Главная страницаИнформационные материалыНоу-хауИнформационный бюллетеньМиссия ACTОбъявления

Диакония: социальное служение в епархиях
bulletСоциальное служение в Московской епархии - проблемы и перспективы
bulletСоциальное служение в Екатеринбургской епархии

Социальное служение в Московской епархии - проблемы и перспективы

Церковь всегда занималась социальной деятельностью. Первоначально оказание различной помощи нуждающимся входило в обязанности диаконов. Как мы знаем, первые семь диаконов были избраны, чтобы "пещись о столах" (Деян. 6, 2), в самом начале существования Церкви. Уже с IV века есть точные исторические сведения о церковном служении диаконисс, которые, помимо помощи в храме, помогали больным, бедным и заключенным. Известно письмо св. Иоанна Златоуста одной из таких диаконисс, которая была его сподвижницей: "С первого возраста до настоящего дня ты непрестанно питала алчущего Христа, напаяла жаждущего, одевала нагого; гостеприимно принимала Его странником, посещала больного, приходила к связанному...".

Социальной деятельностью активно занимались многие святые, которые покоили больных, сирот, стариков. Св. Василий Великий построил близ Kecaрии странноприимный дом, госпитали и училища, которые разрослись в целое большое поселение, названное Василиадой.

Активно велась церковная социальная работа и в православной России, где приюты для немощных и больных существовали сначала вообще только у Церкви - при многих монастырях. В XIX веке уже при каждом храме в крупных городах были церковно-приходские попечительства о бедных. Члены этих попечительств самостоятельно разыскивали в трущобах бедные семьи, которым нужна была помощь, семьи, где были заброшенные дети. При многих храмах были приюты для детей. Почти при каждом приходе были небольшие богадельни на 5-10 человек. К 1900-му году в Москве из более, чем 220 богаделен 125 были приходскими!

В годы гонений социальная деятельность Церкви была невозможна. За последние 15 лет она стала понемногу возрождаться. За эти годы в ряде регионов России, в том числе и в Москве, образовались сестричества милосердия, церковные патронажные службы, детские приюты, богадельни, центры реабилитации наркозависимых и другие церковные организации, занимающиеся социальной работой. Их деятельность принесла свои плоды и позволила оказать помощь многим страждущим и социально незащищенным людям. Однако масштабы и уровень организации церковной социальной деятельности, в частности, в Московской епархии, далеки от желаемых. Церковь могла бы принимать гораздо более активное участие в решении социальных проблем, стоящих перед обществом.

Особенность современной социальной ситуации в российском обществе такова, что нуждающихся в помощи очень много, а подход государственных органов, которые должны заботиться о бедных, больных и бездомных, чрезвычайно формальный.

А. В. Флинт, директор Свято-Димитриевского училища сестер милосердия: "Сейчас происходит формализация, стандартизация всей жизни. То, о чем Достоевский говорил: когда приходит право, уходит любовь. Идет нарастание бумажного "правового поля", жуткого бумажного "надо" и "должен" - и вымывание нормальных, свободных человеческих отношений, где присутствует любовь. Даже людям, вступающим в брак, предлагается заключить контракт, где определяются обязанности и ответственность сторон. Но внутри формальных условий всегда можно быть абсолютно бездушным. Вот положено больного перевернуть пять раз в час для профилактики пролежней. Я чувствую, что этого конкретного больного надо не пять раз, а двадцать пять перевернуть, а в следующий час, может быть, ни разу. Но формализм мне дает возможность проявить к нему абсолютную нелюбовь. У меня написано - пять раз, я и буду делать, как написано.

Одна сестра в нашем училище написала диссертацию по пролежням. Она пишет, что в отделении, где лежат больные с повреждениями позвоночника, формальный подход к профессиональной деятельности недопустим. То есть голый профессионализм там не срабатывает. Необходимо противопоставить формализму индивидуальный подход к пациенту, предполагающий выявление всего своеобразия течения заболевания и личности больного человека".

Вот лишь один пример трагических последствий применения формального подхода к больному. Не так давно по "скорой" в одну больницу привезли неадекватного человека, по виду похожего на бомжа. Все необходимые по инструкции действия медики выполнили: остановили кровь из носа, а потом вывели этого больного за ограду больницы. Дом у него, оказывается, был, но больной - по-видимому, психически нездоровый - не мог вспомнить ни свое имя, ни фамилию. Так этот человек и жил на лужайке около больницы 6 дней, его кормили верующие женщины и пытались узнать, кто он и откуда. Но не успели - на 6-й день его нашли убитым.

Настоящую помощь любому нуждающемуся человеку можно оказать, только когда вкладываешь в это дело душу, когда действительно хочешь понять, что нужно данному конкретному больному или бездомному, а не просто выполняешь инструкцию. То есть помощь действенна, если есть любовь. Где найти людей, которые это понимают? Их может дать Церковь.

Но работа таких людей должна быть хорошо организована. Большое внимание активизации и организации социального служения Церкви было уделено в докладе Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия на недавнем епархиальном собрании (такие собрания всего московского духовенства проводятся ежегодно). Святейший Патриарх выразил большое сожаление по поводу того, что многие священники формально относятся к этой стороне христианского служения и призвал московское духовенство считать участие в социальной деятельности Церкви частью священнических обязанностей. Он дал благословение увеличить состав епархиальной комиссии Москвы по социальной деятельности с 4 до 24 человек, включив в нее представителей от каждого церковного благочиния.

Задачей епархиальной комиссии по социальной деятельности является помощь тем людям, которые уже трудятся в больницах, домах престарелых, создают детские приюты, кормят бомжей. Чрезвычайно нужна координация их работы. К примеру, как показало проведенное комиссией анкетирование, в некоторые московские больницы ходят добровольные помощники из нескольких приходов, а другим не помогает никто.

На первом заседании комиссии в расширенном составе ее члены определили несколько первоочередных программ, которые должны быть реализованы в ближайшее время для успешной организации социальной работы на уровне епархии:

1. Доработать социальную карту Москвы - базу данных о государственных социальных учреждениях, нуждающихся в помощи Церкви, церковных социальных учреждениях и других негосударственных социальных начинаниях. Для этого нужно, чтобы каждый член комиссии в своем благочинии установил контакты с руководителями социальных служб своего округа (управы), выяснил, насколько они готовы сотрудничать с Церковью, какие учреждения на территории благочиния наиболее нуждаются в помощи Церкви.

2. Установить связь с руководителями государственных социальных служб и общественных организаций, занятых решением социальных проблем. Членам комиссии предстоит каждому в своем благочинии познакомиться с руководителями социальных служб своего округа (управы), выяснить, насколько они готовы сотрудничать с Церковью, какие учреждения на территории благочиния наиболее нуждаются в помощи Церкви.

3. Наладить работу с беспризорниками, высылаемыми из Москвы по месту жительства в другие епархии. Беспризорные дети - одна из тяжелых социальных проблем сегодняшней России. Правительство России, по инициативе Президента, пытается как-то решить эту проблему. Московская милиция отлавливает беспризорников на вокзалах и препровождает в городские больницы, а оттуда направляет в специально созданные для этого социальные приюты (таких приютов в городе уже шесть). В приютах выясняют, откуда ребенок, и отправляют его "домой" - к родителям или в детский дом. Чаще всего место жительства ребенка находится далеко от Москвы, иногда даже в странах ближнего зарубежья.

Однако вновь оказавшись в тех условиях, из которых они сбежали (пьющие, опустившиеся родители или тяжелая обстановка детского дома), дети вновь пускаются в бега и через некоторое время опять попадают на московские вокзалы. Решить проблему можно только изменив положение детей на местах. В условиях распада бывшего Союза Церковь одна сохранила целостность и единство, и именно церковные структуры могли бы взять на себя попечение о детях, бегущих из других регионов в Москву.

По информации, которая имеется в столичных социальных приютах, нужно составить список наиболее неблагополучных детских домов России и, связавшись с правящими архиереями на местах, наладить их церковное окормление. Очень важно выявить на местах детские дома, обстановка в которых не является губительной для ребенка, и рекомендовать руководству московских приютов направлять иногородних детей именно туда. Среди беспризорников, оказавшихся в Москве, встречаются и очень неплохие верующие дети, которых можно было бы определить в епархиальные детские дома, если они существуют. Неблагополучные семьи, из которых бегут дети, также нуждаются в церковном присмотре и окормлении.

4. Создать постоянную группу добровольцев, опекающую бомжей, которые по скорой помощи попадают в московские больницы. Им нужно восстанавливать документы, определять их в социальные приюты или дома престарелых, при необходимости отправлять на родину. Это работа кропотливая, и нужен центр координации таких усилий. Нужны люди, которые выходили бы на связь с московскими чиновниками, с милицией и решали бы такие организационные вопросы.

Нам известен ряд случаев, когда только благодаря участию сестер милосердия удавалось установить личность человека и восстановить утраченные документы. Вот несколько примеров:

Дунаева Анна Тихоновна, 1915 г. рождения, москвичка, одинокая, лежала в больнице 7 лет. Ее паспорт был утрачен уже в больнице по вине больничных работников - документы перевозили из одной комнаты в другую. Заведующий отделением попросил его восстановить. Юрист больницы составила документ для милиции, а поездки, звонки и организация доставки паспорта в отделение инспектором ОВД легли на сестер милосердия. Фотографировал ее на паспорт тоже наш фотограф - прямо в больнице.

Емельянова Елена Владимировна. Попала в больницу с тяжелой травмой, долго не могла ничего вспомнить, в больнице ее считали бомжом. Одна из сестер приходила за ней ухаживать. Однажды она разговорилась с больной, и та вспомнила, что она из г. Гайсина. Постепенно в результате таких разговоров она вспомнила не только свой полный адрес, но даже домашний телефон. Когда мы дозвонились до родственников, выяснилось, что они ищут Елену Владимировну уже 3 месяца: она поехала в Москву по делам и пропала. Дали сыну телефон заведующей, они созвонились, договорились о выписке. Сын приехал и забрал маму из больницы к общей радости.

Мамбетова Зера, уроженка г. Самарканда, республики Узбекистан. Попала в больницу 27 октября 2001 г. после тяжелой травмы со справкой об утере паспорта. Летом 2002 г. сестричество начало поиск ее родственников. Поиск велся от лица больницы через юриста больницы. Посольство республики Узбекистан в г. Москве сообщило, что в 1996 г. Зера вместе с мамой и дочерью уехала из Самарканда в Крым на Украину. Через консульский отдел республики Узбекистан в г. Киеве удалось выяснить, что родственники Зеры живут в Крыму, но брать больную к себе они не хотят, хотя и взяли на воспитание ее дочь. Дело зашло в тупик. Зеру собирались вскоре выписывать из больницы. Тогда сестры созвонились с властями поселка, где живут родственники больной, через них вышли на социальных работников и уговорили их заняться устройством судьбы Зеры Мамбетовой. 3 марта 2003 г. сестры проводили Зеру до Джанкоя (Крым), где ее встретили представители татарской общины, обещали положить в больницу, восстановить документы, оформить инвалидность, а затем устроить ее в интернат.

Для координации помощи бомжам необходимо собрать информацию об общественных и государственных организациях, занимающихся этими проблемами. В Свято-Димитриевском сестричестве есть списки и координаты таких организаций, но эта информация нуждается в регулярном обновлении.

Надо оперативно наладить связь с комиссиями по церковной социальной деятельности в других епархиях, чтобы там могли оказать помощь бездомным, направляемым из Москвы по месту жительства.

5. Скоординировать помощь, которую московские приходы оказывают заключенным. Особенно это касается духовной переписки, которую ведут очень многие заключенные и которая им очень нужна. Большой опыт такой работы накоплен в Центре духовной поддержки заключенных при Свято-Тихоновском богословском институте. Сейчас Центр как раз пытается скоординировать работу с заключенными в Москве. То, что такая координация необходима, показывает такой реальный случай: в одной из колоний некий заключенный в ответ на свои письма, разосланные в разные места, получил уже… 50 посылок и 30 бандеролей.

6. Организовать поздравление больниц, детских домов и других учреждений соцзащиты и здравоохранения с Пасхой и Рождеством. Поздравление таких учреждений с великими праздниками уже стало традицией некоторых московских приходов, это большая радость для больных, детей-сирот, сотрудников социальных учреждений. Но священников и хоров для поздравления всегда не хватает, и комиссия могла бы привлечь новые силы к этой деятельности.

7. Создать телефонную справочную службу по вопросам церковной социальной деятельности, в которую могли бы обращаться нуждающиеся в помощи люди, а также участники церковной социальной работы, столкнувшиеся с методическими или практическими затруднениями.

8. Выявить в каждом благочинии активных и толковых мирян, способных исполнять функции секретаря по социальным вопросам в благочинии (у священника не всегда есть возможность выполнять ежедневную рутинную работу, необходимую для координации социальной деятельности). Комиссия могла бы оплатить работу таких секретарей.

9. Комиссия объявляет конкурс социальных проектов по благочиниям. Подать проекты на конкурс можно до сентября 2003 г. Преимущество отдается уже действующим проектам. Комиссия имеет возможность привлечь спонсоров, победившие на конкурсе проекты получат финансирование.

Работу комиссии, как нам представляется, нужно строить, разделившись на подкомиссии, каждая из которых будет занята своей категорией людей, нуждающихся в помощи. Святейший Патриарх благословил нам устроить следующие подкомиссии (курсивом отмечены те формы работы, которые еще не получили развития):

Подкомиссия по служению больным и инвалидам

  • Приходские группы милосердия и сестричества для помощи лечебным учреждениям и хосписам
  • Патронажные службы для ухода на дому за больными и инвалидами
  • Общегородское "агентство" патронажных сестер
  • Православные образовательные курсы для подготовки специалистов по социальной и катехизаторской работе с глухонемыми, слепыми и слабовидящими

Подкомиссия по работе с детьми, оставшимися без попечения родителей

  • Приходские группы милосердия и сестричества для помощи сиротским учреждениям
  • Сестринские передвижные посты для работы с беспризорниками в местах их пребывания

Подкомиссия по работе с бездомными, беженцами и переселенцами

  • Благотворительные столовые
  • Сестринские передвижные посты для медицинской и другой помощи бездомным в местах их пребывания

Подкомиссия по работе с заключенными

  • Приходские группы милосердия и сестричества для помощи учреждениям системы исполнения наказания

Подкомиссия по работе с наркозависимыми и страдающими алкоголизмом

  • Общества трезвости
  • Реабилитационные центры

Подкомиссия по служению нуждающимся и престарелым

  • Приходские группы милосердия и сестричества для помощи домам престарелых
  • Приходские группы милосердия для оказания помощи многодетным и неполным семьям, другим нуждающимся
  • Патронажные службы для ухода на дому за одинокими пожилыми людьми

Нам нужны сотрудники, желающие работать на социальном поприще. Тот, кто хочет помочь другим или сам нуждается в нашей помощи, может обращаться в комиссию по телефону (095) 237-6049.

Протоиерей Аркадий Шатов,
председатель епархиальной комиссии г. Москвы
по церковной социальной деятельности

TopК началу страницы

Социальное служение в Екатеринбургской епархии

На наши вопросы отвечает руководитель отдела социального служения Екатеринбургской епархии о. Евгений Попиченко

Когда был создан отдел социального служения Екатеринбургской епархии? Каковы его задачи и основные направления работы?

Епархиальный социальный отдел социального служения был создан в апреле 2002 г. Целью его создания было расширение социального служения в рамках Основ социальной концепции Русской Православной Церкви и осуществление общего руководства и координации церковной социальной работы в масштабе епархии. Можно выделить несколько направлений деятельности отдела:

  1. Решение текущих социальных вопросов, с которыми каждый день люди обращаются в епархию. Например, нужно решить судьбу БОМЖа, ночующего на улице - ищем возможность его устроить; требуется помочь старческому отделению психиатрической больницы с комнатной обувью - ищем спонсоров, помощников; нужно похлопотать об установке телефона у инвалида - обращаемся в соответствующую службу и т.п. В ходе такой работы постепенно устанавливаются связи с муниципальными и общественными организациями, отрабатываются схемы решения тех или иных проблем.
  2. Активизация социальной работы на приходах епархии. По благословению Владыки Викентия, при каждом приходе необходимо организовать братства, сестричества и общества милосердия для всесторонней помощи нуждающимся. При многих храмах и монастырях такие общества созданы и работают, неся свое служение в больницах, домах престарелых, колониях, приютах и детских домах. Они помогают старикам, инвалидам, БОМЖам одеждой, питанием. Таким обществам и сестричествам нужна методическая, организационная и иная помощь. Отдел социального служения занимается координацией их деятельности, проводит обучающие семинары по тем или иным направлениям, приглашает специалистов из других епархий для обмена опытом.
  3. Работа по направлениям. На данный момент в епархии активно ведется работа по следующим направлениям:
  • Реабилитация наркозависимых, профилактика наркомании и ВИЧ/СПИДа, помощь наркозависимым и их семьям
  • Выездная хосписная служба
  • Детский социально-педагогический центр для душевнобольных детей
  • Центр защиты материнства

Этим направлениям оказывается всесторонняя поддержка и помощь.

  1. Сотрудничество с образовательными учреждениями. 6 марта 2003 г. в областном медицинском колледже состоялся первый выпуск православных сестер милосердия по специальности "младшая медицинская сестра". Сестры несут свое послушание при храмах и монастырях города и области.

Расскажите, пожалуйста, подробнее о наиболее активных направлениях социальной работы в епархии.

Наиболее масштабным проектом социального служения является программа "Жизнь без наркотиков", реализуемая Екатеринбургским Епархиальным благотворительным реабилитационным центром. Главная цель программы - оказание духовной, психологической и социальной помощи молодым людям в избавлении от наркотической зависимости, а также их семьям. Программа осуществляется с участием священников Екатеринбургской епархии, психологов, социальных работников, общественности, а также при сотрудничестве с фондами, предприятиями и организациями, чья гражданская и нравственная позиция совпадает с целями и задачами работы Центра. Руководит центром Инга Владиленовна Королькова, профессиональный психолог.

Программа реализуется на базе сети консультативных кабинетов и стационарных отделений. В настоящее время организована работа 10 консультативных кабинетов в наиболее крупных городах области. Два кабинета работают в г. Екатеринбурге. В задачу этих кабинетов входит оказание помощи людям с наркотической зависимостью и их семьям, а также активное взаимодействие с общественностью, предприятиями и административными органами во всех без исключения направлениях работы с молодежью, создание своеобразного "мостика", связующего звена между миром и Церковью.

В среднем в консультационных кабинетах епархии получают помощь до 300 человек ежемесячно. Часто обращающиеся за помощью уже с помощью консультаций становятся на путь избавления от своего порока. Те, кому труднее побороть свою страсть к наркотикам, направляются в стационарные реабилитационные отделения.

Сегодня в епархии созданы два стационарных отделения. Одно из них находится в пос. Сарапулка Березовского района и рассчитано на одновременное пребывание 15 человек. Отделение действует на территории бывшей базы отдыха, на которой расположены 6 домиков для проживания воспитанников, а также для хозяйственных и производственных нужд.

Другой центр находится в пос.Ольховка Верхне-Пышминского района и рассчитан также на 15 человек. Центр размещен в здании бывшего детского сада, безвозмездно переданного епархии на 5 лет, имеется приусадебный участок площадью 50 соток.

В стационарных реабилитационных отделениях организованы учебно-производственные мастерские. Наличие собственного производства и рабочих мест в центре позволяет реабилитанту освоить рабочую специальность. Молодым людям, успешно прошедшим реабилитацию, оказывается помощь в трудоустройстве.

К настоящему времени в стационарных отделения реабилитацию в течение от 3 до 6 месяцев прошли 280 человек.

Еще одним направлением социальной работы в Екатеринбургской епархии является деятельность выездной хосписной службы. Эта служба действует с 1 июля 2002 г. при Свято-Троицком кафедральном соборе. За 6 месяцев она оказала медицинскую помощь 125 больным с IV стадией рака. Возраст больных - от 12 до 96 лет, все они находились под врачебно-сестринским патронажем сотрудников службы. Большинству из них были бесплатно предоставлены медицинские препараты на первые трое суток от начала наблюдения. 18 человек постоянно получали обезболивающие препараты бесплатно, поскольку не имели средств для их приобретения. Всего сотрудниками службы было совершено 430 врачебных и 367 сестринских посещений больных. Священник посетил 74 больных и совершил 140 треб.

В епархиальную хосписную службу обращаются люди различных национальностей и вероисповеданий со всех концов города. Врач назначает лечение, медсестра контролирует его исполнение, делает перевязки, обрабатывает раны. Каждый больной осматривается врачом 1 раз в семь-десять дней. Оказывается медицинская и духовная помощь всем обратившимся больным и их родственникам. Священник приходит на дом к больному, беседует, исповедует, причащает, соборует, крестит. Добровольцы помогают одиноким больным, ходят в магазин, аптеки, убирают в доме, разговаривают с пациентами.

Следует также отметить работу, связанную с проблемами семьи. С октября 2002 г. под духовным окормлением священника Димитрия Моисеева начал работу Центр защиты материнства. В центре работают врачи акушеры-гинекологи, психологи, добровольцы. Они ставят перед собой задачи спасения нерожденных детей; участия в возрождении семьи; просветительскую деятельность; взаимодействие с государственными структурами; осуществляют прием женщин, идущих на аборт, в женских консультациях. За прошедшее время центром открыто четыре консультативных кабинета при храмах Екатеринбурга - во имя Рождества Христова, св. великомученика и целителя Пантелеимона, Вознесения Господня, свв. целителей Космы и Дамиана, в которых ведется постоянный прием посетителей. Специалисты центра участвовали в пятых Екатерининских чтениях 2003 г., где они сделали три доклада.

Было подготовлено и роздано 1500 экз. листовок по соответствующей тематике. В настоящее время готовятся и распространяются по храмам города наборы материалов (40 наименований) для священнослужителей и прихожан. Проводятся лекции в школах и колледжах. Устанавливаются взаимоотношения с администрацией и сотрудниками женских консультаций. Так, в октябре 2002 г. священник Димитрий Моисеев провел беседу с медицинским персоналом женской консультации Железнодорожного района, а в ноябре сотрудники этой консультации совершили паломничество в монастырь Святых Царственных Страстотерпцев на Ганину Яму.

В 2002 г. в Екатеринбурге была создана православная служба семьи и брака "Согласие". Идея этого начинания принадлежит священнику Георгию Викторову, клирику храма во имя святого благоверного князя Александра Невского Ново-Тихвинского женского монастыря. На протяжении этого года он является куратором службы, духовным наставником для сотрудниц службы (их трое) и руководительницы Ирины Владимировны Карпиной. За год с намерением создать семью в службу обратились 63 женщины и 59 мужчин. Чтобы обрести покой в семейном счастье, люди едут за помощью из многих городов области: Новоуральска, Асбеста, Первоуральска, Ачитского района и даже из Перми и Красноярска.

Обратиться в службу может только православный человек с письменным благословением своего духовника. Затем он проходит краткое собеседование с сотрудником службы для выяснения степени его воцерковленности. После беседы заполняет анкету установленного образца. К ней прилагается фотография. Для более успешного результата сотрудничества обратившийся проходит психологическое тестирование. Заполненная анкета находится в базе данных службы до времени образования семьи, либо до прекращения отношений со службой. Среди обратившихся оказалось немало семинаристов, алтарников, которых волнует в будущей спутнице глубина веры и следование церковным канонам. Впрочем, этими же вопросами не меньше озабочены и простые миряне. При службе действует клуб знакомств, где люди непосредственно могут встретиться, пообщаться, вместе провести с пользой время. Уже стали доброй традицией поездки на субботние богослужения в храмы монастыря Святых Царственных Страстотерпцев на Ганиной яме или знакомства с иконописной живописью.

Важным направлением деятельности епархиального социального отдела является проведение конференций и семинаров по проблемам социального служения. 24-25 октября 2002 г. в Екатеринбурге на базе Уральского Государственного Педагогического Университета прошла международная научно-практическая конференция "10 лет социальной работе в России: актуальные проблемы практики и профессиональная подготовка специалистов в системе высшего образования".

По благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия Свято-Дмитриевское училище сестер милосердия города Москвы 25-27 ноября провело в Екатеринбурге семинар "Медико-социальное служение Православной церкви". Семинар проходил на базе Областной клинической больницы и Областного Медицинского колледжа. Программа позволила рассмотреть вопросы подготовки сестер милосердия и современные методы реабилитации выздоравливающих; деятельность приходской патронажной службы и организация помощи сестры милосердия священнику при совершении треб в больнице и на дому; организацию досуга и оказание психологической помощи престарелым и инвалидам. В работе семинара приняли участие 80 человек - сестры милосердия приходских сестричеств, социальные работники храмов, 6 священнослужителей, окормляющих лечебные и социальные учреждения.

8-12 апреля 2003 г. специалистами ОВЦС и московской общественной организации "СПИДинфосвязь" были проведены выездные семинары по работе с ВИЧ-инфицированными для священнослужителей епархии и семинаристов. Семинар посетили 70 человек.

Для реализации масштабных социальных программ необходимо сотрудничество с государственными структурами. Удается ли вам наладить такое взаимодействие?

Действительно, добрые взаимоотношения с государственными структурами, в том числе социальными, очень важны для успешного ведения церковной социальной работы. К счастью, в нашей епархии удается наладить конструктивное сотрудничество с государством. Отношения между епархией, городом и областью оформились в соответствующие соглашения.

29 августа 2002 г. Министерство социальной защиты населения Свердловской области в лице министра Туринского В.Ф. и Екатеринбургская епархия Русской Православной Церкви в лице Правящего Архиерея, "руководствуясь действующим законодательством, в целях дальнейшего совершенствования организации социальной защиты населения, комплексного решения вопросов социальной поддержки наиболее уязвимых групп населения, восстановления нравственных норм в общественной жизни, а также стремясь к расширению потенциала системы социальной защиты населения области", подписали Соглашение о сотрудничестве. В качестве основных направлений сотрудничества определены:

  • разработка совместных программ, в том числе благотворительных, по социальной поддержке населения;
  • создание в учреждениях социального обслуживания граждан условий для осуществления миссионерской и образовательной деятельности священнослужителями епархии: совершения религиозных обрядов, распространения религиозной литературы и предметов религиозного назначения;
  • сбор, анализ и взаимный обмен информацией по совместно реализуемым и сопутствующим проектам, обобщение и распространение положительного опыта сотрудничества;
  • проведение совместных мероприятий, поиск новых форм взаимодействия.

Стороны обязались также знакомить друг друга с планами своей работы в части, касающейся вопросов совместной деятельности. Осуществление конкретных проектов и программ, проведение совместных мероприятий будет оформляться отдельными планами.

В целях реализации вышеуказанного Соглашения утвержден план совместной работы. Одним из первых совместных мероприятий стало проведение Дня пожилого человека 1 октября 2002 г. В его рамках в Новолялинском районе священнослужители и миряне в течение месяца посетили все отделения медико-социальной реабилитации. В городах Алапаевске, Полевском, Талице, Камышлове, Артемовском были совершены молебны о здравии пожилых людей. В городе Ново-Верхняя Салда на такое богослужение собралось более 300 человек. В храм во имя Рождества Христова на Уралмаше к 1 октября прихожане принесли много домашнего варенья, сладостей и отправились в дом для инвалидов и престарелых.

По просьбе работников областного Министерства состоялось совместное обсуждение вопроса о создании дома-общежития для лиц без определенного места жительства. В настоящее время проект находится на обсуждении рабочей группы.

Благожелательные отношения установились с Екатеринбургским городским Управлением по социальной политике. 20 августа 2002 г. Правящий Архиерей и начальник Управления по социальной политике администрации г. Екатеринбурга Э.Я. Гончаренко подписали Соглашение о сотрудничестве. Этот документ определяет формы, направления деятельности и порядок взаимодействия в осуществлении социальных программ в целях объединения усилий, направленных на комплексное решение социальных задач, повышения социальной защищенности населения города. Соглашение предусматривает взаимное информирование Епархией и Управлением друг друга о проводимых мероприятиях по социальной поддержке незащищенных слоев населения, совместное проведение таких мероприятий, разработку и реализацию различных благотворительных программ, направленных на поддержку граждан пожилого возраста, инвалидов и граждан, оказавшихся в трудной жизненной ситуации.

Социальный отдел епархии, по условиям Соглашения о сотрудничестве, регулярно информирует Управление о социальной работе в епархии. Поскольку районные подразделения городского Управления по социальной политике города охотно идут на сотрудничество, основная совместная работа идет через них. Накануне Дня пожилого человека в 5 центров социального обслуживания были доставлены 200 бесплатных абонементов на сеансы российских кинофильмов в ДКЖ, организуемые епархиальным отделом культуры. Некоторые центры окормляются приходами. Так, Дом ветеранов на ул. Технической закреплен за церковью Владимирской иконы Божией Матери. Центр социального обслуживания Орджоникидзевского района часть обедов для неимущих берет в православной бесплатной столовой, находящейся под попечением Ново-Тихвинского женского монастыря. Администрация Кировского района также очень благодарна столовой за помощь с питанием. По просьбе Евдокимовой Т.Т., директора реабилитационного центра для детей и подростков с ограниченными возможностями "Лювена", за центром для духовного окормления закреплен диакон Андрей Шестаков, клирик прихода Всех Святых г. Екатеринбурга. По просьбе администрации МУ "Психиатрическая больница № 12" о сотрудничестве и духовном окормлении за больницей закреплен клирик Свято-Троицкого Архиерейского подворья иерей Сергей Савин. Также Психиатрической больнице №12 оказана благотворительная помощь прихожанами Свято - Пантелеимоновского Храма швейными материалами и принадлежностями.

Социальный отдел епархии стремится налаживать сотрудничество и с другими подразделениями администрации города Екатеринбурга с целью более активного продвижения православных социальных проектов. Согласие на сотрудничество по поводу благотворительных концертов получено от начальника Управления культуры города Плотникова В.П., оно передано в отдел культуры епархии. Из Управления здравоохранения города получено подтверждение, что Соглашение о сотрудничестве с епархией возможно. Соглашение готовится к подписанию.

Каковы ваши планы на будущее?

В рамках развития антинаркотической работы планируется открытие еще одного стационарного отделения реабилитационного центра в пос. Косулино.

Для подготовки кадров медицинских работников, которые могли бы участвовать в реализации социальных программ, планируется организовать трехлетнее обучение по специальности "православная медицинская сестра" и 4-х месячные курсы "младших сестер милосердия".

Планируем также создать "обитель милосердия", которая включала бы в себя православный дом-пансионат для престарелых, кабинеты центра защиты материнства, детский сад и школы для душевнобольных и их родителей и т.д.

TopК началу страницы


Главная
страница
Информационные
материалы
Ноу-хау Информационный
бюллетень
Миссия АСТ Объявления

Copyright (c) Круглый стол по религиозному образованию и диаконии, 1996-2000. Все права защищены.