Диакония: богадельни
-
Дом
для престарелых (Московская область)
-
Богадельня
при Крестовоздвиженском монастыре
Дом для престарелых
при Никольской церкви с. Здехово Щелковского района Московской
обл.
Как часто приходится
слышать от разных людей: "Да, тяжелое сейчас время!" В чем же его тяжесть,
что таким непосильным грузом ложится на человеческую душу? Наверное, это
прежде всего отчужденность людей и равнодушие к чужой судьбе, чужой скорби.
Особенно трудно, как всегда, старикам и детям. Множество пожилых людей
вдруг ощутило свою ненужность обществу. Куда обратиться такому человеку
за сочувствием, за помощью?
Искони Церковь брала на себя попечение о немощных и убогих, и теперь,
после стольких лет, когда Церкви запрещено было заниматься благотворительностью,
она пытается возродить богадельни и дома при церкви, в которых находят
приют немощные старики.
Вот и при Никольском храме в подмосковном селе Здехово Щелковского района
на территории 18 гектаров уже несколько лет строится микродеревня, в домах
которой найдут приют пожилые люди, нуждающиеся в заботе и утешении.
При доме престарелых предполагается организация и строительство приходского
подсобного хозяйства с целью создания единого селитебного (селитебный
-
прил. от селитьба: земельная площадь в населенных пунктах, занятая
постройками, садами, дорогами)
и производственного, экономически сбалансированного комплекса при формирующемся
Духовном центре Никольской церкви для оказания реальной помощи престарелым
людям в решении вопросов проживания, питания и медицинского обслуживания.
В этом комплексе найдут себе приют одинокие престарелые, найдет работу
работоспособная часть населения окружающего региона, желающая посвятить
свою деятельность помощи престарелым, материальному и экономическому развитию
приходского хозяйства, восстановлению храма.
Селитебная зона организована по типу погоста - традиционного русского
крестьянского поселения при храме и кладбище. Застройка решена по типу
ландшафтного парка с максимальным сохранением существующего ландшафта и
зеленых насаждений.
При храме организуется духовный центр, в состав которого входит церковно-приходская
школа с библиотекой, спортивным залом и др. В мастерских, которые размещены
на территории селитебной зоны, предполагается организация традиционных
русских промыслов: художественная роспись, резьба по дереву, иконопись,
реставрация икон, вышивание, вязание, изготовление кружев, художественная
ковка.
Предполагается, что помимо постоянно работающих в этих мастерских посильное
участие в их деятельности будут принимать престарелые и дети, учащиеся
церковно-приходской школы.
Производственная зона функционально разбита на 3 участка:
1. Животноводство и птицеводство, где предусмотрено производство молока,
яиц и мяса, а также переработка молока в молочные продукты.
2. Производство по обработке древесины и ремонтно-складские службы,
где предполагается изготовление пиломатериалов и столярных изделий из крупного
леса, а также техническое обслуживание сельскохозяйственной техники и автотранспорта.
3. Участок для выращивания овощей, а также помещение для хранения урожая
и солений, изготовленных по традиционной монастырской технологии в деревянных
кадках.
При создании приходского подсобного хозяйства при доме для престарелых
была поставлена задача максимального обеспечения жителей поселка продуктами
питания собственного производства, а также развития таких прибыльных отраслей,
которые позволят решать комплекс вопросов по сбалансированному питанию
и организации быта престарелых. Для этих целей в селитебной зоне организованы
мастерские народных промыслов, а в производственной зоне размещены коровник
на 10 коров, птичник на 500 кур, цех переработки молока, овощехранилище,
цех переработки овощей, деревообрабатывающий цех, пчелоферма на 20 пчелосемей,
питомник для саженцев плодовых деревьев.
Нелегко продвигается дело, задуманное настоятелем Никольского храма
протоиереем Сергием Киселевым, нет средств, нет помощи от государственных
структур, но дело не умирает. Несмотря на многочисленные трудности, уже
почти готовы несколько домов, подведены почти все необходимые коммуникации.
В этом году приняты в богадельню первые насельники ѕ это престарелые, о
которых некому позаботиться. Насельником богадельни при Никольском храме
может быть любой человек, остро нуждающийся в помощи.
В течение двух последних лет на территории церковного приходского хозяйства
действует летний православный лагерь для воспитанников одной из московских
гимназий, окормляемой отцом Сергием. Помимо отдыха, дети активно помогают
в сельскохозяйственных работах, участвуют в богослужениях.
В сложившейся в нынешнее время ситуации не только старики, но и дети
часто оказываются никому не нужными и также нуждаются в ласке и заботе.
Поэтому отец Сергий думает о создании приюта для таких детишек. Конечно,
трудностей много, особенно нужны добрые, сердечные люди, которые смогут
поделиться теплотой своей христианской души с изголодавшимися по этому
теплу стариками и детьми.
Храм в Здехово ѕ Никольский. А именно к помощи святителя Николая так
часто обращаются русские люди во всех своих скорбях и печалях. И сейчас
в неослабном уповании на помощь Божию и заступничество святителя Николая
делается это нелегкое дело христианского милосердия.
Святителю отче Николае, моли Бога о нас!
Наталья Салова, член Совета
Православного сестричества
при Никольской церкви с.Здехово
Контактный телефон: (095) 189-20-42
К
началу страницы
Богадельня
при Крестовоздвиженском Иерусалимском ставропигиальном
женском монастыре
Начало Крестовоздвиженскому
Иерусалимскому женском монастырю было положено в 1837 году, когда в селе
Старый Ям Подольского уезда при церкви свв. мучеников Флора и Лавра была
устроена богадельня для женщин. Поначалу эта устроенная на церковной земле
богадельня ничем не отличалась от подобных ей домов призрения бедных и
неимущих и содержалась "трудами живущих в ней и доброхотными даятелями".
С 1855 года в судьбе богадельни принимает живое участие крестьянин Иван
Степанович, прихожанин из соседнего села Пахрина, которого одни считали
юродивым, а другие прозорливцем. Он был знаком Московскому митрополиту
Филарету (Дроздову), благоволившему к нему, а также был вхож в благочестивое
купеческое семейство Саватюгиных.
Вскоре по совету блаженного Ивана Степановича сама Параскева Родионовна
Саватюгина вступила в число сестер богадельни, а на пожертвованные ею средства
был построен двухэтажный кирпичный дом, ко дню освящения которого митрополит
Филарет прислал в благословение новому учреждению Иерусалимскую икону Божией
Матери греческого письма, ставшую главной святыней богадельни, а затем
и монастыря.
В 1860 году владыка Филарет, посетив богадельню, заметил: "Здесь не
богадельня, а монастырь", - и переименовал ее в "молитвенный богадельный
дом", а в 1865 году, благодаря его ходатайству, по благословению Св. Синода
богадельня была переименована во Флоро-Лаврскую женскую общину. Начальницей
Общины была назначена Параскева Родионовна Саватюгина.
В мае 1870 года благочестивая помещица Александра Петровна Головина
решила подарить свое имение в селе Лукино со всеми угодьями Общине, и в
этом же году община была переведена на новое место в село Лукино. В феврале
1887 года определением Св. Синода Община была переименована в Крестовоздвиженский
Иерусалимский женский второго класса общежительный монастырь, и в июне
совершилось освящение новой обители.
Крестовоздвиженский Иерусалимский женский монастырь славился своими
благотворительными делами. В монастыре был свой аптечный огород и своя
аптека. Сестры сами составляли и делали лекарства не только для себя, но
и для жителей окружающих деревень. Они ходили по селам и деревням, обстирывая
немощных и больных и поднимая их на ноги от болезней, разносили им лекарства
и еду. Престарелые монахини, кто был в силах, стегали ватные одеяла и дарили
их приходящим в обитель на молитву. В самой богадельне, где находились
престарелые монахини, сестры круглосуточно дежурили у тяжело больных, в
келье при них вычитывались все уставные службы.
В 1921 году Крестовоздвиженский монастырь, как и все другие православные
монастыри, постигла участь разорения и опустошения. Монахинь выгнали из
обители, кого расстреляли, кого сослали. Богатую библиотеку и иконы сожгли,
сохранилась только главная святыня монастыря - чудотворная икона Божией
Матери Иерусалимская, с которой ходили по деревням во время эпидемий холеры
и детских заразных болезней и исцеляли больных. Храмы обители были перестроены
в общежитие и концертные залы.
В 1992 году трудами Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия
II монастырь был передан Православной Церкви для возрождения в нем монашеского
служения и дел милосердия и благотворительности. Но прежде, чем приступить
к благому делу, сестрам во главе с настоятельницей пришлось привести обитель
в надлежащий порядок. Как и раньше, сестры обители стали первым делом возрождать
богадельню и храм. В первые же дни были устроены бесплатные обеды для малоимущих
и больных. В монастырь потекло много людей, нуждающихся в тепле и заботе.
Сестры наряду со множеством дел по благоустройству обители стали возрождать
прежние традиции, выискивая немощных, больных людей и отдавая им все от
своих трудов. Монастырю еще не вернули землю, но насельницы в первый же
год вырастили на участках внутри монастыря большой урожай овощей. В монастырь
потянулись многодетные семьи, которые нуждались в одежде, и сестры своими
руками шили и одевали приходящих.
Появились в обители и первые престарелые - одинокие монахини, нуждающиеся
в приюте и уходе, как по состоянию здоровья, так и по старости. Сестры,
наряду с другими послушаниями, взяли на себя труд сестер милосердия и сиделок.
За каждой монахиней закреплена своя послушница. Она приносит ей еду, убирает
в келье, выводит на прогулку. У постелей больных вычитывается молитвенное
правило, а иногда и Псалтирь. Всем больным дается горячая пища. В настоящее
время в богадельне проживают четыре монахини и двое мирских людей (одна
из рода Хомяковых), к которым также прикреплены послушницы.
Немало трудностей и забот по восстановлению разоренной святой обители
легло на плечи настоятельницы монахини Фомаиды (Стрельниковой). Монастырь
удален от города, шума, суеты, но, находясь в лесу, не имеет по соседству
больших деревень, чтобы рассчитывать на регулярные пожертвования. На зиму
в селе Лукино, где расположен монастырь, остается всего восемь старушек
- таков приход монастырского храма. Весь день настоятельницы проходит в
поисках денежных средств на восстановление обители. Но все, кто приезжает
в монастырь, удивляются, как много здесь сделано и ухожено, несмотря на
ограниченные средства. Сестры стараются все делать своими руками.
В обители, кроме богадельни, есть и приют для девочек-сирот, в котором
воспитываются 5 человек. Сестры монастыря обучают их несложным рукоделиям
и прививают навык к послушаниям, посильным их возрасту.
Еще многое надо сделать в монастыре, но главное, что в обитель уже идут
нуждающиеся люди, больные и инвалиды, и знают, что здесь их накормят и
обогреют, а настоятельница выслушает и даст добрый совет.
Контактный телефон: (095) 549-81-00
К
началу страницы
|