|
|
Диакония:
координация
социальной работы
Проблемы координации социального служения в РПЦПоследнее десятилетие было отмечено бурным развитием различных направлений социальной деятельности Церкви. При многих храмах и монастырях возникли и успешно развивают свою деятельность благотворительные столовые, детские приюты, богадельни, патронажные службы. Ведется работа по оказанию помощи заключенным в местах лишения свободы, людям, страдающим от алкоголизма и наркомании. Созданы десятки сестричеств и братств, основной целью которых является оказание продовольственной, медицинской и другой помощи наименее социально защищенным категориям населения.Существенно то, что период возрождения церковной жизни совпал с периодом тяжелых экономических потрясений в России, поставивших миллионы людей на грань выживания и резко обостривших весь спектр социальных проблем. В этой ситуации социальная деятельность церковных организаций оказалась особенно актуальной и позволила облегчить страдания многих тысяч людей. Вместе с тем, в процессе роста социальной активности Церкви выявляются и проблемы, снижающие эффективность работы вовлеченных в нее организаций. Среди таких проблем - разобщенность церковных структур, работающих в одних и тех же направлениях, слабая координация их деятельности, недостаточное развитие коммуникаций и информационной поддержки социальной работы. Эти проблемы осознаются в последнее время все более остро, и церковные организации ищут пути их решения. Многое в этом направлении уже удалось сделать. В некоторых епархиях созданы отделы по благотворительности и социальному служению или назначены ответственные за эту работу. Существуют ответственные за различные направления социальной деятельности и на уровне многих благочиний. В нескольких епархиях образованы союзы сестричеств. Иногда сами сестричества и братства создаются на базе нескольких приходов и в этом случае могут рассматриваться как одна из форм координации и объединения усилий в благотворительной деятельности. Проводятся конференции и семинары по различным проблемам социального служения, в которых принимают участие представители сестричеств и приходов со всех концов России. Выпускаются периодические издания, посвященные проблемам церковной благотворительности. Большое значение имеет взаимодействие с государственными структурами, ответственными за социальную работу. В частности, практикуется такая форма взаимодействия Церкви и государства, как работа представителей сестричеств и приходов по контракту в государственных учреждениях - больницах, детских домах, интернатах и др. Церковным организациям это дает возможность использовать материальную базу государственных учреждений и получить бюджетное финансирование для реализации социальных программ. В свою очередь, государственные учреждения получают от участия Церкви существенную помощь в решении социальных проблем. В настоящем выпуске Информационного бюллетеня мы публикуем материалы, освещающие проблемы координации социальной деятельности в Церкви и рассказывающие об опыте их решения. Церковная благотворительность - новый этапЗа плечами первое десятилетие свободной жизни Церкви в России. Церковь начала осваивать запретные для нее ранее сферы служения: миссию, просвещение, благотворительность... Наш разговор о последней. Можно подвести некоторые итоги и посмотреть вперед.За десять лет практически в каждой епархии появились приходы, братства, сестричества, взявшиеся за исполнение той или иной социальной задачи. Они возникли как живой отклик христиан на человеческую боль, несчастье, нужду. Где-то рядом с храмом оказалась больница, где-то - тюрьма, детский дом, дом престарелых и т.д. И всюду требуется священник, который, придя по вызову администрации или проживающих, обнаруживает острую потребность в христианском милосердии и материальной помощи. Далее обычно батюшка обращается к прихожанам, формируется небольшая группа энтузиастов, из приходской казны выделяются скромные средства, собираются вещи, продукты, ищутся местные или зарубежные спонсоры, налаживается какая-то система взаимодействия с администрацией. Успех этой работы зависит от многих факторов: заинтересованности настоятеля храма, расположения руководства учреждения и умения найти с ним общий язык, политической и экономической ситуации в стране и данной местности и т.п. Все это, как мы знаем, подвержено в современной России постоянным колебаниям. И хотя христианам естественно быть гонимыми в мире сем, все же когда нас пытаются прогнать из больницы или детского учреждения, где в нашем присутствии нуждаются, только потому, что новый начальник не расположен к православию, это заставляет нас задуматься о создании более надежной правовой защиты нашей работы. Гораздо реже возникают собственно церковные благотворительные учреждения: благотворительные столовые, больницы, богадельни, детские приюты, реабилитационные центры и т.п. Их открытие требует помещений, земли, значительных и постоянных финансовых и материальных ресурсов. В городах, особенно крупных, проще достать деньги, в деревне - получить или построить дом и организовать занятость. Часто к созданию собственно церковного предприятия подталкивает неудача в сотрудничестве с государственными учреждениями, желание максимально дистанцироваться от них, сделать все по-своему, на христианских основаниях. С другой стороны, служение в тюрьмах, больницах, детских домах и других государственных учреждениях ставит нас перед проблемой продолжения попечения об обратившихся к вере людях после их выхода из-под государственной опеки. Так возникают реабилитационные центры, патронажные службы, просто прием на жительство и трудничество в приход и монастырь. Сегодня Санкт-Петербург не в силах справиться с растущими социальными проблемами. Многие семьи поставлены на грань физического выживания. Велико число безработных людей. Миграция - единственный источник прироста населения трудоспособного возраста. Депопуляция ведет к снижению роли Санкт-Петербурга в структуре страны. Город "стареет". Социологи признают, что обществом овладевают гедонистические настроения. Привычным явлением стало социальное сиротство. Рост преступлений, совершаемых несовершеннолетними со взрослыми, свидетельствует о передаче криминального опыта подрастающему поколению. Последствия этих явлений - одиночество стариков, духовное и нравственное оскудение, деградация и десоциализация населения. Городская Администрация заинтересована в сотрудничестве с Церковью, сама обращается за помощью, привлекает священнослужителей к обсуждению социальных проблем, просит о помощи в тех случаях, когда город не может справиться с серьезными социальными проблемами. Это и реабилитация наркоманов после восстановительного лечения в государственных учреждениях, помощь в реабилитации подростков, совершивших правонарушения, реабилитация лиц, вышедших из заключения, и многое, многое другое. Формы помощи могут быть самыми разнообразными: организация питания, патронаж на дому, воскресный детский сад, организация досуга школьников, помощь пожилым и больным людям, помощь по уходу за детьми, социальная помощь семьям. Особенно нужны сегодня помощники для работы с семьей. Неоценимую помощь в деле призрения сирот могли бы оказать семьи, берущие на воспитание детей (в гости, на каникулы, на определенный срок, под опеку и т.д.). Система социальной защиты населения в новых условиях России еще только создается. Изменения, внесенные в законодательство России, существенно изменили структуру учреждений системы социальной защиты. Городу как субъекту Российской Федерации предоставлены полномочия в определении социальной политики на своей территории. Значительные функции переданы органам местного самоуправления - муниципальным советам. Принятие законов "О благотворительной деятельности" и "О некоммерческих организациях" дало возможность церковным благотворительным организациям занять свое место в этой системе, хотя ее законодательные основы еще не вполне прояснены. Именно поэтому Святейший Патриарх Алексий II подписал серию соглашений с исполнительной властью на уровне министров о сотрудничестве во всех общественных сферах. В Санкт-Петербургской епархии подобные соглашения заключены на местном уровне с городским и областным правительствами. По нашему опыту мы чувствуем, что они способствуют укреплению позиций церковных благотворительных обществ, действующих в государственных учреждениях. На основе этих рамочных соглашений заключаются договоры о совместной деятельности с конкретными учреждениями (больницами, медицинским училищем, детскими приютами, психоневрологическими интернатами, домами престарелых, центрами социального обслуживания населения и т.п.). На сегодняшний день деятельность церковных благотворительных организаций в Санкт-Петербурге стала настолько заметной, что городская администрация выпустила для своих подразделений справочник по религиозным благотворительным организациям, среди которых православные занимают более 60%. Информацию о социальной деятельности православных организаций на территории епархии собирает Отдел по благотворительности Санкт- Петербургской епархии. На первом этапе благотворительной работы каждая служащая община, как показывает опыт, не испытывает потребности в налаживании связей с другими подобными церковными группами. Однако, период замкнутости, сосредоточенности только на своих проблемах и идеях сменяется периодом более интенсивных контактов, обмена опытом и сотрудничества как друг с другом, так и с государственными властями. Проведя в 1999 году два больших семинара по проблемам церковного попечения о безнадзорных детях и христианского медицинского служения, мы встретились с искренней благодарностью со стороны участников из самых разных концов России и представителей городской администрации за возможность увидеться, познакомиться и обменяться опытом. Существуют вполне реальные причины, диктующие нам необходимость координации и планирования наших действий. Отдельная благотворительная инициатива, как правило, представляет собой лишь звено в цепочке, которая позволяет оказать реальную помощь человеку. Координация действий благотворительных церковных организаций, специализирующихся на каком-то одном виде помощи, укрепление связей и сотрудничества между ними и с государственными социозащитными и медицинскими учреждениями становится насущной задачей. Мало помочь заключенному, пока он находится в тюрьме, часто еще больше он нуждается в поддержке именно после освобождения. Недостаточно помочь наркоману пройти "ломку", необходимо поместить его в реабилитационный центр, где он сможет обрести новые смыслы жизни, (в православном центре - воцерковиться), приучиться к систематическому труду, найти новый круг общения. Но и после 3-6 месяцев реабилитации такому человеку лучше не возвращаться в прежнюю среду, а пожить и потрудиться достаточно долго на каком-нибудь удаленном приходе или в монастыре. Многие пожилые люди, попавшие в больницу, нуждаются долгое время в патронаже, а некоторые - в помещении в богадельню. Также и молодым людям, вышедшим из детских домов и приютов, еще долгое время требуется самая разнообразная помощь и поддержка. Сегодня чрезвычайно важно продумать и выстроить эти цепочки оказания помощи разным категориям нуждающихся: пожилым людям, бедным, больным, инвалидам, детям, оставшимся без попечения, беженцам, бомжам, наркозависимым и т.д. Выпадение существенных звеньев в цепочке действий по оказанию помощи нуждающемуся может привести к достаточно неприятным последствиям. Известно, что при наших монастырях проживает большое количество людей, выпавших из нормальной жизни по причине пьянства и наркомании. Все их немощи ложатся тяжким бременем на монастырь, который не может и не должен специализироваться на наркологических проблемах. Однако если такой человек прожил предварительно несколько месяцев в церковном реабилитационном центре, воцерковился, проявил устойчивую ремиссию, он может с пользой и для себя и для монастыря или сельского прихода жить и трудиться там достаточно долго как трудник. Недавно Отдел по благотворительности Санкт-Петербургской епархии подписал обращение к настоятелям сельских приходов и монастырей с просьбой принимать к себе по возможности в качестве трудников выпускников епархиальных реабилитационных центров. Помощь должна быть не только чистосердечной, но и юридически грамотной и профессиональной. Было бы хорошо иметь на каждом приходе социального работника, разбирающегося в тонкостях сегодняшнего законодательства, умеющего работать с людьми и отвечающего за оказание социальной помощи при своем храме. Сегодня мы можем организовать их обучение основам социальной работы, используя знания и профессиональный опыт специалистов, готовых к сотрудничеству с Православной Церковью, и православных людей, работающих в государственных структурах. Для укрепления взаимодействия и информированности можно и нужно шире привлекать средства массовой информации. Только что созданные епархиальные периодические издания (газета тиражом 22 тыс. экземпляров и 2 журнала) планируют систематическую публикацию материалов по благотворительности. Серьезные долгосрочные церковные благотворительные проекты требуют постоянного и надежного финансирования. Это финансирование во всем мире дает церкви государство. В нашей стране долгосрочная поддержка оказывается только государственным организациям, опыт долгосрочной поддержки церковных организаций отсутствует. В епархии есть учреждения, открыто сотрудничающие с Церковью и получающие поддержку от государства (Медицинское училище №6, которое готовит сестер милосердия, Центр для несовершеннолетних "Дом милосердия" с приютом для беспризорных детей, Ночлежный дом в Тихвине, летние детские лагеря и др.). Этот опыт получил высокую оценку городской администрации. Сегодня чиновники начинают осознавать, что государственная монополия на оказание социальной помощи населению не эффективна. Мало того, что гигантские интернаты для инвалидов, детей и стариков создают антигуманные условия жизни попавших туда людей, но они еще и неоправданно затратны. Поэтому к выполнению тех или иных социальных программ государственные органы власти начали привлекать негосударственные организации. Церковные благотворительные организации могут участвовать в городских конкурсах проектов по оказанию помощи семье и детям, инвалидам и людям с ограниченными возможностями здоровья, по организации летнего отдыха и др. Участие в городских программах - новый этап во взаимодействии Церкви и государства. Финансируя церковные организации, государство признает социальную значимость проектов, реализуемых Церковью, и уровень оказания помощи. Проекты, прошедшие конкурс, со временем могут получать и более стабильную поддержку из городского бюджета. Поле для социального служения обширно. Сегодняшняя ситуация в нашем
городе требует активизации всех здоровых сил для преодоления экономического
и нравственного кризиса в обществе. Поэтому мы планируем провести в мае
этого года семинар с участием представителей всех приходов епархии, церковных
и государственных организаций, работающих в социальной сфере. Главная задача
семинара - проинформировать приходы о новых возможностях взаимодействия
с муниципальными и городскими властями, о новых направлениях социального
служения и скоординировать усилия в деле оказания помощи нуждающимся. На
семинаре мы собираемся обсудить проблемы работы с детьми и семьями по месту
жительства, организации помощи силами приходов и церковных организаций,
организации волонтерской работы, информационной поддержки, привлечения
средств из государственных и негосударственных источников, обучения основам
социальной работы и другие вопросы, возникшие на новом этапе социального
служения в Епархии.
Священник Александр Степанов
К
началу страницы
Председатель отдела по благотворительности Санкт-Петербургской Епархии Организация социального служения в Московской епархииСоциальному служению в Московской епархии присуща многоплановость. Среди основных направлений социальной деятельности, осуществляемой приходами, монастырями и другими церковными организациями епархии, можно отметить работу с бездомными и беженцами, опеку беспризорных детей.Кормление бездомных можно считать наиболее приоритетным видом социального служения - ведь без пищи человек существовать не может. Для решения этой задачи при многих приходах епархии открыты бесплатные столовые. Число питающихся в них бездомных различно в зависимости от обустроенности соответствующих служб и, конечно, финансового положения прихода. В качестве примеров подобного служения можно назвать столовые при Владимирской церкви в Мытищах и при Успенском храме в Красногорске. Мы стараемся расширить этот вид служения и обязать все без исключения приходы кормить бездомных. Вторым, не менее важным видом социального служения является забота об устройстве детей-сирот. Таких детей можно видеть везде: на вокзалах, в переходах метро, на рынках и, конечно, в храмах. Почти при каждом храме можно видеть небольшую группу беспризорников. Эта детская "вольница" требует к себе большего внимания, нежели бездомные взрослые. Как правило, эти дети совершенно не приспособлены к труду и не желают учиться. Многие из них подвержены тяжелым, порой трудноискоренимым порокам. Их часто используют в корыстных целях бездомные с криминальным прошлым. В данном виде служения приоритетным является создание при храмах и монастырях специальных приютов для детей. Сейчас такие приюты существуют при Владимирской церкви г. Мытищи, в Павловом Посаде и в других городах области. При некоторых храмах, не имеющих отдельного приюта, выделяются комнаты для проживания бездомных детей. На начальном этапе возрождения церковной благотворительности в начале 90-х годов социальное служение имело в основном случайный, стихийных характер. В последние годы возникла необходимость координации социальной деятельности в масштабе всей Московской епархии. По благословению митрополита Ювеналия, была утверждена должность ответственного за социальную работу в Московской епархии. Потребность в этой должности вызвана расширением сферы социального служения в Московской епархии и, соответственно, необходимостью координации данного служения. Основная обязанность ответственного за социальное служение заключается в выявлении возможностей того или иного прихода оказывать помощь социально незащищенным категориям людей и там, где социальная работа не ведется, побуждать настоятелей храмов к данному виду служения, указывая на положительный опыт других приходов. В этом плане удалось сделать многое, и главная заслуга в здесь принадлежит Высокопреосвященнейшему митрополиту Ювеналию, который на епархиальных собраниях постоянно призывает духовенство расширять в своих приходах различные виды социального служения. В последнее время началось развитие и координация определенных направлений социальной работы и на уровне благочиний. Сейчас в каждом благочинии есть ответственные по работе с заключенными и с людьми, подверженными порокам наркомании и алкоголизма. Качественный результат координации социальной деятельности заключается
в том, что все приходы повернулись лицом к этой проблеме и стараются ее
решать в соответствии со своими возможностями.
Игумен Александр Агриков,
К
началу страницы
ответственный за социальную работу в Московской епархии Союз сестричеств милосердия Минской епархииСоюз сестричеств милосердия (ССМ) Минской епархии был создан 11 марта 1998 года. В этот день состоялось собрание старших сестер, возглавляющих работу сестричеств милосердия 10-ти приходов Минска и Минского района. Высокопреосвященнейший Филарет, Митрополит Минский и Слуцкий, Патриарший Экзарх всея Беларуси, приветствуя собравшихся сестер, отметил, что многие минские сестричества имеют многолетнюю историю и большой опыт работы, "давно назрела необходимость такой встречи, на которой сестры должны познакомиться и поделиться накопленным опытом для того, чтобы расширить свой опыт на всю нашу Епархию, а при необходимости и на другие Епархии".Сестры подробно рассказали о деятельности своих организаций, отметив свои достижения и проблемы. При подведении итогов выступлений была отмечена необходимость объединения усилий сестричеств в деле диаконического служения, потому что практически все сестричества нуждаются в обеспечении малоимущих подопечных медикаментами, продуктами питания и одеждой, для доставки которых необходим транспорт. Было также отмечено, что помощь сестер милосердия своим подопечным должна быть квалифицированной и своевременной. Поэтому для ее осуществления требуются подготовка людей и финансово-материальная поддержка. Эти и другие вопросы можно и нужно решать сообща. Поэтому было принято решение о создании Союза сестричеств милосердия Минской Епархии (ССМ), объединяющего все минские сестричества, куда в дальнейшем войдут представители существующих и вновь образовавшихся сестричеств Минской и других епархий, желающих участвовать в совместной работе. Руководящим органом ССМ является общее собрание старших сестер сестричеств милосердия, входящих в ССМ. Был избран рабочий орган ССМ - Совет Сестричеств в количестве 5-ти человек, в состав которого вошли старшие сестры наиболее опытных сестричеств Минска и секретарь ССМ. Было принято решение о представительстве Союза сестричеств в Правлении и офисе Круглого Стола по межцерковной помощи в Республике Беларусь (КС РБ) в лице секретаря ССМ. Все проекты, представляемые от сестричеств Минской Епархии в КС РБ, должны рассматриваться на заседаниях Совета Сестричеств для определения приоритетных направлений диаконической деятельности. На сегодняшний день ССМ объединяет 31 сестричество приходов Белорусского Экзархата. Из них 12 сестричеств г. Минска, 7 - Минской области, 12 - городов Лиды, Гродно, Гомеля, Витебска, Бреста, Полоцка и др. На попечении сестричеств Минска находятся 9 больниц и госпиталей города, среди которых такие сложные участки, как хоспис для онкобольных детей и Республиканская психиатрическая больница. Сестры посещают также 6 интернатов и детских домов. На дому опекается более 1000 инвалидов, престарелых и многодетных семей. Общество милосердия во имя Святой Праведной Софии Слуцкой уже 2 года с мая по октябрь принимает на оздоровление в свой Домик милосердия одиноких инвалидов и престарелых. В двух приходах силами сестричеств организованы мастерские для людей с умственными и физическими ограничениями, проводятся мероприятия, направленные на реабилитацию инвалидов и детей-инвалидов. В Молодечно, Гомеле и Гродно начали работу диаконические станции, опекающие малоимущих престарелых прихожан и оказывающие им посильную медицинскую помощь. В адрес ССМ приходят письма и поступают телефонные звонки с просьбами о духовной поддержке и материальной помощи от инвалидов, престарелых, сирот и малоимущих людей. Часть этих просьб передается непосредственно в сестричества, на территории чьих приходов проживают эти люди. Некоторые из просьб выполнялись с привлечением учащихся воскресной церковно-приходской школы храма "Всех скорбящих Радосте", Женского Негосударственного Института "ЭНВИЛА" г. Минска. Большую помощь в обеспечении инвалидными колясками, приспособлениями для инвалидов и б/у одеждой оказывал минский приход "Всех скорбящих Радосте". Выполнение просьб в обеспечении медикаментами и средствами ухода за лежачими больными, а также продуктами питания стали возможны благодаря финансовой помощи в рамках Круглого Стола по межцерковной помощи в РБ. Так, на протяжении 1997-1999 годов было реализовано 2 проекта по обеспечению сестричеств медикаментами, портативными диагностическими аппаратами и средствами ухода за инвалидами, поскольку для нормальной работы сестричеств необходима постоянная поддержка медикаментами и предметами ухода за тяжелобольными (резиновые перчатки, памперсы, бинты, вата, мази и препараты для обработки ран и пролежней и т.п.). В связи с ростом цен на лекарства и низким уровнем жизни многих инвалидов и престарелых, существует также необходимость приобретения для них жизненно важных лекарств и препаратов. Но, к сожалению, у сестричеств зачастую нет средств для приобретения элементарных средств ухода за больными, медикаментов для оказания первой медицинской помощи, тонометров, термометров и др. портативных диагностических аппаратов для определения нужной эффективной помощи больному. В период реализации этих проектов была проведена следующая работа: сбор и классификация информации о потребностях в медикаментах, медоборудовании и средств ухода за тяжелобольными для каждого сестричества; приобретение медикаментов и медоборудования, комплектование аптечек первой медицинской помощи, обучение сестер работе с полученным медоборудованием. Проектами было охвачено около 24 сестричеств, приходских групп милосердия и церковных организаций. В процессе реализации проекта были установлены многие полезные контакты с фирмами и предприятиями, занимающимися изготовлением и реализацией медикаментов и медоборудования. Деятельность в этой сфере обещает быть продуктивной в части рационального использования вкладываемых финансовых средств и оперативного решения проблем обеспечения сестричеств и их подопечных медикаментами. Следует отметить, что реализация данных проектов была возможна только при совместной работе сестричеств, объединенных ССМ. Для организации питания инвалидов, престарелых, детей из малообеспеченных семей сестричествами, входящими в ССМ, был реализован ряд проектов:
Следует отметить, что, хотя сестричествами уже делается очень много хороших и нужных дел, они, все же, не могут охватить всех нуждающихся. Представители нескольких сестричеств принимали участие в практической конференции по теме "Проблемы ухода за больными на дому и в больнице", которая проходила с 24 июля по 7 августа 1999 года в Свято-Димитриевском училище сестер милосердия в г. Москве (Россия). Заключительная резолюция конференции отразила необходимость активизации действий, направленных на создание сестричеств милосердия, обучение навыкам ухода за больными для оказания своевременной и квалифицированной помощи нуждающимся. К сожалению, наши сестричества и приходы еще разобщены, их социальная деятельность зачастую сводится к распределению гуманитарной помощи (поток которой становится все меньше и меньше) в рамках своих приходов. Нынешнее экономическое положение в стране требует новых форм и методов социальной деятельности, для чего необходим определенный профессионализм как непосредственно в уходе за нуждающимися, так и в организации различных мероприятий, направленных на активизацию сестринской деятельности, поиск финансовых средств, а также умение рационально использовать имеющиеся человеческие и материальные ресурсы. Поэтому важной задачей ССМ является информационная, консультативная и методическая помощь приходским сестричествам в их социальной работе. Особое внимание уделяется создающимся и молодым сестричествам, не имеющим практического опыта диаконической деятельности, организованной структуры и находящимся на стадии разработки и определения форм и методов своей работы. Для решения этой задачи ССМ осуществляет работу по нескольким направлениям:
Опыт работы двух лет показал, что необходимо постоянное обновление информационной базы. Это касается данных о профессиональных навыках сестер милосердия, полученных специальностях и квалификации, которые нужны для более рационального использования потенциала сестричеств; об учебных заведениях как светских, так и церковных, осуществляющих подготовку медицинских сестер и социальных работников; необходима информация о государственных, общественных и церковных организациях, занимающихся социальной работой; важно, в частности, наладить учет людей, опекаемых сестричествами, что позволило бы избежать проблемы "профессиональных нищих": в своем небольшом опыте работы по проектам трех приходов мы уже столкнулись с наличием такого контингента "нуждающихся". Наличие информации о различных социальных инициативах позволяет своевременно оказать требуемую помощь. К примеру, партия одежды и пожертвования, собранные студентками и преподавателями Женского Негосударственного Института "ЭНВИЛА", была передана малоимущим прихожанам нового прихода в одном из спальных районов города. Примечательно, что эти организации независимо друг от друга обратились в ССМ соответственно с предложением и просьбой о помощи, после чего данная благотворительная акция и стала возможной. Большая партия гуманитарной помощи в виде многофункциональных больничных кроватей, направленная в адрес прихода "Всех скорбящих Радосте", с лихвой покрыла все потребности приходской диаконической станции в данном оборудовании. Благодаря наличию информации о деятельности сестричеств, груз был отправлен еще в два прихода Минской области, осуществляющих опеку послеоперационных больных в местных больницах. Группа детей из малообеспеченных семей г. Минска отдохнула и подкрепила свое здоровье в летнем оздоровительном лагере, организованном сестричеством и воскресной церковно-приходской школой Кафедрального собора г. Гродно. Это лишь несколько примеров совместной деятельности сестричеств. В действительности польза от взаимного сотрудничества гораздо больше и не поддается какой-либо статистической оценке. Практически постоянно идет поток полезной информации и содействия: от проекта к проекту передаются ценные контакты с квалифицированными консультантами, предпринимателями и даже государственными структурами; проводятся совместные мероприятия по закупке и распределению продуктов; для передачи накопленного опыта достаточно лишь телефонного звонка, т.к. все знакомы по совместной деятельности с ССМ. Конечно же, не все так гладко и красиво, трудностей в работе более, чем достаточно. Прежде всего, обособленность некоторых приходов и приходских сестричеств, непонимание новых методов и форм диаконической деятельности сестричеств. В данной сфере мы предполагаем осуществить ряд образовательных программ для сестер милосердия. В настоящее время идет подготовка к Общему Собранию старших сестер сестричеств Белорусского Экзархата, с которыми были какие-либо контакты в рамках ССМ либо имеется информация об их работе в Епархиальных отчетах. Проведение Собрания планируется на базе строящегося Дома Милосердия прихода Храма-Памятника в честь всех Святых и невинно убиенных в Отечестве нашем. Выбор места и времени проведения Собрания неслучайны: в это же время на территории прихода будет проходить Международная ярмарка социальных проектов, в которой принимают участие государственные, общественные и религиозные организации. Мы надеемся, что такое сотрудничество благотворно скажется на выработке различных моделей совместной диаконической деятельности. Елена Зенкевич, Секретарь Союза сестричеств милосердия Минской Епархии Опыт координационной работы сестричества во имя Великой Княгини ЕлисаветыСестричество во имя Великой Княгини Елисаветы (г. Новосибирск, Академгородок) основано в 1993 году при приходе Всех святых в земле Российской просиявших по благословению Епископа Новосибирского и Барнаульского Тихона на основе приходской общины добровольцев-попечителей. Будущие сестры милосердия ухаживали за тяжелыми больными (онкологическими), родственники или знакомые которых обратились за помощью в Храм всех Святых в земле Российской просиявших. Почти в это же время при приходе начали действовать курсы сестер милосердия, первые выпускники которых и составили ядро будущего Сестричества.Сначала Сестричество не имело Устава и четкой организационной структуры. Несколько сестер, находясь в Москве, посетили общину сестер милосердия во имя благоверного царевича Димитрия, познакомились с ее организационной структурой, уставом, программами обучения в Свято-Димитриевском училище сестер милосердия. Духовник сестричества отец Аркадий Шатов и старшие сестры общины поделились опытом, рассказали о своей работе, трудностях, проблемах и путях их преодоления. Это оказало нам неоценимую помощь на самом трудном организационном этапе создания сестричества. Устав Свято-Димитриевской общины был взят нами за основу при составлении нашего устава, в преломлении нашего опыта, наших задач и условий. При составлении медицинских программ обучения и программы "Духовные основы милосердия" мы опирались на аналогичные программы Свято-Димитриевского училища. С 1994 года наше сестричество было оформлено юридически. Одновременно курсы сестер милосердия получили статус филиала 3-го государственного медицинского училища города Новосибирска, что позволило выпускникам получать сертификат государственного образца по специальности "младшая медицинская сестра". На наших курсах были подготовлены сестры милосердия не только для нашего сестричества, но и для прихода поселка Кольцово Новосибирской области, для братства храма Александра Невского г. Новосибирска, для прихода г. Бердска. В настоящее время осуществлен 10-й набор на курсы, в составе учащихся находятся прихожане церкви Святителя Николая пос. Луговое Новосибирской области. Наши выпускники составляют ядро вновь создаваемых или уже действующих сестричеств других приходов. В мае 1994 года в Москве был проведен первый общероссийский семинар по проблемам социального служения в Церкви, в работе которого принимали участие представители нашего сестричества. Был заслушан и обобщен опыт организации и работы различных сестричеств и братств разных приходов России. Благодаря семинару был обогащен наш опыт, углубились духовные контакты. Мы познакомились с сестричеством во имя Великой Княгини Елисаветы храма св. Митрофана Воронежского г. Москвы, с сестрами милосердия одноименного сестричества при хосписе г. Санкт-Петербурга, а также с сестрами братства во имя великомученицы Анастасии узорешительницы, также из Петербурга. В 1995 году по благословению Епископа Тихона совместно с сестрами Братства при храме во имя св. блгв. князя Александра Невского была начата деятельность по защите нерожденной жизни в рамках Епархиального Центра милосердия во имя св. великомученика и целителя Пантелеимона. В этой деятельности неоценимую помощь материалами нам оказал Московский центр "Жизнь" при сестричестве во имя прмц. Елисаветы. Эту работу и по настоящее время ведут сестры братства при Храме во имя князя Александра Невского г. Новосибирска. Деятельность же нашего сестричества, в основном, сосредоточилась на подготовке сестер милосердия (программа "Курсы сестер милосердия"), организации ухода за одинокими престарелыми и тяжелыми хроническими больными (программа "Патронажная служба"), обеспечении лекарствами малоимущих больных (программа "Гуманитарная аптека"), обеспечении горячим питанием одиноких немощных (программа "Горячая кухня на колесах"), миссионерской деятельности в четырех больницах нашего района (дежурства в часовнях, обходы различных отделений, подготовка больных к таинствам святого Крещения и Причастия, помощь священникам при совершении таинств, а в двух больницах - осуществление ухода за самыми тяжелыми больными). В августе 1999 года сестры милосердия и врачи нашего сестричества, а также декан факультета "Сестринское дело" 3-го государственного училища г. Новосибирска, с которым сотрудничает наше Сестричество, приняли участие в работе конференции "Роль сестричеств в организации патронажных служб", организованной Свято-Димитриевским училищем сестер милосердия при поддержке Диаконической службы Евангелической церкви в Германии. На конференции мы поделились собственным практическим опытом работы патронажной службы, обсудили необходимость лицензирования медицинской деятельности, целесообразность сотрудничества с государственными медицинскими учреждениями. Мы были свидетелями роста числа православных сестричеств, расширением их географии и направлений деятельности. Конференция была настоящей школой по патронажу, включала посещение различных социальных и лечебных учреждений. Наши контакты еще более расширились и углубились. В октябре 1999 г. в Санкт-Петербурге прошла международная конференция "Христианские организации в больничном служении", организованная отделом по благотворительности Санкт-Петербургской епархии. Сестры приняли участие в обсуждении проблем христианского медицинского образования, взаимодействия с государственными и негосударственными медицинскими учреждениями, поделились опытом больничного служения. В работе конференции участвовали духовник и директор сестричества. Мы познакомились с новыми организационными формами и методами больничного служения сестричеств. В целом из всего сказанного можно сделать вывод, что обмен опытом и совместная деятельность с другими сестричествами позволили нам существенно повысить эффективность своей работы и, в свою очередь, оказать поддержку нашим партнерам в развитии их социальной деятельности.
|
Главная
страница |
Информационные материалы |
Ноу-хау | Информационный бюллетень |
Миссия АСТ | Объявления |
|