Главная страницаИнформационные материалыНоу-хауИнформационный бюллетеньМиссия ACTОбъявления

Диакония: работа с "трудными" детьми
Духовные и психолого-педагогические аспекты работы с "трудными" детьми
Размышления над проблемой воспитания "трудных" детей
Дети трудных родителей: о работе с "трудными" подростками
Православная школа во Имя иконы Божией Матери "Воспитание"

Духовные и психолого-педагогические аспекты работы с "трудными" детьми

В последнее время проблема общения с "трудными" детьми стала чрезвычайно актуальной. Происходит это потому, что численность "трудных" детей неуклонно растет. Они уходят из родительского дома, бродяжничают, нигде не учатся и не работают, хулиганят, воруют, употребляют алкоголь и наркотики, или же, напротив, замыкаются в четырех стенах своего дома, почти не выходят на улицу и целыми сутками просиживают за компьютером, ничем не интересуясь и ничего не читая, путешествуют по Интернету или играют в компьютерные игры.

Если в былые годы "трудными" детьми становились по преимуществу подростки, то теперь дети попадают в данную категорию нередко уже в возрасте 8-11 лет. В настоящее время даже по отношению к детям-дошкольникам педагоги и воспитатели применяют выражение: "трудный ребенок".

Стоит ребенку однажды попасть в список "трудных" детей, часто за ним по жизни тянется шлейф дурной репутации. С ним мучаются все: и родители, и воспитатели, и педагоги, и социальные работники, и даже священники. Никто не хочет такого ребенка принимать в детский сад или школу, в православную гимназию или воскресную школу, включать в коллектив или дружескую компанию. Перед ним везде и всюду возникает стена, запрет или отказ.

В связи с этим, встают вопросы: "Что мы знаем о "трудных" детях? Почему они становятся "трудными" для нас?"

Очевидно, что мы, взрослые, не понимаем или не хотим их понять. Мы привыкли действовать стереотипно, подгоняя жизненные ситуации под привычный стандарт. Мы пытаемся воздействовать на них, а они постоянно воздействуют на нас, заставляя думать, подбирать нешаблонные решения и применять индивидуальный подход. Нередко эти встречные влияния приобретают конфликтный характер, и вопрос решается так: "кто-кого". Приходится признать, что часто родители, педагоги и воспитатели, желая выиграть эту битву, пользуются силовыми методами (наказаниями, или административными взысканиями) и удаляют детей от себя, исключают или отталкивают. Оттолкнув же, вздыхают с облегчением, чувствуя себя "победителями", но, безусловно, проигрывают детям и подросткам в духовно-нравственном и психологическом отношении.

Существует ли какой-то иной путь работы и общения с "трудными" детьми?

Чтобы найти другой способ духовного и психолого-педагогического взаимодействия с ними, прежде всего, надо понять, что "трудные" дети - это не просто дети, с которыми нам, взрослым, трудно, а это дети, которым трудно. Им очень трудно жить среди нас, т.к. их душа "окрадена" любовью и добром со стороны взрослых, чаще всего родителей. Лишенная отцовской и материнской ласки, родительской поддержки и любви, детская душа не может развиваться нормально, она ослабевает, болеет, озлобляется и деформируется в греховном направлении. "трудный" ребенок - это, как правило, ребенок, в душе которого затаилось чувство сиротства и отверженности родителями. Ощущение своей беззащитности и оставленности формирует в сознании такого ребенка болезненный "комплекс неполноценности", который требует выработки компенсаторных, защитных психологических реакций, направленных на самоутверждение. В свою очередь, стремление к самоутверждению разрушает гармоничность общения с окружающим миром: ребенок становится вынужденным эгоцентристом, у него развивается повышенная чувствительность к мнению окружающих людей, болезненная ранимость, склонность к обидчивости, амбициозности, упрямству и демонстративности (браваде), корысти и лукавству. В этом состоянии человеческой душе свойственна ярко выраженная "раздвоенность": с одной стороны, склонность к развитию греховных побуждений и стремление вызвать на себя возмущение и раздражение окружающих людей, а, с другой, - особенно острая потребность в понимании, любви и сострадании с их стороны. Постоянно претендуя на проявление "особого внимания к себе", "трудные" дети сами оказывают на взрослых своеобразное психологические давление, навязывая им определенный способ общения и взаимодействия. "Трудные" дети всегда являются для взрослых некой загадкой: то невпопад рассмеются, то неожиданно заплачут и впадут в истерику, то вдруг нагрубят в ответ на заботу и доброту, то сделаются апатичными и бесчувственными, то шокируют окружающих вызывающим внешним видом. Они постоянно стремятся обратить на себя внимание, а затем, добившись своего, доводят взрослых до раздражения или отвращения к себе. Странности в поведении "трудных" детей вызывают у педагогов, воспитателей и родителей страх, что они могут с ними не справиться, показаться смешными и беспомощными в своих воспитательных усилиях.

Формирование "эгоистической индивидуальности" (см. статью о. Евгения Ефремова в этом выпуске - И.М.) в сознании ребенка приводит его к духовной катастрофе. Он перестает быть человеком, открытым для общения с Богом, другими людьми и окружающим миром. Он замыкается в скорлупе своего самолюбия, теряя способность к творческому саморазвитию и самоорганизации. Вследствие этого, "трудные" дети несут в себе постоянную опасность саморазрушения и разрушения окружающей их среды. Ослабленные, исковерканные и направленные ко греху души "трудных" детей становятся духовно слепыми и глухими: они не слышат предупреждений и увещеваний, добрых советов и наставлений. Такие дети избегают всякого насильственного, назидающего педагогического воздействия. Испытывая огромные психологические страдания и душевные муки от чувства "непонятости" и "исключительности", "трудные" дети практически никогда сами не обращаются за помощью к взрослым.

Для того, чтобы действительно помочь "трудным" детям, требуется совсем иной педагогический подход. Мы называем его "жизнедеятельностным", т.к. для его реализации требуется не просто "призыв ко спасению души", а совместное проживание педагогом и воспитанником, родителями и ребенком подлинно христианской жизни, основанной на духовной любви. Соответственно, для общения с "трудными детьми и подростками" требуются особые люди, способные к душепопечению, к состраданию, пониманию, терпению и бережному выхаживанию истощенных душевных сил воспитанников. Не случайно Святитель Василий Великий говорил: "Если хочешь воспитывать других, - воспитай сначала самого себя в Боге". Личный опыт духовного преодоления собственных грехов и несовершенств с помощью Божией помогает воспитателю отыскать правильную тональность общения с "трудными детьми и подростками". Не педагогическим назиданием о том, как нужно себя вести, а любовью и терпением воспитателя будут преодолеваться болезненные изломы их души.

Прежде всего, воспитатель должен привнести в жизнь "трудного" ребенка созидательную силу, разрешающую его глубинный конфликт, он должен уметь выполнить функцию "правдивого зеркала", в которое воспитанник может всмотреться, не испытывая тех болезненных неудобств, которые доставляет ему его внутреннее самосозерцание. Он должен прийти в жизнь своего воспитанника как Друг, имея заведомо доброе отношение к нему самому и сострадательное отношение к его состоянию. Воспитатель должен вникнуть в сущность внутренних переживаний "трудного" ребенка, без осуждения и насмешки, подсказать конструктивный выход из разлада с самим собой через обращение ко Христу как своему личному Спасителю и поддержать его на трудном пути становления новой христианской жизни. Дружелюбное отношение воспитателя к своему воспитаннику возможно лишь при условии, что он сможет узреть в структуре его личности едва уловимый Образ Божий, который вопреки всем несуразным внешним и внутренним проявлениям человека еще продолжает в нем действовать и в перспективе может проявиться и преобразить его. Относясь к своему воспитаннику как к развивающейся личности, воспитатель может по-настоящему ему помочь только тогда, когда он сможет побудить его решиться на тяжкий нравственный труд, направленный на преодоление внутреннего конфликта с самим собой. Тогда со временем ребенок, опираясь на помощь своего старшего Друга, перестанет обороняться от ощущения "внутренней неполноценности" и начнет понуждать себя к постоянному нравственному совершенствованию.

Душепопечение о "трудных" детях и подростках предполагает спокойное, ровное, окрашенное в сочувственные тона отношение воспитателя к своим воспитанникам. Готовность дать полезный совет или подставить свое плечо в трудную минуту, помочь словом и делом постепенно выводит воспитанников из состояния болезненной ущемленности самолюбия, боязни неудачи и недоверия взрослым людям. Первые удачные шаги в новом направлении возвращают "трудным" детям ощущение радости и надежды на позитивные перемены в жизни, укрепляют их уверенность в своих силах и формируют чувство признательности к своему помощнику. Однако сам воспитатель не должен обольщаться бурными проявлениями ответной благодарности, любви и симпатии. Напротив, духовно зрелый воспитатель всегда преобразует эту человеческую благодарность в благодарение Богу, сотворившему его руками чудо пробуждения души своих воспитанников.

"Жизнедеятельностный" подход к общению и воспитанию "трудных детей и подростков" в настоящее время проходит апробацию на территории Районной Управы "Царицыно" г. Москвы. Четырехлетняя совместная деятельность Православного центра, Воскресной школы "Живоносный Источник" в Царицыно и Царицынского центра социального обслуживания (ЦСО), направленная на укрепление семьи и оказание помощи родителям в духовно-нравственном воспитании детей, привела к тому, что сложился единый социально-профилактический и реабилитационный комплекс, в котором могут получить поддержку и деятельную помощь "трудные" дети и подростки.

Главным звеном этого комплекса является семейная Воскресная школа, в которой проходят духовное обучение родители, дети от 5 лет и старше, подростки и молодежь. Дополнительно к изучению духовных дисциплин, которые не преподаются в общеобразовательных школах, при Воскресной школе работают 14 кружков и творческих студий, постоянно совершаются семейные экскурсионные и паломнические поездки по Святым местам, организуются детские и семейные праздники, спортивные игры и эстафеты на свежем воздухе. Третий год подряд "трудные" дети и подростки имеют возможность отдыхать и трудиться в православных летних поселениях, организуемых вблизи монастырей. Заведующая Отделением социальной и психолого-педагогической помощи семье и детям ЦСО Н.И. Богдасарова является постоянным членом комиссии по делам несовершеннолетних Районной Управы "Царицыно". Регулярное участие в заседаниях этой комиссии дает возможность координировать работу Отделения с общими направлениями деятельности района по профилактике безнадзорности и правонарушений среди детей и подростков. Совместно с социальными педагогами школ № 840, 501 и 870 осуществляется патронаж неблагополучных семей, контроль над учебой и поведением детей. В целях профилактики развития у детей чувства сиротства и отверженности родителями на базе Отделения социальной и психолого-педагогической помощи организована работа Семейной психологической консультации, оказывающей бесплатные услуги нуждающимся людям. С начала 2001 г. на приеме у психолога Мошковой И.Н. побывало свыше 50 неблагополучных семей. Особое внимание в Отделении уделяется профилактической и коррекционной работе с дошкольниками и школьниками младшего возраста с целью раннего выявления трудных жизненных ситуаций и предотвращения появления потенциального сиротства и безнадзорности детей. В августе 2001 г. творческим коллективом специалистов Царицынского ЦСО разработан проект опытно-экспериментальной работы "Духовно-здоровая семья", в котором нормализация семейного микроклимата рассматривается как главное условие профилактики детского сиротства и безнадзорности. Четвертый год подряд на базе ЦСО работает Духовный лекторий, участники которого имеют возможность беседовать с православным священником и задать ему волнующие вопросы о воспитании детей.

Отрадно видеть, что "трудные" дети и подростки, посещающие Воскресную школу и Отделение социальной и психолого-педагогической помощи семье и детям в Царицынском ЦСО, благодаря правильно построенному педагогическому общению, меняются в своем внешнем и внутреннем облике в лучшую сторону, начинают более серьезно относиться к учебе в общеобразовательной школе, раскрывают свои таланты и способности в кружках и творческих студиях. Эти дети охотно приходят на занятия, находят себе хороших друзей, с большим удовольствием отправляются с педагогами на экскурсии и в паломнические поездки. Сердца "трудных" детей, отогретые любовью и терпением преподавателей Воскресной школы, психологов, педагогов и социальных работников ЦСО, радостно отзываются на церковную молитву, совместное общение и труд в церковной общине во славу Божию.

Мошкова И.Н.,
кандидат психологических наук

К началу страницы


Размышления над проблемой воспитания "трудных" детей

"Блажени милостивии, яко тии помиловани будут" ( Мф. 5, 7)

Сегодня многие монастыри открыли приюты, отдельные священники и миряне берут на себя труды попечения о "трудных" детях. Так возникла и наша приходская община, образовавшаяся на месте разоренного в безбожное время скита Свято-Алексиевская Пустынь в Переславском благочинии Ярославской епархии. Со временем приходская община стала обителью милосердия, принимающей обездоленных людей, в том числе детей, оказавшихся без попечения родителей (к настоящему времени у нас постоянно поживает более 70 детей, в прошлом году было около 40). Мы не выбираем детей, которые к нам приходят, стараемся по мере сил всем привить начала православного благочестия - любовь к Богу и ближним.

"Трудные" дети - сложившееся понятие педагогики и детской психологии. Под ним обычно понимаются дети, которые потеряли социальные и нравственные ориентиры и находят реализацию своих сил через конфликт с общепринятыми социальными и моральными нормами. Причинами, в результате которых дети попадают в такое состояние, являются негативный социально-психологический опыт взаимоотношений с окружающими, невротизация в семье (запечатление неуравновешенных разрушительных эмоций), недостаток либо отсутствие положительного эмоционального опыта: ласки, приятия, признания, дружелюбия - тех переживаний, которые закладывают в раннем детстве здоровое, трезвое восприятие жизни и самого себя.

Душа "трудного" ребенка по особому, неведомому нам попущению Божию окрадена, имеет недостачу добра в "особо крупных размерах", а потому - ослаблена, изранена грехом, озлоблена. Интересна метаморфоза значения слова "озлобленный" при переходе его из церковно-славянского языка в русский: от онтологического "потерпевший зло, пострадавший" до чувственно-психологического "имеющий враждебный вид, агрессивную настроенность". Таким образом в истории языка запечатлелось изменение субъективного восприятия и практического отношения к факту зла: в первом случае требовалось оказать помощь, возместить понесенный ущерб; во втором же смысле необходимо оградить себя или отстраниться, "не заметить". Озлобленная душа ребенка подобна путнику из евангельской притчи, "впавшему в разбойники" (Лк. 10, 25-37), - озлобленному, то есть израненному, лежащему без сил, не имеющему возможности помочь себе, но не наполненному злобой и жаждой мести. По святоотеческому толкованию, путник - вообще человек, во время своего земного пути израненный грехом. "Природа человеческая шла из Иерусалима, т.е. из безмятежной и мирной жизни, ибо Иерусалим означает видение мира. Куда же шла? В Иерихон, пустой, низкий и удушливый от жары, т.е. в жизнь, полную страстей" (толкование блж. Феофилакта на Святое Евангелие).

Но даже у таких детей с "озлобленной" душой неистребимо сильна жажда правды: они знают о необходимости правды в жизни, ценят ее высоко и следуют ей на свой лад, - это вообще характерно для детей. А вот совесть у "трудных" детей ослаблена, искажена, и тем больше, чем больше зла, жестокости претерпел ребенок. Это проявляется в подсознательной лживости, вызванной страхами, как бы в механическом самооправдании (в любых ситуациях), в обостренном чувстве эгоистической справедливости ("как мне плохо - так пусть и будет остальным", "как другим хорошо - так и мне"), в повышенной требовательности к окружающим. Ребенок, таким образом, оперирует не самой правдой, которая становится недоступна ему в силу душевной озлобленности, а ее тенью, смутным подобием. Именно эта особенность душевной жизни детей часто вызывает у взрослых неприятие и раздражение.

Для того, чтобы помочь ребенку преодолеть возникшие в его жизни трудности, взрослым важно прежде всего правильно выстроить отношения с ним. Это, в свою очередь, требует понимания духовных и психологических механизмов формирования личности ребенка и факторов, влияющих на его развитие. В течение нескольких лет работы с детьми, главным образом, в Свято-Алексиевской пустыни, автором накоплен определенный опыт в этой области, которым и хотелось бы поделиться c читателями.

В раннем детстве первенствующее значение для формирования здоровой душевной структуры имеет восприятие, запечатление чувств. Чувства любви и приятия ребенка человеческим сообществом сразу по его рождении имеют религиозный смысл, поскольку родительская любовь в своем безыскусном простом выражении имеет своим прообразом Божественную любовь к своему созданию - она безотносительна и безусловна, проявляется как самоценный факт и основа всяческого бытия, открывает ребенку восприятие духовных основ мироздания - запечатлевает в его душе бескорыстное и неэгоистичное блаженство полноты существования как предчувствие Вечной Жизни. Эти глубоко подсознательные впечатления в дальнейшей жизни выполняют функцию ориентировки ребёнка в процессе освоения и обживания им социального мира, задают ему пространство нравственной интуиции и творческих устремлений.

Часто в обычных, благополучных, на первый взгляд, семьях, родители не замечают своих педагогических ошибок ("Отцы, не раздражайте чад ваших да не унывают" - Кол. 3, 21) вплоть до подросткового возраста, когда "унывающее" до поры чадо не начнет уже открытый конфликт со взрослыми. Неожиданным и горьким открытием приходит понимание, что корень проблемы кроется в них самих, ведь отношения с ребенком незаметно закладываются с самого рождения, и от родителей зависит, каким эмоциональным опытом они его "напитают". Один известный исследователь как-то заметил, что для ребенка 5-ти лет реальность Божественного присутствия в мире открывается и обосновывается фактом любви родителей друг к другу (а, следовательно, к нему самому). Продолжая этот тезис, можно сказать, что ребенок, в раннем детстве отлученный от здоровых основ родительского пестования, имеет тяжелый опыт атеизма, пусть стихийного, страдательного, но тем более трудно преодолимого, чем более глубоко в подсознании он запечатлелся.

В медико-психологической практике в конце 80-х годов активно обсуждалось явление детской депривации. Сам термин не является для нас новым, в русском переводе он звучит как "отчуждение", однако как специальный термин он все-таки не вошел в широкий педагогический обиход. В учебнике "Основы коррекционной педагогики" (М.,1999) депривация определяется как "психическое состояние, возникающее в результате длительного ограничения возможностей человека для удовлетворения в достаточной мере его основных психических потребностей; характеризуется выраженными отклонениями в эмоциональном и интеллектуальном развитии, нарушением социальных контактов". Явление депривации имеет глубокий духовный смысл. Отчуждение человека от общения с Богом через отчуждение от человеческой любви и добра означает обреченность его на небытие, на Вечное Умирание. На практике депривация проявляется как эмоциональная неуравновешенность, повышенная реактивность либо по типу взрывного агрессивного характера, либо - пассивного (плаксивость, затаенная обида), часто - в сочетании двух типов протекания (по отношению к слабым - реакция гнева, а к сильным - уязвленность, обида). Психологически эта ситуация переживается как отчуждение от самого себя, от творческих сил души, как неприкаянность собственного существования.

Результатом этой микрокатастрофы будет душевный надлом, накладывающий отпечаток на последующее психологическое развитие ребенка, что в конечном счете может привести к формированию болезненного и болезнетворного уклада души, условно назовем его "эгоистическая индивидуальность".

Необходимо заметить, что процесс индивидуализации является базовым для психологического развития. В нем ребенок учится присваивать социальный опыт и обнаруживать себя в предметных действиях и в вещественных результатах. Ребенку все нужно попробовать самому, в во всем обнаружить границу, отделяющую его от мира, но тем самым и объединяющую, включающую его в мир ("могу - не могу", "нравится - не нравится", "должен - не должен", и т.д.). И так выясняя и бесконечно пробуя разнообразные границы внутреннего и внешнего мира, ребенок обретает свое психологическое "Я", закладывается основа сознания - индивидуальность, которая только в подростковом возрасте начнет радикально перестраиваться под напором накопленных и осознанных культурных (надындивидуальных) ценностей, целей и смыслов человеческого существования.

И если ребенок оказывается оторванным от источника своего бытия и становления (благодатных сил любви), индивидуальное сознание сразу же перенастраивается на компенсаторную защиту от угрозы своему бытию - начинает любить самое себя. Если здоровое состояние индивидуальности подобно организму, который нормально сообщается со средой через полупроницаемую границу (что-то принимает, от другого отказывается ), то эгоистическая индивидуальность начинает замыкаться в себе, отворачивается от трезвого общения с окружающим миром (и с собою в первую очередь), не может принять критику и совершенствоваться изнутри, даже если сама этого пожелает.

При этом развивающий момент практически исчезает, индивидуальность как бы замирает в защитной скорлупе самосохранения. Но необходимы и вылазки из хорошо защищенной крепости самолюбия; смелые проступки, которые доставляют душе переживания риска, "антиобщественное поведение", которое вызывает конфронтацию и резкую ответную эмоциональную реакцию, имеют своей целью проверить и подтвердить факт существования этой ослабленной и надломленной индивидуальности. Идя по этому пути, душа постепенно уподобляется наркоманке, требуя себе все новые формы самоудовлетворения и заводя в себе тем самым еще более сильные и глубокие страсти - каналы греховного самоутверждения.

Это замыкание индивидуальности на самое себя, остановка поступательного хода ее нормального становления связано с нарушением общения сил души с Божественными энергиями. Человек, в соответствии со своей сообразностью Богу, является существом самовластным, одарен самобытием в смысле свободного направления душевных сил (сила разумная, чувствующая, желающая). Духовная свобода, к которой призываются христиане святым апостолом Павлом, в этой связи, состоит в нормальном сообщении душевных сил человека с энергиями Божьими в смиренном соработничестве Богу. Нарушение этого вертикального сообщения сил отражается в социальном горизонте как разрушение способности к человеческому общению - установка на конфронтацию. Можно выделить два типа этой конфронтации:

1) воинствующий индивидуализм, когда непрерывно находится повод для конфликта, якобы для того, чтобы защитить независимость и актуализировать свою индивидуальность; на самом же деле человек занят войной с самим собой, терзая и ослабляя и без того расстроенные душевные силы;

2) маскирующий индивидуализм (скрытая конфронтация), когда защита своей индивидуальности создается путем надевания на силы своей души защитных невротических блоков-масок: на разумную - тупоумие и смехотворчество; на чувствующую - безразличие, показная жестокость; на желающую - замыкание на элементарных плотских нуждах. Этим самым достигается полная непригодность ребенка к продуктивному общению со взрослым, а, следовательно, ранимая индивидуальность ребенка оказывается защищена от "насильственного" общения, включения в совместную деятельность и т.д., то есть, - от траты душевных сил не "на себя", как это видится ребенку ("оставьте меня в покое!").

С особой остротой встает вопрос о путях воспитания и воцерковления "трудных" детей. Затруднительные ситуации возникают здесь на каждом шагу. В Свято-Алексиевской пустыни мы сталкивались, например, с такими случаями. Двенадцатилетний мальчик, который прихватывает плохо лежащие вещи своих товарищей, а когда с ним начинают разговор, он искренне обижается, плачет от оскорбленности и решительно отпирается. Затем, успокоившись и доверительно поговорив со своим воспитателем, он признается и пообещает исправиться. Шестилетний мальчик забывает о времени, когда его отпускают гулять. Отпросившись в туалет, отсутствовал около часа. Когда воспитатель спросил, где тот пропадал, того хватило признаться, что он "только одну льдинку пнул ногой по дороге назад". На просьбы не форсировать эту ситуацию воспитатель негодует: "А что, его по головке погладить? Сказать, молодец, так и дальше делай?". Я попытался показать, что ребенок в силу сложившихся отношений с авторитарной мамой боится признаться взрослым и самому себе в своем непослушании. И он будет и дальше врать, подсознательно оправдывать себя, защищаясь от агрессии взрослого, пока не почувствует доверия, снимающего страх. В период становления индивидуальности ребёнок ещё не умеет осознать свои внутренние содержания как то, что может быть отделено от него, воспринимая их как самое себя, как своё субъективное бытие. Поэтому принципиальное неприятие взрослыми проступков ребёнка будет восприниматься им как отвержение самого его права на существование. Он чувствует себя таким, какой он есть и другим (таким, каким его хотят видеть взрослые) сразу стать не может. Это значило бы для него отказаться от своих жизненных впечатлений, от стихии душевных чувств и сил, которые его питают, то есть - от самого себя.

Подобные явления в сглаженном виде всё более распространяются сейчас в детских интернатах и даже в относительно благополучных школах. Эти дети не так заметны, у них, возможно, не было трагических эпизодов, но что-то не сложилось в отношениях с родителями или родственниками, и они перестают учиться, компенсируют свою общественную реализацию вызывающим поведением, асоциальными установками. Они привычны для школы, их называют труднообучаемыми, трудновоспитуемыми, педагогически запущенными и т.д., а перегруженные учителя и классные руководители не могут, как правило, ничего изменить в их судьбе.

Из всего вышесказанного хотелось бы извлечь практический вывод: в отношениях с депривантными детьми воспитателю эффективнее руководствоваться не отдалёнными ценностями (успешное прохождение учебной программы, "хорошее" поведение и другие общепринятые моменты), а стараться увидеть состояние души и уровень реальных психологических возможностей ребенка. Согрешения таких детей нам нужно научиться понимать в рамках конкретной личной беды дезориентированного в социальных отношениях ребенка. Он получил "привычный вывих" через навык "хождения неверными путями", да еще и душевную "контузию" - неспособность слышать, осознавать свои душевные движения. Такого "хромающего" и "оглушённого" ребёнка необходимо непрерывно поддерживать и направлять, причём, по возможности, без снисхождения и поучения, а на равных, как-то незаметно служа ему. Иначе, оторвавшись от душевного контакта с воспитателем, ребёнок, не навыкший иным образцам, вынужденно возвратится на психологические "круги своя".

От педагога в такой ситуации требуется не шаблонная реакция типа - "а что мне их, по головке гладить за такие вещи?", а как бы немотивированная, "неразумная" забота и милость. Конечно, слепая милость только развращает, формирует паразитическую установку к жизни. Но милость, которую явил нам Христос, принципиально иная. Это милость Божья, милость совершенная, сходящая свыше, спасающая человеческое существо от внутреннего саморазрушения. Пять неразумных дев, у которых погасли светильники из-за недостающего елея и которых отверг Жених, имели добродетели телесной чистоты, но не приобрели добродетели милости (у нищих, больных и обездоленных). Таким образом, вопрос о воспитании трудных детей формулируется так: как нам нелукаво выполнить заповедь милости, как нам стяжать дар милости совершенной, божественной?

Ключ, как видится, состоит в формировании важнейшей педагогической способности к пониманию, верному восприятию взрослым душевной стихии ребенка (то, что в философии называется умозрением, а в деле душепопечения - духовным зрением). То есть, дело тут в воспитании самих воспитателей. Вспомним, что, как учат святые отцы, заповеди Блаженств даны нам Спасителем в последовательности духовного возрастания человека на пути к Богу. Следование Нагорным заповедям - это восхождение по лествице небесных совершенств - добродетелей. И заповедь милости, следовательно, откроется тому, кто опытно потрудился на ниве нищеты духовной, плача о грехах, стяжал кротость, возжаждал, наконец, правды (чтобы всякий человек "обратился и жив был"). А для исполнения правды на земле понадобится милующее сердце...

Каковы же пути возвращения израненной души ребенка к первозданному состоянию?

Душа, как пишет авва Дорофей, "... с помощью Божией очищает себя посредством благой деятельности и возвращается в свое естественное состояние. Ибо Евагрий говорит: разумная душа тогда действует по естеству, когда вожделевательная часть ее желает добродетели, раздражительная подвизается о ней, а разумная предается созерцанию сотворенного". Ключевым моментом в этой мысли является понятие "благой деятельности". Как видится, формулой благой деятельности можно считать стихи из начала Утрени: "Слава в Вышних Богу и на земли мир, в человецех благоволение". Дело, начинаемое во Славу Божию, в сердечном мире с ближними (например, воспитателями) и по внутреннему побуждению обязательно станет и шагом очищения души.

Если вновь вернуться к притче о добром самарянине, то можно увидеть, что помощь его была действенной и всеохватной: он, во-первых, сделал сам всё, что мог, - обработал раны больного, довёз до гостиницы и устроил его там, а затем, уступая необходимости продолжить свой путь, вверил его заботам "гостинника" - заплатил необходимое и обещал на обратном пути возместить издержки. Так и православные педагоги призваны действенно помогать детям, передавая им плоды Духа Святого: любовь, радость, мир, долготерпение, благость, милосердие, веру (Гал. 5,12). Как же передать? Через сердечное общение душ не одними только словами, но прежде - в совместном деле; увлекая детей серьёзностью цели, но и делясь с ними жизненным и духовным опытом. При таких условиях любые ремесла, труды по хозяйству, даже детские игры (речевые и подвижные), активный досуг (походы, экскурсии и прочее), художественная самодеятельность и общественное самоуправление, в общем, всё доступное разнообразие и богатство жизненных дел станут той благой деятельностью, с помощью которой "трудные" дети смогут пустить в оборот данные им Богом таланты и тем самым приблизиться к Царствию Небесному.

Священник Евгений Ефремов

К началу страницы


Дети трудных родителей: о работе с "трудными" подростками

О "трудных" подростках написана масса книг и статей, есть подготовленные специалисты, которые успешно работают с такими детьми. Но, к сожалению, позитивных сдвигов немного, проблема продолжает воспроизводиться с появлением каждого нового поколения. Еще одна статья, конечно же, не решит ее, но, хочется надеяться, послужит определенным вкладом в накопление опыта работы с подростками.

Автор работает в негосударственной некоммерческой организации под названием "Молодежный социально-психологический центр "Двери"". Наш Центр существует уже более 2 лет. Своей целью мы видим оказание помощи подросткам и молодежи в противостоянии негативным социальным и психологическим проблемам, и в их преодолении через создание условий для позитивной социальной адаптации. Для этого мы организовали психологическую консультацию, занимаемся профилактикой наркомании и эпидемии ВИЧ/СПИДа, готовим из числа активной молодежи лидеров для разработки и реализации социальных программ, сотрудничаем с другими негосударственными, а также с государственными организациями в сфере оказания психологической и профилактической помощи. Центр работает на местном уровне в Юго-Восточном округе г. Москвы, территориально расположен в районе "Печатники".

Эта статья - приглашение к обмену опытом со специалистами церковных образовательных и социальных учреждений, которые профессионально работают с подростками и с их родителями. Такой обмен, нам думается, возможен, потому что мы сталкиваемся с одними и теми же проблемами, педагогическая и психологическая составляющая деятельности в светской организации и в специализированном церковном учреждении практически идентичны. В консультативной практике автора было несколько встреч с родителями, которые делали первые шаги к церковной жизни, и психологическая работа с затруднениями в воспитании собственных детей оказывалась полезной и успешной, не противоречила их духовному развитию.

В работе нашего Центра приходится иметь дело не с совсем трудными подростками в классическом понимании, а с теми, кто уже стоит на пороге "трудности". Сконцентрируем внимание на них, а также рассмотрим именно семейный уровень, где возникают осложнения в поведении подростка.

Некоторые соображения относительно определения трудный. Директор воскресной школы "Живоносный Источник", канд. псих. наук И.Н.Мошкова на Рождественских чтениях 2001 г. говорила, что неправомерно называть детей трудными, справедливо говорить о том, что детям трудно с нами, со взрослыми. Можно добавить, что трудность для взрослых в общении с тем или иным ребенком означает не трудность характера последнего, а трудность быть хорошим взрослым, хорошим родителем. Поэтому нам пришла мысль название статьи сделать необычным и обозначить одну из причин трудности в поведении детей как трудность быть родителем.

Всем знакомо чувство тревоги из-за того, что наши дети, когда вырастут, могут стать трудными. Не дай Бог, попадут в дурную компанию, попробуют наркотики, не дай Бог, совершат ошибки в отношениях между полами. У нас есть поводы испытывать чувство тревоги перед встречей с трудными подростками, ведь современная жизнь изобилует картинами жизни таких подростков. Это чувство известно также из опыта собственной профессиональной деятельности: вот сейчас приведут на консультацию трудного подростка, что мне делать? Вдруг он чего натворит?!

Тревога из-за возможной, если так можно выразиться, "трудности" подростка обостряется, когда в Церковь входят родители, у которых дети в подростковом возрасте - 11-15 лет. Происходит так, что дети не только не желают обращения к Богу, а часто, бывает, резко отрицательно реагируют на любые попытки родителей их воцерковить.

Часто случается так, что сложившиеся отношения в семье ведут к отчуждению детей от родителей. Дети не принимают изменений в жизни родителей, как не принимают всего того, что происходит в жизни пап и мам. Знают ли они о наших мыслях, о радостях и печалях, о событиях в нашей жизни (в той степени, в какой дети могут знать о жизни родителей)? Приходится констатировать, что нет. Даже больше, они к своим 12-13 годам уже и не хотят знать. Быть в дружбе с родителями немодно.

И тут вдруг у родителей в жизни появляется что-то новое, да такое большое необычное - они обращаются к Богу, начинают учиться жить в Церкви. Родители становятся активными, им кажется, что они вот-вот станут достойными быть героями учебников по благочестию, а и их дети будут безропотно за ними следовать. Но выходит все наоборот. Резкий протест и взаимные разочарования.

Вообще, на что жалуются родители?

Содержание жалоб таково. Я потеряла контакт с ребенком (94,5% всех родителей, которые обращаются к нам в Центр за консультацией, мамы), сын/дочь меня не слушается, у нас часты конфликты, подростки ведут себя агрессивно. В основном об агрессивности родители узнают от школьных учителей, причем после психодиагностического обследования и консультаций выясняется, что мальчики, а часто по поводу них так переживают мамы, просто начинают проявлять мужской характер, становятся более активными и самостоятельными. Подростки рано начинают курить, подолгу гуляют, снижается школьная успеваемость.

Мамы не согласны с кругом общения подростка, их беспокоит так называемая эмоциональная нестабильность подростков, отчего те чрезмерно возбудимы, что связанно с закономерными возрастными изменениями, родители ощущают тревогу из-за потери контроля над ребенком.

Что стоит за "плохим поведением" детей и подростков? Американский психолог Р.Дрейкус так интерпретировал цели этого поведения, к которым, не осознавая того, стремятся дети:

  • требование внимания или комфорта;
  • желание показать свою власть или демонстративное неповиновение;
  • месть, возмездие;
  • подтверждение своей несостоятельности и неполноценности (кроме достижения вышеперечисленных целей, деструктивное переживание собственной "никчемности" само по себе может являться целью плохого поведения).

Приведем некоторые примеры. Мама приводит 12-летнего Олега на консультацию. На все вопросы психолога упорное молчание. Олег предстает закрытым мальчиком, "себе на уме". Тогда на вопрос, ты сам пришел на консультацию или тебя привела мама, следует ответ: привела мама. Задаем вопрос: "Хочешь остаться и поговорить?" - Ответ: "Нет". Мама даже и не подумала спросить желание взрослеющего сына, он для нее по-прежнему остается маленьким мальчиком. Молчание подростка выполняет здесь функцию демонстративного неповиновения, а по большому счету является борьбой за власть: кто кого.

Другой похожий пример. В консультацию обращается мама 13-летней Оксаны. Мама не понимает, как так можно не учиться, дружить с девочкой, которая не нравится маме, и увлекаться лошадьми. Мама требует от дочери "логично", по ее словам, объяснить выгоду от занятий в конном клубе перед учебой в школе, дающей в будущем право на высшее образование и хорошо оплачиваемую работу. Оксана протестует. Она часто не разговаривает с мамой; если мама долго ругается, а мама "пилит" дочь подолгу и по мелочам, то отвечает ей тем же. Оксана уже несколько раз пыталась убежать из дома, пару раз дома пропадали деньги, так как за самую маленькую трату - бутылка "Спрайта" - мама требует "логичного" объяснения пользы от этой газировки. Девочка уже курит.

По всем параметрам Оксана подходит под определение "трудного" подростка. Но из разговора с Оксаной и с мамой, по отдельности и вместе, складывается ощущение, что мама и дочь общаются как неродные друг другу, девочке несладко живется со своей мамой. Причем мама Оксаны в социальном плане вполне нормальная женщина: отдельная квартира, она работает, не пьет, вот только с мужем живут раздельно.

Анализируя эти и другие примеры, видишь, что за всеми проблемами скрывается невозможность родителя изменить стиль общения с подростком, с которыми происходят изменения, связанные с периодом взросления, родителям тяжело перестроиться, принять новые роли, перейти с позиции "родителя", "сверху" на позиции "взрослого", "равного".

Родителям трудно признать появившиеся в своем ребенка зачатки взрослости: тягу к самостоятельности в организации своего свободного времени, самостоятельный выбор круга общения. Неудачи родителей в изменении форм взаимодействия с ребенком обуславливают неудачи у подростков конструктивно строить свою взрослую жизнь. Это приводит, в свою очередь, к псевдовзрослому поведению: курение, употребление алкоголя, неразборчивость в отношениях, потеря интереса к школе (у подростков еще не сформировано прогностическое мышление - чем заниматься вместо школы? как строить свою жизнь в будущем?).

Над родителями довлеют внешние, чаще отрицательные, оценки своих детей, которые они слышат, например, в школе. И это мешает им за внешним видеть в своем ребенке положительные стороны. Оказывается, что родители озабочены внешней оценкой их успешности как родителей, и в итоге перестают доверяют своим детям. А дети переживают очередной опыт отречения.

Бывает так, родители часто используют подростков для решения своих психологических проблем. Это проявляется в противоречии между восприятием их маленькими, когда те уже перестают такими быть. И в то же время заставляют быть своих детей взрослыми, но взрослыми по отношению к себе. Часто такое поведение демонстрируют одинокие матери. Они требуют: будь как я, помогай мне, живи по моим представлениям взрослости, не оставляй меня одну. А ведь развивающаяся взрослость подростков направлена на другие сферы: на установку контактов со сверстниками, на поиск своего места среди взрослых, на самостоятельное отношение к развивающемуся телу (в основном это касается озабоченности своим внешним видом), на осознании своего места в мире. Именно в этих сферах подросток хочет научиться быть взрослым, и это отвергается взрослыми.

Почему у родителей не хватает ума и сил строить новый тип отношений с ребенком? Социально-экономический кризис, т.е. высказывания "общество плохое" не в счет. И в хороших, и в плохих обществах всегда были и хорошие и плохие родители. Не затрагивая духовный уровень, можно сказать, что одна из основных сложностей - это неустроенные собственные супружеские отношения. Ссоры и разлуки не оставляют сил на детей. Два вышеприведенных примера - не исключения: первая мама только что пережила развод, а вторая стоит на пороге развода.

Другая причина заключается в недооценивании принципиальной важности доверительных разговоров и совместного проведения достаточного количества времени со взрослеющими детьми.

Следующая причина заключена в чрезмерной озабоченности материальной стороной жизни: гонка за жизнью "съедает" время и силы, которые могли бы быть отданы общению с детьми.

Последние два утверждения особенно ярко предстают как причины подростковой наркомании.

Если говорить о теме подростковой наркомании, то специалисты заметили, что наркотиками дети стремятся раскрасить свою скучную жизнь. Часто сами родители создают, того не ведая, "черно-белую картинку" жизни. Подмечено, что чем чаще родители сетуют на жизнь, говорят "как все плохо", ходят в мрачном настроении, а когда приходят в Церковь и вместо мыслей о высшем за любым проявлением человеческой природы видят только страсти и непреодолимую греховность, то в таких семьях опасность наркотизации выше - атмосфера нерадостная.

Исследователи заметили также( , что среди трех групп причин наркотизации: стресс, давление группы, любопытство, - последняя лидирует в запуске механизма экспериментирования с психоактивными веществами. Ищут мистику в наркотиках, и, странное дело, это происходит в стране с богатой мистической традицией Православия!

Что же со всем этим делать? Упомянутая нами выше И.Н.Мошкова говорит о служении детям. Как же правильно настроиться на такое служение?

  1. Для начала надо побороть тревогу перед проблемой переходного возраста. Чувство тревоги делает нас бессильными. Надо набраться мужества и перейти к активной позиции. Так будет легче. Важно при этом вспомнить, что подростки, живущие с нами, это наши дети, и они ожидают увидеть в нас уверенных, выдержанных родителей и специалистов, которые берутся за работу с ними. Для достижения трезвого спокойствия хороши и духовные и мирские средства.
  2. Переоценить и перестроить свою жизнь так, чтобы в ней нашлось время, чтобы быть вместе с нашими детьми. Сложно, но это необходимо. Одним из важных совместных дел, кроме обучения и труда, должен стать досуг.
  3. Необходимо научиться самостоятельно разговаривать с подростками о современных проблемах. Лучше, если вы станете источником всесторонней информации, и тем самым восстановите авторитет у подростков. Опыт показывает, что эпидемия наркомании, если опять говорить о ней, распространяется через информацию. Информацию, причем однобокую и фактически провоцирующую, подростки получают где угодно, но только не дома, не от взрослых. Тревога из-за наркомании возникает у взрослых от незнания, и чтобы ее победить, надо просто пройти "краткий курс наркологии". Особенно раздел "мифы о наркотиках", которые так безотказно формируют позитивное отношение к первичной пробе наркотиков (эти мифы очень похожи на дьявольские искушения). Здесь можно поучиться опровергать их, и научить этому своих детей.
  4. Ну, а вообще рассказ о той или иной проблеме, по нашему мнению, лучше строить так: предоставление информации о всех сторонах явления, и если это явление отрицательное, то упор надо делать на положительном, т.е. на том, как этого избежать, и где реальные, а не выдуманные ему (явлению) альтернативы в нормальной жизни.
  5. Церковная жизнь должна стать интересной. Такое богатство красок, праздников, музыки в Церкви может воистину стать интересным для подростков! Только стоит подумать, как преподнести им эту радость.

В заключение в форме обмена опытом несколько наблюдений из работы нашего Центра с подростками.

  1. Статус негосударственной организации, который по своей форме имеют церковные образовательные и социальные учреждения, имеет свои преимущества. Можно быть независимым в содержании и методах работы, в определении режима работы. Финансовое обеспечение этого статуса возможно в разных благотворительных фондах, поддерживающих образовательную и социальную деятельность.
  2. Наш Центр организует индивидуальное консультирование подростков и их родителей. Мы заметили, что такую работу хорошо дополнять психологическим и педагогическим просвещением родителей, в устной (лекции и беседы) и письменной форме (разные малоформатные издания, посвященные актуальной теме). Кроме информирования такая работа выполняет функцию первичной коррекции: сообщение сведений из психологии подросткового возраста, семейной психологии, психологии общения способны устранять некоторые жизненные затруднения.
  3. Разрабатываемые воспитательные и социальные программы должны быть направлены в итоге на совместное участие подростков и взрослых.
  4. В такие программы возможно привлечение в качестве исполнителей самих подростков. В нашем Центре мы, например, из числа активных молодых людей готовим лидеров для социальной деятельности. В частности, уже сейчас они сами в школах на 2-часовых семинарах могут рассказать о последствиях наркомании и об альтернативах употреблению наркотиков.
    В этой связи, сравнивая деятельность нашего светского Центра с религиозными организациями, есть смысл предположить, что возможно задействовать активность самой церковной молодежи, например, в миссионерской деятельности, в том числе и в среде трудных подростков. Основания для такого предположения дает неплохой, на наш взгляд, текст обращения участников недавно проходившего Православного молодежного форума к сверстникам. Этот текст представляет из себя честный рассказ на доступном молодежи языке о своей вере.
  5. Вообще же эффективность социальных программ часто обусловлена подготовкой и привлечением добровольцев для их реализации. Работа общественных организаций с добровольцами к тому же хорошо поддерживается финансово благотворительными фондами.

Резюмируя, можно сказать, что трудный возраст на самом деле хоть и вправду труден, но это тот возраст, который проверяет нас как взрослых, как родителей, как специалистов, а также проверяет глубину нашей веры. Если мы справимся, то значит мы способные специалисты и способные родители. И верующие одновременно.

Сергеев А.О.,
кандидат педагогических наук

К началу страницы


Православная школа во Имя иконы Божией Матери "Воспитание"

Православная школа во имя иконы Божией Матери "Воспитание" была основана в 1995 году. Ее учредителями являлись братство Всемилостивого Спаса и Свято-Владимирское братство. В настоящее время это единственная православная школа в Москве, которая принимает и успешно работает в разных направлениях с так называемыми "проблемными" детьми. Причем эти проблемы могут быть разные: ослабленное здоровье, переживание развода родителей и отсюда неврозоподобная симптоматика, страхи и высокая тревожность, что практически во всех случаях сопровождается педагогической запущенностью. Мы не можем помочь психически нездоровым, умственно отсталым и не живущим долгое время в семье беспризорным детям. Для таких детей нужны специальные педагогические программы и условия обучения. Всех остальных детей мы принимаем без конкурса.

Сейчас в школе обучается около 40 детей. Наши ученики являются интеллектуально сохранными, многие из них разносторонне развиты. Однако, постоянная ситуация неуспеха в предшествующих учебных заведениях ложится тяжелым грузом отчаяния и озлобленности на детские плечи.

Все наши учителя имеют педагогическое образование. Это позволяет им успешно работать с "проблемными" детьми, обеспечивая должный уровень их подготовки. За несколько лет работы у школы сложились свои традиции и стиль преподавания. Для обучения детей применяется комплекс подходов:

  1. Обучение в малочисленных классах, по 5-6 учеников. Это позволяет осуществлять индивидуальный подход и создает условия для активного включения учеников в учебный процесс.
  2. Психологическое обследование учеников с целью выявления их личностных особенностей и трудностей. Например, Саша З. все контрольные задания, написанные на доске, решал на 2, хотя устно и списывая задания из учебника всегда активно участвовал в ответах, правильно решая задачи и примеры. Обследование этого ученика показало, что он не воспринимает информацию, написанную на доске. Тогда мы стали давать ему контрольные задания только на листочке. После этого мальчик успешно продолжал обучение.
  3. Индивидуальный подход к каждому ученику. Педагоги нашей школы стремятся к тому, чтобы у учеников появился интерес к обучению, который пропал когда-то из-за конфликта с учителями, из-за трудностей в усвоении учебного материала, из-за того, что ученик не вписывался в коллектив класса.
  4. Очень важную часть работы педагогов составляют беседы с родителями. Часто родители не понимают проблем своих детей. Это происходит, в частности, из-за сильной загруженности родителей работой или нехваткой внимания к детям в многодетных семьях.

Применяемые педагогические подходы позволяют добиваться успеха в обучении детей со сложным характером и психикой. К ним относятся, в частности, гиперактивные дети, которым трудно молча слушать учителя, самостоятельно работать и просто высиживать урочное время.

Например, Саша М., ученик 2 класса, 9 лет. К моменту поступления в школу у него не было сформировано понятие "урок", он мог перебивать учителя, выкрикивать с места, привлекать внимание учителя рассказами, не относящимися к уроку, вскакивать из-за парты, легко отвлекался. Учебный процесс был для него организован так, чтобы создать более тесный межличностный контакт ученика и учителя, делалась опора на наглядность, заинтересованность ученика в успешном усвоении учебного материала, велась воспитательная работа. В настоящее время мальчик успешно усваивает школьную программу, изучает два иностранных языка.

Есть, наоборот, дети тихие, которые мало активны в движении, в общении с другими детьми. Так, Коля Д. с детства часто и сильно болел, лежал в больницах, страдал аллергией. Детский сад не посещал, с детьми из-за боязни инфекции не контактировал. В нашей школе он учится с 1 класса. Первое время боялся учителя, не отвечал устно, часто прятался, ходил только по стенке, говорил тихо, избегал общения. В настоящее время, учась в 4 классе, он громко отвечает у доски, уверенно чувствует себя в школьном коллективе, пишет рассказы, играет на скрипке, участвует в школьных спектаклях.

Таким гиперподвижным и очень скованным, тихим детям уютнее в маленьком классе, в школе, где создана домашняя обстановка.

Об успехах преподавания в нашей школе свидетельствует и тот факт, что дети, по каким-то причинам вынужденные перейти в другие школы, успешно проходят там вступительные собеседования без понижении в классе.

Важной задачей нашей школы является не только успешная учеба, но и формирование у детей православного мировоззрения, которое поможет в любой жизненной ситуации найти верное решение, что невозможно без истинной веры в Бога.

Сидорова О.В.,
Директор школы
К началу страницы


Главная
страница
Информационные
материалы
Ноу-хау Информационный
бюллетень
Миссия АСТ Объявления

Copyright (c) Круглый стол по религиозному образованию и диаконии, 1996-2000. Все права защищены.