Главная страницаИнформационные материалыНоу-хауИнформационный бюллетеньМиссия ACTОбъявления

Диакония: сотрудничество Церкви и государства в социальной деятельности
Взаимодействие государства и православных социальных служб на современном этапе
Cоциально-реабилитационный центр для несовершеннолетних "Дом милосердия"
Детский дом в Нерехте
Фонд детей-сирот и одиноких престарелых Неясыть

Взаимодействие государства и православных социальных служб на современном этапе

1. Русской Православной Церкви всегда была присуща исключительно активная роль в осуществлении благотворительного социального служения гражданам государства Российского. Еще в древнерусских княжеских Уставах (например, в Уставе Великого Князя Киевского Ярослава Мудрого) была отражена обязанность Церкви заботиться об увечных и вдовах, сиротах и бесприютных. Издревле монастыри были не только средоточием молитвы и монашеского делания, но и приютами для детей, больницами и богадельнями.

Подлинный всплеск благотворительной деятельности Церкви приходится на 50-е - 90-е годы ХIХ века, когда Восточная, а затем Русско-турецкая войны вызвали к жизни широкое движение сестер милосердия. Государство всемерно заботилось о насаждении и поддержании этого движения, и, осененное многочисленными именами как представительниц известнейших дворянских родов, так и членов Царствующего Дома, оно достигло высшего своего развития в деятельности святой Преподобномученицы Великой Княгини Елизаветы Феодоровны Романовой и созданной ею Марфо-Мариинской Обители милосердия.

Сегодня, после десятилетий гонений и искусственного отстранения Церкви от социальной и благотворительной деятельности, перед Церковью стоит высокая задача возрождения традиционного социального служения. В этой сфере своей деятельности Церковь служит ближнему, имея в виду устроение его блага, духовного и телесного. Здесь интересы государства и Церкви совпадают, так как государство объективно стремится к благу своих граждан. Это совпадение тем более выпукло, что современное Российское государство провозгласило интересы личности приоритетом государственной политики. Минуя политическую составляющую этого приоритета, Церковь естественно заботится, со своей стороны, о том же. Отсюда следует потенциально высокая степень необходимости в тесном взаимодействии Церкви и государства при решении сходных задач. Однако, это взаимодействие сегодня имеет существенные отличия от дореволюционного.

Коренным отличием такого взаимодействия на современном этапе является принцип отделения Церкви от государства. По существу, он означает превращение Церкви в самостоятельную самоуправляющуюся корпорацию внутри общества. Правовое положение Церкви определяется государственными законами и иными правовыми актами, принимаемыми в соответствии с существующими процедурами. При этом государство, определив место Церкви в правовом поле, тем самым становится равноправным контрагентом Церкви в реализации существующих правовых норм, определяющих правоспособность Церкви и церковно-государственные взаимоотношения. Взаимодействие Церкви и государства определяется в этом случае исключительно правовыми механизмами, что, в известной мере, есть явление позитивное.

Отделение Церкви от государства также означает, что Церковь в своей повседневной деятельности не выполняет функций органов государственной власти и управления, государственных учреждений, органов местного самоуправления и иных государственных органов. Такое "разграничение полномочий" дает Церкви широкие возможности самостоятельно, свободно и ответственно, в пределах своей правоспособности действовать от своего имени в негосударственной сфере общества, которая на сегодняшний день существенно расширилась.

Таким образом, современное правовое положение Церкви в государстве позволяет сделать вывод о том, что:

  • существует широкая сфера деятельности, где интересы Церкви и государства совпадают и где возможно их сотрудничество и партнерство
  • отделение Церкви от государства есть не устранение Церкви от социальной деятельности, а закрепление за Церковью особой сферы приложения Ее сил и ресурсов при осуществлении такой деятельности
  • государство и Церковь выступают в своих взаимоотношениях в качестве равноправных контрагентов в соответствии с действующими правовыми нормами.

2. Осуществление любой социально значимой деятельности требует от православных социальных служб особого устроения взаимоотношений с государственными органами с тем, чтобы добиться наибольшей эффективности такой деятельности. По существу, этот процесс предполагает вхождение православных социальных служб в определенное правовое поле и приобщение к неким "правилам игры" в избранной сфере деятельности.

1) Организационно-правовая форма. Особенностью правового положения религиозных организаций в настоящий момент является то, что они отнесены к некоммерческим организациям, деятельность которых регулируется, наряду с Законом о некоммерческих организациях, Федеральным Законом "О свободе совести и религиозных объединениях". Вопросы, не урегулированные Законом о религиозных объединениях, урегулированы Законом о некоммерческих организациях. Так, в этом Законе закреплено право религиозных организаций создавать филиалы и представительства; определено правовое положение имущества религиозной организации и имущества, переданного ей ее учредителями; правила осуществления предпринимательской деятельности и некоторые иные моменты, общие для всех видов некоммерческих организаций.

Особым является в этой связи вопрос о соотношении статуса религиозной и благотворительной организаций. К сожалению, современное законодательство прямо их разделяет. Более того, в соответствующей литературе, в том числе в комментариях, можно встретить утверждение о том, что статус религиозной организации исключает наличие статуса благотворительной организации. Согласиться с этим, на наш взгляд, трудно, так как в соответствии со ст. 3 Закона о религиозных объединениях деятельность в соответствии с религиозными убеждениями является частью вероисповедания. Все мы знаем Вторую наибольшую заповедь, данную Господом, и, в соответствии с этою заповедью, спешим к нуждающимся с делами милосердия и благотворительности. Кроме того, ст.6 федерального Закона о благотворительных организациях говорит о том, что благотворительной является некоммерческая организация, созданная для реализации предусмотренных этим Законом целей. А Московский Закон о благотворительности напрямую предусматривает наличие особой организационно-правовой формы - религиозная благотворительная организация.

От организационно-правовой формы православной социальной службы зависит ее способность приобретать предоставленные законом права и нести обязанности, получать льготы от органов государства, заниматься определенной деятельностью и осуществлять договорно-правовое взаимодействие с государством. Поэтому важно изначально выбрать ту организационно-правовую форму, которая будет наиболее удобна для деятельности социальной службы.

Статус религиозной благотворительной организации дает возможность создавать и реализовывать собственные благотворительные программы, входить в региональные благотворительные программы и получать от государства финансирование, в том числе бюджетное, для осуществления своей деятельности, пользоваться льготами по налогообложению как для самой благотворительной организации, так и для ее спонсоров, приобретать иные права и преимущества.

Признавая значимость благотворительной деятельности, государство устанавливает для благотворительных организаций правила приобретения указанных льгот, прав и преимуществ. Очень интересный механизм взаимодействия государства и религиозных организаций заложен в законодательстве города Москвы и Московской области.

В городе Москве - это статус городской благотворительной организации, дающий, наряду с предусмотренными федеральным законом правами, очень важное право выступать разработчиком и исполнителем Московских городских благотворительных программ. Эти программы пользуются значительными налоговыми льготами для спонсоров, что дает возможность шире привлекать средства благотворителей.

В Московской области действует порядок, по которому любая организация (в том числе, религиозная), заинтересованная в участии в социально-значимых программах области, может заключить соответствующий договор с Администрацией области. Такая организация вносится в реестр (список) исполнителей указанных программ и также становится обладателем значительных льгот, как для себя, так и для своих спонсоров.

В других региональных законодательствах может быть заложен иной, более удобный механизм вовлечения во взаимодействие с государством в деле социального служения. Хотелось бы призвать православные социальные службы знакомиться с таким законодательством и использовать его.

Естественно, что приход никогда не сможет получить статус благотворительной организации. Отсюда следует, что как приходам, так и епархиям необходимо создавать (учреждать) благотворительные организации, имея в виду их дальнейшую работу на благо Церкви и всего общества.

2) Юридическое лицо. Только организация, являющаяся юридическим лицом, может обладать в полной мере правоспособностью, обладать имущественными и личными неимущественными правами и нести обязанности, выступать истцом и ответчиком в суде, иметь печать, банковский счет, самостоятельно от своего имени вести свои дела, - т. е. обладать всей полнотой самостоятельности при осуществлении своей деятельности.

В настоящее время приходится часто сталкиваться с желанием тех или иных религиозных организаций создавать братства или сестричества для осуществления милосердной и благотворительной деятельности. Это оправдано: ведь форма сестричества - религиозной организации - позволяет хорошо сочетать религиозный и благотворительный характер такой деятельности.

Однако новый Устав Русской Православной Церкви, принятый Юбилейным Архиерейским Собором 2000 г., содержит ограничение приобретения статуса юридического лица для сестричеств и братств. Статья 11 раздела ХI гласит, что устав братства или сестричества, утвержденный епархиальным архиереем, может быть представлен для государственной регистрации лишь в исключительных случаях.

Новый Устав Церкви, к сожалению, не содержит перечня исключительных случаев, наличие которых позволяет представлять устав того или иного сестричества или братства для государственной регистрации, однако можно предположить, что существенным является здесь согласие (утверждение) правящего архиерея, наличие организационного, кадрового, образовательного потенциала, в том числе предусмотренного законом ценза, дающего возможность самостоятельно, отдельно от прихода, решать вопросы своего функционирования. Кроме того, некоторые функции социального служения (например, целевой фандрайзинг) не могут быть исполняемы приходами, в связи с чем возникает необходимость создания сестричеств или братств с юридическим лицом.

Однако о.о. Настоятелям необходимо помнить, что юридическое лицо - это принадлежность самостоятельной организации, и приходы ограничены в контроле и влиянии на деятельность, в том числе финансово-хозяйственную, таких сестричеств или братств.

3) Лицензирование. Закон говорит о том, что некоторые виды деятельности могут осуществляться только при наличии соответствующей лицензии, дающей право заниматься такой деятельностью.

Практически вся социальная деятельность подлежит лицензированию в соответствии с законом, что является серьезным предупреждением для православных социальных служб, так как отсутствие лицензии влечет некоторые предусмотренные в законе негативные последствия.

Необходимым условием лицензирования является наличие соответствующего кадрового обеспечения, т.е. наличие персонала, отвечающего установленным нормам по уровню образования. Так, для медико-социальных служб необходимо, чтобы работники этих служб имели государственный диплом о медицинском образовании. Отсутствие персонала может привести к отказу в выдаче лицензии, и как следствие, к невозможности осуществления выбранного вида деятельности.

Примером плодотворного сотрудничества Марфо-Мариинской обители с государственными организациями в этом случае может служить взаимодействие с Медицинским колледжем ВУНМЦ Минздрава РФ. В этом колледже открыто отделение по обучению сестер милосердия, которых направляет для обучения Обитель. Ежегодно вот уже три года по 25 девушек со всей России и из стран СНГ проходят обучение по столь необходимой для исполнения социального служения Церкви специальности.

3. Рассмотрев требования, предъявляемые государством к деятельности социальных служб, остановимся теперь на формах их взаимодействия. Таких форм может быть несколько.

1) Финансово-материальная поддержка социальной и благотворительной деятельности. Закон знает несколько форм такого взаимодействия: предоставление государственных грантов (субсидий), размещение государственного социального заказа, финансирование целевых социально-значимых программ некоммерческих организаций.

К сожалению, в настоящее время такая форма взаимодействия не закреплена в федеральном законе (или содержится в ряде законов в общем виде). Примером конструктивного подхода к решению этой проблемы может служить Московский закон "О взаимодействии органов власти города Москвы с негосударственными некоммерческими организациями", в соответствии с которым органы государства вправе заключать с негосударственными организациями договоры на размещение госзаказа и на предоставление гранта. В обоих случаях договор заключается по результатам конкурса, проводимого государством и предполагающего участие некоммерческой организации в нем на общих основаниях наравне с другими организациями.

Финансирование целевых социально-значимых программ проходит в ином порядке. В Москве такие программы утверждаются Городской Думой по представлению Мэра города. Исполнители таких программ и их благотворители имеют право на существенные налоговые льготы (вплоть до полного освобождения от уплаты налога на прибыль, зачисляемого в городской бюджет).

Государственная поддержка социальных служб также выражается в предоставлении налоговых и иных льгот всем участникам социально-значимой деятельности (включая спонсоров), установление пониженных тарифов на коммунальные услуги и ставок арендной платы, в предоставлении иных льгот.

2) Административная поддержка социальной и благотворительной деятельности. Выражается она в том, что государственные органы могут издавать нормативные акты, поручающие той или иной социальной службе проведение тех или иных мероприятий социального плана.

Основным примером такого поручения может служить направление ребенка для прохождения социальной реабилитации в негосударственное учреждение (социально-реабилитационный центр, приют и т.д.).

Издавая такой акт, государство привлекает негосударственное учреждение к решению социально-значимой проблемы, предоставляет учреждению все права по защите прав и интересов несовершеннолетнего, обязывается выполнить все необходимые действия для решения жилищных и иных прав ребенка.

По существу, принятием такого акта государство в одностороннем порядке устанавливает взаимодействие с социальной службой в решении проблемы, представляющей общий (совместный) интерес.

3) Взаимодействие на договорной основе. Договорные отношения между государством и социальными службами могут, в соответствии с законом, строиться на основе договорного предоставления услуг различным категориям населения, причем государство заключает такие договоры , как правило, в отношении третьих лиц ( получателей услуг).

В качестве примера таких договоров можно привести договоры на работу православных патронажных служб в государственных лечебных учреждениях (такой договор много лет существует у Марфо-Мариинской Обители с НИИ им. Склифосовского), договоры социальных учреждений с сестричествами на обслуживание и уход за престарелыми или инвалидами в домах-интернатах и хосписах, договоры на предоставление социальных услуг несовершеннолетним в православных социальных и иных учреждениях.

Правовая природа таких договоров такова, что государство может принять на себя обязанности содействовать осуществлению православной социальной службой своих обязательств по договору, вплоть до материального обеспечения такой деятельности. Применительно к детской теме такие встречные обязательства государства могут предусматривать обязанность оформления соответствующих документов на детей (паспорта и иных документов), обеспечение уточнения статуса ребенка (лишение родителей родительских прав, отмена усыновления), предоставление жилья и иных льгот выпускнику, его трудоустройство и т.д. Подобные встречные обязательства могут быть согласованы и по другим направлениям социальной деятельности.

4. Взаимодействие православных социальных служб с государством имеет очень хорошую перспективу. Привлечение негосударственных организаций к решению общегосударственных проблем может стать программой тех или иных органов государственной власти. При этом государство и Церковь должны выработать договорные принципы сотрудничества. Такая работа уже начата и осуществляется путем заключения соглашений Московской Патриархии с различными министерствами и ведомствами.

Перспективой подобного взаимодействия может являться комплексное решение социальных проблем той или иной территории с помощью многочисленных и организованных православных социальных служб, составляющих некую православную социальную ассоциацию, или под эгидой местной епархии работающих на благо территории, на которую распространяется ответственность данных органов власти. Однако это дело будущего, хотелось бы надеяться, ближайшего.

Трайнин О.М.,
юрисконсульт Марфо-Мариинской обители

К началу страницы


Cоциально-реабилитационный центр для несовершеннолетних "Дом милосердия"

Известно, что масштабы деятельности по попечению детей в дореволюционной России были огромны. Значительную часть этой работы выполняла Церковь, церковные организации, приходы, монастыри. За 70 лет советского времени были утрачены не только сами церковные институты душепопечения, но в значительной степени также смысл и характер этой работы.

В настоящее время, когда принята социальная доктрина Церкви, возникает особый интерес к опыту сотрудничества государства и Церкви в различных сферах церковного социального служения. Цель настоящей статьи - осветить опыт работы Центра "Дом милосердия" как опыт сотрудничества церковной организации и государства, рассмотреть различные аспекты и возможные перспективы этого сотрудничества.

Приют "Дом милосердия" был создан в 1992 году по инициативе городских властей Санкт-Петербурга и по благословению протоиерея Николая Головкина, настоятеля прихода Церкви Св. ап. Петра и Павла в Шуваловском парке. В 1992 году это был один из первых в России и первый в нашем городе опыт сотрудничества Церкви и государства в деле попечения о детях после 1917 года. Город был тогда заинтересован в создании муниципальных приютов для беспризорных детей. Создать совместный церковно-государственный приют не удалось, так как власти с большой осторожностью относились к сотрудничеству с церковью. Также не представлялось возможным организовать значительное финансирование такого приюта только за счет прихода. Поэтому приют "Дом милосердия" был зарегистрирован как государственное учреждение - муниципальный приют для беспризорных детей и детей, оставшихся без попечения родителей, на 15 воспитанников, в т.ч. инвалидов. Однако, несмотря на государственный статус, учреждение с самого начала рассматривалось как необычное, "церковное", так как сотрудники приюта были прихожанами одного прихода, все делалось с благословения духовника учреждения, жизнь детей в приюте и взаимодействие его персонала основывались на христианских этических нормах и заповедях. Таким образом, можно сказать, что создание приюта "Дом милосердия" явилось плодом обоюдных усилий органов власти Санкт-Петербурга и Русской Православной Церкви.

В ноябре 1994 года в связи с расширением функций муниципальный приют "Дом милосердия" был преобразован в Государственное учреждение - социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних на 60 воспитанников. А сегодня социально-реабилитационный Центр "Дом милосердия" единовременно оказывает помощь 80-100 детям, оставшимся без родительского попечения.

В здании бывшего Ярославского подворья на наб. Лейтенанта Шмидта расположен приют Центра, в котором постоянно проживают тридцать детей. Еще двадцать детишек воспитываются в семейных группах. 15 детей посещают отделение дневного пребывания, расположенное в одном из подростковых клубов Василеостровского района. Осуществляется социальный патронаж выпускников Центра и их семей. В настоящее время Центр реализует ряд проектов по профилактике безнадзорности, реабилитации детей в семейных группах, бесплатному питанию, организации социальной помощи семьям и детям по месту жительства. Всего же за восемь лет существования Центра была оказана помощь примерно 1200 детям и подросткам.

Можно сказать, что в первые годы перед нами стояла задача доказать эффективность сотрудничества Церкви и государства в форме совместной работы на базе государственного учреждения. Основным доказательством жизнеспособности такой формы сотрудничества послужила результативность работы в приюте, т.е. реабилитация и своевременное устройство детей, оставшихся без попечения. Несмотря на государственный статус учреждения, нам удалось убедить чиновников принять особенности устроения жизни в нашем Доме. Сотрудничество с Православной Церковью было закреплено в Уставе учреждения.

Жизнь в приюте Центра строится по модели жизни семьи с обязательным поддержанием общей жизни усилием каждого. Через такое устроение жизни, решение повседневных ситуаций возможно не только привитие трудовых и коммуникативных навыков, но и формирование нравственных ценностей - того багажа, с которым ребенок будет жить в дальнейшем. В уклад жизни в приюте вплетена молитва: утреннее, вечернее правило, молитва до и после еды, в воскресные и праздничные дни в храме, перед любым ответственным делом. Молитва необязательна для всех детей. Каждый ребенок определяет сам меру своего участия в молитвенной жизни.

Для реабилитации детей в Центре используются самые разнообразные творческие средства: домашний театр, рисование, изготовление игрушек, открытие красоты и гармонии мира в экскурсиях, походах, праздниках, тематических и песенных вечерах. Каждые каникулы мы организуем паломнические поездки для детей. Свои спектакли мы показываем сельским жителям, пациентам в больницах; организуем праздники для детей из других приютов. Дети вместе с воспитателями изготавливают игрушки и сувениры, а потом дарят их бабушкам, больным, детям из других приютов. Через творческую деятельность и радость, разделенную с нуждающимися, открывается душа ребенка. И одновременно дети встречаются с людьми, несущими свой крест, преодолевающими трудности материального неблагополучия, болезней, скорбей, нашедшими укрепление в Боге. Этот опыт помогает нашим детям найти силы на учебу, труд, несение скорбей собственной жизни…

Коллектив нашего Центра большой - 60 человек: воспитатели, учителя, психологи, социальные работники, юрист, медики, технические и административные работники. В настоящее время в Центре работают не только православные, церковные люди, но и светские специалисты, не посещающие богослужения регулярно. Принцип сотрудничества - принятие уклада жизни в Центре, нравственного подхода к воспитанию. Наш опыт - это опыт поиска и достижения взаимопонимания по самым различным проблемам внутри коллектива и вне его: с учителями в школах, родственниками наших детей, с инспекторами по опеке и со многими другими людьми, от которых зависит судьба ребенка. И в этой связи необходимо отметить еще один чрезвычайно важный аспект нашей работы. Ведь кроме видимой, профессиональной социальной помощи, всегда идет незаметная, но чрезвычайно важная работа: отстаивание позиции Церкви, нравственного подхода к решению социальных проблем на самом различном уровне. Находясь среди тех, кто занимается решением социальных проблем, мы можем, имеем полное моральное право не только как верующие люди, но и как профессионалы, с мнением которых считаются, отстаивать позицию Церкви в отношении актуальнейших проблем современности: проституции, наркомании, деятельности разнообразных сект и группировок и т.д. Именно потому, что мы разделяем груз решения этих проблем, а не являемся сторонними судьями, только обличающими разврат и безнравственность, к нашему пониманию этических вопросов прислушиваются. И эта позиция уже приносит свои плоды, позволяет отстаивать нравственный подход к решению социальных проблем на уровне Администрации города.

В феврале 2000 года было заключено Соглашение о сотрудничестве между Санкт-Петербургской епархией и Комитетом по делам семьи, детства и молодежи Администрации Санкт-Петербурга. Представители "Дома милосердия" принимали активное участие в его подготовке, присутствовали при подписании. В Соглашении были намечены новые направления сотрудничества:

  1. Материальная и социально-психологическая поддержка малообеспеченных, кризисных семей, семей с детьми-инвалидами, семей беженцев
  2. Совместная деятельность по предотвращению детской безнадзорности и преступности
  3. Создание и поддержка молодежных центров(клубов) для проведения воспитательно-просветительской работы в духе Православной Церкви в районах города
  4. Совместное проведение оздоровительных программ детского отдыха и занятости в летнее и каникулярное время
  5. Разработка и проведение совместных программ по реабилитации подростков и молодежи, подверженных токсикомании, наркомании и алкоголизму
  6. Сотрудничество в реабилитации жертв тоталитарных сект среди подростков и молодежи
  7. Совместная разработка правовых основ деятельности христианских организаций в социальной сфере
  8. Проведение совместных конференций, семинаров и консультаций по перечисленным выше направлениям
  9. Проведение встреч сотрудников Комитета и подведомственных ему учреждений со священнослужителями с целью более глубокого знакомства с православной традицией.

Перспектива развития церковной благотворительности лежит в сфере сотрудничества с государством. Область сотрудничества Церкви и государства может быть значительно расширена. Но, как и прежде, конкретные результаты сотрудничества государства и Церкви зависят как от стремления верующих помочь ближним, так и от политической воли конкретных чиновников, отвечающих за решение этих вопросов на местном уровне. Нахождение "точек соприкосновения" в понимании социальных проблем и путей их решения - это залог успеха совместной работы в деле помощи ближним по преодолению трудных жизненных ситуаций.

Г.С. Курганова,
Заместитель директора
Центра для несовершеннолетних
"Дом милосердия"

К началу страницы


Детский дом в Нерехте

К идее создания православного детского дома в Нерехтском районе нас подвела сама жизнь. В начале 90-х годов численность безнадзорных детей в нашем городе, как в целом по области и стране, стала резко возрастать. Ко мне стали обращаться мои прихожане с просьбой пристроить ряд таких детей в детские дома, которых в нашей области было крайне мало и они явно не справлялись с наплывом беспризорных детей. В нашем городе Нерехте вообще не было детского дома.

В 1993 г. я всерьёз приступил к обдумыванию варианта строительства детского дома или социального приюта для детей временного проживания. По благословению архиепископа Костромского и Галичского Александра начались переговоры с администрацией района, в результате которых нам выделили бывшую сельскую школу, расположенную в 4 км от города, в селе Ковалево. Местность очень красивая: аллея старинных лип, заросли манчжурского ореха и запущенный яблоневый сад. Но само здание было в ужасном состоянии: одни стены и больше ничего.

Наш проект здесь, в Нерехте, многие оценивали как безумие, а меня - как авантюриста или идиота. Однако Бог весь мир сотворил из ничего. Я верил, что если это дело Божие, то обязательно получится, не взирая ни на что. С самого начала Господь благоволил нашему начинанию и послал нам в помощь хороших друзей. Так, уже на начальной фазе проекта с нами начала сотрудничать американская общественная организация "Конгресс Русских Американцев".

Однако средств от американцев с трудом хватало лишь на транспортные расходы и на оплату труда рабочих. Что же касается строительных материалов, то я просил, где только мог, пожертвовать что-либо. Более 70 % необходимого материала было приобретено путем благотворительных акций от предприятий Костромской, Ярославской, Владимирской и Московской областей. Нам жертвовали лес, стекло, железо, цемент и т. д., и дело потихоньку двигалось. В 1995 г. наметились новые трудности. Реконструкция здания входила в завершающую стадию, а средств катастрофически не хватало. Кроме того, оказалось, что в Ковалёво полностью сгнил водопровод и необходимо бурить новую артезианскую скважину глубиной 100 м. Где найти столько денег? Где взять деньги на оборудование, мебель, содержание детей? Очень остро вставал вопрос о создании материально-технической базы, с помощью которой в дальнейшем было бы возможно самофинансирование детского дома. Эта задача требовала еще больших средств, чем те, что были затрачены. Об этом я до этого не думал. Было некогда. Первоначально вынашивался проект строительства чисто православного детского дома на базе прихода, однако реальное положение дел - эпизодическая помощь со стороны "Конгресса Русских Американцев", ограниченные возможности прихода и епархии и ряд других причин - изменили первоначальные планы. Нужна была помощь государственных структур, в частности, областного департамента образования. Я решил идти по двум направлениям: сотрудничать с государством и одновременно искать благотворителей в Москве. В Москве я связался со своим однокурсником по университету, который, имея доброе сердце, талант организатора и кипучую энергию, взялся помочь нашему начинанию. Вокруг него стал формироваться попечительский совет благотворителей. У нас завязались тесные постоянные контакты со многими общественными благотворительными фондами (среди которых Российский фонд культуры во главе с Н. С. Михалковым, нашим знаменитым кинорежиссером и общественным деятелем), предприятиями (среди которых известная Российская инновационная топливно-энергетическая компания), банками (в частности, Русский Банк Развития и др.), фирмами и производственными объединениями (среди них - Kami-Станкоагрегат) и простыми людьми, имеющими доброе и отзывчивое сердце.

В направлении сотрудничества с государственными структурами дело шло сначала не очень гладко. Областной департамент образования поначалу был против того, чтобы детский дом был православным. "Вы детей будете заставлять молиться, на колени вставать", - твердили они. "Конечно, буду! Вы ведь заставляете детей ходить в школу, хотят они того или нет, заставляете учить уроки и чистить зубы?" - "Заставляем... Но они не чистят", - был ответ. "Так и мы никого принуждать не будем. Заставлять и принуждать - разные понятия. Нет настроения молиться - не молись, но и другим не мешай". На том и порешили. Начался беспрецедентный доселе эксперимент. В экономическом плане необходимость и выгода от такого сотрудничества всем была очевидна: государство брало на себя лишь 50% расходов.

Согласно договору, учредителями детского дома выступили: Епархиальное управление Костромской области, приходской совет Преображенской церкви г. Нерехты, "Конгресс Русских Американцев" (США), Департамент образования Администрации Костромской области и Отдел образования Нерехтского района. Я стал "государственным чиновником" - Департаментом образования области я был назначен директором детдома.

Ковалёвский детский дом являет собой уникальный пример успешного сотрудничества Церкви и государства в деле спасения беспризорных детей, от которых отказались родители. Не сразу нам поверили и доверили детей. Вначале, когда еще только шло строительство детского дома, областной департамент образования все время пытался договориться со мной, чтобы после окончания стройки учреждение возглавил светский директор. Я был в принципе не против и даже присмотрел несколько кандидатур.

6-го июля 1996 г. в праздник Владимирской иконы Божией Матери детский дом был освящен нашим правящим архиереем, архиепископом Костромским и Галичским Александром. В этот же день у нас появились первые дети. Мы не отбирали их специально - к нам их направляли по разнарядке из Костромского приемника-распределителя. И вдруг, буквально за какие-то 2-3 месяца, они начинали быстро меняться у всех на глазах в лучшую сторону. Первое время нас постоянно навещали различные комиссии, которые тщательнейшим образом пытались разобраться во всём происходящем. Ни у кого не возникло сомнения в том, что детям у нас хорошо, что мы создаём для них теплую семейную атмосферу. Руководство департамента образования области стало просить меня остаться на посту директора детского дома. А после этого начали возить к нам директоров других детских домов для обмена опытом. Профессионалы в данной области прекрасно знают психологию этих детей, трудности в их обучении и воспитании. Им не надо ничего объяснять и доказывать. Они всё увидели своими глазами.

Наш опыт был признан, и через год на очередном заседании директоров детских домов и интернатов Костромской области (таких заведений больше тридцати и все - государственные) меня единодушно избрали председателем Совета директоров. Я рассматриваю это назначение как проявление возрастающего авторитета Церкви в глазах органов образования, где начинают признавать и реально оценивать ее огромные многовековые достижения и потенциал в духовно-нравственном воспитании детей.

Министерство образования России также проявило большой интерес к нашему опыту. В настоящее время в Министерстве образования РФ при отделе детских домов и интернатов создана комиссия, которая занимается разработкой концепции по реформированию всей системы детских домов и интернатов в нашей стране и регулярно проводит в этих целях семинары и круглые столы. Мы входим в состав этой комиссии и принимаем постоянное и деятельное участие в этих обсуждениях.

Цель нашего заведения - воспитание свободной, гармоничной и творческой личности гражданина и патриота, что, на наш взгляд, возможно лишь в лоне православной традиции, и свидетельством того является тысячелетняя история России. В основании всей жизни и деятельности нашего детского дома лежит православный уклад, который включает в себя обязательное чтение утренних и вечерних молитв, чтение молитв перед и после еды, регулярное посещение храма по выходным и праздничным дням, приобщение к основным таинствам Церкви - исповеди и причащению, как детей, так и педагогов.

Самым главным и определяющим фактором в деле воцерковления детей является личность педагога. В православном детском доме должны обязательно работать уже воцерковленные педагоги. Это было одним из главных требований при отборе педагогов в наш детский дом. Вторым фактором был уровень профессионализма. Но, к сожалению, найти педагогов, которые отвечали бы сразу этим двум требованиям, оказалось невозможным. Поэтому многие из наших педагогов отыскивают свою дорогу к храму вместе с детьми.

Первоначально наш детский дом был рассчитан только на 30 мальчиков, это было обусловлено стремлением создать семейную обстановку теплоты и внимания, чтобы каждый воспитанник не "потерялся" в толпе, почувствовал свою значимость и востребованность, чтобы детский коллектив не подавил личностные качества ребенка. Критерий однополого подбора детей был вызван следующими причинами. Практически все дети, за редким исключением, в прошлом имели весьма печальный жизненный опыт. У многих наших воспитанников в квартирах были самые настоящие притоны, где безобразные сцены оргий происходили на глазах у детей. Всё это, естественно, приводило к нарушениям психики. Некоторые дети на своем коротком, но печальном опыте познали разного рода извращения и насилия. При этом существенное ограничение жизненного пространства и наличие разнополых детей привело бы к весьма печальным последствиям…

Жизнь нашего дома строится на православной традиции. Здесь любое дело начинается и оканчивается молитвой. Никто здесь никого не принуждает молиться или посещать богослужения. Для ребенка, в отличие от взрослого, искалеченного материализмом, молитва - абсолютно естественное дело, а для некоторых и потребность. Главное - не мешать, уметь грамотно ответить на непосредственный детский вопрос. Не чтение нудных лекций и принуждение, а личный жизненный пример и участие педагога - вот что является основным условием православного воспитания.

Дети у нас разные. Большая часть из них была знакома с воровством, курением, площадной руганью, однако мы их не разделяли на "удобных" и "неудобных", "хороших" и "плохих". Каждый новый ребенок рассматривался нами как дар Божий, хотя, конечно, возникали серьезные проблемы по адаптации некоторых старших мальчиков. Следует, однако, отметить, что осознанное вхождение этих детей в церковную жизнь коренным образом меняло их стереотипы поведения. Особую роль здесь играет соприкосновение с Таинством, особенно с Исповедью и Причастием. Очень труден и тернист путь преображения человека. Важно не обольщать себя достигнутыми результатами и не тешить себя благочестивыми иллюзиями. Совмещение ролей духовника и директора детского дома - явление поистине уникальное, позволяющее контролировать и корректировать большой спектр ситуаций, с одним лишь ограничением: тайна исповеди не может быть нарушена никоим образом, даже косвенным действием, намеком или замечанием. Это великая тайна между страждущей личностью и милосердным Богом. Дети это поняли.

Воспитанники детского дома посещают общеобразовательную школу и детский садик в близлежащем поселке Лаврово. Мы не хотели создания своеобразного духовно-психологического "инкубатора", изолируя наших детей от мира оградой вокруг Дома. Детям придется жить в этом жестоком мире, и поэтому необходимо воспитание социального и нравственного иммунитета. Истинная ценность становится таковой, когда она выстрадана и осознана. На этом поприще существенно возрастает роль наших педагогов. В их задачу входит не только помощь в приготовлении уроков, но и правильный комментарий новой информации, приобретенной детьми в школе или на улице. Окончательный осознанный нравственный выбор должен делать сам ребенок.

Основной проблемой существующих типов детских домов является социализация детей и развитие полноценных навыков и умений, необходимых для нормальной самостоятельной жизни. Мы, к сожалению, не получили в полной мере ожидаемых результатов. Стало ясно, что при сохранении коридорно-казарменного, пусть даже "приближенного к семейному", уклада, снижением общей численности детей хоть до 20-ти человек невозможно коренным образом переменить ситуацию социальной неприспособленности наших воспитанников. А это - наиважнейшая проблема. Она не решается в государственных учреждениях, и дети, вследствие полного или частичного отсутствия социального иммунитета, по выходе из дверей детского дома прямиком отправляются в другое государственное учреждение - тюрьму. По статистике - 75 %. А если речь идет только о мальчиках, то их будет все 90 %. Очевидно, что в полной мере с решением поставленной задачи может справиться лишь семья. Поскольку искусственно создать и повторить семейную атмосферу и обстановку невозможно, мы попытались смоделировать ситуацию, максимально приближенную к реальной многодетной семье.

В начале августа 1999 года все дети были поделены на группы по 7-8 человек, обязательно разного возраста, причем с каждой отдельно взятой группой работает свой коллектив педагогов, образуя таким образом автономные "семьи". Началась интенсивная работа по перепланировке строящегося здания. Долбились стены, строились перегородки. В результате получился многоквартирный дом. Каждая семья имеет свою жилую территорию (в нашем случае - квартиру площадью около 100 кв. м.) и свой бюджет, адекватный среднему прожиточному уровню региона. В каждой квартире несколько комнат, два санузла, кухня-столовая, стиральная машина. Таким образом, сохраняя административный аппарат и сложившуюся инфраструктуру, можно в несколько раз увеличить общее количество детей, формируя все новые и новые семьи, возводя под жилье на каждую семью отдельные избы, коттеджи, либо приобретая квартиры в городе.

В заключение хотелось бы отметить, что наш детский дом явился мостиком между Церковью и государством, между разными странами, между отдельными людьми и организациями. Со всеми, кто искренне помогает нам и соприкасается с болью наших детей, происходит чудо. Люди начинают переосмысливать свои семейные отношения, учатся находить язык со своими детьми, учатся любить жертвенно. Они находят дорогу в свой собственный земной дом и учатся находить дорогу в Дом Небесный. Мы всех приглашаем соприкоснуться с чудом, открыть сердца для сострадательной любви и стать причастниками Любви Божественной.

прот. Андрей Воронин,
Директор Ковалевского детского дома,
настоятель Преображенской церкви г. Нерехты

К началу страницы


Фонд детей-сирот и одиноких престарелых Неясыть

Cреди лесов, между сосен и берез, раскинулся островком самый молодой город Владимирской области Радужный. Фундамент его первого дома был заложен 16 мая 1972 года на пустом месте среди болот, а через 5 лет Радужный походил на только что отстроившийся микрорайон большого города с детсадом и великолепной школой. В городе в связи с высокой рождаемостью в быстром темпе строились дошкольные учреждения и школы. Существовавшая в те годы социальная сфера предусматривала учреждения для художественно-эстетического развития детей и подростков. В городе действовали музыкальная школа, библиотека, центр "Досуг", где функционировали кружки по обучению подростков народному ремеслу. Для летнего отдыха детей и подростков был открыт загородный лагерь.

За последние 10 лет в связи с резким спадом рождаемости дошкольные учреждения стали закрываться. Радужному сегодня нелегко, как и многим другим малым городам. И тем не менее, городские власти стараются проявлять заботу о детях: в когда-то переполненных, а ныне пустующих детских комбинатах открыты учреждения дополнительного образования: школа искусств, центр детского творчества, начальная школа, детский сад компенсирующего типа, социальная гостиная при отделе народного образования, где получают краткосрочное убежище дети, находящиеся в трудной жизненной ситуации. В городе создан фонд социальной поддержки населения.

Свой вклад в помощь социально незащищенным слоям населения, в первую очередь детям и престарелым, вносит и приход храма Казанской иконы Божией Матери. В течение последних четырех лет приход оказывает разнообразную помощь нуждающимся, которая, в частности, включает:

  • организацию горячих обедов для учащихся приходской воскресной школы, среди которых много детей из малообеспеченных семей;
  • праздничные трапезы и подарки на Рождество и Пасху для детей-инвалидов города;
  • продуктовую помощь незащищенным слоям населения, преимущественно семьям прихожан;
  • раздачу вещевой помощи многодетным семьям и одиноким престарелым.

Социальное служение прихода встречает поддержку муниципальных властей. В качестве примеров сотрудничества с государственными структурами можно назвать организацию празднования Святой Пасхи для детей-инвалидов, присутствие городских властей и руководителей предприятий на всех значительных событиях приходской жизни, организацию приходского летнего оздоровительного лагеря, проведение культурно-просветительских мероприятий.

Наиболее активно сотрудничество прихода и местных властей проявилось в совместной деятельности по строительству детского приюта.

Осенью 1997 года приходу храма Казанской иконы Божией Матери был передан в дар двухэтажный коттедж, требующий капитального ремонта. Идея создания приюта для детей-сирот на основе православной традиции была вызвана желанием создать семейную обстановку теплоты и внимания к каждому ребенку, которого Промысл Божий приведет к нам. По крупице, с Божией помощью, собирались пожертвования, строительные материалы, мебель, постельные принадлежности, одежда. Собственными силами удалось перестроить кровлю, в результате чего появился 3-й этаж мансардного типа. Это дало 100 кв. м. дополнительной площади и возможность разместить в доме часовню. Общая площадь дома составляет 432 кв. м, что позволяет разместить 17 детей.

Необходимость восстановления дренажной системы, водоснабжения, канализации, систем отопления и вентиляции заставляла искать возможность привлечения дополнительных финансов. Средств не хватало, а без выполнения этих работ дом был бы обречен на медленное разрушение. И тогда в мае 2000-го года по благословению Архиепископа Владимирского и Суздальского Евлогия был создан православный Благотворительный Фонд детей-сирот и одиноких престарелых "Неясыть" (слово "неясыть" употребляется пророком Давидом в псалме 101, стих 7; оно означает птицу пеликана, считающуюся символом материнской любви), главной задачей которого стала организация работ по строительству приюта. Городской администрацией любезно было выделено помещение для работы фонда.

В поисках финансовых средств, необходимых для завершения строительства приюта, фонд обратился к главе города С.А.Найдухову, который впоследствии возглавил Попечительский Совет Фонда. Ответ не замедлил. Сообщалось, что здание приюта может быть отремонтировано и принято в эксплуатацию только в случае передачи его в муниципальную собственность, так как бюджет города может нести расходы только на объекты, являющиеся муниципальной собственностью. После этого, по согласованию с правящим Архиереем, было направлено второе письмо с просьбой решить вопрос о приеме в муниципальную собственность города Радужный здания приюта-пансиона с последующей его передачей фонду "Неясыть" в бессрочное безвозмездное пользование.

В августе 2000 года вышло постановление главы города о приеме в муниципальную собственность здания приюта-пансиона, а также был разработан план мероприятий ремонтно-восстановительных работ. Решением Совета Народных Депутатов, учитывая необходимость ввода в эксплуатацию здания приюта-пансиона, социальную значимость деятельности приюта, а также с целью сохранения здания приюта в зимний период было определено провести финансирование приюта уже в IV квартале 2000 года за счет дополнительной дотации из федерального бюджета. В городской бюджет были заложены также ассигнования на содержание и эксплуатацию приюта.

Поддержка городских властей позволила решить проблемы финансирования строительства приюта. К настоящему времени строительство практически завершено. Открытие приюта намечено на 1-е сентября 2001г.

Благодаря неравнодушным людям, при непосредственном участии главы города, сумевшего среди множества забот найти нужным, важным и полезным поддержать идею Церкви, стало возможно создание православного приюта для сирот.

Сотрудничество фонда "Неясыть" с местными властями не ограничивается строительством приюта. На городском радио фонду предоставлено эфирное время - 20 минут дважды в месяц для православной детской радиогазеты "В гостях у матушки Неясыть". В создании радиогазеты принимают участие и ученики воскресной школы.

У нас уже есть планы дальнейшей деятельности, направленной на развитие социального служения в сотрудничестве с местной администрацией. Предполагается создание дома для одиноких престарелых, патронажной медицинской службы по типу сестричества, русской начальной школы на основе православной культуры. Совместные усилия Церкви и государства позволят воспитать духовно-нравственное отношение к жизни, любовь и уважительное отношение к людям, Отечеству, культуре, святыне.

Мы дети одной страны - измученной России. Наш долг - пожалеть ее, привести ее к силе и славе своими скромными делами. Я надеюсь на взаимопонимание и дальнейшее сотрудничество с радужанами на благо одного из маленьких городов России, если на то будет воля Божия.

Скобелкина Е.В.,
Директор Благотворительного Фонда "Неясыть",
Директор православного приюта-пансиона для девочек г. Радужный

К началу страницы


Главная
страница
Информационные
материалы
Ноу-хау Информационный
бюллетень
Миссия АСТ Объявления

Copyright (c) Круглый стол по религиозному образованию и диаконии, 1996-2000. Все права защищены.