ряда выдающихся памятников древнерусской литературы: летописи, жития святых, сказания, героические повести. Здесь также помещены статьи известных ученых - историков и филологов, которые дают богатый материал для преподавателя отечественной истории и могут помочь ученику сделать первые шаги в собственных научных поисках. Этот подраздел открывает уникальные возможности для пополнения учебного процесса хрестоматийным материалом. Здесь же содержится методический материал: вопросы и задания к текстам уроков, уроки-рекомендации для практических занятий, яркие примеры использования новых материалов для проведения уроков по отечественной истории. Особенное внимание уделено материалам, которые могут быть использованы для проведения Дня славянской письменности и культуры в июле.

Одна из самых замечательных сторон этого учебника - заключительный раздел "Тесты". Специальные тестовые задания даются по всем параграфам учебника. Самопроверку можно осуществлять в различных режимах: можно узнать и качество ответов, можно определить и процент правильных ответов. Тесты составлены очень интересно, и самопроверка всегда проходит увлекательно. Опыт использования учебника показал, что, имея возможность постоянно проверять свои знания, ученик глубже усваивает исторический материал.

Можно было бы еще многое сказать об этом замечательном учебнике. Здесь педагог и ученик найдут и изумительные книжные миниатюры из летописных сводов, и генеалогические таблицы, и портреты русских князей, и оригинальные схемы, и "живые" карты. А главное ощущение от знакомства с новым учебником - это искренняя любовь его создателей к Родной истории, которая не может не передаться ученикам. Родная история предстает в нем не только через обширные и разнообразные исторические сведения, имена и даты, но и через святыни Русской земли, через удивительные летописные строки, через поразительный подвиг наших предков, через страшные, но поучительные картины лихолетья, через веру, надежду и христианскую любовь тех, с кем мы неразрывно связаны узами родной истории. При этом отечественная история не делится на гражданскую и церковную, как она никогда не разделялась и в реальной истории России.

В основу учебника "Родная история", вышедшего в свет в 1995 году, был положен источниковедческий подход к изучаемому материалу. Учебник давал ответы не только на вопросы: "Что? Где? Когда?". Он, прежде всего, старался дать ответы на вопросы: "А откуда мы знаем события древнейших времен?", "Кто и как сохранил дошедшие до нас памятники родной литературы и культуры?", "Где сейчас сохранились следы исторического прошлого нашего Отечества?", "Что говорят нам сохранившиеся исторические источники?". Сопричастность источникам и святыням Родной земли подводит нас ближе к истокам Родной истории и учит бережному отношению к духовному наследию России. Вышедший в юбилейном 2000 году учебник "Родная история" в новом - электронном - виде сохранил тот же источниковедческий подход. Остается только выразить пожелание, чтобы создатели этого замечательного учебника - учебника XXI века - продолжили этот оригинальный и интереснейший научно-педагогический труд, чтобы охватить и дальнейшие периоды истории нашего Отечества.

К началу страницы


Электронный читальный зал в Нижегородском братстве св. Александра Невского

Спор о возможности использования православными во славу Божию глобальной информационной сети Интернет сегодня в самом разгаре. Многие уже "по уши" сидят там, имеют страницы, создают библиотеки, дискутируют и обмениваются мнениями в электронных конференциях, пользуются или пополняют новостями информационные линии. Другие осторожничают, размышляя об апокалиптических перспективах тотального контроля и управления человеком через глобальную сеть, о виртуализации и разбожествлении компьютерного человека...

С тем, что сетевое информационное пространство может быть опасно для души человека, трудно не согласиться. Но "по делам их узнаете их". Ведь, прежде всего, важно, как наша свободная воля использует этот современный "каменный топор": для добывания ли пищи, для строительства ли жилища или чтобы размозжить голову своему ближнему. Интернет тоже можно пользовать как во благо земной Церкви, так и для разложения души-христианки.

В нижегородском православном Братстве во имя святого князя Александра Невского увлеклись идеей привлечения молодежи к Православию при помощи Интернета. По аналогии с книжным читальным залом при помощи благотворителей был открыт электронный читальный зал. Несколько компьютеров позволяют его посетителям (коим может быть любой, в первую очередь, молодой человек, записавшийся в братскую библиотеку) получить доступ к православным ресурсам мировой глобальной сети.

Надо сказать, что люди "знающие" моментально поняли всю полезность этого начинания и оценили открывшиеся перед ними возможности. Учащиеся иконописной школы стали просматривать библиотеки иконографии, регент при помощи специальной программы решил записать и размножить ноты редких песнопений, так необходимые для братского церковного хора. Потянулись молодые священники из соседних храмов и студенты, чтобы облегчить себе написание работ и учебу в духовных школах. Группа молодежи из Братства, до этого без дела слонявшаяся в поисках угла, где бы приткнуться, вдруг разом получила кучу новых друзей и собеседников на "форуме Кураева". Библиотеки православной литературы, записи музыки, коллекции графики - все стало легко доступным. Не выходя из читального зала, вполне стало возможным совершить паломничество по многим православным обителям, как России, так и всего мира, познакомиться со святынями, житиями подвижников, углубиться в богословский анализ или получить ответ на самые простые вопросы религиозной жизни. Ищущая душа молодого человека, совершенно не комплексуя в современном окружении, может таким путем открыться навстречу Богу, оставаясь одновременно востребованной реалиями мира на пороге III тысячелетия.

А.В.Стариченков

К началу страницы


Главная
страница
Информационные
материалы
Ноу-хау Информационный
бюллетень
Миссия АСТ Объявления

Copyright (c) Круглый стол по религиозному образованию и диаконии, 1996-2000. Все права защищены.