|
|
Диакония: помощь
страдающим наркозависимостью
Православный взгляд на проблему наркотической зависимостиИз истории хорошо известно, что для Церкви всегда имел особое значение призыв Христа, обращённый к христианам: "Вы свет миру". То есть одна из насущных задач Церкви и каждого христианина - непрестанно свидетельствовать о Христе всему миру. Причём под свидетельством понималась не только словесная проповедь Евангелия, но и "проповедь любви", проявляемая в милосердии и сострадании к страждущим и нуждающимся в поддержке людям.Если вспомнить, что причиной любого телесного недуга является грех, то становится понятно - корни наркотической зависимости надо искать в сфере духовной жизни человека. Сегодня такую деятельность называют "социальным служением" Церкви. Она направлена, прежде всего, на решение самых болезненных проблем современного общества. Одной из таких насущных проблем является всё нарастающая эпидемия наркомании. Показательным фактом является то, что на сегодняшний день в России, по разным оценкам, от 3 до 8 миллионов людей принимают наркотики. На первый взгляд кажется, что это проблема медицинская и Церковь здесь ничем, кроме молитвы, помочь не в состоянии, но, если вспомнить, что причиной любого телесного недуга является грех, то становится понятно - корни наркотической зависимости надо искать в сфере духовной жизни человека. Кроме этого, конечно, существуют физиологические предпосылки к наркомании, однако опыт показывает, что даже если наркоману снять "ломки", он, через некоторое время, возвращается к употреблению наркотиков. Это также наводит на мысль о том, что, вероятно, есть какие-то более глубокие, нежели просто чисто физиологические, причины, обуславливающие пристрастие к наркотикам. Дело в том, что наркотики - это вещества, определённым образом искусственно изменяющие сознание. Человек под воздействием наркотических веществ перестаёт ощущать реальный мир, он в некотором смысле "выпадает" из реальности. Что же является причиной, толкающей людей менять состояние своего сознания? Причин существует очень много, но если их обобщить, то все они могут быть сведены к одной. Суть в том, что, встретившись с реальной жизнью, наркоман стремится убежать, укрыться от реальности, столкнувшись с какими-то внешними или внутренними проблемами. Вместо того, чтобы решать эти проблемы, человек, чувствуя страх и бессилие, прячется от обстоятельств, людей или от самого себя, убегая в искусственный нереальный мир собственных иллюзий, где только и чувствует себя в безопасности. Наркотики и создают эту возможность - бегства от реальной жизни… до определённой поры. В какой-то момент любой наркоман понимает, что разрушает самого себя, продолжая употреблять наркотики. Выйти из этого состояния может только тот человек, который будет иметь непреодолимое желание полностью, коренным образом изменить свою жизнь и самого себя. Из сказанного ясно, что основной причиной наркомании является ощущение человеком своего онтологического одиночества, брошенности перед лицом непонятного и зачастую враждебного мира и, как следствие, непонимания себя и своего места в этом мире, что и приводит к желанию убежать в какой-то свой мирок, не имеющий ничего общего с реальностью. Освобождение от этого рабства невозможно без обретения реально существующей духовной основы, способной заполнить духовный и душевный вакуум. Для христианина обретение такой основы начинается со встречи с Богом. Именно здесь Церковь может помочь наркоману исцелиться. Осознавая своё бессилие перед болезнью, человек приходит к Богу, понимая, что только с Его помощью он сможет разобраться с самим собой и со своими отношениями с окружающим миром. Чувствуя Божественную любовь к себе, человек видит, что он больше не одинок со своими проблемами, потому что Бог всегда рядом с ним. Однако это не значит, что самому наркоману не надо ничего делать, ожидая только помощи Божией. Дальше начинается очень трудная работа, в которой человек переосмысливает всю свою жизнь, раскаиваясь в совершённых им грехах, стараясь всеми силами уже не повторять их. Он возмещает причинённый им ущерб другим людям, причём не только материальный, но и моральный. Всячески помогает другим наркоманам избавиться от этой зависимости. Вся эта работа, очевидно, наиболее эффективна в том случае, если человек становится членом Церкви, регулярно участвует в таинствах Покаяния и Причастия, имеет возможность индивидуального общения с духовником. Руководствуясь изложенным взглядом на проблему наркотической зависимости, мы в Покровском храме с. Ерино, Подольского района, по благословению Митрополита Крутицкого и Коломенского Ювеналия, уже несколько лет оказываем посильную помощь химически зависимым людям. Главной своей задачей мы видим создание условий для воцерковления приходящим к нам, что возможно только в атмосфере любви и соучастия, где недопустимы любые формы осуждения или предвзятости к человеку, даже если он наркоман или алкоголик. Кроме этого, очень значимой является возможность тщательной подготовки к первой исповеди и сама исповедь, где человек тщательно исследует всю свою жизнь, выявляя духовные причины своей зависимости. Особое место в жизни выздоравливающего наркомана занимает восстановление способности к нормальному общению с окружающими людьми - т.н. социальная реабилитация. Она осуществляется гораздо легче в церковной общине, тем более там, где некоторая часть прихожан является бывшими наркоманами или алкоголиками. На сегодняшний день в нашем храме примерно треть таких прихожан и мы стараемся вовлекать их в приходскую деятельность. Мы перечислили некоторые реально возможные методы и формы работы, существующие в нашем приходе. Очевидно, это лишь небольшая часть того, чем вообще Церковь может быть полезна в решении глобальных проблем алкоголизма и наркомании в нашей стране, поэтому мы будем рады любому сотрудничеству в этой области с другими приходами. священник Евгений Генинг,
К
началу страницы
секретарь епархиальной комиссии по работе с молодёжью, член епархиальной комиссии по работе с мед. учреждениями, настоятель Покровского храма с. Ерино Подольского р-на, Московской обл. Терапевтическая община и реабилитация наркомановСегодня не надо никому доказывать, что такое явление, как наркомания в России становится не просто проблемой, а настоящим национальным бедствием. Сейчас в России, по разным оценкам, от 3 до 8 миллионов людей принимают наркотики. Постоянно растет число молодых наркоманов, а их средний возраст (15-17 лет) все время снижается. Уже не редкость встретить наркомана 9-11 лет. Среди людей более зрелого, скажем, 30-летнего, возраста - наркоманов меньше. Но, к несчастью, только потому, что лишь немногие наркоманы доживают до такого возраста.Очевидно, что наркомания сегодня выходит на одно из первых мест среди проблем, серьезно угрожающих физическому, социальному, а главное - духовному здоровью и благополучию нации. Реальность этой угрозы, на самом деле, существовала уже давно, однако у государства находилось множество других, "более важных", забот, и на проблему наркомании, как, впрочем, и на многие другие, общество закрывало глаза. Теперь это уже просто невозможно, поскольку тема наркотиков и наркомании волей-неволей заставляет вспоминать о себе уже буквально на каждом шагу, врываясь во все сферы нашей жизни. К сожалению, государственные меры противодействия этому бедствию сводятся почти исключительно к борьбе с незаконным оборотом наркотиков, да и то, в основном на "низовом" уровне: рядовых торговцев, распространителей и потребителей. Кстати, законодательные и административные "нововведения", вновь давшие возможность в административном и даже уголовном порядке карать потребителей наркотиков, по сути отрезали почти все возможности помогать этим людям. Ведь помочь можно только тем, кто хочет помощи и обращается за ней. Но кто же будет добровольно обращаться за помощью, если в результате этого можно не просто стать изгоем в обществе, но еще и изведать на себе все "достоинства" российских следственных и исправительно-трудовых учреждений? То есть проблема, по уже обычной для нас практике, загоняется глубоко внутрь, совершенно не находя решения. И, как и в других подобных случаях, это открывает простор как для откровенной наживы и злоупотреблений, так и для разнообразных магических, шаманских и эзотерических попыток отдельных любителей или целых организаций решить проблему наркомании. Поэтому особенно важным представляется деятельное участие христиан - представителей как Русской Православной Церкви, так и других конфессий - в решении этой столь насущной и острой проблемы. У многих людей возникает вопрос, что могут христиане сделать в этой области? Каким вообще может быть христианский подход к решению проблемы наркомании? По-видимому, ответы на эти вопросы зависят от того, как именно понимается такое явление, как наркомания. Конечно, для христианина очевидно, что стремление человека к наркотикам, наркотическая зависимость, как и зависимость вообще - это прежде всего духовная проблема, хотя и имеющая свои биологические, психологические и социальные причины и проявления. Но вот оказывается, что если не учитывается комплексный характер проблемы зависимости именно как духовного заболевания, обязательно охватывающего как телесную, так и душевную стороны человека, то и подход к ее решению оказывается либо принципиально неверным, либо редуцированным, неполным. И в том и другом случае это означает не только неэффективность помощи, но, зачастую, и немалый вред, наносимый душе страдающего этими болезнями человека. При этом люди, предлагающие и практикующие такие "редуцированные" подходы, могут быть вполне искренними и глубокими христианами, что, однако, не мешает им заблуждаться там, где речь идет о столь сложных явлениях, как наркомания. Так, до сего дня не редкость, когда христиане-врачи (психиатры, наркологи, даже психотерапевты) пытаются лечить зависимость медикаментозно, прежде всего, психотропными средствами. При этом они отказываются видеть, что лекарства не только абсолютно не решают проблемы (давно известно и очевидно из практики, что в медицинском смысле наркомания неизлечима), но и создают иллюзию возможности быстрого исцеления, мешая больному увидеть необходимость серьезной самостоятельной духовной работы. Кроме того, при таком подходе очень часто один вид наркотика просто заменятся другим. Все по-настоящему эффективные подходы к решению проблемы наркомании связаны с той или иной разновидностью терапевтических общин. Столь же часто христиане-психологи (или не психологи, но просто ориентированные на то, чтобы видеть в зависимости чисто поведенческие нарушения, неправильный образ жизни) используют различные психологические или околопсихологические методы типа групп общения, семейных клубов или клубов по интересам, или пользуются широкой палитрой психотехнических приемов из гештальтпсихологии, психодрамы, психоанализа и т.д. И это все несмотря на то, что неэффективность этих средств для лечения наркомании также давно известна (об этом еще в начале нашего века открыто заявляли практически все основоположники крупнейших психологических школ и течений). К сожалению, даже люди, хорошо понимающие духовный характер зависимости, нередко забывают о ее комплексности и тоже редуцируют как саму проблему, так и средства для ее решения. Они совершенно справедливо считают, что если наркомания - болезнь духа, то и лечить ее можно только духовными средствами. Но при этом под духовными средствами понимается, например, только участие в таинствах и богослужениях. Иногда к этому добавляют чтение и изучение Священного Писания. Широко распространены рекомендации лечить алкоголизм и наркоманию "постом и молитвой" (которые опять-таки при этом понимаются довольно узко: пост как воздержание от определенной пищи, а молитва - как произнесение должного количества молитвословий). Другой вариант все того же редуцированного подхода - надежда на моментальные чудесные исцеления страдающих алкоголизмом или наркоманией людей. С такого рода подходами можно столкнуться в любой христианской среде: их можно очень часто наблюдать у протестантов любых деноминаций, они свойственны представителям многих католических орденов и обществ, очень широко распространены они и среди православных. Как же преодолеть такой редукционизм, в каких подходах можно найти действительно целостные и исцеляющие возможности решения проблемы наркомании? Где выход? Такой выход есть! И, говоря это, мы имеем в виду вовсе не какое-нибудь новое и сенсационное средство-панацею типа лекарств от рака. Нет, речь идет о вполне реальном опыте многих и многих тысяч наркоманов, которые нашли путь выздоровления, способ жить наполненной, осмысленной и радостной жизнью. Да, такой опыт существует, и он известен уже давно. Суть этого опыта, при всем его многообразии, можно определить двумя словами: терапевтическое сообщество (или, что тоже самое, терапевтическая община). По всей видимости, эффективность этого подхода обусловлена, во-первых, его комплексностью - он воссоздает здоровую жизненную среду для человека во всем ее многообразии: в духовном, социальном, эмоциональном и даже биологическом аспектах. Во-вторых, наиболее эффективно работающие терапевтические общины (например, построенные по так называемой Минессотской модели) методологически основаны на программе 12 Шагов, являющейся хорошо проработанным и испытанным временем вариантом применения христианских принципов в каждодневной жизни человека и общества (в данном случае - сообщества выздоравливающих людей). Хотелось бы подчеркнуть, что, говоря об этом, я не хочу предложить некую панацею, или, как это, к сожалению, нередко встречается, "протолкнуть" свой подход к решению проблемы. Я хочу лишь обратить внимание на то, что все без исключения виды практической, реальной (а не иллюзорной) помощи наркоману и все по-настоящему эффективные подходы к решению проблемы наркомании в целом являются той или иной разновидностью терапевтических сообществ (терапевтических общин). А таких разновидностей на сегодня известно уже множество: это и терапевтические общины для наркоманов, и стационарные реабилитационные центры различных направлений и типов, и самые разнообразные амбулаторные программы, и многочисленные движения групп самопомощи, и успешные попытки преобразовать общественное сознание в отношении зависимостей, то есть внести элементы терапевтического сообщества в государственное устройство. Наиболее ярким примером объединения всех перечисленных форм является упоминавшаяся Миннесотская модель лечения и профилактики, позволившая эффективно содействовать решению проблемы наркомании и алкоголизма в масштабах огромного североамериканского континента. Как уже говорилось, методической основой Миннесотской модели стала "Программа 12 Шагов", которая является воплощением в конкретную практику человеческих взаимоотношений первоначального, заложенного еще в первые века христианства смысла понятия "терапия" (от греч. therapeia) как "совместного служения Богу и друг другу". В основе концепции терапевтической общины и "Программы 12 Шагов" лежит покаяние. Русскому слову "покаяние" в древнегреческом языке соответствует слово "metanoia", что значит "перемена разума", "перемена образа мыслей". Покаяние - это поворот всей человеческой жизни к Богу: "Возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим, и всею душою твоею, и всем разумением твоим". Именно такой поворот происходит с человеком, начавшим работать по "Программе 12 Шагов". Начиная с самого первого Шага Программы покаяние - совершенно необходимое условие (а одновременно и результат) "работы по шагам". Без покаяния невозможно ни принять, ни признать свое бессилие, невозможно увидеть неуправляемость своей жизни (Первый Шаг). Без покаяния нельзя осознать и, главное, почувствовать, "что лишь Сила, более могущественная, чем наша собственная, может вернуть нам здравомыслие" (Второй Шаг) - хотя бы потому, что для этого необходимо признать недостаточность у себя здравого смысла, признать ограниченность своих собственных усилий. Не начав каяться, человек никогда не сможет попросить у Бога помощи, не сможет "вверить ему свою волю и свою жизнь" (Третий Шаг). Четвертый Шаг - это тщательнейший анализ всей своей прошлой жизни, всех, даже самых темных ее сторон, это непредвзятая оценка всех совершенных поступков. И не случайно этот Шаг делается не вначале, не сразу, а лишь когда человек в результате первых трех Шагов обретет новую духовную основу для своих действий, новое видение всего происходившего и происходящего с ним самим и с другими людьми. Пятый Шаг в психологическом смысле представляет собой прямой аналог исповеди. Шестой и Седьмой Шаги - это прямое обращение, после должной подготовки, к Богу с просьбой об очищении, избавлении от грехов. Восьмой и девятый Шаги - это попытка непосредственно воплотить в жизнь важнейшую христианскую заповедь о любви к ближнему, это возрождение действовавшего в раннехристианских общинах принципа "restitutio" - компенсации причиненного вреда, восстановления нарушенных дурным поступком взаимоотношений. Десятый Шаг вводит покаяние в повседневную жизнь человека, делает его необходимым элементом этой новой жизни. Одиннадцатый Шаг говорит о необходимости путем упорной молитвы постигать волю Бога в отношении себя (отказываясь, таким образом, от своеволия), а также об обращении к Богу как источнику сил для выполнения Его воли. И, наконец, Двенадцатый Шаг также необходимо включает в себя покаяние - хотя бы потому, что, неся другим людям весть о своем выздоровлении, человек, прежде всего, будет рассказывать им о своей болезни и обо всем своем прошлом, естественно, выражая свое отношение к нему. Для очень многих людей "Программа 12 Шагов" стала ступенью на пути к Богу и Церкви. Именно в этом по-видимому кроется причина необычайно высокой эффективности Программы и построенных на ее основе терапевтических подходов. Эти подходы - не терапия в традиционном смысле, а новый образ жизни, или, иначе, не что иное, как некоторое упорядочение и своеобразная конкретизация (применительно к решению частных вопросов) основ христианской общинной жизни, реальная практика восстановления истиной соборности. Процессы формирования общинности и зрелой религиозности, несомненно, нуждаются в определенном структурировании. И прежде всего потому, что в человеческой психике, т.е. внутри человека существует множество препятствий для движения к Богу. Устранить эти помехи можно лишь при самостоятельной активной работе, которая отнюдь не противопоставляется действию Божественной Благодати, получаемой через участие в жизни Церкви и, прежде всего, через Причастие, а является ответом человека на действие этой Благодати или, чаще, его подготовкой к настоящему принятию Благодати. Миннесотская модель была создана в конце 40-х годов. Это была попытка объединить духовные принципы работы групп, использующих методы "Программы 12 Шагов", с достижениями психологии, психиатрии, социологии и других наук. В основе Миннесотской модели лечения лежат следующие представления:
Вначале Миннесотская модель формировалась как форма стационарного лечения (пациенты в течение определенного срока - обычно 28 дней - круглосуточно находились в лечебных центрах). Вскоре, однако, воникли и другие формы: программы длительного пребывания (например, 60-дневные), построенные по типу терапевтической общины, "промежуточные" лечебно-адаптационные учреждения ("дома на полпути"), дневные стационары, амбулаторные программы и т.д. В качестве одного из примеров развития этой модели у нас в стране можно упомянуть работающую в Москве амбулаторную реабилитационную программу "Старый Свет", которая начала действовать семь лет назад. Работа в программе "Старый Свет", как и в других программах, основанных на Миннесотской модели, направлена, прежде всего, на то, чтобы помочь пациентам включиться в самостоятельный духовный труд, путеводными вехами которого являются принципы "Программы 12 Шагов". Сообщество пациентов этой программы образует терапевтическую общину, построенную на христианских основаниях, что и является главным действующим фактором выздоровления ее участников. Хотелось бы подчеркнуть, что подход, реализованный в программе "Старый Свет", как и в некоторых других программах (например, в Санкт-Петербургском Центре терапии зависимости), несмотря на протестантское происхождение некоторых составляющих, является вполне православным по своей сути. Подтверждение этому - большое число пациентов, которые из убежденных атеистов или агностиков пришли к осознанной, глубокой вере в Бога и стали деятельными прихожанами многих приходов Православной Церкви в Москве, Петербурге, других городах. Подтверждает это и активное сотрудничество с этой программой тех священнослужителей - представителей Русской Православной Церкви, которые взяли на себя труд не поверхностно ознакомиться, а глубоко и непредубежденно изучить работу этих программ. Е.Н.Проценко
К
началу страницы
Психолог, Председатель правления христианского общественного благотворительного фонда "Старый Свет". Санкт-Петербургская Региональная общественная организация "Возвращение"В настоящее время в Санкт-Петербурге проживает около 5,000,000 человек, из них по оценке фонда "Возвращение", совпадающей с оценкой зарубежных специалистов, сделанной в 1998 году, 60,000-70,000 - инъекционные наркоманы, употребляющие героин внутривенно (а также различные амфетамины), почти 90% из них составляют молодые люди в возрасте до 28 лет. Если учитывать людей, употребляющих наркотики эпизодически, то число наркозависимых в Петербурге возрастет до 500,000 человек. При этом на учете в государственных медицинских учреждениях состоит только 6,000 наркозависимых. Основная масса не обращается за помощью в государственные службы, потому что по российским законам такая регистрация ведет к ущемлению наркозависимых в гражданских правах: всю дальнейшую жизнь они будут испытывать проблемы с трудоустройством, не смогут получить права на управление автомобилем и т.д. К сожалению, отношение российской медицины к наркозависимым носит такой же репрессивный характер, какой имела ранее советская. В то же время надо отметить, что по исследованиям крови более 2,000 наркозависимых, проведенным фондом "Возвращение" в 1998-1999 годах, 90% из них имеют гепатит С, 76% - гепатит В, 11% - сифилис (среди женщин эта цифра достигает 25%, а в группе риска женщин, занимающихся проституцией, - 50%).Общественная организация фонд "Возвращение" работает на социальной сцене Петербурга более 11 лет, реализуя проекты и исследования, направленные на помощь лицам, употребляющим наркотики. Сотрудники фонда - верующие православные христиане. На свою деятельность фонд имеет благословение митрополита Санкт-Петербургского и Ладожского Владимира. В настоящее время фонд реализует такие важные для Петербурга и России проекты, как
Все это является звеньями предлагаемой фондом системы медико-социальной реадаптации наркозависимых, имеющих сопутствующие наркомании патологии. В рамках проекта "Автобус профилактики ВИЧ/СПИДа для наркозависимых" производится обмен шприцев, предлагается медицинская и психологическая помощь, а также проводятся исследования крови наркозависимых и на их основе вакцинация против гепатита В. В рамках данного проекта проводятся также поведенческие и демографические исследования таких групп риска, как "дети улицы" и женщины, занимающиеся проституцией. Реабилитационная программа включает в себя: телефоны 321-83-54 или 327-68-73, по которым можно обратится с 10 до 18 часов, амбулаторный прием (вторник и четверг с 17 до 20 часов). Для тех наркозависимых больных, которые проявили устойчивую мотивацию к отказу от наркотических веществ и сдали необходимые анализы, предоставляется возможность выезда в реабилитационный центр "Мельничный Ручей". Основные условия жизни в центре записаны в "Соглашении", которое пациент подписывает при поступлении в центр реабилитации. Сотрудники фонда считают необходимым создать такие условия, проживание в которых способствовало бы глубокому изменению личности пациента, переориентации его на другую иерархию ценностей, усвоению им норм христианской праведности и морали, положило начало воцерковлению и покаянию. С этой целью в Центре существует ряд ограждающих правил:
В центре есть медицинский кабинет, где оказывается симптоматическая медицинская помощь, однако основная задача пребывания в Центре - не медикаментозное лечение, а преодоление психологической зависимости от наркотиков через воцерковление и покаяние, поскольку если не заполнить ту пустоту, которая томит пациента после отказа от наркотика, новым благодатным содержанием, он всегда будет ходить по краю пропасти. Таким образом, фонд "Возвращение" в настоящее время предлагает наркозависимым достаточно широкий спектр помощи, начиная от первого контакта в Автобусе, и - через поддержку в амбулаторном центре - длительную реабилитацию в находящихся за городом центрах. Демографические и поведенческие исследования, проводимые в ходе различных проектов фонда, позволяют выработать правильную стратегию как для действующих проектов, так и для разработки будущих. Это определяет эффективность работы фонда, его ведущую роль в наркосфере Петербурга и популярность проектов фонда среди наркозависимых. Известность самого старого проекта фонда - Реабилитационного центра в Мельничном Ручье - настолько велика, что его пациентами являются жители не только Петербурга, Северо-западного региона России и Москвы, но и Сибири, Дальнего Востока, Украины и Беларуси. Через этот проект (и через закрытый в настоящее время из-за нового Закона РФ о наркотиках и наркотических веществах Центр детоксикации - самый старый проект фонда) прошло за все время работы более 1,500 человек. Из них около 20% получили стойкую ремиссию. Среди проектов фонда три получили поддержку Европейского Совета по линии TACIS-Lien (партнеры - ассоциация "Врачи мира" (Франция) и австрийская благотворительная организация "CARE"). Нас поддерживают немецкая благотворительная организация "Диаконическая Служба Германии", Министерство иностранных дел Франции, Институт Открытое Общество (фонд Сороса) и другие. Особая благодарность нашим друзьям - г-же Франциске Рих ("Вера во втором мире" (Швейцария)) и г-ну Александру Ельчанинову ("Помощь верующим в России" (Франция)). В настоящее время мы получили известие, что организация "Возвращение" рекомендована к регистрации как проект ЭКСПО 2000 в Ганновере в числе лучших проектов мира. Программа помощи наркозависимым Центра реабилитации при храме "Всех скорбящих радость"Центр реабилитации жертв нетрадиционных религий памяти А.С.Хомякова при московском храме "Всех скорбящих радость", что на Большой Ордынке 20, занимается проблемой наркозависимости третий год. Общее направление работы Центра - религиозная реабилитация, смысл которой - привести человека к таинствам Церкви, прежде всего к исповеди и причастию, где Господь Сам реально меняет его, т.е. приобщить к христианскому православному образу жизни. Это предполагает целый комплекс программ, направленных на восстановление личности наркозависимых.Обязательной частью работы с наркозависимыми является прохождение ими определенного курса катехизации. Для этого проводятся регулярные беседы в течение недели - групповые или индивидуальные в зависимости от способности человека воспринимать нужную информацию. В отдельных случаях для проведения такой работы осуществляются выезды на дом. На таких занятиях слушатели знакомятся с христианским пониманием жизни, получают ответы на свои вопросы, приобщаются к молитве, готовятся к исповеди. Следующей формой работы является программа паломнических поездок по святым местам православной России. Их продолжительность составляет обычно от одного до трех дней. Наркозависимые посещают святые места с целью побывать на богослужении, исповедаться, причаститься, приложиться к православным святыням. В дороге, как правило, вычитываются молитвы утренние, вечерние, к причастию, благодарственные, акафисты, проводятся беседы, читаются жития святых. В подобных поездках люди видят объединяющее начало Церкви, ощущают и получают реальную помощь от Бога. Помимо краткосрочных поездок, при Центре реабилитации есть программа выездов небольших групп от 2 до 5 человек в пансионаты (как правило, в южных районах России) на срок от 10 до 25 дней. Во время таких выездов создаются хорошие условия для проживания, проводится наблюдение за состоянием подопечных Центра. Организуются поездки по святым местам. Наркозависимые приобщаются к церковным таинствам, к молитве, с ними ведутся беседы о православной вере. Важной формой работы с наркозависимыми является также трудовое послушание при храмах, в монастырях. Созидательный труд во славу Божию способствует возрождению души страждущего. С этой целью наркозависимые направляются в те храмы и монастыри, где требуется реальная помощь в восстановительных работах, в работах по благоустройству церковных территорий, непосредственная помощь в храме. Для послушания определяется посильная работа в зависимости от состояния человека. Некоторые наркозависимые находят себя в этом труде и остаются при храмах и монастырях продолжительное время. Работа с наркозависимыми предполагает обязательное общение с их родными и близкими, потому что пристрастие к наркотикам - это общая проблема семьи. Занятия, поездки и другие инициативы по возможности проводятся совместно с родственниками подопечных Центра. В настоящее время готовится проект создания стационара в Москве для прохождения курса реабилитации, который включает в себя медицинскую и психологическую программу. После периода детоксикации с наркозависимыми будет проводиться работа по реабилитации их психологического состояния на основе христианского православного воспитания и образования. Те люди, которые, участвуя в программах Центра, с помощью Божией освободились от наркозавизависимости, живут церковной жизнью, возвращаются в свои семьи, некоторые из них помогают программе Центра реабилитации, используя свой опыт излечения. Женский Реабилитационный Центр помощи наркозависимымПроблема наркотической зависимости в настоящее время очень актуальна, хотя большинство людей, которые не сталкиваются с ней, и не подозревают об этом. Многие даже считают ее надуманной. Тем не менее, статистика показывает, что за последнее время значительно возросло количество женщин, страдающих алкоголизмом и наркотической зависимостью. За пять лет численность женщин, состоящих на учете в Минском наркологическом диспансере, возросла с 3.025 до 4.018, а количество женщин, вовлеченных в незаконный оборот наркотиков, возросло за последний год в два раза.Неуклонный рост женской наркомании при отсутствии принятия немедленных мер приведет к тяжелым последствиям, что немедленно отразится на жизни общества. К сожалению, в настоящий момент проблема женской наркомании на уровне государственных медицинских и социальных учреждений остается неразрешенной. Поиск путей решения этой проблемы, осознание того факта, что именно женщинам и детям необходима первоочередная помощь, т.к. подростковая наркомания ставит под угрозу будущее всего общества, привели к идее создания Женского Реабилитационного Центра Помощи наркозависимым. Центр открылся совсем недавно - в конце июня 1999 года. Он действует на территории Женского Реабилитационного Кризисного Центра помощи жертвам насилия. Основной целью Центра является оказание социально-психологической помощи женщинам и девочкам-подросткам, страдающим от наркотической зависимости, а также их родственникам. Реабилитация и достижение стабильности результатов лечения наркозависимых в период ремиссии - главная задача Женского Реабилитационного Центра Помощи наркозависимым. Центр создан под патронажем Православной Церкви и при поддержке Минского Круглого Стола Церквей. Именно поэтому духовные средства реабилитации играют особую роль в нашей деятельности. Хорошо известен тот факт, что даже после исчезновения физиологической зависимости от наркотиков люди продолжают страдать от психологической зависимости от них. Поэтому на самом деле бывшие наркоманы, решившие изменить свою судьбу и избавиться от пагубного пристрастия, более всего нуждаются в терапии души, раскрытии для себя новых горизонтов духовности. В Центре они получают возможность приобщиться к ценностям Православия, открыть для себя богатства подлинной высокой духовности. Для некоторых это первый шаг к обретению себя как личности духовной и свободной. Приобщение к ценностям религии осуществляется различными методами: как путем духовных бесед, так и путем самостоятельного изучения религиозных книг с последующим обсуждением прочитанного. Последнее представляется особенно важным для создания в Центре атмосферы духовного общения, которая сама по себе является целительной для людей, стремящихся обрести себя. Кроме того, предполагается привлечение желающих на добровольных началах к различной социальной деятельности по помощи нуждающимся. Данное направление возможно, поскольку Центр создается в тесной кооперации с Кризисным центром для женщин, нуждающихся в помощи, и с убежищем для женщин. Важным направлением деятельности будут также паломнические поездки по святым местам с посещением монастырей. Женщины, проходящие реабилитацию в Центре, будут также приглашаться к совместной деятельности с Православным классом Женского Негосударственного института (ЖНИ) "Энвила". Помимо реабилитации, в Центре предполагается решать следующие задачи:
Один из путей достижения поставленных задач - это предоставление необходимой информации и просветительская деятельность. В настоящий момент в Центре работают психологи-консультанты, психотерапевт, нарколог, студентки психологического факультета ЖНИ "ЭНВИЛА", социальные работники Белорусского Союза Женщин, преподаватели ЖНИ "ЭНВИЛА", специалисты по декоративно-прикладному творчеству. Центр работает два раза в неделю. Идет разработка модели активного сотрудничества Женского Реабилитационного Центра помощи наркозависимым с государственными и негосударственными наркологическими службами города для достижения наилучших результатов. Практика показала важность для наркозависимых поддержки семьей и близкими. Разрабатывается модель психологической и психотерапевтической работы с родственниками, членами семьи, социальной психопрофилактики семей. К сожалению, родственники и друзья наркоманов в большинстве своем просто не способны понять проблемы наркозависимых. Их некорректное поведение может ухудшить состояние больного. Основное внимание на первом этапе деятельности Центра оказывается групповой психотерапевтической работе, но по необходимости проводятся и индивидуальные консультации, т.к. одно из правил группы гласит: "Любой может обратиться к любому за индивидуальной консультацией, откровенной беседой". Групповая психотерапия способствует не только личностному росту, но и развитию навыков общения, приобретению навыков сотрудничества и партнерских отношений, основанных на взаимопонимании и взаимовыручке, что является наиболее важным для человека, коренным образом изменившего свой образ жизни и не нашедшего еще своей ниши в обществе. Наркозависимые, прошедшие курс лечения в стационарных и амбулаторных наркологических учреждениях и обратившиеся за помощью в Женский Реабилитационный Центр, показывают действительную неспособность приспособления к резко изменившемуся образу жизни, нахождения себя в реальном мире, в мире без наркотиков. Реабилитация наркозависимых показала, что женщины как наиболее дискриминируемое звено в нашем обществе в гораздо меньшей степени способны адаптироваться к изменившимся условиям внешней реальности, их внутреннее состояние в значительной мере усугубляется стремительно изменяющимися условиями рыночной экономики и сложившимися стереотипами в обществе. Неспособность адекватно реагировать на внешние раздражители порождает неуверенность в собственных силах, ощущение своей неполноценности и безысходности, что и является толчком к возврату к прошлому образу жизни и причиной рецидива болезни. Именно так и происходит в большинстве случаев. Женщины, принявшие решения изменить себя и свою жизнь и прошедшие курс терапии от наркотической зависимости на физическом уровне, оказываются неспособными избавиться самостоятельно от зависимости на психическом уровне, что способствует ослаблению их мотивации на оздоровление, ухудшению психо-эмоционального состояния и возврату болезни. Именно поэтому главной задачей первого этапа проекта является разработка системы реабилитации наркозависимых женщин и девочек-подростков, апробирование ее на практике. На следующих этапах работы Центра предполагается уделить значительное внимание арт-терапии. Планируется работа мастерской по декоративно-прикладному творчеству и создание лечебно-оздоровительного центра на условиях самоокупаемости (включение пациентов в деятельность центра, реализация производимых творческой мастерской изделий и услуг). Мы надеемся и будем делать все, что в наших силах, для успешной реализации данного проекта. Главное - верить, помогать друг другу и делать для этого все необходимое, ведь недаром цель группы звучит так: "Помогая другим, помоги себе".
|
Главная
страница |
Информационные материалы |
Ноу-хау | Информационный бюллетень |
Миссия АСТ | Объявления |
|