Главная страницаИнформационные материалыНоу-хауИнформационный бюллетеньМиссия ACTОбъявления

Диакония становится признанным субъектом в социальном поле

М.Нелюбова

На международной конференции "Нежданный дар милосердия. Миграционные процессы: риск фундаментализма или безразличия?", состоявшейся 7-9 октября 2016 года в Милане (Италия), выступила с докладом сотрудница Отдела внешних церковных связей (ОВЦС) Московского Патриархата Маргарита Нелюбова, руководитель Российского круглого стола. Публикуем основные положения этого доклада.

Церковное служение милосердия интенсивно развивалось в России вплоть до 1917 года, после чего на 70 лет внебогослужебная церковная деятельность была практически запрещена, а социальная забота находилась в ведении государства. Диакония Церкви возобновилась лишь после "перестройки", и за последнюю четверть века она прошла сложный путь не только количественного роста, но и качественного развития.

Возобновление диаконического служения в начале 1990-х годов сопровождалось большим подъемом, когда значительное число верующих энтузиастов помогало в больницах, домах престарелых, детских домах. Через несколько лет число волонтеров уменьшилось: остались лишь те, кто действительно почувствовал призвание к этому служению или кто мог с материальной точки зрения в то экономически непростое время позволить себе работать благотворительно.

Постепенно менялось структурное качество диаконических инициатив: от спорадических, плохо организованных начинаний перешли к планированию кратко- и долгосрочных проектов, организованному обучению волонтеров, церковных социальных работников и т.д. Начался процесс институционализации - стали возникать церковные благотворительные организации: фонды, сестричества и братства, а также приходские группы с той или иной диаконической специализацией.

Вот округленные данные по нескольким направлениям современной диаконической работы в РПЦ (только по России): группы милосердия и службы добровольцев - более 400, сестричества милосердия - более 300; сестры милосердия - 2600; детские приюты - более 100; богадельни - более 30; дома временного пребывания - более 80; реабилитационные центры для наркозависимых - 70; приюты для бездомных - 72; мобильные службы помощи бездомным - 11; кризисные центры для женщин - 27. Если сравнить эти цифры с показателями 2011 г., видно, что в некоторых случаях число удвоилось (например, это касается групп милосердия и кризисных центров для женщин, реабилитационных центров для наркозависимых).

Направления социального служения Церкви можно классифицировать по категориям благополучателей: это дети, женщины в кризисной ситуации, семьи: многодетные, малоимущие, в кризисной ситуации; пожилые и инвалиды; бездомные; вынужденно перемещенные лица; заключенные; алко- и наркозависимые и их семьи; пострадавшие в результате стихийных бедствий или чрезвычайных ситуаций.

Такие же адресаты церковной социальной помощи существуют во многих других церквах и странах. Существуют своего рода традиционные для Церкви направления работы: помощь бездомным, неимущим, сиротам, которые практиковались всегда. Но есть и новые. И Церковь, реагируя на новые вызовы, создает свой инструментарий, методы работы.

В качестве примера можно привести систему реабилитации наркозависимых. Наркомания сегодня представляет очень серьезную угрозу (в России, по официальным данным около 8 млн. наркоманов), потребность в реабилитационных центрах очень велика. Церковными организациями практически с нуля была создана семиступенчатая система реабилитации наркозависимых, которая включает медицинские, психологические, социальные и духовные аспекты (первичное консультирование; дезинтоксикация; мотивационный период; основной период реабилитации; ресоциализация; постреабилитационное сопровождение; работа с родственниками). Вся эта деятельность опирается на общецерковную Концепцию работы с наркозависимыми, которая была принята Архиерейским Собором в 2012 году.

Еще одно важное направление, которое непосредственно связано с темой итальянской конференции, - вынужденно перемещенные лица: мигранты внутри страны и из-за рубежа, в том числе беженцы. Нынешний кризис мигрантов с Ближнего Востока и стран Африки не коснулся России в той мере, как Европы, однако, в России в последние годы увеличилось число мигрантов с Украины (по официальным данным - 2,6 миллиона, из них - до 1,5 миллиона беженцев с востока Украины). Среди них большое число украинцев на территории главным образом приграничных регионов (Воронеж, Белгород, Ростов-на-Дону), которые по тем или иным причинам не хотят получать статус беженцев и соответственно не могут рассчитывать на государственное пособие. Беженцам с востока Украины Церковь помогает централизованно (собрано более 130 млн. рублей), помогают отдельные епархии, а также местные жители. ОВЦС осуществил в 2015-16 гг. ряд самостоятельных проектов, включавших, в частности, раздачу продуктовых и гигиенических наборов. Было распределено 34160 гигиенических наборов, 5010 детских памперсов, 1490 средств гигиены для женщин, 10000 наборов для детей с игрушками и школьными принадлежностями, 14420 комплектов постельных принадлежностей, 10000 продуктовых наборов. Кроме того, была оказана психосоциальная помощь 380 людям.

С организационной точки зрения, координация социального служения осуществляется на разных уровнях церковно-иерархической структуры: общецерковном, епархиальном, приходском (монастырском). На каждом уровне есть инструменты координации:

  • общецерковный - Синодальный отдел по церковной благотворительности и социальному служению;
  • епархиальный - епархиальные социальные отделы и/или профильные отделы (медицинский, тюремное служение, противодействие наркомании и алкоголизму, ВИЧ/СПИД и др.);
  • приходской (монастырский) - приходские инициативные группы, церковно-общественные организации.

Конкретные организационные формы социальной деятельности очень разнообразны: сестричества и братства (социальной направленности), благотворительные фонды, ассоциации, клубы, центры по реабилитации и ресоциализации, столовые, пункты раздачи гуманитарной помощи, службы консультирования, патронажные службы, приходские инициативные группы и др. Они могут иметь приходское или епархиальное подчинение. Отдельные программы подчиняются синодальным отделам.

Осуществляемые этими организациями проекты могут различаться по масштабам, продолжительности, охвату благополучателей и числу вовлеченных исполнителей. Это зависит от собственных финансовых средств прихода и возможностей фандрайзинга, человеческих ресурсов.

Если представить себе масштабы Церкви (33,5 тыс. приходов и более 800 монастырей) и допустить, что пусть даже только половина из них вовлечена в какую-либо социальную работу, - это уже очень большой объем. Конечно, не все приходы могут вести широкую социальную деятельность, например, есть храмы в заброшенных деревнях, где осталось пять домов. Но есть и очень активные организации, например, Свято-Димитриевское сестричество в Москве, которое имеет много серьезных проектов: два приюта, богадельню, гимназию, бесплатную столовую, медицинское училище, воскресную школу, патронажную службу, оказывает помощь в Первой градской больнице и ряде других медицинских учреждений и др.

Нужно отметить, что успешное развитие диаконического служения в России происходит во многом благодаря усилиям церковного руководства. В последние годы был принят ряд общецерковных документов, призванных регламентировать и поддерживать эту работу:

  • Основы социальной концепции Русской Православной Церкви (2000);
  • Концепция участия РПЦ в борьбе с распространением ВИЧ/СПИДа и работе с людьми, живущими с ВИЧ/СПИДом (2004);
  • О принципах организации социальной работы в РПЦ (2011);
  • Об организации молодежной работы в РПЦ (2011);
  • Заявление Освященного Архиерейского Собора РПЦ о жизни и проблемах коренных малочисленных народов (2011);
  • Об участии РПЦ в реабилитации наркозависимых (2013);
  • Позиция РПЦ по актуальным проблемам экологии (2013);
  • Миссия тюремного служения РПЦ и пенитенциарные учреждения (2013);
  • Основные принципы деятельности церковных приютов РПЦ (2013);
  • Положение об организации сестричеств и братств диаконической направленности РПЦ (2013);
  • Позиция РПЦ по реформе семейного права и проблемам ювенальной юстиции (2013);
  • Концепция РПЦ по утверждению трезвости и профилактике алкоголизма (2014).

Из этих 12 документов 10 были приняты за последние пять лет. Эти документы носят рамочный характер, и вместе с тем задают вектор развития социальной работы на местах. По другим актуальным вопросам подобные документы сейчас разрабатываются, например:

  • О церковной заботе о малоимущих, инвалидах, детях-сиротах, престарелых;
  • О поддержке семьи, материнства и детства;
  • Церковь и медицина.

Важную роль в процессе создания концептуальных документов, призванных помочь в осмыслении и организации диаконического служения, играет Межсоборное присутствие. Это новый церковный консультативный орган, созданный в 2009 году. Его задача - обсуждение актуальных проблем церковно-общественной жизни в период между поместными соборами и разработка проектов важных церковных документов, призванных структурировать и поддержать деятельность Церкви по разным направлениям, в т.ч. по социальному служению.

Развитию социальной деятельности в приходах также очень способствовала важная инициатива церковного руководства о введении на всех приходах штатных должностей педагога (катехизатора), социального и молодежного работников (решение Архиерейского совещания 2010).

Таким образом, в последние 5-7 лет руководством Церкви предпринимаются целенаправленные усилия, призванные не просто поддержать социальное служение, но вывести его на принципиально новый, системный уровень, и вовлечь в дела милосердия максимально большое число членов Церкви.

Сегодня можно говорить о том, что по многим направлениям церковно-социальной работы имеются не просто интересные наработки, но и уникальные, востребованные в т.ч. нашими коллегами в государственных организациях. Благодаря этому изменилось отношение к церковно-социальным работникам. Если в 1990-е годы чиновники смотрели на них свысока и милостиво разрешали выполнять "грязную" работу (ухаживать за больными, кормить бездомных), то теперь к их работе относятся с уважением, их ставят в пример и у них учатся.

Так, на базе Свято-Димитриевского училища сестер милосердия были разработаны и действуют учебные курсы для младшего медперсонала, созданы собственные совершенно уникальные обучающие программы, например, по паллиативному уходу. Дело в том, что в наших медицинских учебных заведениях готовят хороших врачей и медсестер, а сестры по уходу часто оказываются на втором плане в смысле профессиональной подготовки. Однако известно, что от ухода в значительной степени зависит успех лечения пациента. Свято-Димитриевское сестричество не только обучает церковных сестер милосердия паллиативному уходу в Москве и других регионах, но и проводит занятия в светских медицинских колледжах, потому что там таких программ нет. Была выпущена серия учебных пособий по уходу - вновь написанные на основании собственного практического опыта ухода. Эти учебники очень востребованы медиками.

Еще один интересный и важный пример - три ценностно ориентированные программы для детей и молодежи по профилактике рискованного поведения и ВИЧ/СПИДа: "ЛадьЯ" - для подростков, "Живая Вода" - для младших школьников, "Дорога к Дому" - для студентов. Это интерактивные программы, состоящие в среднем из 20 с лишним уроков каждая, в их основе лежит тренинг личностного роста ребенка. Программы были разработаны под эгидой РПЦ, они признаны самыми эффективными из всех применяемых по данному направлению в России и очень востребованы в обычных школах. Церковь организует обучение школьных психологов работе с этими программами, а они уже преподают по ним в обычных школах. Сегодня программы действуют в 15 регионах России, а также в Белоруссии, на Украине, в Армении. Только за один 2014/2015 учебный год в России обучение прошли около 16000 детей.

В целом можно сказать, что к настоящему времени накоплен значительный опыт по разным направлениям диаконической работы. Этот опыт востребован в Церкви и в обществе. Диакония постепенно становится признанным субъектом в социальном поле.

В числе первостепенных задач для будущего развития - организация курсов и тренингов по разным направлениям диаконии для волонтеров, церковных социальных работников и др. В этом плане эффективным себя показывает обучение через Интернет: ежегодно более 1000 человек участвуют в дистанционном обучении, благодаря этому в год появляется в среднем 150-200 новых социальных проектов в разных регионах России и других странах.

Кроме того, важен вопрос о введении в духовных школах курса для будущих священнослужителей по организации диаконической деятельности на приходе. В некоторых духовных школах такая работа уже ведется, но, в основном, в ограниченном объеме, по выборочным темам. Несмотря на то, что всеми признается важность такого курса, еще предстоит решить вопрос о том, как найти для него учебные часы в перегруженной учебной программе духовных школ. Аналогично обстоит дело и с введением новых дисциплин, например, пастырской психологии или пастырской психиатрии. Знания по этим предметам очень нужны будущим священникам, по учебные курсы пока не разработаны, и их нет в обязательной программе духовных школ. Необходимо также расширять возможности для систематического диаконического обучения приходских священников (которые уже закончили семинарию).

Наряду с учебно-методической нужна научно-методическая работа по осмыслению основ церковного социального служения и практики, разработка важной области - богословия диаконии. Что такое православная диакония и каково ее место в современном обществе? На кого она направлена? Какие новые виды синергии с современным миром и светскими организациями может предложить Церковь? Какова роль мирян и духовенства в диаконии? Какова ее идентичность и отличия от социальной работы, с одной стороны, и от миссионерской церковной деятельности, с другой? Каковы ее границы? Для ответа на эти и многие другие вопросы необходимо богословское осмысление православной диаконии. Это непростая задача по целому ряду причин, в том числе потому, что каноническая территория Церкви охватывает много стран, и, соответственно, много культур, национальных традиций, языков и т.д.

К началу страницы


Главная
страница
Информационные
материалы
Ноу-хау Информационный
бюллетень
Миссия АСТ Объявления

Copyright (c) Круглый стол по религиозному образованию и диаконии, 1996-2018. Все права защищены.