Главная страницаИнформационные материалыНоу-хауИнформационный бюллетеньМиссия ACTОбъявления

Диакония:  первый номер журнала о сиротах "Детский Дом"
"Любить других вопреки всему"
Воспитание через преображение души

В журнале "Детский Дом" много различных рубрик, много тем, которые дают читателю представление о современном состоянии детских сиротских учреждений, о жизни детей в них, о том, что делается государственными и общественными организациями, Церковью для улучшения положения детей, оставшихся без родителей или без их попечения. Например, в журнале есть рубрика "Судьбы", которая поведает читателю многие, чаще, увы, печальные истории из жизни бывших выпускников детских домов, из жизни людей, самым тесным образом связавших свою жизнь с делом помощи сиротам. Мы предлагаем начать знакомство с журналом "Детский Дом" с одного из таких материалов. Он будет опубликован в первом номере. Мы назвали этот материал словами героя очерка:

"Любить других вопреки всему"
по воспоминаниям бывшего воспитанника спец. интерната

Герой этого материала ныне послушник одного из монастырей. Он заканчивает Духовную семинарию в Троице-Сергиевой Лавре, готовится к принятию монашеского пострига. Нам хотелось бы назвать его подлинное имя, но на то не было дано благословение настоятеля монастыря, принявшего такое решение, вероятно, в интересах самого же послушника. Подчиняясь воле церковного иерарха, мы изменили имя человека, о котором пойдет речь в этой статье. Все факты, однако, соответствуют действительности и взяты из воспоминаний нашего героя.

Он родился (было это в начале 70-х) не такой, как все, его верхняя губа, мягкое и твердое небо были с расщелиной. В народе такой дефект называют "заячьей губой". Родители отказались от него. И он остался навечно один в этом мире. Будучи совсем маленьким ребенком, он остро чувствовал это одиночество и страх перед неведомым будущим. Он помнит, что пугали его даже одеяло и подушка, они казались ему, малышу, огромными и враждебными, способными задавить его своей массой. Ему так хотелось, чтобы его любили, но никто не проявлял к нему этих чувств, ни в детском доме, ни, тем более, потом, в интернате. Правда, в детском доме были добрее и внимательнее работавшие там люди, они занимались с детьми, развивали их мышление, заставляя малышей выполнять разные несложные задачи с помощью кубиков или других игровых предметов.

Он родился всего лишь с внешним дефектом, который еще в младенчестве был исправлен хирургами путем обычной операции, но почему-то его после детского дома отправили в интернат для детей умственно отсталых, с психическими патологиями, для олигофренов в стадии дебильности. "Я потом, будучи уже взрослым, интересовался у врачей, влияет ли этот внешний врожденный недостаток, который был у меня, на психическое развитие, - вспоминает Андрей. - Мне твердо сказали, что нет". Помещение же ребенка в такой интернат - это своеобразный приговор. Чтобы потом, выйдя из него, адаптироваться в окружающем мире, чтобы достичь необходимого уровня образования восьмиклассника, нужно очень потрудиться, иначе никуда не поступишь учиться, в том числе и в ПТУ, не получишь специальность, а значит, и работу. Многих, бывших воспитанников интерната, которых знал Андрей, уже нет в живых, кто-то спился и умер, кого-то убили, кто-то покончил с жизнью сам. Реальный мир, в который из своих застенков "выпадают" интернатские дети, чаще всего оказывается для них безжалостным пожирающим зверем.

Воспоминания об интернате оставляют печаль на душе Андрея. И издевательства были, и дедовщина. Воспитатели, большей частью люди безразличные к детям, к их беде, ставили вместо себя старшеклассников присматривать за младшими. Те и рады стараться показать свою силу. Один из них, Андрей помнит, что звали его Сергеем, "воспитывая", так кулаком ударил малыша, что убил мальчика. Однако, он не отвечал за содеянное, ведь интернат для психически нездоровых. Воспитателям было это удобно, меньше ответственности. На мой вопрос: "Зачем же они работали там?", Андрей отвечал спокойно: "Для них это была просто работа, душу свою они не вкладывали в нее. И приходили на работу, конечно же, не для того, чтобы как-то скрасить наше существование в этом заведении. Когда появилась в интернате новая воспитательница Светлана Петровна, словно лучик солнечный пробился через ночной мрак. Дети потянулись к ней, чувствуя, что она им может дать то, чего они не получали ни от кого из окружавших нас взрослых. Она была сердцем открыта и излучала доброту и любовь, то, чего интернатские дети не знают. Но ее скоро выжили. Люди завистливы. Даже общению с Богом завидуют, - тяжело вздыхает Андрей. - Знаете, самый совершенный духовный облик - это полная сокровенность. Эта мудрость приходит к человеку, живущему духовной жизнью. Человек, когда он живет с Богом в душе, ему легко, какие бы тяготы не выпадали ему". Светлана Петровна впоследствии стала крестной матерью Андрея. Она живет недалеко от того монастыря, где служит ее крестник. Они часто общаются, но теперь духовным наставником является Андрей, и Светлана Петровна бесконечно рада тому, что ее крестный сын уже достиг определенных духовных высот и идет дальше в познании Бога.

"Я рано, еще совсем ребенком, почувствовал какое-то покровительство надо мной, чего-то большого, неведомого, но защищающего меня, - продолжал Андрей, углубляясь мысленно в уже далекое прошлое. - Я не сознавал тогда еще, конечно, что это Бог, но религиозность во мне была всегда. В детстве мир един, и горний, и дольний. Это взрослые люди делят его на мир материальный и идеальный, на земное и высшее. Я всегда задумывался о том, зачем я существую. Я же не трава сорная. Какой смысл в моем бытие? Почему я никому не нужен? Помню, это было еще в детском доме, во время тихого часа я уснул с какой-то своей грустью. И снится мне, что я как бы стою в воздухе. Внизу земля, дети играют. И вижу женщину, необыкновенной красоты, благородства. Мне хотелось подойти к ней, а меня держал за руку большой ангел, и не пускал. Я стал сопротивляться: "Я хочу вместе с детьми…". Вот это первое детское чувство религиозности. Состояние чистоты сердца трудно сохранить во взрослой жизни. Но на то человеку и дан выбор, он должен осознанно его сделать. Многие, кроме своего материального интереса, ничего в жизни и не видят, да еще втягивают других в такую жизнь, подчиняют своему интересу. А ведь Господь может взять нашу душу в любую минуту. Об этом мало кто задумывается, пока, как говорится, гром не грянет… Люди становятся правильными, когда у них случаются несчастья".

Когда Андрей покидал интернат, воспитательница ему сказала, кто были его родители. Оказалось, что дед его, умерший еще до его рождения, был большим человеком, приближенным к высшей государственной власти. Андрей стал собирать сведения о нем, ходил в архивы, многое узнал. Например, то, что он был крупным ученым, участвовавшим в разработке термоядерной бомбы. Умер он вскоре после проведенных в Казахстане испытаний. На мой вопрос, не хотел ли он встретиться со своей матерью, Андрей ответил, что для них, детдомовских детей, это понятие не существуют. Они привыкли быть всегда среди чужих. Но, будучи уже взрослым, он, конечно, не раз задумывался о возможных мотивах того поступка, который совершили его родители, бросив его в родильном доме.

Андрей заканчивает сейчас Духовную семинарию. Много читает, размышляет, пишет самостоятельные серьезные богословские работы. Нельзя не удивиться тому, что его ребенком поместили в интернат для олигофренов, что в переводе - малоумие. Эти больные отличаются низким интеллектом. Поэтому и образование в специальных интернатах они получают поверхностное. Сколько пришлось потрудиться Андрею, чтобы достичь сегодняшнего уровня развития. Даже в ПТУ, куда он поступил после 8 классов интерната, ему пришлось дополнительно серьезно заниматься, наверстывая недополученные знания. Он вспоминает: "Голова болела постоянно. Приходилось "проглатывать" огромный объем информации, в которой нужно было научиться разбираться. Наше-то образование, интернатское, хотя и восьмилетнее, приравнивалось к 4 классам начальной школы. А в ПТУ шли предметы 9-го,10,11 классов. И в семинарии сейчас нелегко учиться, сказываются те пробелы в образовании, которые приходилось наспех осваивать".

У Андрея недавно обнаружили опухоль мозга. Операцию пока делать не решаются. Он надеется на милость Божию, ведь ему "так хочется послужить Богу и людям". "Самое главное для меня, что живешь со служением. Делаешь добро, с любовью относишься к людям. Любовь - это такое светлое, Богом данное чувство. Она все уравновешивает, все сглаживает, все покрывает. Это лучшее лекарство от всех бед, и для ребенка, и для взрослого. Но у меня, правда, как и у всех интернатских, осталась на всю жизнь странная особенность. Мне проще отдавать, но неловко делается, когда кто-то по отношению ко мне проявляет заботу, любовь. Я усвоил с детства, что это невозможно. Любить других вопреки всему - это мне близко, это состояние радует меня и утешает".

Расставаясь, я стала говорить Андрею, что Бог милостив и не должен у него, столько тягот вынесшего, отнять жизнь. Улыбаясь, сияющей добром улыбкой, он тихо сказал: "Христиане не боялись смерти, они боялись не успеть сделать добро, вот этого они больше всего боялись! Все болезни - для испытания и развития молитвы. Сердце не должно суетиться. Господь помилует, я надеюсь!"

Вера Колосова,
главный редактор журнала "Детский Дом"

К началу страницы


И еще один материал из первого номера журнала "Детский Дом" мы хотим предложить вашему вниманию. Он расскажет об одном из детских домов Москвы. Уникальность этого государственного детского учреждения в том, что его директор - священник православного храма Святого Благоверного царевича Димитрия, расположенного на территории 1-й Градской больницы, отец Александр Доколин, которого Святейший Патриарх Московский и Всея Руси Алексий II благословил быть и духовным наставником нашего журнала. Отец Александр сам написал о своем детском доме, посвятив наших читателей и в историю его создания.

Воспитание через преображение души

Исполнение заповеди Христовой "возлюби ближнего своего…" в Православии неразрывно связано с особой заботой о детях, тем более о детях, потерявших свою семью или оказавшихся в тяжелых жизненных обстоятельствах, без опеки родителей. В России всегда существовали приюты для детей, часто они возникали при монастырях. Новый этап в жизни Русской Православной Церкви дал возможность возродить дело "призрения малых мира сего". Многие приходские храмы и обители с возобновлением монашеской жизни стали центрами социального служения. Через них возвращаются на Руси такие понятия, как милосердие, сострадание, благотворительность.

Осенью 1990 года в Москве на территории 1-ой Градской больницы вновь открылся храм во имя благоверного царевича Димитрия, первый в России больничный храм, переданный Русской Православной Церкви после долгих лет запустения и разрушения церквей при лечебницах. С первых дней члены общины, под духовным водительством настоятеля храма протоиерея Аркадия Шатова, стали трудиться на ниве социального служения, куда они были призваны Промыслом Божиим. По благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексея II была создана Свято-Димитриевская община сестер милосердия. Но не только взрослые, больные душой и телом, оказались под опекой общины. Возвращение к вере Отеческой невозможно без попечения о детях. При храме возникла воскресная школа для детей прихожан. Члены общины посещали детские городские больницы, дома ребенка, детские дома и школы-интернаты, детский распределитель для несовершеннолетних. Эти посещения оставляли не утихающую боль в душе. Но как можно всерьез помочь, приходя лишь на час-другой в неделю. Стали думать, что делать, чтобы помощь обездоленным детям была более значительной. Свято-Димитриевская община в 1993 году получает благословение Святейшего Патриарха Московского и Всея Руси Алексея II на создание детского дома.

В конце апреля 1994 года на юго-западе Москвы открылся приют для девочек, созданный совместными усилиями Управления образования Юго-Западного округа Москвы и Русской Православной Церковью, которую представляло Сестричество храма Святого Благоверного царевича Димитрия при 1-й Градской больнице. Его воспитанницы - дети, по тем или иным причинам лишившиеся родительской опеки. Попав в наш приют, они оказались не только под опекой государства, но и приобщились к православной вере, обрели духовную жизнь, попечение со стороны общины храма.

Финансирование приюта - государственное. Но с первых дней существования нашего учреждения Свято-Димитриевское сестричество оказывало ему всевозможную помощь.

За четыре года в приюте побывало около 60-ти девочек. В соответствии с Положением о приютах ребенок не мог находиться в нем более шести месяцев. Только обретя покой, привыкнув к новому дому, дети должны были снова уходить в неведомое будущее. Будь то интернат, где вряд ли возможно благоприятное общение и развитие детей, или кровная семья с родителями-алкоголиками, от которых они и сбежали.

Летом 1998 года приют реорганизовали в детский дом, сохраняя приемное отделение для детей, поступающих с улицы. Детскому дому был тогда же передан второй этаж здания, и количество проживающих детей увеличилось более чем в 2 раза - до 30 человек. Теперь в детском доме живут мальчики и девочки, и здесь они смогут находиться до своего совершеннолетия. В зависимости от возраста детей, создаются небольшие по составу группы (до 6-8 человек): дошкольники, школьники - мальчики, младшая и старшая школьные группы для девочек. Уютные спальни рассчитаны на 3-4 детей. Расселение по блокам с отдельными входами для групп - наиболее благоприятное условие для воспитания подростков. Мы стараемся в нашем доме создать семейный, домашний уют, который нужен любому ребенку. Пусть этот дом казенный, но он должен давать маленькому человеку тепло общения с любящими его людьми. Это для нас главная задача.

Наше учреждение не школа-интернат, где дети не только живут, но и обучаются, а детский дом. Наши воспитанники учатся в обычной школе, вместе с детьми, у которых есть родители, родная семья. Это дает возможность детям получить нормальное среднее образование в соответствии с их способностями и создает для ребенка модель жизни, приближенную к естественной, семейной.

Жизнь детского дома - это жизнь большой семьи.

Для многих воспитанников с поступлением в детский дом впервые начались регулярные посещения школы. Часто ребенок, попадающий к нам, отстает в учебе от своих сверстников на 2-4 года. Для таких детей проводятся занятия, задача которых - в максимально короткое время восполнить пробелы и помочь ребенку вернуться в класс, соответствующий его возрасту. Дети, живущие у нас, учатся в школах и в гимназиях г. Москвы. Выбор учебного заведения зависит от способностей и интересов ребенка. Воспитанникам, начавшим свое музыкальное образование и прервавшим его в связи со сложившимися жизненными обстоятельствами, предоставляется возможность продолжить учебу в музыкальной школе, расположенной рядом с детским домом. Мы устраиваем дополнительные занятия по общеобразовательным предметам, если дети самостоятельно не справляются с ними. Регулярно посещают наш дом и специалисты, помогающие детям адаптироваться в новой обстановке, преодолеть их проблемы - это дефектологи, психологи.

Дома девочки учатся готовить еду, стирать, убираться, шить. Мы ходим в гости в Дом ребенка, расположенный рядом с нами, и учимся любить и нянчить малышей.

Наверное, все дети художественно одарены, и наши дети не исключение. Они занимаются в кружках рисования, росписи по ткани в технике "батик", в музыкальных кружках, а к праздникам сами ставят театрализованные представления и кукольные спектакли по мотивам русских народных сказок, сказок А.С. Пушкина, которые учат доброте, милосердию, любви. Празднование дня рождения воспитанника - событие для всех. Дети и взрослые готовят к этому дню поздравления, песни, шарады, спектакли, розыгрыши. Даже в выпечке праздничного пирога дети стараются принимать самое активное участие.

Лето мы традиционно проводим за городом, в одном из пансионатов средней полосе России. Несколько лет мы отдыхали с детьми близ города Романов-Борисо-Глебск (г. Тутаев) в Ярославской области, а летом 1999 года отдыхали под городом Задонск, в Липецкой области. Купались, загорали, ходили в пешие и байдарочные походы, собирали ягоды и грибы, занимались спортом. Бескрайние просторы Родины, древние святыни Отечества, возрождение духовной жизни в городах и весях страны увидели дети, побывав в этих местах. Они почувствовали себя причастными к нашей истории.

Сотрудники детского дома стараются сделать все, чтобы утихла в детских душах боль, вызванная потерей семьи, чтобы их сердца, так рано познавшие зло и несправедливость, не ожесточились, а, наоборот, через преображение души наполнились иным содержанием - добром и любовью, милосердием и умиротворенностью и, конечно же, стремлением к созиданию.

Наша цель - помочь детям вырасти полноценными членами общества, научить их любить Родину, свою историю, свой город Москву. Мы хотим, чтобы они уверенно чувствовали себя во взрослой жизни, чтобы они смогли в будущем создать крепкие семьи, чтобы их собственным детям не пришлось жить в детском доме, какой бы хороший он не был.

Отец Александр (Доколин),
священник храма Святого Благоверного царевича Димитрия при 1-й Градской Больнице,
директор детского дома № 7 г. Москвы

К началу страницы


Главная
страница
Информационные
материалы
Ноу-хау Информационный
бюллетень
Миссия АСТ Объявления

Copyright (c) Круглый стол по религиозному образованию и диаконии, 1996-2000. Все права защищены.