Главная страницаИнформационные материалыНоу-хауИнформационный бюллетеньМиссия ACTОбъявления

Проблемы домашнего насилия

О домашнем насилии - взгляд священника

Проф. прот. Афанасий Демос, Греческая Православная Архиепископия, США (перевод с английского)

Когда пара приходит венчаться в Православную Церковь, молодые люди стоят рядом, как равные. О них возносится много прекрасных и важных молитв, восходящих к Ветхому и Новому Заветам. Они обмениваются кольцами в знак вечной любви и верности. У каждого в руках белая свеча, которая символизирует Пречистую и Пресвятую Деву Марию, а ее пламя - свет Христов в их жизни.

Женщина призвана уподобиться всей своей жизнью Пресвятой Деве, быть стойкой хранительницей веры, пребывать в послушании Богу, быть светлым примером любви, надежды и веры для своей семьи. Она должна быть живым примером истинной христианской женственности и материнства. Мужчина призван подражать Христу, быть смиренным, добрым, сострадательным, милосердным и понимающим. Он должен быть живым примером истинной христианской мужественности и отцовства.

Когда священник читает молитву Венчания, брачующиеся соединяются в единый священный союз во Христе. Их руки соединяются, скрепляя союз. На них одевают венцы, как на царя и царицу своей семьи, поэтому они должны относиться друг к другу с любовью, уважением и достоинством, как к "царственным особам". Ибо поистине каждый из них является единственным, уникальным и исключительным дополнением своего супруга.

В то же время их венчают и как "мучеников", потому что они с радостью и воодушевлением, не колеблясь, обещают жертвенно делать все возможное, чтобы удовлетворить физические, умственные и духовные нужды друг друга.

Брачующиеся пьют из общей чаши в знак того, что они будут разделять в жизни все хорошее и плохое. Этим они дают обещание терпеливо переносить болезни, трудности и невзгоды, и стремиться с радостью разделить жизнь во всей ее полноте во благо друг друга, детей и семьи. Затем они впервые уже как муж и жена вместе обходят вокруг аналоя, на котором находится святое Евангелие (или иногда их ведет священник, держа Евангелие в правой руке).

Эти первые шаги священны, потому что совершаются они вокруг Слова Божия (Евангелия); супруги делают свои первые шаги во имя Святой Троицы, тем самым прославляя Бога. Им символически предлагается сделать Евангелие центром своей жизни. Они призваны сохранять самосознание и в то же время оставаться христоцентричными.

Они должны быть не "подпорками" друг для друга, а с уважением поддерживать все, что будет способствовать полному и целостному раскрытию потенциала своего супруга. Они должны помогать друг другу обрести себя - как мужчину, как женщину и как семью. Они должны взаимно видеть друг в друге свое завершение и исполнение в целостном соединенном существе, таинственно соединенных супругах, ответственных друг за друга и друг перед другом.

Выйдя из храма, они начнут свой совместный путь длиною в жизнь в спасительном свете Христовом. Он будет вести, просвещать и указывать им путь, если они искренне примут Его водительство.

Венцы сняты, но каждый супруг несет теперь венец незримый. Главная цель и смысл их совместной жизни не только в том, чтобы любить исключительно друг друга и делить жизнь только друг с другом, но и чтобы стремиться создать такую атмосферу и среду, которая бы привела супруга в Царство Божие; чтобы сделать незримый венец своего супруга "венцом славы" в Царствии Божием.

Во время венчания читается стих из Послания апостола Павла к Ефесянам, в котором говорится: "…а жена да боится своего мужа" (Еф. 5:33).

Когда во время венчания в Греческой Православной Церкви читаются эти слова, некоторые мужчины поглядывают на своих жен, как бы говоря: "Запомни эти слова, я главный!" К сожалению, некоторые женщины соглашаются с этим и готовы безропотно сносить насилие, побои и избиения. Они часто говорят, что должны хранить мир в семье и терпеть гнев мужа. Однако им следует помнить, что Христос и Церковь просят нас терпеть страдания за веру Христову; но ни Христу, ни Церкви не нужно, чтобы кто бы то ни было становился жертвой!

Мы должны прощать своих врагов, но прощение ни в коем случае не означает, что мы должны оправдывать чьи-то жестокие действия. Мы имеем полное право быть смиренными, но опять же, смирение не означает, что мы должны позволять кому-то вытирать о нас ноги. Мы не должны терпеть или смиряться с насилием! Каждый из нас является безмерно ценным, важным, значительным человеком для Господа и для всех тех, кто действительно любит нас.

Богу не безразлично, что с нами происходит. Нет воли Божией на то, чтобы к кому-то применялось насилие. Бог хочет, чтобы мы любили друг друга с пониманием, состраданием, милосердием, достоинством и уважением. Насилие лишено всех этих качеств.

Каждому из нас также нужно прочитать слова, которые написаны в гл.5 Послания к Ефесянам и которые предваряют приведенный выше стих. Они касаются непосредственно роли мужчины в браке:

"Мужья, любите своих жен, так же, как и Христос возлюбил Церковь и предал Себя за нее, чтобы освятить ее, очистив банею водною, посредством слова; чтобы представить ее Себе славною Церковью, не имеющею пятна, или порока, или чего-либо подобного, но дабы она быть свята и непорочна. Так должны мужья любить своих жен, как свои тела; любящий свою жену любит самого себя" (Еф. 5:25-28).

Другими словами, когда муж любит свою жену до такой степени, что готов пойти на любые жертвы ради нее, когда он относится к ней с любовью, достоинством и уважением - когда она у него без синяков и ссадин, а целая и невредимая, нежно любимая, обожаемая, как и положено в силу того положения, которое она занимает как его жена, его второе я, его восполнение себя самого; тогда она должна его уважать (в ответ).

В том же Послании к Ефесянам апостол Павел пишет: "И не оскорбляйте Святого Духа Божия, Которым вы запечатлены в день искупления. Всякое раздражение и ярость, и гнев и крик, и злоречие со всякою злобою да будут удалены от вас; Но будьте друг ко другу добры, сострадательны, прощайте друг друга, как и Бог во Христе простил вас. Итак подражайте Богу, как чада возлюбленные, и живите в любви, как и Христос возлюбил нас и предал Себя за нас… А блуд и всякая нечистота и любостяжание не должны даже именоваться у вас ... также сквернословие и пустословие…не приличны вам… и не участвуйте в бесплодных делах тьмы, но и обличайте" (Еф. 4:30-5:4 и 5:11).

Само Священное Писание говорит женщине, подвергающейся побоям, что верный способ преодолеть жестокость мужа-обидчика - "разоблачить его", рассказав кому-то о его поведении! Описанное в Псалме 54 можно применить к ситуации предательства со стороны супруга-насильника:

"Ибо не враг поносит меня, - это я перенес бы; не ненавистник мой величается надо мною, - от него я укрылся бы. Но ты, который был для меня то же, что я, друг мой и близкий мой. С которым мы разделяли искренние беседы и ходили вместе в дом Божий" (Пс.54, 13-15).

Шок от предательства непомерно тяжел. Он разрывает священный союз мужа и жены. Вера, доверие и уверенность друг в друге имеют решающее значение для успеха брака. Предательство насилия может разрушить брак. Что случилось с "искренним собеседником" и "жизнью во Христе"?

Чувство христианского долга может привести жену к большим страданиям и смущению. Что ей делать? Пойдет ли она против Церкви, если будет жаловаться на мужа? Нарушит ли она свои обеты и священные обязательства, данные мужу перед Богом?

Вот жертва, которая мучает себя, обвиняя себя в том, в чем она не виновата. Ей следует переложить обвинения на обидчика и понять, что не она, а он идет против Церкви. Это обидчик нарушает святые обеты. Это обидчик отступает от своих священных обязательств перед ней. Не прав обидчик, а не она!

Некоторые друзья советуют жертве домашнего насилия молиться. Мы и должны молиться всегда, когда можем. Наше доверие, вера, надежда и любовь к Богу четко выражаются всякий раз, когда мы обращаемся к Нему в молитве. Но молитва сама по себе не остановит жестокого обращения.

Мы молимся за мир во всем мире на каждой Литургии, и все же мы не можем восполнить недостаток мира в человеческих сердцах. Молитва жертвы всегда очень важна, но она не может остановить ее обидчика. Необходима конкретная, ощутимая помощь. Нужно кому-то рассказать о совершающемся насилии, и избиваемая женщина должна обратиться за помощью к другим людям.

Индивидуальные консультации, особенно с христианским консультантом, могут быть очень полезны в решении этих проблем. Считается, что "семейное консультирование" может оказаться пагубным для жертвы, так как все сказанное ею может быть использовано против нее после того, как пара уйдет от консультанта. Обидчик будет руководствоваться стремлением сохранить власть и контроль над супругой. На самом деле ему необходимо понять и признать, что он - насильник и преступник и несет за это ответственность. Он совершил преступление и должен осознавать тяжесть своих проступков. Обидчику необходима помощь, иначе он никогда не сможет преодолеть эти недостатки и исцелиться.

Если он отказывается от консультирования, если он отказывается признать, что у него есть проблема, то жене, возможно, придется уйти от него на некоторое время, чтобы помочь ему понять всю серьезность своего положения. И если после этого не будет никакого улучшения или не появится желания разрешить свои проблемы, то, к сожалению, жене, возможно, придется уйти от него совсем или даже развестись.

Для Церкви и семьи развод всегда нежелателен, но иногда это совершенно неизбежно. Если женщина опасается за свою жизнь и жизнь своих детей, она должна принимать серьезные решения. Хорошо было бы, чтобы духовенство выполняло свои обязанности, стремясь полностью понять дилемму, скрытую в насилии, а не защищать мужа-насильника, оправдывая потенциально опасную ситуацию расхожими фразами. Женщине нужны понимание, помощь и поддержка, а не дополнительные обвинения от ее священника или других прихожан. И она, и ее священник, и ее Церковь должны заботиться о ее безопасности и безопасности ее детей.

Существует много видов жестокого обращения: словесное, психическое и физическое насилие. Я бы добавил еще духовное насилие, потому что дезориентация, вызванная насилием, унижает и может также разрушить духовную жизнь человека.

Каждый человек должен быть лучше информирован о признаках жестокого обращения, а также о том, куда обратиться за помощью для жертв насилия. Не защищайте обидчика, вы только причините еще больший вред ему и его семье. Защищайте жертву, выслушайте ее, поверьте ей и как можно скорее отведите к знающему и неравнодушному священнику, психологу или социальному работнику. С этого момента они примут эстафету, а вы всегда будете готовы выслушать, понять, сострадать и не судить; вы будете рядом с человеком, который вам доверяет и нуждается в вашей помощи.

http://www.philoptochos.org/socialservices/factsheetsresources/clergyperspectivesdv

TopК началу страницы
Главная
страница
Информационные
материалы
Ноу-хау Информационный
бюллетень
Миссия АСТ Объявления

Copyright (c) Круглый стол по религиозному образованию и диаконии, 1996-2013. Все права защищены.