Главная страницаИнформационные материалыНоу-хауИнформационный бюллетеньМиссия ACTОбъявления

Религиозное образование:  православное дошкольное воспитание
bulletПравославное дошкольное воспитание - приоритетное направление в образовании
bulletПравославное дошкольное воспитание в г. Ступино
bulletКурсы повышения квалификации преподавателей духовной культуры

Православное дошкольное воспитание - приоритетное направление в образовании

"Воспитание - самое святое из всех святых дел".

Святитель Феофан Затворник

Детство - время развития всех сил человека, как душевных, так и телесных, время приобретения знаний об окружающем мире, время формирования нравственных навыков и привычек. В дошкольном периоде идет активное накопление нравственного опыта, и обращение к духовной жизни начинается также в дошкольном возрасте с нравственного самоопределения и становления самосознания. Систематическое духовно-нравственное воспитание ребенка с первых лет жизни обеспечивает его адекватное социальное развитие и гармоничное формирование личности.

В нашей стране имеется богатый опыт организации дошкольного воспитания. В свое время охват детей дошкольного возраста общественным воспитанием в целом по России составлял около 70%, а в отдельных регионах и городах доходил до 90% и более.

К середине 80-х годов назрела необходимость перестройки дошкольного воспитания и была разработана Концепция дошкольного образования с учетом современных требований общества. Одним из направлений этой Концепции является многообразие и вариативность дошкольного образования, что нашло отражение в возникновении и создании системы православного воспитания.

Начиная с 1992 г., в России появилась возможность создания сети православно-ориентированных дошкольных учреждений с целью воспитания детей на ценностях православия, основы которого должны закладываться с самого раннего дошкольного возраста. Это имеет большое значение при подготовке ребенка к поступлению в православные образовательные учреждения: гимназии, прогимназии и лицеи, для обеспечения преемственности в вопросах воспитания и обучения.

За сравнительно небольшой период времени православное дошкольное воспитание прошло серьезный путь, отражающий поиски различных подходов к организации, формам и содержательной деятельности дошкольных учреждений и групп данного профиля.

Основными направлениями системы православного воспитания детей раннего и дошкольного возраста являются:

  • духовно-нравственное воспитание в государственных и муниципальных дошкольных учреждениях;
  • развитие сети православных дошкольных групп и детских садов;
  • становление учреждений социальной реабилитации, использующих духовно-нравственное воспитание как средство коррекции развития и поведения детей дошкольного возраста;
  • возрождение традиций православного семейного воспитания и уклада семьи.

В большинстве епархий Русской Православной Церкви открыты церковные детские сады и православные группы: в каждой из 130 епархий сегодня насчитывается от 2 до 15 таких учреждений. На базе государственных и муниципальных учреждений создаются группы с православной ориентацией, расширяется сеть учреждений с этнокультурным компонентом. В ряде детских учреждений появились кружки и факультативы по вопросам христианской культуры.

Свой 10-летний юбилей отметили многие православные группы дошкольных учреждений г. Москвы (№№ 623, 633, 1874), №4 г. Александрова Владимирской области, дошкольные учреждения г. Ступино, Дубны, Подольска Московской области, Санкт-Петербурга, Смоленска, Калининграда, Обнинска Калужской области, г. Печоры Псковской области, Новосибирска, Саратова и других регионов России.

И все же в масштабе Российского государства, к сожалению, таких учреждений еще очень мало. Сведения, предоставляемые руководителями епархиальных отделов образования с мест, далеко не полные и неточные. Необходима четкая статистика о наличии таких учреждений в сводных отчетах за каждый истекший год.

С расширением сети указанных учреждений увеличилась востребованность в инструктивных и методических материалах, конкретных пособиях по организации дошкольных учреждений и воспитательно-образовательной работе с детьми и семьями. Эта потребность обусловлена и тем обстоятельством, что до сих пор подготовка воспитателей для детских садов осуществляется на базе светских средних и высших учебных заведений с атеистически направленной программой. К сожалению, нет учреждений, готовящих воспитателей для христианских детских садов.

Педагоги, начинающие работу в этом направлении, сталкиваются с тем, что в имеющихся программах воспитания и обучения детей дошкольного возраста отсутствуют даже разделы "нравственное воспитание", которые заменены "задачами социального развития".

Отдел религиозного образования и катехизации РПЦ с привлечением широкого круга ученых, психологов, социальных педагогов, священнослужителей, а также практических работников дошкольных учреждений проводит работу по совершенствованию содержания воспитательной работы с детьми дошкольного возраста.

В 1993 г. впервые была разработана "Концепция православного дошкольного воспитания", которая сыграла свою конструктивную роль в развитии системы православно-ориентированных дошкольных учреждений. На базе этих концептуальных положений разрабатывается содержание и методика воспитательно-образовательной работы с детьми дошкольного возраста.

За последние годы создан ряд авторских программ и методических материалов, таких как:

  • Комплект нормативных, и методических материалов по организации работы православного детского сада и дошкольного отделения православной гимназии (составитель Полянская Е.В.) и методическое пособие для детей дошкольного возраста "Основы христианской культуры" (Афанасьева С.) (Смоленская и Калининградская епархия);
  • "Духовно-нравственное и патриотическое воспитание дошкольников" (автор Алексеева Г.Г.) (Саратовская епархия);
  • "Православное воспитание в дошкольном учреждении и семье" (автор Алексеева Н.М.) (Оренбургская епархия);
  • Программа преемственности духовно-нравственного воспитания в детском саду и начальной школе (автор Феоктистова Т. Г. совместно с Челябинским педагогическим университетом) (Челябинская епархия);
  • Авторская разработка Паткиной Г.Г. и иерея Олега Оводкова (г. Ступино Московской области).

Отдельным разделом выделена Программа для детей старшего дошкольного возраста в содержании нового учебного курса "Православная культура", разработанного специалистами Курского педагогического Университета (проф. Меньшиков В.М.), а также курса "Православная культура", созданного педагогами Ногинского района Московской области под руководством протоиерея Виктора Дорофеева.

Ряд комплексных и парциальных авторских программ, ориентированных на отечественные культурные традиции, представлены на Федеральный экспертный совет Министерства образования РФ. Среди этих материалов следует особо выделить программы "Рождение и воспитание здорового ребенка" и "К здоровой семье через детский сад", разработанные Санкт-Петербургской медицинской Академией постдипломного образования, и комплекс программ "Семейный лад" Семейного клуба родительского опыта "Рождество" (г. Москва, руководитель педагогических программ Крячко А.А.).

Часть перечисленных материалов была объединена в сборниках "Православное воспитание детей дошкольного возраста", "Церковные праздники", "Рождество Христово", "Пасха" и др., которые изданы и используются в практической работе детских садов.

В настоящее время разрабатывается и постепенно издается серия книг по духовно-нравственному воспитанию детей дошкольного возраста, которые могут также интегрироваться в работу светских учреждений. В этих целях разработано и издано "Методическое пособие по православному воспитанию детей дошкольного возраста" под редакцией Алексеевой А.С. В пособии изложена примерная программа православного воспитания детей, распределенная по трем возрастным группам от младшего до старшего дошкольного возраста. В нем содержатся конкретные рекомендации для использования программы по десяти тематическим разделам: "Ребенок и его окружение", "Бог - Творец мира", "Молитва - общение с Богом" и другие. Это методическое пособие направлено на развитие личности ребенка с учетом его индивидуальных особенностей, оказания ему помощи в приобщении к Богу, обретения своего собственного пути к Нему.

Изданные в этой серии программы "Воспитание сказкой" под редакцией Гладких Л.П. и "Подарок к празднику" под редакцией Потаповской О.М. отражают основные виды деятельности детей дошкольного возраста, раскрывая глубинный духовно-нравственный потенциал сказки и труда для личностного развития ребенка. Обе программы помогают использовать богатые традиции Русской Православной Церкви в духовно-нравственном воспитании детей, в формировании духовного семейного окружения.

Возрождению традиций православного семейного воспитания, уклада семьи посвящены программы "Семейная гостиная" и "Мамина школа" под редакцией Гладких Л.П. Обе программы создавались и апробировались в дошкольных учреждениях Северо-восточного округа г. Москвы. Они направлены на решение важнейшей проблемы вовлечения молодых родителей в воспитательный процесс, способствуют духовно-нравственному возрастанию всех членов семьи, гармонизации внутрисемейных отношений.

Совместно с Академией повышения квалификации и переподготовки работников образования Минобразования РФ разработаны и апробированы материалы для проведения тематических курсов для разных категорий специалистов дошкольного образования по проблемам "Отечественные традиции духовно-нравственного воспитания детей дошкольного возраста" и "Основы православной культуры в дошкольных образовательных учреждениях".

В распространении и обобщении опыта работы в области православного дошкольного воспитания большое значение имеют ежегодно проводимые Рождественские образовательные чтения. Особое место в рамках этих Чтений занимает секция "Православное дошкольное воспитание". В работе секции принимают участие коллеги не только из России, но и из Беларуси, Украины и Литвы. Традицией секции стало представление новых научных и практических материалов, выработка и уточнение принципиальных позиций системы работы с семьей и подготовки кадров.

В этом году заседание секции "Православное дошкольное воспитание" в рамках Рождественских образовательных чтений проходило на базе детского сада №2365 с этнокультурным компонентом образования Южного округа г. Москвы. Выбор этого детского сада был неслучайным. На протяжении пяти лет в работе с детьми в нем используется богатство национальной культуры, уклад жизни семьи, основанный на православных ценностях. Жизнь детского сада строится не только в соответствии с гражданским и природным, но и с православным церковным календарем, а предметно-игровая среда - в соответствии с традициями русской православной культуры. Использование этого богатого материала позволяет осуществлять более плавный переход к православному воспитанию. И целью секции было ознакомить ее участников с опытом работы этого детского сада.

В секции приняло участие более 200 человек из разных регионов России, Литвы, Беларуси.

Хочется отметить, что в этом году в работе секции участвовало необычно много молодых педагогов, специализирующихся в области духовно-нравственного воспитания дошкольников. Выступило около 20 человек. Было отмечено, что создан целый ряд программ для дошкольных учреждений, нарабатываются методики духовно-нравственного воспитания в православных традициях. Обозначены главные проблемы: нормативно-правовая база, подготовка кадров, создание и организация серийного выпуска игр, игрушек и наглядных пособий.

В докладе Потаповской О.М., ведущего сотрудника Института семьи и воспитания РАО дан анализ процесса создания нормативно-правовой и содержательной базы в современном образовании, обоснована необходимость четкого определения понятий духовно-нравственного воспитания с опорой на фундаментальные философские и психологические исследования. Выделены три компонента воспитания: нравственное или моральное, эстетическое и религиозное. Основной задачей духовно-нравственного воспитания следует считать эти три составляющих базовой культуры личности.

Большой интерес вызвало выступление Феоктистовой Т.Г., которая говорила о разработке критериев определения уровня воспитанности дошкольников с использованием определенных методов диагностики. Эта экспериментальная работа проводится совместно с Челябинским педагогическим Институтом.

Проведена презентация Программы "Традиция семейного клуба родительского опыта "Рождество". Она рассчитана на детей от 1,5 до 7 лет и предполагает деятельное участие родителей в реализации программы. Она представляет собой годовой тематический план занятий детских студий и знакомит детей с миром нравственных ценностей традиционной российской культуры - через игры, сказки, рукоделия.

Остальные докладчики дополняли эту тему. Все выступления выстраивались в рамках единой темы: "Духовно-нравственное воспитание в детском саду - основа возрождения отечественной культуры". Подчеркивалось, что дело духовно-нравственного воспитания в детском саду вступило в качественно новую стадию развития, предусматривающую интеграцию духовно-нравственного содержания в повседневную жизнь детского сада, во все виды детской деятельности и во все традиционные методики дошкольного воспитания. Крайне полезной оказалась организация творческих мастерских, таких как "Этнографический музей", "Рождественский подарок", "Тематический диалог".

Участники секции отметили, что именно детские дошкольные учреждения являются одним из резервов духовного возрождения страны, восстановления ее многолетних православных традиций.

На Рождественских чтениях активно обсуждалась проблема введения в образовательные учреждения курса "Православная культура". Но этот вопрос обсуждается только в отношении общеобразовательных школ и высших учебных заведений. Вместе с тем известно, что основы этой культуры закладываются с самого раннего возраста. У детей следует формировать на ценностях православной культуры отношение к своим родителям, близким, родному краю, родной природе, к своему Отечеству.

Вместе с тем хотелось бы отметить, что анализ ряда изданных методических пособий по православной культуре для детских дошкольных учреждений показал, что их содержание часто не соответствует своим названиям. Большинство из них ограничивается курсом Закона Божия, но его содержание превышает возрастные возможности детей дошкольного возраста. Содержание большинства занятий рассчитано на детей, достаточно подготовленных к церковной жизни. В то же время имеется много семей, где родители и дети только начинают приобщаться к ценностям православия.

К сожалению, до настоящего времени все выходящие из Министерства образования РФ директивные документы, касающиеся православного воспитания, практически не предусматривают использования их в деятельности детских садов различного профиля.

Вместе с тем, на основании Закона Российской Федерации "Об образовании", в принятую в нашей стране систему образования включено и дошкольное образование, осуществляемое в детских садах.

Целесообразно обратить внимание разработчиков нормативных и программных материалов на необходимость придания правового статуса православному воспитанию, начиная с дошкольного возраста.

Дошкольно-образовательные учреждения, начинающие работу в этом направлении, нуждаются в компетентном окормлении со стороны священнослужителей. Но нередко они оказываются без помощи, как государственной образовательной системы, так и Церкви. А ведь священнослужители могут сказать то слово, в котором нуждается душа не только ребенка, но и родителей и педагогов, создать в учреждении атмосферу благочестия, добрых нравов, христианской любви и т.д. Однако из-за большой нагрузки, нехватки кадров священнослужители не всегда имеют возможность проводить эту работу.

В этой связи необходима систематическая подготовка священнослужителей к педагогической работе. Введенный в духовных школах курс "Православная педагогика" требует особого выделения разделов "Семейное воспитание" и "Особенности духовно-нравственного становления личности в раннем и дошкольном детстве". В средних и высших светских педагогических учебных заведениях желательно введение специальных курсов и факультативов по духовно-нравственному воспитанию дошкольников в традициях православной культуры.

К сожалению, за последние годы отмечается проблема снижения педагогической компетентности не только родителей, но и специалистов-практиков, работающих с детьми дошкольного возраста. Это выражается в смещении акцентов в развитии маленьких детей в сторону ранней интеллектуализации, в то время как природные закономерности свидетельствуют о том, что возраст от рождения до 8 лет - это сензитивный период для формирования сенсорной, эмоциональной и нравственной сфер. Именно этот возраст нельзя пропустить для становления представлений о добре и зле, о нравственных эталонах и нравственных нормах поведения и взаимоотношений.

Вызывает опасение перегрузка детского организма в связи с проведением массовых экспериментов, внедрением авторских программ воспитания дошкольников. Для решения этой проблемы необходимо организовать строгую экспертизу учебно-методического материала и пособий.

Вызывает большую тревогу и то, что средства массовой информации, особенно телевидение, в настоящее время все больше и больше пропагандируют зло, жестокость, насилие, что наносит существенный вред психике ребенка.

Ведущий референт Отдела религиозного
образования и катехизации РПЦ
Алексеева А.С.

TopК началу страницы

Православное дошкольное воспитание в г. Ступино

Детский сад "Аленький цветочек"

"Мы не можем, имея детей, ждать, что когда-то, став зрелыми, они сами поймут, что их путь лежит к Церкви - ибо они могут и не понять, могут огрубеть, путь Церкви может оказаться навсегда заслоненным и закрытым. К Церкви нужно вести детей с раннего детства... Не с юности, а раньше должно начинаться питание ребенка благодатными силами Церкви, чтобы не оказалось сердце юноши глухим, когда придет час творческих исканий".

прот. Зеньковский В.В.

В последние годы Русская Православная Церковь вновь получила возможность заниматься воспитанием детей, начиная с самого раннего возраста. Во многих регионах России созданы православные дошкольные учреждения и группы на базе государственных детских садов.

В городе Ступино на базе детского сада №10 "Аленький цветочек" православные группы существуют уже несколько лет. Помимо прочих занятий, которые проводятся в детском саду, с детьми ведутся беседы на духовно-нравственные темы, которые проводит воцерковленный воспитатель. Также раз в неделю детскую группу посещает священник, который помогает воспитателям в деле духовного воспитания и проводит беседы с детьми, а также с их родителями. Дети, с которыми проводятся такие занятия, уже с раннего возраста получают знания о православной вере, приобщаются к церковной жизни, познают традиции русского народа. Дети православных групп отличаются от других детей. В них ярко выражен дух смирения и послушания своим родителям и наставникам. Сплоченность и единство среди детей проявляются во всем, будь это занятия, прогулки или помощь в делах.

Помимо рядовых занятий с детьми совершаются молебны. К православным праздникам готовятся утренники.

2 июля 2000 г. на ступинской земле проходили торжества, посвященные 2000-летию Рождества Христова. В этот день детский сад "Аленький цветочек" встречал высоких гостей. Православную группу посетили Высокопреосвященнейший Ювеналий, Митрополит Крутицкий и Коломенский, епископ Видновский Тихон, епископ Илиан и другие гости.

Дети с радостью приветствовали гостей и показали небольшое представление, посвященное торжественному событию.

В детском саду "Аленький цветочек" было два выпуска православных групп. После детского сада дети не расстались, а пошли обучаться в одну школу и в один класс, в чем также видны единство и соборность православных людей.

Опыт работы с детьми в православных группах детского сада №10 уже начали перенимать и другие детские сады города Ступино, а также других городов Московской области.

Воспитатели детского сада "Аленький цветочек" уже не первый год принимают активное участие в работе секции "Православное дошкольное воспитание" Образовательных Рождественских чтений, где рассказывают о проводимой ими методической работе в православных группах.

25 января 2001 г. по инициативе Благочинного церквей Ступинского округа протоиерея Михаила Редкина, председателей секции священника Димитрия Разинского и ведущего референта Отдела религиозного образования и катехизации Русской Православной Церкви Алексеевой Аллы Сергеевны работа секции прошла в г. Ступино.

Участники секции прибыли из 12 регионов России и ближнего Зарубежья. Дети православной группы устроили праздничное приветствие в нарядных русских костюмах. По сложившейся традиции работы секции, семинар начался со знакомства участников. В основном это были работники дошкольных образовательных учреждений - воспитатели, методисты. Каждый из присутствующих кратко рассказал о своей деятельности.

Во время работы секции участники присутствовали на открытом занятии православной группы, которое провела воспитатель высшей квалификационной категории Паткина Галина Григорьевна, занимающаяся с детьми духовно-нравственным воспитанием уже более 6 лет. Затем присутствующие посмотрели комментированный видеофильм о жизни православной группы и ознакомились с методическими материалами детского сада.

Воспитание дошкольников в русле духовно-нравственного просвещения является залогом будущего возрождения Святой Руси, фундаментом к процветанию и укреплению нашего народа.

иерей Олег Оводков

Основные подходы к духовно-нравственному воспитанию в детском саду "Сказка"

Проработав руководителем детского сада 25 лет, я пришла к твердому убеждению, что воспитание детей без духовно-нравственной основы неполноценно. Более того, такое воспитание вредно как для детей, которых мы выпускаем из дошкольных образовательных учреждений без четких представлений о добре и зле, так и для нас, взрослых, ибо мы совершаем большой грех, не радея о самом важном в развитии ребенка - питании его души.

Более десяти лет в нашем детском саду проходит работа по православному воспитанию детей. Наша работа находит поддержку Управления образования и Администрации города Ступино. Объясняется это тем, что православное воспитание не противоречит задачам светского воспитания, установленным государственным стандартом, а обогащает и дополняет педагогический процесс уникальными традициями российской педагогики и вносит в жизнь детского сада особую одухотворенность.

Мы исходим из того, что дети должны радоваться. У православного человека есть особые поводы для радости, и мы, педагоги, раскрываем их перед детьми. Мы знаем, что есть Бог, который любит нас. Мы знаем, что нет смерти. Мы знаем, что нас защищают ангелы. Мир, сотворенный Богом, прекрасен. И этот мир можно и нужно украшать добрыми делами и взрослым, и детям. Необходимо донести эти истины до понимания ребенка в самом начале его жизненного пути. Нельзя допустить, чтобы он плутал в этом мире, впадая в грех и уныние.

В систематизации знаний нам помогают ежегодные Рождественские образовательных чтения, постоянными участниками которых нам посчастливилось быть 11 лет. Секция работников дошкольного воспитания Чтений строит свою работу, сочетая практический материал и теоретические знания. Участие в Чтениях помогает нам, педагогам, расставить акценты в работе по духовно-нравственному воспитанию, уделяя особое внимание возрождению отечественной культуры, пронизанной духовными ценностями христианства.

Полноценное православное воспитание и образование ребенка - это ежедневная работа по воспитанию в детях любви к Богу и ближнему. Утешительными плодами нашей работы являются примеры из жизни наших чад.

Вот один из них. В группе случилось несчастье: тяжело заболела Анечка. Ее положили на операцию в московскую больницу. Дети переживают. В группе необычно тихо. После завтрака все дети стали делать Ане подарки. Кто рисунок, кто аппликацию, кто письмо печатными буквами пишет. После того, как дети сдали свои поделки и письма, мы с воспитателем группы Мариной Александровной Долгой прочитали письмо, которое невольно вызвало у нас слезы. "Аня, выздоравливай. Я молюсь за тебя" - писал ребенок. Разве без православного воспитания можно было получить такой отклик в детской душе на беду ближнего! Операция у Ани прошла успешно. Думаем, что не только врачи, но и детские молитвы сыграли здесь свою роль.

Или другой пример. Приобрела я однажды чудесную икону Пресвятой Богородицы "Достойно есть". Поспешила в группу порадовать детей и предложила перекреститься, приложиться к иконе, каждому сказать Богородице самую заветную мечту. Конечно же, я думала, что дети будут просить различные подарки, конфеты, игрушки. Но каково было мое потрясение, когда первая же девочка, встав у иконы, тихо сказала: "Мой папа пьет". "А ты перекрестись, поцелуй образ и попроси Богородицу, чтобы папа не пил",- сказала я. Перекрестившись и прошептав иконе свою просьбу, малышка отошла с серьезным видом. А дети зашумели: "И мой папа пьет", "А мой пьет водку и пиво", "А у меня мама и папа пьют и курят"!

"О, Господи"! - переглянулись мы с воспитателем. - "Да, что же это? И нормальных семей нет, что ли"! В этот день все дети молились перед иконой о семейном благополучии. О конфетах и подарках не попросил никто. А ведь это были четырехлетки!

Вечером я встретила отца этой девочки. Он шел беззаботный, уверенный и, как всегда, навеселе.

"А сегодня твоя дочь молилась за тебя, просила Богородицу, чтобы ты не пил" - сказала я ему.

Улыбка моментально сползла с его лица. Оно стало растерянным и каким-то беспомощным. Он пролепетал только одну фразу: "Все, Николаевна, больше не буду".

И, как не странно, не пьет больше! Третий год не пьет! Дивны дела Божии! Сильна детская молитва. Примеры эти можно продолжать, их много в нашей жизни. Они утверждают нас в нашей правоте. В том, что работу по духовно-нравственному воспитанию надо начинать с самого раннего возраста, не упуская уникальных возможностей для совершенствования и развития дошкольника.

Веремейчук Л.Н.,
зав. д/c №24 "Сказка"
г. Ступино

TopК началу страницы

Курсы повышения квалификации преподавателей духовной культуры

С 4 по 10 июля 2003 г. в Московской Духовной Академии, в стенах Троице-Сергиевой лавры (г. Сергиев Посад) состоялись курсы повышения квалификации преподавателей духовной культуры.

Организаторами курсов явились: Московская Духовная Академия и Семинария, Центр педагогических исследований "Покров" и Московский Государственный Открытый Педагогический университет им. М. А. Шолохова.

На курсы были приглашены педагоги, ведущие духовные дисциплины в общеобразовательных учебных заведениях на основе православной ориентации ("Основы православной культуры", "История православной культуры", "Православная культура", "Основы традиционной духовной культуры" и т. д.).

Слушателями курсов стали более 240 человек из 40 епархий России. Были представлены регионы от Карелии до Северной Осетии, города от Смоленска до Иркутска.

С приветственным словом перед слушателями выступил Архиепископ Верейский Евгений, ректор МДАиС. Он обозначил также основные направления обучения слушателей: знакомство с основами богословских, психолого-педагогических и культурологических знаний, с принципами и методиками преподавания духовной (православной) культуры в светских образовательных учреждениях.

Н. Д. Никандров, академик, президент РАО в выступлении о христианских основах нравственного воспитания на основе экскурса в историю воспитания в качестве таковых назвал православие, патриотизм, народность.

Основные проблемы взаимодействия государства и РПЦ в сфере образования были подробно отражены в докладах М. Н. Белогубовой, д.социол.н., сотрудника аппарата Президента РФ и К.А.Чернеги, к.ю.н., преподавателя МДАиС.

Основы богословских наук были систематизированы в лекциях профессора МДА А. И. Осипова и священника Павла Великанова, которые были ясными и одновременно образными, поэтому хорошо воспринимались слушателями и вызывали заинтересованные обсуждения.

Вдохновляющим для педагогов-практиков было выступление отца Андроника (Трубачева) по агиологии. Изучение житий святых, истории, флоры, фауны святых мест смогут стать опорой для регионального краеведения через призму духовной культуры.

М. М. Дунаев, профессор МДА, С. В. Махнач, доцент Российского православного университета, В. В. Медушевский, профессор Московской государственной консерватории им. П. И. Чайковского, специалисты высочайшего профессионального уровня каждый в своей области, предложили выверенную православную позицию во взглядах на русскую литературу, музыку, историю.

Протоиерей Евгений Шестун, к. п. н., заведующий кафедрой православной педагогики Самарской Духовной семинарии, автор учебника "Православная педагогика" для светских и духовных учебных заведений, в своих лекциях обосновал необходимость возрождения православных традиций в отечественной педагогике.

Большой интерес педагогов вызвал учебно-методический комплект по православной культуре для начальной школы, в который входят учебник, альбом иллюстраций и аудиокассеты, разработанный к. п. н. Л. Л. Шевченко. К началу учебного года комплект будет издан ЦПИ "Покров" большим тиражом и направлен в Белгородскую область, а также в другие города и регионы, которые проявят готовность стать экспериментальными площадками для апробации этого пособия. Слушателям были представлены также другие методические пособия для педагогов дошкольных учреждений и начальной школы по основам православной культуры с иной концептуальной базой, изданные под редакцией протоиерея Виктора Дорофеева. С благодарностью принят всеми слушателями курсов учебник "Основы православной культуры" для основной и старшей ступеней общеобразовательных школ, лицеев и гимназий А. В. Бородиной.

Уникальный опыт практической работы был представлен директором Ивановской сельской школы Ярославской области В. С. Мартышиным. Вот уже 8 лет в его школе целостного развития во всех классах преподается предмет "Добротолюбие". Православная культура является стержнем всей воспитательной работы в школе и, выходя за ее стены, уже становится частью жизни сельчан.

Т. П. Довгий, заместитель начальника департамента образования и молодежной политики Смоленской области, познакомила слушателей курсов с примером того, как в школах целого региона вводится знакомство детей с православием на примере краеведческого материала (программа и учебник "История основ православной культуры земли Смоленской"). Этот курс в 2003/2004 гг. станет обязательным предметом в общеобразовательных школах Смоленской области. Кроме того, Департамент образования и молодежной политики Смоленской области рекомендовал образовательным учреждениям других типов включить изучение истории православной культуры в региональный компонент в числе элективных развивающих курсов. Собор жителей Смоленска (собрание представителей всех социальных слоев населения с участием всех конфессий) по проблеме духовного здоровья смолян одобрил решение о введении курса по основам православной культуры в государственных образовательных учреждениях.

Педагоги Санкт-Петербурга представили программу "Светочи и святыни", которая успешно внедряется на протяжении более 10 лет в ряде школ России.

В.В. Абраменкова, д. психол. н., профессор Института инноваций РАО, раскрывая психологические проблемы нравственного воспитания, обратила внимание слушателей на пагубные тенденции, влияющие на развитие детей - культурную интервенцию новых образцов и ценностей, зачастую ведущие к меркантилизации, виктимизации (установка на то, чтобы быть жертвой), духовному растлению детей. Лектор призвала педагогов быть бдительными в выборе игр, игрушек, праздников для детей, напомнив слова Феофана Затворника, что "воспитание из всех святых дел - самое святое".

Время проведения курсов благоприятно совпало с Петровым постом, что определило особое внутреннее состояние большинства слушателей, которые были счастливы исповедаться и причаститься в стенах Троице-Сергиевой лавры, участвовать в богослужениях у раки преподобного Сергия, в соборах Лавры.

Работа курсов была очень напряженной: с 8.00 до 22.00, а иногда занятия и обсуждения длились и дольше. Большим утешением для слушателей стали стихи и песни матушки Ирины Шестун.

Очень интересную форму нашли организаторы курсов для зачетных работ. Слушатели должны были в письменной форме представить личный опыт работы в деле преподавания духовной культуры. Обсуждение в малых группах позволило выявить наиболее интересные и значимые наработки, которые были представлены всем слушателям курсов. Этот материал в дальнейшем будет использован центром "Покров" при формировании банка данных по обобщению интересного педагогического опыта преподавания духовной культуры в России.

В заключение с каждым слушателем было проведено индивидуальное собеседование, которое позволило каждому критично отнестись к уровню собственных богословских и методических знаний. В зависимости от итогов зачетных работ и собеседования слушателям были вручены разные типы удостоверений о повышении квалификации.

Душою и движущим началом курсов были Владыка Евгений и иеромонах Киприан (Ященко), которые, при помощи сотрудников Центра "Покров", студентов МДАиС, Свято-Тихоновского Богословского Института, организовали полноценное и качественное обучение и обеспечили редкую возможность приобщиться к святыням Лавры и Москвы, завершив работу курсов экскурсией по храмам и монастырям столицы.

Как организаторы, так и слушатели выразили надежду, что подобные курсы будут проводиться регулярно, а на местах их выпускники смогут найти применение своим знаниям в разных типах образовательных учреждений.

Гладких Любовь Петровна,
ст. преп. Гуманитарного педагогического института
Департамента образования города Москвы,
Добрынина Светлана Леонидовна,
к. п. н., зав. кафедрой воспитания
и дополнительного образования Томского ИПКиПРО,
Режабек Наталия Сергеевна,
методист Отдела религиозного образования
и катехизации Ростовской епархии.

TopК началу страницы


Главная
страница
Информационные
материалы
Ноу-хау Информационный
бюллетень
Миссия АСТ Объявления

Copyright (c) Круглый стол по религиозному образованию и диаконии, 1996-2000. Все права защищены.