Главная страницаИнформационные материалыНоу-хауИнформационный бюллетеньМиссия ACTОбъявления

Исторический и богословский опыт

Богословские основы диаконии

Архиепископ Вроцлавский и Щецинский Иеремия, Польская Православная Церковь
Из доклада на 3-м ежегодном заседании Европейской Федерации Диаконии - Евродиакония 26-30 мая 1999 г., Польша

ыл же и спор между ними, кто из них должен почитаться большим. Он же сказал им: цари господствуют над народами, и владеющие ими благодетелями называются; а вы не так: но кто из вас больше, будь как меньший, и начальствующий, как служащий. Ибо кто больше: возлежащий, или служащий? Не возлежащий ли? А Я посреди вас, как служащий" (Лк. 22, 24-27).

Характер служения Христа

"Я посреди вас, как служащий". Существует множество толкований этих слов Спасителя. Одни экзегеты видят здесь, прежде всего, служение в буквальном смысле слова как прислуживание за столом и омовение ног (см. Ин.13,4-10). Другие считают, что этот текст должен пониматься в контексте последней вечери и поэтому "призывает к служению в общинах тех, кто поставлен предстоять во время совершения Евхаристии" [1].

Христос наставляет здесь пастырей Церкви "не злоупотреблять своим положением подобно власть имущим мира сего для угнетения и не сосредотачиваться на положении и почестях" [2]. Речь о том, что "больший" среди учеников Христовых должен уподобиться меньшим, а "начальствующий - служащему".

По всей вероятности, эти мнения современных экзегетов вполне обоснованы и справедливы. Вместе с тем складывается впечатление, что и в Евангелии от Луки речь идет, прежде всего, о собственном и уникальном служении Христа, т.е. о служении Господа человеку и всему творению, совершенное Им в Его полной смирения и уничижения жизни, увенчавшейся смертью Крестной.

Этот смысл служения Христова особенно ясно подчеркнут в послании ап. Павла к филиппийцам (2,6-8): Иисус Христос был образом Божиим, но уничижил Себя Самого, приняв образ раба, "сделавшись подобным человекам и по виду став как человек", "смирил Себя, быв послушным даже до смерти, и смерти крестной".

В Послании к римлянам говорится, что Христос умер за нас, "когда мы были еще грешниками" (Рим.5,8). Несколькими строками ниже, уже в перспективе Троичного исповедания, говорится, что "будучи врагами, мы примирились с Богом смертию Сына Его" (Рим.5,10).

Это означает, что служение, диакония Иисуса Христа была обращена не только к слабым, больным и бедным. В своей земной жизни Господь наш Иисус Христос показал, что Он понимал проповедуемую им любовь к ближнему (ср. Мф.5,44) не в переносном, а в самом буквальном и реальном смысле. Критики Иисуса были правы - Он был другом мытарям и грешникам (Мф.11,19). Диакония, служение Христово включает всех - и в том числе: отверженных, мытарей, грешников, блудниц. Следует особо отметить, что среди этих отверженных были не только бедняки. Например, большинство мытарей были людьми состоятельными. В Мф.21,23-31 Иисус бросает в лицо первосвященникам и старейшинам жесткие слова: "Мытари и блудницы вперед вас идут в Царство Божие".

Служение Спасителя выходит также и за национальные рамки Израиля. Согласно Евангелию от Иоанна, еще при жизни Христа к Нему приходят греки (Ин.12,20-22). Притча о милосердном самарянине (Лк.10,25-37) и разговор Спасителя с самарянкой (Ин.4,1-42) имеют совершенно ясное богословское содержание. Принадлежность к избранному народу Божию Израилю связывается Господом с отношением к другому человеку, страннику, даже к врагу. Согласно Евангелию от Матфея, воскресший Господь посылает Своих учеников ко всем народам (Мф.28,19). Заметим, что начало такого понимания служения Христа содержится уже в Ветхом Завете. Во многих местах Писания Израилю напоминается, что и он "был рабом в Египте" и поэтому не должен судить "превратно пришельца и сироту". Пришельцу, сироте и вдове должен достаться забытый на поле сноп. Не должно собирать и остатков в винограднике, чтобы они достались пришельцу, сироте и вдове (Втор.24,17-22, ср. Втор.14,29; 16,11,14).

Понимание служения в древней Церкви

Эдвард Швейцер делает далеко идущее замечание о понятиях, описывающих "служение" Христа. В греческом языке ко времени возникновения новозаветных книг существовало четыре слова, выражающий понятие служения. Это "TELOS" (совершенство), "ARCH" (руководство), "TIMH" (честь), "LEITOURGIA" (общественное служение). Все эти слова, за исключением первого, появляются в этом смысле и в Новом Завете, однако, лишь применительно к иудейскому и греко-римскому служению, и лишь иногда к Самому Христу и ко всей общине, причастной к служению Христа. "Вместо этого выбирается светский, небиблейский глагол "диаконео" с однокоренными словами, описывающий все виды служения учеников Христа" [3].

Итак, диакония - это собирательное понятие для многих видов деятельности, служений, действий. Для нашей темы важно отметить, что наряду со многими другими значениями слово диакония означает проповедь Евангелия (см. Еф.5,6-7), а также и служение апостолов вообще (см. 1 Кор.3,5), и в частности сбор пожертвований в пользу палестинской, особенно иерусалимской общины (см. 2 Кор.8,4).

Это обстоятельство оправдывает мнение о том, что диакония неотделима от целостной жизни церкви. Диакония - это существенно важный элемент Церкви.

Сборы пожертвований в Македонии и Ахаие (Рим.15,25; ср. 2 Кор.8-9) означают не только помощь страждущим собратьям христианам в Палестине. Являясь конкретным выражением общности и солидарности всех христиан, они позволяют воспринимать подлинную кафоличность и единство церкви как живую действительность.

История поставления диаконов в Церкви, приведенная в Деян. 6,1-7, не вносит существенного изменения в это значение диаконии. То обстоятельство, что апостолы не хотят оставить слово Божие ради попечения о столах, вовсе не опровергает значения диаконической природы Церкви. Речь идет лишь о том, что для апостолов физически невозможно было одновременно осуществлять попечение о столах и проповедь, поскольку число верующих постоянно росло. Это и привело к поставлению новых служителей. Из Деяний апостолов мы узнаем, что посвященные апостолами диаконы понимали свое служение не только как попечение о столах. Возложение рук апостолов давало им также и харизму миссионерского служения. Один из семи, Филипп, крестит эфиопа. Другой, Стефан, мученической смертью увенчивает свою успешную проповедь Евангелия: "Некоторые из так называемой синагоги Либертинцев и Киринейцев и Александрийцев и некоторые из Киликии и Асии вступили в спор со Стефаном; но не могли противостоять мудрости и Духу, Которым он говорил" (Деян.6,9-10).

Диаконическая ответственность за целостность творения Божия

Понимание благовестия как диаконии неизбежно связано с тем обстоятельством, что благовестие приобщает человека к высочайшей ценности - к спасению. Поэтому диаконическая деятельность может интерпретироваться как предвосхищение реальности Царствия Божия. И к этой реальности принадлежит не только человек.

Окончание Евангелия от Марка (16,9-20), вокруг которого идет много споров, ясно говорит о проповеди Евангелия всему творению: "Идите по всему миру и проповедуйте Евангелие всей твари" (16,15). Благовестие обращено к человеку - венцу творения (ср. Мк. 16,16 и Кол.1,18-20). Обращение человека и его крещение, которое в Рим.6,5 понимается как соединение со Христом, не является завершением духовного восхождения человека. Цель еще не достигнута. С началом причастности к телу Христову, т.е. с членством в Церкви только начинается жизнь во Христе (Гал.2,19-20). У этой жизни нет конца и она не ограничивается личностью отдельно взятого человека. Она находит свое необходимое восполнение в жизни общины верующих, т.е. в жизни Церкви. Через Церковь "начальствам и властям на небесах", иными словами, всему творению соделывается известною многоразличная премудрость Божия (ср.Еф.3,10).

В Послании к римлянам говорится о горячей надежде, с которой все творение ожидает откровения детей Божиих, "что и сама тварь освобождена будет от рабства тлению в свободу славы детей Божиих" (Рим.8,21).

Диакония в общественной жизни

В стихах Евангелия от Луки, приведенных в начале статьи, есть такие слова: "Он же сказал им: цари господствуют над народами, и владеющие ими благодетелями называются" (Лк.22,25). Большинство толкователей обходят эти слова вниманием. Может сложиться впечатление, что слова Христовы не распространяются на царей и их отношение к народам, над которыми они царствуют, и на благотворителей и их отношение к облагодетельствованным. Однако это не так. Прежде всего, нет оснований полагать, что цари и благотворители не могут быть христианами. Но если даже они станут христианами, что с ними будет? Как царь-христианин должен относиться к своим подчиненным, а вельможа - к слуге? От этих вопросов нельзя отмахиваться. Хотя бы потому, что в Послании к римлянам 13,4 "архонты" - начальники - дважды называются слугами - диаконами - Божиими. Этому начальству, правителям - как бы они ни назывались - христиане должны повиноваться (ср. 1 Петр.2,13-17). Имеется в виду начальство, заботящееся о творении добра. Более того, в 1 Тим.2,1-2 христиане призываются молиться "за царей и за всех начальствующих".

Вопрос об отношении христиан к государству и к власть имущим весьма занимал христиан во все времена. В третьем веке один из ответов звучал следующим образом: в тот момент, когда император становится христианином, он перестает быть императором. Еще в четвертом веке раздавались голоса, утверждавшие, что государство со своими институтами утрачивает смысл, когда граждане становятся христианами. Эти взгляды оказались утопичными, и до нашего времени сохранилось убеждение, что христиане несут особое служение по отношению к обществу. Это служение осуществлялось в различные времена различными способами. Для одних православных важна критика власть имущих, с которой дерзали выступать св. Амвросий Медиоланский в четвертом веке и св. Филипп Митрополит Московский в шестнадцатом веке. Иным образом осуществляли свое служение государству те христиане, которые способствовали преодолению разделений и завершению гражданских войн.

В новое время старые политические проблемы были вытеснены на второй план иными проблемами, частично касающимися общественной и экономической жизни. Последние события, в частности война на Балканах, вновь подводят нас к прежним вопросам о целях, имеющих решающее значение для жизни народов и государств.

Прежде всего, следует прояснить характер христианского участия в общественной (политической и пр.) жизни. В течение двух последних столетий, начиная с Французской революции, христиане участвовали в политических событиях пассивно, т.е. "постфактум", реагируя на уже свершившиеся события.

Нельзя сказать, что такая позиция была навязана церквам и христианам. Частично она стала следствием процессов, происходивших внутри самих церквей, и, прежде всего, в плане богословского осмысления исторического опыта. С исторической точки зрения, пассивная позиция сменила период высокой активности христиан и церквей. Со времен равноапостольного Константина христиане осознавали свою ответственность за общественную жизнь и активно участвовали в ее устроении. Влияние христианских церквей на общественную жизнь не всегда было исключительно положительным. В средневековых государствах и во времена Реформации христиане несли ответственность за такие зверства, как инквизиция, искоренение народов в Америке, кровопролитные войны.

В эпоху Просвещения начался процесс ослабления христианского влияния в общественной жизни. Политическая структура взаимоотношений между церковью и государством в большинстве протестантских стран и в России в это время стала отражать намерение государства доминировать во всех сферах общественной жизни, в частности, посредством контроля над церквами, включавшимися при этом в государственную структуру.

Последствия такого положения вещей проявились в начале 20 века. Наиболее ярко они иллюстрировали позицию крупных европейских церквей во время первой мировой войны. До сих пор некоторые из них идентифицируют себя с власть имущими в своей стране.

Беспомощность и пассивное отношение христиан и церквей наиболее ярко проявляются в отношении к средствам массовой информации.

Как в худшие времена церковной истории, христиан увлекают за собой различные группировки. Очернение ближнего, например сербов или русских на Западе принимает невероятные масштабы. Нет настоящей, хорошо проверенной информации о подлинном положении в Сербии, на Украине, в Беларуси, России. Политические и экономические интересы фактически определяют характер подачи информации в СМИ. Хваленая свобода СМИ возводится в догму, не давая возможности критически спросить, существует ли эта свобода на самом деле.

Для христианина в конце концов должен встать законный вопрос: чего будет ожидать от жизни и каковы будут цели человека, мировоззрение которого формируется средствами массовой информации? Сюда же относится и вопрос: в какой степени диаконическая деятельность определяется потребностями, возникающими благодаря такому мировоззрению?

Готовность к диалогу сегодня необходима как никогда. Уход в изоляцию своей собственной церковной общины или в личное благочестие недопустимы не только ввиду проблем, стоящих передо всеми нами. Подобный уход неприемлем, прежде всего, с богословской точки зрения. Дарованное нам Христом спасение ведет не только к обновлению каждого отдельно взятого человека. Оно ведет к созданию общины искупленных, верующих во Христа людей, т.е. к возникновению церкви. Община верующих - церковь, тело Христово - имеют свое место в этом мире. Их служение в мире заключается в спасении этого мира, всего творения Божия.
 

  1. Gerhard Schneider, Das Evangelium nach Lukas, Gutersloher Verlagshaus, Wuerzburg, 1977, S.450
  2. Op.zit. S. 450
  3. Eduard Schweizer, Die diakonische Struktur der neutestamentlichen Gemeinde, in: Diakonie - Biblische Grundlagen und Orientierungen, HVA, Heidelberg 1994, S.170


К началу страницы


Главная
страница
Информационные
материалы
Ноу-хау Информационный
бюллетень
Миссия АСТ Объявления

Copyright (c) Круглый стол по религиозному образованию и диаконии, 1996-2000. Все права защищены.