Главная страницаИнформационные материалыНоу-хауИнформационный бюллетеньМиссия ACTОбъявления

Православная социальная педагогика

bulletСоциальная педагогика и социальная работа: российский вариант
bulletПредмет и содержание социально-педагогической деятельности
bulletСоциальный педагог на приходе
bulletПрофессиональная подготовка педагогов в ППСТБИ
bulletУчёба на отделении социальной педагогики ПСТБИ: глазами студентки третьего курса
bulletПрактическая деятельность студентов ПСТБИ в их профессиональном становлении

Социальная педагогика и социальная работа: российский вариант

Профессии "социальный педагог" и "социальный работник" для России относительно молоды - законодательно они были введены в 1991 году. Ныне обе эти специальности включены в "Общероссийский классификатор специальностей по образованию". Это значит, что в Российской системе образования можно получить как среднее специальное, так и высшее образование по вышеназванным специальностям. Появление этих специальностей во многом было обусловлено теми изменениями, что произошли во всех сферах жизнедеятельности россиян в начале девяностых годов. В это время реальная действительность продиктовала необходимость подготовки специалистов, которые могли бы профессионально работать с социально незащищёнными слоями населения. Вместе с тем, распад государственной идеологии воспитания повлёк за собой появление огромного количества детей, оставшихся вне воспитательного воздействия. Таким образом, специальность "социальный работник" получила своё развитие в сфере социальной защиты населения. Специальность "социальный педагог" выросла в педагогической сфере - в системе образования и учреждениях по делам молодёжи. В научном плане социальная педагогика и социальная работа также опираются на разные теоретические области. Социальная педагогика заняла своё место в ряду педагогических наук. Теория социальной работы, как сфера научного знания, выделилась в качестве прикладной области социологии.

Исторически социальная работа выросла из благотворительной деятельности, которой занимались, в первую очередь, христианские общины. Позднее социальной работой начинают заниматься специально для этого созданные объединения, такие например, как Армия спасения, женские союзы. Примечательно, что теория социальной работы начинает складываться в начале двадцатого века как реакция на катаклизмы, происходящие в мире. Первая мировая война, в ходе которой было применено оружие массового поражения, оставила во всех странах-участницах тяжёлое наследство. Это инвалиды и сироты, вдовы, которые для того, чтобы обеспечить семью, вынуждены были начинать профессиональную деятельность. Так как для женщины, доселе занимавшейся домашним хозяйством, наиболее близкой являлась сфера именно социального служения, то именно для них и создаются первые учебные курсы по социальной работе. К двадцатым годам ХХ века во многих странах складывается государственная система социальной работы, которая первоначально имела следующие сферы применения - семейное благополучие, детское благополучие, медицинская социальная работа. Позднее добавились профессиональная, промышленная, сельская, судебная и другие сферы социальной работы.

Соответствующих специалистов готовит как высшая школа, так и средние специальные учебные заведения. Только высших учебных заведений в Европе ныне насчитывается более четырёхсот - это специальные институты, а также профильные отделения университетов и других вузов.

В некоторых европейских странах, например в Германии и Голландии, в настоящее время профессиональная деятельность социальных работников и социальных педагогов регулируется единым стандартом, термины употребляются вместе: социальный работник/социальный педагог (чаще можно встретить сокращённый вариант СР/СП). В немецком варианте специалист в социальной области может работать с отдельными людьми, группами или общинами, которые и являются в этом случае клиентами социальной работы. В том случае, когда клиентами являются дети и молодёжь, говорят о социально-педагогической работе, всё остальное относится просто к социальной работе. Специалист социальный работник/социальный педагог является организатором, защитником и представителем интересов клиента, он консультирует, снабжает необходимой информацией, поддерживает в трудных жизненных ситуациях, выполняет и воспитательные функции. В Германии говорят, что специалист СР/СП имеет двойной мандат - государство доверяет этому человеку защищать интересы своих клиентов, в том числе, и от самого государства.

В России ситуация складывается несколько иначе. В настоящее время термин "социальная педагогика" употребляется, как минимум, в трёх значениях. Это, во-первых, сфера профессиональной деятельности, отличная от социальной работы. Основное её отличие заключается в том, что социальный педагог оказывает воспитывающее воздействие на своего клиента, тогда как социальный работник оказывает своему клиенту только определённый вид помощи. Например, патронажная сестра, являясь социальным работником, не оказывает прямого воспитательного воздействия на своего клиента.

Во-вторых, под социальной педагогикой понимается особая отрасль интегративного знания, включающая в себя основы педагогики, психологии, социологии, политологии, социальных и педагогических технологий и многое другое.

И, в третьих, социальная педагогика - это учебный предмет, который преподаётся в педагогических учебных заведениях. Так как научная разработка социально-педагогических проблем ещё только в стадии становления, то и сфера практической деятельности социального педагога является областью дискуссии учёных и практиков. Так, главной темой в этой дискуссии много лет продолжает быть вопрос о том, кто же является основным объектом деятельности социального педагога - только ли ребёнок или и взрослый человек тоже?

Это, в свою очередь, сказывается и на содержании учебного курса "социальной педагогики". О том, что исследует социально-педагогическая наука, что составляет предмет деятельности православного социального педагога, чему учат студентов в педагогических вузах рассказывается в следующих материалах.

Склярова Татьяна Владимировна,
кандидат педагогических наук,
зав. кафедрой социальной педагогики
Православного Свято-Тихоновского
Богословского Института.

TopК началу страницы

Предмет и содержание социально-педагогической деятельности

Учёт влияния процессов, происходящих в обществе, на воспитание подрастающих поколений в большей или меньшей степени существовал во всех обществах и во все времена. В России традиционно социально-педагогическое направление воспитания осуществлялось семьёй и Церковью, именно они определяли меру и степень воздействия общества на воспитанника. Социальный аспект воспитания в отечественной педагогике рассматривался сквозь призму семейного и религиозного воспитания и, в связи с этим, выделение особой области - социальной педагогики - не представлялось необходимым.

Возникновение социальной педагогики как отрасли научного знания относится ко второй половине ХIХ века. Социокультурные изменения, которые происходили в это время в большинстве стран, отразились и на системе общественного воспитания. Индустриализация способствовала массовым переездам в города традиционно сельского населения, где оно зачастую оказывалось неприспособленным к жизни в новых условиях. В странах Запада и Америке индустриализация породила также процессы массовой миграции в более развитые страны, где и возникала потребность в культивировании определённых ценностей, провозглашаемых или подразумеваемых как национальные. Процессы урбанизации способствовали нарушению многих ценностных устоев. Массовая секуляризация сознания, зачастую связанная и с вышеназванными причинами, а также обусловленная всплеском авторитета естественнонаучного знания, также породила проблему социального воспитания в той сфере, где многие столетия единственным воспитателем являлась Церковь. В таких условиях и зарождается отдельная область педагогической теории и практики - социальная педагогика. Она была призвана к решению тех задач, которые не могла решить традиционная система воспитания. Во-первых, становится актуальной задача воспитания не только детей, но и молодёжи, а также более старших возрастных групп. Во вторых, осознаётся потребность в перевоспитании и помощи в адаптации к новым условиям людям, не вписывающимся в социальную систему или нарушающим установленные в ней нормы.

С самого зарождения социально-педагогической теории на рубеже ХIХ-ХХ веков начинается дискуссия о предмете социальной педагогики. Ряд основоположников социальной педагогики, например, Герман Ноль, Гертруда Боймер, считали предметом её исследования социальную помощь обездоленным детям и профилактику правонарушений несовершеннолетних. Принципиально иначе определял предмет социальной педагогики Пауль Наторп. Он считал, что социальная педагогика исследует проблему интеграции воспитательных сил общества с целью повышения культурного уровня народа. Таким образом, вопрос "что является причиной, а что следствием?" определяет суть дискуссии о социальном воспитании. Если социальная педагогика займётся анализом процессов, происходящих в обществе и оказывающих влияние на воспитание его граждан, то она (социальная педагогика) найдёт причины и сумеет предложить эффективные методы профилактики антисоциального поведения. В этом случае социальный педагог работает в направлении "оздоровления" социального климата, а не исправляет уже совершившиеся искажения в развитии, такие, например, как - брошенные дети, девиантное (нарушающее установленные социальные нормы) поведение и многое другое. Иная позиция в отношении предмета социальной педагогики предполагает деятельность социального педагога в качестве "санитара скорой помощи" - он оказывает помощь больному социальными недугами ребёнку или взрослому - несовершеннолетнему правонарушителю, осиротевшему ребёнку, человеку, ставшему жертвой какого-либо насилия или несчастья, вышедшему из мест заключения, иммигранту, осваивающему новый образ жизни в новой стране, и т.д. И в этом случае социально-педагогическое мастерство должно быть направлено на скорейшее восстановление способности нуждающегося человека к жизни в этом обществе.

Два подхода к определению социально-педагогических проблем и ныне остаются актуальными. Так, ряд учебных пособий по социальной педагогике ("Социальная педагогика" под общ. ред. М.А.Галагузовой, М.,2001; Василькова Ю.В., Василькова Т.А. "Социальная педагогика", М., 1999), знакомя с основами социально-педагогической деятельности, уделяют больше внимания работе социального педагога с детьми, имеющими проблемы в развитии, девиациями (нарушение социальных и моральных норм) и делинкветным (нарушение установленных правовых норм) поведением у детей. В то же время, А.В.Мудрик (Мудрик А.В. "Введение в социальную педагогику", М., 1997), обосновывая методики социального воспитания, рассматривает социально-педагогическую деятельность в более широком аспекте. Следуя традициям не только Пауля Наторпа, но и К.Д.Ушинского, который во введении к своей "Педагогической антропологии…" писал, что важнейшее значение в воспитании играет окружающая воспитанника атмосфера, А.В.Мудрик ставит перед социальным педагогом задачу освоения педагогического потенциала окружающей среды. Для этого исследуется процесс социализации, как основная проблема социальной педагогики. Все факторы становления личности воспитанника, его семья и микросоциум, соседское окружение, общество сверстников, институты воспитания - государственные и общественные, религиозные, страна, в которой он проживает, его этническая принадлежность, все эти факторы влияют на процесс воспитания. И, несомненно, социальный педагог должен не только грамотно анализировать процесс социализации, но и уметь использовать воспитывающий потенциал среды.

Для православного педагога обе представленные позиции о предмете социальной педагогики являются актуальными и взаимодополняющими.

Любая воспитательная концепция основывается на некотором комплексе антропологических представлений. Антропология отвечает на вопросы - что есть человек, какова его физическая, психическая, нравственная сущность, его место в мире и высшее предназначение. В православии воспитание основано на антропологическом подходе, который можно назвать "открытым". Открытость человека к изменениям обуславливает возможность и даже необходимость внешнего воспитательного воздействия на человека с учетом его свободы. Особенность православного воспитания заключается в том, что оценка "внешнего" человека определяется через степень просветленности "внутреннего" человека. В этом и состоит суть православного понимания социально-педагогической деятельности. Помощь человеку в обращении к духовному богатству православия, способствование его введению в литургическую жизнь Церкви, несомненно, стоит на первом месте в педагогическом процессе. Это конечная цель. А средствами, вспомогательными, но очень важными, являются все формы и методы социально-педагогического процесса. С одной стороны, это работа с отдельной личностью, независимо от ее возраста и условий социализации. В равной степени представляется актуальной и педагогическая работа с окружающей человека средой, то что в социальной педагогике именуются "педагогизацией пространства воспитанника".

Создание воспитывающей среды под благодатным церковным окормлением представляется единственно возможной целью деятельности православного социального педагога. В педагогическом воздействии нуждаются как внешне неблагополучные, так и благополучные воспитанники, семьи или иные группы людей.

Склярова Т. В.

TopК началу страницы

Социальный педагог на приходе

В некоторых христианских конфессиях педагог, помогающий священнослужителю на приходе, именуется "приходским педагогом". Так, в немецкой религиозно-педагогической литературе в последние 20 лет прочно укоренилась концепция приходской педагогики (Gemeindepadagogik). Данная концепция рассмотрена в диссертации А.О.Сергеева "Социально-педагогическая деятельность современных христианских приходов (на материале России и Германии)", М., 1997. Автор концепции приходской педагогики Энно Розенбум утверждает, что субъектом церковной педагогической деятельности является приход. Он указывает, что весь процесс жизнедеятельности прихода надо рассматривать как воспитательный процесс. Само христианское воспитание происходит первоначально не в сфере обучения, а в живом общении, которое объясняет жизнь и всё в ней происходящее с позиций веры и позволяет вырабатывать собственный взгляд на мир. Такое христианское воспитание должно пониматься в качестве жизненного измерения в сообществе людей, а совместная жизнь может теперь пониматься через понятие воспитания. Только во вторую очередь речь может идти о целенаправленной воспитательной деятельности, реализуемой определенными институтами, определенными педагогическими методами, воспитательными средствами и т.д. Выявленные А.О.Сергеевым отличия приходской социально-педагогической работы в православии и лютеранстве говорят о том, что содержательно деятельность православных приходов, ориентируясь на введение человека в опыт церкви, в опыт духовной жизни, направлена на формирование навыков церковной жизни. Главной целью большинства форм приходской деятельности в православии является подготовка человека к участию в богослужении или же организация самого богослужения. А эти формы, в свою очередь, предполагают совместное участие верующих, где как раз и должно происходить приобретение и усвоение "социально-христианских" навыков. Лютеранские же приходы, наоборот, в большей степени заботятся о воспитании социальной компетенции человека, помогают открытию собственной идентичности. Церковные формы помогают в достижении этих целей.

Неодинаково и осмысление роли прихода в организации социально-педагогической деятельности. По мнению лютеран Германии, приход должен стать одновременно субъектом, объектом (создание общины) и местом (совместная жизнь) воспитательной деятельности церкви. В РПЦ же редко говорится об объединении всех сфер жизнедеятельности прихода в деле воспитания верующих. Организуемые направления воспитательной деятельности являются как бы вспомогательными для решения центральной задачи жизни прихода - введения в опыт жизни церкви.

Основу социально-педагогической деятельности на приходе, которую, на наш взгляд, можно назвать "приходской педагогикой", составляет необходимость учёта всех параметров воспитательного воздействия прихода при организации приходской жизни. При этом профессиональная квалификация требуется не только от педагогов и социальных работников, но и от диаконов и священников. Компонентами профессионализма являются как богословские, так и теоретические знания из светских гуманитарных наук (педагогики, психологии, социологии), а также практические навыки.

Социально-педагогическая деятельность приходов касается тех форм организации деятельности в приходе, в которых ярко выражается воспитательная цель. Таковыми в Русской Православной Церкви являются миссионерско-просветительская, катехизаторская, культурно-образовательная (церковное образование и досуг) деятельность, приходская благотворительность (приходская диакония), комплексные виды деятельности. К ним же следует относить используемые в том числе и в педагогических целях церковные мероприятия (например, молебен в начале учебного года) и формы практической деятельности прихожан в приходе (например, паломничества), которые, в частности, в церковной традиции считаются важными воспитательными средствами.

Создание воспитывающей среды является сутью социально-педагогического делания на приходе.Социально-педагогический анализ современной приходской жизнедеятельности позволяет сделать выводы о том, что проявляется это делание весьма разнообразно. Это может быть формирование на базе прихода духовно-культурной среды, которая смогла бы содействовать возрождению и преображению души верующего. В других ситуациях приход становится основой для непрерывного религиозного образования, организации социальной деятельности, раскрытия творческих способностей христиан. Провозглашаемый принцип непрерывности предусматривает на уровне прихода создание комплекса образовательных учреждений, объединенных общей концепцией, имеющих единое управление, единые программы, коллектив сотрудников-единомышленников. Проблема организации приходской жизни в этом случае осознаётся как восстановление значения прихода как духовного центра средоточения жизни христианина.

Несомненно, приход является первичной и основной "социальной" структурой Церкви. Именно приходские условия определяют во многом эффективность их воспитательного воздействия не только на прихожан, но и на всё социальное окружение, складывающееся вокруг прихода. Процесс взаимосвязи и взаимовлияния общества и человека в широком смысле определяется как процесс социализации. И, если проблема социализации, являясь основной в социальной педагогике, будет осознана приходским педагогом, это благотворно скажется на всей сфере социальной и педагогической работы в условиях этого прихода и, конечно, значительно поможет настоятелю прихода в выполнении им основной - душепопечительской работы. В этом и состоит основная задача работы социального педагога в условиях прихода - помочь настоятелю в организации всего комплекса воспитательного воздействия прихода.

Процесс социализации человека описывается при помощи многих факторов (необходимых условий для протекания этого процесса). Это и микрофакторы - семья, религиозная община, общество сверстников, соседи и все те социальные группы, в которых человек пребывает непосредственно и которые влияют на него. В функции социального педагога на приходе входит обязательное ознакомление со всеми характеристиками ближайшего окружения прихожан - их семей, жилищных условий и многого другого. Учитывая характеристику ближайшего окружения человека, социальный педагог грамотно выстроит стратегию организации, например, разновозрастных групп в воскресной школе или осознает необходимость создания небольших семейных групп для родителей, имеющих детей дошкольного возраста.

Следующая группа факторов, называемая мезофакторами, действует на человека опосредованно. Это средства массовой коммуникации, тип поселения, в котором проживает человек, региональные условия и всё то, что оказывает влияние через семью, школу, социальное окружение. Промежуточное положение этих условий отчасти затрудняет возможность учитывать их, однако этот учёт необходим. Так, в условиях крупного города специфика приходской жизнедеятельности коренным образом отличается от сельского уклада приходской жизни. Или выстроенное вблизи приходского храма здание тюрьмы либо приюта для несовершеннолетних непременно изменит социально-психологическую атмосферу в приходе. Анализируя эти обстоятельства, приходской педагог сможет предложить настоятелю определённую программу деятельности не только воскресной школы, но и других служб, которые имеются на приходе.

Деятельность социального педагога на приходе может и должна быть разносторонней и многогранной - это и взаимодействие со средствами массовой коммуникации и создание, по возможности и необходимости, собственно приходских СМИ, организация приходских молодёжных объединений и взаимодействие с "внешними" объединениями, которые обращаются к настоятелю с просьбами либо предложениями.

Конечно, всё, что относится к сфере попечительства - попечение о сиротах, инвалидах, больных, престарелых, временно нетрудоспособных и всех тех, кто нуждается в постоянной или ситуативной помощи - также является объектом работы приходского педагога. В этом случае он выступает в роли врача, который определяет стратегию лечения больного. Так и социальный педагог, определяет направление и методы работы с подопечными, сама же практическая деятельность может быть выполняема не только им самим, но и социальным работником, и прихожанами, которые имеют желание и благословение послужить в социальной сфере.

Практически невозможно описать в одной статье весь спектр возможной социально-педагогической работы в условиях прихода. Сделать это трудно ещё и потому, что реальная действительность всегда оказывается богаче, чем её описания. Так и в сфере социально-педагогического служения в приходах Русской Православной Церкви можно встретить самобытные, интересные образцы создания воспитывающей среды, которые могут быть по праву внесены в учебные пособия для подготовки приходских педагогов.

Например, в деятельности воскресной школы храма иконы Божией Матери "Живоносный Источник" в Москве, которой уже много лет руководит И.Н.Мошкова, на первом месте стоит работа с семьёй. Эта работа учитывает конкретные особенности типичной московской семьи, ее социальное и материальное положение, ритм труда и отдыха и другие социально-демографические и психологические характеристики. Действующая на приходе семейная психологическая консультация помогает не только прихожанам "Живоносного источника" разобраться в решении многих семейных и социальных проблем.

Деятельность семейной общины трезвости в приходе храма святителя Николая в селе Ромашково, настоятелем которого является протоиерей Алексей Бабурин, также ориентируется на работу с семьями прихожан. Особенность этой работы состоит в том, что совместными усилиями члены общины помогают семьям, в которых есть страждущие недугом алкоголизма.

Знакомство с деятельностью этих и многих других приходских социально-педагогических объединений позволяет преподавателям и студентам отделения социальной педагогики определять наиболее эффективные в современных условиях методы и формы работы социального педагога на приходе.

Склярова Т. В.

TopК началу страницы

Профессиональная подготовка педагогов в Православном Свято-Тихоновском Богословском Институте

Педагогический факультет Православного Свято-Тихоновского Богословского Института пока единственный в России, который готовит специалистов с высшим богословским и педагогическим образованием одновременно. Институт имеет государственную лицензию на подготовку специалистов по специальности "Социальная педагогика" и "Педагогика и методика начального образования". Педагогические специальности преподаются в соответствии с государственным стандартом высшего образования, и выпускники факультета получают дипломы государственного образца по специальности учителя начальных классов или социального педагога.

Если учителями начальных классов, как правило, становятся вчерашние выпускницы школ, прошедшие курс обучения в ПСТБИ, то на вечернее отделение социальной педагогики приходят учиться люди взрослые, многие из которых уже имеют высшее образование. Само обучение в Богословском Институте - процесс уникальный, так как только интеллектуальной работы студента в освоении учебных программ и курсов недостаточно. Изучение богословия призвано изменить, в первую очередь, жизненный и духовный опыт человека. Этот процесс не может не сказаться и на профессиональном становлении педагога, музыканта или историка.

Поэтому обучение студентов в Институте заметно отличается от учёбы в любом другом высшем учебном заведении. Само содержание учебной программы складывается, как правило, из двух основных блоков - богословского и специального, в зависимости от специфики факультета. Преподавание большинства дисциплин богословского блока ведётся священнослужителями Русской Православной Церкви. Специальный блок на педагогическом факультете представлен дисциплинами психолого-педагогической направленности. Так, социальные педагоги изучают общую, социальную, возрастную педагогику и православные основы педагогики, историю педагогики, социальной педагогики и историю социального служения Церкви, дидактику, теорию воспитания, общую, возрастную, социальную и педагогическую психологию, основы специальной (коррекционной) психологии, психолого-педагогическую диагностику, основы психоконсультирования и психокоррекции, психологию семьи и основы семейного консультирования, педагогические технологии и основы социальной работы на приходе, социальную политику и юридические основы социально-педагогической деятельности.

Эти дисциплины преподаются верующими, воцерковлёнными преподавателями, большинство из которых имеют ученые степени кандидатов и докторов наук в области педагогики, методики преподавания, психологии.

Многие учебные программы являются авторскими, составленными специально для студентов православного педагогического факультета и одновременно учитывающими требования государственного стандарта по подготовке специалиста в социальной педагогике. Это - "Введение в специальность", "Общая педагогика и методика воспитания", "Социальная педагогика", "Возрастная педагогика и психология", "Семейная педагогика". Специфика содержания этих учебных программ проявляется в тесной связи с православными традициями мировосприятия. Так, в курсе "Семейной педагогики" семья рассматривается как малая церковь, и в этом контексте изучаются строение семейного союза, ритм, быт, функции, традиции семьи. В курсе "Социальной педагогики" базовые социально-педагогические категории и понятия рассматриваются в контексте "Основ социальной концепции Русской Православной Церкви". В таком ракурсе рассмотрения студенты знакомятся с теорией социальной педагогики с параллельным постижением социальной позиции Церкви в отношении изучаемого явления. В качестве примера можно привести изучение темы "Девиантное и делинквентное поведение как социально-педагогическая проблема". Социальная педагогика называет отклоняющееся от нормального поведение девиантным, а поведение человека, нарушившего закон - делинквентным. Естественно, что в православном учебном заведении в этой теме обязательно рассматривается соотношение понятий "грех" и "преступление".

Такие программы, как "Православные основы педагогики", "История социального служения Церкви", "Основы социальной работы на приходе" по своему содержанию являются полностью конфессиональными, выражаясь научным языком. И включены они в учебный процесс в качестве регионального компонента, который также предусмотрен государственным образовательным стандартом.

Организация учебного процесса в Институте также имеет свою специфику, по сравнению со светской высшей школой. Например, во все церковные праздники занятия отменяются - в это время студентам и преподавателям полагается быть в храме. Традиционно не учебными являются первая неделя Великого Поста, Страстная и Светлая Седмицы. Наряду с лекционными и семинарскими занятиями для студентов обязательными являются "послушания" - работы, выполняемые ими в различных сферах институтской жизни. Ну и конечно, само обучение наукам складывается иначе. Так, студенты педагогического факультета с первых дней учёбы участвуют в педагогической практике. Социальные педагоги знакомятся с деятельностью детских домов, интернатов, приютов, по мере возможности проводят в этих заведениях педагогическую и катехизаторскую работу. Конечно, учиться лучше там, где есть чему поучиться. Поэтому на факультете складывается традиция педагогических экспедиций - поездок в те места, где существует интересный опыт православного педагогического делания. Предварительно испросив благословения и у институтского руководства, и у руководства того учреждения, куда отправляется экспедиция, небольшая группа студентов (как правило, не больше семи человек) под руководством преподавателя отправляются на несколько дней в детский дом или монастырь, где ведётся социально-педагогическая работа. Основной целью экспедиции является "погружение" в уклад жизни этого места и знакомство "изнутри" с педагогической системой и методами работы в нём. Важным моментом в определении географии наших экспедиций является проведение в рамках Ежегодной богословской конференции ПСТБИ педагогических секций. Именно на конференции мы выслушиваем сообщения о деятельности различных социальных и педагогических объединений (приютов, детских домов, воспитательных центров, педагогических союзов и братств, патриотических объединений и т.п.), которые работают в приходах, общинах, монастырях и епархиях.

В связи с этим, проведение Богословской конференции также становится неотъемлемой частью педагогического процесса для студентов и преподавателей. Более того, существует традиция приглашения на конференцию ведущих учёных в современной российской педагогической и психологической науке. Так, в разные годы на педагогической секции выступали академики Российской Академии Образования - Леднев В.С., Малофеев Н.Н., Рубцов В.В., Сластёнин В.А.

Научная работа, которая ведётся на педагогическом факультете, призвана представить важнейшую по своему значению концепцию, объясняющую общие проблемы педагогики с позиций христианской антропологии. В современной педагогической науке белым пятном остаётся рассмотрение основ воспитания и образования, учитывающее духовно-нравственные ориентиры личности как воспитуемого, так и воспитателя. Отражение в воспитании и образовании россиян православной традиции мировосприятия, которая присуща всей русской культуре; история российского образования, неразрывно связанного с историей Русской Православной Церкви; семейные традиции воспитания; особенности взаимодействия Церкви, семьи и школы, святоотеческое педагогическое наследие - вот далеко не полный перечень тех научных направлений в современной педагогике, которые требуют кропотливого исследования. Это обстоятельство побудило к открытию аспирантуры для выпускников педагогического факультета, занимающихся научно-исследовательской деятельностью. В 2002 году в ПСТБИ открыта аспирантура по специальности 13 00 01 - Общая педагогика, история педагогики и образования. В настоящее время в ней проходят обучение пять аспирантов, два соискателя учёной степени "кандидат педагогических наук" также ведут научно-исследовательскую деятельность в рамках работы Отдела подготовки научно-педагогических кадров высшей квалификации Православного Свято-Тихоновского Богословского Института.

Стоит заметить, что научной работой на факультете активно занимаются не только преподаватели, но и студенты. Студенты педагогического факультета, особенно вечернего отделения социальной педагогики, зачастую являются уникальными специалистами в той или иной сферах. У нас учатся кандидаты наук, юристы, врачи, музыканты, люди, уже имеющие высшее педагогическое образование. И, конечно, интеллектуальный потенциал этих студентов работает на благо православной педагогики. К защите дипломных работ некоторые наши выпускники представляют научные монографии, опубликованные методические пособия, авторские учебники для школьников или учебные тетради для студентов. Иногда дипломная работа выпускника педагогического факультета отвечает требованиям, предъявляемым к диссертациям на соискание ученой степени кандидата наук.

Таким образом, процесс профессиональной подготовки педагогов в Богословском Институте имеет много общего с любым другим высшим учебным заведением - лекции и семинары, педагогическая практика и научные конференции, написание курсовых, дипломных работ и рефератов, подготовка наиболее успешных студентов к научно-исследовательской работе. Особенным в процессе обучения студентов-педагогов является организация этого процесса соответственно укладу, свойственному всем духовным школам Русской Православной Церкви. Первостепенное значение уделяется духовному воспитанию студентов, которое отражается на всей студенческой жизнедеятельности - от внешнего вида студента до выбора темы его научного исследования.

Склярова Т. В.

TopК началу страницы

Учёба на отделении социальной педагогики ПСТБИ: глазами студентки третьего курса

Для тех, кто уже имеет какое-либо образование, и работает, но желает получить богословское образование на педагогическом факультете ПСТБИ, открыта пока единственная возможность - учиться на отделении социальной педагогики. Это вечернее отделение. Пять дней в неделю в течение пяти лет - такова учебная программа студентов-вечерников. Содержание учебных курсов представляет собой синтез богословских, общегуманитарных и специальных психолого-педагогических дисциплин. Новый Завет, Ветхий Завет, догматика, литургическое предание, литургика, христианская антропология, история Церкви, история Русской Православной Церкви, церковно-славянский язык, иконоведение; история древнего Востока, история древней Греции, история древнего Рима, археология, история средних веков, история России, общая и возрастная педагогика, дидактика, общая и возрастная психология, основы медицинских знаний, история социального служения Церкви, история социальной педагогики, социальная педагогика. Это далеко не полный перечень дисциплин, тем не менее, он включает большинство предметов, пройденных студентами к третьему году обучения.

Для вновь прибывших студентов открываются горизонты освоения новой специальности - социальная педагогика. И многие задаются вопросом - "Социальная педагогика - что это?"

Сделаю попытку представить собственное понимание сути социальной педагогики, какой она открывается студентам ПСТБИ. Буду максимально искренней. Первый год обучения лично для меня не пролил свет на понимание данного предмета. Более того, когда я говорила своим знакомым, что буду социальным педагогом, реакции было две: первая группа людей интересовалась - что это такое? кем, где и как буду работать? У второй группы это словосочетание вызывало иронию с печатью сарказма, и они говорили, что сейчас везде "готовят" социальных педагогов, но зачем и кому они нужны - неизвестно.

Но вот я уже на третьем курсе, и у меня происходит открытие - я только сейчас начинаю понимать смысл своей будущей специальности. На самом деле "социальная педагогика" - это, на мой взгляд, очень нужная в современной России и, конечно, в нашей Русской Православной Церкви, профессия. Это открытие происходило для меня в несколько этапов, надеюсь, что и дальше будут новые этапы.

Для начала, мое отношение к собственной специальности изменилось, как это ни странно, под влиянием средств массовой информации. Когда я увидела, как главная героиня в иностранном фильме на вопрос агента спецслужб о прежнем месте работы с гордостью говорит, что была социальным педагогом, для меня это стало открытием. Я поняла, что, к великому сожалению, в нашей стране люди таких профессий, как педагоги, врачи, социальные педагоги, воспитатели детских садов зачастую не могут гордиться своей профессиональной деятельностью. А ведь это очень нужные, благородные профессии, которые помогают людям и призваны изменять к лучшему всё общество.

Далее. Неизгладимое впечатление на меня произвел учебно-методический курс "Основы социальной работы на приходе". Этот курс строится следующим образом - один учебный день в неделю к студентам-социальным педагогам на занятия приходят специалисты разных профессий, имеющие многолетний опыт социальной деятельности на приходе. Так, в течение одного семестра мы знакомились с различными видами и формами социально-педагогической деятельности в православных приходах. Организация воскресной школы, создание православной гимназии, детского сада, центра непрерывного православного образования, детского дома или приюта для детей-сирот, семейной общины трезвости, паломнической службы, молодёжного объединения, специфика работы с учреждениями здравоохранения, военнослужащими, лицами, находящимися в заключении - постепенно становится понятным, что в рамках прихода возможно и необходимо создание профессиональных социальных структур. К нам приходили (и, порой, приезжали из других городов) делиться своим уникальным опытом - протоиерей Алексей Бабурин, под руководством которого на приходе больше десяти лет работает семейная община трезвости; протоиерей Андрей Воронин - директор детского дома, где дети воспитываются в специально организованных семейных группах; Татьяна Ивановна Лещёва - директор Центра непрерывного православного образования во имя преподобного Серафима Саровского; Ольга Леонидовна Янушкявичене, пятнадцать лет руководящая воскресной школой в православном приходе в Вильнюсе (республика Литва); Наталия Владимировна Пономарёва поведала о специфике социальной и миссионерско-катехизаторской работы с лицами, находящимися в заключении.

Понимание того, что в современных условиях социальная и педагогическая деятельность на приходе должна быть организована профессионалами, позволило в другом ракурсе увидеть изучаемые в институте социально-педагогические дисциплины.

Я поняла, что социальная педагогика не только перспективная профессия, но и та область педагогики, которая охватывает все сферы человеческого бытия. Деятельность социального педагога сориентирована на все категории населения, людей разного возраста, различных профессий, социальных групп, на индивидуальную работу с человеком в личностном и социальном контексте, на изучение характеристик и степени влияния на человека его окружения - семьи, микросоциума, профессионального коллектива, влияния других факторов на процесс воспитания и социализации. Социальный педагог - это тот, кто включает детей и взрослых в процесс социального творчества, в разностороннюю совместную социально значимую деятельность, оказывает консультационную, информационную и иные виды помощи, тот, кто в состоянии генерировать социальные инициативы.

Замечательно, что существует такой факультет, где студенты изучают социальную педагогику и теологию одновременно. Потому что, на мой взгляд, православный человек, имеющий богословское образование и профессионально работающий в социально-педагогической сфере способен оказать существенную помощь и поддержку как одному нуждающемуся человеку, так и целым группам или даже общине.

Уникальность нашего факультета и социально-педагогического отделения проявляется почти во всех сферах студенческой жизни.

По благословению ректора Института, протоиерея Владимира Воробьёва (которого студенты называют просто "отец-ректор") раз в месяц весь педагогический факультет собирается на Литургию. Служит Литургию декан Педагогического факультета иеромонах Киприан (Ященко), помогают чтецы и хор, состоящие из наших студентов.

Наша общая молитва не прекращается и на учебе: один раз в неделю мы читаем акафист преподобному Сергию Радонежскому.

Трудные учебные будни неизменно соприкасаются с духовной жизнью. Где можно забыть о проблемах этого мира, как не в паломничестве? Где можно получить столько благодати, как не в монастыре? Вот мы и едем молиться и отдыхать в монастырь. К тому же, поездки имеют в себе еще и педагогическую основу: преодолевая искушения, в паломничестве студенты становятся дружнее, у каждого появляется шанс проявить любовь к своему ближнему. К третьему курсу мы уже успели совместно побывать в Троице-Сергиевой Лавре, Дивеево, Оптиной пустыне, Ростове Великом. В этом году, 7 апреля в день памяти Святейшего Патриарха Тихона, небесного покровителя нашего Института, мы всем факультетом собрались на молитву в Донском монастыре у раки с мощами Святителя.

Педагогическая практика на нашем факультете начинается с первого курса. На первом курсе мы знакомились с социально-педагогической деятельностью в Москве - с работой детских домов, приютов и коррекционно-реабилитационных учреждений. После второго курса начинается летняя педагогическая практика, которая проходит в детских центрах, детских домах и приютах, летних лагерях отдыха по всей территории нашей необъятной Родины - от Архангельска до Ялты. А в сентябре мы, полные впечатлений, на итоговой конференции по практике делимся опытом. Приглашаются все курсы, начиная с первого - старшие курсы делятся с младшими "секретами педагогического мастерства". Мы обсуждаем положительные моменты, удачи и ошибки, допущенные нами на практике, и методы их исправления. Обязательно предоставляется богатый иллюстративный материал - газеты, фотографии наших воспитанников, поделки, сделанные детьми. Мы рассказываем о проведённых нами педагогических мероприятиях, предоставляем наиболее удачные педагогические разработки на кафедру с тем, чтобы с ними можно было познакомиться другим студентам.

Ещё одной отличительной особенностью обучения социальных педагогов являются педагогические экспедиции. Мне посчастливилось быть участницей двух таких экспедиций. В первую мы ездили в Страстную седмицу 2002 года. Шестеро студентов под руководством одного преподавателя отправились изучать опыт семейной организации воспитания детей-сирот а православном детском доме г. Нерехта Костромской области. Итогом этой поездки стала крепкая и, думаю, долгая дружба с детьми и педагогическим коллективом Ковалёвского детского дома под руководством о. Андрея Воронина.

Во вторую педагогическую экспедицию я отправилась в одиночестве. На спецкурсе, посвящённом работе с людьми, имеющими алкогольную или наркотическую зависимость, нам рассказывали о деятельности реабилитационного центра в пос. Сапёрное, что в восьмидесяти километрах от Санкт-Петербурга. Руководит этим центром протоиерей Сергий Бельков. Мне очень захотелось воочию познакомиться с уникальной деятельностью этого центра и, получив на кафедре разрешение проходить летнюю практику в реабилитационном центре, и испросив благословения у своего духовного отца и отца Алексея Бабурина, сотрудничающего с этим центром, я поехала в пос.Сапёрное. В этом реабилитационном центре самостоятельно я не трудилась, а только знакомилась с его структурой, принципами организации, методами и формами работы, беседовала с его руководителем - протоиереем Сергием Бельковым и его помощниками в работе центра. Собранный материал позволил мне подготовить отчёт с фотографиями для студентов и преподавателей кафедры к итоговой педагогической конференции.

Ещё одним важным моментом студенческой жизни является выполнение студентами послушаний. Институтские послушания представляют собой отточенную, годами отработанную систему. Здесь могут быть и хозяйственные, и клиросные, и профессиональные послушания (для тех, кто уже владеет какой-либо дополнительной специальностью), есть особые послушания и для старост. Быть старостой нелегкий труд, хочу заметить. На наши плечи ложится груз ответственности за информирование учащихся обо всех изменениях в расписании занятий; за решение проблем студентов группы, и отстаивание их интересов на старостатах; за организацию паломнических поездок. Но послушание есть послушание, и мы, старосты, не унываем.

Так протекает учёба студентов отделения социальной педагогики в Православном Свято-Тихоновском Институте. Мы с готовностью откликаемся на интересный опыт любой социальной и педагогической работы в православных приходах, специально собираем информацию, под руководством преподавателей делаем попытки её описания, анализа и обобщения. А открытая в этом году аспирантура по педагогике вселила во многих из нас надежду, что учёба в любимом институте может быть продолжена и после его окончания.

Перцева Ирина Владимировна,
студентка 3 курса
педагогического факультета ПСТБИ,
отделение социальной педагогики.

TopК началу страницы

Практическая деятельность студентов ПСТБИ в их профессиональном становлении

Студенты вечернего отделения педагогического факультета Православного Свято-Тихоновского богословского института обучаются по специальности 031300 "Социальная педагогика". В будущем - это социальные педагоги. В их профессиональные обязанности будет входить: работа в приходе, семье, с педагогическим коллективом, взаимодействие с различными молодежными организациями, проведение и планирование досуговой деятельности воспитанников общеобразовательных учреждений, оказание помощи социально и педагогически запущенным детям и многое другое.

Составляющей частью образовательного процесса является педагогическая практика. В ее организации и планировании используются разработки многих специалистов в области социальной педагогики. Социально-педагогическая практика, как и любая другая студенческая практика, позволяет научиться использовать теоретические знания в практической деятельности. На практике студенты приобретают необходимые умения и осваивают элементы социально-психолого-педагогического опыта.

Социально-педагогическая практика осуществляется в несколько этапов. На первом курсе студенты участвуют в учебно-ознакомительных экскурсиях. В течение года происходит знакомство с различными типами образовательно-воспитательных учреждений, условиями учебно-воспитательной и социально-педагогической работы в них, с педагогическим коллективом, с новациями в деятельности коллектива, учебными планами и программами, с материальной базой учреждения, с требованиями трудовой дисциплины, с гарантиями безопасности жизни и здоровья детей в них.

На втором курсе начинается практика по воспитательной работе, ее длительность - один семестр, 60 часов. Один раз в неделю в течение четырех часов студенты приходят и трудятся в образовательно-воспитательном учреждении. Они помогают учителям, педагогам, воспитателям в их образовательно-воспитательном процессе: в проведении бесед, экскурсий, праздничных мероприятий, спортивных занятий, полезной трудовой деятельности, подготовке стенгазет, стендов, альбомов. Учатся оказывать помощь воспитанникам учреждения в подготовке домашних заданий, планировать и вести воспитательную работу с младшими школьниками и подростками в соответствии с возрастными особенностями детей, осваивают основные формы внеурочной воспитательной работы, функциональные обязанности помощника воспитателя, воспитателя группы воспитанников, воспитателя группы продленного дня.

В психолого-педагогической практике участвуют студенты третьего курса в течение одного семестра - 60 часов, 4 часа в неделю. Студенты педагогического факультета ПСТБИ знакомятся с деятельностью практических психологов в православных учебных и воспитательных заведениях. Это православные гимназии, семейные общины, детские дома и приюты, коррекционные детские учреждения. Главная задача этого вида практики - ознакомиться с основами психолого-педагогической диагностики, с методами и формами психологической помощи, коррекции и реабилитации, которые используются в этих учреждениях. Важным моментом в организации именно этого вида практики является православная ориентация деятельности того учреждения, куда направляются на практику студенты ПСТБИ.

В летний период студенты, начиная со второго курса, в течение трех недель проходят летнюю педагогическую практику в детских летних оздоровительных лагерях, детских санаториях, профилакториях, лагерях, организованных воскресными школами, монастырями, гимназиями, школами, детскими сиротскими учреждениями. Студенты помогают в организации и проведении летнего отдыха детей, приобретают умения и навыки самостоятельной работы с детскими и юношескими коллективами в условиях летних каникул, занимаются организацией детской коллективно-творческой деятельности, активного отдыха детей.

Студенты четвертых и пятых курсов проходят практику по социальной педагогике в тех учреждениях, чья деятельность так или иначе связана с Церковью, а также связана с воспитанием, образованием, социально-педагогической и духовно-нравственной реабилитацией детей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации, в учреждениях дополнительного образования. Практиканты становятся помощниками своего наставника - социального педагога или социального работника того учреждения, куда они приходят на практику в течение всего учебного года (2 семестров) один раз в неделю. Студенты выполняют поручения своего руководителя, связанные с его работой, знакомятся с документацией, регламентирующей деятельность данного учреждения и работу социального педагога, участвуют в проведении социально-педагогической диагностики, практически осваивают методы работы социального педагога в этом учреждении.

В настоящее время кафедра социальной педагогики ПСТБИ ведёт поиск таких учреждений, которые могли бы предоставить базу для прохождения практики студентам - социальным педагогам. Мы заинтересованы в том, чтобы наши студенты осваивали методы социальной и педагогической деятельности в православных учреждениях, одновременно принося в эти учреждения богословский и научный потенциал, имеющийся в институте.

Педагогический факультет ПСТБИ открыт к рассмотрению различных предложений по совместной деятельности преподавателей и студентов факультета с социально-педагогическими структурами, ориентирующимися в своей деятельности на православные традиции воспитания. Началом плодотворного сотрудничества может стать организация в вашем учреждении педагогической практики для студентов вечернего отделения "социальная педагогика".

Организатор педагогической практики
кафедры социальной педагогики
педагогического факультета ПСТБИ
Разоренова Е.Л.

К началу страницы


Главная
страница
Информационные
материалы
Ноу-хау Информационный
бюллетень
Миссия АСТ Объявления

Copyright (c) Круглый стол по религиозному образованию и диаконии, 1996-2000. Все права защищены.