Главная страницаИнформационные материалыНоу-хауИнформационный бюллетеньМиссия ACTОбъявления

Диакония: СвященникПетр Коломейцев. Духовное просвещение глухих
Ситуация с воцерковлением глухих в России
Опыт работы с глухими в Тихвинском храме Симонова монастыря
Религиозное образование для глухих

Ситуация с воцерковлением глухих в России

Сегодня в Москве проживает около 28000 членов Всероссийского общества глухих (ВОГ), но вместе с людьми слабослышащими, позднооглохшими и глухими, не являющимися членами ВОГ, это число составляет около 500 тысяч человек. Это примерно 5% всего населения Москвы.

Число инвалидов по слуху постоянно растет, и причиной тому многочисленные детские заболевания, а также использование медикаментов, которые приводят к потере слуха. Динамику роста числа глухих можно проследить хотя бы по числу учебных заведений. Если, скажем, до революции в Москве было только одно учебное заведение - Арнольдовское училище, основанное Третьяковым, то теперь в Москве действуют восемь спецшкол для глухих, есть школа вечерняя, есть школа областного подчинения, а также некоторые техникумы и небольшие группы обучения глухих в высших учебных заведениях: в Педагогическом университете и в Техническом университете имени Баумана. Существует и небольшая группа глухих студентов в Православном Свято-Тихоновском Богословском Институте.

Между собой глухие общаются на жестовом языке, его еще называют "разговорный" жестовый язык. Этот язык интернационален, понятен глухим во всем мире, хотя есть свои специфические жесты, характерные только для данной страны. Глухие свободно общаются между собой на этом "разговорном" жестовом языке, но поскольку люди вокруг говорят на обычном языке, в нашей стране на русском, существует вспомогательная система общения - дактилология или пальцевая азбука, с помощью которой глухие говорят на языке той страны, где они живут, правда говорят не все, - только фамилии, названия и те слова, эквивалента которым они не могут подобрать в жестовом языке. Кроме того, сурдопереводчики и педагоги общаются с глухими при помощи так называемой "калькирующей" жестовой речи, когда обычная русская речь сопровождается синхронными жестами или дактилированием.

В СССР обучение глухих было всегда направлено на то, чтобы они могли свободно общаться со слышащими людьми, хорошо считывали с губ, четко произносили слова голосом. К сожалению, здесь были свои перекосы, например, вообще запрещали жестовый язык. Но сегодня уже признано значение жестового языка как языка родного для глухих, и во многих странах жестовый язык является вторым государственным языком. В некоторых странах, например, в Швеции, в Америке, если человек не знает пальцевой азбуки и минимального набора из 20-40 жестов, не умеет объясняться с глухими, он не сможет стать ни полисменом, ни стюардессой, ни муниципальным работником. Во всем мире прослеживается тенденция к тому, чтобы облегчить глухим общение со слышащими людьми, то есть научить слышащих людей, тех кто по роду своей профессии часто общается с глухими, говорить жестовым языком.

Пропаганда жестового языка идет и в искусстве. Сейчас появляются даже музыкальные видеоклипы, где жестовый язык используется как одно из выразительных средств, обогащающих пластику тех, кто занят в этом видеоклипе, и кроме того, такой видеоклип понятен глухим. У нас в стране лидером, "законодателем мод" красивого жестового языка является Театр Мимики и Жеста, где существует и такой жанр, как интерпретация песни на руках в ритме и в характере пластики самой песни.

Практическая духовная работа с глухими также ведется на жестовом языке и, можно сказать, кто сегодня из проповедников владеет жестовым языке, тот и собирает вокруг себя аудиторию. Сегодня самая большая аудитория в нашей стране собрана баптистской церковью. В каждом городе баптисты изучают жестовый язык и ведут работу по созданию общины из числа глухих жителей данного города. Правда многие такие глухие считают себя православными, не скрывают, что ходят в Православную церковь за святой водой, освятить куличи на Пасху, и с сожалением говорят, что для нас, глухих, церковь евангельских христиан-баптистов тоже как православная, но не такая красивая, икон у нас нет, но зато есть общение на жестовом языке и, главное, жестовый язык знает наш пастор.

Вторая крупная конфессия, работающая с глухими, которая представлена в России, это корейская христианская церковь. Существует крупный центр корейской христианской церкви в Петербурге, в самом здании петербургского отделения ВОГ.

Эти две церкви считают себя единственными религиозными организациями в нашей стране, имеющими опыт просветительской работы с инвалидами по слуху. Они проводят семинары и конференции для глухих, делятся методикой работы с другими начинающими пасторами. В распространении этого движения помогает, как правило, само ВОГ, потому что больше всего глухих собирается в городском отделении ВОГ, и именно туда приходят проповедники, имеющие достаточно денег для аренды помещения. Руководство отделений ВОГ охотно сдает их баптистам или корейской христианской церкви. И поэтому глухие, приходя в свое родное отделение Всероссийского общества глухих, имеют возможность тут же вступать во вновь организованные общины.

Еще одна община, достаточно распространенная в нашей стране, активно ведущая работу с глухими - это религиозное объединение свидетелей Иеговы. По свидетельству многих глухих, иеговисты действуют очень агрессивно - они просто запугивают их. Им показывают страшные картинки ѕ вот видите, это ад, сюда идут все, кто не иеговисты, а вот это ѕ рай, сюда идут только иеговисты, и на многих такие красочные издания действуют гипнотически. Они идут в объединения свидетелей Иеговы, в общем даже толком не понимая, что это за религиозное движение и чем оно отличается от Православия.

Кроме вышеуказанных конфессий в Москве действует очень маленькая католическая община святой равноапостольной княгини Ольги. Небольшие католические общины возникают и в других городах России, как правило они расположены к диалогу с Православной церковью, готовы помогать и работать с глухими без прозелитизма - без того, чтобы отрывать их от Православия.

Что же касается Русской Православной Церкви, то на настоящий момент положение достаточно трудное. В Москве успешнее всех действует приход Патриаршего подворья в Новом Симонове: при храме есть воскресная школа для взрослых, ведется работа со спецшколами для глухих, но, к сожалению, далеко не все школы хотят видеть у себя православных священников, хотя охотно сдают свои помещения проповедникам-иностранцам, рассчитывая на определенные материальные выгоды от этого.

В Петербурге православная община глухих не имеет ни священника, ни храма, но если найдется священник, то есть уже договоренность, что им будет предоставлен храм. Создается община в Брянске, есть договоренность в Белгороде с педагогами местного интерната о переводе службы для глухих. В Ульяновске молодой православный священник, прошедший курс сурдоперевода, организует работу с глухими. Проводится работа с глухими и в Барнауле, где нет сурдопереводчика, и глухим прихожанам как-то участвовать в богослужении помогают плакатики с текстами.

На сегодня решением проблемы церковного окормления глухих было бы преподавание жестового языка в семинариях по желанию для тех людей, которые хотели бы потом работать с глухими. Здесь интересен опыт такой католической страны, как Польша, где каждая семинария ежегодно выпускает двух-трех клириков, владеющих жестовым языком. Может быть не все из них станут работать с глухими, но зато клириков работающих с глухими там достаточно, и поэтому сектантов нет ѕ практически все глухие в Польше объединены вокруг католической церкви.

Что же касается России, только в православном храме у глухих есть возможность получить не вербальную, а зрительную информацию о вере через икону, через прикладное искусство, полноценно участвовать в таинстве Евхаристии, при совершении, например, водосвятных молебнов, полиелея. Кроме того, если будет достаточное количество ѕ хотя бы в каждом городе по одному ѕ православных храмов, то этим мы значительно улучшим сегодняшнюю социальную среду, в которой живут глухие. Ведь не секрет, что сегодня очень многие неслышащие люди не могут найти работу, пенсии недостаточно, чтобы удовлетворить все свои потребности и, к сожалению, какая-то часть глухих уходит в криминальный мир. Такое негативное явление в последнее время усилилось вследствие, видимо, разрушения производственной структуры, а также профессионально-образовательной подготовки, которая проводилась в доперестроечное время, когда было достаточное количество учебно-производственных предприятий для глухих. Поэтому церковь может помочь глухим в нынешнее экономически трудное время не опуститься, не пойти по скользкому пути и, по мере сил, участвовать в том добровольном благотворительном делании, которое могут предоставить православные приходы.

К началу страницы


Опыт работы с глухими в Тихвинском храме Симонова монастыря

Община при Тихвинском храме была зарегистрирована еще в 1991 году, а в декабре исполнится два года, как идут богослужения на жестовом языке в освященном приделе храма. Настоятель - я, священник Петр Коломейцев, второй священник - иерей Андрей Горячев. Мы оба изучили жестовый язык, в храме есть сурдопереводчики. Во время службы пение хора сопровождается сурдопереводом, сурдопереводчик знает богослужебный устав, хорошо ориентируется в богослужебных книгах, и поэтому, следя за службой и по книгам, и на слух, может достаточно точно и синхронно переводить то, что поет хор.

До революции в России было только два храма для глухих - это церковь при Арнольдовском училище в Москве и церковь при училище в Павловске (теперь это техникум для глухих в Павловске), но сейчас эти церкви закрыты и приходится начинать сначала. Прервана традиция, этим объясняются и трудности с сурдопереводом, так как очень многих церковных терминов просто нет в жестовом языке, их приходится искать, пользуясь жестовыми словарями других стран, придумывать самим. В этом нам помогают и сами глухие, особенно глухие студенты богословского института. Они, можно сказать, являются создателями того нового жестового языка, который сможет отразить всю красоту, выразительность и богословскую сложность православных богослужебных текстов.

Всю религиозную, духовную работу, которая ведется с глухими, можно разделить на благотворительную и духовно-просветительскую. За рубежом как раз больший акцент делается на каритативной деятельности. Многие диаконические организации, особенно протестантские, работают для обеспечения глухих слуховыми аппаратами, материальными средствами, не забывая при этом, однако, и о духовном просвещении.. Но, на этом пути возникает очень много трудностей. Священники и пасторы, которые работают с глухими, часто жалуются на то, что трудно преодолеть барьер потребительского отношения, существующий у глухих. Поэтому с самого начала наш приход не ставил своей целью дублировать благотворительные организации, которые работают с инвалидами, не дублирует он и деятельность Российского общества глухих.

Наш приход создавался прежде всего как община людей, которые приходят вместе молиться и осуществлять свою религиозную духовную жизнь. Когда нас спрашивают, что мы делаем для глухих, мы говорим, что помогаем им быть полноценными христианами. У нас они читают духовную литературу, хотя многие до прихода в храм вообще не читали книг, молятся, исповедуются, причащаются и чувствуют себя также, как слышащие прихожане в обычном храме. Глухие прихожане ходят в наш храм не для того, чтобы получить какие-то материальные льготы, вещевую или иную помощь, а для того, чтобы принести сюда свою молитву и свой труд, чтобы вместе работать над восстановлением храма. Они очень любят свой храм, охотно участвуют в его украшении, пишут иконы, шьют облачения, вышивают закладки для богослужебных книг.

При этом мы не отказывались от той помощи, которая получалась как бы сама собой. Два раза мы получали гуманитарную помощь по линии Отдела внешних церковных сношений Московского Патриархата, два раза - по линии Отдела церковной благотворительности и социального служения, три раза мы получали гуманитарную помощь через Свято-Сергиевский православный институт в Париже. И вот эта вещевая помощь из Франции явилась катализатором нового начинания среди наших глухих. Они сами стали приносить в храм одежду, вещи, без которых дома можно обойтись, для того, чтобы ими воспользовались другие

У нас есть приходская комната, где практически все: и столы, и стулья, и самовар, и плита, и холодильник - было пожертвовано прихожанами. В этой обустроенной комнате по вторникам проходят занятия "воскресной" школы. Для прихожан, давно посещающих храм, в этой школе идет продолжение религиозного образования, обсуждаются ответы на трудные вопросы. Для начинающих проводится курс катехизации, много времени посвящается рассказам о различных сектах, так как многие глухие пришли в наш храм именно оттуда. По субботам протодиакон Павел Трошичкин ведет занятия с глухими по изучению богослужебного устава Русской Православной Церкви, чтобы дать им некоторые сведения по литургике, необходимые для лучшего понимания богатого гимнографического наследия Православной церкви. В этой же комнате проходят и занятия кружка золотого шитья, а также совместные трапезы.

Конечно, большие трудности были в организации самого богослужения, но здесь помог опыт других конфессий, где служба обязательно сопровождается сурдопереводом. Мы не стали отказываться от хора, от привычных богослужебных текстов, но организовали сопровождение сурдопереводом песнопений, а священники стали произносить ектении одновременно в голос и на руках. Конечно, учитывая зрительный характер восприятия службы, приходится думать о том, чтобы царские врата были не очень высокими, чтобы все-таки существовала связь между молящимися и тем, что происходит у престола. Приходится думать о том, чтобы было хорошее освещение, было видно артикуляцию и жесты переводчика и священнослужителя, поэтому наш храм очень светлый.

Во время исповеди нам необходимо обеспечивать камерность исповедникам, для этого есть раздвижная ширма, отгораживающая аналой, за которым происходит исповедь, от остальных молящихся в храме, но поскольку в это время исповедующийся глухой человек как бы исключается из службы, не видит ее, мы ориентируем наших прихожан на то, чтобы они приходили исповедоваться до начала службы и всегда просим слышащих прихожан пропустить вперед неслышащих.

Ввиду довольно трудного характера самих богослужебных текстов мы взяли за правило после каждого библейского чтения, будь то паримия на вечерне, Апостол, Евангелие за Литургией или на утрени, давать к ним краткую проповедь-комментарий. Особенно полезно это для новопришедших, так как они не знакомы с содержанием круг этих чтений, этих событий, и краткая проповедь-комментарий помогает им ориентироваться в проблемах, о которых было прочитано и как бы переключает их от текста Священного Писания к сегодняшнему дню. Такая проповедь полезна не только глухим, но и слышащим прихожанам.

Мы сразу решили, что в наш храм будут ходить все желающие. Но те слышащие прихожане, которые приходят сюда, оказываются в положении людей, которым нужна определенная помощь, и вот глухие, умеющие хорошо общаться со слышащими людьми, помогают им купить свечку, написать записку, потому что за свечным ящиком прихожан тоже встречают неслышащие люди.

Глухие оказываются в такой необычной ситуации, когда они чувствуют себя не отверженными обществом, нуждающимися в посторонней помощи, а наоборот хозяевами, которые принимают у себя слышащих прихожан, и уже слышащим прихожанам нужна какая-то помощь, объяснение, чтобы они не чувствовали себя здесь неуютно. Таким образом, мы постепенно решаем задачу разрыва того состояния гетто, в котором находятся глухие. Они вынуждены общаться со слышащим миром, но все учреждения для глухих превращаются в, своего рода, маленькие резервации, где есть свой Дом культуры, своя пресса, свой круг общения и есть свой язык. Наш приход как раз разрывает цепь таких гетто - к нам приходит достаточное количество слышащих прихожан, поэтому происходит постоянное общение их с глухими братьями и сестрами во Христе. Наши слышащие прихожане постепенно учатся понимать глухих, и глухие обретают опыт непосредственного общения со слышащими людьми.

В результате пребывания в общине у неслышаших прихожан поменялось отношение к жизни, они уже не считают себя ущербными людьми, активно участвуют в жизни прихода, достойно несут трудное бремя по восстановлению собственного храма и исполняют свой христианский подвиг в этом мире.

К началу страницы


Религиозное образование для глухих

В 1994 году была создана группа неслышащих студентов в Православном Свято-Тихоновском Богословском институте. При организации учебного процесса мы опирались на тот опыт, который существует в двух Высших учебных заведениях, где учатся глухие - это Педагогический университет, факультет дефектологии, и Бауманский технический университет.

Несмотря на то, что глухие могут читать и писать, и можно было бы устроить для них чисто методический курс, ѕ давать читать необходимые лекции и потом проверять их знания, ѕ там пошли по другому пути. В Бауманском университете практикуется сурдоперевод лекций, на которых присутствуют глухие, и этот перевод лекционного курса на жестовый язык очень много дал глухим. Хотя потом они все равно возвращались к напечатанному тексту лекций для дальнейшей подготовки, самое первое знакомство с материалом лекции происходило с помощью сурдоперевода.

Мы поняли, что, просто читая, лекцию освоить невозможно, хотя бы из-за большого количества незнакомых слов для глухого, а лекция с сурдопереводом сразу дает возможность включиться в работу, в круг освещаемых тем, и уже потом, используя распечатки лекций, закрепить материал. Очень помогают семинарские занятия, на которых кто-нибудь из глухих готовит свою тему и рассказывает ее другим. Подготовка по заданной теме уже включает в себя определенную работу, проделанную студентом, а восприятие подготовленного материала другими глухими оказывается более эффективным, чем лекции преподавателя. Очень часто на семинарах мы разбивали курс на некоторое количество тем и каждому давали возможность подготовить свой кусочек, свою тему, а затем рассказать ее остальным студентам.

К сожалению, мы не знаем, будут ли спецшколы для глухих приглашать наших студентов для преподавания Закона Божия или истории религий, но несомненно, что для самих студентов обучение в Свято-Тихоновском институте оказалось очень серьезным реабилитационным моментом. Они действительно стали чувствовать себя полноценными людьми, свободно общались с другими студентами богословского института, самостоятельно изучили много духовной литературы, ездили в различные паломнические поездки по монастырям и храмам.

Трое студентов являются алтарниками в нашем храме и при этом часто сами готовят проповеди, чтобы заполнить паузу в службе, когда священнослужители причащаются. Мы надеемся, что кто-то из этих студентов станет в будущем преподавателем для следующего поколения глухих студентов, надеемся, что кто-то может быть пойдет по духовной линии и будет рукоположен в диаконский или даже священнический сан.

Очень хочется, чтобы наши труды не пропали даром, чтобы тот опыт, который мы только начали нарабатывать, продолжался бы дальше, потому что, конечно, свои проповедники из числа глухих могут сделать гораздо больше, чем слышащие. Приведу для примера такой случай: в одном топографическом колледже, где училась группа глухих, две неслышащих девочки баптистки сумели обратить в баптизм всю свою группу, а потом и остальных слышащих учащихся, и директора этого колледжа. В итоге, в этом колледже стали открыто проводиться баптистские молитвенные собрания. Вот как много может сделать неслышащий проповедник. Поэтому, глухие, усвоившие духовные истины Православной веры, которые прошли через их душу и сердце, гораздо более успешно могут свидетельствовать о них, чем слышащий проповедник, обращающийся к аудитории глухих.

К началу страницы


Главная
страница
Информационные
материалы
Ноу-хау Информационный
бюллетень
Миссия АСТ Объявления

Copyright (c) Круглый стол по религиозному образованию и диаконии, 1996-2000. Все права защищены.