Главная страницаИнформационные материалыНоу-хауИнформационный бюллетеньМиссия ACTОбъявления

Опыт милосердия и диаконии в личности св. прмц. Елизаветы Федоровны

М.Нелюбова

История христианства связана с именами выдающихся подвижников, которые избрали целью своей жизни служение милосердия. Одной из них стала святая преподобномученица Елизавета Федоровна Романова, оставившая яркий след в истории Российского государства, отечественной благотворительности и ставшая в новейшее время символом возрождения церковной диаконии.

В ее судьбе соединились на первый взгляд казалось бы трудносовместимые вещи. Элла Дармштадтская - вторая дочь Великого герцога Гессен-Дармштадтского Людвига IV и принцессы Алисы, внучка английской королевы Виктории - стала российской Великой княгиней Елизаветой Федоровной, всей душой полюбила свою новую родину, жертвенно ей служила и приняла здесь мученическую смерть.

Она была лютеранкой по происхождению, носила имя католической святой Елизаветы Тюрингенской, которая была канонизована за подвиги милосердия (XIII в.) и примером которой Великая княгиня вдохновлялась всю жизнь. Елизавета Федоровна приняла Православие и позже была причислена к лику святых в Православной Церкви.

В 1884 году, когда она выходила замуж, считалось, что в Европе две красавицы - Елизавета Австрийская и Элла Дармштадтская, будущая св. прмц. Елизавета. Ее утонченные манеры, обаяние и красота заставили высший свет восхищаться ею. А несколькими годами позже она принимает обеты крестовых сестер, одевает форму сестры милосердия, ведет практически монашеский образ жизни и посвящает себя больным и обездоленным.

Эта женщина - символ двух эпох: конца XIX - начала XX века, и эпохи новейшей, "постперестроечной" - эпохи возрождения церковной диаконии.

Итак, принцесса Элла - Елизавета Александра Луиза Алиса Гессен-Дармштадтская - родилась в 1864 году. Ее родиной был Дармштадт, родина ландграфов, курфюрстов, а затем Великих герцогов Гессенских и Рейнских, связанный с Россией давними династическими узами. Четыре Гессен-Дармштадтские принцессы стали частью русской и немецкой истории - Наталья Алексеевна, первая жена Великого князя Павла Петровича, впоследствии императора Павла I, Мария Александровна, супруга Александра II и мать Александра III, Елизавета Федоровна, супруга Великого князя Сергея Александровича, и, наконец, Александра Федоровна, супруга Николая II.

В 1884 году принцесса Элла Гессен-Дармштадтская вышла замуж за Великого князя Сергея Александровича Романова и прожила в России 34 года. Через 7 лет после замужества она сознательно, не по обязанности приняла Православие, выучила русский язык так, что говорила почти без акцента.

Она вполне влилась в высший свет и, в соответствии со своим высоким общественным положением, занималась благотворительностью сначала в Санкт-Петербурге, а после назначения ее мужа на пост московского генерал-губернатора в 1891 году - и в Москве. В имении своего мужа в Ильинском она также много сделала для облегчения участи местных крестьян.

Серьезным испытанием для Великой княгини стала утрата мужа, убитого революционером И.П.Каляевым в 1905 году. Эта трагедия стала поворотной в судьбе Елизаветы Федоровны, которая с этого времени начала новую, уединенную и в то же время в высшей степени деятельную жизнь, всецело посвятив остаток жизни благотворительности.

Елизавета Федоровна участвовала в работе 154 благотворительных организаций, вкладывая личные средства, помогая привлекать жертвователей благодаря своему высокому положению в обществе, а также организуя многочисленные благотворительные (как сейчас говорят - фандрайзинговые) мероприятия: базары, лотереи, кружечные сборы и пр. Она сама учредила большое число благотворительных организаций, состояла их попечителем и внимательно следила за их деятельностью. Принято считать, что главными творениями Елизаветы Федоровны было Елизаветинской общество и Марфо-Мариинская община.

Основание и деятельность Марфо-Мариинской обители

В 1907 году Елизавета Федоровна приобрела на Большой Ордынке дом с земельным участком, и вплоть до 1914 года занималась учреждением и развитием Марфо-Мариинской обители милосердия, уделяя этому большую часть своего времени и средств.

10 февраля 1909 года Марфо-Мариинская обитель начала свою деятельность. Великая княгиня была утверждена в должности настоятельницы.

Первые сестры обители давали обет послушания, нестяжательства и целомудрия без монашеского пострига, обещали творить добрые дела в духе христианской любви, заботиться о бедных и больных.

В 1910 году в Марфо-Мариинской обители было 18 сестер, а в 1913 году - уже 97. Сестры обители в обязательном порядке получали медицинское и религиозное образование. Они носили особую одежду, и над ними совершали чин посвящения в "крестовых сестер", составленный? епископом Дмитриевским Трифоном (князем Туркестановым).

Деятельность Марфо-Мариинской обители была обращена на поддержку бедных, больных и страждущих. Главными направлениями работы обители были медицинская помощь населению, призрение детей и попечение нуждающихся, а также духовно-просветительская деятельность.

Сестры служили в бесплатных учреждениях обители: больнице, амбулатории, аптеке, приюте для сирот, воскресной школе, библиотеке, пошивочной мастерской, столовой для бедных, доме для чахоточных женщин. Сестры обители посещали ночлежки, одевали, обували, лечили, трудоустраивали нуждающихся. Они оказывали медицинскую помощь обитателям ночлежных домов печально известной Хитровки, бездомных детей устраивали в приюты. В домах малоимущих горожан сестры наряду с медицинской помощью исполняли работу по хозяйству и по уходу за детьми, заменяя больного члена семьи.

За короткое время своего существования обитель сумела вовлечь в дела милосердия сотни девушек и помочь тысячам страждущих.

Отдельно говоря о медицинском служении Марфо-Мариинской обители, следует отметить, что для своего времени она была образцовым учреждением здравоохранения. В больницах и амбулатории с марта 1909 года по ноябрь 1910 года было принято на лечение бесплатно более 1500 бедняков, лекарства им выдавались тоже бесплатно. О высоком уровне организации медицинской помощи в больнице обители говорит факт проведения в 1909 году успешной операции чревосечения одной из Высочайших Особ Императорского Дома Романовых.

С началом русско-японской войны Елизавета Федоровна организовала Особый комитет помощи воинам. При этом комитете в Большом Кремлевском Дворце был создан склад пожертвований в пользу воинов. Там заготавливали бинты, шили одежду, собирали посылки.

Новым видом благотворительности стало бесплатное размещение больных и раненых, вернувшихся с войны. В апреле 1905 года в Москву прибывало от 1 до 3 поездов в сутки с ранеными и больными (до 500-600 человек). Елизавета Федоровна сформировала несколько санитарных поездов, открыла госпиталь для раненых, организовала специальные комитеты по обеспечению вдов и сирот погибших.

Во время Первой мировой войны Елизавета Федоровна активно заботилась о помощи русской армии, в том числе раненым солдатам. Тогда же она старалась помочь военнопленным, которыми были переполнены госпитали и, в результате, была обвинена в пособничестве немцам.

В обители Великая княгиня Елизавета Федоровна вела подвижническую жизнь: спала на деревянной кровати без матраса, часто не более трех часов; пищу употребляла весьма умеренно и строго соблюдала посты; в полночь вставала на молитву, а потом обходила все палаты больницы, нередко до рассвета оставаясь у постели тяжелобольных. Сама выхаживала тяжелых, практически обреченных пациентов.

Елизавета Федоровна все десять лет жизни в обители являлась самой крупной жертвовательницей, ее вклады в обитель составляли до 70% от общих пожертвований.

Для того, чтобы лучше понять, в чем заключались особенности положения и деятельности Марфо-Мариинской обители и ее основательницы Великой княгини Елизавета Федоровны, нужно представить себе исторический и социальный контекст того времени.

В XIX веке быстро развивались общественная и частная благотворительность, а главными деятелями выступали женщины, так как благотворительность была одной из немногих сфер, где они могли реализовать себя, не переступая рамок традиционного уклада общества. С внедрением новой системы образования, появлением институтов для воспитания девочек из дворянских семей, женщины стали стремиться к активной общественной деятельности, в том числе и в сфере частной благотворительности.

Занятие благотворительностью очень скоро вошло в моду, и важную роль в этом сыграли члены императорской фамилии, уделявшие ей большое внимание. Первый шаг в этом направлении сделала императрица Мария Федоровна, жена Павла I, немало потрудившаяся в данной области. Все последующие императрицы и Великие княгини в той или иной степени тоже принимали участие в благотворительной деятельности.

Марфо-Мариинская обитель открылась в 1909 году, когда в России уже существовали другие обители милосердия. Первая в России православная община сестер милосердия была основана в марте 1844 г. в Санкт-Петербурге, с 1873 г. она стала называться Свято-Троицкой и действовала до 1917 г. В 1848 г. при Полицейской больнице для бедных и беспризорных, созданной благодаря стараниям доктора Ф.П.Гааза, была организована первая в Москве община - Никольская. Сестры этой общины снискали себе большую известность, благодаря самоотверженной помощи холерным больным во время очередной эпидемии в Москве.

Общины сестер милосердия - одни из первых общественных организаций России. В большинстве своём это были общественные и частные благотворительные учреждения, Церковь не была их учредителем. Обычно они имели либо единоличное управление начальницы, либо коллегиальное управление Попечительского Совета.

Создание общин сестер милосердия стало, по сути, также и новым этапом развития отечественной медицины. Причем это выражалось не только в появлении новой медицинской профессии, но и в кардинальном изменении отношения к раненым.

Чем же Марфо-Мариинская обитель отличалась от других современных ей общин? Прежде всего, своим устройством: Устав Марфо-Мариинской обители милосердия сочетал два типа управления - единоличное и коллегиальное, оставляя все же главенствующую роль настоятельнице, и вспомогательную - Совету.

Еще одно важное отличие - статус сестер милосердия в самих общинах. В большинстве общин сестры милосердия никак не участвовали в управлении и обязывались беспрекословно подчиняться начальству. Если они уходили из общины - по старости, по болезни или по другой причине - они часто теряли даже свое звание, и общины не обязывались им помогать. Наибольшее же попечение о сестрах проявлялось именно в Марфо-Мариинской обители милосердия, которая своих сотрудниц в беде не оставляла и в любом случае заботилась о них до конца жизни.

С точки зрения целей служения общин, большинство из них занимались исключительно медицинской деятельностью, почти не затрагивая другие сферы благотворительности. Великая княгиня Елизавета Федоровна же расширила сферу деятельности своей Марфо-Мариинской обители милосердия - сестры занимались различными формами благотворительности, о которых упоминалось выше.

Все общины милосердия в конце XIX - начале XX вв. сосредотачивались на профессиональной деятельности, оставляя духовное для Церкви. Елизавета Федоровна желала, чтобы ее сестры жили все вместе за монастырской оградой и отличались по роду своей деятельности и уровню духовности от других сестер милосердия. Она писала: ведь "там только одно медицинское дело, а другие виды даже не затронуты, и во-вторых, в них нет церковной организации, и духовная жизнь на втором плане, тогда как должно быть совершенно наоборот".

Размышляя над будущим устройством обители, Елизавета Федоровна мечтала превратить ее в обитель диаконис. Дело в том, что в XIX веке, еще до Великой княгини рядом церковных деятелей неоднократно поднимался вопрос о восстановлении древнехристианского чина диаконис. Очевидно, это происходило на фоне широкой дискуссии об общественном служении женщин и их вовлечении во внутреннюю миссию Церкви.

Елизавета Федоровна прилагала немало усилий и ходатайствовала перед церковным священноначалием о введении чина диаконис. Однако она считала, что из двух категорий диаконис: по одеянию и рукоположенных -своевременно посвящать именно диаконис по одеянию с получением лишь благословения на дела милосердия и с хранением обетов.

Женские монастыри того времени в основной своей массе не занимались социальным и просветительским служением, а общины сестер милосердия, по мнению Елизаветы Федоровны, были слишком свободомыслящими. Поэтому она решила создать нечто среднее между монастырем и учреждением сестер милосердия: в Марфо-Мариинской обители могли жить как сестры, принявшие обет послушания, девства и нестяжания на время их служения в обители, так и сестры, принявшие или готовящиеся к монашескому постригу. Идея создания обители с суровым монастырским укладом, но без пострига в монашество, привлекала молодых женщин, давала право выбора: либо беспроблемный уход из обители в случае замужества, либо принятие пострига в скиту при обители, либо обет послушания в ее стенах.

В 1911 году был утвержден Устав обители (дополненный в 1914 году). Согласно Уставу, главной целью обители стало трудом сестер и "иным возможными способами помогать в духе православной Христовой Церкви больным и бедным и оказывать помощь и утешение страждущим и находящимся в горе и скорби".

Идея Великой княгини прижилась и начала разрастаться вширь и вглубь. За два года во всех больших российских городах появились такие же обители.

В 1918 году Елизавета Федоровна отказалась покинуть Россию. Весной 1918 года она была заключена под стражу и выслана из Москвы в Пермь. В мае 1918 года её вместе с другими представителями дома Романовых перевезли в Екатеринбург, а затем в Алапаевск. Вместе с другими членами царской семьи и со своей келейницей инокиней Варварой она была сброшена в шахту на окраине Алапаевска.

Через три месяца, после занятия города частями армии адмирала А.В.Колчака, тела мучеников были извлечены из шахты. Тело Елизаветы Федоровны осталось частично нетленным. Друзья Великой княгини с огромными трудностями вывезли ее тело в Читу, затем в Китай, и в январе 1921 г. захоронили в Иерусалиме в храме св. Марии Магдалины, у подножия Елеонской горы, там, где она и хотела упокоиться.

Официально обитель была закрыта в 1918 году. Покровский собор действовал еще до 1926 года.

В 1992 году Архиерейским собором Русской Православной Церкви Великая княгиня Елизавета и сестра Варвара причислены к лику святых как преподобномученицы и включены в Собор новомучеников и исповедников Российских (ранее, в 1981 году, они были канонизированы Русской Православной Церковью Заграницей).

Великой княгине посвящено несколько православных монастырей и храмов в Белоруссии, России, на Украине.

Дальнейшая судьба Марфо-Мариинской обители

В наши дни традиции благотворительности, заложенные Елизаветой Федоровной, продолжаются в стенах восстановленной Марфо-Мариинской обители. В 1992 г. вышло постановление о передаче архитектурного комплекса Марфо-Мариинской обители Русской Православной Церкви.

Изначально восстановление обители происходило под руководством протоиерея Бориса Гузнякова, настоятеля храма "Всех скорбящих Радость" на Большой Ордынке, благочинного Замоскворечья. Он организовал Марфо-Мариинское благотворительное общество, деятельность которого была направлена на восстановление обители. Отец Борис был воссоздателем и первым духовником современной Марфо-Мариинской обители.

В 1993 в ее помещениях стали жить первые сестры. Первой настоятельницей стала Мария Николаевна Крючкова, в постриге монахиня Елизавета. В 2000 году обитель получила статус Патриаршего подворья, а в 2014 году была преобразована в ставропигиальный женский монастырь с сохранением особого уклада жизни, восходящего к основательнице обители св. прмц. Елизавете.

На конец 1999 года в Марфо-Мариинской обители было около сорока насельниц, в 2005 году - 11 монахинь и более 100 сестер, которые занимались работой с беспризорными детьми, детьми-инвалидами и сиротами, воинами-инвалидами, беженцами, бездомными; посещением больниц и тюрем; осуществляли патронаж, врачебные консультации на дому и в обители. Сестры работали в больницах - кардиологическом, реанимационном отделениях, а также в ожоговом Центре НИИ им. Склифосовского. При обители действовала собственная патронажная служба.

В 1996 году был официально открыт приют для детей. В разное время в нем было от 12 до 20 детей разного возраста - от шести до двадцати лет.

Сестры обители считали особо важным возобновление медицинского послушания, которое началось с воссоздания благотворительного учебного центра: В 1999 года на базе государственного медколледжа было открыто отделение по подготовке сестер милосердия с трехлетним курсом обучения, отдельным общежитием. Особое внимание уделялось воспитанию в ученицах качеств сострадательной любви к болящему человеку.

С самого начала восстановления обители ее деятельность организовывалась на основе устава Елизаветы Федоровны. Созданная ею модель обители, представлявшей что-то среднее между монастырем и сестричеством, оказалась очень актуальной в наше время.

Вскоре после возобновления Марфо-Мариинской обители в регионах появились последователи: Марфо-Мариинские сестричества, которые взяли за основу Устав обители (в начале 2000-х годов было 22 сестричества/обители).

На территории обители расположен приют для девочек-сирот, гимназия, культурно-просветительный центр, благотворительная столовая, работает патронажная служба, медицинский центр "Милосердие". В приюте сейчас живут 13 девочек от двух до 17 лет. Сестры Марфо-Мариинской обители для помощи ближним реализуют такие социальные проекты, как организация групп дневного пребывания детей-инвалидов, работа центра семейного устройства детей-сирот, организация летнего отдыха для детей-инвалидов. Более подробно с деятельностью обители можно познакомиться на ее сайте www.mmom.ru.

Причины успеха деятельности Елизаветы Федоровны

В чем же причины успеха благотворительной деятельности Елизаветы Федоровны и ее неуменьшающейся по сей день популярности?

Исследователи полагают, что в основе ее успеха, скорее всего, лежала неизменная личная вовлеченность во все свои дела. Она лично контролировала средства и ресурсы не только Марфо-Мариинской обители, но и многих других благотворительных организаций, попечителем которых состояла. Лично ассистировала при операциях, которые проводились в госпитале Марфо-Мариинской обители. Лично посещала Хитровку - "дно" Москвы, где жили беднота и "преступный элемент" и куда боялись заходить даже городовые.

Планируя деятельность своих организаций, она действовала на опережение, предугадывая нужды и развитие событий. Всегда и ко всему подходила основательно, тщательно продумывая детали, следуя четкому временному графику. Немаловажным фактором в организации успешного благотворительного проекта она считала его финансирование, что и побуждало ее устраивать различные мероприятия для привлечения как можно больших средств.

Причины такого подхода заключаются, в первую очередь, в ее личных качествах: в выдающихся организационных способностях, в развитом чувстве справедливости, сострадания, склонности к аналитическому мышлению и педантичности, высокой мере нравственной ответственности за других.

Исключительно притягателен и убедителен образ самой Великой княгини как представительницы царского дома, красавицы и успешной светской дамы, и в то же время активного частного инициатора, организатора и жертвовательницы, принявшей церковные обеты милосердного служения. Она является воплощением идеи объединения разных видов благотворительности. Она сумела изменить привычные для конца XIX - начала XX вв. представления о социальном служении, о роли женщин в обществе и церкви. В новейшее время сама св. Елизавета стала символом возрождения диаконии в России, а после канонизации - небесной покровительницей всех, подвизающихся на этой ниве.

Использованные источники

  1. Козловцева Е.Н. Московские общины сестер милосердия во второй половине XIX - начале ХХ веков. Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата исторических наук. - М., 2006.
  2. Воробьёва С. Благотворительная деятельность великой княгини Елизаветы Федоровны Романовой как пример общественного служения. Доклад. - М., МГУ им. М.В.Ломоносова, 2014.
  3. Белякова Е.В. Церковный суд и проблемы церковной жизни. - М., 2004, 664 с.
К началу страницы


Главная
страница
Информационные
материалы
Ноу-хау Информационный
бюллетень
Миссия АСТ Объявления

Copyright (c) Круглый стол по религиозному образованию и диаконии, 1996-2018. Все права защищены.