|
|
Религиозное образование: православное
богословское образование
Православное богословское образование в РоссииХристианство во всем мире переживает серьезный кризис. Может быть, правильнее сказать, что этот кризис продолжается и развивается из тех проблем и нестроений, которые мы получили в наследство от предыдущих поколений. Природа этого кризиса в своей сущности везде одна и та же, хотя в каждой стране и в каждой Церкви она имеет свое собственное лицо, свои особенности и часто трагические обстоятельства.Задачи богословского образования в России имеют особенности, которые определяются последствиями длительного небывалого в истории по масштабу геноцида, пережитого русским народом вместе с другими народами России и Русской Православной Церковью. Вместе с десятками миллионов людей было уничтожено духовное преемство и в значительной степени ѕ культура. Попытки формирования "нового человека коммунистической эпохи" привели к тому, что современные люди в России стали мыслить иными понятиями, чем их предки, они потеряли общий язык с предшествующими поколениями. Им стали непонятны и чужды многовековая русская культура, уникальное духовное наследие России. Современный человек, открывая для себя духовные сокровища русской истории, естественно, не способен сразу воспринять их органично, понять их природу и правильно оценить их. Это требует подвига, и, если человек не готов к нему, то происходит новый отказ, еще большее отторжение духовной жизни и трагическая деградация личности, отвергнувшей свою духовную природу и избравшей чечевичную похлебку (Быт. 25, 34). Другой неблагоприятный вариант восприятия открывшихся духовных возможностей напоминает колонизатора, стремящегося скорее утилизировать обнаруженные ценности и пренебрегающего культурой и опытом аборигенов. Такая психология оказывается благоприятной почвой для всевозможных сектантских и фундаменталистских учений, для оккультизма, колдовства и магии. В настоящее время все понимают, что в России единственным организмом, выдержавшим трагедию ХХ века, является Церковь. И, хотя Церковь тоже потеряла очень много не только материальных, но и духовных богатств, народ все чаще обращает свой взор именно к ней. Как Церковь может ответить ему? Воскресные школы, православные детские сады, православные гимназии, епархиальные училища и, наконец, православные институты, дающие высшее образование, ѕ вот поле нашей образовательной деятельности в России. Можно выделить два направления в этом процессе. Первое имеет свое начало и рождение в инициативе "сверху" ѕ в стремлении епископов создать епархиальные духовные училища, если возможно ѕ семинарии. Епархиальные училища и семинарии курируются своими епископами и Учебным Комитетом при Священном Синоде, получают какую-то финансовую поддержку от Церкви и готовят в основном целенаправленно кадры для церковного клира, кандидатов в священный сан, певчих, чтецов. Две Духовные Академии ѕ Московская, Санкт-Петербургская и три Духовные Семинарии ѕ Московская, Санкт-Петербургская и Одесская, устоявшие в период хрущевских гонений, являются ведущими учебными заведениями, в фарватере которых идут вновь родившиеся и все время возникающие новые духовные учебные заведения. Из них следует назвать Тобольскую Духовную Семинарию, Ставропольскую Духовную Семинарию, Смоленскую Духовную Семинарию, Костромское Духовное училище, Киевскую и Минскую Духовные Семинарии. Второе направление начинается инициативой "снизу", в церковных общинах, братствах, сестричествах. Здесь организуются православные детские сады, гимназии, воскресные школы, курсы и даже институты. Они в основном регистрируются и наблюдаются Отделом по религиозному образованию и катехизации Священного Синода, но не имеют никакого церковного финансирования на уровне более высоком, чем приходской. Из православных высших учебных заведений второго типа нужно назвать Православный Свято-Тихоновский Богословский Институт, Российский Православный университет св. апостола Иоанна Богослова, Волгоградский (Царицынский) Православный университет, Московскую Высшую православно-христианскую школу святителя Филарета Московского, Богословский факультет в Минске и ряд других начинаний. Если первое направление тяготеет к более традиционным формам и программам, то второе несколько более свободно и открыто для эксперимента. Конечно, это разделение на два направления весьма условно, т.к. если при своем возникновении учреждения второго направления вызывали некоторое недоверие и подозрения у высшей церковной власти, то время довольно быстро апробирует все начинания, и постепенно происходит церковная рецепция их или отторжение. Епископы ищут опору в энергии церковных общин, а инициатива приходов требует архиерейского благословения и поддержки. Общими для всех духовных учебных заведений являются проблемы педагогических кадров, учебных пособий, существенные финансовые трудности и недостаток необходимых помещений. Что касается учебных планов, программ и пособий, то все это находится в стадии интенсивной разработки и поиска, т.к. традиционная учебная литература в основном чрезвычайно устарела и мало пригодна для преподавания сегодня. В связи с этим особенно важно для нас поставить высшее богословское образование, которое будет давать православным, а потом и государственным учреждениям необходимых православных педагогов и специалистов, а также основной учебный материал. Протоиерей Владимир Воробьев
К
началу страницы
Духовные школы, находящиеся в ведении Учебного Комитета при Священном СинодеВ ведении Учебного Комитета при Священном Синоде Русской Православной Церкви состоят Духовные Академии, Семинарии и Училища, а также пастырские курсы, иными словами, духовные школы, целью которых является подготовка священнослужителей и церковнослужителей.До конца 80-х годов Русская Православная Церковь (РПЦ) имела лишь 2 Академии и 3 Семинарии. Выпускников этих учебных заведений катастрофически не хватало даже для заполнения всех вакансий в существовавших тогда приходах (около 7000), число которых совершенно не соответствовало потребностям Церкви. С тех пор, после поместного Собора 1988 г., и в особенности в 90-е годы, при Святейшем Патриархе Алексии II, удалось значительно расширить сеть духовных школ, многократно увеличив их число. В настоящее время РПЦ имеет 4 Духовные Академии. Количество семинарий с 1988 по 1996 годы увеличилось с 3 до 20. Это уже более одной трети дореволюционного числа Духовных семинарий. В 1996 г. была открыта Белгородская семинария с миссионерской направленностью. За эти же годы (с 1988 по 1996) открылось 24 духовных училища и 5 пастырских курсов. В духовных училищах, как правило, обучение продолжается 2 года; на пастырских курсах, которые рассматриваются как школы, существующие временно, с тем, чтобы впоследствии преобразовать их в духовные училища, продолжительность обучения составляет 1 год. Московская и Петербургская Академии, а также ряд семинарий и духовных училищ, располагают регентскими школами, отделениями или классами, целью которых является подготовка регентов и певчих церковных хоров. Московская Академия, а также Курская, Тобольская и Томская семинарии имеют иконописные школы, из которых выходят иконописцы и реставраторы. При нескольких духовных школах существуют заочные секторы или отделения. Общее число учащихся во всех Духовных школах РПЦ составляет вместе с заочниками и экстернами около 6000. Преподавательскую деятельность в духовных учебных заведениях осуществляют свыше 800 профессоров, доцентов и преподавателей. Ведущими духовными школами РПЦ остаются и ныне Московская и Санкт-Петербургская Академии, где сосредоточена наиболее квалифицированная профессура. Эти школы располагают наилучшими научно-богословскими библиотеками. Благодаря своей известности, они привлекают наиболее подготовленных абитуриентов. В настоящее время Священным Синодом образована рабочая группа по разработке новой концепции богословского образования, принципиальные положения которой были сформулированы на Архиерейском Соборе 1994 г. В соответствии с решениями Архиерейского Собора, к 2000 году семинарии должны стать высшими школами. Целью же академий будет подготовка специалистов по отдельным отраслям богословия и других церковных наук, которые бы могли преподаваться в духовных школах на должном уровне. Помимо многократного увеличения числа духовных школ, большим прорывом в деле совершенствования системы богословского образования явилось типографское издание учебных пособий по ряду дисциплин для академий, семинарий и духовных училищ, начатое в 1994 г. Новые учебники заменили прежние машинописные или ротапринтные конспекты. При подготовке учебных пособий к изданию было существенно улучшено их качество. Совершенствуется методика преподавания в духовных школах, вводятся новые формы обучения. Несмотря на значительные успехи, система духовного образования существует и развивается в нелегких условиях. Самые серьезные трудности в настоящее время лежат не в плоскости церковно-государственных отношений, как то было раньше, а имеют финансовый и кадровый характер. Нехватка квалифицированных преподавателей принуждает правящих архиереев приглашать к преподаванию в духовных школах лиц, не имеющих высшего богословского образования. Финансовые трудности, с одной стороны, ставят границы расширению сети духовных школ, увеличению приема абитуриентов, а с другой, ведут к тому, что большинство преподавателей духовных школ трудятся безвозмездно. При этом они имеют иные церковные послушания, подчас на приходах, расположенных за сотни километров от духовного учебного заведения, где священник по совместительству преподает. Православный Свято-Тихоновский Богословский ИнститутПравославный Свято-Тихоновский Богословский Институт был официально учрежден Святейшим Патриархом Алексием в марте 1992 года и зарегистрирован Министерством Юстиции как религиозное объединение. Государственная лицензия была получена Институтом в мае 1993 года. В 1994 году состоялся первый выпуск Института из 36 студентов.Институт является конфессиональным учебным заведением и готовит необходимые кадры для Церкви: кандидатов в клир Русской Православной Церкви, специалистов в области богословия и истории Церкви, преподавателей Закона Божия и других церковных дисциплин, миссионеров, катехизаторов, лекторов, специалистов в области русского языка и литературы, истории, иностранных языков, преподавателей православных гимназий и средних школ, специалистов по переводу святоотеческого наследия и произведений церковных писателей христианского Востока, специалистов в области христианского искусства, иконописи, мозаики, фрески, реставрации, церковного шитья, музейного дела, архитектуроведения, регентов, певчих, преподавателей церковно-певческих школ. Обучение студентов в Институте осуществляется на 6 факультетах: Богословско-пастырском, церковных художеств, церковного пения, миссионерско-катехизаторском, педагогическом, историко-филологическом. Студенты обучаются на дневном, вечернем и заочном отделениях. Есть отделение экстерната для преподавателей и подготовительное отделение (на всех факультетах). По благословению Святейшего Патриарха Алексия в ответ на просьбы епархиальных архиереев образованы филиалы Института в городах Кемерово, Екатеринбург, Архангельск, Йошкар-Ола, Уфа, Вильнюс, Набережные Челны. Кроме того, при Институте действует Православный учебно-методический центр духовного образования военнослужащих. В настоящее время в Институте обучается 2016 студентов, из них 1036 ( на очном отделении, 659 ( на заочном, 321 ( в филиалах. В Институте учатся студенты из приходов Москвы и Московской области, а также из 78 епархий, в том числе 6-ти епархий Украинской Православной Церкви, из Эстонской Автономной Православной Церкви, из Виленской епархии; 2 студента из Швеции, 1 студент - из Берлинской епархии, 1 студент - из Иерусалимского Патриархата. Всего за период 1992-1996 г.г. Институт со званием бакалавра окончили 207 студентов. Выпускники института работают в Синодальных и других организациях Русской Православной Церкви, в классических гимназиях, училищах, воскресных школах и других образовательных учреждениях, в монастырях и приходских храмах. Из числа студентов и выпускников очного отделения Института рукоположены в священники 25, а в диаконы - 13 студентов. В Институте трудятся 216 преподавателей и 88 сотрудников. В числе преподавателей 23 священника и 1 диакон. 7 преподавателей имеют ученую степень доктора наук, 45 - кандидата наук. Среди преподавателей 10 выпускников МДА, 69 выпускников МГУ. В Институте уже работают 35 преподавателей из числа его выпускников - Институт готовит кадры и для себя. Занятия в основном проходят в здании Московского государственного университета, который бесплатно предоставляет Институту свои помещения, и в здании Института на Новокузнецкой улице. В организации учебного процесса Институту также помогают Первая Градская больница, Братство во Имя Всемилостивого Спаса, храм Воскресения в Кадашах и некоторые другие церковные и государственные организации. Институт имеет 4 иконописные мастерские, 3 мастерские мозаики, 1 мастерскую фрески, 5 мастерских церковного шитья, 3 мастерские по реставрации икон. В процессе обучения студенты проходят практику по своей специальности. Факультет церковных художеств устраивает поездки по древнерусским городам. Студенты-реставраторы проходят выездную практику в Ярославле, Ростове, Тутаеве. Дважды летом проходили археологическую практику студенты исторического отделения. Студенты педагогического факультета проходят педагогическую практику более чем в 30 приходских воскресных школах Москвы и Подмосковья, а также в приютах, гимназия, дворцах творчества молодежи, детском реабилитационном центре. В Институте активно ведется научная и учебно-методическая работа в различных направлениях. Институт получил финансовую поддержку для проведения научных работ от нескольких фондов - Российского фонда фундаментальных исследований, Российского гуманитарного научного фонда и других. Всего за прошедший 1996 год закончено выполнение программ 5 грантов и получено еще 7 грантов. Институт ежегодно в конце января ( начале февраля проводит Богословскую конференцию, куда приглашаются известные богословы из России, Франции, Германии, Польши, Норвегии, США, Грузии и других стран. Конференция стала большим церковным событием, выявляющим и мобилизующим научный и творческий потенциал духовных учебных заведений и церковной интеллигенции. С участием Института был проведен ряд конференций и семинаров в различных городах России. Представители Института регулярно принимают участие и выступают с докладами на российских и международных конференциях. Преподавателями Института опубликовано много научных работ в различных научных сборниках и журналах, выпущен ряд книг. Институт имеет свое издательство. Всего в 1995-1996 годах было издано 16 книг и брошюр. Институт активно обменивается опытом с зарубежными учебными заведениями, среди которых: Православный Богословский Институт в Париже, Свято-Владимирская Духовная Академия, Свято-Германовская духовная семинария, Свято-Тихоновская духовная семинария в Америке и Канаде, университеты США и Великобритании. В Институте поддерживаются контакты с рядом зарубежных общественных и благотворительных организаций: Всемирный Совет Церквей (в рамках Круглого стола по религиозному образованию в России), Вера во втором мире (Швейцария), Православная книга для России (США), Общество по распространению христианских знаний (США), Институт Бернардо Клезио (Италия), Православное молодежное движение SYNDESMOS (Франция), монастырь Параклито (Греция), немецкие благотворительные организации "Diakonisches Werk" (Берлин) и "Partnerschaftsaktion Ost" (Магдебург). За последний год в Институте побывали 47 иностранных делегаций, частные лица из-за рубежа. Состоялся ряд визитов, связанных с научным и учебным сотрудничеством. Несколько визитов были посвящены сотрудничеству в области диаконии. Всего Институт посетили 144 гостя из стран: США, Канады, Франции, Италии, Швейцарии, Великобритании, Греции, Германии, Бельгии, Нидерландов, Норвегии, Словении. На стажировке в Институте побывали 3 иностранных гостя из Норвегии, США, Словении. В свою очередь, 4 студента Института находятся на стажировке за границей. Большое внимание уделяется в Институте миссионерской работе. В августе 1996 года институтской группой, возглавляемой ректором Института прот. Владимиром Воробьевым, была осуществлена миссионерская экспедиция в Якутию в ответ на просьбу Преосвященного Германа, епископа Якутского и Ленского. Деятельность группы охватила огромную территорию ( реки Вилюй, Алдан и Колыму. Входившие в группу священники служили Божественную Литургию, крестили местное население. Таинство Крещения приняли около 1500 человек. Божественная Литургия совершалась во многих местах впервые в истории. Миссионерская экспедиция способствовала духовному пробуждению местного населения, установлению благоприятных отношений местной администрации с образованными православными общинами. Большая миссионерская работа совершается сегодня в форме выступления по радио и телевидению, в которых регулярно участвуют преподаватели Института. Циклы бесед проводят прот. Валентин Асмус, прот. Димитрий Смирнов, прот. Аркадий Шатов, прот. Александр Салтыков, прот. Владислав Свешников, иер. Артемий Владимиров, иер. Алексий Емельянов. На радио "Радонеж" существует еженедельная рубрика Богословского Института, недавно аналогичная рубрика открылась на радиостанции "Медицина для вас". Контактный телефон: (095) 233-22-89 Царицынский православный университет преподобного Сергия РадонежскогоЦарицынский православный университет (в Волгограде) учрежден в ноябре 1992г. по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II и носит имя преподобного Сергия Радонежского. Занятия студентов начались в сентябре 1993 г. Сегодня университет имеет 270 студентов дневной формы обучения и более 200 вечернего и заочного обучения. Число штатных сотрудников и преподавателей - 48 человек. Ректор университета - Архиепископ Волгоградский и Камышинский Герман.Православный университет имеет статус негосударственного учебного заведения. Организация учебной работы, основная документация, зарплата преподавателям и сотрудникам в нем аналогичны государственному вузу. Обучение бесплатное; успевающие студенты получают стипендию как в государственном вузе. Цели и задачи университетаСмысл создания православного университета определяется следующими положениями.
Подразделения и направления работы университетаУже в первые два года существования и развития определились следующая структура и направления деятельности православного университета, которые в последующие два года остались по существу без изменения (лишь в третий год появилось отделение церковного пения).Богословский факультет готовит богословов и священнослужителей. При факультете имеется годичное духовное училище, которое обучает началам православного вероучения и богослужения и одновременно является подготовительным отделением богословского факультета. Срок обучения на богословском факультете без подготовительного отделения 4 года. При богословском факультете имеется также детская воскресная школа и курсы катехизации для взрослых. Экологический факультет готовит специалистов по системной экологии и природоохране на научной и православной духовно-нравственной основе. Факультет имеет государственную лицензию. Срок обучения 4 года. Примерно половина студентов готовятся целевым путем по договорам с экологическими станциями и другими организациями. Высшие курсы катехизации и церковной педагогики готовят церковнослужителей, катехизаторов, преподавателей по Закону Божьему. Срок обучения 3 года. Курсы ведут подготовку также по вечерней и заочной формам со сроком обучения 4 года. При отделении работает вечерняя огласительная школа по основам православного вероучения для взрослых и детская воскресная школа. Отделение церковного пения готовит регентов церковного хора и дирижеров народного хора. Срок обучения 4 года. Планируется получить государственную лицензию по специальности дирижер хора. При отделении работает детская школа церковного пения. Исследовательский отдел по проектированию благотворных систем. Ведет научную и учебную работу совместно с Волгоградским государственным техническим университетом по разработке и применению подходов и методов создания различных благотворных социально-технических систем на научной и православной духовно-нравственной основе. Благотворных - то есть наиболее полезных и безвредных для тела, души, духа человека и природной среды. При исследовательском отделе имеется вычислительный центр, оснащенный современной компьютерной техникой. Фундаментальная библиотека православной и духовной литературы. Обслуживает сотрудников и учащихся университета и жителей Волгоградской области. Издательский отдел обеспечивает издание "Университетских трудов", газеты "Православное слово", брошюр и календарей по православному просвещению людей, идущих к вере и укрепляющихся в православном образе жизни. Летние православные поселения. Университет организует в летний период работу двух православных поселений: детского и студенческого. Группа управления Волгоградского отделения Всемирного Русского Народного Собора. Основное назначение группы - обеспечение выполнения целевой программы "Духовно-нравственное воспитание населения Волгоградской области" силами студентов и сотрудников университета, а также активной православной интеллигенции Волгограда и области. Связи университета с обществом и государственными структурамиУниверситет имеет и расширяет многосторонние связи с обществом, Церковью и государственными учреждениями. Хотелось бы назвать и поблагодарить наших благодетелей, без которых университет не смог бы возникнуть и поддерживать свое существование.В первую очередь, это учредители университета - Волгоградская епархия и фирма "ЮНИВЕСТКОР". Они обеспечили основную материальную базу университета и значительную финансовую помощь. Волгоградский государственный технический университет приютил в своем общежитии большинство нуждающихся студентов, предоставил недостающие аудитории и лабораторное оборудование. Координационная группа Круглого стола по религиозному образованию и диаконии помогла приобрести издательское оборудование, компьютерную технику и значительную часть фундаментальной библиотеки. Администрация Волгоградской области и областная Дума поддержали разработку целевой программы с бюджетным финансированием. Большую поддержку оказали и оказывают по своим силам многие другие организации и отдельные люди, бескорыстно помогающие и молящиеся за устроение и укрепление нашего университета. Сегодня университет, к сожалению, сильно разобщен - имеет находящиеся в трех удаленных друг от друга местах учебные площади и три удаленных друг от друга общежития для студентов. Поэтому острая забота и нужда университета, сдерживающая его дальнейшее развитие, а главное - усиление духовного становления и укрепления студентов, состоит в обретении отдельного единого здания для обучения и проживания студентов. Молим Господа и просим власти устранить эту нужду. И Вас, любезный читатель данного очерка, смиренно просим помолиться об укреплении и устроении Царицынского православного университета, о здравии его учащих и учащихся. Первый проректор университета,
профессор А.И.Половинкин
Контактный телефон: (8442) 44-91-86
|
Главная
страница |
Информационные материалы |
Ноу-хау | Информационный бюллетень |
Миссия АСТ | Объявления |
|