Главная страницаИнформационные материалыНоу-хауИнформационный бюллетеньМиссия ACTОбъявления

Диакония: работа с семьей
Семейная работа в реабилитационном центре "Дом милосердия"
Укрепление семьи как путь профилактики детского сиротства
Современное состояние семьи

"Роль семьи в становлении личности исключительна, ее не могут подменить иные социальные институты. Разрушение семейных связей неизбежно сопряжено с нарушением нормального развития детей и накладывает долгий, в известной мере неизгладимый отпечаток на всю их последующую жизнь.

Вопиющей бедой современного общества стало сиротство при живых родителях. Тысячи брошенных детей, которые наполняют приюты, а иногда оказываются на улице, - свидетельствуют о глубоком нездоровье общества. Оказывая таким детям духовную и материальную помощь, заботясь об их вовлечении в духовную и социальную жизнь, Церковь одновременно видит важнейший свой долг в укреплении семьи и в осознании родителями их призвания, что исключало бы трагедию брошенного ребенка".

Основы социальной концепции Русской Православной Церкви

Семейная работа в реабилитационном центре "Дом милосердия"

Санкт-Петербургский социально-реабилитационный центр "Дом милосердия" предназначен для временной реабилитации детей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации. В приют Центра попадают дети, которые по тем или иным причинам не могут проживать в семье: оставшиеся без попечения родителей, страдающие от алкоголизма родителей, родительского небрежения, невнимания, жестокости. По требованиям, установленным администрацией Санкт-Петербурга, срок пребывания детей в социально-реабилитационном учреждении ограничен, как правило, одним годом. После этого ребенок должен быть определен на постоянное жительство: возвращен в родную семью, устроен в новую семью или детский дом.

Приоритетное право на воспитание ребенка в семье закреплено в ст. 54,55,123 Семейного Кодекса РФ. В Комментарии к Семейному Кодексу подчеркивается: "Только в случаях, когда устройство ребенка в семью не представляется возможным, дети помещаются в соответствующие учреждения (в зависимости от возраста и здоровья) на полное государственное обеспечение. "Выбор той или иной формы устройства ребенка определяется, исходя из интересов ребенка с учетом конкретных обстоятельств утраты родительского попечения…".

Приоритеты семейного воспитания определяются не только юридическими нормами Семейного Кодекса, но и теми глубинными смыслами, тем духовным назначением, которое несет в себе семья. Один из наиболее ярких философов Русского Возрождения И.А. Ильин (1883-1854) отмечал: "Никакие "детские сады", "детские дома", "приюты" и тому подобные фальшивые замены семьи не дадут ребенку необходимого: ибо главной силой воспитания является то взаимное чувство личной незаменимости, которое связывают родителей с ребенком и ребенка с родителями связью единственной в своем роде - таинственной связью кровной любви. В семье, и только в семье, ребенок чувствует себя единственным и незаменимым, выстраданным и неотрывным, кровью от крови и костью от кости; существом, возникшим в сокровенной совместности двух других существ и обязанным им своей жизнью; личностью, раз навсегда приятною и милою во всем ее телесном-душевном-духовном своеобразии. Это не может быть ничем заменено; и как бы трогательно ни воспитывался иной приемыш, он всегда будет вздыхать про себя о своем кровном отце и о своей кровной матери…"

Поэтому, несмотря на всю сложность и запутанность житейских ситуаций в семьях, в нашем Центре приоритетными являются формы семейного устройства. После поступления ребенка в приют Центра, в первую очередь, определяются возможность и перспективы возвращения ребенка в родную семью, затем перспективы воспитания ребенка родственниками, и лишь после этого изучается возможность воспитания его в опекунской или приемной семье. И только в случае невозможности устройства ребенка в семью, ему подбирается сиротское учреждение. Уставы реабилитационных центров закрепляют необходимость работы не только с ребенком, но и с его окружением. Однако действия Центра по жизнеустройству ребенка могут носить только рекомендательный характер, так как, в соответствии с Семейным Кодексом РФ, эти функции возложены на органы опеки и попечительства, которыми являются органы местного самоуправления. Это означает, что по распоряжению органов опеки ребенок может быть возвращен в семью или устроен в сиротское учреждение независимо от позиции специалистов Центра. С другой стороны, возможности глубокой работы с семьей ребенка значительно возрастают, если деятельность Центра социальной реабилитации и органов опеки согласована, достигнуто взаимопонимание и ведется совместная работа в интересах ребенка.

Работа с семьей начинается сразу, как только поступило обращение за помощью в связи с трудной жизненной ситуацией. Такие обращения поступают от инспекторов по опеке, из милиции, от родителей и родственников ребенка. Крайне важно до поступления ребенка посетить семью (конечно, если имеется такая возможность). Это особенно необходимо, если обращение поступает от его родителей или родственников. В этом случае социальные работники имеют возможность не только наблюдать ситуацию в семье, но и оперативно содействовать разрешению внутреннего конфликта. При таком "раннем вмешательстве" ребенок остается в семье, и можно продолжать работать с семьей в течение необходимого времени до разрешения трудной жизненной ситуации, оказывая необходимую психологическую и социальную помощь. Наш опыт показывает, что уход ребенка из семьи влечет существенное изменение в семейной ситуации. И, как правило, требуется значительно больше времени и сил для ее разрешения даже после возвращения ребенка домой.

Согласно Семейному Кодексу (Ст.77), ребенок может быть изъят из семьи Органами Опеки при непосредственной угрозе его жизни или здоровью. Однако точные критерии оценки ситуации в семье отсутствуют и зачастую субъективны, зависят от мнения инспекторов по опеке. Часто сам ребенок уходит из семьи и через некоторое время оказывается в приюте, имея за плечами опыт бродяжничества. Дети называют следующие причины ухода из семьи: пьянство родителей, ссоры, придирки со стороны родителей, жестокое обращение в семье, отсутствие родителей, ощущение собственной ненужности. Все эти причины свидетельствуют о том, что ребенок не получает в семье любви и надлежащего воспитания. Большинство семей испытывает материальные трудности. Но материальное неблагополучие является, как правило, не определяющим фактором, а фоном процесса общего разрушения семьи.

При поступлении ребенка сотрудники Центра проводят не только комплексное обследование ребенка и его семьи, но и выявляют все его семейные связи, отношения с родственниками и иные социальные контакты для того, чтобы определить возможности сохранения семьи, перспективы его устройства и разработать индивидуальную программу реабилитации.

Специалисты Центра посещают семью ребенка и производят обследование условий жизни и воспитания. При этом исследуются бытовые условия его жизни, доходы семьи, выявляются проблемы алкоголизма, наркомании, здоровья родителей и членов семьи. Обращается внимание на общую атмосферу в семье, особенности поведения, взаимоотношения членов семьи, внимание семьи к проблемам ребенка, возможности организации лечения, отдыха, дополнительного образования. По возможности, это обследование проводится совместно с инспекторами по опеке.

После проведения комплексной диагностики разрабатывается индивидуальный план реабилитации ребенка. Поэтапно совместно с родителями специалисты Центра ставят цели, разрабатывают меры по разрешению трудной ситуации в семье. Это может быть оформление необходимых документов, устройство на работу, получение пенсий или пособий, смена места жительства, лечение от алкоголизма или наркомании, получение специальной психологической помощи, перевод ребенка на иную форму обучения и т.д. В Центре с семьей работают специалисты по социальной работе, психолог, воспитатели. Специалисты наблюдают за развитием отношений в семье, за эмоциональным состоянием ребенка после встреч с родителями, за изменениями социального статуса семьи. Если ситуация в семье нормализуется, то принимается решение о возвращении ребенка родителям. К сожалению, приходится констатировать, что часто только страх потерять ребенка заставляет родителей задуматься об изменении своей жизни. В этих случаях приходится прибегать к достаточно жесткому административному стилю взаимоотношений, разъясняя возможные последствия лишения родительских прав.

При этом нельзя не отметить ту неоценимую помощь, которую может получить семья со стороны Церкви. Именно в Церкви, в церковных таинствах душа человеческая получает исцеление и приобретает силы для прощения, терпения, семейного труда и воспитания детей. Как правило, именно при обращенности к Церкви дети и родители получают силы для восстановления, казалось, полностью разрушенных семейных связей. Детская молитва и покаяние родителей способствуют исцелению застарелых семейных недугов.

Наркозависимая мать по собственной инициативе передает ребенка в Центр в отделение дневного пребывания, скрывая это от отца, который также употребляет наркотики. До наступления этого периода в жизни семьи было много ярких, интересных впечатлений. Родители с сыном несколько раз путешествовали по странам Европы. Мальчик обучался в одной из элитных петербургских школ в 4-м классе. Причинами обращения послужили: критическое состояние здоровья матери (сепсис, пневмония, болезнь сердца) и состояние здоровья ребенка. Из-за того, что почти все деньги в семье уходили на наркотики (отец зарабатывал частным извозом), члены семьи подолгу голодали. Отец пытался скрывать от сына свою наркозависимость, но мальчик все понимал. Часто отец был жесток с женой и сыном, избивал их. Мальчик страдал тяжелыми неврологическими расстройствами, психика его была крайне истощена. Стойкий энкапрез тоже явился следствием переживания ребенком того перелома, который испытала семьи в связи с пристрастием родителей к наркотиками. Мать была задержана с дозой героина, которую по требованию мужа приобрела на улице и несла ему домой, против нее было возбуждено уголовное дело за хранение наркотиков. Но, в отличие от отца в этой семье, мать вступила на путь излечения от наркозависимости. Мы помогали матери в судебном процессе и неоднократно помещали ее в реабилитационный центр для наркозависимых "Возвращение". Через некоторое время она стала ходить в храм. Велась работа и с отцом ребенка. На какое-то время семье воссоединялась, однако отец не отказался от употребления наркотиков. Летом 2000 года он скончался. На протяжении двух лет специалисты Центра в сотрудничестве с матерью и сыном поддерживали их психическое и физическое здоровье, организовывали обучение ребенка (пришлось перейти из элитной школы на индивидуальное обучение в Центре, а затем на надомное обучение по месту жительства), защищали его жилищные права. Удалось сохранить жизнь и здоровье сына и матери, их отношения. Вот уже почти два года ребенок проживает с мамой.

Однако даже после возвращения ребенка семья нуждается с постоянном сопровождении, а иногда и существенной поддержке и помощи. В Центре, как правило, сохраняется патронаж семьи в течение полугода, а при необходимости и более для предотвращения кризиса. Но и после снятия с патронажа семья имеет право обратиться в Центр и получить необходимую помощь и поддержку.

Володя большую часть времени проводил на улице в районе станции метро, попрошайничал. Мать и отчим Володи страдали алкоголизмом, отчим жестоко с ним обращался. Мальчика привязывали к батарее парового отопления в комнате, избивали, подолгу не кормили. После того, как Володя был помещен в приют, мать начала живо интересоваться его воспитанием, прошла курс медикаментозного лечения от алкогольной зависимости, устроилась на работу, рассталась с мужем, который так и не перестал пить. Через полгода ребенок был возвращен матери и до настоящего времени проживает с ней. Однако в течение двух лет мать регулярно просила принять ребенка на период школьных каникул; мальчик и сам приходил в приют, когда мать попадала в больницу.

К сожалению, наш опыт показывает, что с годами все меньше детей возвращается в родную семью. Усиливается наркотизация и алкоголизация родителей. Наличие зависимости делает возвращение ребенка в семью практически невозможным. И тогда наша задача - найти ребенку новую среду воспитания и подготовить родителей к принятию перспективы воспитания ребенка вне родной семьи, сохраняя по возможности теплые эмоциональные отношения с ребенком.

Обеспечение семейных связей с родителями и близкими людьми - это, может быть, самый важный фактор, который влияет на успех воспитательной работы вне родной семьи. Из опыта мы знаем, с какой настойчивостью многие подростки, от которых отказались матери при рождении, стремятся найти своих родителей и родственников. И чем больше ребенок живет в воспитательном учреждении, тем сильнее стремление найти своих родных и близких, узнать об их прошлом, понять причины своей отверженности. Для них встреча с родными часто означает и примирение с жизнью, принятие своего креста, прощение близких и духовное становление.

Мать отказалась от С. в родильном доме. С. воспитывался в детском доме, потом в приюте. В 16 лет подросток, ставший к этому времени слепым, смог разыскать мать в больнице, примириться с ней, простить происшедшее. Через день мать ребенка умерла. Уже больше года после смерти матери подросток поддерживает связи с бабушкой, отчимом, сводными братьями и сестрами.

А.(6 лет) и С. (12 лет), до поступления в приют в 1995 году жили с родителями - опустившимися БОМЖами, попрошайничавшими на паперти одного из храмов города. С большим трудом удалось уговорить родителей отдать детей в приют. Поначалу родители часто навещали их, приносили часть "гостинцев" из церкви. Но вскоре умер отец, через год умерла мать. Одного брата взяли на воспитание родственники, другого - сестра из братства Св. Анастасии, у которой А. живет уже 7 лет. А. очень нравилось в новой семье. Но чувство, беспокойства, вины перед родителями не оставляло ее до тех пор, пока она не пришла попрощаться с матерью на ее могилу и отслужить панихиду.

С 1995 года Центр ведет активную работу по устройству детей на семейное воспитание. Для подготовки к семейному устройству в Центре создано отделение Семейных воспитательных групп. Семейные воспитательные группы - это семьи, которые берут на себя функции по реабилитации и воспитанию детей. На период реабилитации такая семья заключает с договор Центром, при этом один из родителей становится сотрудником Центра - воспитателем семейной группы. Целью помещения ребенка в Семейную воспитательную группу является подготовка его к последующему устройству в эту же семью (в форме опеки, усыновления или приемной семьи).

Необходимо отметить, что воспитателей семейных групп мы ищем, в первую очередь, из среды родственников и социального окружения ребенка. Из 94 детей, устроенных в семьи, 20 было направлено к родственникам., 25 - в семьи прихожан Братства Св. Анастасии и других православных приходов, с которыми тесно сотрудничает Центр.

Размещение вне семьи - это всегда болезненный процесс как для ребенка, так и для его родителей. Поэтому при принятии решения о переводе ребенка в семейную воспитательную группу мы стремимся достичь понимания у взрослых, принимающих его, что родители важны для ребенка, хотя он может и не проживать с ними. Такая позиция помогает всем пережить сложный и болезненный процесс лишения родительских прав, необходимый для устройства ребенка вне родной семьи. В практике Центра имеются случаи, когда родители ребенка и воспитатели семейных групп становились партнерами и тесно сотрудничали.

С 1999 года в Центре организованы занятия "Школы приемных родителей" по подготовке будущих воспитателей семейных групп к работе с детьми. Занятия посещают все будущие воспитатели семейных групп, в том числе родственники ребенка. Одна из важнейших тем - сохранение семейных связей ребенка, взаимоотношение с кровными родителями. Обучение в "Школе" не дает права взять любого понравившегося ребенка на воспитание. И многие взрослые, прошедшие обучение и осознав трудности воспитания, не торопятся с принятием на себя ответственности за воспитание ребенка. Но, тем не менее, сегодня можно утверждать, что практически всем детям в возрасте до 10 лет можно подобрать подходящую семейную воспитательную группу, способную со временем стать опекунской или приемной семьей.

Катя до 10 лет не посещала школу, подолгу оставалась одна, будучи предоставлена самой себе, бродяжничала. В приюте между девочкой и взрослыми сформировались теплые доверительные отношения, позволившие подготовить Катю к переходу в приемную семью. Конечно, не все складывалось так гладко, как хотелось бы - Катя несколько раз убегала из приюта, однако она все же смогла сама сделать ответственный выбор и живет сейчас живет в семейной воспитательной группе. Катя за год освоила программу 1, 2 , 3-го класса начальной школы. В этом учебном году она окончит последний класс начальной школы и перейдет в пятый класс. Катя занимается в театральном коллективе, ездит в гости к бабушке и тете. Самостоятельно перемещаясь по городу, она не стремится попасть в места своей прежней жизни; если задерживается на занятиях в театральном коллективе, то обязательно звонит по телефону домой воспитателю (приемной маме) и предупреждает о задержке. Посещает церковь, ведет за собой приемную мать.

В 2001 году при Центре был организован "Клуб приемных родителей", объединивший людей, взявших на воспитание детей из приюта "Дом милосердия". В клубе около 50 человек На еженедельные встречи клуба приглашаются психологи, специалисты, происходит обмен опытом в воспитании детей, идет обсуждение возникших проблем, идет совместный поиск решения трудных ситуаций. Всегда желанные гости - директор Центра Никитин Владислав Михайлович и отец Александр Степанов. Некоторые приемные семьи воцерковляются, посещают катехизацию, что помогает продолжить начавшуюся в приюте церковную жизнь детей.

Одна из новых форм семейной работы в Центре - создание временных семейных воспитательных групп. Эти группы не имеют своей целью последующего обязательного устройства в семью, а направлены исключительно на временную реабилитацию детей в семейных условиях. Во временных семейных группах проходят реабилитацию дети с серьезными расстройствами физического здоровья и эмоциональной сферы, а также после лечения, в период школьных каникул. Особенно эффективны временные семейные группы для реабилитации детей младшего возраста. Ведь по оценке психологов, пребывание в детском учреждении ребенка младшего возраста влечет за собой существенную задержку в его развитии. При обращении по устройству детей младшего возраста мы стараемся не помещать ребенка в приют, а сразу направлять его во временную семейную группу. Две такие группы, например, организованы в приходе Св. Мц. Царицы Александры, в которых воспитываются шестеро детей в возрасте 3-6 лет. Воспитатели групп окружили малышей вниманием и заботой, создали уютную обстановку большого семейного дома. Мы надеемся, что со временем там будет организовано целое дошкольное отделение семейного типа.

В 2000 году с целью профилактики безнадзорности Центр открыл на базе подросткового клуба в Василеостровском районе отделение дневного пребывания для детей в возрасте 7-11 лет. Цели семейной работы в этом отделении - помочь семье справиться с трудностями в воспитании и обучении ребенка, оказать необходимую медико-социальную помощь, найти занятия детям, подготовить семью к трудностям "переходного возраста". Всех детей, посещающих дневное отделение, можно отнести к "группе риска". Без своевременной помощи и поддержки они через несколько лет окажутся на улице. С семьей работает специалист по социальной работе и психолог. При необходимости привлекаются другие специалисты (медики, юрист, учитель, дефектолог). Администрация района взяла на себя обязательства обеспечить помещениями работу отделения, производить оплату коммунальных услуг, направлять детей, находящихся в трудной жизненной ситуации и проживающих в Василеостровском районе Санкт-Петербурга.

При поступлении обращения о приеме ребенка проводится социально-психологическое обследование состояния ребенка и его семьи. Организовано бесплатное питание. Дети занимаются в кружках приюта, посещают бесплатно занятия других подростковых клубов района. Расписание составлено таким образом, что ребенок может посетить занятие кружка или студии в течение дня, выполнить домашнее задание, при необходимости обратившись за помощью к педагогу. При этом обеспечивается необходимый для дезадаптивных детей ритм смены деятельности. Работа строится с учетом психологических особенностей данной категории детей. Она включает в себя организацию занятий, праздников и поездок, участие в общих делах центра. Педагоги активно вовлекают родителей в творческую деятельность. Дети подтянулись в учебе, в большинстве случаев обстановка в семье улучшилась. Родители стали активнее участвовать в воспитании детей. В течение года трое из десяти детей были переведены в группы продленного дня с условием продолжения занятий в кружках, трое переведены в приют Центра в связи с осложнением обстановки в семье, остальные продолжают заниматься в группе дневного пребывания.

Наш опыт показывает, что такая организация жизни детей в возрасте до 11 лет не требует таких больших затрат, какие необходимы для организации постоянного проживания детей в приюте, помогает предотвратить уход детей из семьи, своевременно поддержать семью, оказать необходимую материальную, психологическую, юридическую помощь. Такая помощь семье может быть организована при школах, подростковых клубах, церковных приходах.

Понимая, что "семья всегда останется незаменимым органом социального воспитания, и то, что дает семья, не могут дать никакие иные формы социального объединения, - никакие суррогаты семьи" , все-таки приходится решать вопрос, как можно компенсировать отсутствие семьи в случае невозможности семейного устройства ребенка. Центр сотрудничает с семейными лагерями, в которые мы направляем наших детей в каникулярное время. Большую поддержку Центру оказывает церковная община Братства св. Анастасии, в которой подросток может найти поддержку, понимание, совет. В клуб бывших воспитанников Центра приходят подростки 15-17 лет, проживающие самостоятельно или в детских домах. В круг общения вовлечены учащиеся Санкт-Петербургской Семинарии. Организуются регулярные встречи, паломнические и культурные выезды, походы.

Опыт клубной работы - новый опыт работы в Центре. Поэтому мы будем благодарны, если с нами поделятся опытом приходы и организации, имеющие опыт организации родительских клубов и подростковых объединений.

Курганова Г.С.,
заместитель директора
социально-реабилитационного центра
"Дом милосердия"
Контактный телефон: (812) 321-0775

К началу страницы


Укрепление семьи как путь профилактики детского сиротства

В течение последних четырех лет Православный центр "Живоносный Источник" в Царицыно совместно с Царицынским центром социального обслуживания (ЦСО) г. Москвы осуществляет программу помощи социально незащищенным слоям населения. О том, как через укрепление семьи можно содействовать профилактике детского сиротства рассказывает психолог-консультант Отделения социальной и психолого-педагогической помощи семье и детям ЦСО кандидат психологических наук Ирина Николаевна Мошкова.

Ирина Николаевна, как бы Вы охарактеризовали состояние семьи в современном российском обществе?

Не будет преувеличением сказать, что семья в современном российском обществе переживает глубокий кризис. Катастрофически высок процент разводов - свыше 50% от числа заключенных браков. Их причинами зачастую являются алкоголизм, наркомания, взаимная неверность супругов, неспособность родителей материально обеспечить своих детей, отсутствие нормальных жилищных условий. Но в решающей степени нестабильность семьи и утрата родителями умения надлежащим образом воспитывать своих детей объясняется не внешними, а внутренними факторами жизни людей: разрушением христианской духовно-нравственной семейной традиции, падением общего уровня культуры человеческих взаимоотношений, крайним невежеством людей в области понимания духовного смысла семьи, брака, отцовства и материнства.

Характерными для современности являются: неуверенность в завтрашнем дне, потеря смысла жизни, острое переживание одиночества и недоверия друг другу, утрата чувства семьи и дома.

В этих условиях рождение и воспитание ребенка начинает восприниматься как тяжелое, непосильное бремя. Ежегодно в нашей стране растет число абортов, количество детей, оставленных после рождения на попечении государства или брошенных на улицах и вокзалах.

Даже когда ребенок растет и воспитывается в семье, он зачастую не знает настоящего отцовства и материнства, становится фактически "сиротой при живых родителях". Утрата психологического контакта с детьми лишает родителей возможностей узнавать и понимать истинные причины их нервно-психических срывов, суицидов, неуспеваемости в школе, плохого поведения, различных противоправных поступков. Не имея способности понять своего ребенка и желания помочь ему в трудных, кризисных ситуациях, родители сначала расписываются в собственной беспомощности, затем начинают бояться своих детей, поскольку они приносят в дом все новые и новые проблемы, а потом озлобляются против них и постепенно изгоняют из дома на улицу. Наркомания, пьянство, ранняя проституция, хулиганство становятся закономерным следствием духовного распада семьи как единого целого и утраты родителями отцовских и материнских воспитательных функций.

Какой, на Ваш взгляд, должна быть роль семьи в помощи ребенку, в предотвращения опасности втягивания его на путь бродяжничества, безнравственного и преступного образа жизни?

Практически любая семья, находящаяся в кризисных обстоятельствах жизни, способна к выживанию и преодолению своих насущных и подчас очень сложных проблем, если она приобретет верную духовную ориентацию, направленную на единение членов семьи и формирование готовности совместно понести подвиг созидания новых взаимоотношений, основанных на любви и доверии друг другу. Важно отметить, что духовно-здоровая семья - это не та семья, где нет трудностей и проблем, а та, которая умеет правильно реагировать на возникшие осложнения жизни. Перед лицом опасностей и бед такая семья не предается панике и поиску виновника нарушения благополучия жизни, а объединяется в одно целое, умело перегруппировывая свои внутренние взаимоотношения и ресурсы с тем, чтобы оказать действенную помощь тому члену семьи, которому в данный момент тяжелее всего.

Очевидно, что в современных условиях наиболее уязвимым и подверженным социальному риску членом семьи является ребенок. Вырастая и развиваясь, ребенок на каждом этапе своей жизни привносит в жизнь семьи определенные трудности и проблемы. Недостаток духовного и социального опыта, ограниченный культурный и интеллектуальный кругозор, усугубляемый педагогической несостоятельностью родителей, делают формирующуюся личность зависимой от внешних условий существования. Оставленный без внимания родителей и поддержки с их стороны, ребенок теряет к ним уважение, доверие и любовь и, одновременно, лишается необходимой ему в жизни точки опоры, вследствие чего он соприкасается со множеством трудных непредвиденных ситуаций. Напротив, взаимная поддержка и действенная помощь друг другу в трудную минуту формирует у членов семьи ощущение духовной сопричастности и сплоченности, а также обогащает взрослых и детей позитивным опытом преодоления жизненных трудностей за счет духовных, волевых, интеллектуальных и чувственно-эмоциональных усилий, совершаемых лично каждым человеком.

Но как практически реализовать идею духовно здоровой семьи в современных условиях, когда люди, в большинстве своем, очень далеки от сознательного исповедания христианской веры?

Да, Вы, безусловно, правы, говоря о том, что наши современники чаще всего духовно невежественны, хотя многие из них крещены в раннем детстве. В связи с этим поиск цели и смысла человеческой жизни совершается людьми вразрез с христианским учением о Спасении души и Евангелием. Первоначально мы все пытаемся искать сокровища не на Небесах, а на земле, а потом за это горько расплачиваемся.

В сфере устроения семьи и семейных отношений зачастую вовсе укореняются дикие, языческие подходы. Газеты и журналы в наши дни пестрят объявлениями типа: "Отворожу. Приворожу. Верну любимого, 100% успех", и, как это ни ужасно, маги и чародеи сегодня нередко пользуются большим успехом, чем священники. Происходит это потому, что семья разрушается, и люди хотят найти быстрое и простое средство для решения многочисленных проблем. Никто не хочет совершать подвига во имя Христа и своих ближних, но семейного счастья хотят все.

В связи с этим возникает острая необходимость миссионерского и социального служения в собственном народе. Без специально организованной "Службы Спасения семьи", созданной на основе объединения усилий Церкви и Государства, как нам кажется, не обойтись. Православной Церкви есть, что сказать людям о браке, семье и воспитании детей, она бережно хранит духовные корни и традиции семейной жизни, но государственные социальные учреждения должны этот бесценный опыт востребовать.

Кроме того, объединение подходов Церкви и Государства в деле профилактики детского сиротства и безнадзорности открывает возможность более глубокого рассмотрения понятия "социальная помощь", которую общество может и должно оказывать людям, попавшим в группу риска. Под социальной помощью необходимо понимать не только помощь материальную (обеспечение продуктами, одеждой и обувью, денежными ссудами), но, прежде всего, - помощь духовного и душевного характера. Она предполагает передачу страдающим людям позитивного опыта выживания людей в кризисных жизненных ситуациях за счет объединения усилий и сплочения членов семьи в одно единое целое. Для этого необходимо сочетать постоянную духовно-просветительскую работу с профессиональной деятельностью православных специалистов, направленной на реабилитацию семейных взаимоотношений, коррекцию психического состояния и физического развития детей и взрослых.

Расскажите, пожалуйста, об опыте работы Центра "Живоносный источник" с проблемными семьями.

Уже начиная с апреля 1998 года, на базе Царицынского ЦСО начало свою работу Отделение социальной и психолого-педагогической помощи семье и детям. Оно было организовано, по просьбе администрации ЦСО, на основе кадрового обеспечения из числа сотрудников Православного центра "Живоносный Источник" в Царицыно, уже известного к тому времени своими социальными программами.

Благодаря объединению усилий государственных и общественных организаций открылась реальная возможность для более содержательного и глубокого рассмотрения понятия "социальная помощь населению".

В составе коллектива психологов, педагогов и социальных работников Отделения социальной и психолого-педагогической помощи семье и детям Царицынского ЦСО - всего 7 человек, которые работают с большой самоотдачей, а следовательно с большой перегрузкой по затратам времени и сил.

За основу их деятельности был взят принцип "христианского милосердия", т.е. внимательного рассмотрения всех обращений посетителей с целью оказать не только сочувствие и поддержку находящимся в беде людям, но и конкретную действенную помощь.

Первоначально, социальным работникам приходилось убеждать людей не только ограничиться получением вещевой или продуктовой благотворительной помощи, за которой они обращались, находясь в бедственном положении, но и воспользоваться другими услугами работников Отделения. Для всех посетителей была открыта возможность записаться на бесплатный прием к психологу-консультанту, чтобы посоветоваться со специалистом о семейной жизни и воспитания детей, привести ребенка-дошкольника (если он не посещает детский сад) в группу коррекции возрастного развития, в кружок или творческую студию, отправить ребенка вместе с другими детьми на экскурсию, в детский театр или на прогулку, побывать на семейных и детских праздниках, получить разрешение на посещение ребенком занятий лечебной физкультуры (ЛФК).

За четыре года работы на приеме в указанном Отделении Царицынского ЦСО побывало 945 посетителей. Из них: 94 человека - представители многодетных семей, 353 человека - представители малообеспеченных семей, 121 человек - из неполных семей, 130 человек из семей с детьми-инвалидами. В большинстве случаев, люди жаловались на жизнь, на свой материальный достаток, на отсутствие работы, на своих близких и детей, которые часто болеют, не успевают в школе, прогуливают уроки или дерутся со сверстниками, курят или колют наркотики и т.п.

Как правило, виноват в этих бедах был "кто-то другой", но не сам посетитель. Переменить обстоятельства к лучшему часто мешал им собственный страх (боязнь оторваться от привычных стереотипов поведения), ложный стыд своего невежества, лень, нежелание ради своего ребенка чем-либо пожертвовать или совершить полезное дополнительное усилие. Лишь малая часть обратившихся (примерно 10%) винила самих себя, отмечала свою неподготовленность к жизни и к воспитанию детей.

Но по мере работы Отделения социальной и психолого-педагогической помощи семье и детям Царицынского ЦСО ситуация начала меняться. Благодаря профессионализму и доброжелательности к людям, авторитет коллектива стал расти и привлекать внимание все большего числа жителей Округа. Люди рекомендовали друг другу прийти в ЦСО и обратиться к работникам детского Отделения за советом и "душепопечительской" помощью. В общей сложности на консультации у психолога побывало 400 семей (примерно 850 человек), в группе коррекции прошли занятия 70 детей-дошкольников, в кружках и творческих студиях постоянно занимаются 100 детей (всех возрастов), занятия ЛФК посещает 60 человек. За четыре года работы для детей было организовано 50 детских праздников и 3 семейных праздника "Отчий дом", на каждом из которых побывало свыше 150 человек. Ежемесячно дети всех возрастов, под руководством социальных педагогов и родителей, отправляются на экскурсии по г. Москве, в дельфинарий, зоопарк, кукольный театр и на прогулки на свежем воздухе. Большой интерес жителей Округа вызывают зимние и летние спортивные праздники и эстафеты для детей, проходящие на территории ЦСО.

Важно отметить, что в ходе практической работы с дезадаптированными семьями и семьями, находящимися в кризисной ситуации, была оказана действенная помощь родителям и детям с учетом сложившихся жизненных обстоятельств.

Дети-дошкольники с явными признаками отставания в развитии и педагогической запущенности, посещавшие занятия в группе коррекции возрастного развития ЦСО, в итоге поступили в общеобразовательную школу на общих основаниях и успешно справляются с программой обучения. Родители получили рекомендации психолога относительно их индивидуальных особенностей, освоили методики самостоятельных занятий с детьми и теперь применяют на практике полученные знания.

Подростки, поступившие в ЦСО по направлению Комиссии по делам несовершеннолетних, теперь занимаются в кружках по интересам, а социальные педагоги Центра регулярно осуществляют патронаж этих семей группы риска на дому, отслеживая успеваемость детей, их поведение и микроклимат семейных отношений.

С детьми-инвалидами, страдающими тяжелыми пороками развития и имеющими нарушения опорно-двигательного аппарата, налажены регулярные занятия творческой деятельностью (группы по 5-6 человек) с целью их общего развития и коррекции моторной активности. В детском отделении ЦСО проводятся творческие выставки работ детей-инвалидов, организуются фольклорные праздники и спортивно-развлекательные игры. Параллельно с этим, с родителями детей-инвалидов проводятся психологические беседы и индивидуальные консультации, направленные на формирование положительного эмоционального настроя и правильного отношения к ограниченным возможностям ребенка.

В тесном контакте с близлежащими общеобразовательными школами, с обществом многодетных семей и обществом семей с детьми-инвалидами Районной управы "Царицыно" детским отделением ЦСО осуществляется работа по патронажному сопровождению детей и их родителей, направленная на профилактику безнадзорности и социального сиротства. Стоит подчеркнуть, что досуговая, экскурсионная и культурная деятельность специалистов Отделения социальной и психолого-педагогической помощи семье и детям является важной составляющей частью социальной работы с населением группы риска, т.к. она способствует укреплению взаимоотношений детей и родителей и налаживанию нормального домашнего микроклимата.

Большую помощь в организации социального служения семье и детям всегда оказывали и оказывают сотрудники Православного центра "Живоносный Источник" в Царицыно. Благодаря деятельности Православного центра открыта возможность для всех членов семьи получать систематическое духовное просвещение и развитие через Воскресную школу и Духовный лекторий, пользоваться услугами библиотеки, книжной лавки, а также приобщиться к традициям семейных паломнических поездок по монастырям и храмам г. Москвы, Московской области и ближайших территорий. В течение 2000-2001 г.г. дети и взрослые могли воспользоваться благотворительными услугами врачей: невропатолога, психиатра, терапевта, аллерголога-иммунолога, которых также приглашала к сотрудничеству дирекция Православного центра.

Ежегодно свыше 1500 детей и родителей обращаются в Православный центр за помощью различного характера.

В результате проделанной работы Православный центр "Живоносный Источник" в Царицыно, а также Отделение социальной и психолого-педагогической помощи семье и детям Царицынского ЦСО начали восприниматься населением как единый социально-профилактический и реабилитационный комплекс, решающий задачи духовно-нравственного укрепления семьи и защиты интересов ребенка. Важными показателями заинтересованности жителей Царицынского Округа в подобной помощи является высокий уровень посещаемости ЦСО и Православного центра "Живоносный Источник". Положительным свидетельством проявления доверия со стороны детей и родителей к специалистам является рост активности и инициативы самих родителей в плане расширения творческих занятий с детьми и повышения уровня их подготовленности к самостоятельной жизни в обществе. Из числа родителей постоянно выявляются новые педагоги-организаторы, воспитатели, социальные работники и врачи-специалисты, которые психологически и духовно готовы приложить свои силы на этом поприще.

На базе этого социально-профилактического комплекса ежегодно проходит практика студентов Московской Духовной Академии и Семинарии, Православного Свято-Тихоновского Богословского Института (педагогический факультет), Государственного Открытого Педагогического Университета (психологический факультет), проводятся семинары и конференции по обмену опытом работы.

Какими Вы видите перспективы данной работы, каковы планы на будущее?

Православный центр "Живоносный источник" в Царицыно совместно с Царицынским центром социального обслуживания разработал проект "Духовно-здоровая семья". Проект предусматривает соединение опыта Православной Церкви, достижений науки (психологии, педагогики и медицины), а также возможностей системы государственного социального обеспечения и поддержки семей, относящихся к группе риска (многодетных, малообеспеченных, неполных, семей с детьми-инвалидами, одиноких матерей).

Основная задача проекта - укрепление духовно-нравственных и социально-психологических основ жизни современной семьи, содействие формированию необходимых психолого-педагогических и медико-психологических условий, способствующих укреплению единства членов семьи, рождению и воспитанию здоровых детей, а также усвоению родителями отцовских и материнских воспитательных функций.

Практическая значимость планируемой работы состоит в том, что будет научно отработана и практически внедрена в жизнь модель деятельности по духовно-нравственному укреплению семьи, благодаря которой многие люди, попадающие в группу социального риска, могут получить конкретную помощь и поддержку.

Исходя из уже имеющегося опыта мы убеждены, что практическое внедрение разработанной модели укрепления семьи на различных территориях г. Москвы и за его пределами будет способствовать профилактике детского сиротства, бродяжничества и преступности среди подростков и молодежи, снижению уровня нервно-психических заболеваний и срывов у взрослого населения, росту социальной активности людей и формированию у них готовности к созидательному и самостоятельному труду на благо своих близких и всего общества в целом. Переход от позиции "жертвы" к позиции "созидателя" собственного домашнего очага и благополучной семейной жизни, происходящий у людей в ходе опытно-экспериментальной работы, будет способствовать также укреплению достоинства человеческой личности и возрастанию чувства ответственности за свою судьбу и жизнь своих детей.

К началу страницы


Современное состояние семьи

Современную ситуацию в Российском обществе можно обозначить как ситуацию духовного распада, разрушения традиционных ценностей и устоев. Все эти процессы относятся и к семье. Кризис личности, кризис духовности затронул семью в очень большой степени. Семья испытывает все деформации окружающей жизни и все-таки является той, может быть, последней твердой почвой под ногами, с которой может начаться восстановление России. Либо - с разрушением семьи - приблизится ее окончательная гибель.

Таким образом, вопрос о современном состоянии семьи далеко не академический, речь идет о жизни и смерти всего нашего народа, нашей страны.

Неудивительно, что Православная церковь в лице и священноначалия, и рядовых ее членов, особенно же родителей и педагогов, озабочена состоянием семьи и считает проблемы семейной жизни и воспитания детей чрезвычайно серьезными.

Острые процессы распада всех традиционных структур, активное влияние пороков и ложных ценностей современного общества на детей и семью требуют таких же активных ответных мер, таких же острых средств противостояния этому влиянию - противостояния в отдельной семье, в приходе, в воскресной школе и гимназии. Но мы часто оказываемся безоружными и не в состоянии защитить детей от разрушительных процессов. Сила церковного народа всегда была в соборности, ничуть не уничтожающей личностного начала, но, напротив, еще больше выявляющей его. Сейчас на месте соборности выступает стадность, а вместо личностной работы - индивидуализм, разобщенность. Церковная православная педагогика не обрела необходимого единомыслия, сплоченности, соединения точной богословской мысли с личной обращенностью к сердцу современного человека. Пока церковные писатели, журналисты, педагоги проигрывают информационную войну.

Православная литература по христианскому воспитанию, которая сейчас издается, зачастую страдает оторванностью от жизни. В нынешней ситуации, когда речь идет о выживании семьи, переиздание педагогических брошюр XIX века или книжечек, дающих рецепты воспитания, ничего не решает. Путь, по которому надо двигаться современной церковной мысли, православной педагогике, представляется нам иным.

В первую очередь, необходимо трезво и бесстрашно увидеть все болевые точки, все духовные искажения в нынешней семейной и приходской жизни. Это - отсутствие основ семейного уклада, невоцерковленность, прежде всего, самих родителей, преобладание запретительной методики в семье и в школе. Кроме того, это поверхностный и потребительский подход к сущности воспитания, который развился сейчас именно в церковной среде: желание переложить все на плечи священника или педагога. И среди православных родителей, и среди православных педагогов нередко встречается стремление отгородиться от ужасов окружающей действительности, спрятаться в нише, которой становится приход или семья. Подобная позиция, на первый взгляд противопоставляющая духовные ценности ценностям мира, на деле не способствует сопротивлению разрушительным силам. Нынешняя ситуация, как об этом с горечью говорят наши пастыри, скорее боевая, а не мирная, и, думая о воспитании, мы вынуждены прибегать к военным терминам: "сражение за наших детей", "битва за детские души". Но чтобы успешно сражаться, надо ясно понимать, не только против чего мы воюем, но и за что. Чтобы нам окончательно не проиграть войну за наших детей, необходимо объединение усилий педагогов и родителей, обмен опытом, выработка современных педагогических установок, которые исключали бы формализм, нежизненность, защищали бы от серьезных провалов. Провалы в воспитании ведут к потере детей, а порой и целых поколений детей. Следует искать не однозначные ответы на все острые вопросы, а общее поле сотрудничества и сотворчества. Важнее не обличать язвы и пороки окружающей действительности - они и так слишком сильно бросаются в глаза, - а все усилия направить на то, чтобы показывать и раскрывать на живых и конкретных примерах правду христианства и красоту церковной жизни. Мы не умеем, если угодно, пропагандировать положительный опыт: семейный, педагогический, приходской, как самый свежий, так и недавнего прошлого.

Наряду с хорошей педагогической литературой необходимо живое общение родителей и педагогов, совместная молитва за детей, беседы и лекции пастырей и специалистов на семейные темы. Еще не так много приходов, где осознали, что работа по укреплению семьи - самая первоочередная задача церковной жизни, так как без такой работы, вероятно, не останется и приходов. В московском храме Трех святителей на Кулишках уже пятый год действует родительский семинар "Школа православной семьи". На занятиях затрагиваются очень серьезные и актуальные темы:

Православная семья в современном мире; кризис семьи и поиски выхода из него; состояние церковного воспитания и образования; игры и игрушки наших детей; проблемы молодежи и современной рок-музыки и многие другие.

На занятиях "Школы" выступали известные священники: прот. Валериан Кречетов, прот. Димитрий Смирнов, прот. Владислав Свешников, прот. Артемий Владимиров и другие. По материалам "Школы" была выпущена книга "Подвиг семейного воспитания" (Москва, 2000). В последнее время на занятиях появились более частные вопросы, но очень важные для тех родителей, которым негде получить на них ответы. Это проблема тяжелобольных детей в семье, способы помощи им и возможности реабилитации всей семьи, где воспитывается больной ребенок. На этих семинарах выступали священники, психологи, а также родители детей с тяжелыми заболеваниями.

Практика проведения семинаров показала, что родителям очень нужно место для встреч, для обмена мнениями, место, где они могут получить совет пастыря или специалиста. Очень важен в приходской работе аспект взаимоотношений семьи с приходом, гимназией и воскресной школой. Ребенок должен воспитываться в едином русле, а не разрываться на части разными воспитательными идеями и установками.

Одна из наиболее трудных задач, стоящих перед родителями и педагогами - не просто ввести детей в Церковь и передать некую сумму знаний о ней, а воцерковить так, чтобы началась подлинная церковная жизнь. Эта задача необыкновенно сложна и по нашим временам почти невыполнима. Она является проблемой не только детей, но и взрослых, но ставить ее надо, и надо пытаться решить ее, прибегая к нашему богатому культурному и духовному традиционному опыту. Сознание современного человека не стремится к поиску "духовной очевидности" (И. Ильин), оно склонно воспринимать христианство не как "путь, истину и жизнь", а как информацию или, в лучшем случае, идеологию. Поэтому трудно передать детям очевидность новой жизни во Христе, если сами взрослые не живут ею.

Мы считаем, что самое главное в воспитании детей - не столько поиск готовых решений трудных проблем и вопросов, сколько обращение к неисчерпаемым резервам, заключенным в церковной жизни и благодатной помощи Божией. Семья строится не в пассивном ожидании, а в соработничестве с Богом. Это возможно только тогда, когда жизнь не разделяется на личную, общественную, семейную и церковную, а вся полностью воцерковлена.

Е. М. Рогачевская,
директор Воскресной школы
храма Трех Святителей на Кулишках г. Москвы

К началу страницы


Главная
страница
Информационные
материалы
Ноу-хау Информационный
бюллетень
Миссия АСТ Объявления

Copyright (c) Круглый стол по религиозному образованию и диаконии, 1996-2000. Все права защищены.