Главная страницаИнформационные материалыНоу-хауИнформационный бюллетеньМиссия ACTОбъявления

Диакония: юридическая поддержка социальной деятельности
Юридическая поддержка социальной и благотворительной деятельности Церкви
Некоторые аспекты юридического обслуживания социальной деятельности РПЦ

Юридическая поддержка социальной и благотворительной деятельности Церкви

Место юридической работы в социальной и благотворительной деятельности

С принятием Основ социальной концепции Русской Православной Церкви задача соработничества государства и Церкви в социальной сфере поставлена перед религиозными организациями Русской Православной Церкви в практическом плане.

Это соработничество не является чем-то новым. На протяжении тысячелетия Русская Православная Церковь являлась сотрудницей Государства Российского в деле социального служения населению. В течение длительного времени государство и Церковь строили свое взаимодействие на основе принципа "симфонии властей", сформулированного императором Юстинианом.

В наше время процесс соработничества строится на иных основах и предполагает, прежде всего, объединение усилий государства и Церкви в решении наиболее важных социальных проблем.

Важную роль играет здесь отделение Церкви от государства. Церковь действует как самостоятельная организация, обладающая, в соответствии с действующим законодательством, определенной правоспособностью для осуществления социального служения. При этом государство и Церковь выступают в качестве равноправных партнеров, сотрудников, строящих свои взаимоотношения на определенной правовой (в том числе, на договорно-правовой) основе. Возникает некая равновесная конструкция, учитывающая интересы и специфику каждой из сторон. В качестве регулятора равновесия выступает действующий в государстве комплекс нормативно-правовых актов, определяющих параметры осуществления Церковью социального служения и, в том числе, характер, пределы и направления сотрудничества Церкви и государства при осуществлении такой деятельности.

Выход одной из сторон из рамок правового поля неизбежно ведет к разрушению конструкции соработничества, примером чего могут служить государственно-церковные отношения в России с октября 1917 года до начала 90-х годов ХХ века.

Отсюда видно, что право и правоприменение составляют принципиальную основу соработничества Церкви и государства в настоящее время. Естественно, что каждая из сторон должна всемерно заботиться о сохранении своих взаимоотношений в рамках правового поля. Достичь этого можно только в том случае, когда в должной мере уделяется внимание юридической поддержке, юридическому обеспечению социальной и благотворительной деятельности православных религиозных организаций.

Проблема юридической поддержки

Принцип права, как основополагающий принцип функционирования современного российского общества, выдвигает проблему юридического обеспечения социальной и благотворительной деятельности Церкви на первое место.

Слишком сложными стали отношения по ведению такой деятельности, слишком много внимания и сил необходимо уделять оформлению каждого шага религиозной организации на этом поприще. Слишком высокими стали требования, предъявляемые государством к участникам такой деятельности.

Лицензирование социальных церковных структур; выбор организационно-правовой формы учреждений социального обслуживания; порядок создания благотворительных и социальных структур; ведение деятельности по привлечению ресурсов (фандрайзинга); налоговые и иные льготы участникам благотворительной деятельности; выстраивание взаимоотношений с государством по поводу такой деятельности, в том числе заключение соответствующих договоров для вхождения в существующую в государстве систему поддержки и поощрения социального служения, - вот далеко не исчерпывающий перечень проблем, с которыми приходится сталкиваться религиозной организации при осуществлении социальной и благотворительной деятельности.

Несомненно, что грамотный подход религиозной организации к решению всего комплекса вопросов является своего рода визитной карточкой для государства, гарантией нормального партнерства и эффективного сотрудничества.

Проблема юридической поддержки социальной и благотворительной деятельности православных религиозных организаций связана еще и с тем, что Церковь в этой деятельности вступает в контакт с физическими и юридическими лицами, интересы и права которых надо соблюсти, взаимоотношения с которыми надо правильно оформить, от возможного произвола которых надо защитить Церковь.

Некоторые проблемы социальной и благотворительной деятельности могут быть решены только путем использования механизмов, предусмотренных действующим законодательством. В первую очередь, это договорно-правовое обеспечение предоставления социальных и медико-социальных услуг в процессе социального служения, вопросы передачи религиозным организациям имущества религиозного назначения, создание и государственная регистрация церковных благотворительных и социальных структур и многое другое.

И, наконец, некоторые направления социальной деятельности Церкви существуют исключительно в правовой форме (например, социально-правовая работа с детьми-сиротами в православных детских учреждениях).

Очевидно, что участие специалиста-юриста в такой деятельности жизненно необходимо религиозной организации.

Направления юридической поддержки

Эффективное социальное служение Церкви сегодня должно быть основано на серьезной организационно-правовой поддержке этой деятельности.

Самый важный вопрос социального служения - это вопрос о создании социальных служб. Необходимо выбрать оптимальную организационно-правовую форму службы, создать ее учредительные документы, зарегистрировать (оформить) ее в установленном порядке, организовать ее функционирование в соответствии с действующим законодательством.

Нельзя оставить без внимания также проблему создания и развития внутренней структуры организации - ее структурных подразделений без права юридического лица, в том числе филиалов и представительств. Юридическая служба разрабатывает положения о таких подразделениях, организует их постановку на учет в налоговых и иных органах филиалов и представительств.

Юридическая поддержка представляет собой также ведение договорной работы, особенно с государственными и муниципальными органами, оказывающими государственную поддержку социальному служению Церкви. Подобные договоры призваны установить правовой фундамент сотрудничества государства и Церкви в деле социального служения. Очень важно правильно заключить договор и с гражданином, которому оказывается конкретная помощь, особенно с точки зрения соблюдения и охраны прав религиозной организации.

Важную роль в юридическом обеспечении социального служения играет правовой мониторинг и правовая оценка перспективных направлений деятельности организации в области социального служения. Это оценка степени обеспеченности нормативным регулированием направлений социального служения, принятых в организации в качестве магистральных, отслеживание изменений и тенденций в законодательстве для принятия верных оперативных и стратегических решений для организации в целом. Это, наконец, ведение работы по обеспечению благотворительных и иных программ организации бюджетным финансированием через правовое согласование деятельности организации с нормативными требованиями, предъявляемыми государством в качестве условия оказания такой поддержки.

Исключительно важно участие специалиста в работе по привлечению ресурсов (фандрайзинге). Выявление и доведение до возможных спонсоров информации о налоговых льготах, распространяющихся на организацию; обеспечение вхождения организации в систему льгот, предусмотренным федеральным и региональным законодательством; составление и утверждение на соответствующем уровне благотворительных и иных программ; заключение договоров о благотворительной деятельности (привлечении спонсорских средств), - вот далеко не полный перечень направлений юридической поддержки фандрайзинга.

Нельзя обойти вниманием и кадровую работу, вернее, ее правовую составляющую. На сегодняшний день многие работники приходят в социальное служение в качестве добровольцев. Действующим законодательством статус добровольцев и иных участников социального служения до конца не определен. Поэтому роль юридической поддержки в правильном оформлении взаимоотношений с этими участниками социального служения велика.

Если же организация ведет работу по подготовке собственных специалистов в области социального служения, юридическая поддержка здесь должна быть направлена на установление соответствующих договорных отношений с учебными заведениями, проводящими подготовку специалистов такой квалификации.

Виды поддержки

Основным видом правовой поддержки социального служения является консультирование организации по всем вопросам такого служения.

По запросу руководства организации специалист составляет также заключения и разъяснения по вопросам применения правовых актов в работе организации.

Составление правовых документов - договоров, уставов, положений - и их юридическое сопровождение является другим видом юридической поддержки.

Особым видом юридического сопровождения социального служения является составление и утверждение конкретных благотворительных программ и придание им соответствующего статуса для обеспечения государственной поддержки (финансирования).

Социальное служение требует значительной работы по представительству в государственных или муниципальных органах (включая судебные и арбитражные) по конкретным вопросам такого служения. Сюда входят исковые заявления, обращения, ходатайства, ведение переговоров и участие в подготовке проектов решений этих органов по отдельным аспектам социального служения организации, заключение договоров с этими органами о сотрудничестве и взаимодействии.

Кроме того, большое значение имеют пропаганда правовых знаний через публикации, участие в семинарах, проведение лекций и т.д., а также осуществляемая специалистом кодификация законодательства.

И, наконец, юрист выбирает наименование и набор пакетов информационной справочной правовой системы, которая должна быть задействована в соответствии с основными направлениями деятельности организации.

Модели юридической поддержки социального служения

Говоря о моделях юридической поддержки социального служения, хотелось бы отметить, что предлагаемые варианты являются именно моделями. Конкретную организационную структуру юридической поддержки создает каждая организация самостоятельно.

Самый распространенный вид организационной структуры - специалист-юрисконсульт. Видимо, существуют две модели его работы в организации: как самостоятельного работника или как работника, занятого в рамках административно-правового отдела.

Юридический отдел или юридическая группа - другая модель юридической поддержки. Она позволяет охватить юридическим обеспечением сразу несколько важнейших направлений работы организации, дифференцировать специализацию каждого работника.

Для решения конкретных вопросов, касающихся нескольких родственных организаций, а также для объединения усилий по реализации конкретных проектов возможно объединение усилий существующих юридических служб по юридической поддержке этих организаций или проектов. Эта модель наиболее эффективна при объединении усилий религиозной организации и органов государства.

Самая проработанная модель юридической поддержки - это централизованная юридическая служба, обеспечивающая поддержку всех религиозных организаций, занятых социальным служением. В светской сфере примером такой модели юридической поддержки являлась система главков, применявшихся в управлении отраслями народного хозяйства. Централизованная юридическая служба главка осуществляла поддержку всех структур, входящих в систему главка. Представляется, что такая служба могла бы быть организована либо при Московском Патриархате, либо при одной из организаций, осуществляющих широкое социальное служение.

При создании ассоциации или союза религиозных организаций, осуществляющих социальное служение, может быть предусмотрена организация работы юридической службы такого союза или ассоциации, что позволило бы эффективнее отстаивать интересы членов союза или ассоциации на разных властных уровнях, включая подготовку и внесение проектов нормативных актов, и обеспечивать унификацию правовой поддержки каждой из входящих в эту структуру организаций.

И, наконец, хорошей, но, к сожалению, не используемой пока формой является автономная структура со статусом юридического лица, специально созданная Церковью для юридической поддержки своего социального служения.

Все сказанное позволяет сделать вывод: юридическая поддержка занимает одно из центральных мест в социальном служении. От качества этой поддержки во многом зависит выполнение всеми нами Господней заповеди возлюбить ближнего своего, как самого себя.

Трайнин О. М.,
руководитель юридической группы
Марфо-Мариинской Обители милосердия

К началу страницы


Некоторые аспекты юридического обслуживания социальной деятельности РПЦ

На сегодняшний день социальная деятельность религиозных и иных организаций РПЦ (приходов, монастырей, подворий, братств, сестричеств и т. д.) охватывает следующие основные направления:

  • социальное обслуживание и благотворительная поддержка граждан, оказавшихся в трудной жизненной ситуации (престарелых, инвалидов, малообеспеченных, детей-сирот, безработных и т. д.);
  • общее основное и дополнительное религиозное образование детей из малообеспеченных семей, детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;
  • противодействие легализации и распространению социально опасных явлений, направленных на разрушение основной социальной ячейки общества-семьи (аборты, новые репродуктивные технологии, эвтаназия, нетрадиционная (однополая) семья и т. д.);
  • противодействие социально опасной деятельности нетрадиционных религиозных организаций (сект)
  • другие направления.

В рамках первого направления - социальное обслуживание и социальная поддержка нуждающихся - юридическое обслуживание церковных организаций осуществляется в соответствии с целым рядом нормативных правовых актов, к числу которых относятся Федеральный закон "Об основах социального обслуживания населения РФ" от 10.12.1995, Федеральный закон "О благотворительной деятельности и благотворительных организациях" от 11.08.1995, Положение о лицензировании деятельности по социальному обслуживанию населения, утвержденное Постановлением Правительства РФ от 7.12.2000 № 933, и другие нормативные правовые акты.

В силу ст. 1 Федерального закона "Об основах социального обслуживания населения РФ", социальное обслуживание в рамках РПЦ представляет собой деятельность социальных служб, созданных РПЦ в целях социальной поддержки граждан, оказавшихся в трудной жизненной ситуации. Согласно ст. 3-4 Закона, деятельность церковных организаций в сфере социального обслуживания может осуществляться в таких формах, как

  • разовая материальная помощь, предоставляемая, в частности, в православных благотворительных пунктах и столовых в виде продуктов питания, денежных средств и т. д.;
  • социальное обслуживание православными патронажными службами инвалидов и престарелых на дому; социальное обслуживание в стационарных организациях (богадельнях, социально-реабилитационных центрах для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей и т.д.);
  • предоставление временного приюта в специализированных организациях социального обслуживания (детских приютах, домах ночного пребывания и т. д.).

Действующее законодательство позволяет религиозным организациям РПЦ создавать учреждения социального обслуживания для взрослых и детей (п. 3 ст. 4 Закона). В настоящее время наибольшее распространение среди православных учреждений социального обслуживания получили православные специализированные учреждения для детей, нуждающихся в социальной реабилитации, православные детские дома и школы-интернаты для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, православные дома престарелых (богадельни).

В процессе создания и деятельности православных организаций социального обслуживания возникает целый комплекс правовых проблем, связанных, прежде всего, с правильным выбором организационно-правовой формы и типа такой организации. Например, практика свидетельствует, что для православной богадельни в г. Москве наиболее приемлемой является форма негосударственного учреждения стационарного медико-социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов (дом-интернат). Что касается организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без родительского попечения, то при их создании следует учитывать возможность как временного содержания таких детей с последующим их распределением в соответствующие стационарные учреждения (детские дома, школы-интернаты, учебно-воспитательные учреждения и т. д.), так и постоянное социально-реабилитационное обслуживание детей с их последующим трудоустройством. В первом случае оптимальной является форма социального приюта, особенности которой определены в Положении о социальном приюте для детей, утвержденном Постановлением Правительства РФ от 27. 11. 2000 № 896. Во втором случае наиболее приемлемой формой можно считать социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних, осуществляющий профилактику безнадзорности и социальную реабилитацию детей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации. Согласно п. 8 Положения о таком центре, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 27.11.2000 № 896, он может иметь группы длительного пребывания, осуществляющие социальную реабилитацию детей. В отличие от образовательных учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (детских домов и школ-интернатов), социально-реабилитационный центр не нуждается в получении лицензии на право ведения образовательной деятельности со стороны органов управления образованием. Центр может быть создан как структурное подразделение религиозной организации, без прав юридического лица.

Деятельность организаций социального обслуживания в силу Положения о лицензировании деятельности по социальному обслуживанию населения подлежит лицензированию. Процесс лицензирования предполагает подготовку необходимых документов. Так, для лицензирования православной богадельни требуется представить в Комитет социальной защиты

  • копии документов, подтверждающих право пользования помещениями, в которых будет осуществляться лицензируемый вид деятельности, и копию поэтажного плана указанных помещений, выданную органом технической инвентаризации;
  • сведения о профессиональной подготовке специалистов, которые будут осуществлять деятельность по социальному обслуживанию населения;
  • заключения территориальных органов управления Государственной противопожарной службы и территориальных центров санитарно-эпидемиологического надзора о соответствии помещений, зданий и условий осуществления деятельности требованиям пожарной безопасности и санитарным требованиям.

Очевидно, что юрист должен учитывать не только нормы федерального законодательства о лицензировании, но руководствоваться также действующим региональным законодательством в этой сфере. Наиболее острой проблемой для православных организаций социального обслуживания является создание необходимых условий содержания взрослых или детей при соблюдении санитарно-эпидемиологических норм, норм противопожарной безопасности, строительных норм и правил, которые установлены в соответствующих подзаконных актах. Зачастую прихрамовые здания и хозяйственные постройки, переданные в собственность или безвозмездное пользование религиозным организациям, не соответствуют установленным требованиям. Между тем, оперативный ремонт таких зданий затруднителен ввиду недостатка у религиозной организации материальных средств. Представляется, что эти трудности не являются достаточным основанием для ухода организации социального обслуживания в "подполье" и совершенного отказа от лицензирования. В частности, в случае частичного исправления недостатков по требованию СЭС и органов госпожнадзора лицензия может быть получена на отдельные виды социального обслуживания (медико-социальную помощь, санитарно-гигиеническое обслуживание и т. д.).

Существует определенная специфика оформления отношений учреждений социального обслуживания с состоящими на их обслуживании гражданами-дестинаторами и их законными представителями. В частности, администрация православных богаделен нередко заключает с престарелыми гражданами договоры пожизненного содержания с иждивением, предполагающие предоставление указанным гражданам заботы и ухода на условиях передачи жилого помещения граждан в собственность богадельни.

Немаловажным является второе направление социальной деятельности РПЦ - образование несовершеннолетних, содержащихся в православных учреждениях социального обслуживания. Далеко не всегда указанные учреждения располагают необходимым штатом педагогических работников, способных заниматься образованием детей. Именно поэтому наиболее распространенной формой таких учреждений является экстернат, предполагающий самостоятельное изучение экстерном общеобразовательных программ с последующей промежуточной и итоговой государственной аттестацией в общеобразовательном учреждении, имеющем государственную аккредитацию. В Положении о получении общего образования в форме экстерната, утвержденном Приказом Минобразования от 23.06.00 № 1884 (зарегистрированном в Минюсте 04.04.00 № 2300) содержатся обязательства школы и экстерна (его родителей или законных представителей) при получении образования в форме экстерната. Несомненно, учреждения социального обслуживания должны стремиться к формированию собственного штата педагогов и обучению детей в недрах собственного учреждения. Так, на сегодняшний день при некоторых учреждениях социального обслуживания, а также при монастырях, где проживают дети, оставшиеся без попечения родителей, открываются православные образовательные учреждения, осуществляющие образовательную деятельность на основании лицензии. Сотрудники таких учреждений социального обслуживания, либо насельники монастырей, оканчивают в очной или заочной форме педагогические институты (факультеты) или курсы повышения квалификации педагогических работников. В результате отпадает необходимость в использовании для обучения детей формы экстерната - учреждение социального обслуживание способно своими силами осуществлять образовательную деятельность.

Следует подчеркнуть, что при наличии собственного штата педагогов учреждение социального обслуживания может воспользоваться двумя предоставленными действующим законодательством возможностями. Во-первых, такое учреждение может создать собственное учебное заведение с правами юридического лица (например, общеобразовательную среднюю школу, гимназию и т. д.) и затем добиться получения данным учебным заведением лицензии на право ведения образовательной деятельности. Во-вторых, учреждение социального обслуживания вправе осуществлять образовательную деятельность непосредственно, без государственной регистрации специально созданного учебного заведения в качестве юридического лица. Для этого необходимо создать в рамках учреждения структурное подразделение - среднюю школу, гимназию и т. д., действующее на основании внутреннего Положения, а затем обратиться в орган управления образованием либо в уполномоченный орган местного самоуправления с просьбой о выдаче учреждению социального обслуживания лицензии на право ведения образовательной деятельности непосредственно, без государственной регистрации собственного образовательного учреждения. В силу ст. 33 Закона РФ "Об образовании" от 10.07.92 (в редакции от 13.01.96) лицензия на право ведения образовательной деятельности выдается на основании заключения экспертной комиссии, в котором устанавливаются: соответствие условий осуществления образовательного процесса в данном учреждении государственным и местным требованиям в части строительных норм и правил, санитарно-гигиенических норм, охраны здоровья учащихся, воспитанников и работников образовательного учреждения, образовательного ценза педагогических работников и другие параметры, указанные в п. 9 ст. 33 Закона.

В перспективе учреждение социального обслуживания либо созданное им образовательное учреждение, зарегистрированное в качестве юридического лица, может пройти государственную аккредитацию, которая предоставляет учреждению следующие перечисленные в ст. 33 Закона "Об образовании" возможности: право на выдачу своим выпускникам документа государственного образца о соответствующем уровне образования, на пользование печатью с изображением герба РФ, право общеобразовательного учреждения на включение в схему централизованного государственного финансирования.

Достаточно важной является проблема содержания образования в православных учебных заведениях. Дело в том, что помимо общеобразовательных предметов (русского языка, литературы, математики) в образовательную программу православной школы должны входить вероучительные дисциплины (Закон Божий, Основы православной культуры и нравственности и т. д.). К сожалению, до сих пор существует проблема подготовки педагогов по указанным дисциплинам, поскольку они не охвачены ни единым общецерковным, ни государственным образовательным стандартом. Тем не менее при некоторых институтах повышения квалификации работников образования открываются курсы подготовки педагогов по данным дисциплинам. Выпускники курсов получают документы государственного образца (дипломы, справки, аттестаты и т. д.), позволяющие им обучать детей религиозным предметам в рамках дополнительного образования. Аналогичное значение имеют документы, выдаваемые выпускникам богословских вузов (факультетов), имеющих государственную аккредитацию. В данной области заслуживает внимания Тверской опыт. По инициативе Тверского государственного университета в Учебно-методическое объединение (УМО) вузов РФ по педагогическому образованию были представлены необходимые документы и материалы для открытия в рамках специальности 031200 - "Педагогика и методика начального образования (квалификация - учитель начальных классов)" специализации "Основы православной культуры в начальной школе". Согласно экспертному заключению от 22.12.99 № 101\109 УМО признало возможным открыть подготовку кадров в Тверском государственном университете по заявленной специализации с присвоением ей индекса 031229 - "Основы православной культуры в начальной школе".

В последнее время значительные усилия РПЦ направлены на борьбу с широкой легализацией социально опасных явлений в сфере семейных отношений и медицины. Речь идет, прежде всего, об абортах, обозначенных в законе благовидным термином "искусственное прерывание беременности". В соответствии с преамбулой к Конвенции о правах ребенка, принятой Генеральной ассамблеей ООН 20 ноября 1989 г., "государства-участники Конвенции принимают во внимание, что ребенок, ввиду его умственной и физической незрелости, нуждается в специальной охране и заботе, включая надлежащую правовую защиту, как до, так и после рождения". Однако, согласно п. 2 ст. 17 Конституции РФ "основные права и свободы человека принадлежат каждому от рождения". Таким образом, в Российской Федерации жизнь зачатого, но еще не родившегося ребенка практически не защищена. В таких условиях представляется важным поиск правовых возможностей отказа православных врачей от проведения абортов (по религиозным, этическим и иным убеждениям). Характерно, что российское законодательство не предусматривает права врача на отказ от прерывания беременности. Действительно, закрепленное в ст. 58 Основ законодательства РФ об охране здоровья граждан право лечащего врача на отказ от "наблюдения и лечения" пациента может быть реализовано лишь при наличии следующих оснований: во-первых, в случае несоблюдения пациентом предписаний и правил внутреннего распорядка лечебно-профилактического учреждения; во-вторых, если такой отказ не угрожает жизни пациента и здоровью окружающих. Очевидно, что нежелание врача умерщвлять зародившуюся жизнь не вписывается в очерченные законом рамки отказа от "наблюдения и лечения больного". На наш взгляд, указанная статья не является препятствием на пути законодательного закрепления права врача на отказ от производства аборта. Дело в том, что в случае аборта речь идет отнюдь не о "лечении" больного, а о медицинском вмешательстве, возможность отказа от которого со стороны врача не урегулирована в Основах. Право врача на отказ от производства аборта закреплено в п. 6 Декларации Всемирной Медицинской Ассоциации "О медицинских абортах", согласно которому в том случае, "если личные убеждения не позволяют врачу сделать мед. аборт, он должен перепоручить пациентку компетентному коллеге". Однако указанный источник - Декларация "О медицинских абортах" - является этическим, а не правовым. Тем не менее, существуют и известные правовые основания отказа врача от производства аборта. Дело в том, что в отечественном законодательстве действует разрешительный принцип, в силу которого "разрешено все, что прямо не запрещено законом". Таким образом, на наш взгляд, отказ от производства аборта не является противозаконным деянием, поскольку такой отказ действующим законодательством не запрещен. Тем не менее отказы подобного рода не встречаются в медицинской практике. Сдерживающую роль играют ст. 124 и 125 УК РФ, согласно которым врач привлекается к уголовной ответственности за "неоказание помощи больному без уважительных причин", а также за "заведомое оставление в опасности лица, находящегося в опасном для жизни и здоровья состоянии". Представляется, что для наиболее полной реализации "разрешительного принципа" существующий в действующем законодательстве пробел необходимо восполнить специальной статьей, предусматривающей возможность отказа врача от производства аборта по морально-этическим соображениям, религиозным и иным убеждениям. Что касается религиозных и иных убеждений, то и в нынешних условиях, при отсутствии в Основах специальной статьи, врач вправе в обоснование своего отказа ссылаться на п. 1 ст. 3 Федерального Закона "О свободе совести и о религиозных объединениях", согласно которому в Российской Федерации каждому гарантируется право иметь и распространять религиозные и иные убеждения и действовать в соответствии с ними.

Произведенный в настоящей публикации анализ основных направлений юридического обслуживания социальной деятельности РПЦ свидетельствует о необходимости развития и совершенствования правоприменительной практики. Важным представляется и участие представителей РПЦ в законотворческой деятельности посредством созданных при органах исполнительной власти структур - Комиссии по вопросам религиозных объединений при Правительстве РФ, координационного совета по взаимодействию Московской Патриархии с Министерством образования РФ, комиссии по церковно-государственным отношениям при Полномочном представителе президента РФ в Центральном федеральном округе и других органов.

к. ю. н.
юрист Отдела религиозного образования и катехизации РПЦ
Чернега К. А.

К началу страницы


Главная
страница
Информационные
материалы
Ноу-хау Информационный
бюллетень
Миссия АСТ Объявления

Copyright (c) Круглый стол по религиозному образованию и диаконии, 1996-2000. Все права защищены.