Главная страницаИнформационные материалыНоу-хауИнформационный бюллетеньМиссия ACTОбъявления

Жизненная стратегия и профилактика СЭВ

Синдром эмоционального выгорания (СЭВ) - известная проблема, с которой сталкиваются многие люди, продолжительное время занимающиеся социальной работой, в первую очередь, уходом за тяжелобольными и немощными. Очень важно выработать и применять систему мер, направленных на профилактику СЭВ. Один из важных аспектов профилактики СЭВ - формирование правильной жизненной стратегии. Этому вопросу и посвящена данная статья.

Стратегия жизни - выбранная модель поведения и отношения к себе, к своим целям, желаниям, чувствам, способностям, возможностям, а также модель взаимоотношений с другими людьми. С другой стороны, жизненная стратегия - это образ жизнедеятельности, включающий семейно-родовые, профессиональные и личностные паттерны поведения, определяемые стратегическими целями; жизненная стратегия - выбор основной, ведущей деятельности, определяющий всю жизнь личности; жизненная стратегия - целостный план жизнедеятельности, подчиненный ведущей цели.

Существуют различные жизненные стратегии, которые можно условно разделить на эффективные и неэффективные. Эффективность выбранной человеком стратегии можно оценить по уровню его достижений с течением времени. Не всегда высокие достижения в начале пути гарантируют успех в дальнейшем, поэтому надо рассматривать изменения в динамике. Есть стратегии, которые приводят в итоге к эмоциональному выгоранию или деградации. Вот некоторые из них.

Стратегия "отказа"

К неэффективным относится стратегия отказа, или избегания. Имеется в виду отказ от цели - равнодушие, отвержение, пассивность, безнадежность. С духовной точки зрения - это стратегия уныния и отчаяния, малодушия и неверия.

Девиз человека, выбравшего такой стиль жизни, - "мне все равно", то есть "все равно у меня ничего не получится / от меня ничего не зависит", "все равно у меня нет на это времени / денег / сил и т.п.", "все равно ничего нового я не узнаю", "все равно это не совсем то, чего я хочу", "все равно это ненадолго" и, наконец: "все равно мы все умрем". Человек отказывается от возможностей, которые перед ним открываются, от способностей, которыми он наделен, от изменений, развития, от надежд. Не хочет рисковать, не доверяет себе и миру, боится, а в результате ничего не делает (вся жизнь сводится к обеспечению "прожиточного минимума") и постепенно деградирует. Обесценив свою жизнь, заложенный в самом себе потенциал, богатство и щедрость окружающего мира, такой человек унывает, завидует, ропщет, но и пальцем не пошевелит, чтобы что-то изменить. Малейшее усилие, проявление активности вызывает тревогу; возможность повлиять на ситуацию, стать "причиной" чего-либо - пугает.

Эту стратегию можно назвать и стратегией избегания - ведь желание убежать от ответственности за свою жизнь здесь, пожалуй, основное. Волонтеры с подобной стратегией встречаются не часто, так как сама идея волонтерской работы предполагает активную жизненную позицию. В социальное служение такой человек может попасть "случайно": по инерции ("все пошли - и я пошел" - чтобы не выделяться, не делать свой выбор) или повинуясь чужому решению, чужой просьбе ("неудобно было отказать"). Толку от таких безвольных "волонтеров" мало: они безынициативны, инертны, нуждаются в четких указаниях и постоянном контроле; правда, они могут хорошо выполнять небольшие поручения, не связанные с серьезной ответственностью.

Может ли у человека со стратегией избегания возникнуть синдром эмоционального выгорания? Конечно, может. Ведь то, чем он занимается, он делает не по своей воле и без всякого интереса. Он эмоционально не включается в служение, его ничто не волнует. Личная отстраненность, отсутствие ощущения собственной эффективности и удовлетворения работой - это и есть признаки СЭВ.

Стратегия "вынужденности"

Эта неэффективная жизненная стратегия выглядит совсем по-другому. Здесь энергия бьет ключом, все кипит, человек может горы свернуть. Если посмотреть со стороны - его жизнь похожа на ежедневный подвиг. Но если проанализировать мотивы ("зачем я это делаю?") такой бурной деятельности, а также обратить внимание не на промежуточные результаты, а на конечный результат, то от "героизма" не останется и следа.

С духовной точки зрения - это стратегия гордости. Ведь стремление к успеху здесь продиктовано не любовью и призванием, а страхом быть хуже других, желанием самоутвердиться, доказать всем, но в первую очередь самому себе, свою полноценность или даже свою исключительность. Человек делает то, что "надо" (согласно его мнимым целям, а также с точки зрения общества, культуры, семьи), пытаясь достичь идеала, следуя правилам и стереотипам, прилагая при этом все свои силы.

Как правило, такой человек не очень интересуется предметом деятельности, а объем работы превышает его возможности, но он продолжает своё из чувства долга. "Я обязан довести начатое до конца любой ценой" (иногда, к сожалению, ценой своего или чужого здоровья, а порой и ценой жизни), "Будь готов! - Всегда готов!", "Покой нам только снится!", "Отдыхать можно, только когда все дела переделаешь" (то есть никогда!), "Если не я, то кто же?!", "В нашей семье никто никогда никому в помощи не отказывал" (как правило, эта установка соседствует с убеждением "Просить что-то для себя - неприлично"). Подобные фразы превращают жизнь в постоянную борьбу, в "бег с препятствиями". Нельзя расслабиться, отдохнуть, порадоваться.

"Надо, должен, обязан!" - девиз стратегии "вынужденности". Можно пошагово проследить ее развитие. Сначала человек, вдохновленный какой-то идеей, которая ему кажется благой и которую он считает, как правило, своей, а не заимствованной или навязанной, определяет для себя цель. Например, сделать кого-то счастливым, научить жить правильно (как ему кажется) или спасти, изменить, образумить, наставить на путь истинный (мужа, детей, родителей, учеников, сотрудников, друзей, больных), то есть "причинить им добро". Бывают и глобальные цели: улучшить мир, общество. Цели эти недостижимы по определению, так как лежат вне зоны ответственности и сферы влияния человека (это дело Божие), но он ослеплен мечтой о "светлом завтра", поэтому не замечает очевидного.

И вот он направляется к своей неосуществимой мечте, старается изо всех сил, не щадя живота своего в прямом и переносном смысле, не зная сна и отдыха. В первое время на энтузиазме и адреналине, который мобилизует организм, кажется, что все идет хорошо, есть наглядные успехи и достижения. Но если не делать передышки, не восполнять свои ресурсы, то рано или поздно перенапряжение приведет к появлению раздражения, которое выльется либо в злость и обиду ("посмотрите, до чего они меня довели!"), либо в вину и стыд ("мало я стараюсь, надо еще поднатужиться!" или "у других ведь получается, а я что же?"). Здесь бы хорошо остановиться, чтобы спокойно оценить ситуацию, пересмотреть свои действия, что-то изменить, подкорректировать. Нельзя! "Не успею, не сделаю, не справлюсь, все испорчу, всех подведу!" - эти мысли подгоняют, заставляют идти дальше, а физических и психологических сил все меньше, и постепенно наступает истощение.

Продолжая "геройствовать" в истощенном состоянии, человек, по сути, совершает над собой насилие. Окружающие, заметив его усталый вид, страдая от его раздраженного состояния, давно уже просят, чтобы он отдохнул, перестал так сильно напрягаться, позволил ему помочь, поделился бы ответственностью. Но наш "герой" не таков! Подобные увещевания и проявления заботы только больше озлобляют его: "Я сам со всем справлюсь! Не мешайте! Я лучше знаю, что делать!" И вот незаметно для себя он доходит до полного эмоционального выгорания.

Когда это происходит, человек может вести себя по-разному: уйти из служения (невзирая на возможные последствия - ничто его не остановит); начать употреблять химические вещества (алкоголь, наркотики), чтобы на какое-то время вырваться из этой реальности; заболеть (организм не выдержал такой нагрузки); поменять общину или область социального служения (думая, что причина его состояния - неподходящий вид деятельности или "плохие" сотрудники/начальник/подопечные); впасть в депрессию. Так или иначе, это время резких перемен, разрыва связей. Вся предыдущая жизнь, все отношения, достижения обесцениваются. Наступает тяжелый личностный кризис, когда бывший "герой" нуждается в поддержке близких и помощи специалистов (священника, психолога-консультанта, невропатолога, клинического психолога, нарколога).

Стратегия соразмерности

Эффективные стратегии, напротив, помогают избежать появления синдрома эмоционального выгорания, способствуют развитию личности и преумножению ресурсов. Одна из них - стратегия соразмерности - основана на осознанности, смирении, творчестве, следовании своему призванию и самореализации. Отличительная черта данной стратегии - наличие у человека чувства меры и адекватного, реалистичного восприятия себя и окружающего мира, что напрямую связано с личностной зрелостью.

Личностная зрелость созидается нами в течение всей жизни. Это путь духовного взросления. И на этом пути мы нуждаемся в психологической помощи и духовной поддержке.

Зрелый человек может сохранять внутреннюю гармонию, поддерживать хорошие межличностные отношения даже в стрессовых ситуациях. Ориентирами для зрелой личности являются не навязанные стереотипы и правила, не мнения и желания окружающих, а ощущение собственного призвания и своего потенциала, своих способностей, талантов и возможностей. Такой человек уверен в себе (не путать с самоуверенностью!), честен, уважает себя и других. Его отличают чувство собственного достоинства и доброжелательное отношение к людям; другой для него - именно личность, а не "объект". Он живет "здесь и сейчас", а не в прошлом или в будущем. Он помнит, что работа (волонтерство, социальное служение) - лишь часть его жизни, а не ее цель и смысл.

Психологическая зрелость проявляется также в осознании и проживании своих чувств. При этом общий жизненный настрой зрелой личности остается позитивным, оптимистичным, несмотря на все трудности, с которыми приходится сталкиваться. Такая жизненная стратегия - лучшая профилактика синдрома эмоционального выгорания.

Ректор Института Христианской Психологии
священник Андрей Лоргус

К началу страницы


Главная
страница
Информационные
материалы
Ноу-хау Информационный
бюллетень
Миссия АСТ Объявления

Copyright (c) Круглый стол по религиозному образованию и диаконии, 1996-2011. Все права защищены.