Главная страницаИнформационные материалыНоу-хауИнформационный бюллетеньМиссия ACTОбъявления

Диакония:  служение заключенным
Опыт церковного служения в местах лишения свободы
Служение заключенным в Московской епархии
Церковное попечительство над заключенными в Волгоградской епархии
На развалинах детства
Участие студентов Московских духовных школ в служении заключенным

Опыт церковного служения в местах лишения свободы

Как известно, возрождение социального служения Церкви началось в 1992 году, когда был принят новый Закон о свободе совести, позволивший членам Церкви выйти за пределы храмов для свидетельствования своей веры словом и делом. И сразу же одним из направлений социальной активности Церкви стало посещение исправительно-трудовых колоний и следственных изоляторов. Тюремное служение началось на фоне глобальных изменений в нашем обществе, повлекших за собой существенные изменения и в сложившейся за советское время пенитенциарной системе. Она столкнулась с резким увеличением числа заключенных, особенно в следственных изоляторах, относительным ростом количества осужденных по "тяжелым" статьям, омоложением основной массы заключенных. При этом администрация испытывала постоянное недофинансирование своих учреждений, приводившее порой к голоду и драматическим коллизиям, а также сложности с занятостью своих подопечных, так как безработица коснулась исправительно-трудовых учреждений в первую очередь. Если раньше главная задача воспитательных отделов заключалась в понуждении тем или иным способом осужденных к труду, то теперь эта задача оказалась неисполнимой из-за объективных условий. С другой стороны, утрата государственный идеологии выбила твердую почву у них из-под ног. Для воспитания необходим хотя бы теоретический моральный идеал, а он-то и оказался развенчанным вместе со всей коммунистической идеологией. В этом ценностном вакууме работа "замполита" свелась, главным образом, к организации досуга заключенных. Таким образом, Церковь стала, на наш взгляд, единственной воспитательной силой, обладающей положительным нравственным идеалом и опытом его осуществления в жизни. Христианский путь покаяния и молитвы вывел многие души из нравственного тупика. При этом задача Церкви сводится, конечно, к тому, чтобы окрестить как можно больше осужденных, принять первую исповедь, но и помочь им прочно утвердиться в церковном образе благочестия за время пребывания в колонии.

В 1989-90 г.г. в Санкт-Петербургской епархии сразу в нескольких ИТК и изоляторах появились священники и миряне. Появлялись они, как правило, по просьбе самих заключенных, проявлявших в то время массовый интерес к Церкви. Наиболее заметная церковная деятельность развернулась в ИТК-5 (пос. Металлострой), где трудами тогдашнего ректора Санкт-Петербургских духовной семинарии и академии прот. Владимира Сорокина и силами самих заключенных в 1990 г. было начато строительство первого тюремного храма, освященного в октябре 1992 г. Святейшим Патриархом Алексием в память только что прославленного тогда священномученика Вениамина, митрополита Петроградского.

В 1996 г. в епархии был создан отдел по работе в тюрьмах, возглавляемый прот. В.Сорокиным, а в 1997 г. подписано соглашение о сотрудничестве между Санкт-Петербургской епархией и УИН СПб и области. В настоящее время в каждую из 15 колоний и следственных изоляторов С.-Петербурга назначен священник, обустроены домовые храмы, часовни и молитвенные комнаты, собраны библиотеки духовной литературы, проводятся богослужения. В нескольких колониях ведется строительство деревянных храмов. Назначены регулярные встречи руководства УИН и начальников всех подведомственных учреждений со священниками, служащими в колониях. Между ними установился конструктивный диалог.

Опыт служения в местах лишения свободы показал, что в сферу деятельности Церкви попадает до 10% осужденных, причем уровень их церковности (регулярность посещения храма, исповеди и причастия) часто выше, чем в среднем на свободе.

В колонии УС-20(5, где я служу уже 7 лет вместе с о. Владимиром Сорокиным, сложилась устойчивая община с установившимся укладом жизни. Регулярно совершается Божественная Литургия, таинства и требы, проводятся катехизические беседы. Важно, что в отсутствие священника церковная жизнь продолжается. Трижды в день верующие собираются в храме на молитву (читается утреннее правило, малое повечерие в 18.00 и вечернее правило). К чтению мы стараемся привлекать как можно больше людей из общины. Значительное число верующих нам удается занимать постоянными послушаниями по храму, прилегающей к нему территории, церковному дому, построенному так же самими заключенными, небольшой столярной мастерской при храме. Большую роль в поддержании этого уклада играет староста, назначаемый настоятелем из наиболее ответственных, духовно подготовленных и уважаемых членов общины. От его личности во многом зависит духовный климат в приходе и вступление в общину новых членов.

Мы пытались по-разному организовать жизнь общины, создавая православные бригады на производстве, пытаясь устроить компактное проживание членов общины в отдельном отряде, фиксировать твердый устав жизни общины. Однако, опыт показал, что кроме напряжений между людьми это ничего не дает. Поэтому остановились на приходском принципе жизни, когда за выполнение храмовых послушаний несет ответственность сравнительно небольшая группа людей (10-15 человек), а основная масса верующих приходит на богослужение и в церковную библиотеку когда может и хочет. В среднем на каждую из названных служб приходит 30-50 человек, на литургии собирается до 100 человек.

Православная миссия происходит наиболее успешно через самих верующих по отрядам. Кроме того, группа заключенных еженедельно посещает карантин, куда поступают новые этапы осужденных, с беседами и рассказами о жизни православного прихода.

Важную роль, по нашему мнению, играет посещение колонии вместе со священником бывшими заключенными, продолжающими вести церковную жизнь на свободе. Их свидетельство показывает, что Церковь - не просто способ выжить или скоротать время на зоне, но реальная перспектива будущей жизни, особенно если Церковь взяла на себя какое-то попечение об их дальнейшей судьбе.

Вообще, реабилитация людей, выходящих на свободу и обретших веру в колонии - важнейшая, на наш взгляд, задача. Известно, что после освобождения из мест лишения свободы человек сталкивается с целым рядом социальных и личных проблем. К первым часто относится отсутствие жилья, прописки, работы, ко вторым - разрушение семьи, причем порой из-за несовпадения ценностных ориентиров, далеко разошедшихся в результате воцерковления одного из супругов и решительного отказа другого принять этот факт.

В 1992 году в Санкт-Петербурге было создано благотворительное братство св. Анастасии Узорешительницы, охватывающее в своей деятельности обширный круг социальных служений. В настоящее время наличие этой структуры позволяет трудоустроить около 10 человек, освободившихся из заключения (на строительстве, в мастерских, в патронажной службе, в приюте для беспризорных детей и т.д.). Главный фактор, способствующий реабилитации - трудящаяся церковная среда, расположенная к этим людям. Для них чрезвычайно важно почувствовать себя своим среди верующих людей, занятым ценностно-значимым для них церковным делом, находиться рядом со священником, который был с ними в колонии на протяжении нескольких лет, иметь возможность исполнять послушания в храме. Через какое-то время такой человек осваивается в жизни и находит себе новую работу с более высокой оплатой, позволяющей содержать семью, помогать родителям и т.д. Однако, зачастую его служение в Братстве не прекращается и он продолжает им заниматься в свободное время. Опыт показал, что бывшие заключенные с большой радостью и заботой ухаживают за больными и инвалидами, престарелыми в больницах и в патронажной службе Братства. Пережитые ими собственные скорби делают их милосердными и отзывчивыми на чужое страдание и боль. Мы ведем постоянный поиск рабочих мест при храмах, других братствах и сестричествах, куда можно было бы устраивать на первое время наших подопечных, и такие места находятся. Несколько человек живут постоянно в монастырях, некоторые стали послушниками, многие работают и служат на приходах не только к своей пользе, но и к пользе приходов.

Еще один путь помощи освободившимся из заключения - создание реабилитационных центров в деревне. Этот путь позволяет комплексно решить главные проблемы - с жильем и с работой. Такой центр разворачивается нашим братством в Пушкиногорском районе Псковской области. Он действует уже как реабилитационный центр для выпускников детского приюта, не имеющих родственников и жилья. Его возглавляет бывший осужденный из нашей колонии, работающий уже 3 года в приюте. Сейчас в центре проживают 5 воспитанников. Имеется дом, трактор, хозяйство. Планируется строительство церкви и еще нескольких домов и в будущем - целой деревни. Весной туда отправятся еще 2-3 человека.

Важная задача на будущее - работа по воцерковлению членов семей осужденных, пока последние находятся в заключении, оказание им материальной и духовной поддержки. И здесь опять-таки, главная роль должна быть отведена освободившимся заключенным, играющим роль связующего звена между осужденными, их родными и Церковью. В целом мы должны организовать полную цепочку реабилитационных мероприятий для пришедших в колонии к вере осужденных, включающую предоставление жилья, работы, обучения профессии с одновременной поддержкой их духовной жизни.

о. Александр Степанов,
председатель отдела по благотворительности
Санкт-Петербургской епархии

К началу страницы


Служение заключенным в Московской епархии

Церковь Христова, исполняя свое призвание на земле, благовествуя о Царствии Небесном, при всей своей устремленности к миру горнему, никогда не забывала о дольнем. "Дети мои! - говорит в своем послании апостол Иоанн Богослов, - станем любить не словом или языком, но делом и истиною" (1 Ин.3, 18). Внимание к социальным проблемам характерно для Церкви на протяжении всей ее истории. Русская Православная Церковь, несмотря на десятилетия полного запрета на любую внехрамовую деятельность, не окаменела духовно, не забыла "малых сих", не "затворила двери сердца своего" от брата, находящегося в нужде.

Исправительно-трудовые учреждения - эти дома скорби, находящиеся в Московской области, являются главной заботой Московского Епархиального Управления. По благословению Его Высокопреосвященства Митрополита Крутицкого и Коломенского Ювеналия все исправительно-трудовые учреждения, которые территориально близки к храмам епархии, духовно окормляются священнослужителями этих общин. В общей сложности 21 приход Московской епархии духовно и материально окормляет 23 исправительно-трудовых учреждения и СИЗО, находящихся как на территории епархии, так и за ее пределами.

Это служение многогранно: совершение святых таинств Крещения, Покаяния и Причащения, катехизаторские, духовно-апологетические беседы, раздача духовной литературы, икон, крестиков. Для совершения богослужений и треб оборудованы молитвенные комнаты с видеоаппаратурой для показа духовных фильмов. В некоторых тюрьмах и лагерях построены храмы, в которых регулярно проводятся богослужения.

Можно привести несколько конкретных примеров такого служения. В Сергиево-Посадском благочинии еженедельно, по средам, трое насельников Троице-Сергиевой Лавры архимандриты Трифон, Никодим и Вонифатий посещают местную тюрьму, исповедуют и причащают осужденных. На территории Можайского благочиния расположено 4 ИТУ, которые окормляются клириком благочиния протоиереем Петром Деревянко. Протоиерей Николай Попов, настоятель Богородице-Рождественской церкви села Возьмище Волоколамского района 4-5 раз в месяц посещает СИЗО и ИТК, проводит катехизические беседы, раздает иконы и крестики. Иеромонах Даниил Жирнов, клирик Мытищинского благочиния и иерей Константин Колесников, клирик Дмитровского благочиния в ВТК поселка Новогришино Дмитровского района совершают над заключенными таинства Крещения, исповедуют их, регулярно оказывают колонии гуманитарную помощь. К Пасхе здесь планируется освящение молельной комнаты. По инициативе начальника ВТК В.В.Онянова на территории этой колонии будет построен храм. Можно было бы перечислить еще много имен священнослужителей и мирян, которые несут этот великий подвиг - служение заключенным, помня слова Христа: "Блаженны милостивые; ибо они помилованы будут" (Мф. 5,7).

Игумен Александр Агриков,
благочинный церквей Мытищинского округа Московской обл. и
секретарь епархиальной комиссии по социальному служению,
благотворительности и пастырской работе в ИТК.

К началу страницы


Церковное попечительство над заключенными в Волгоградской епархии

На территории Волгоградской епархии находятся 14 исправительно-трудовых учреждения, из них два СИЗО и одна детская ВТК. Церковнослужители и миряне епархии принимают деятельное участие в помощи находящимся в них осужденным. Для церковной деятельности в колониях были выработаны особые формы работы. В ИТК Церковь не создает какой-то особенной и обособленной системы, а подключается к той воспитательной работе, которая существует в УИН. В каждой колонии созданы домовые церкви, имеющие статус архиерейских подворий, за которыми закреплены опытные священники, являющиеся настоятелями подворий. Настоятель отвечает за совершение регулярных богослужений, треб, обрядов, церковное строительство и миссионерскую работу. Все священники - приходящие.

В Архиерейских подворьях созданы библиотеки, укомплектованные духовной литературой, аудио- и видеоматериалами. Налажена работа по разъяснению духовно-нравственных принципов Православия через местную радиосеть. Для осужденных по радио звучит духовная музыка, передаются духовные беседы и проповеди.

Настоятели подворий также оказывают социальную помощь заключенным после освобождения.

Очень важное значение придается и такой форме работы, как профилактика детской преступности, осуществляемой через духовно-нравственное воспитание детей и подростков.

Р.В.Смирнова,
Зав. канцелярией отдела
тюремного и армейского душепопечительства
Волгоградской епархии

К началу страницы


На развалинах детства

В городе Ардатов Нижегородской области на территории бывшего Покровского монастыря с 30-х годов располагается колония малолетних правонарушителей от 14 до 18 лет, иногда - до 21 года. Количество заключенных колеблется от 350 до 500. Дам небольшую характеристику воспитанников. Это подростки, которые сидят, в основном, за мелкое воровство, но сроки наказания у них огромные, просто несоразмерные с их преступлениями: от 2 до 5 лет. Дети в колонии в большинстве своем не преступники, а жертвы - жертвы нашего общества. В основном это дети из неблагополучных семей, но много и сирот. Они недоедают, не получают нормальную одежду, не знают ласки. В их семьях пьют, постоянная матерная брань, неприкрытый разврат, драки, издевательства над слабыми. Зачастую они сами и их маленькие братья и сестры подвергаются насилию, унижению.

Обо всем этом рассказывают сами дети. Представьте себе: идет пьянка, мать привела пьяных сожителей. Они пьют, курят, на столе еда. Дети тянутся к столу - их бьют по рукам, хохочут, отшвыривают. Голодный ребенок идет к уличному ларьку, что-то берет там, его хватают, дают срок.

Расскажу об одном довольно типичном случае. К нам в храм (Знаменский собор) приехал парень за поддержкой и помощью. Первый раз он был осужден за то, что, будучи в интернате, украл велосипед. Получил условный срок. Его отправили к матери, которая лишена родительских прав как алкоголичка. И вот уже дома он украл на пасеке у одного знакомого пчеловода две рамки меда. Крал от голода. Его поймали, дали новый срок, присоединили старый, всего получилось 3,5 года. Отсидел три года (полгода ему скостили по УДО). После освобождения какое-то время он жил при нашем храме, потом у одной из пожилых прихожанок, потом уехал в Нижний Новгород к сестре, которая обещала его устроить на автозавод.

Это, кстати, далеко не единичный случай, когда у нас при храме живут освободившиеся воспитанники колонии, хотя условия у нас для этого более чем скромные. Мы очень сожалеем, что нет у нас ни приюта, ни помещения для реабилитации. Сейчас Знаменский собор собирает средства для постройки хотя бы небольшого здания под общежитие и реабилитационный центр для освобождающихся.

В ардатовской колонии мы, т.е. небольшая группа служителей и прихожан Знаменского собора, работаем с начала 1993 года. Начинали с рождественских подарков, поздравлений, пасхальной линейки. Затем договорились с администрацией об открытии воскресной школы, стали заниматься с ребятами в клубе. Спустя некоторое время здесь нам выделили помещение для молитвенной комнаты, а затем силами подростков был сооружен иконостас, оборудован алтарь - все, что необходимо для небольшого храма. Храм этот расположился в бывшем классе. Митрополит Нижегородский и Арзамасский Николай благословил проводить там литургию на антиминсе, который мы приносим из Знаменского собора. Литургия совершается три-четыре раза в год. В остальное время причащаем ребят запасными дарами.

В молитвенной комнате постоянно находится Евгений - чтец Знаменского собора. Иерей Сергий и я - настоятель собора - приходим в колонию раз в неделю для исповеди, проповеди и проведения занятий в воскресной школе. Попечительство над колонией является одним из главных направлений нашей работы. Чтец проводит утренние, вечерние молитвы, катехизаторскую работу, готовит ребят к причастию, крещению. Духовное воспитание - это наш приоритет. Мы пытаемся донести до подростков, особенно тех, кто ходит в молитвенную комнату и воскресную школу, идею необходимости жить с Богом, жить по заповедям Божиим, стараемся помочь им найти то, чего они раньше не имели в жизни - найти путь к Богу.

Второе направление нашей работы - материальное обеспечение колонии. С 1996 года база областного УИНа довольно скудно поставляет туда продукты. И последние четыре месяца мы благодаря пожертвованиям прихожан, различных частных лиц и благотворительных организаций подпитываем колонию, пополняем ее продуктовые запасы: закупаем масло, крупы, жиры, медикаменты. Кроме того, по промыслу Божию, нам удалось познакомиться с известным правозащитником Валерием Федоровичем Абрамкиным, выйти на российскую радиопередачу "Облака". Я несколько раз выступал по радио с просьбой помочь детям, которые находятся в колонии. Идет огромное количество откликов со всех регионов России. Присылают посылки, переводы. Конечно, этого мало чтобы содержать колонию круглый год, но вполне достаточно для кратковременной поддержки, для помощи особенно нуждающимся и ослабленным. Причем помогают небогатые, в том числе пенсионеры, которые отрывают от своих и без того скудных пенсий последние, может быть, крохи. И из других колоний приходят письма о помощи. Особенно из туберкулезных зон, из зон "нерабочих", где нет возможности даже в ларьке отовариться.

Благодаря радиопередаче "Облака" нам также удалось познакомиться с австралийским доктором-филантропом Алланом Джоном. Он психотерапевт и гомеопат. С ним работает переводчица - Саша Чапковская. Она тоже доктор. Мы и администрация колонии убедились в том, что дело решают не столько лекарства и их количество, сколько продуманный курс лечения. В основном у ребят кожные заболевания - чесотка, грибок. Благодаря правильному диагностированию и последовательному лечению удалось сбить волну особо острых и массовых болезней.

Надо заметить, что колония - это не просто 350 или 500 подростков, всем обделенных, жалких, несчастных. У них свой мир, своя жизнь, свои законы. И даже в этих условиях общей беды из их среды выделяются авторитеты - те, кто пользуется особыми привилегиями, заставляет других работать за себя. Обычно среди этих "других" есть группа наиболее запущенных, ослабленных. Их примерно 8-10% от общего числа. У нас появилась идея хотя бы на время отделить их от остальных заключенных, чтобы дать им почувствовать себя свободными, сытыми.

Администрация колонии пошла нам навстречу, договорились о выделении для них в медчасти специальной комнаты. Мы наметили пропустить через эту комнату примерно 40 человек. Программа была рассчитана на сорок дней. То есть 10 человек по 10 дней находятся в этих условиях, получают усиленное питание, медицинскую помощь, их моют в бане, дают чистую одежду. И хотя бы на 10 дней они вырываются из мира непрерывного насилия, унижения. Это, кажется, первый случай, когда в детской колонии проводился такой эксперимент. К сожалению, мы не смогли довести его до конца - только 20 человек прошли через эту комнату. Когда мы запустили первую группу, я пришел к ним, поставил на тумбочках иконки, раздал духовную литературу, крестики тем, у кого их не было. Отдыхайте, ребята, молитесь, на 10 дней вы можете считать себя свободными. Удивительно, что в этой группе тут же начал выбиваться лидер, начала воспроизводиться модель отношений, доминирующая в колонии, возникла такая же социальная микроструктура.

Первые сутки они спали, вторые стали кушать, отъедаться. Им давали калорийные продукты: молоко, кефир, творог, яйца, т.е. то, чего они не видят в колонии. К концу дня у них расстроились желудки. Потом они привыкли к пище, все стабилизировалось, и вот на четвертый день меня вызывают в колонию и объявляют, что эксперимент вынуждены прекратить. Почему? Подростки отдохнули, выспались, отъелись и стали безобразничать. Выбрасывали продукты в окно, стреляли друг в друга манной кашей, облепили кашей потолок, стены, попали кашей в дежурного офицера, который зашел к ним. Нам пришлось по согласованию с администрацией пойти на такой шаг: в следующую группу мы запустили авторитета. Он заходил к ним днем, давал взбучку, указывал, что им нужно делать, как себя вести. Пригрозил, что если будет хоть малейшее нарушение, они будут иметь дело с ним. И только под таким нажимом они стали отдыхать, лечиться. А что дальше? Усиленно откармливать их, а потом снова выпускать в ту же самую агрессивную среду? Не будет ли им только хуже от этого? Мы можем озлобить против них все население колонии. Пока не слышно о каких-либо репрессиях, но если остальные ребята увидят, что вот эти несчастные, самые презираемые будут постоянно получать помощь, то как к этому отнесутся?

Приходится с сожалением отмечать, что проблемы материального обеспечения подростков в колонии требуют огромной затраты сил и времени, которые так нужны для духовно-нравственной работы с ними.

Священник Михаил Резин

К началу страницы


Участие студентов Московских духовных школ в служении заключенным

Возрождая исконную традицию Русской Православной Церкви окормления заключенных, Московская Духовная Академия и Семинария ведут активное сотрудничество со следственным изолятором города Сергиева Посада. Эта работа началась в марте 1989 года с обращения администрации изолятора к священноначалию Свято-Троицкой Сергиевой Лавры, вызванного большим числом заявлений, поступивших от подследственных, с просьбой пригласить священника. Стабильное посещение СИЗО лаврскими духовниками установилось в ноябре того же года.

Ввиду того, что в изоляторе содержится около ста несовершеннолетних подследственных, было принято решение пригласить для бесед с ними студентов Московских духовных школ. Сейчас постоянные контакты с заключенными сверстниками поддерживают около 10 студентов.

Кроме этого, в настоящее время ведется работа редакцией студенческого журнала "Встреча" по изданию к этому журналу приложения для заключенных. Приложение планируется издавать, как и сам журнал, ежеквартально и рассылать по местам лишения свободы. Тираж этого издания будет зависеть от финансовых возможностей.

В стремлении привлечь наибольшее число людей к миссионерскому служению в тюрьмах, Московская Духовная Академия и Семинария провели 12 марта 1998 года встречу, в которой приняли участие студенты и преподаватели духовных школ, священники, окормляющие заключенных, начальник Сергиево-Посадского СИЗО капитан В.А.Куликов, председатель правления фонда "Вера. Надежда. Любовь" Н.Л.Высоцкая.

Эта встреча принесла огромную пользу всем ее участникам. Действительно, служение заключенным сопряжено с рядом трудностей. Но, пожалуй наиболее тяготит "молчание", "безответственность" тех, к кому ты приходишь. А если встречаешь в камере человека, с которым уже знаком по прошлому его "сроку", то нередко с горечью заключаешь, что пользы от твоих посещений нет. Но на самом деле это не совсем так, о чем свидетельствует тот опыт, которым поделились на этой встрече все ее участники.

Наталья Леонидовна Высоцкая, познакомив собравшихся с деятельностью фонда "Вера. Надежда. Любовь", который существует уже семь лет и оказал немалую юридическую, материальную, а главное духовную помощь заключенным, в заключение сказала, что "через общение с заключенными лучше начинаешь понимать Евангелие, лучше понимаешь, что ты тоже узник - узник греха. Я глубоко уверена, что у тех, кто находится в местах заключения, гораздо более близкий путь к Богу, чем у тех, кто на свободе и проводить преступную, греховную жизнь".

Это действительно так, но этот путь надо уметь указать заключенному, что, к сожалению, из-за нарушения традиций сегодня может сделать не каждый священник. Поэтому особое внимание на встрече было уделено выступлениям священников. Оговорив множество проблем, связанных с окормлением находящихся в местах лишения свободы, все они единодушно указали на главное: "заключенные - большие психологи. Они сразу чувствуют фальшь или равнодушие в проповеднике. Но если они почувствуют обратное, сердце их открывается. Подобно тому, как сдавленная в сосуде жидкость стремится вверх, так и душа человека, сдавленная со всех сторон скорбями и теснотой, устремляется к небу, к Богу". Поэтому главным условием такого общения, впрочем как и любого, является искренность. Обремененные грехами, заключенные хотят раскрыть свою душу. А здесь нужен опыт духовника. "Я абсолютно уверен, - сказал начальник СИЗО г. Сергиев Посад Куликов В.А., - что ни один психиатр не излечит душу так, как сделает это священник". Эти слова приобретают особый авторитет в устах человека, непосредственно наблюдающего за заключенными и имеющего перед собой задачу их исправления.

В будущем планируется провести подобные собеседования по вопросу реабилитации вышедших на свободу. К обсуждению этого и других вопросов, связанных с проблемами миссионерского служения в местах лишения свободы, мы приглашаем всех, кто готов откликнуться на зов апостола: "Помните узников, как бы и вы с ними были в узах" (Евр. 13:3).

Александр Болонников,
студент МДА

К началу страницы


Главная
страница
Информационные
материалы
Ноу-хау Информационный
бюллетень
Миссия АСТ Объявления

Copyright (c) Круглый стол по религиозному образованию и диаконии, 1996-2000. Все права защищены.