Главная страницаИнформационные материалыНоу-хауИнформационный бюллетеньМиссия ACTОбъявления

Религиозное образование:  миссионерские поездки
Передвижной храм-вагон
Плавучая церковь
Миссионерские поездки храма св. благоверного Царевича Димитрия

Общеизвестно, насколько остро сейчас стоит в России проблема бездуховности. Единственным путем ее решения для большинства населения традиционно православной страны является если не полноценное воцерковление, то хотя бы приобщение к христианской вере и ценностям через ознакомление с православным вероучением, более или менее регулярное посещение храмов и участие в церковных таинствах. В городах и крупных населенных пунктах такая возможность потенциально существует, и успех православной миссии во многом определяется активностью и умением духовенства и прихожан православных храмов наладить катехизаторскую работу с разными слоями населения.

Но в России существуют огромные территории, где в радиусе сотен километров от населенных пунктов нет ни одного православного храма и священника. Живущие здесь люди десятилетиями не имели и сейчас не имеют возможности не только регулярно посещать храм, но и бывать в нем хотя бы изредка. Есть тысячи людей, которые вообще ни разу в жизни не были в церкви, не были крещены и не участвовали в церковных таинствах исключительно по причине отсутствия храма не только в их селе, но и за многие десятки и сотни километров от него.

Такая ситуация была порождена правлением коммунистического режима, когда, с одной стороны, было целенаправленно закрыто и разрушено подавляющее большинство сельских церквей, и, с другой стороны, создавалось много новых поселений, в том числе в районах мест лишения свободы, леспромхозов, других хозяйственных объектов, где о строительстве храмов, естественно, не могло быть и речи. Сейчас же, после краха коммунизма и десятилетия "реформ", приведших страну к тяжелому экономическому кризису, на восстановление и строительство храмов нет денег, тем более в отдаленных районах. Кроме того, у Церкви недостаточно и священников, которые могли бы служить в таких местах.

Одним из путей решения данной проблемы являются регулярные миссионерские поездки православных групп во главе со священниками по тем отдаленным районам России, где нет храмов. За последние несколько лет такая форма работы получила заметное развитие и продолжает расширяться и совершенствоваться. Миссионерские поездки организуются разными способами, многие из которых требуют оригинальных творческих и методических подходов. Это могут быть путешествия по железным дорогам на специально оборудованном поезде с храмом-вагоном, плавания на оборудованных под церкви кораблях и баржах, поездки и походы с переносными храмами-палатками. В таких поездках реализуется уникальное в своем роде явление - не люди идут в храм, а храм сам приходит к людям. И происходит так, что храм самим своим появлением совершает миссионерское действие, пробуждая в людях веру.

При выборе той или иной формы миссионерской поездки учитываются особенности расположения населенных пунктов и транспортная инфраструктура в районах предполагаемого путешествия. Например, использование храма-вагона целесообразно в тех местах, где большинство поселений расположено вдоль железных дорог, и отсутствуют другие виды транспорта. В частности, миссионерские поездки по железной дороге совершались на Севере (Архангельская область, Карелия) и на Дальнем Востоке. Там, где есть большое количество судоходных рек, по берегам которых расположено много населенных пунктов, оптимальным способом реализации миссионерской программы оказывается использование плавучих церквей, устроенных на баржах и кораблях. Такие плавания совершаются уже в течение нескольких лет в Волгоградской области и в Сибири.

О конкретных примерах организации миссионерских поездок рассказывается в данном выпуске Информационного бюллетеня.


Передвижной храм-вагон

История создания миссионерских поездов в России восходит к концу XIX столетия, когда в 1896 году по повелению Императора Николая II на Путиловском заводе в Санкт-Петербурге был впервые изготовлен вагон-церковь, сооруженный в честь рождения дочери императора Николая II Ольги и в связи с началом строительства Великого Сибирского пути. Вагон курсировал на Западно-Сибирской и Средне-Сибирской железных дорогах. В начале XX века был также поезд с "походной" церковью на Николаевской (ныне Октябрьской) железной дороге, курсировавший на участке Валдай-Тосно.

Недавно традиция использования храмов-вагонов начала возрождаться. Осенью 2000 года специально спроектированный передвижной храм-вагон был передан в дар Русской Православной Церкви московскими железнодорожниками. Состав был отремонтирован в Воронеже и переоборудован на Московском вагоноремонтном заводе имени Войтовича. Проект миссионерского железнодорожного состава разработали специалисты Свято-Троицкой Сергиевой лавры и Проектно-конструкторского бюро Министерства путей сообщения Российской Федерации. Иконы, предметы церковной утвари, священнические облачения и т.п. изготовлены художественно-производственным предприятием Русской Православной Церкви "Софрино".

В состав поезда входят два вагона. В первом разместился храм в честь иконы Божией Матери "Одигитрия" ("Путеводительница"), а во втором - трапезная, церковная библиотека и два купе. Во время поездок к составу присоединяется еще один стандартный спальный вагон для проживания участников миссии.

Торжественный акт передачи миссионерского состава Министерством путей сообщения Русской Православной Церкви состоялся 18 октября 2000 года на Киевском вокзале Москвы. В этот же день Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II совершил освящение храма-вагона в честь иконы Божией Матери "Одигитрия" ("Путеводительница"). Его Святейшеству сослужили председатель Миссионерского отдела Московского Патриархата, архиепископ Белгородский и Старооскольский Иоанн и епископ Архангельский и Холмогорский Тихон. На акте передачи присутствовал министр путей сообщения Российской Федерации Н.Е.Аксененко.

Святейший Патриарх поблагодарил железнодорожников за возрождение традиции строительства железнодорожных храмов и, в частности, сказал: "Передвигаясь по железным дорогам России, храм в честь иконы Божией Матери "Путеводительница" будет путеводить людей ко Христу. Миссионерский железнодорожный состав будет останавливаться в населенных пунктах, где нет православных храмов".

На следующий день миссионерский железнодорожный состав отправился в свой первый путь. Он проходил по отдаленным районам южной части Архангельской области.

Участниками миссии стали священнослужители Белгородско-Старооскольской и Архангельско-Холмогорской епархий, преподаватели и воспитанники Белгородской Православной Духовной семинарии (с миссионерской направленностью). Возглавил миссионерскую группу сотрудник Миссионерского отдела Московского Патриархата протоиерей Сергий Попов.

В 0 часов 20 минут (20 октября) храм-вагон в составе поезда, следующего в Санкт-Петербург, начал миссионерский путь. Посещение Санкт-Петербурга было включено в программу экспедиции в связи с тем, что первый передвижной храм-вагон, построенный в 1896 году, начал свой путь именно отсюда.

Непосредственно миссионерская часть программы началась утром 21 октября с прибытием на станцию Подюга Архангельской области. Инициатива в выборе маршрута принадлежала епископу Архангельскому и Холмогорскому Тихону. Он пригласил посетить его епархию, сказав, что там очень много мест, где не ступала нога православного священника.

Рассказывает о. Сергий Попов: "Уже в дороге, в работе мы убедились в правоте владыки Тихона. Вельск, Кулой, Котлас - окраина Архангельской области. Все здесь нанизано на единственную железнодорожную линию, словно бусы на нить. Кругом зоны, какие-то запущенные леспромхозы. Крупных предприятий мало, православных храмов же - раз, два и обчелся".

График поездки был спланирован таким образом, что передвижение осуществлялось в ночное время, а каждый день в 9 часов открывались двери храма и начиналось настоящее паломничество местных жителей. И до тех пор, пока поезд стоял на станции, люди шли нескончаемым потоком.

Участники миссии проводили ежедневные встречи с жителями отдаленных мест, рассказывая им о Церкви, об основах православной веры. Хор семинаристов давал концерты духовных песнопений на славянском, грузинском и английском языках, а также русской и украинской народной музыки.

О. Сергий Попов: "Все девять дней, что мы находились в пути, были до отказа заполнены делами, событиями, встречами. У нас был примерно такой распорядок дня: утром по приезде - встреча с местной администрацией, решение организационных вопросов. Затем божественная литургия, крещение, освящение детских домов, больниц, потом крестный ход до местного дома культуры или клуба, где обычно проводились концерты-встречи с местным населением. Вечерами мы просто открывали наш вагон-храм для каждого желающего помолиться, пообщаться со священниками".

В ходе встреч и бесед участники миссии лишний раз убеждались в том, что даже те люди, которые по традиции считают себя православными, плохо представляют основные положения и суть церковного вероучения, не понимают смысла церковных таинств и обрядов, роли духовенства. Это не только приводит к духовному оскудению, но и создает благодатную почву для деятельности различного рода сект.

О. Сергий Попов: "В тех местах, где мы побывали, люди, даже далекие от Церкви, от какой бы то ни было религии вообще, тем не менее считают себя православными. Но глубокого понимания духовных традиций православия, того, что составляет его основу, у них нет. Мы сталкивались с очень превратным представлением местных жителей о православных священниках, Церкви. Многие не знали, как и подойти-то к нам, начать беседу. Были и те, кто считал: обращаться к нам, делиться сокровенным - занятие для дряхлых набожных старушек или нищих, убогих, калек. Такие впоследствии совершали для себя "открытие". Выяснялось, что священники, а тем паче семинаристы - молодые здоровые ребята, люди, которым и юмор не чужд, и по всяким хозяйственным делам они мастера.

И тут вот еще в чем дело. Как говорится, свято место пусто не бывает. И отсутствием православных священников в этих краях воспользовались сектанты. Особенно много здесь свидетелей Иеговы, но есть и другие секты. Человек, приходя к ним, тут же попадает в объятия "друзей", которые, оказывается, давно его ждали. Мировоззренческие принципы сектантов, подаваемые ими просто и убедительно, кажутся довольно логичными, разумными. И если новичок хорошо не знаком с историей православия, основами его вероучения (а так чаще всего и бывает), то рано или поздно он вязнет в этой паутине".

Важной частью миссионерской поездки являлась и благотворительная программа. Благодаря поддержке спонсоров, у миссионеров была возможность бесплатно распространять христианскую литературу. Местные больницы и жители безвозмездно получили более 4800 кг лекарственных препаратов. По благословению архиепископа Иоанна все требы во время путешествия совершались бесплатно.

Общий итог первой миссионерской поездки храма-вагона таков. За время путешествия, которое продолжалось 10 дней, миссионеры совершили 9 Божественных литургий, 8 молебнов, 14 заупокойных богослужений, 3 крестных хода по центральным улицам посещаемых городов, 1870 человек было просвещено таинством Крещения. Состоялось 10 миссионерских концертов в Домах культуры и клубах.

В планах на будущее стоят поездки по другим отдаленным регионам нашей страны, включая Карелию, Сибирь и Дальний Восток.

О. Сергий Попов: "Поле деятельности у нас громадное, интерес к православию велик, и нам надо успеть к каждому, кто всей душой стремится к познанию истины, кто стремится к Богу".

К началу страницы


Плавучая церковь

Свыше 3 миллионов человек проживает в Волгоградской области. В Волгоградской епархии действует 177 приходов, и это - капля в море для такого населения. При этом 1,5 млн. жителей области рассеяны по станицам и хуторам, где более полувека нет ни церквей, ни священников. Словом, существует настоятельная необходимость строительства новых и восстановления старых церквей. Финансовых возможностей для решения такой задачи, естественно, нет.

В этих условиях все большее значение приобретает миссионерская деятельность. Специфика ее заключается в том, чтобы не только просвещать народ Словом Божиим, но и воцерковлять его через участие в богослужениях и таинствах Церкви. Но как воцерковлять без храма?

Идея создания миссионерского храма, который мог бы прийти к людям, восходит к началу ХХ века. Тогда по инициативе астраханского мещанина Николая Яковлева, человека весьма религиозного, подолгу жившего на рабочих промыслах и тосковавшего по храму, был построен пароход-церковь. Местная епархия в лице Кирилло-Мефодиевской общины приобрела старый буксирный пароход и переоборудовала его в плавучий храм для служения рыбакам. Событие это стало весьма значительным: сам император Николай II прислал в день освящения церкви телеграмму с выражением радости и благодарности всем устроителям плавучего храма.

В наши дни идея плавучего храма возродилась вновь. Ее инициатором стал заведующий миссионерским отделом Волгоградской епархии прот. Николай Агафонов. Важно отметить, что Волгоградская область является уникальной с точки зрения водных артерий. Ни одна область в России так не пронизана реками, как Волгоградская. И на берегах этих рек как раз и находятся казачьи станицы, поселения, различные деревни, в которых храмы во время правления коммунистов были разрушены.

В 1997 году было принято решение о строительстве храма-корабля. Финансовую помощь оказала христианская организация "Kirche in Not". В кратчайший срок была приобретена баржа. Строительством церкви на ее борту руководил о. Николай. Назвали плавучий храм "Святитель Иннокентий" в честь знаменитого православного миссионера святителя Иннокентия, Митрополита Московского, который совершал свою миссию на Алеутских островах, переплывая с острова на остров на маленьких челноках.

22 мая 1998 года сооруженный в честь святителя Иннокентия плавучий храм был освящен. В нем было все необходимое для совершения церковных богослужений и таинств: алтарь, иконостас, аналой, утварь, подсвечники и лампады, чуть колеблющиеся от плавающей опоры. После торжественного молебна, совершенного архиепископом (ныне митрополитом) Волгоградским и Камышинским Германом, эта удивительная церковь взяла курс вниз по Волге и Волго-Донскому каналу.

Первыми прихожанами плавучей церкви "Святитель Иннокентий" стали отдыхавшие на пляже п. Нариман люди. Плывущие поверх камышовых зарослей купола, звон колоколов и блистающий на солнце крест были восприняты народом как наваждение или чудо. Рукотворное чудо - церковь на воде - должна была по графику останавливаться по 1 дню в каждом населенном пункте, где нет храма. Но Божьим промыслом (поломка винта) в расписание внеслись коррективы. Первые пять прихожан разнесли весть о храме, приплывшем к людям, и на Божественную литургию следующего дня пришло 50 человек. Команда поняла, что стоянки должны продолжаться до трех дней. И потянулся народ православный к исповеди и причастию, крещению и венчанию. Крещение совершалось в водах канала, Дона и Волги с полным погружением.

Своеобразие миссионерской работы состояло в том, что проповедовал сам храм, устроенный по православным канонам, с куполом, позолоченным крестом, благолепием внутреннего убранства: резной позолоченный иконостас, красивая церковная утварь. Причалив к берегу, храм звоном семи колоколов созывал людей под свой кров. Священник и диакон отправлялись в поселок, чтобы встретиться с людьми, побеседовать с ними, пригласить на богослужение. Люди при виде храма плакали, становились на колени, осеняя себя крестным знамением, а дома готовились к исповеди впервые за многие годы безбожной власти. И почти повсюду люди просили оставить храм именно в их селе. Это живое свидетельство необходимости иметь церковь в каждом населенном пункте.

Радость местных жителей явлению церкви к людям выражалась и делом посильной помощи. Ведь места стоянок не оборудованы для швартовки, спуски или круты, или густо заросли непроходимыми кустарниками. Местные жители приходили расчищать место, сооружать ступени, обустраивать подход к храму. Многие приносили продукты для пропитания миссионерской команды.

В течение 120 дней первого миссионерского плавания плавучая церковь побывала в 28 населенных пунктах. За это время 450 человек приняли крещение, около полутора тысяч участвовали в таинствах исповеди и причастия Святых Христовых таинств. Богослужения посетили более трех тысяч человек.

Миссионерские плавания были продолжены в 1999 и 2000 годах. "Святитель Иннокентий" плавал по тому же маршруту, что и в 1998 году, но по сравнению с первым годом был увеличен период навигации, которая теперь продолжается с конца апреля по конец октября. К очередному плаванию пополняются библиотечные фонды храма, приобретаются кассеты с записями духовных песнопений, которые во время остановок транслируются по местному радио. Во многих местах удалось установить контакт с местными жителями. Перед очередным прибытием плавучего храма они извещают об этом своих односельчан, помогают им подготовиться к участию в церковных таинствах. Во время стоянки храма жители станиц и деревень предоставляют миссионерам возможность воспользоваться их банями, холодильниками (для хранения просфор), оказывают продовольственную и другую помощь.

Первую зиму "Святитель Иннокентий" стоял в Волгограде, но потом стало ясно, что такое решение ошибочно. С 1999 года плавучая церковь зимует в пос. Пятиморск и используется в качестве местного храма. Зимняя стоянка в Пятиморске благодатно сказывается на духовно-нравственном климате в этом месте. В прошлом году здесь была открыта воскресная школа, введены уроки "Основ православной культуры" в местной общеобразовательной школе. Недавно принято решение о строительстве в Пятиморске церкви на 500 человек. Предполагается строить храмы и в нескольких других местах, входящих в маршрут миссионерских плаваний.

В 2000 году была построена и освящена вторая плавучая церковь - "Святитель Николай". В ожидании своего первого плавания она зимует и действует как храм в пос. Октябрьский, где дислоцирована воинская часть, служащие которой регулярно посещают богослужения.

Думается, что важнейшая задача воцерковления нашего рассыпанного по дальним хуторам и поселкам народа, либо не посещавшего храм вовсе, либо лишь изредка бывавшего в церкви во время поездок в областной или районный центр, успешно решается. Титаническими трудами и молитвами миссионеров о. Николая Агафонова, о. Сергия Тюпина, о. Геннадия Ханыкина и всех, помогающих им, православный храм возвращен людям. Теперь им не нужно испытывать искушения молитвенных собраний по домам или по клубам. Надо ждать новой благодати посещения храмом людей, дабы каждый из них еще и еще раз почувствовал всем сердцем необходимость храма в своей жизни. Чтобы каждый, насильственно отторгнутый от веры и Церкви православной, ощутил всей дремлющей генетически-христианской (всякая душа по природе своей христианка, - сказано Тертуллианом) памятью, что без Церкви вера мертва, без таинств ее - не спасительна.

Бог в помощь - в заботах о грядущей навигации - нашему миссионерскому священству! И пошли им Господь щедрых благодетелей.

Жукова Г.Г.,
сотрудница миссионерского отдела,
доцент кафедры Литературы
Волгоградского педагогического университета

К началу страницы


Миссионерские поездки храма св. благоверного Царевича Димитрия

С 1997 года ежегодно молодые прихожане храма св. благоверного Царевича Димитрия во главе со священниками совершают миссионерские поездки в отдельные регионы России. При разработке маршрутов выбираются те места, где в радиусе десятков и сотен километров нет храмов, и люди в течение многих лет не имеют возможности приобщиться к Церкви. За эти годы было совершено 8 поездок в Кировскую, Вологодскую, Свердловскую, Архангельскую области и Хабаровский край. По принципу организации и проведения эти поездки отличались друг от друга.

Первая поездка состоялась летом 1997 года. Это был байдарочный поход по реке Юг Вятской области. Предварительно мы получили благословение Святейшего Патриарха Алексия и архиепископа Вятского и Слободского Хрисанфа на проведение в его епархии миссионерской работы. Мы взяли с собой переносной престол, жертвенник и антиминс для служения Божественной литургии. Владыка Хрисанф встретил нас с большой любовью и лично благословил каждого участника этой поездки.

Этот поход был одним из самых тяжелых: группа состояла из 24 человек, жить приходилось в палатках, служить в спортивных залах школ, разрушенных и поруганных храмах. Наш день начинался рано утром и кончался поздно вечером, много сил уходило на установку и сборку палаточного лагеря, днем мы гребли в байдарках, а вечером готовились к богослужению.

Поездка проходила следующим образом: выбрав вдоль реки несколько сел, мы в каждом, по очереди, останавливались на два-три дня, так как вся поездка занимала около двух недель. За такие короткие промежутки времени было трудно наладить контакт с местным населением, и максимум, что мы могли сделать - это провести крещение желающих и послужить литургию, за которой новопросвещенные первый раз причащались. Катехизация ограничивалась краткой беседой непосредственно перед крещением, подробной исповедью и проповедью во время богослужения.

Самым ярким впечатлением от этой поездки стало посещение села Утманово. Все места предполагаемых остановок находились на правом берегу, но вот река поворачивает, и мы видим слева большое село, а в центре - величественный двухэтажный шестипрестольный храм, сравнимый по размерам с собором Донского монастыря. Невозможно было удержаться и не сделать внеплановую остановку, и как потом оказалось, не напрасно. Нас встретила директор местной школы, которая с первых слов заявила, что она атеистка, но, несмотря на это, оказала нам огромную помощь, а после нашего отъезда обещала заняться восстановлением храма. Здесь мы впервые крестили людей в реке (около 60 человек), и тогда нам казалось, что более масштабного крещения невозможно представить.

Всего за время поездки было крещено более 100 человек. Благодаря этой поездке, мы увидели стремление русских людей быть ближе к Богу и осознали нашу возможность им в этом помочь. Мы видели людей, выросших и живших в советское время, которые, слыша проповедь о Христе, каялись в своих грехах, крестились и причащались Святых Христовых Тайн, обещая Богу жить по Его заповедям.

Летом 1998 года состоялась вторая миссионерская поездка - на этот раз в Екатеринбургскую область. В местном районном центре был нанят небольшой катер, и мы отправились по реке Тавда, посещая близлежащие села.

Часть населенных пунктов здесь составляют поселки, образовавшиеся при тюремных зонах. Их внешний вид поражал. Не было ни одного хорошего жилого дома, большинство давно покосилось и требовало основательного ремонта. Грязь на улицах была такая, что проехать можно было только на "Урале", да и то не везде. Вся жизнь там строится вокруг и около зоны. Работу можно найти только на зоне, а живут в таких поселках в основном те, кто освободился, но, ничего не имея, остался здесь же. Внутренний мир таких людей очень сложный. Они привыкли к обману, ничему и никому не верят, живут одним днем и стараются не думать о смысле и цели своей жизни. Такие места оставляли тяжелое впечатление. И только дети, которые везде одни и те же, постоянно были с нами. С ними, хоть и не без труда, удавалось наладить общение, они приходили на службы и многие крестились. Храм приходилось располагать в здании клуба, которое находилось в ужасающем состоянии. Оставшись ночевать в таком помещении, пришлось спать на залитом водой полу и слушать, как с потолка непрерывным потоком лилась дождевая вода. Но кроме звуков падающей с потолка воды и барабанящего по крыше дождя до двух часов ночи пришлось слушать музыку, играющую на дискотеке за стеной.

Есть в этих краях и поселки с настоящим крестьянством. Внешне они настолько отличаются от предыдущих, что, казалось, попадаешь в другую страну. Каждый домик прямо светится изнутри, везде заметна заботливая рука хозяина, и даже небольшое стадо свиней, которое встретило нас на берегу, выглядело как-то особенно и радовало глаз. Живут там в основном переселенцы из южный регионов России прошлого века. Встречали нас в таких селах очень приветливо. Клубы были в хорошем состоянии, а дискотеки на период нашего посещения были отменены. В таких местах сохранилась культура русской деревни. Нам показывали народные костюмы, рассказывали о местных традициях, а наши регенты специально записывали народные песнопения в исполнении бабушек. В такой обстановке и с такими людьми очень легко найти общий язык. Количество крещаемых было очень велико, в некоторых местах доходило до трети села. При прощании с жителями мы чувствовали, как кстати пришлось для них наше посещение, и что память о нем сохранится надолго.

Последующие поездки было решено проводить по принципиально другому сценарию. Мы ограничиваемся одним или двумя крупными селами с населением от 1500 человек и остаемся там на весь возможный срок. И нужно сказать, что наши результаты не только улучшились, но и изменились принципиально. Теперь после нашего посещения в селе создается православная община со своим старостой и даже директором "Воскресной школы".

Как и раньше на подготовительном этапе, зимой избирается подходящее место для проведения поездки. Затем испрашивается благословение у Его Святейшества, Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II и местного епархиального архиерея на проведение в его епархии миссионерской работы. Иногда бывает так, что местное священноначалие само предлагает нам какие-то варианты, и тогда наша задача упрощается. После того, как найдено место и получено благословение, в выбранный населенный пункт выезжает группа из двух-трех человек, в задачи которой входит установление контактов с местной администрацией и нахождение помещения для проживания миссионерской группы. Так как в такой поездке может участвовать до 60 человек, таким помещением могут служить здания детских садов или школ, которые на летний период времени закрываются. Это не всегда возможно осуществить, и тогда приходится жить в палаточном лагере, в лесу неподалеку от села. Также по возможности выясняется желание местного населения быть ближе к Богу, участвовать в богослужении и открытия у них в селе молельного дома, а впоследствии и храма.

На этом предварительный этап подготовки не заканчивается. Непосредственно перед поездкой мы оповещаем местное население о своем приезде. Если на месте есть сочувствующие и готовые нам помочь люди, то мы высылаем им объявления, а они развешивают их в людных местах поселка.

Осуществление поездок такого масштаба стало возможным благодаря помощи благотворителей, пожертвовавших деньги на устройство палаточного храма во имя святителя Филарета Московского и покупку автобуса ПАЗ 32-05. Конструкция храма была разработана нашим прихожанином и замечательна тем, что требования к местности минимальны. Желательна ровная площадка размером 12*5 метров, но при необходимости можно использовать и неровную поверхность, и даже наклонную. При этом не требуется растяжек на деревья или вбивания кольев. Постановка такого храма занимает около часа при участии 5-7 человек.

Летом 1999 года наша миссионерская группа, в количестве 42 человек, в том числе двух священников, проводила миссионерскую работу в селе Синегорье Кировской области. Самое яркое впечатление от этой поездки оставило крещение 180 человек на реке Кобра. Это крещение тщательнейшим образом готовилось несколько дней. Был сооружен специальный помост, стоя на котором священники погружали в воду подходивших людей, на противоположном берегу располагался хор певчих, а с реки, из лодки, проводилась фото- и видео-съемка.

В этом же селе, но уже зимой, в период студенческих каникул побывала группа миссионеров из 30 человек во главе со священником. Нас приняли как старых и добрых друзей. К этому времени в селе уже был готов молельный дом. Брошенное здание детского сада было изнутри отделано вагонкой, проведено отопление, а в самом большом зале устроен алтарь с иконостасом и амвоном. В этот раз основной нашей задачей было наладить молитвенную жизнь общины в отсутствие священника. С местными жителями разучивались акафисты, а наиболее способные обучались чтению и пению в храме.

В прошедшем 2000 году было совершено две поездки - в Казанскую и Архангельскую области. Поездка в село Ровдино Архангельской области превзошла своей масштабностью все предыдущие. В ней участвовало 63 человека, из них два священника. Здесь было проведено самое массовое крещение за всю историю наших путешествий - одновременно крестилось 265 человек (и еще 150 человек в другой раз). В этой же поездке была использована новая методика работы, которая учитывает опыт предыдущих поездок и будет применяться в дальнейшем. Ее основные элементы таковы.

С первого же дня пребывания миссионерской группы начинает работу воскресная школа для детей. Дети проходят краткий курс Закона Божия: узнают о Ветхом Завете, о земной жизни Спасителя, о церковных праздниках и их истории. В программу воскресной школы входит также разучивание простейших песнопений, входящих в состав всенощного бдения и литургии, так что дети вскоре вместе с хором поют на службах. Проводятся уроки по рисованию, на которых многие дети впервые узнают, как выглядит православный храм. Занятия проводят: по Закону Божиему - священник, по хору - регент, а остальным занимаются преподаватели воскресной школы, уже имеющие опыт работы с детьми.

Для взрослых проводится цикл огласительных бесед до крещения, а также тайноводственные беседы для уже крещеных.

Большое значение для миссионерской деятельности имеет богослужение. На всенощном бдении в походном храме, часто впервые в жизни люди слышат песнопения и молитвословия, которые проникают в самое сердце и действуют лучше всяких увещеваний. После службы совершается подробная исповедь. И, наконец, для новопросвещенных торжественно служится литургия, на которой бывает до 300 причастников. Рядом с храмом работает церковная лавка, задачей которой является распространение книг и икон. Цены устанавливаются такие, чтобы, с одной стороны, люди имели возможность приобрести желаемою литературу, и в то же время не относились к книгам как к бесплатным листовкам.

С нами едет хор, который не только поет на службах, но и устраивает концерты. В концертную программу входят как духовные песнопения, так и народные.

Наиболее сложной является работа с молодежью. Общение с местными молодыми людьми и девушками лучше всего проходит в привычных для них условиях. Вечером на берегу реки разжигается большой костер, проводятся различные молодежные игры, поются песни. На такие костры собирается много молодежи. Таким образом показывается пример, как можно проводить свободное время без вреда для души.

Отдельно нужно сказать о поездках в села Ухтур и Кенай Хабаровского края. Эти поездки стали возможными благодаря одному из прихожан нашего храма, который занимается там вырубкой леса. В этих поездках участвует минимальное число миссионеров. Группа состоит из четырех человек во главе со священником. Таким составом при содействии местных жителей и администрации нам удается не только проводить крещение и богослужения в спортивном зале клуба, но и заниматься с детьми. Священник большую часть времени проводит в беседах с людьми. Конечно, не обходится и без трудностей, которые сначала кажутся непреодолимыми, но потом с Божией помощью все улаживается. Так, прошлой осенью в поселке Кенай мы собирались проводить крещение, а так как на улице было -30 градусов и помещение не отапливалось, то двое из наших миссионеров остались на ночь, чтобы каждые 30 минут подкладывать в печь дрова. Но, заснув во второй половине ночи, они не услышали ни одного из двух будильников. В результате они были разбужены пришедшим с утра священником в комнате с минусовой температурой. Но, несмотря ни на что, крещение состоялось, и было крещено около 120 человек.

За эти три года нашей миссионерской деятельности было крещено около 1700 человек, в походном храме отслужено порядка 30 литургий. В одном селе устроен молельный дом, там же работает воскресная школа, директором которой стала учительница истории из местной школы, и сейчас туда ожидается направление священника из областного центра. В двух других селах местные жители начинают постройку часовен. И со всеми селами, в которых мы побывали, а их не менее 12, ведется переписка.

Опираясь на наш опыт, можно говорить, что проведение подобных миссионерских поездок не только желательно, но и необходимо. В настоящее время мы имеем уникальную возможность донести людям Благовестие о Христе, и упускать такую возможность мы не должны. Люди пытаются удовлетворить свои духовные потребности, увлекаясь всевозможными гаданиями, астрологией и мистицизмом. Именно бездуховностью объясняется развращенность и пьянство, достигшие небывалых размеров. Успех различных сектантских и протестантских проповедников, которые проникают в самые отдаленные уголки страны, вполне объясним. К сожалению, православные, в отличие, например, от мунитов или Свидетелей Иеговы, не считают миссионерство своим долгом. В большинстве сел, где мы побывали, в которые, казалось бы, и почта не всегда доходит, уже побывали "проповедники" и оставили после себя глубокий след в душах людей. Нам приходилось растолковывать, чем отличается истинное богопочитание от культа Свидетелей, и многое другое. В большинстве своем люди просты и доверчивы. Были такие случаи, когда перед нашим приездом село посещали сектанты, и тогда сжигалась все еще сохранившиеся православные книги, а их место занимали издания в красочных обложках.

Сейчас России как никогда необходимо духовное возрождение. Очень радостно видеть, как умножается количество храмов и монастырей в городах, увеличивается число духовенства, но нельзя забывать того, что множество русских людей не могут не только постоянно участвовать в таинствах, но и просто посещать храм. Говорить о возрождении Руси можно только тогда, когда крестьянин станет христианином. И здесь миссионерство должно играть ведущую роль.

И. В.Захаров

К началу страницы


Главная
страница
Информационные
материалы
Ноу-хау Информационный
бюллетень
Миссия АСТ Объявления

Copyright (c) Круглый стол по религиозному образованию и диаконии, 1996-2000. Все права защищены.