Главная страницаИнформационные материалыНоу-хауИнформационный бюллетеньМиссия ACTОбъявления

Диакония: подготовка сестер милосердия
bulletСвято-Димитриевское училище сестер милосердия
bulletУчебный центр Марфо-Мариинской обители милосердия
bullet Договор об обучении сестер милосердия в государственном учебном заведении

Свято-Димитриевское училище сестер милосердия

На наши вопросы отвечает директор Свято-Димитриевского училища сестер милосердия Александр Владимирович Флинт.

Каковы, на Ваш взгляд, требования к профессиональной подготовке современной православной сестры милосердия?

В настоящее время для участия в делах милосердия уже недостаточно только желания и доброго отношения. Необходимы профессиональные знания и умения. Приобретение таких знаний и умений делается в современных условиях не только крайне желательным, но и обязательным формальным условием допуска к подобной работе в медицинских и социальных учреждениях. Как отметил в докладе на юбилейном архиерейском соборе Русской Православной Церкви 13-16 августа 2000 г. Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II, "нам необходимы профессионалы в различных областях социальной работы и в сфере здравоохранения".

К сестре милосердия предъявляется требований больше, чем просто к медицинской сестре. Помимо профессиональных знаний необходимо иметь желание помочь больному, разделить его переживания, посочувствовать ему, помочь найти духовное утешение в страдании.

Готовиться к работе сестра милосердия должна в таком лечебном учреждении, где уже работают сестры милосердия и где работают врачи, являющие собой пример бескорыстного и преданного служения больным.

Как вы пришли к идее создания именно училища сестер милосердия, а не подготовки сестер на базе, например, светского училища?

Работа с будущими сестрами милосердия началась в 1991 г. как раз на базе светского 1-го московского медицинского училища. Директор училища, Игорь Васильевич Алабин, идею подготовки сестер милосердия от всей души поддержал и предложил организовать вечернее отделение на базе своего училища. Это уже потом, в 1992 г., по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II, на базе 1-й городской больницы было открыто самостоятельное Свято-Димитриевское училище сестер милосердия. Смею надеяться, что открытие православного медицинского училища было очень важным явлением в жизни Русской Православной Церкви, да и в общественной жизни страны тоже. Это было одним из знаков возрождения духовных традиций, окончания времени богоборчества. В распоряжении Правительства Москвы об открытии училища так и было написано - "в целях возрождения традиций милосердия среди медицинских работников". Тогда многим казалось, что жизнь может измениться к лучшему...

Другим важным доводом в пользу самостоятельного образовательного учреждения было то, что в училище можно было создать внутреннюю атмосферу, близкую православной душе; собрать коллектив единомышленников и единоверцев. В центре больничного корпуса, где расположено училище, находится больничный храм святого благоверного царевича Димитрия, по имени которого и названо училище. Храм - сердце училища, главный "воспитатель" сестер милосердия. Нельзя научить любить ближнего, нельзя служить больным, если не участвуешь в церковной жизни, не участвуешь в церковных таинствах.

Расскажите, пожалуйста, подробнее о Свято-Димитриевском училище.

Свято-Димитриевское училище сестер милосердия - государственное образовательное учреждение, входящее в структуру Комитета здравоохранения Москвы. Создано в 1992 году по распоряжению Правительства Москвы. Инициатором создания училища выступила община сестер милосердия при больничном храме святого благоверного царевича Димитрия в 1-й ГКБ им. Н.И. Пирогова. Училище создано по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II; Святейший Патриарх и мэр Москвы Юрий Михайлович Лужков являются почетными сопредседателями Попечительского Совета училища.

Основной задачей училища является подготовка средних медицинских работников по специальности "Сестринское дело" из числа православных христиан, желающих сочетать активную церковную деятельность с профессиональным обучением. На обучение принимаются учащиеся после 9 класса и после 11 класса. За прошедшие годы училище закончили более 400 сестер и братьев милосердия, большинство из которых работают в лечебно-профилактических учреждениях Москвы, Московской области и других регионов. В настоящее время на четырех курсах училища учатся более двухсот человек.

Училище также готовит патронажных работников по специальности "младшая медицинская сестра по уходу за больными" для работы с хроническими больными, пожилыми людьми и инвалидами. Училище имеет государственную лицензию на занятие образовательной деятельностью в области медицины, а также на санитарно-просветительскую работу среди населения.

В чем специфика вашего училища по сравнению со светскими медицинскими училищами?

Со студентами обязательно занимаются священнослужители больничного храма. В Учебный план училища введен курс духовных дисциплин. Основным из них является "Духовные основы милосердия", преподаваемый на всех курсах училища. Его цель - способствовать укреплению и осмыслению веры учащихся, стремления жить церковной жизнью, участвовать в Таинствах Церкви. В рамках этого курса студенты изучают такие предметы, как литургика, Ветхий Завет, Новый Завет, история России, церковно-славянский язык, святоотеческое наследие, основы догматического и нравственного богословия, история Церкви, история служения сестер милосердия.

Учащиеся должны понять, что такое христианское милосердие, как стяжать дар любви, как противиться духу века сего. Преподобный Амвросий Оптинский говорил, что если хочешь стяжать дар любви, то надо творить дела любви. Студенты участвуют в делах милосердия: посещают Дома ребенка, интернаты, Дома для престарелых, слепых, ходят в больницы к тяжело больным людям, пишут письма в тюрьмы и т.п.

Какие еще формы образовательной деятельности вы используете для подготовки медицинских работников?

Прихожане многих московских храмов обратились к нам с просьбой об открытии в училище краткосрочных курсов по получению основ медицинских знаний. Кроме того, в училище постоянно обращаются представители разных епархий из других регионов страны с просьбой организовать для местных общин сестер милосердия и церковных патронажных служб какие-нибудь образовательные курсы. Поэтому в училище были разработаны и внедрены в практику краткосрочные формы обучения: патронажные курсы по подготовке младших медицинских сестер по уходу за больными и выездные педагогические семинары.

Бесплатные патронажные курсы открыты в училище в 1999 г. Их выпускникам присваивается квалификация младшей медицинской сестры по уходу за больными и выдается соответствующее удостоверение. На курсах обучаются прихожане московских храмов, желающие в дальнейшем заниматься медико-социальной патронажной работой в приходах.

За основу обучения на курсах взят стандартный учебный план, разработанный согласно приказу министра здравоохранения СССР № 842 от 03.12.1968 г. "Об организации курсов по подготовке младших медицинских сестер по уходу за больными" (272 учебных часа, 12 предметов).

При составлении своего плана мы учитывали специфику нашего училища и наших слушателей (православные христиане), а также особенности будущей работы наших слушателей: престарелые, одинокие, инвалиды, хронические больные. При изучении всех предметов особо подчеркивались медико-социальные проблемы пожилых людей в условиях современной городской жизни и пути их, хотя бы частичного, преодоления.

Все обучение длится 280 часов. Половина этого времени - практические занятия у постели больного в больнице, в квартирах на патронаже, в учебном кабинете для практических занятий. В учебный план вошли следующие дисциплины:

  • Духовные основы милосердия (как помочь больному правильно относиться к своей болезни, страданию, смерти; как построить патронажному работнику свои отношения с больным и его родственниками; как самому возрастать в добродетели милосердия).
  • Наблюдение за больным (основные представления об анатомии, физиологии и патологии человека).
  • Основы общего ухода.
  • Простейшие сестринские процедуры.
  • Уход за пожилыми людьми.
  • Основы реабилитации и адаптации пожилых и инвалидов (оккупациональная терапия).
  • Основы массажа.
  • Первая медицинская помощь при неотложных состояниях.
  • Основы практической социальной работы.
  • Создание и контроль безопасной среды проживания в домашних условиях.

При обучении использовался опыт патронажной службы общины сестер милосердия при больничном храме, выпускниц училища, работающих в неврологических и травматологических отделениях 1 ГКБ, опыт английских и американских сестер милосердия, приезжавших в свое время в училище и проводивших семинары со студентами и больничными сестрами по уходу за пожилыми больными.

В этом году курсы проходят уже третий раз. Когда они закончатся, общее число их выпускников - патронажных работников - превысит сто человек.

По благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II, сотрудники училища проводят выездные семинары в разных городах России по теме "Формы и методы медико-социального служения Русской Православной Церкви". Главная задача семинаров - рассказать об опыте больничной общины сестер милосердия и тех способах, какими можно эффективно помочь тяжело больным людям, престарелым и инвалидам.

Такие семинары прошли в г.Обухове под Киевом, в Архангельске, Екатеринбурге, Красноярске, Вологде.

Главными целями семинаров было:

  • рассказать о современных формах социального служения РПЦ;
  • дать определение понятий "патронажная служба", "патронажная работа", "патронажный работник";
  • показать структуру и функции патронажной службы;
  • определить обязанности патронажного работника, представить необходимый объем его знаний и умений;
  • ознакомить участников семинара с современными методами выявления медико-социальных проблем их подопечных, правилами составления плана ухода за ними, правилами ведения документации;
  • ознакомить участников семинара с некоторыми современными концепциями реабилитации пожилых и инвалидов;
  • обучить участников семинара методам ухода за лежачими больными, массажа и адаптации.

На семинарах обсуждались следующие актуальные вопросы:

  • Добродетель милосердия. Формы ее выражения и методы воспитания в современном мире.
  • Профессиональная подготовка патронажного работника. Что должен знать и уметь патронажный работник.
  • Организация и структура патронажной службы. Документация.
  • Организация ухода за лежачим больным.
  • Организация ухода за пожилым человеком.
  • Помощь больным и престарелым в повседневной жизни.

Занятия на семинарах проводились в виде лекций и практических занятий с отработкой элементов ухода, реабилитации и массажа друг на друге. Занятия сопровождались показом различного демонстрационного материала в виде слайдов, фотографий, схем, диаграмм, материалов из книг и периодической печати. На семинарах, помимо прихожан местных храмов, присутствовали представители местных социальных служб, занимающиеся практическим уходом за престарелыми.

В конце семинаров мы проводили опрос или анкетирование и с радостью отметили, что почти у всех присутствующих изменилось отношение к патронажной работе: более глубоко воспринималась личность подопечного и его медико-социальные и духовные проблемы, шире понимались его нужды, изыскивалось больше возможностей для оказания помощи и больше находилось путей решения его проблем.

Еще одной формой нашей работы, способствующей развитию медицинского образования, является консультирование представителей епархий по таким важным вопросам организации образовательной деятельности на местах, как:

  • организация училищ сестер милосердия;
  • организация курсов по подготовке младших медицинских сестер по уходу за больными;
  • организация преподавания предмета "Духовные основы милосердия";
  • создание учебных планов училищ сестер милосердия;
  • создание учебных программ по медицинским предметам в православном училище.

Отдельно следует сказать об издательской программе училища. По благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II, в училище начат выпуск серии учебно-методической литературы "Библиотека сестры милосердия" для распространения по регионам. В настоящее время в серии вышли три книги: "О пролежнях", "Основы медико-социальной реабилитации", "Очерки по истории общин сестер милосердия". Основная задача серии - распространение популярных медицинских знаний, необходимых для организации и проведения правильного ухода за больными и престарелыми. Планируется издание книг, посвященных вопросам ухода за пожилыми людьми, больными, перенесшими нарушение мозгового кровообращения, больными с прогрессирующими заболеваниями.

Недавно Свято-Димитриевским училищем совместно с Круглым столом по религиозному образованию и диаконии открыт Интернет-сайт по уходу за больными - www.meduhod.ru. На нем представлены советы по уходу за различными категориями больных. Эти советы касаются всех аспектов ежедневной жизни больного человека с учетом специфики его заболевания. На сайте использованы результаты собственного опыта и наблюдений сотрудников училища, опыт зарубежных партнеров училища по образовательным программам, а также материалы различных семинаров и конференций, посвященных данной проблематике.

Что вы могли бы посоветовать людям, желающим организовать училище сестер милосердия?

Хочу пожелать им помощи Божией в этих трудах, потому что без такой помощи ничего не получится. Нужно иметь очень большую уверенность в том, что на открытие такого училища есть воля Божия. Труд этот очень тяжелый. Нужны квалифицированные специалисты. Надо, чтобы был священник, который смог бы посвятить этому училищу много своего времени и сил. Нужен мирянин, готовый отдать все свои силы на постоянную заботу об этом училище.

С учетом сегодняшней ситуации в стране, мне кажется, что надо начинать с организации не училища, а отдельной группы по подготовке сестер милосердия на базе уже имеющихся региональных учебных заведений. Во-первых, не думаю, что в епархиях можно найти столько желающих стать сестрой милосердия, чтобы открывать для них целое училище. А во-вторых, создавать самостоятельное образовательное учреждение (училище) - это значит создавать огромный бумагооборот, для которого потребуется много людей, не говоря уже об административно-хозяйственной структуре и преподавателях …

TopК началу страницы

Учебный центр Марфо-Мариинской обители милосердия

Учебный центр Марфо-Мариинской обители был создан в 1999 году по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II в возобновление традиций воспитания и образования девиц православного вероисповедания в соответствии с договором между ВУНМЦ (Всероссийский учебно-научно-методический центр по непрерывному медицинскому и фармацевтическому образованию) МЗ РФ и Марфо-Мариинской обителью милосердия от 10 мая 1999 года. Центр функционирует на базе медицинского колледжа ВУНМЦ.

Целью создания учебного центра Марфо-Мариинской обители милосердия является подготовка дипломированных сестёр милосердия по медицинской специальности "Сестринское дело".

Обучение и подготовка сестёр милосердия осуществляется как одна из социальных благотворительных программ Обители по оказанию помощи девушкам православного вероисповедания, желающим получить квалифицированное профессиональное образование в высококлассном учебном заведении и не имеющим для этого достаточных материальных средств.

Марфо-Мариинская обитель была создана в 1909 году Великой Княгиней Елизаветой Фёдоровной. Это была Обитель труда, милосердия и молитвы. Деятельность сестёр была направлена на улучшение и исправление жизни обездоленных. "Обитель Милосердия хочет идти вслед древних диаконис, идти по их пути в служении ближним, идти по тому пути, который так ярко запечатлен от времён апостольских подвигами святых жен-диаконисс: Фивы и Феосевии, удивительной Татианы и безграничных в своей любви Олимпиады и Макрины, Павлы и Нины и многих других".

"...Идти работать в дома богатые и убогие, в деревни наши тёмные, бедные и скорбные, где деятельность сестёр так нужна..." - писала Елизавета Фёдоровна. В Обители имелись два храма, больница, аптека, в которой лекарства отпускались бесплатно, детский приют, школа. Перед посвящением в сёстры от насельниц обители требовался год послушничества, в течение которого некоторые послушницы получали образование медицинских сестёр в университетской больнице в Москве. После революции Обитель была закрыта. Её деятельность была возобновлена в 1994 году.

Социальная ситуация в стране в 90-е годы привела к увеличению числа людей, нуждающихся в медицинской помощи и милосердии. В связи с этим начальница Обители Мария Николаевна Крючкова (ныне монахиня Елизавета) испросила благословения Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия на создание Учебного центра на базе государственного медицинского среднего образовательного учреждения. Таким образом, перед Обителью встал вопрос о взаимодействии религиозной организации и государственного учреждения.

Теперь, спустя четыре года, особенно чётко осознаёшь промысел Божий в выборе медицинского колледжа. Было сделано несколько звонков в различные медицинские училища. Но, либо телефон был занят, либо директора невозможно было застать на месте. Однако после первого же звонка в ВУНМЦ его генеральный директор П.А.Душенков, которого в связи с занятостью обычно очень трудно застать на рабочем месте, любезно согласился приехать в Обитель и обсудить вопрос о создании Учебного центра. В результате был разработан договор, который предусматривал, что учебная подготовка сестёр милосердия будет проходить на базе медицинского колледжа, входящего в состав ВУНМЦ (ныне Государственное Образовательное Учреждение ВУНМЦ МЗ РФ).

Согласно договору, обучение сестёр милосердия проводится по государственному учебному плану по специальности 0406 "Сестринское дело" с присвоением квалификации "Медицинская сестра на базе среднего (полного) общего образования". Форма обучения очная. Срок обучения 2 года 10 месяцев. В настоящее время на трех курсах Учебного центра обучается 60 человек.

В связи с организационными проблемами (подбор достойных кандидатур в условиях отсутствия информации о работе учебного центра Обители, организация питания и проживания), первая группа будущих сестёр милосердия была сформирована к концу сентября 1999 года. В это время на дневном отделении колледжа уже шли учебные занятия, и нагрузка преподавателей была утверждена без учёта группы учебного центра Обители. В связи с этим расходы на оплату часов преподавателям нашей группы взяла на себя Обитель. Проживание в общежитии, относящимся к ВУНМЦ МЗ РФ, было предоставлено бесплатно.

Оплата за обучение хотя и была серьёзной статьёй расходов для Обители, оказалась оправданной в плане известной свободы по формированию состава группы, поскольку позволила Обители набрать студентов, уделяя внимание, прежде всего, их духовно-нравственным качествам, желанию воспитать в своей душе сострадательную любовь к больному человеку. Подбор абитуриентов для второго набора (2000/01 учебный год) происходил без спешки, на протяжении зимы и весны 2000 года. Так как обучение было платным (следует напомнить, что второе образование является платным), это дало возможность не ограничивать возраст поступающих. Среди желающих учиться были не только вчерашние школьницы, но и имеющие дипломы среднего специального и высшего образования, в том числе МГУ. Обязательным условием для поступления была письменная рекомендация духовника или настоятеля прихода, в котором абитуриентка постоянно окормлялась духовно.

Отбор абитуриентов оправдал возлагавшиеся на него надежды. Обе группы учебного центра Обители с самого начала отличались более высокой успеваемостью и, главное, прилежанием по сравнению со светскими группами колледжа. Поэтому генеральный директор ГОУ ВУНМЦ П.А.Душенков принял решение о переводе вновь поступающих групп учебного центра Обители на бюджетную основу. Для Обители это было значительным облегчением в отношении финансового бремени, которое она несла по содержанию Учебного центра. С другой стороны, это свидетельствовало о том, что договор между Обителью и ВУНМЦ приобретает более надежное основание - не только Церковь что-то вносила от себя в исполнение условий Договора, но и светская организация взяла на себя определенные материальные обязательства.

Следует подчеркнуть, что медицинский колледж ГОУ ВУНМЦ является ведущим образовательным учреждением, осуществляющим подготовку специалистов для всей России и предоставляющим общежитие для иногородних. В то же время и Учебный центр Обители предназначен для обучения девушек, направляемых различными епархиями России. В этом направления деятельности, цели и интересы двух организаций, - и религиозной, и государственной, - совпадают. Руководством ГОУ ВУНМЦ был выделен этаж в общежитии, где проживают только воспитанницы учебного центра Марфо-Мариинской обители.

Финансирование учебного центра и программы его деятельности осуществлялось и осуществляется в рамках сотрудничества с благотворительными организациями г. Дармштадта по проекту "Профессиональная подготовка мультипликаторов в сестричествах и социальных благотворительных учреждениях для организации и внедрения патронажа в России и СНГ". Основной статьёй расходов по данному проекту является питание. Следует отметить, что первые два года наши студенты питались в столовой ГОУ ВУНМЦ, где пища для них готовилась отдельно, с соблюдением постов, сред и пятниц. Так как сумма, поступающая на оплату питания, на каждый год оставалась неизменной, а инфляция, рост цен на продукты питания и увеличение численности студентов требовали все больше средств, то пришлось организовать собственную трапезу на этаже в общежитии силами сестёр милосердия. Это оказалось значительно дешевле, чем в столовой, и способствовало развитию кулинарных способностей и навыков у наших студенток. Конечно, это было сопряжено и с немалыми трудностями: отсутствием помещения под трапезную, самостоятельной доставкой продуктов и т.п.

Но однажды с Божией помощью всё изменилось. Советом Директоров ДСК-1 (Домостроительный комбинат № 1) было принято постановление от 18.12.2001 года "Об оказании благотворительной помощи Марфо-Мариинской обители милосердия". Силами ДСК-1 были выполнены электромонтажные работы и ремонт помещений третьего этажа общежития, где проживают воспитанницы учебного центра Обители. В результате этаж преобразился: красивые обои, люстры, новая сантехника, деревянные двери, заботливо подобранная новая мебель сделали из номеров общежития уютные домашние комнаты. Появилась трапезная, кухня со всеми условиями для приготовления пищи. Всё это делалось работниками ДСК-1 с большой любовью, вниманием, заботой и быстрыми темпами. Ремонт осуществили в течение двух месяцев. Всё это не было бы возможным без генерального директора ДСК-1 В.Е.Копелева и заместителя генерального директора ДСК-1 В.М.Мишина. С тех пор ДСК-1 не оставляет сестёр милосердия своим вниманием и заботой.

Процесс интеграции новой структуры учебного центра Обители в учебно-воспитательный процесс колледжа проходил на удивление гладко, если не считать небольших искушений. Наверное, поначалу нелегко было будущим сестрам милосердия, ожидая начала занятия в коридорах колледжа, замечать вопросительные взгляды студенток и студентов светских групп, обращённые на их длинные юбки и покрытые косынками волосы, зная, что за глаза их называют монашками (впрочем, без всякой злобы). Была некоторая настороженность и у преподавателей. Иные поначалу пытались отказаться от преподавания в группе, объясняя это своими атеистическими взглядами. Наверное, они боялись, что не смогут найти общего языка с нашими студентами. Но никто и не думал говорить, что православным студентам не место в медицинском колледже, что они мешают учебному и воспитательному процессу. Думается, немалая роль в успешном начале работы Учебного центра принадлежит духовному авторитету Обители, не утраченному за годы активного насаждения в обществе неправославного, атеистического мировоззрения. Нельзя не отметить и мудрой политики генерального директора ГОУ ВУНМЦ МЗ РФ П.А.Душенкова. Запуская программу Марфо-Мариинской Обители в своём учреждении, он с самого начала проявлял перед подчинёнными уважительное отношение к православным верующим и подчёркивал целесообразность создания в колледже таких групп для улучшения морально-нравственного климата в коллективе студентов и преподавателей. Ныне от былой настороженности не осталось и следа. Преподаватели с удовольствием работают в группах учебного центра Обители, отмечая высокую успеваемость будущих сестёр милосердия, их желание учиться и ответственное отношение к любым поручениям, будь то приготовление домашнего задания, написание рефератов или уборка в учебной аудитории после занятий.

Помимо обязательной программы колледжа, воспитанницы Учебного центра изучают духовные дисциплины: катихизис, историю Церкви, Священное Писание Нового Завета, агиологию. Воспитанницам Учебного центра читаются также лекции по основам допастырского душепопечения, что особенно важно в подготовке сестер милосердия, ибо их задача - не только забота о выздоровлении тела больного, но и попечение о его душе. Цель такого служения сестры милосердия - миссионерская: обратить душевные силы больного к Богу и, в соработничестве со священником, уврачевать больного духовно.

Практические навыки по уходу воспитанницы получают с первого курса в НИИ им. Склифосовского Н.В. и госпитале им. Бурденко Н.Н.

В ГОУ ВУНМЦ часто проходят совещания, методические и научные семинары в области среднего и высшего медицинского образования, на которых присутствуют, в том числе, ректоры и проректоры медицинских вузов, директора медицинских училищ и колледжей со всех регионов России. Они уже наслышаны об учебном центре Марфо-Мариинской обители, проявляют интерес к его деятельности и, конечно, хотят ближе познакомиться с его воспитанницами и условиями, в которых они проживают. То, что они видят на нашем этаже в общежитии, никого не оставляет равнодушным. Естественным выглядит желание директоров многих медицинских училищ и колледжей России перенять опыт взаимодействия религиозных и государственных учреждений и создать у себя если и не учебные центры, то хотя бы отдельные группы сестёр милосердия. В связи с этим представляется небесполезным изложить в данной статье не только факты взаимодействия религиозных и государственных учреждений и действия, предпринимаемые со стороны последних, но и опыт внутреннего устройства самого учебного центра Обители и его духовной жизни.

Подчеркнём, что создание учебного центра для сестёр милосердия является результатом не только административной деятельности. Важным условием успешной работы Центра является благословение и постоянное внимание Святейшего Патриарха Алексия II. Марфо-Мариинская Обитель является Патриашим подворьем, имеющим особые церковные традиции и небесных покровителей в лице новомучеников, в земле Российской просиявших. Назначенная Святейшим Патриархом начальница Мария Николаевна Крючкова - в настоящее время настоятельница Патриаршего подворья Марфо-Мариинской Обители милосердия монахиня Елизавета - главным в своей деятельности на благо Обители и Церкви видит восстановление тех духовных традиций, которые имелись в Обители при первой Настоятельнице Елизавете Федоровне Романовой (прославленной в лике святых как преподобномученица). По милости Божией и при поддержке Святейшего Патриарха, многое удалось сделать, и в особенности, в Учебном центре Обители.

С самого начала существования Учебного центра для его воспитанниц был введен полумонастырский Устав. В общежитии создана молитвенная комната, в которой совершается ежедневное молитвенное правило - утренние и вечерние молитвы, акафисты. Порядок совершения акафистов такой же, как при Елизавете Федоровне: в понедельник - акафист Небесным силам бесплотным; во вторник - Покрову Пресвятой Богородицы; в среду - праведным Марфе и Марии; в четверг - святителю Николаю, Мир Ликийских чудотворцу; в пятницу - Страстям Христовым; в субботу - храмовая молитва; в воскресенье вечером - акафист преподобномученице Великой княгине Елизавете. В некоторых случаях совершаются молебны, в дни поста читаются покаянные каноны.

В определенном порядке совершается общая трапеза, за которой читаются жития святых. Трапеза поставляется 4 раза: трижды - полная трапеза и полдник - чай с выпечкой.

Воспитанницы Учебного центра имеют определенные послушания, которые совершаются в порядке очереди - покупка продуктов, приготовление пищи, уборка помещений. Среди воспитанниц создан актив, который отвечает за выполнение послушаний, составляет графики дежурств.

Существуют правила внутреннего распорядка, согласованные со светским руководством общежития, однако, они существенно отличаются от правил, имеющихся в обычных общежитиях. Красной нитью упомянутых правил является послушание и повиновение наставникам, по слову апостола Павла: "Повинуйтесь наставникам вашим и будьте покорны: ибо они неусыпно пекутся о душах ваших, как обязанные дать отчет … (Евр. 13,17)". Правила составлены с учетом традиций Обители: подъем в 6 час. 30 мин.; в 7 час. - утреннее правило; в 8 час. - завтрак; в 9 час. - начало учебных занятий в Медицинском колледже; 12 час. - обед; с 12 час 45 мин до 16 час. - продолжение занятий. В 17 час. у воспитанниц полдник, в 19 час. - ужин. С 19. 30 до 21 часа - самоподготовка; в 21 час чтение акафиста и вечернее правило. В 23 часа - сон. В вечернее время в понедельник и среду проводятся занятия по пению; во вторник - занятия со священником богословскими дисциплинами, в четверг воспитанницы после 16 час имеют свободное время для личных занятий. По пятницам или субботам воспитанницы Учебного центра осуществляют патронаж одиноких, пожилых и больных людей с тяжелыми формами сахарного диабета, состояниями после перенесенного паралича или перелома шейки бедра, в частности, ветеранов труда ДСК-1. Обитель получает большое количество благодарностей от патронируемых воспитанницами лиц.

Покидать общежитие медицинского колледжа разрешается только по уважительной причине и с разрешения начальницы Обители. Для поездок в другие города требуется письменное прошение с указанием причины, адреса, по которому будет находиться воспитанница, и времени возвращения.

Послушание наставникам не просто требование устава или распорядка дня, а следствие особенной традиции Обители. После некоторого испытания (1,5-2 мес.) девушки, принятые в Учебный центр, дают обет послушания на время обучения. Обет дается по особенному чину посвящения в воспитанницы Обители, совершаемому в храме. С момента принятия обета воспитанница Учебного центра является насельницей Марфо-Мариинской Обители. Внешним знаком этого является вручение воспитанницам косынок особого покроя, которые они надевают на послушания, учебные занятия, на молитву. Как дополнение к косынке на медицинские занятия воспитанницы надевают халаты специального покроя. Форменная одежда имеет воспитательное значение - она дисциплинирует, выравнивает отношения в группе, повышает ответственность. Это важно еще и потому, что группа выделяется на фоне светских учебных групп как православная, а, следовательно, по всеобщему мнению, она должна быть образцом. Воспитанницы пока оправдывают такие ожидания - даже удовлетворительные оценки бывают редко. Воспитанницы говорят: "Стыдно плохо учиться".

С 2002 года группы стали смешанными, то есть вместе с воспитанницами Учебного центра обучаются светские девушки - никаких негативных явлений или конфликтных ситуаций при этом пока не возникало. Для воспитанниц это позитивный момент, поскольку некоторая самозамкнутость в группах и общежитии не способствует в дальнейшем общественной работе сестры милосердия.

"Все обучающие в учебном центре сестры-воспитанницы должны благоговейно участвовать в богослужениях: молитвенно присутствовать или нести клиросное или другое послушание в храме; неисправность в этом священнейшем делании должна признаваться важным нарушением распорядка духовной жизни учащихся сестер милосердия. Обязательным является участие в воскресных и праздничных (двунадесятые праздники) богослужениях" (из Положения об Учебном центре Марфо-Мариинской Обители).

По благословению Святейшего Патриарха Алексия, в 2002 году Учебному центру был выделен для воскресных и праздничных богослужений храм великомученицы Варвары в Зарядье. Воспитанницы учебного центра принимают активное участие в службах. Они составили хор из 20 человек, которым руководит профессиональный регент. Члены хора овладели уставным пением и всеми песнопениями всенощного бдения и литургии. Некоторые воспитанницы освоили церковное чтение и читают кафизмы, каноны, часы и шестопсалмие. Воспитанницы регулярно исповедуются и причащаются Святых Христовых Таин.

С воспитанницами регулярно совершаются паломнические поездки - в Оптину пустынь, Серафимо-Дивеевский монастырь, Троице-Сергиеву Лавру.

Силами воспитанниц создан студенческий хор, в репертуар которого входят произведения классического и религиозного направления. Выступления хора проходят в Обители и медицинском колледже.

Некоторые воспитанницы принимают решение после окончания образования остаться в Обители в качестве обетных сестер. Это также является традицией Марфо-Мариинской Обители, поскольку при Великой княгине Елизавете Федоровне девицы, обучавшиеся медицинской профессии сестры милосердия, принимали обет послушания, нестяжания и целомудрия, время которого не было ограничено. В то же время эти обеты не носили характера монашеских и позволяли обетной сестре, при изменении жизненных обстоятельств, изменить свой выбор. В 2002 году две выпускницы из первого выпуска приняли такие обеты и пополнили сестричество Марфо-Мариинской Обители. Сейчас они несут послушание, участвуя в учебно-воспитательном процессе на базе Учебного центра.

Окончание обучения в Центре не ограничивает свободу дальнейшего выбора воспитанницы. Она может вернуться в сестричество, которое направило ее на учебу, остаться в Обители или работать в медицинских учреждениях города Москвы.

Для поступления в Учебный центр Марфо-Мариинской Обители необходимы следующие документы:

  • прошение на имя Настоятельницы Обители монахини Елизаветы (Крючковой) о зачислении в Учебный центр Марфо-Мариинской обители;
  • письменная рекомендация духовника будущей воспитанницы или настоятеля прихода, в котором она постоянно окормляется духовно;
  • медицинская справка по форме 086;
  • справка из психоневрологического диспансера с места жительства;
  • паспорт;
  • аттестат об образовании;
  • 6 фотографий размером 3х4 см.;
  • трудовая книжка (при наличии).

Прошение и рекомендация духовника высылаются на адрес Обители заказным письмом с пометкой "Для Учебного центра Марфо-Мариинской Обители".

Экзамены проводятся с 01 по 10 августа: 1. русский язык - письменно (диктант); 2. биология - устно.

Предварительное собеседование проводится с 25-26 июля. При конкурсном отборе преимущество получают имеющие навыки в церковном пении и чтении.

По окончании выдается диплом государственного образца по специальности 0406 "Сестринское дело".

Адрес Обители: 109017, город Москва, ул. Большая Ордынка, дом 34.

Телефоны: (095) 951-84-46; 951-11-39;

e-mail: valentin51@inbox.ru

Священник Валентин Жохов
Директор учебных программ Марфо-Мариинской Обители Калашникова Т.В.
Преподаватель и куратор Медицинского колледжа ВУНМЦ Зима В.Н.

TopК началу страницы

Договор об обучении сестер милосердия в государственном учебном заведении

В связи с принятием Основ социальной концепции РПЦ огромное значение приобретает практика взаимодействия православных религиозных организаций с государственными структурами, в частности, по вопросу подготовки квалифицированных кадров для православных социальных служб.

Поскольку большая часть социального служения Церкви, в силу требований законодательства, должна осуществляться квалифицированными специалистами, имеющими должный уровень подготовки и переподготовки (особенно это касается медицинского и медико-социального служения), взаимодействие Церкви и государственных учебных заведений должно иметь целью обеспечение социального служения Церкви кадрами, деятельность которых соответствует требованиям, предъявляемым государством к субъектам этой деятельности. Именно поэтому Марфо-Мариинская Обитель Милосердия с 1999 года осуществляет программу обучения сестер милосердия в медицинском колледже ВУНМЦ. Особенности организации учебного процесса были рассмотрены в другой статье настоящего бюллетеня. Нам бы хотелось остановиться на особенностях правового обеспечения этого направления деятельности обители.

Представляется, что данная статья может послужить рекомендацией для других организаций РПЦ, желающих организовать подготовку сестер милосердия на базе государственных учебных заведений.

Как правило, подобные масштабные программы реализуются на благотворительной основе, что влечет за собой для религиозной организации необходимость определенным образом строить свои взаимоотношения с учебным заведением. На практике это означает заключение договора (или договоров) об обучении направляемых религиозной организацией лиц в учебном заведении.

Правовая природа этого договора описана в гл. 39 Гражданского кодекса (ГК) РФ: возмездное оказание услуг. В соответствии со статьей 783 ГК РФ к договору возмездного оказания услуг применяются общие положения о подряде (глава 37 ГК РФ), если это не противоречит правилам возмездного оказания услуг, установленным статьями 779-782 ГК РФ или особенностями предмета договора возмездного оказания услуг. Религиозная организация выступает в качестве заказчика, а учебное заведение - в качестве исполнителя. Поскольку процесс обучения является продолжительным, не ограниченным определенным промежутком времени или выпуском определенного количества специалистов, целесообразно не указывать в договоре срок его действия.

Предметом договора является оказание услуг. Пункт 1 статьи 779 ГК под услугами понимает совершение исполнителем определенных действий или осуществление определенной деятельности (в пользу заказчика или третьих лиц). Пункт 2 ст. 779 содержит открытый перечень подобных услуг, в том числе услуг по обучению. Существенной особенностью данного договора является обязанность исполнителя оказывать услуги лично, если иное не предусмотрено договором. Применительно к взаимоотношениям двух юридических лиц это означает, что учебное заведение обязано оказывать эти услуги силами своего коллектива и, как правило, на своей учебной базе. Хотелось бы обратить внимание на то, что в договоре на обучение сестер милосердия могут быть предусмотрены условия об участии третьих лиц в оказании услуг заказчику. Такая необходимость может возникнуть, например, в случае определения места прохождения практики студентами. В этом случае учреждение, задействованное в качестве базы прохождения практики, может выступить в качестве субподрядчика, если его участие в учебном процессе не противоречит ст. 780 и ст. 783 ГК.

С другой стороны, заказчик вправе привлечь данное третье лицо к участию в учебном процессе самостоятельно, при этом уведомление исполнителя законом не предусмотрено.

Поскольку учебный процесс имеет особенности, связанные со спецификой среднего профессионального образования, в договоре необходимо предусмотреть следующие моменты:

1. Порядок зачисления на обучение студентов. Представляется, что первоначальный отбор абитуриентов должен осуществлять заказчик, исходя из параметров, заявляемых исполнителем. Это могут быть требования, касающиеся образовательного ценза (как правило, 11 классов), отсутствия ограничений по состоянию здоровья и т.д. Заказчик вправе предусмотреть дополнительные требования, обусловленные статусом заказчика как религиозной организации (наличие направления епархии или прихода, прохождение собеседования со священнослужителями и т.д.). В любом случае прошедшие предварительный отбор абитуриенты должны сдать соответствующие вступительные экзамены у исполнителя, если иное не предусмотрено договором. Стороны договора вправе предусмотреть в договоре условия о зачислении абитуриентов в ином порядке, например, при положительном прохождении собеседования.

Существенное значение имеют условия отчисления студентов, не соответствующих уровню обучения у исполнителя. Порядок отчисления должен быть прописан в договоре и должен предусматривать равноправное участие заказчика и исполнителя в решении этого вопроса.

2. Обеспечение учебного процесса. Поскольку договор оказания услуг, с учетом положений статьи 718 ГК РФ, может содержать условия о содействии заказчика выполнению исполнителем своих обязательств по договору, стороны вправе предусмотреть в договоре распределение обязанностей по обеспечению учебного процесса. Представляется, что исполнитель должен предоставлять учебные пособия, учебные помещения, специалистов-преподавателей и т.д. Договором может быть предусмотрена обязанность заказчика обеспечивать студентов специальной одеждой, дополнительными учебными пособиями, канцелярскими принадлежностями и т.д. Стороны могут договориться о совместном предоставлении определенных материальных составляющих учебного процесса: общежития, питания, проезда на городском транспорте, - при этом на заказчика может быть возложена обязанность по оплате указанных услуг, предоставляемых исполнителем, или по возмещению затрат исполнителя по указанным позициям.

3. Договор должен содержать исчерпывающие определения той специальности, по которой обучаются студенты, с указанием ее наименования и кода по соответствующей классификации. Стороны также должны предусмотреть в договоре, какие документы об образовании получат на руки выпускники, и статус этих документов (государственный диплом).

4. Особо хочется сказать о возмездном характере договора. Поскольку заказчик является негосударственной некоммерческой организацией, предоставление ему услуг по обучению сестер милосердия в государственных учебных заведениях осуществляется, как правило, на возмездной основе. В этом случае договор должен содержать условия о суммах платежей, оплачиваемых услугах и порядке оплаты. Стороны могут также включить в договор санкции за просрочку платежей и т.д. Однако в некоторых случаях государство вправе принять направляемых религиозной организацией абитуриентов на общих основаниях с распространением на них бюджетного финансирования обучения. В этом случае государство, исходя из собственной заинтересованности в специалистах данного профиля, по сути, участвует совместно с религиозной организацией в реализации благотворительной программы по подготовке таких специалистов. Для государства такая постановка вопроса более выгодна, так как государство приобретает право участвовать в трудоустройстве выпускников. Подобное условие может быть также включено в договор.

5. Поскольку сложность учебного процесса требует координации усилий сторон по взаимодействию в рамках договора, стороны могут предусмотреть в договоре порядок выделения соответствующего персонала с обеих сторон, порядок его оплаты и взаимодействие с руководством сторон. Стороны могут предусмотреть также дополнительные обязанности заказчика (например, проведение капитального ремонта общежития) и исполнителя (обучение специалистов по определенным государственным программам).

6. Особым является вопрос о введении в учебный процесс дисциплин, связанных с подготовкой персонала к работе в православных социальных службах. Это, прежде всего, курсы по основам душепопечения и духовным основам милосердия. В программах учебного центра Марфо-Мариинской обители эти курсы читаются священнослужителями - практикующими врачами и являются дисциплинами духовными. Их введение в учебный процесс для ограниченного круга обучающихся (студентов, направляемых заказчиком) обязательно должно быть оговорено в договоре.

7. И, наконец, хотелось бы остановиться на формальной стороне учебного процесса. Существенные отличия подготовки сестер милосердия от подготовки просто медицинских сестер могут послужить основанием для создания в структуре исполнителя особого подразделения для подготовки сестер милосердия, что также должно быть оговорено в договоре.

Взаимодействие сторон по договору об оказании услуг по обучению сестер милосердия таит в себе и серьезные опасности. Так, автору этих строк приходилось неоднократно сталкиваться с точкой зрения о том, что взаимоотношения по осуществлению указанной деятельности сторонам лучше строить на основе договора о совместной деятельности.

Эта точка зрения представляется крайне ошибочной, поскольку, в соответствии с главой 55 ГК, такие взаимоотношения представляют собою договор простого товарищества. В соответствии с законом, лица, участвующие в совместной деятельности (товарищи), обязаны соединить свои вклады и действовать совместно без образования юридического лица для достижения цели товарищества.

Внесенное товарищами имущество по общему правилу является их общей долевой собственностью, которой товарищи пользуются по общему согласию. Ведение общих дел товарищей осуществляется в соответствии со статьей 1044 ГК. Каждый товарищ несет расходы и убытки от совместной деятельности пропорционально своему вкладу и отвечает по общим договорным обязательствам всем своим имуществом пропорционально своему вкладу.

Для религиозной организации это может повлечь возмещение за счет имущества, на которое по закону может быть обращено взыскание убытков, возникших вследствие неосмотрительности или неоправданных затрат исполнителя. Да и сама форма договора простого товарищества в наименьшей мере способствует достижению цели взаимодействия православной религиозной организации и учебного заведения - подготовки квалифицированных специалистов. Именно поэтому хотелось бы предостеречь от использования в данном случае договора о совместной деятельности.

Трайнин О.М.,
Руководитель юридической группы
Марфо-Мариинской Обители Милосердия

TopК началу страницы


Главная
страница
Информационные
материалы
Ноу-хау Информационный
бюллетень
Миссия АСТ Объявления

Copyright (c) Круглый стол по религиозному образованию и диаконии, 1996-2000. Все права защищены.