|
|
Религиозное образование: православные библиотеки
Православные библиотеки: современное состояние и перспективыВ течение долгих семидесяти лет Советской власти церковные библиотеки были под запретом. Исключение было сделано лишь для нескольких библиотек духовных академий и семинарий, пользоваться которыми могли только их учащиеся и преподаватели. Религиозная литература, находившаяся в фондах государственных библиотек, была помещена в так называемый "спецхран" и была также недоступна широким кругам читателей. После изменения политической ситуации в СССР в конце 80-х годов и прекращения открытых гонений на Церковь, при многих приходах, братствах и духовных школах Русской Православной Церкви стали вновь открываться библиотеки религиозной литературы. Особенно интенсивно этот процесс развивался с начала 90-х годов. Сейчас число православных библиотек в России достигает нескольких сотен. О современном состоянии церковных библиотек, их месте в системе религиозного образования и перспективах дальнейшего развития мы попросили рассказать директора Синодальной библиотеки Московского Патриархата протоиерея Бориса Даниленко.- О. Борис, какова, на Ваш взгляд, роль православной библиотеки в системе религиозного образования и духовного просвещения? - По всей видимости, сейчас библиотеки - это единственное место, где можно получить универсальную информацию о том, что же такое богословская наука сегодня в России и что такое наследие русского богословия и церковно-исторической науки. Систематического образования в области богословия и церковной истории в нашей стране не давали давно. Те деяния, которые были связаны с восстановлением наших духовных школ в послевоенное время, с возрождением академий и семинарий, по сути своей сводились не к возвращению на уровень дореволюционной духовной школы, а к попытке подготовить более или менее грамотных пастырей нашей Церкви. И сейчас нет учебных заведений, которые смогли в своей учебной программе полностью отобразить традицию русского богословия. Наши духовные академии в некотором смысле еще только на пути к этому, это как бы желанная цель. А вот если прийти в библиотеку, если взять с полки журналы духовных академий, мы сразу же получаем полную информацию о том, как развивалась богословская наука в России в 19 - начале 20 века, какие задачи ставились перед духовными школами. Духовные собрания, существующие в библиотеках нынешних высших духовных школ, отсылают нас уже к иному пласту наших книжных и рукописных сокровищ. Дело в том, что если человек начинает читать журналы духовных академий, то у него рано или поздно возникает потребность познакомиться с трудами профессоров и преподавателей этих духовных школ. Конечно, в какой-то мере эти материалы представлены как раз на страницах упомянутых журналов, но становится ясно, что в большинстве своем они находятся в рукописных собраниях. И сейчас посредством книжных и рукописных собраний есть возможность не то чтобы реконструировать ситуацию, которая была в наших духовных школах, но поднять ее на должный уровень, передав нашему поколению то богатство, которое принадлежит по истине отечественной богословской науке. Что касается библиотек малых - приходских, братских - то они дают возможность укрепить в вере тех людей, которые не получили систематического богословского образования, но которые пришли в Православие и хотят привести в равновесие свои светские знания, то образование, которое они получили - техническое или гуманитарное - со своими религиозными понятиями. Как правило, люди, которые обращаются в наше время к вере, в первые годы или месяцы своего прихода в Церковь осознают необыкновенный подъем духа, как бы парят над землей. Но проходит это счастливое время и мы начинаем переживать критический период, когда у нас возникают вопросы, на которые мы не можем ответить сами и не может ответить чаще всего никто из наших близких и друзей. И кто, как не авторы духовных книг, в первую очередь Отцы Церкви и все те, кто принадлежит к отечественной богословской традиции, может помочь в этом сложном деле современному христианину. Тут-то как раз человек, который обнаруживает, что самые сложные вопросы разрешимы, если спрашивать у духовных книг, открывает для себя возможность, я бы сказал, устойчивого существования в Церкви. В том смысле, что он знает, что принадлежит к той великой традиции, которая являет многообразные сокровища, принадлежащие всем членам Церкви. Эти сокровища, конечно, запечатлены на страницах наших духовных книг. - Как бы вы охарактеризовали сегодняшнее состояние российских церковных библиотек? - Конечно, ценность и богатство любой библиотеки характеризуется ее фондами. Было бы замечательно, чтобы фонды наших духовных библиотек как можно больше были представлены изданиями синодального периода, когда было издано огромное количество духовной литературы. Сейчас невозможно найти православную библиотеку, где находилась бы сколько-нибудь полная коллекция церковной печати. В то же время, даже крупнейшие российские библиотеки, в чьих фондах такая литература представлена в достаточном многообразии, не имеют каталогов, в которых можно найти все церковные издания, скажем, синодального периода, систематизированные единым блоком. А на самом деле это весьма конкретная задача, которую должны несомненно решать и специалисты в области библиотековедения, и церковные ученые, и библиотекари церковных библиотек. То есть создание полной коллекции церковной российской печати - это одна из самых главных задач, которые перед нами стоят. Конечно, в какой-нибудь епархиальной семинарии в областном городе сложно собрать такую коллекцию, но, несомненно, в епархиальных учебных центрах можно собрать местные издания. Что сейчас представляют собой церковные библиотеки? Это в основном библиотеки изданий, предпринятых в наше время. Что касается старых книг, которые являются украшением нашей богословской традиции, например, книг, по которым защищались магистерские диссертации, то такого рода издания меньше всего представлены в фондах современных церковных библиотек. Интересно, что современные библиотеки РПЦ наряду с попытками так или иначе комплектовать свой фонд современными изданиями, может быть при закупке единичного антиквариата, стремятся к тому, чтобы иметь материалы и на нетрадиционных носителях. Большой интерес вызвало предпринятое Синодальной библиотекой издание на CD-ROM журнала "Путь", выходившего в Париже под редакцией Н.А.Бердяева, в котором печатались лучшие представители русской богословской мысли ХХ века в эмиграции. Компьютер является "палочкой-выручалочкой" в нынешний сложный период восстановления фондов библиотек. Он дает возможность пользоваться материалами на электронных носителях, организовать хорошие поисковые системы, создать электронные библиографические базы данных - все это очень привлекает многих богословов, церковных историков и всех, кто занимается комплектованием церковных библиотек. - Как вы оцениваете роль современных электронных коммуникаций, в частности, сети Internet, в современном библиотечном деле? - Internet открывает совершенно иные возможности для получения информации, в частности, печатной, запечатленной на страницах книг. В принципе все идет к тому, что через сеть Internet можно будет выходить на массивы, содержащие тексты наших духовных изданий. Надо понимать, что сеть Internet дает возможность решать многие задачи в области религиозного образования и, конечно, церковной библиографии. - Какой вы видите современную православную библиотеку? - Мне кажется, что необходимы своего рода форпосты церковного библиотечного дела. Несомненно, это библиотеки духовных академий. Их, наверное, как и прежде было в России, будет не так много, независимо от того, как будет развиваться традиция нашего духовного образования. Библиотеки духовных академий, в отличие от библиотек семинарий, по профилю своему должны быть библиотеками научными. В таких библиотеках в первую очередь уже сейчас необходимы христианские богословские журналы, которые издаются в мире и принадлежат как к православной, так и западной традиции. Скажем, в Московской духовной академии сейчас огромный интерес проявляется к греческому богословию. Многие студенты учат современный греческий язык, чтобы иметь возможность знакомиться с теми изданиями, которые предпринимаются сейчас нашими православными братьями в греческих университетах. Но мы не должны забывать, что издаются и другие православные журналы. Можно назвать, например, журнал "Форум", который издается православным факультетом Мюнхенского университета. Кроме того, существует огромная богословская традиция западной католической церкви и протестантских церквей. В современных православных библиотеках наших духовных школ необходимо иметь католические и протестантские богословские журналы. Потому что если мы не знаем уровня современной европейской богословской науки, мы просто не способны к диалогу с инославными, мы не способны говорить с ними на одном языке - языке современного богословия. И, конечно, ни о какой проповеди и свидетельстве Православия в академической христианской среде не может быть и речи без знания достижений современной западной христианской науки и без возможности сопоставления их с вершинами российской богословской традиции. Вообще же, библиотеки духовного ведомства имеют некоторую типологию. Первый и основной раздел любой библиотеки, какой бы она ни была - семинарской или приходской - это Священное Писание. Любая церковная библиотека должна содержать тексты Священного Писания, признанные православной традицией. Это должен быть не только синодальный перевод, но и церковнославянские тексты, Септуагинта, Вульгата, а также переводы на национальные языки, которые естественны для той среды, где данная библиотека существует. Конечно же, фонд Священного Писания должен быть дополнен учебными пособиями по изучению Ветхого и Нового Завета. Следующий очень важный пласт - это творения Отцов Церкви. Причем они должны быть представлены в самых различных вариантах, начиная от популярных переводов, которые предпринимал святитель Феофан Затворник, и кончая научными критическими переводами, которые дают варианты разночтений. Конечно, любая православная библиотека должна иметь корпус богослужебных книг на церковнославянском языке - Минеи, Октоихи, Триоди, требники, служебники. Затем идет литература церковно-историческая, исследовательская и богословская. По мере возможностей хотелось бы, чтобы отечественная богословская традиция была представлена в любой из библиотек духовного ведомства. - Расскажите, пожалуйста, о Синодальной библиотеке. - Синодальная библиотека Московского Патриархата в том виде, в котором она существует сейчас, возродилась в конце 80-х годов. В основу фонда библиотеки легло книжное собрание архиепископа Михаила Чуба. После его кончины в 1985 году его личная библиотека, содержащая свыше 2000 книг, была перевезена из Тамбова в Москву, в Свято-Данилов монастырь. Спустя некоторое время фонд библиотеки обогатился книгами из личного собрания митрополита Антония Мельникова, завещавшего его библиотеке, а также небольшими собраниями различных духовных лиц. Библиотека росла, она комплектовалась и в коллекторе научных библиотек. В определенный момент фонд библиотеки перестал умещаться в тех помещениях, которые она занимала в Даниловом монастыре, и встал вопрос о размещении Синодальной библиотеки в новом здании, которое позволяло бы развивать ее фонды и решать фундаментальные задачи в области церковной библиографии и библиотечного дела. Академик Н.И.Толстой первым поднял вопрос о том, что Синодальная библиотека могла бы разместиться в стенах бывшего Андреевского монастыря, где в 17 веке существовало Ртищевское учительное братство, основанное боярином Ф.М.Ртищевым, человеком, который ревновал о духовном просвещении и по сути насадил академическую традицию на московской почве. Когда эта идея была донесена до Его Святейшества, Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II, Святейший Патриарх отнесся к ней с большим интересом. Указом Святейшего Патриарха я был назначен настоятелем Патриаршего подворья в бывшем Андреевском монастыре и Синодальная библиотека была переведена в 1991 году в Андреевский монастырь. К великому сожалению, мы весьма ограничены в своих финансовых возможностях, и те небольшие средства, которые мы каким-то образом изыскиваем, мы вынуждены тратить в первую очередь на оборудование и техническое оснащение помещений, где располагаются фонды библиотеки. Комплектование фондов сейчас идет даже медленнее, чем в первые годы существования библиотеки. - Каковы основные проблемы, с которыми сталкиваются сейчас православные библиотеки? - Одна из главных проблем для наших библиотек - это комплектование фондов современной богословской литературой, которая издается в мире. Я имею в виду не только западные издания. Это также издания поместных православных церквей. Конечно, на приобретение такой литературы требуются большие средства, но, тем не менее, эту проблему нужно как-то решать. Очень важна проблема технического оснащения. Начиная со стеллажей, которые традиционно в нашей стране не выпускаются в приемлемом виде. Библиотечную технику нужно покупать за рубежом, потому что иначе будут портиться книги и травмироваться библиотекари. Библиотечная техника, которая выпускается, в частности, в Германии и Финляндии, безупречна в отношении использования, но стоит дорого. И, конечно, квалифицированные библиотечные кадры. В Москве есть Институт культуры с библиотечным факультетом, но этого недостаточно. В церковных библиотеках должны работать богословски образованные люди. И хорошо, что сейчас появляются духовные учебные заведения, где образование получают не только будущие пастыри, но и девушки, которые должны работать, в том числе, и в библиотечной сфере. - Каковы, на Ваш взгляд, перспективы дальнейшего развития церковного библиотечного дела в России? - Хотелось бы иметь коллектор для комплектования библиотек духовных академий и семинарий, вообще библиотек церковного ведомства. Я думаю, что мы к этому придем, хотя договориться очень сложно, у всех свои представления о том, как надо комплектовать духовную библиотеку. Нам нужен также какой-то координационный орган, который помогал бы комплектовать духовные библиотеки. Ведь одна из важных и нерешенных проблем, имеющих отношение непосредственно к библиотекам духовного ведомства - это церковная библиография. Дело в том, что институт обязательного экземпляра давно забыт в нашей стране и не только в отношении духовных изданий. Раньше без регистрации в книжной палате издание книги считалось преступлением. Можно говорить о негативных последствиях такого понимания вопроса, но плюсов было тоже много. Что касается духовного ведомства, мы до сих пор не можем заставить церковных издателей предоставлять обязательный экземпляр. Но я думаю, что мы пройдем этот этап, я бы сказал, издательского межсезонья, и издание религиозной литературы в РПЦ будет обозримо с позиций библиографа. Это очень важно. Конечно, рано или поздно речь зайдет о сводном каталоге библиотек, которые принадлежат церковным учреждениям, чтобы можно было осуществлять поиск литературы, охватывающей все многообразие сделанного в традиции русского православного книгоиздательства. Приходские библиотекиВозрождение библиотек при церковных приходах началось в конце 80-х годов, во время так называемой "перестройки". В советское время при некоторых приходах существовали "подпольные" библиотеки, состоявшие из "самиздатовских" и чудом уцелевших дореволюционных книг. Однако их читателями могли быть только очень близкие, "надежные" люди.Следует поработать в направлении создания уголков православной литературы в светских библиотеках города, района, в больницах, интернатах, местах заключения. В каждом случае нужно учитывать потребности и интересы, духовный и культурный уровень читателей. С потеплением политического климата в стране началось бурное переиздание дореволюционных книг и издание новой литературы. Церковные книги, брошюры, газеты стали наполнять прилавки церковных магазинов. Прихожане, не имевшие дома ничего, кроме, может быть, старенькой бабушкиной Библии, с жадностью стали скупать православную литературу. У священников появилась возможность часть закупленных книг использовать для создания приходских библиотек. За последние годы происходил активный рост числа приходских библиотек и увеличение их фондов. Можно выделить несколько факторов, определяющих важность приходских библиотек в системе религиозного образования.
Особое место занимают альбомы по церковному искусству, фотоальбомы. Это, как правило, дорогие издания, мало доступные прихожанам. Важным разделом библиотек является периодика. Она вводит читателя в церковную жизнь страны, православных церквей в других странах. Практически в каждой библиотеке присутствуют богослужебные книги - Часослов, богослужебный сборник, Октоих, Триоди, Минеи, Настольная книга священнослужителя - необходимые для алтарников и регентов, а также нотные обиходные сборники - для церковных хоров и воскресных школ. Необходимым является раздел для готовящихся ко Крещению. Кроме Евангелия, здесь должны быть книги, объясняющие на доступном уровне суть Православной веры, церковные обряды. Как продолжение библиотек, их современное расширение, появляются аудиотеки и видеотеки, которые дают катехизаторам новые возможности в работе с учащимися. Современное состояние приходских библиотек и динамику их роста, связанную с развитием системы приходского религиозного образования, можно проиллюстрировать на примере Московской епархии. Наиболее активными пользователями библиотек являются учащиеся взрослых и детских групп ЦПШ и катехизаторских курсов как основных форм приходского образования в настоящее время. Сегодня ЦПШ имеются более, чем в половине приходов Московской епархии. Приведем данные по предметам, которые изучаются в ЦПШ. Наряду с традиционным изучением Священного Писания и Закона Божия, наибольшее место в структуре религиозного образования занимает изучение истории Церкви, церковнославянского языка, литургики, церковной музыки. Возрастает число ЦПШ, в которых преподают богословие (нравственное, догматическое), апологетику, патрологию, христианскую этику, церковное искусство, иконоведение, рисование, иконопись. Число духовно-просветительских учреждений, в которых изучается церковное пение, возросло в Московской епархии в 1998 г. по сравнению с 1997 г. в 2 раза, церковно-славянский язык - в 2 раза, Священное Писание - в 2 раза, сектоведение - в 2 раза, литургика - в 5 раз. С расширением приходской просветительской деятельности происходит и рост разделов духовной и образовательной литературы в приходских библиотеках. Число кружков при ЦПШ возросло с 62 в 1997 г. до 106 в 1998 г., т.е. на 70%. Основными видами кружковой деятельности являются рисование, вышивка, рукоделие, иконопись, лепка. Это означает, что создаются и соответствующие разделы в приходских библиотеках. Число детских хоров возросло с 56 в 1997 г. до 91 в 1998 г., т.е. в 1,4 раза. Сейчас почти при каждой второй ЦПШ имеется детский хор, а в библиотеках присутствуют нотные сборники. В целом число библиотек при ЦПШ выросло с 85 в 1997 г. до 166 в 1998 г., библиотеки сейчас имеются при 75% ЦПШ. Хотелось бы дать несколько общих рекомендаций по организации работы приходских библиотек.
Протоиерей Борис Балашов,
К
началу страницы
ответственный за религиозное образование в Московской епархии Библиотека при Братстве св. Александра НевскогоПравославное Нижегородское Братство во имя св. блгв. Князя Александра Невского по своим уставным задачам является религиозно-просветительской организацией. А что может быть в деле просвещения важнее хорошей книги? Потому-то Братство с самого начала своего существования решило создать хорошую общедоступную библиотеку.Первые книги для нее пожертвовали в августе 1991 года сами члены братства, потом книги стали приносить их знакомые, откликнулись некоторые организации как в Нижнем Новгороде, так и в Москве. Пришло несколько посылок с книгами из Парижа от Русского студенческого христианского движения. Так образовался первый небольшой фонд. С сентября того же года энтузиасты создания братской библиотеки начали привозить из Москвы в рюкзаках книги, закупленные на средства Братства. Под саму же "библиотеку" тогда выделили угол в сторожке при входе на территорию Александро-Невского собора. В марте 1992 года библиотека переезжает в переданный Братству дом соборного причта, а через 2 года под нее оборудуется специальное помещение. Библиотека начинает работать в полную силу, значительно расширяются ее фонды, составляется каталог, обустраивается небольшой читальный зал. Сегодня на абонемент братской библиотеки может записаться любой желающий. Это самая крупная православная библиотека в Нижегородской области, рассчитанная на широкого читателя. Ее фонды насчитывают около 22000 книг, в нее записаны более 3,5 тысяч читателей. В часы работы в библиотеке настоящий "клуб по интересам". Люди идут сюда с вопросами, пожеланиями. Для студентов светских вузов, нижегородских семинаристов и для самих преподавателей библиотека предоставляет уникальную возможность выбора необходимой литературы и помощь в образовательном процессе. На базе братской библиотеки пишутся многие курсовые и дипломные работы по тематике, связанной с Православием. Это, например, такие темы, как "Роль Православия в становлении культуры Руси", "Православие и нравственность", "Отношение Православной Церкви к современной медицине", "Церковь и современный мир" и др. В библиотеке также можно взять на просмотр и прослушивание специально составленные сборники на аудио- и видеокассетах. Фонды библиотеки постоянно пополняются за счет братских средств. Важно отметить, что практически все издаваемые сейчас православные книги почти сразу поступают в библиотечный зал или на абонемент. Формирование фондов идет по всем большим разделам: это книги Священного Писания, толкования на них, жития святых и жизнеописания подвижников благочестия, литература для душеполезного чтения, святоотеческие труды, современное богословие и религиозная философия, богослужебная литература, книги по истории Церкви, другая учебная и справочная литература, произведения для детей. Кстати, Братство может помочь любой организации в России сформировать начальные фонды для организации православных библиотек и выслать посылки с книгами наложенным платежом через свою структуру "Книга - почтой". Из книг у читателей наибольшим спросом пользуются жития святых и подвижников благочестия, творения святых отцов - свт. Феофана Затворника, еп. Игнатия Брянчанинова, а также проповеди (митрополита Антония Сурожского, прот. Валентина Амфитеатрова и др.). Молодежь волнуют вопросы нравственности, становления мировоззрения известных писателей. Последнее время возрос интерес к литературе по иконописи. В 1996 году в крупном промышленном районе Нижнего Новгорода - Сормовском - был открыт филиал библиотеки, где тоже работает абонемент (800 читателей) и читальный зал. Есть планы в ближайшем будущем сделать еще филиал в центральной нагорной части города в опекаемой Братством часовне во имя св. вмц. Варвары на ул. Варварской. Для того, чтобы привлекать к православному образованию больше молодежи, в Братстве разработан проект организации на базе локальной сети компьютеров, подключенных к Интернету, электронного читального зала для одновременного обслуживания 6 читателей. Однако реализация данного проекта требует немалых пожертвований благотворителей. Архиепископ Сан-Францисский Иоанн (Шаховской) когда-то писал: "Духовная литература - это почти бесконечное умножение пастырского труда... Нужны живые слова уст, но личное общение с людьми всегда ограничено. Духовные же книги преодолевают время и пространство. Религиозная книга есть расширение пастырской любви и заботы о человеческой душе, пастырского присутствия в этой душе. Через печатное слово пастырь тысячу раз входит в дом и сердце человека". Считая библиотеку православной литературы одним из важнейших звеньев в системе религиозного образования, Александро-Невское братство постоянно увеличивает ее фонды, создает новые филиалы по городу, расширяет возможности работы со всеми возрастными группами читателей. Хотелось бы, чтобы в результате этой деятельности жители такого крупного российского города, как Нижний Новгород, не испытывали дефицита в духовной пище. Библиотека Царицынского православного университетаБиблиотека Царицынского православного университета (ЦПУ) преподобного Сергия Радонежского была создана одновременно с открытием самого университета в 1993 году. На момент открытия в ней насчитывалось лишь около 500 экземпляров духовной литературы. Фонды библиотеки постоянно пополнялись учебной религиозной литературой, богослужебными книгами, творениями и житиями святых Православной Церкви, текстами Священного Писания, литературой по истории Церкви и церковному пению, духовными произведениями русских и зарубежных авторов, художественной православной литературой.Учебные площади университета находятся в трех удаленных друг от друга местах. Поэтому в 1995 году возникла необходимость создания трех филиалов студенческой библиотеки непосредственно на факультетах:
За последние годы фонды как основной, так и факультетских библиотек возрастали за счет пожертвований благотворителей и составили в общей сложности около 10 тыс. экземпляров, из которых 5,6 тыс. находятся в фонде основной библиотеки. Следует отметить, что библиотечный фонд представлен не только книгами, но аудио и видео записями проповедей, служб, песнопений, которых насчитывается около 300. Для всех желающих в библиотеке университета организован просмотр православных видеофильмов. Фонд библиотеки уникален и не имеет аналогов в городе и области, поэтому ее читателями являются не только преподаватели и студенты ЦПУ, но и студенты других вузов, ученики старших классов средних школ и гимназий, а также все интересующиеся литературой по православной тематике. Наибольшим спросом пользуется следующая литература: "Закон Божий (для семьи и школы)" под ред. прот. Серафима Слободского, "Откровенные рассказы странника духовному своему отцу", "Духовная брань", творения св. прав. Иоанна Кронштадтского, книги серии "Духовное возрождение Отечества", "Пастырь добрый", "Не от мира сего" Серафима Роуза, "Угодник Божий Серафим", "Житие преп. Сергия", художественные произведения Ивана Шмелева. В настоящее время библиотека расширяет свою образовательную и просветительскую деятельность на предприятиях Волгограда. Преподаватели университета - члены Свято-Преображенской общины - проводят беседы с руководителями организаций города и способствуют открытию православных библиотек, действующих непосредственно на предприятиях. На данном этапе такие библиотеки работают на молочном заводе "Волгоградский" и Ликеро-водочном заводе. Елена Передунова,
К
началу страницы
заведующая библиотекой
|
Главная
страница |
Информационные материалы |
Ноу-хау | Информационный бюллетень |
Миссия АСТ | Объявления |
|